Коррекционно-развивающее занятие по основам правового воспитания «Знакомимся со своими правами»
Оценка 4.6

Коррекционно-развивающее занятие по основам правового воспитания «Знакомимся со своими правами»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
05.04.2022
Коррекционно-развивающее занятие по основам правового воспитания «Знакомимся со своими правами»
Цели: Формирование у воспитанников центра представлений об ос-новных правовых документах: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка». Задачи: 1. Познакомить детей с историей возникновения правовых докумен-тов, их значением в жизни ребенка. 2. На примере литературных произведений ознакомить со статьями Конвенции. 3. Показать единство прав и обязанностей. 4. Расширять правовые знания воспитанников, развивать умение при-менять их на практике. 5. Воспитывать правовое самосознание, уважение прав другого чело-века. Оборудование: брошюры «Декларация», «Конвенция», «Конститу-ция»; плакаты для оформления зала; карточки с определениями, презентации статей, правовой и сказочной викторины; аудиозапись и костюмы для театрализованного представления.
КРЗ Знакомимся со своими правами.docx

ГКУ СО «СРЦН «ОГОНЕК»

 

 

 

 

 

 

 

Коррекционно-развивающее занятие

по основам правового воспитания

«Знакомимся со своими правами»

 

 

 

 

           Разработала:

             воспитатель

       С. А. Катышева

             Проведено:

             15.04.2019 г.

 

 

 

 

 

2019 г.

Коррекционно-развивающее занятие

по основам правового воспитания

«Знакомимся со своими правами»

 

Цели: Формирование у воспитанников центра представлений об основных правовых документах: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка».

Задачи:

1.        Познакомить детей с историей возникновения правовых документов, их значением в жизни ребенка.

2.        На примере литературных произведений ознакомить со статьями Конвенции.

3.        Показать единство прав и обязанностей.

4.        Расширять правовые знания воспитанников, развивать умение применять их на практике.

5.        Воспитывать правовое самосознание, уважение прав другого человека.

Оборудование: брошюры «Декларация», «Конвенция», «Конституция»; плакаты для оформления зала; карточки с определениями, презентации статей, правовой и сказочной викторины; аудиозапись и костюмы для театрализованного представления.

 

Ход занятия

                       I.          Организационный момент.

– Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые!

                   II.              Основная часть. Знакомство с новым материалом.

1.        Постановка цели занятия.

– Ребята, сегодня на нашем мероприятии вы познакомитесь со своими правами. Вы познакомитесь с новыми понятиями и постараетесь вспомнить все, что уже знаете по этой теме.

2.        Вступительная беседа.

– Подумайте и скажите, что означает слово «право»?

Дети высказываются.

ПРАВО – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

На доску вывешивается определение.

Каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права.

Права человека — это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей.

Люди должны жить по правилам, которые заложены в обществе, определены обычаями, традициями, жизненным опытом многих поколений, тогда в этом обществе будут действовать принципы разума, справедливости, совести и порядка.

Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создает все необходимые для вашего развития условия, защищает ваши интересы и права? (Отвечают дети).

– Конечно же, в первую очередь взрослые, которые ежедневно находятся рядом с вами. Это директор, социальный педагог, психологи, воспитатели и многие др.

Но о детях также заботятся общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.

Наиболее авторитетной среди них является Организация Объединенных НацийООН (вывешивается определение).

Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы многих стран решили объединиться, чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединенных Наций (ООН).

В результате, 10 декабря 1948 года государствами, входящими в ООН, была подписана Всеобщая декларация прав человека. (Показ документа).

«Всеобщая декларация прав человека» – нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще – и ни слова о детях! А ведь именно дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства, так как по-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, аварии, стихийные бедствия, эпидемии, совершаются преступления, в результате которых страдают и дети.

(Карточка) – Именно поэтому 20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка». (Показ документа).

«Конвенция» – это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии».

Наше государство, Россия, так же подписала этот документ.

20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка (карточка). И так как на нашей встрече разговор пойдет о детях, а детство – это самая весёлая и беззаботная часть жизни.

В Конвенции 54 статьи. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

3.        Театрализованное представление.

Звучит русская народная мелодия. На сцене появляются Баба Яга и Ивашка.

Баба Яга: А ну-ка, Ивашка, сядь ко мне на лопату!

Ивашка: Зачем это?

Баба Яга: Как это зачем? Я тебя зажарить хочу и съесть!

