ГКУ СО «СРЦН «ОГОНЕК»
Цикл занятий по проекту
«Гражданин XXI века»,
направленного на воспитание законопослушного поведения у воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Самарской области
Тематический блок «Я – гражданин»
Разработала:
воспитатель
С.А. Катышева
Проводится:
2021-2022 г.г.
2021-2022 г.г.
Содержание
1. «Мы имеем права»……………………………………………………………...3
2. «Права ребенка»………………………………………………………………..4
3. «Право на жизнь»………………………………………………………………6
4. «Право на имя»…………………………………………………………………8
5. «Право на гражданство»……………………………………………………….9
6. «Право на семью»……………………………………………………………..12
7. «Право на охрану и укрепление здоровья»………………………………….14
8. «Дом, в котором ты живешь»………………………………………………...16
9. «Право на жилище и защиту от насилия»…………………………………..18
10. «Право на свободу»…………………………………………………………20
11. «Право на образование»…………………………………………………….21
12. «Право на игру»……………………………………………………………..23
13. «Право на труд»……………………………………………………………..26
14. «Мы отдыхаем»……………………………………………………………..27
15. «Право на особую защиту»…………………………………………………30
16. «Все мы разные, но права у нас одинаковые»…………………………….32
Приложение 1……………………………………………………………………36
Занятие № 1. «Мы имеем права»
Задачи:
1. Формировать первоначальные правовые знания на основе Конвенции о правах ребенка.
2. Дать определение слова «право», сравнить его со словом «правило».
3. Содействовать развитию общения между ровесниками, оптимизации взаимоотношений в группе.
4. Воспитывать чувство собственного достоинства и уважение к правам других людей.
Ход занятия:
I. Приветствие по кругу.
– Давайте представим, что мы великаны. У нас «круг великанов», которым хорошо и весело вместе. Улыбнитесь друг другу. Поприветствуйте товарища, стоящего рядом, пожав ему руку, пожелайте ему доброго утра.
Великаны тоже любят играть. Поэтому давайте поиграем.
1. Игра «Я умею…» (с мячом)
Дети стоят по кругу, поочередно бросают друг другу мяч, говоря при этом, что они умеют делать (например: быстро бегать, мыть посуду и т. д.). Каждое умение может быть названо один раз. Ребенок, который повторил то, что уже было сказано, или не может ответить, выбывает из игры.
2. Игра «Сделай так, как я скажу, а не так, как покажу».
Педагог предлагает детям повторять за ним движения, соблюдая пра-вило: «Сделай так, как я скажу, а не так, как покажу», В ходе игры он специально путает детей: называет одни движения, а показывает другие.
II. Читаем, слушаем, обсуждаем, рассуждаем.
1. Чтение и обсуждение рассказа Эммы Мошковской «Маленький великан».
- А сейчас присаживайтесь и послушайте рассказ Эммы Мошковской «Маленький великан».
Жил-был великан. Все великаны были как великаны. Большие-большие. Просто огромные. А этот был маленький. Уж такой он уродился. Он приходит и говорит: «Здрасьте, я великан!» Но ему не верили, а только смеялись: «Ха-ха-ха, вот шутник!» И он подумал: «Наверное, нужно доказать, что я все-таки великан». И он стал поднимать такие тяжести, какие может поднять только великан. И он никогда не жадничал. Он был добрый, очень добрый, потому что так полагается у великанов. И вот тогда все поверили, что он великан. Да, просто он был маленький великан.
Вопросы для обсуждения:
- Почему все не верили, что это великан?
- Как герой рассказа доказал, что он все-таки великан?
- Какое главное правило он понял и стал выполнять?
- Хотели бы вы дружить с маленьким великаном?
- Скажите, есть ли правила в нашей группе? Какие?
2. Игра «Можно-нельзя» (с мячом).
Передавая мяч, дети называют, что можно, а чего нельзя делать: Например: нельзя забирать игрушки, а можно вежливо попросить; нельзя рвать книги, а можно аккуратно смотреть; нельзя драться, а можно дружить ит. п.
- Правило нашей группы – делать для всех только добрые дела. Наш маленький великан тоже делал только добрые дела, помогал всем, кому это было необходимо. И в первую очередь он выполнял те желания, без которых нельзя жить. Это правила, которые существуют для всех. Такие правила называются правами.
- Знаете, какие желания загадал маленький великан в первую очередь, когда попал в волшебную страну, где сбываются все желания? Он пожелал, чтобы все могли дышать свежим воздухом, пить чистую воду, ходить в школу, чтобы никто никогда никого не обижал, не бил, не оскорблял.
Эти желания важны для всех людей, и каждый из нас имеет право на жизнь, на чистую воду и достаточное количество пищи, на защиту, на дом, на свои вещи и др.
Наши права защищает закон, поэтому все должны их соблюдать.
Права имеют не только взрослые, но и все дети.
3. Игра «Я имею право...»
Дети стоят в кругу и, поочередно передавая мяч, называют свои права. Например: «Я имею право, чтобы меня не обижали», «Я имею право на дом» и т. д.
- Так что же такое «право»? (Это правила, которые нужно выполнять, чтобы всем жилось хорошо. Права – это правила, по которым живут люди.)
III. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
- Что вы запомнили из нашей беседы?
- Что вам понравилось?
- Что не понравилось?
- О чем вы хотели бы узнать подробнее?
Занятие № 2. «Права ребенка»
Задачи:
1. Помочь осознать свою принадлежность к обществу в целом.
2. Формировать первоначальные представления о правах человека и ребенка.
3. Познакомить с понятием «паспорт».
4. Воспитывать чувство собственного достоинства, уважения к людям.
Материал: бумага формата А4, цветные карандаши (на каждого ребенка); паспорт.
Ход занятия:
I. Приветствие «Улыбка по кругу».
II. Беседа на тему «Общество и человек в нем».
- Как называется планета, на которой мы живем?
- Кто мы?
На планете Земля много различных стран, в которых живут люди.
- Как называется страна, в которой живем мы? (Ответы детей.)
- Какие еще страны вы знаете? (Ответы детей.)
Мы с вами живем в Российской Федерации, России. Все жители нашей страны живут, учатся и работают. Мы живем в обществе. Общество – это люди, которые нас окружают, это семья, друзья, дети из нашей группы и т. д. Все люди живут по общим правилам.
- Какие правила существуют в нашей группе? (Соблюдаем личную гигиену, делаем зарядку, вежливо общаемся с детьми и взрослыми, помогаем друг другу.)
У взрослых тоже есть свои правила. Они вовремя приходят на работу, уважительно относятся друг к другу на работе, в транспорте, в магазине, заботятся о своих детях. Они решают самые сложные вопросы. А еще взрослые придумали особые правила – права ребенка, которые обязан соблюдать каждый.
В Российской Федерации принят Закон «О правах ребенка». Закон – это то, что должны выполнять неукоснительно все люди. Закон защищает права детей. Еще один документ, защищающий права детей – это «Конвенция о правах ребенка», которая действует во многих странах мира, включая Российскую Федерацию.
III. Знакомство с паспортом.
- Послушайте загадку еще об одном важном документе:
Эта книжка-невеличка,
Нет рисунков на страничках,
Но в любое время дня
Все расскажет про меня
- Что это? (Паспорт)
Это паспорт. Он есть у всех взрослых и даже у некоторых детей. Как вы думаете, для чего он нужен? (Ответы детей.)
В паспорте записаны основные, самые главные сведения о человеке-владельце: фамилия, имя, отчество, место рождения, год рождения, адрес (рассматривают паспорт).
- Давайте сделаем паспорта, которые будут рассказывать о каждом из вас.
