Модульная рабочая программа по формированию навыков социальных компетенций воспитанников ГКУ СО «СРЦН «Огонёк» «ШКОЛА ЭТИКЕТА» Возраст обучающихся: от 3 до 7 лет Срок реализации: 9 месяцев
Оценка 4.6

Модульная рабочая программа по формированию навыков социальных компетенций воспитанников ГКУ СО «СРЦН «Огонёк» «ШКОЛА ЭТИКЕТА» Возраст обучающихся: от 3 до 7 лет Срок реализации: 9 месяцев

Оценка 4.6
Документация
docx
05.04.2022
Модульная рабочая программа по формированию навыков социальных компетенций  воспитанников ГКУ СО «СРЦН «Огонёк» «ШКОЛА  ЭТИКЕТА» Возраст обучающихся: от 3 до 7 лет Срок реализации: 9 месяцев
Пояснительная записка Новое время требует нового образования. Открытое, вариативное, мотивированное, актуальное – это все характеристики современного дополнительного образования детей, в котором сегодня нуждаются дошкольники. Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к воспитанию детей. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Этикет – очень близкая и очень важная часть общечеловеческой культуры, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности, культуре и красоте, порядке и благоустройстве, бытовой целесообразности. Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета, и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности. Цель дошкольного воспитания – заложить основы поведения хорошо воспитанного, культурного и образованного человека, которого мы вместе формируем, являясь сотрудниками в этом важнейшем деле.
! Модульная Программа Уверенными шагами Школа этикета 2021-2022.docx

Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области

Государственное казённое учреждение Самарской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

«Огонёк»

 


Принята на заседании

педагогического совета

ГКУ СО «СРЦН «Огонёк»

от «___» _____________ 20____г.

Протокол № _________________

«Утверждаю»

Директор ГКУ СО «СРЦН

«Огонёк»

_____________ Н.М.Деревяга

Приказ от _________ №_______


 

 

 

 

Модульная рабочая программа по формированию навыков социальных компетенций

воспитанников ГКУ СО «СРЦН «Огонёк»

«ШКОЛА  ЭТИКЕТА»

Возраст обучающихся: от 3 до 7 лет

Срок реализации: 9 месяцев

 

 

 

Автор-составитель:

воспитатель

Катышева С.А.

 

г.о. Отрадный

2021-2022гг.

 

Содержание

 

 

 

I. Пояснительная записка……………………………………………………….….......3

1.1. Актуальность………………………………………………………………….……5

1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………….…...5

1.3. Принципы реализации программы …………………………………………..…..6

1.4. Отличительные особенности программы………………………………….….....7

1.5. Сроки реализации программы…………………………………………………….8

1.6. Формы и методы реализации программы………………………………….….....8

1.7. Планируемые результаты …………………………………………………..…...11

1.8. Система отслеживания и оценивания результатов реализации программы.…14

II. Диагностический этап……………………………..…………………….………...15

III. Учебный план модульной рабочей программы по формированию навыков социальных компетенций воспитанников ГКУ СО «СРЦН «Огонёк»  «Школа этикета»...15

IV. Итоговый этап…………………………………………………………………….17

V. Содержание программы…………...…………………………………………........17

VI. Методическое обеспечение программы…………………………………………20

VII. Список литературы и электронных ресурсов…………………………….........20

VIII. Приложение……………………………………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

Единственная настоящая роскошь –

это роскошь человеческого общения.

А. Сент-Экзюпери

 

Пояснительная записка

 

Новое время требует нового образования. Открытое, вариативное, мотивированное, актуальное – это все характеристики современного дополнительного образования детей, в котором сегодня нуждаются дошкольники.

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к воспитанию детей. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Этикет – очень близкая и очень важная часть общечеловеческой культуры,

выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности, культуре и красоте, порядке и благоустройстве, бытовой целесообразности. Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами этикета, и от того насколько правильно себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми, успешность его деятельности.

Цель дошкольного воспитания – заложить основы поведения хорошо воспитанного, культурного и образованного человека, которого мы вместе формируем, являясь сотрудниками в этом важнейшем деле.

Концептуально-нормативная база

Модульная рабочая программа по формированию навыков социальных компетенций воспитанников ГКУ СО «СРЦН «Огонёк» «Школа этикета» составлена в соответствии со следующими концептуальными документами:

-     Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003.