Ивашка: Ой-ей-ей! Спасите! Помогите! Съесть, зажарить хотят! Люди добрые, из беды меня выручайте!

Воспитатель: Не беспокойся милый Ивашка, выручим обязательно! Вот, прочитай Статью 37: «Ни один ребенок не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению»! Вам все понятно, Баба Яга?

Баба Яга: Понятно, понятно! Ухожу я от вас! Тоже мне, знатоки прав!

(Уходит).

Ивашка: Вот спасибо, люди добрые! Думал все, мне конец, съест Баба Яга!

Воспитатель: Пойдем-ка, дружок, будем с тобой изучать Конвенцию прав ребенка!

Ивашка: С удовольствием! (Уходят под музыку).

(Под музыку из сказки выбегает Красная Шапочка, навстречу ей – Волк).

Волк: Здравствуй, Красная Шапочка!

Красная Шапочка: Здравствуйте, господин Волк!

Волк: Куда ты идешь?

Красная Шапочка: К бабушке.

Волк: А где живет твоя бабушка?

Красная Шапочка: Надо идти вон по той дороге!

Волк: Понятно! Ну, все, удачи тебе, Красная Шапочка, а я побежал! У меня дела! (Поглаживает свой живот, злорадно смеется и убегает).

Воспитатель: Что же ты наделала, деточка? Зачем показала Волку дорогу? Он же может съесть твою бабушку, а затем тебя, и тем самым нарушит твои права и права бабушки.

Красная Шапочка: А что же делать?

Воспитатель: Для начала послушай Статью 6! Каждый ребенок имеет право на жизнь!

Красная Шапочка: Помогите мне, пожалуйста!

Воспитатель: Пойдем, Красная Шапочка, Волка догоним и постараемся его образумить!

Красная Шапочка: Спасибо Вам большое! Пойдемте!

На стульчике сидит Золушка и что-то шьёт.

Голос: Внимание! Внимание! Сегодня вечером принц устраивает бал. Приглашаются все знатные люди!

Появляются сёстры.

1-я сестра: Золушка! Ты слышала? Нас пригласили на бал принца.

2-я сестра: Помоги нам поправить наряды. (Золушка помогает).

1-я сестра: А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на бал?

Золушка: Что вы, сестрицы? Вы смеётесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и башмаках?

Мачеха (дочерям): Красавицы мои, вы собрались?

2-я сестра: Сейчас, маменька, только в зеркало посмотрим. Золушка копается, никак нас не оденет.

Золушка: Матушка, можно я тоже поеду. Я надену какое-нибудь из старых платьев сестриц?

Мачеха: И думать забудь! Не хватало ещё, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много: пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы меня под окном, перебрать гречку и горох. Ну, если управишься, то можешь потом приехать на бал.

Золушка: Я и за три дня не смогу всё это переделать!

Воспитатель: Не расстраивайся, Золушка, послушай, что я тебе скажу. Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг. И никто не может лишить тебя этого права, даже эта злая мачеха. Иди, собирайся на бал!

Золушка: Большое спасибо!

Воспитатель: Да, дорогие ребята, каждый из вас имеет право на отдых, досуг, на занятие любимым делом.

4.        Знакомство со статьями Конвенции о правах ребенка.

– Какие еще права детей вы можете назвать? (Отвечают дети).

В Конвенции 54 статьи о правах ребенка. С некоторыми статьями Конвенции мы познакомимся подробнее. Внимание на экран.

Презентация.

Воспитатель комментирует статьи из Конвенции, дети читают стихи. (3 слайд)

Статья 1. «Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста».

До 18 лет за вас несут ответственность взрослые, после 18 – за свои поступки отвечаете вы сами.

Товарищи дети! Будьте бдительны!

Права свои знайте, хорошими людьми растите! (4 слайд)

В Конвенции каждый найдёт

На важный вопрос ответ:

Ребёнком считается тот,

Кто не достиг восемнадцати лет. (5 слайд)

Статья 2. «Дети имеют право на защиту от дискриминации. Это означает, что все дети имеют одинаковые права, независимо от цвета кожи, пола, возраста или религии».

Сколько бы ни было в мире детишек,

Чёрных и белых девчонок, мальчишек,

Все их права и ценны, и равны.

Взрослые, вы уважать их должны! (6 слайд)

Статья 3. «Все взрослые всегда должны поступать так, чтобы обеспечить наилучшие интересы детей».