Дети складывают пополам лист бумаги формата А4. На первой странице они обводят ладонь руки, с помощью педагога пишут свое имя; на второй – рисуют автопортрет.
IV. Подведение итогов занятия.
- Что такое права?
- О каких правах вы сегодня узнали?
- Чем защищены наши права?
- Зачем нам нужен паспорт?
V. Рефлексия.
- Что запомнилось с нашего разговора?
- Что вам больше всего понравилось и не понравилось?
Занятие № 3. «Право на жизнь»
Задачи:
1. Продолжать формировать первоначальные правовые знания на основе Конвенции о правах ребенка.
2. Дать представление о праве на жизнь, уточнить и скорректировать имеющиеся у детей представления и понятия.
3. Способствовать развитию чувства собственного достоинства, социальной активности.
4. Воспитывать жизнелюбие.
Ход занятия:
I. Приветствие «Поздороваемся без слов».
Дети стоят в кругу и здороваются друг с другом без слов: взглядом, прикосновением к плечу, рукопожатием, кивком головы и т. д. Затем все берутся за руки и говорят: «Здравствуйте».
- Почему мы так сказали? Что значит это слово? (Мы пожелали друг другу здоровья.)
II. «Разговор с инопланетянами».
- Представьте, что к нам прилетели инопланетяне. Они никак не могут понять, кто такие люди; чем они отличаются от животных и друг от друга; что они любят: чем занимаются. Попробуйте им все это объяснить. (Рассказы детей.)
- Чем похожи люди и животные? (Тем, что они живые.)
- А растения живые?
- Что необходимо людям, животным и растениям для жизни? (Вода, воздух, пища.)
- А что нужно живым существам, чтобы жить хорошо? (Свет, тепло, защита, место для движения, свобода.)
Итак, мы все – живые. Для того чтобы жить, нам нужны свежий воздух, чистая вода, полезная еда, движение и отдых.
Главное право каждого человека – это право на жизнь. Ребенок – это маленький человек, значит, он тоже имеет это право.
III. Чтение и обсуждение сказки «Волк и семеро козлят».
1. Воспитатель читает отрывок из сказки, дети слушают.
2. Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, хорошо ли поступил волк?
- Почему плохо? (Волк лишил жизни козлят.)
- Как вы думаете, им хотелось жить?
- Какое еще право нарушил волк? (Волк нарушил несколько прав: проник в чужой дом без разрешения – нарушил право на жилье; съел козлят – нарушил право на жизнь.)
- В каких еще сказках нарушается право на жизнь? Назовите их. («Колобок», «Красная Шапочка», «Три поросенка».)
- Каждый ребенок имеет право на жизнь, и ни у кого нет права лишать его жизни.
IV. Игры на закрепление материала.
- Посмотрите, этот символ обозначает право на жизнь (прил. 1). Возьмите маленькие символы и вклейте их в свои паспорта.
- Что означает этот символ? (Право на жизнь.)
- Что значит жить? (Дышать, пить, питаться, играть.)
1. Игра «Наседка и цыплята».
Цель: Развивать выразительность движений и речи, воображение, раскованность, эмпатию, групповую сплоченность.
Дети присаживаются на корточки лицом в круг, наклонив голову и прижав руки к телу. Педагог сидит в центре, изображая наседку.
- Долго сидела наседка на яйцах, и вот пришла пора появиться цыплятам на свет.
1-й цыпленок (педагог прикасается к какому-нибудь ребенку) появился на свет и удивился: «Как просторно вокруг, а в скорлупе было так тесно!» (Ребенок поднимается и изображает этого цыпленка.)
2-й цыпленок рассердился, нахмурил брови: он так хотел родиться первым.
3-й цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в яичной скорлупе.
4-й цыпленок очень обрадовался своему появлению на свет.
5-му цыпленку все было интересно, и он сразу стал рассматривать своих братьев и сестер, заглядывая им в глаза.
6-й цыпленок открыл глаза и увидел, что все уже вылупились и ждут его. Ему стало стыдно, что он всех задерживал.
Наседка предлагает всем поискать червячка.
- Молодцы! Мне понравилось играть с вами. А вам понравилось?
V. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
- Что больше всего запомнилось из нашего разговора?
- С каким правом мы сегодня познакомились?
Занятие № 4. «Право на имя»
Задачи:
1. Закрепить знание того, что каждый человек имеет право на имя.
2. Познакомить с ласковыми формами имен, развивать связную речь, активизировать словарный запас.
3. Воспитывать самоуважение и уважение к другим людям.
4. Содействовать дальнейшему развитию общения между ровесниками и оптимизации взаимоотношений в группе.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
1. Приветствие по кругу.
- Давайте улыбнемся друг Другу и скажем громко: «Доброе утро!»
- Почему утро доброе?
- Давайте все возьмемся за руки и передадим частичку своего тепла и доброго настроения друг другу.
- У всех хорошее настроение?
2. Игра «Давайте познакомимся!»
Дети по очереди бросают мяч товарищу, ласково обращаясь к нему по имени.
- Вот вы сейчас бросали мяч и что называли? (Имя.)
- Скажите, а у всех ли есть имена? Для чего они нужны?
II. «Имя должно быть у каждого».
1. Чтение и обсуждение «Сказки о гномике, у которого не было имени».
В одной сказочной стране жил маленький гномик. Он жил в лесу совсем один, и у него не было имени. Однажды гномик решил отправиться в путешествие. Он собрал в узелок свои вещи и весело зашагал по тропинке вперед навстречу неизвестности. Шел он, шел, и пришел в красивый город. В этом городе жили такие же гномики, как и он. Гномики обступили незнакомца, стали расспрашивать его: «Кто ты, как тебя зовут?»
- Как это зовут? – удивился малыш.
- Какое у тебя имя?
- Я не знаю, v меня нет имени, – ответил гномик.
- Но как же ты живешь без имени? – удивились жители красивого города, – у каждого должно быть имя. Чтобы все знали, к кому обращаются, с кем разговаривают, чтобы ни с кем его не перепутать.
Маленький гномик заплакал:
- Что же мне делать?
- Не плачь! Мы сейчас тебе дадим имя.
- Имя? Мне?! – обрадовался гномик.
- Мы назовем тебя – Тим-путешественник.
- Я – Тим-путешественник, – прошептал малыш, – вот здорово!
- Ну, а теперь давай знакомиться!
Вот так Тим-путешественник получил свое имя, и узнал, что оно должно быть у каждого.
- А вы знаете, кто вам дал имя?
Каждый человек после рождения получает собственное имя. Его дают родители – папа и мама.
Итак, каждый человек имеет право на имя, и никто не должен называть его по-другому, и уж тем более – обидными словами.
2. Игра «Мое имя похоже...»
- Представьте себе, что мы попали в «Страну имен», в которой все имена превратились в растения. Передавая мяч, расскажите, в какое растение могло бы превратиться ваше имя.
III. Закрепление материала.
Вот символ, которым можно обозначить право на имя (см. прил. 1). Добавим его к тому, с которым вы уже знакомы.
Пожалуйста, напомните его. (Право на жизнь.)
- А что означает этот символ (педагог показывает символ, обозначающий право на имя)? (Право на имя.)
- Возьмите такие же символы и вклейте их в свои паспорта.
- Так с каким правом мы сегодня познакомились?
IV. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
- Что вам запомнилось из нашего разговора?
- Что понравилось?
- Давайте возьмемся за руки и громко скажем: «Мы имеем право на имя».
Затем каждый ребенок говорит: «Я имею право на имя» и называет свое имя.
- Молодцы! Мне было очень приятно с вами общаться, спасибо.
Занятие № 5. «Право на гражданство»
Задачи:
1. Способствовать формированию представления о себе как о полноправных гражданах, имеющих право на свободное проживание в своей стране.
2. Уточнить и систематизировать знания о главных государственных символах Российской Федерации – флаге, гербе, гимне.
3. Воспитывать чувство собственного достоинства, уважение к окружающим людям, своему отечеству.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
Приветствие «Волшебный клубочек».
Дети сидят на ковре по кругу. В руках у воспитателя клубок ниток. Он наматывает ниточку на палец и передает клубок сидящему рядом ребенку, при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание. Ребенок передает клубок своему соседу. Так продолжается, пока клубок не побывает в руках у каждого ребенка.
- Мы с вами соединены ниточкой волшебного клубочка. А сейчас передаем клубочек в обратном направлении и сматываем ниточку.
II. Основная часть.
1. Беседа «Страна, в которой мы живем».
- В какой стране мы живем? (Российская Федерация, Россия.)
В нашей стране много больших городов и маленьких городков, поселков, деревень и маленьких деревушек. И везде живут люди. Я думаю, что нельзя однозначно ответить на вопрос, где лучше жить – в городе или в деревне. Каждому человеку нравится жить там, где его дом.
- Как называется город, в котором мы живем?
- Это большой город или маленький?
- Как называются жители нашего города?
- Какие еще города вы знаете?
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Как называют жителей нашей республики?
- Российская Федерация – многонациональная страна. В ней проживают представители многих национальностей и народностей. У всех есть свой язык, свои песни, пословицы, сказки, игры, праздники, национальные костюмы.
2. Игра «Назови, какой» (с мячом).
Самара – город... (русский)
Наш язык – ...
Наша природа – средняя полоса России
Наши песни – ...
Наши сказки – ...
3. Рассказ воспитателя.
Мы с вами живем в Российской Федерации, России. Каждый ребенок, едва появившись на свет, становится гражданином своей страны. Он еще не научился говорить, не сделал ни одного шага, а ему уже присвоено это звание. Так договорились люди всей земли: ребенок имеет право на гражданство, т. е., свободно жить в своей стране и иметь много разных прав.
Все вы – маленькие граждане нашей страны, и у каждого из вас есть документ – свидетельство о рождении. В него записаны фамилия, имя, отчество новорожденного, фамилии, имена и отчества его родителей, а также место рождения. Это ваш самый первый документ.
- Саша, скажи, пожалуйста, ты гражданин какой страны?
- Катюша, а как ты скажешь о себе?
Давайте возьмемся за руки и громко скажем: «Мы – граждане Российской Федерации, России».
4. Знакомство с государственной символикой.
- У каждого государства есть свои символы. Вспомните, какие вы знаете символы государства? (Герб, флаг, гимн.)
Педагог показывает плакаты с изображением гербов разных стран, предлагает найти среди них герб Российской Федерации, России.
- По каким признакам вы догадались, что это наш герб? (Ответы детей.)
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами с крестами и – над ними – одной большой короной с крестом, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.
Педагог показывает плакаты с изображением флагов разных стран:
- Покажите флаг Российской Федерации.
- Чем отличаются флаги? (Цветом).
- Сколько цветов имеет российский флаг? (Три – белый, синий, красный.)
Флаг нашей страны представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине составляет 2:3.
Педагог включает запись национального гимна Российской Федерации.
- Кто знает, что это за мелодия? (Ответы детей.)
Это гимн нашей страны, т. е. главная торжественная мелодия. Он исполняется во время национальных праздников, различных мероприятий государственной важности. В нем прославляются Российская Федерация и россияне.
- Вспомните, где вы слышали гимн нашей Родины?
Каждый народ уважительно относится к символам своей страны. Гимн – это тоже символ страны.
- Сколько национальных символов у Российской Федерации? Какие? (Герб, флаг, гимн.)
К каждому из этих символов надо относиться уважительно.
III. Закрепление материала. Подведение итогов занятия.
- Посмотрите на символ права, с которым мы сегодня познакомились (см. прил. 1). Что на нем изображено? (Флаг Российской Федерации.)
- Что это означает? (Ответы детей.)
Это означает, что каждый из нас является гражданином Российской Федерации. Вклейте символ права на гражданство в свои паспорта.
- С каким правом мы сегодня познакомились?
- Гражданами какой страны мы являемся?
Занятие № 6. «Право на семью»
Задачи:
1. Продолжать расширять знания о семье, ее членах, родственных отношениях в семье.
2. Показать значение семьи в жизни ребенка.
3. Дать представление о праве ребенка на семью.
4. Воспитывать любовь и уважение к родным и близким.
Предварительная работа: Рассматривание фотографий в семейных альбомах.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
Приветствие «Перышко».
Дети сидят на ковре по кругу. Воспитатель дотрагивается до сидящего рядом ребенка и говорит шепотом, обращаясь к нему по имени: «Я рада тебя видеть», – и передает ему перышко. Таким же образом, все дети по очереди приветствуют друг друга.
II. Основная часть.
1. Беседа «Семья и мы в семье».
- С кем вы живете?
- Почему дети всегда живут с взрослыми?
Пала, мама, бабушки, дедушки, сестры и братья – это ваша семья. Все вы вместе живете в одной квартире, вместе кушаете, вместе гуляете. В семье есть взрослые и дети.
- Кто в семье взрослый? (Ответы детей.)
Семьи могут быть большими и маленькими.
- Какие семьи большие? Какие маленькие?
В семье может быть один, два, три и больше детей.
— Сколько детей в вашей семье?
2. Игра «Кто ты в семье?» (в кругу с мячом).
- Для папы, мамы. (Дочь, сын.)
- Для бабушки, дедушки. (Внук, внучка.)
- Для сестры, брата. (Брат, сестра.)
- Кому ты дочь (сын)?
- Кому ты внук (внучка)?
- Кому ты брат (сестра)?
- Как вы думаете, нужна ли семья? Для чего?
III. Чтение и обсуждение «Поучительной истории, которая произошла в одной семье».
В одном прекрасном городе жила-была семья. Обычная семья, которая состояла из мамы, папы и двух детишек. Родители заботились о своих детях, любили и помогали им во всем. Но дети не ценили своих маму и папу. Они решили, что без родителей жить будет лучше: никто не будет просить собрать игрушки, навести порядок в комнате, не нужно будет умываться и чистить зубы,
И вот однажды брат и сестра ушли из дома. Сначала им было весело, но потом им захотелось кушать, одежда испачкалась, волосы сбились.
Дети сели под дерево и заплакали. Они вспомнили, какие вкусные обеды готовила мама, как интересно им было собираться всей семьей и обсуждать прошедший день. Братишка взглянул на сестру и воскликнул: «Какая ты стала некрасивая. Мама всегда тебя причесывала, и одежда твоя была всегда чистой, да и моя тоже». «Да, конечно, ты прав, дома было так хорошо. Давай вернемся, я уже по папе с мамой соскучилась», – тихим голосом сказала сестра. «Давай!» – обрадовался брат.
Дома их встретили родители. Встреча была радостной. Дети попросили прощения за свой поступок. Они поняли, что...
- Что поняли дети?
- Для чего ребенку нужна семья?
Вывод: Все дети имеют право жить в семье со своими родителями, которые их любят и заботятся о них.
- Вы любите своих родителей?
- Как вы ласково называете маму (папу)?
- Как можно ласково назвать сестру (брата)?
- Как родители ласково называют вас?
3. Игра «Ласковые имена».
1-й вариант (с мячом): дети стоят по кругу. Воспитатель задает вопрос: «Как ваши мамы вас ласково называют?» — и бросает мяч ребенку. Тот отвечает и бросает мяч следующему и т. д.