Помни, куда бы ты ни пришёл,

Любой государственный дядя

Дела иные отложит в стол твоих интересов ради. (7 слайд)

Статья 4. «Государство несёт ответственность за соблюдение прав всех детей».

Богатство твоей страны – это ты,

Должен любой президент понимать.

Лишь там превращаются в правду мечты,

Где детям готовы всё лучшее дать. (8 слайд)

Статья 5 и статья 18. «Родители несут основную долю ответственности за воспитание своих детей. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы».

Я расту на радость маме,

Но приходится признать,

Чтоб я вырос лучшим самым,

Как мне много нужно дать! (9 слайд)

Статья 6. «Каждый ребенок имеет право на жизнь».

Это главное право каждого человека. Разумеется, маленький человек тоже имеет это право. Но часто то в одном, то в другом государстве приходится сталкиваться с вопросами о ценности жизни.

– Скажите, нужно ли заботиться о детях-инвалидах и других больных детях?

Было в древности государство Спарта – вы слышали о нем на уроках истории. Спарта славилась своими непобедимыми воинами – выносливыми, сильными, здоровыми, неустрашимыми! Но как относились спартанцы к своим гражданам? Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабый, больной – он не нужен Спарте. Сбросить его со скалы! А ведь слабый ребенок, если будет тренироваться, может вырасти сильным и ловким: он может стать ученым-изобретателем или талантливым художником, мудрым врачом или даже полководцем! Просто больного надо лечить, слабому – помогать…

Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки.

Каждый день рождаются девчонки и мальчишки.

Пользуются с первых дней правами своими,

Ведь с пелёнок человек получает имя! (10 слайд)

Статья 7 и статья 8. «Все дети имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также они имеют право на сохранение своего имени и гражданства».

Статья 9. «Все дети имеют право жить со своими родителями, за исключением случаев, когда это невозможно». (11 слайд)

Статья 11. «Вывозить детей из страны нелегально запрещено».

Статья 12. «Все дети имеют право свободно выражать мнение, ребёнок имеет право на то, чтобы его мнение было услышано и принято во внимание».

Высказать правду ты можешь везде:

Дома, и в школе, и даже в суде.

Но уважай убежденье других,

Право на мненье есть и у них. (12 слайд)

Статья 13 и статья 17. «Все дети имеют право высказывать своё мнение и получать информацию».

Статья 14 и статья 15. «Все дети имеют право думать обо всём так, как они хотят, они имеют право организовывать клубы по интересам и участвовать в собраниях и организациях». (13 слайд)

Статья 19. «Все дети имеют право на защиту от всех форм насилия или эксплуатации со стороны родителей или других лиц, заботящихся о ребенке».

Вы запомните, ребята,

Что ни дед и ни сосед,

Только мама, только папа,

Они за вас несут ответ! (14 слайд)

Статья 20. «Дети имеют право на особую защиту и помощь, если у них нет возможности жить со своими родителями».

Знайте, что бить, обижать и неволить

Ребёнка закон никому не позволит.

Дети – не куклы! Любой Карабас

Будет серьёзно наказан у нас! (15 слайд)

Статья 21. «В случае усыновления все дети имеют право на наилучшую заботу».

Малыш, что остался один в целом свете,

Нормально не сможет жить и расти.

Взрослые, те, что за детство в ответе,

Ребёнку семью помогите найти! (16 слайд)

Статья 23. «Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь».

Очень трудно быть другим,

Непохожим, не таким,

Нос не вешай, иди вперёд!

Тебе помогут, успех придёт! (17 слайд)

Статья 24. «Дети имеют право получать медицинскую помощь и лечение таким способом, который наилучшим образом поможет им сохранить здоровье». (18 слайд)

Статья 26. «Дети имеют право на помощь государства, если они в нужде и бедности».

Статья 27. «Все дети имеют право на достаточно хороший уровень жизни, соответствующий установленным стандартам». Это означает, что дети должны иметь еду, одежду и жильё.

Человек на свет не может без помощи родиться,

Суп малыш себе не сварит, не сможет учиться.

Потому то, чтоб ребёнка защитить и воспитать,

Самых лучших специалистов требуется назначать! (19 слайд)

Статья 28 и статья 29. «Все дети имеют право на получение образования, которое даёт возможность развития личности ребёнка».

Не во всех странах дети имеют возможность получить бесплатное образование. Это еще раз подтверждает то, что наше государство проявляет особую заботу о будущем наших детей. Поэтому вы должны пользоваться этим правом и хорошо учиться.

Заходите в первый класс,

Не шагайте мимо!