2-й вариант (с флажком): Воспитатель называет ребенка ласковым именем и дает ему флажок. Ребенок выходит в круг и танцует.
Хоровод водили,
Ласковыми были.
В круг вызывали,
Имя называли.
Выйди, Леночка, в кружок,
Возьми, Леночка, флажок,
Попляши!
IV. Закрепление материала.
- Посмотрите, этот символ обозначает право на семью (см. прил. 1). Добавим его к тем, с которыми вы уже знакомы. Пожалуйста, напомните их. (Ответы детей.)
-А этот символ? (Право на семью.)
Давайте такой же символ вклеим в ваши паспорта.
V. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
- С каким правом мы сегодня познакомились?
- Все ли имеют право на семью?
- Почему лучше жить в семье, чем одному?
Занятие № 7. «Право на охрану и укрепление здоровья»
Задачи:
1. Дать первоначальное представление о праве на охрану и укрепление здоровья.
2. Уточнить представления о медицинской службе в нашей стране.
3. Расширять и обогащать знания о здоровом образе жизни.
4. Воспитывать бережное и ответственное отношение к своему здоровью.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
Приветствие «Здравствуй» (в кругу).
Обращаясь к своему товарищу справа, необходимо назвать его по имени и поздороваться.
- Почему мы говорим: «Здравствуй»?
- Что мы желаем таким приветствием?
II. Основная часть.
«Наше здоровье в наших руках».
1. Игра «Что такое здоровье?» (с мячом)
Дети стоят по кругу. Воспитатель задает вопрос: «Как вы думаете, что такое здоровье?» – и бросает мяч ребенку, тот отвечает и бросает мяч следующему и т.д. Ответы не должны повторяться.
- Кто может позаботиться о вашем здоровье лучше всех – врач, папа, мама или вы сами? (Ответы детей.)
Лучше вех о своем здоровье вы можете позаботиться сами.
- Что нужно делать для того, чтобы быть здоровым? (Одеваться по погоде, делать зарядку, больше кушать полезных продуктов, соблюдать режим, чистить зубы, мыть руки перед едой.)
- Кто спешит к вам на помощь, когда вы заболеваете?
- Кто ухаживает за вами дома, если вы больны?
Когда вы болеете, ваша мама (или папа) имеет право не ходить на работу, а быть дома с вами, лечить вас по предписанию врача. Ни в коем случае нельзя самостоятельно пить лекарства, ведь это не конфеты. Лекарства вам должны давать только взрослые.
2. Беседа «Что нужно делать, если ты заболел?»
- Послушайте, какая история произошла с Катей.
Однажды мама оставила дома Катюшу с Ирой, старшей сестрой, а сама отправилась по делам. Катя играла с куклами, а Ира выполняла домашнее задание. Но вдруг у Катеньки сильно разболелся живот, она даже заплакала. Ира растерялась и не знала, что делать.
- Как выдумаете, что необходимо было сделать старшей сестричке? (Ответы детей.)
Ира уложила Катюшу на диван, но боль в животе не проходила. Тогда девочка решила вызвать скорую помощь.
- Что такое «Скорая помощь»?
- Что нужно знать при вызове «Скорой помощи»?
- Кто из вас знает номер телефона «Скорой помощи»?
Ирина быстро набрала номер 103, объяснила, что взрослых дома нет, а у ее сестры сильно заболел живот, назвала домашний адрес и стала ждать врача. А тут и мама вернулась.
– Как вы думаете, что скажет мама Ире? Почему? (Ответы детей.)
Приехавший врач «Скорой помощи» осмотрел Катюшу и сказал, что необходимо ехать в больницу. «Зачем в больницу? Я не хочу!» – простонала девочка. «В больнице можно быстро сделать анализы, провести некоторые исследования, чтобы узнать, почему возникла боль, то есть поставить диагноз и назначить лечение. Мама может поехать с нами, чтобы тебе не было страшно», – сказал врач и улыбнулся.
А еще доктор поблагодарил Иру за умелые действия.
III. Закрепление материала. Подведение итогов занятия.
Каждый ребенок имеет право на охрану и укрепление здоровья. Посмотрите, вот символ, которым можно обозначить это право (см. прил. 1). Давайте вклеим его в паспорта, дополнив ряд символов тех прав, с которыми мы уже знакомы.
- Какое право обозначает этот символ?
- Кто имеет право на охрану и укрепление здоровья?
- Кто нам в этом помогает?
Занятие № 8. «Дом, в котором ты живешь»
Задачи:
1. Формировать у детей представления о жилищах людей.
2. Познакомить с правом, жить в своем доме.
3. Активизировать речь.
4. Воспитывать ответственное, бережное отношение к своему дому, к окружающей среде.
Материал: картинки с изображением жилищ, животных и человека.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
II. Основная часть.
1. Чтение стихотворения.
Есть у каждого свой дом.
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле у ели.
Из ветвей, камней, коры
Хатки делают бобры...
К дому своему стремится
Издалека аист-птица:
Прилетает каждый год
И в родном гнезде живет...
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
В. Пальчинскайте
- Где живут дикие животные? (Ответы детей.)
- Где живут домашние животные? (Собака – в конуре, корова – в коровнике, лошадь – в конюшне.)
- У каждого животного есть жилище. А где живет человек?
III. Практическая часть. «Давайте поиграем!»
1. Игра «Что есть у дома?» (с мячом).
Дети передают друг другу мяч и называют части дома, (Крыша, фундамент, лифт, дверь, крыльцо, труба, стены, окна, подъезд, балкон, лестница, лестничная площадка.)
2. Игра «Какие бывают дома?» (с мячом).
Дети передают друг другу мяч и отвечают на вопрос: «Какие бывают дома?» Ответы не должны повторяться. (Высокие, низкие, деревянные, кирпичные, многоэтажные, одноэтажные и т. д.)
3. Игра «В каком доме ты живешь?»
Цель: Учить составлять описательный рассказ, развивать связную речь.
Задание: рассказать о своем доме.
- Вы все живете в многоэтажных и многоквартирных домах. Почему я сказала «многоквартирных»?
- Знаете ли вы номера своих квартир? (Ответы детей.)
4. Игра «Какая твоя квартира?»
Цель: учить подбирать прилагательные к существительным. Дети стоят по кругу и бросают друг другу мяч, отвечая на вопрос воспитателя: «Какая твоя квартира?» Каждый ребенок называет одно прилагательное. Ответы не должны повторяться. (Теплая, красивая, надежная, чистая, уютная, удобная, светлая, просторная и т. д.)
- Каждому человеку нужен дом, в котором тепло, уютно, есть место для отдыха и игр.
5. Подвижная игра «Бездомный заяц».
В кругу раскладываются обручи (домики) по количеству детей. Каждый «заяц» живет в своем «домике». «Зайцы», выйдя из домиков, гуляют, прыгают, бегают. По сигналу «Дождь, дождь, надо разбегаться по домам!» занимают свои «домики». Один «заяц» остается «бездомным» (обруч убран).
- Приятно ли быть «бездомным зайцем»?
- Почему?
6. Рисование «Мой дом».
Детям предлагается нарисовать дом или квартиру, в которой они живут или хотели бы жить.
7. Беседа «Дом, в котором приятно жить».
Все мы, дети и взрослые, имеем право жить в чистом и красивом доме, поэтому сами должны беречь его, поддерживать порядок и чистоту.
Давайте вместе сформулируем правила о том, как нужно себя вести, чтобы всем было приятно жить в вашем доме?
Правила:
1. Не входить в подъезд в грязной обуви, чистить ее перед входом.
2. не ломать кнопки лифта, домофона.
3. не рисовать на стенах, не портить их.
4. мусор бросать в специальные корзины и урны.
5. не кричать.
6. ухаживать за растениями, не топтать газоны, не рвать цветы, не ломать деревья.
IV. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Занятие № 9. «Право на жилище и защиту от насилия»
Задачи:
1. Продолжать формировать первоначальные знания о правах ребенка.
2. Познакомить с правом па жилище и правом на защиту от насилия.
3. Закрепить определение слова «право», сравнить его со словом «правило», развивать связную речь, активизировать словарный запас.
4. Воспитывать самоуважение и уважение к другим людям, сверстникам, чувство собственного достоинства, социальную активность.
5. Содействовать дальнейшему развитию навыков общения между сверстниками, оптимизации взаимоотношений в группе.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
Приветствие в кругу.
- Давайте улыбнемся друг другу и громко скажем: «Доброе утро!»
II. «Давайте поиграем!»
1. Игра «Кто ты?» (с мячом).
Дети стоят в кругу и поочередно, передавая друг другу мяч, отвечают на вопрос: «Кто ты?». Например: «Я девочка», «Я внук», «Я человек», «Я ребенок». Ответы не должны повторяться. Когда мяч вернется к педагогу, он спрашивает: «Кто вы все вместе?» (Дети, люди, друзья.)
2. Игра «Большой великан» (в кругу).
Дети с педагогом берутся за руки.
- Мы с вами – это большой великан. Давайте послушаем, как бьется его сердце. Шаг вперед: «Тук!», шаг назад: «Тук!» (повторяют несколько раз).
- Большой великан – это мы с вами, а его сердце – это сердце нашей группы.
III. Знакомство с правом на жилье (по мотивам сказки «Заюшкина избушка»).
Дети удобно располагаются на ковре.
- Есть ли у детей права?
- Что такое право?
- Какие правила существуют в нашей группе? (Ответы детей.)
1. Игра «Нельзя и можно».
Дети по очереди говорят, что нельзя, а что можно. Например: «Нельзя драться, а можно дружить» и т. п.
- Какие права имеет каждый из вас? (Ответы детей.)
Помните сказку Э. Мошковской «Маленький великан»? Почему он хоть и маленький, но настоящий великан? (Ответы детей.)
Послушайте еще одну историю, которая с ним произошла.
Однажды маленький великан отправился в лес на прогулку. Когда он подошел к поляне, то под большим деревом увидел плачущего зайку.
- О чем, заинька, плачешь?
- Как же мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, ее избушка растаяла, попросилась лиса ко мне погреться, да меня и выгнала.
- Ребята, узнали ли вы, с зайкой из какой сказки встретился маленький великан? («Заюшкина избушка».)
- Не плачь, заинька, сейчас я лисе объясню, что она поступила неправильно.
Прибежала на полянку лиса и стала громко кричать, размахивая лапами.
- Я его перехитрила, значит, я сильнее его и избушка по праву моя.
- По какому такому праву? Разве есть такое право – слабых обижать? Если заинька слабее тебя, то это не значит, что ты, хитрая и сильная, безнаказанно можешь его из избушки выгонять. Как тебе, лиса, не стыдно!
- А почему это мне должно быть стыдно. Я сильная, ловкая и хитрая – значит, домик мой.
- Нет, лиса! Избушку кто построил?
- Зайка.
- Жил в ней кто?
- Зайка.
- А значит, избушка эта заюшкина. Поняла, лиса? А если ты не уйдешь из избушки по-хорошему, то придется применить силу. Лучше ты, лиса, времени зря не теряй, а ступай строить себе избушку. И никогда больше не обижай слабых. Нет у тебя такого права. А вот право на защиту есть у каждого, и тебе стоит об этом подумать.
- Как вы думаете, с каким правом познакомил маленький великан лису? (Ответы детей.)
- Все мы имеем право на жилье и на защиту от насилия.
2. Игра «Дрозды».
Цель: развивать навыки общения; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Дети делятся на пары, повторяют слова и действия воспитателя.
«Я дрозд» – показывают на себя.
«И ты дрозд» – показывают на партнера.
«У меня нос» – дотрагиваются до кончика носа.
«И у тебя нос» – дотрагиваются до носа партнера.
«У меня губки сладкие» – дотрагиваются до своих губ.
«И у тебя губки сладкие» – дотрагиваются до губ партнера.
«У меня щечки гладкие» – гладят свои щечки.
«И у тебя щечки гладкие» – гладят щечки партнера.
«Я люблю тебя» – обнимаются.
IV. Закрепление материала.
– Вот символы, которыми можно обозначить право на жилище и защиту от насилия (см. прил. 1).
Добавим их к тем, с которыми вы уже знакомы. Напомните их. (Ответы детей.)
Давайте вклеим эти символы в паспорта.
- Что вы видите на первой странице?
- У всех ладошки одинаковые? (Нет.) Почему?
- Что нарисовано на второй страничке? (Портреты.)
- Все портреты одинаковые? (Нет.) Почему?
- А символы у всех одинаковые? (Да.) Почему? (Несмотря на то, что все дети разные, они обладают одинаковыми правами.)
Педагог предлагает некоторым детям прочитать свои права по символам.
V. Рефлексия.
- Что нового вы узнали?
- Что больше всего понравилось? Что запомнилось?
Занятие № 10. «Право на свободу»
(по сказке «Маша и медведь»)»
Задачи:
1. Продолжать формировать первоначальные правовые знания, познакомить с правом человека на свободу.
2. Учить цивилизованно отстаивать это право;
3. Воспитывать чувство собственного достоинства.
Предварительная работа: чтение сказки «Маша и медведь».
Ход занятия:
I. Оргмомент.
Приветствие в кругу.
Игра «Я имею право» (с мячом).
Дети поочередно называют свои права.
II. Основная часть.
1. Обсуждение сказки «Маша и медведь».
Сегодня мы познакомимся еще с одним правом. Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые права и должны относиться друг к другу, как братья и сестры. Каждый человек имеет право на свободу.
Давайте вспомним сказку «Маша и медведь».
- Как поступил медведь в сказке?
- Почему Маша горевала, расстраивалась?
- Куда хотелось уйти девочке?
- Имел ли право медведь держать девочку в избушке?
- Какой выход нашла Маша?
- Почему Маша не стала ругаться с медведем, доказывая свое право на свободу?
- Что Машеньке помогло вернуться домой?
2. Игра-ситуация «Маша заблудилась».
- Что нужно сделать, если ты заблудился?
- Как можно помочь заблудившемуся человеку? (Успокоить, пожалеть, расспросить, откуда он, по какой дороге шел, постараться помочь, позвать на помощь взрослых.)
III. Практическая часть.
Рисование иллюстраций к сказке.
IV. Подведение итогов занятия.
- Героев какой сказки вы рисовали?
- Расскажи, Саша, что ты нарисовал?
- Какое право нарушил медведь?
- Так с каким правом мы познакомились?
Итак, каждый человек имеет право на свободу. Давайте будем защищать свои права и не нарушать права других.
Занятие № 11. «Право на образование»
Задачи:
1. Расширять первоначальные правовые знания, познакомить с правом на получение образования.
2. Воспитывать чувство собственного достоинства, уважение к человеческому достоинству и правам других.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
Приветствие в кругу «Поздороваемся без слов»
II. «Давайте поиграем!»
1. Игра «Друзья-помощники».
Передавая мяч, дети называют школьные принадлежности, которые помогают учиться (ручка, карандаш, книга и т. д.).
- Вот сколько друзей-помощников1 А как вы думаете, нужно ли учиться? Зачем? (Ответы детей.)
Каждое утро дети отправляются в школу. Они занимаются интересными делами: пишут, читают, решают задачи, играют с друзьями и т. д. А вы пока ходите в детский сад и тоже занимаетесь интересными и нужными делами.