Мы всему научим вас, что необходимо! (20 слайд)

Статья 31. «Все дети имеют право играть и отдыхать в таких условиях, которые способствуют их творческому и культурному развитию, занятием искусством, музыкой, театральными постановками».

Бабушка не прыгает, дедушка не скачет.

Это для Конвенции ничего не значит.

Положено ребёнку расти, шуметь, играть,

И права этого никто не может отобрать!

К сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются ими только во благо своих интересов, не считаясь с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому-то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться своими правами только тогда, когда не нарушаете права других. (21 слайд)

Статья 32. «Все дети имеют право на защиту от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья ребёнка или препятствовать получению образования».

Очень часто заявление о своих правах служит оправданием нежелания что-либо делать, получать все и ничего не отдавать взамен. Например, вас просят вынести мусор, убраться в комнате или в шкафу с личными вещами.

Вы скажете: «Не имеете права использовать труд детей».

–Скажите, вы будете правы?

– Конечно же, нет. Это не принудительный труд, а посильная для вас помощь по хозяйству, самообслуживание. (22 слайд)

Статья 37. «Все дети имеют право не быть подвергнутыми жестоким или болезненным наказаниям». (23 слайд)

Статья 39. «Все дети имеют право на помощь в случаях оскорблений, отсутствия заботы или грубого обращения. (24 слайд)

Статья 40. «Все дети, которые обвиняются в нарушении закона или были признаны виновными в нарушении закона, имеют право на предоставление защиты, а также на гуманное и справедливое отношение к ним». (25 слайд)

Статья 42. «Все взрослые и дети должны знать об этой Конвенции. Все дети имеют право знать о своих правах, и взрослые тоже должны знать о них».

Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать. Они одинаково принадлежат всем людям, независимо от национальности. Права нельзя отобрать – никто не может лишить прав другого человека, ни по какой причине. Мы все рождаемся свободными и равными.

Чтобы стать полноправным гражданином общества, нужно знать свои права.

                       III.            Практическая часть. Актуализация новых знаний.

Правовая викторина «Знатоки права».

А сейчас мы проведем викторину и узнаем, кто из вас самые лучшие знатоки прав.

Презентация «Знатоки права».

Задание 1. Экспресс-опрос.

Выбрать и назвать правильный ответ.

1. Назовите основной закон государства. (Декларация, Конвенция, Конституция.)

2. Какой международный документ закрепляет права детей? (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребёнка.)

3. В каком году была принята Конвенция ООН о правах ребёнка? (1949, 1989, 1990).

4. Что такое право? (Закон, совокупность правил, обязанность.)

5. Ребёнок – это человек:

(Который ходит в школу, который ходит в детский сад, которому не исполнилось 18 лет.)

6. Какие дети имеют право на особый уход и защиту?

(Дети-инвалиды, дети в возрасте с 15 до 18 лет, все дети имеют такое право).

7. Ребёнок имеет право: (на жизнь, свободно выражать своё мнение, не слушаться родителей, не ходить в школу).

8. С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью(с 18 лет, с 14 лет, с 20 лет.)

Задание 2. «Сказочная викторина».

Рассмотрев рисунок, вы должны определить название сказки и автора. Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права.

1. Как называется сказка? Кто автор? (русская народная сказка «Колобок»).  (1 слайд)

Лиса говорит:«Колобок, колобок, я тебя съем!»

Какую статью нарушила Лиса? (статью 6)

Что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).

2. Как называется эта сказка? Кто её написал? (Рус. нар. сказка «Маша и Медведь», в книгах встречается в обработке А. Н. Толстого).                           (2 слайд)

Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой? (статья 37)

Медведь говорил: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».

Как должна ответить Маша, защищая свои права… (Не имеешь права лишать меня свободы).

3. Назовите сказку. Кто автор?                                                 (3 слайд)

Какую статью нарушил Карабас-Барабас, когда подвесил Буратино на крючок, а затем хотел бросить его в костер? (статья 37) «Не имеете права подвергать меня пыткам и жестокому обращению».

Подведение итога викторины. Награждение знатоков права.

                       IV.            Подведение итогов занятия.

– Молодцы, ребята. Вы уже хорошо знаете свои права.

– Но еще нужно всегда помнить о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.

Скажите, что такое обязанность? (Отвечают дети).

Напоминаю точное определение.

(Читаю с доски определение).

Обязанность – это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

Вспомним высказывание известного политического деятеля XX века К. Маркса. (Читают хором)

«Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав».