2. Игра «Чем ты занимаешься в центре (детском саду)?» (с мячом).
Дети отвечают на вопрос, передавая друг другу мяч. Ответы не должны повторяться.
- Наше государство позаботилось о том, чтобы все дети могли получать образование: сначала в детском саду, затем в школе и институте. Каждый из вас имеет на это право.
- Как вы думаете, что нужно школьнику для учебы? (Книги, просторные помещения, спортивный зал и т. д.)
3. Игра «Собери ранец».
- Ребята, Незнайка собирается в школу, но не знает, что ему нужно с собой взять. Давайте ему поможем.
4. Игра «Что нужно делать на уроке».
Воспитатель называет различные действия ученика на уроке. Если дети считают, что они правильные – хлопают в ладоши, если нет – топают ногами.
слушать учителя играть в куклы
отвечать на вопросы есть конфеты
решать задачи опаздывать
читать жевать резинку
писать играть с машинкой
слушать своих товарищей вертеться
выполнять задания учителя спать
- Вот теперь, Незнайка, ты будешь внимательным учеником.
На уроках не вертись,
А старательно учись,
На вопросы отвечай,
И десятки получай!
III. Загадки из сундучка.
- Ребята, посмотрите, какой сундучок. Он полон интересных загадок, которые нам предстоит.
Стоит дом До чего же скучно, братцы,
Кто в него пойдет, На чужой спине кататься!
Тот ум приобретет. Дал бы кто мне пару ног,
(Школа.) Чтобы сам я бегать мог.
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я – школьный...
(Ранец)
Тридцать три сестрички Не куст, а с листочками,
Ростом невелички. Не рубашка, а сшита,
Нели знаешь их секрет, Не человек, а рассказывает.
То найдешь на все ответ. (Буквы.)
(Книга.)
Для здоровья и сноровки Всех зовет он на урок,
Здесь проводят тренировки. Наш заливистый... (звонок).
Здесь так дышится легко,
Мяч взлетает высоко.
Каждый скажет, кто узнал:
Это же спортивный... (зал).
IV. Закрепление материала.
Каждый из вас имеет право учиться, получать новые знания. Вот символ, обозначающий право на образование (учебу) (см. прил. 1). Давайте в наши паспорта вклеим новый символ. Что он обозначает?
- О чем вы сегодня узнали?
- С каким правом познакомились?
V. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
- Что было интересного на занятии?
- Что понравилось?
- Что не понравилось?
Занятие № 12. «Право на игру»
Задачи:
1. Дать представление о праве на игру.
2. Формировать умение реализовывать свои права, считаться в игре с правами и интересами других людей.
3. Воспитывать гуманное и уважительное отношение к сверстникам, чувство справедливости.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
Приветствие «Волшебный клубочек».
II. «Давайте поиграем!»
- Оглянитесь вокруг, чего в нашей группе много? (Столов, стульев, окон.)
- А больше всего – красивых, интересных, разноцветных, (игрушек).
- Для чего нужны игрушки?
- Почему дети играют?
- А вы любите играть?
1. Игра «Люблю играть».
Дети стоят по кругу. Передавая мяч друг другу, каждый из детей должен рассказать об игрушке, с которой он любит играть.
Затем дети передают мяч в обратном направлении и называют игры, в которые они любят играть,
2. Чтение стихотворения «Нехорошая история».
У ребят сегодня Рая
Отобрала самолет.
Медвежонка, попугая,
Паровоз и пароход.
Утку, дудку, крокодила
Утащила в уголок
И рукой загородила,
Чтоб никто отнять не мог.
А ребята говорят:
- Забирай хоть все подряд,
- Обойдемся мы без мишки,
- Нам не нужен пароход,
- Поиграем в кошки-мышки.
- Чур, я мышка?
- Чур, я кот!
Вот за мышкою вприпрыжку
Побежал Никита-кот.
Хорошо Наташку-мышку
Охраняет хоровод.
Пропустили мышку в круг,
Опустили двадцать рук,
- Успокойся, мышка. Кот.
Для тебя закрыт проход.
Вот как весело играют
И хохочут, и шумят,
А в кругу у бедной Раи
Не идет игра на лад...
- Почему стихотворение называется «Нехорошая история»?
- Как вы думаете, хотелось ли ребятам играть с игрушками?
- Кто нарушил право детей на игру? Почему?
- Как поступили дети?
-Как вы думаете, поняла ли Рая, что поступила плохо?
А теперь послушайте продолжение стихотворения:
У нее томится утка,
Не ныряет, не плывет,
У нее певунья-дудка
Скучным голосом поет.
Не сдержала Рая слез,
Рая нос повесила.
У нее игрушек – воз,
А играть невесело.
Е. Серова
- Почему Рае было невесело играть?
- Как вы думаете, что произошло дальше? (Дети пригласили Раю играть и попросили больше не забирать игрушки; Рая попросила прощения у ребят и предложила играть вместе.)
Каждый ребенок имеет право на игру. Никто не имеет права нарушать чужую игру, отбирать игрушки. Основное право в игре – это возможность играть с другими детьми. А чтобы они хотели с тобой играть, надо быть хорошим товарищем.
- Что значит быть хорошим товарищем? (Играть дружно, уважать права других.)
Нужно дружно жить на свете, Дружно?
Дружно!
Это знать большим и детям Нужно?
Нужно!
Если ссора приключится, Скверно?
Скверно!
Нужно тут же помириться.
Верно?
Верно.
- А мы с вами имеем право на игру?
3. Игра «Ладошки».
Девочки выбирают себе в пару мальчиков.
Вот у нас игра какая.
Хлоп, ладошка, Вверх ладошки!
Хлоп, другая! Хлоп! Хлоп!
Правой правую ладошку По коленкам –
Мы похлопаем немножко. Шлеп! Шлеп!
А потом ладошкой левой По плечам теперь
Ты хлопки погромче делай! Похлопай!
А потом,потом, потом По бокам
Левой правую побьем. Себя пошлепай!
О.Высотская
4. Проблемная ситуация «Как поделим игрушку?»
Чебурашка передал для вас подарок. Это новенький, красивый мяч. Как нам быть? Мяч один, а желающих мною, и каждый имеет право с ним играть.
- Может, отдать тому, кто взял его первым?
- Может, никому не давать, чтобы не было обидно?
- Может, играть по очереди?
- Может, играть всем вместе?
5. Игра «Веселый мяч».
- Понравилось вам играть вместе?
Каждый ребенок имеет право на игру. В игре вы можете по желанию выбирать роли, игрушки, товарища по игре. Но права есть и у других детей, их надо уважать. Без уважения нет и прав.
III. Закрепление материала, подведение итогов занятия.
- Посмотрите, вот символ, которым можно обозначить право на игру. Вклейте его в свои паспорта.
- Что нового вы узнали?
- Что запомнилось?
- С каким правом мы сегодня познакомились?
Занятие № 13. «Право на труд»
Задачи:
1. Познакомить с правом человека на труд.
2. Дать элементарные представления о праве детей на участие в труде в соответствии с возрастом.
3. Воспитывать чувство уважения к труду, желание оказывать посильную помощь взрослым.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
Приветствие «Поздороваемся без слов».
II. Основная часть.
1. Беседа «Для чего человек трудится?»
- Каждое утро взрослые спешат на работу.
- Что такое работа?
- Для чего она нужна?
- Можно ли обойтись без работы?
У каждого взрослого человека есть право на труд, и каждый взрослый должен трудиться. Если бы люди не трудились, они бы не могли жить, ведь для жизни нужны пища, одежда, жилье и т. д. Люди самых разных профессий трудятся, обеспечивая нас с вами пищей, одеждой, лекарствами, книгами и многим другим необходимым для жизни.
2. Игра «Назови профессию» (в кругу с мячом).
Воспитатель называет род занятий человека, а дети отгадывают его профессию:
стрижет – ... продает товар – …
шьет одежду – ... рисует картины – …
перевозит пассажиров – ... строит дома — ...
учит детей в школе – ... пишет стихи — ...
печет хлеб – … пашет землю — ...
лечит людей – …
3. Игра «Что делают наши мамы и папы?»
Передавая мяч, дети называют профессию родителей и рассказывают, чем они занимаются на работе.
- Люди многих профессий своим трудом дают нам право хорошо жить, быть здоровыми, умными, защищают и охраняют нас и наши права.
4. «Труд человека кормит, а лень портит».
Чтобы не нарушать права других людей, все должны хорошо трудиться, не быть лентяями.
В группе завтракать хотят,
Вес вокруг помочь спешат
На столы носить посуду.
Только Еж сказал: «Не буду!
Не пойду я, посижу
И на вас я погляжу!
Не желаю помогать,
Лучше просто подождать».
Неприятно это всем.
Все Ежа нс уважают,
Сам он маленький совсем,
А какая лень большая!
Г. Шалаева
- Вы дома и в детском саду также можете выполнять посильную работу, помогая старшим. Что вы можете делать?
- Как вы думаете, можно ли детям носить тяжести, например ведра с песком или водой? Почему?
Детям нельзя заниматься тяжелым, непосильным, вредным для здоровья трудом. И никто не имеет права заставлять вас выполнять тяжелую работу. Маленькие дети не могут трудиться так много, как взрослые. Но если вы немножко поможете маме или взрослым в детском саду, то это будет даже полезно. Недаром говорят: «Маленькое дело лучше большого безделья».
5. Игра «Как я помогаю маме».
Дети по очереди рассказывают, какую посильную помощь они оказывают дома маме.
- Молодцы! Вы все славные помощники. Вы имеете право посильным трудом доставлять радость себе и другим.
III. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
- Что интересного вы сегодня узнали?
- Что больше всего вам понравилось?
- С каким правом познакомились?
Занятие № 14. «Мы отдыхаем»
Задачи:
1. Познакомить с правом на отдых.
2. Учить пользоваться этим правом и не нарушать право других людей на отдых.
3. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
Приветствие в кругу.
Поворачиваясь к своему соседу справа, ребенок обращается к нему ласково по имени и желает доброго утра.
II. Основная часть.
1. Беседа с детьми:
- Как вы думаете, что значит «отдых»?
- Нужен ли отдых? Для чего?
- Когда нужен отдых?
- Кто имеет право на отдых?
Конечно, каждый имеет право на отдых, особенно, если очень устал. Когда человек много работает, много двигается, он устает и обязательно должен отдохнуть. Это необходимо нашему организму – так человек восстанавливает свои силы.
- Как можно отдохнуть, почувствовав легкую усталость? (Посидеть, полежать, после занятий погулять на улице.)
- Если вы очень устали, как вы отдыхаете? (Спим.)
Дети слабее взрослых, они быстрее утомляются, поэтому им обязательно нужно спать не только ночью, но и днем. Я знаю одного мальчика, который очень не любит спать. Послушайте стихотворение о нем:
Я ненавижу слово «спать».
Я ежусь каждый раз.
Когда я слышу: «Марш в кровать!
Уже десятый час!»
Как хорошо иметь права
Ложиться спать
Хоть в час! Хоть в два!
В четыре! Или в пять!
А иногда, а иногда
(И в этом, право, нет вреда!)
Всю ночь совсем не спать!
С. Михалков
- А вы любите слово «спать»?
- Согласны ли вы с мальчиком?
- Хотели бы вы иметь право совсем не спать? Почему?
У каждого ребенка есть право на отдых. Когда дети спят, они отдыхают, набираются сил, растут. Постарайтесь полюбить слово «сон», и тогда вы будете здоровыми, умными, красивыми.
- Как вы думаете, кто у вас дома больше всех устает? Почему?
Позже всех она ложится,
Раньше всех встает,
По дому весь день хлопочет,
Хоть и устает.
К. Тангрыкулиев
Мама спит, она устала... И сказала я лучу:
Ну и я играть не стала! «Я тоже двигаться хочу.
Я волчка не завожу, Я бы многого хотела:
Я уселась и сижу. Вслух читать и мяч катать,
Не шумят мои игрушки, Я бы песенку пропела,
Тихо в комнате пустой, Я б могла похохотать...
А по маминой подушке Да мало ль я чего хочу.
Луч крадется золотой. Но мама спит –
И я молчу.
Е. Благинина
- Как нужно себя вести, когда кто-нибудь отдыхает, спит? Почему?
- Почему девочка не пела, не играла?
- Правильно ли она поступила?
- Как вы поступаете, когда отдыхают родители?
- А как надо поступать, когда отдыхают другие люди?
III. «Давайте поиграем!»
1. Подвижная игра «Мы устали так сидеть».
- Вы, наверное, устали. Вот видите, устать можно не только от тяжелого труда, но и от занятий, на которых нужно просто сидеть. Давайте поиграем.
Мы устали так сидеть,
На картинки все глядеть.
Отдохнуть пора, размяться,
Вокруг стульев пробежаться
И местами поменяться.
Дети под музыку бегают вокруг стульев, по сигналу садятся на любые места. Воспитатель убирает один стул. Тот, кому не хватило стула, выбывает из игры.
- Мы с вами поиграли и заодно отдохнули. Как можно еще отдыхать? (Ответы детей.)
Отдыхают люди по-разному. Взрослые имеют право на выходные дни и отпуск. У детей есть каникулы. В свободное время люди могут отдыхать, занимаясь своим любимым делом.
2. Игра «Можно – нельзя».
Воспитатель говорит, как можно отдыхать. Если дети с ним согласны, то хлопают в ладоши, если нет – топают ногами.
Спать читать книгу
лежать прыгать в квартире поздно вечером
кричать будить друг друга во время тихого часа
IV. Закрепление материала, подведение итогов занятия.
- Вот символ права на отдых (см. прил. 1). Давайте вклеим его в свои паспорта.
Нельзя мешать отдыху людей, нарушать их право на отдых. Если каждый будет соблюдать это правило, тогда и жить всем людям будет легче.
Занятие № 15. «Право на особую защиту»
Задачи:
1. Учить понимать и принимать индивидуальность другого человека, не похожего па остальных, с особенностями психофизического развития.
2. Развивать эмпатическое понимание по отношению к инвалиду.
3. Воспитывать гуманное отношение к людям-инвалидам.
Материал: зеленые и красные карточки на каждого ребенка.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
Приветствие «Колокольчик».
Воспитатель берет колокольчик, подходит к кому-нибудь из детей, звонит на ушко, пропевает имя ребенка и приветствие: «Маша, доброе утро!» Затем Маша берет колокольчик и приветствует таким же образом кого-либо из детей и т. д.
II. Дидактические игры.
1. Игра «Слепой и поводырь».
Стулья и другие предметы расставляются так, чтобы образовался лабиринт. Участники делятся на пары «слепой» и «поводырь». «Слепому» завязываются повязкой глаза. «Поводырь» берет «слепого» за руку. Задача «поводыря» – провести «слепого» так, чтобы он не задел предметы. Затем партнеры меняются местами.
- Что вы чувствовали, когда были «слепыми»?
- Какие чувства испытывали, когда стали «поводырями»?
- Легко ли жить слепому человеку?
- Какая помощь нужна ему и в чем?