Карл Маркс.

–Какие обязанности есть у вас? (Хорошо учиться, беречь природу, любить Родину).

Главная ваша обязанность – хорошо учиться, чтобы получить образование и стать хорошими специалистами в нашей стране.

– Сегодня вы познакомились еще с одной обязанностью.

– Кто сможет ее назвать?

«Уважать права других людей».

– Нельзя свои права ставить выше прав других людей, тогда и ваши права будут уважать.

Помните золотое правило морали: «Никогда не делай другим того, что не пожелал бы себе».

Эти слова принадлежат древнему философу-мыслителю Китая Конфуцию.

Обобщение пройденного.

-     С какими важными документами вы сегодня познакомились?

-     Какой организацией они были приняты?

-     Почему права ребенка выделены из прав человека? (Детям требуется особая забота, защита и внимание).

Конвенция о правах ребенка имеет большое значение в жизни детей. Она призвана защищать ваши права, охранять от обид и жестокого обращения.

А сейчас послушаем стихи.

1. Мы граждане, но все же дети,

Бывает, для защиты повод есть.

Поэтому Конвенцию придумали на свете,

Чтоб знали мы права и отстояли честь.

2. Конвенция дает всем равное право,

Чтоб детских слез гораздо меньше стало,

О счастье детей не только мечтают,

Проблем не боятся, их вместе решают.

3. Пятьдесят четыре – ни много, ни мало

Много есть законов для счастья детей,

Чтоб нарушений меньше стало

На планете нашей всей.

4. Главное право на жизнь и свободу,

На любовь и семейную заботу.

На учебу, отдых, увлеченье.

Социальную защиту и леченье.

5. Закон я понял, но все же, друзья,

Не очень я взрослый – вот беда.

Меня не послушают, могут побить,

Как самому мне вопросы решить?

6. Не бойся, с тобою семья,

Воспитатель в беде не оставит тебя.

На свете много хороших людей –

Помогут они, держись веселей.

7. До 18 лет права твои

Охраняют взрослые люди, они

Готовы тебя поддержать всегда.

Теперь ты понял?

В общем – да!

И небольшое обращение к взрослым.

Стихотворение «Новый закон»

На час начальником бы стать

Среди законодателей,

Велел бы я издать закон

Для взрослых обязательный.

«В дни отдыха, – гласил бы он,-

Одних, без нас, родителей

В театры, в цирк, на стадион

Не допускать как зрителей».

Пусть надпись –буквы покрупней! –

Там ярко освещается:

«Вход мамам, папам без детей

Строжайше запрещается».

Тогда бы поняли они,

Всё взрослое сообщество,

Как детям в праздничные дни

Быть с ними вместе хочется.

В заключении дети исполняют песню «Все на свете пусть смеются дети!» Гости и присутствующие получают памятки «Права и обязанности».


 

ГКУ СО «СРЦН «ОГОНЕК»

ГКУ СО «СРЦН «ОГОНЕК»

Коррекционно-развивающее занятие по основам правового воспитания «Знакомимся со своими правами»

Коррекционно-развивающее занятие по основам правового воспитания «Знакомимся со своими правами»

Права человека — это правила , по которым живет он сам и окружающее его общество людей

Права человека — это правила , по которым живет он сам и окружающее его общество людей

В Конвенции 54 статьи. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся

В Конвенции 54 статьи. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся

Красная Шапочка: Спасибо Вам большое!

Красная Шапочка: Спасибо Вам большое!

В Конвенции каждый найдёт На важный вопрос ответ :

В Конвенции каждый найдёт На важный вопрос ответ :

А если слабый, больной – он не нужен

А если слабый, больной – он не нужен

Будет серьёзно наказан у нас! (15 слайд)

Будет серьёзно наказан у нас! (15 слайд)

Это для Конвенции ничего не значит

Это для Конвенции ничего не значит

А сейчас мы проведем викторину и узнаем, кто из вас самые лучшие знатоки прав

А сейчас мы проведем викторину и узнаем, кто из вас самые лучшие знатоки прав

Как должна ответить Маша, защищая свои права… (Не имеешь права лишать меня свободы )

Как должна ответить Маша, защищая свои права… (Не имеешь права лишать меня свободы )

Конвенция о правах ребенка имеет большое значение в жизни детей

Конвенция о правах ребенка имеет большое значение в жизни детей

В дни отдыха, – гласил бы он,-

В дни отдыха, – гласил бы он,-
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2022