Мы встречаем разных людей. Кто-то из них похож на нас, а кто-то нет. Некоторые люди кажутся нам необычными и даже странными. Детям не таким, как все, живется особенно тяжело, потому что они испытывают не только физическую боль, но и переживают, расстраиваются. Им тоже хочется бегать, прыгать, играть со сверстниками, а они не могут, потому что одни не видят, другие не слышат, третьи не ходят, четвертые не говорят.
- Как вы думаете, приятно ли им, когда невоспитанные дети показывают на них пальцем, дразнят?
Все дети имеют право на защиту, но дети-инвалиды, имеют право на особую защиту и помощь.
2. Игра «Согласен – не согласен».
Воспитатель говорит утверждение. Если ребенок с ним согласен, он поднимает зеленую карточку, если нет – красную.
ü Слепым людям трудно ориентироваться в пространстве, передвигаться.
ü Глухим людям легко общаться с другими людьми.
ü Людям-инвалидам необходима помощь.
ü Люди-инвалиды не виноваты в том, что они такие.
ü Детям-инвалидам не нужна дружба.
ü Все родители очень хотят, чтобы их дети родились здоровыми и никогда не болели,
ü Детям-инвалидам очень нужна дружба и доброжелательность,
- Встречали ли вы людей, которые разговаривают на непонятном для вас языке – языке жестов?
- Как вы думаете, почему они так разговаривают?
3. Игра-тренинг «Пойми меня».
- Как быть, если вы повстречаете ребенка, который не слышит и не может говорить, а вам захочется с ним поиграть? Как с ним разговаривать? Как понять друг друга? Как предложить поиграть?
Примерные ситуации:
ü Ты будешь со мной рисовать?
ü Давай построим дом.
ü На улице холодно, надо одеть шарф и варежки.
ü Ты самый лучший друг.
Дети передают свои мысли, чувства, желания мимикой, пантомимикой.
4. Беседа «Как мы можем помочь детям-инвалидам?»
- По всему миру люди проявляют заботу об инвалидах: для них строят специальные больницы, детские сады, школы; оборудуют игровые комнаты, тренажерные залы; для них создают специальные книги; строители в домах, переходах делают специальные ступени, по которым можно проехать на инвалидной коляске и др.
Дети-инвалиды пользуются особыми правами.
5. Игра «Цветик-семицветик».
Воспитатель предлагает с помощью цветика-семицветика загадать желания, призванные помочь детям-инвалидам. Дети, отрывая лепесток, произносят слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли.
Быть по-моему вели!
И высказывают свои желания.
III. Подведение итогов занятия.
- Легко ли жить человеку-инвалиду?
- С каким правом мы сегодня познакомились?
Занятие № 16. «Все мы разные, но права у нас одинаковые»
Задачи:
1. Дать представление об индивидуальных различиях людей и о равенстве их прав.
2. Закрепить понятие «право», сравнить его с понятием «правило».
3. Развивать связную речь, активизировать словарный запас.
4. Способствовать развитию самоуважения и уважения к другим людям, чувства собственного личного достоинства, социальной активности.
5. Содействовать дальнейшему развитию общения между ровесниками, оптимизации взаимоотношений в группе.
6. Воспитывать уважение и внимательное отношение к сверстникам и взрослым.
Ход занятия:
I. Оргмомент.
Приветствие.
Дети стоят в кругу и передают привет своему товарищу, называя его ласково по имени.
II. «Давайте поиграем!»
1. Игра «Кто ты?»
- Передавая мяч, пусть каждый назовет себя: «Я...» (ребенок, маленький, великан, человек, девочка, Саша и т. д.)
- А кто вы все вместе? (Дети, люди и т. д.)
2. Игра «Большой великан» (см. с. 18).
3. Беседа с детьми:
- Присаживайтесь на ковер. Давайте подумаем, есть ли у детей права? Как вы считаете?
- Что такое права? (Это правила, по которым живут люди.)
- Какие правила существуют в нашей группе?
- Какие права имеет каждый из вас?
4. Игра с мячом «Имею право...» (см. с. 4)
Помните сказку Э. Мошковской «Маленький великан»? Почему он, хоть и маленький, но настоящий великан? (Ответы детей.) Послушайте, какая история с ним однажды произошла (показ сказки на фланелеграфе).
В стране великанов, которая называлась Великания, росли высокие деревья, их ветви тянулись ввысь к теплому ласковому солнышку. Необычные дома великанов были огромные, как и сами великаны. Но несмотря на то, что великаны были очень большие, они были добрыми и жили дружно. Среди них был один маленький великан. Однажды маленький великан прогуливался по лесу. Его внимание привлекли крики, доносившиеся с поляны. Маленький великан отправился туда. На поляне спорили незнакомцы.
- Я самый лучший из вас, потому что я самый умный и красивый, – сказал один,
- Ха, я – самый сильный, поэтому вы будете делать все так, как я скажу, – возмутился другой.
-Ну, уж нет, – возразил третий, – слушать все будете меня, ведь мой папа самый главный в городе великан.
– Ага! Конечно, зато у меня, единственного из вас, большие глаза и светлые волосы.
– А у меня, а у меня уши больше, чем у вас!
– А я – самый длиннорукий, вот!
Так незнакомцы спорили бы очень долго, но на полянку вышел маленький великан и спросил у них:
– Кто вы такие? Почему спорите?
– Мы жители города Большунов, но нас все называют малышами. А спорили мы потому, что каждый из нас хочет быть главным среди малышей. Вот мы и доказываем свои права.
Маленький великан только улыбнулся, ведь он был уже настоящим великаном, хоть и маленьким (вы помните, как он это доказал?). Он сел рядом с малышами и стал им объяснять:
– Все малыши разные, вы отличаетесь цветом волос и глаз, ростом, размером ушей и носа, длиной рук и ног, т. е. своим внешним видом. Кроме того, вы отличаетесь своими характерами: одни – веселые и игривые, другие — грустные и плаксивые, третьи – молчаливые и ворчливые. Но все имеют одинаковые права. Вот в нашем городе все малыши об этом знают.
Малыши из города Большунов успокоились и задумались, посмотрели друг на друга, и им стало стыдно за свое поведение.
Малыши поблагодарили маленького великана за его объяснения и предложили дружить. Маленький великан согласился.
С той поры они собирались в лесу на поляне, играли, пели песни, разговаривали, но больше никогда не спорили о том, кто из них лучше, главнее и имеет больше прав.
– Как вы думаете, с каким правом познакомил маленький великан малышей из города Большунов? (С правом на одинаковые права.)
Итак, все мы разные, а права у всех одинаковые.
5. Игра «Дрозды» (см. с. 19)
- Посмотрите в глаза друг другу и выберите себе пару: темноглазые ребята выбирают светлоглазых, и наоборот.
- А сейчас девочки выберут себе в пару мальчиков. (Игра повторяется.)
Независимо от того, кто вы – девочка или мальчик, темноглазый или светлоглазый, каждый из вас имеет одинаковые (равные) права.
III. Закрепление материала.
Вот символ, которым можно обозначить это право (см. прил. 1). Добавим его к тем, с которыми вы уже знакомы. Напомните их. (Право на жизнь, право на имя и т. д.)
- А этот символ? (Право на одинаковые права.) Давайте вклеим его в ваши паспорта.
Возьмите свои паспорта.
-Что вы видите на первой страничке?
- У всех ладошки одинаковые? Почему?
- На второй странице что нарисовано?
- Все портреты одинаковые? Почему?
- Прочитайте свои права по символам.
IV. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
- Что больше всего понравилось?
- Что не понравилось?
- Что запомнилось?
- Что нового вы узнали?
Приложение 1
СИМВОЛЫ ПРАВ РЕБЕНКА
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.