-     Концепция дошкольного воспитания (от 23.02.2016).

-     Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

-     Концепция развития кадрового потенциала системы дополнительного образования детей в Российской Федерации для решения задач обновления его содержания и технологий (Проект). Москва – 2016.

нормативными документами:

-     Закон РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12. 2012. № 273 – ФЗ (ред. 25.12.2018 г. № 497-ФЗ).

-     Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (с изменениями 27 августа 2019 г.)

-     Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года, № 1155).

-     Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изм. и дополнениями от 29 августа 2018 г.)

-     Закон РФ от 07.02. 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. 29.07.2018 г.)

-     Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».

-     Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования № 293 от 08 апреля 2014 г. (с изм. и дополнениями от 21 января 2021 г.)

-     Приказ Министерства Просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

-     Письмо от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».

внутренними локальными актами ГКУ СО «СРЦН «Огонёк»:

-     Устав ГКУ СО «СРЦН «Огонёк».

-     Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам на безвозмездной основе.

-     Положение о рабочей программе дополнительного образования.

-     Учебный план и Программа подготовки к самостоятельной жизни воспитанников и выпускников  ГКУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонёк» «Уверенными шагами».

 

Модульная рабочая программа по формированию навыков социальных компетенций воспитанников ГКУ СО «СРЦН «Огонёк» «Школа этикета» представляет собой последовательную систему по ознакомлению обучающихся (далее – воспитанников, детей, дошкольников) 3-7 лет с основными нравственными показателями, установленным порядком поведения, формами обхождения, этикетом, принятыми в современном обществе.

Данная программа поможет ребенку сформировать такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающим. Этические занятия выполняют профилактическую и компенсаторную функции, тем самым, способствуя выработке у ребят адекватной самооценки, позитивного отношения к окружающему миру, доброго отношения  к себе и людям.

Характеристика программы

По форме организации и содержанию

интегрированная

По уровню освоения

общеобразовательная

общеразвивающая

По цели обучения

социально-адаптированная

По уровню реализации

основная, парциальная

По сроку реализации

9 месяцев

По типу

модифицированная (адаптированная)

 

1.1. Актуальность программы заключается в том, что знания детьми этикета, правил поведения, принятых в цивилизованном обществе, являются для них жизненной необходимостью. Правила хорошего тона упорядочивают человеческие отношения, облегчают общение и взаимопонимание. Они учат человека с честью выходить из неожиданных ситуаций. Правила хорошего тона представляют собой буфер, смягчающий удары и трения, неизбежно возникающие при человеческих контактах.

Актуальность знакомства детей дошкольного возраста с этикетом обусловлена также сложившейся в настоящее время в стране социально-экономической и культурной ситуацией, характеризующейся острыми конфликтами на почве духовного и нравственного кризиса общества, связанного

с утратой культуросообразных способов регулирования взаимоотношений между

субъектами общения как на межгосударственном, так и на личностном уровнях.

Одно их противоречий современного общества – настоятельная потребность в гуманных толерантных отношениях между людьми и дефицит доброты, культуры отношений. Одним из средств гуманизации отношений выступает этикет, освоение, которого должно происходить с детства. Поэтому так важно начать обучать этикету детей в дошкольном возрасте, что можно расценивать как социальный заказ общества.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: формирование основ общей культуры обучающегося через освоение им системы знаний и умений в области этикета.

Задачи:

1. Вооружать дошкольников первоначальными знаниями о морали, раскрывая сущность самооценки, социальной и психологической целесообразности моральных норм, формировать положительное отношение к ним.

2. Создавать условия для освоения «специальных слов» в речевом общении, способствующих освоению норм этикета, правильной речи.

3. Развивать оценочное отношение, направленное на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, познавательную активность и творческие способности, внимание, восприятие, память.

4. Обогащать эмоциональный мир дошкольников нравственными переживаниями, формировать нравственные чувства.

5. Помогать развивать чувство самоуважения, взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания, выдержки, коммуникабельности, коллективизма, желание делать всё красиво (сервировать стол, вести себя в транспорте, в общественных местах, с достоинством выходить из сложных жизненных ситуаций, складывающихся с родителями, педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми).

6. Способствовать овладению основными формами логического мышления, операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

7. Создавать условия для систематического накопления и обогащения привычек нравственного поведения обучающихся путём организации их практической игровой деятельности.

8. Обеспечивать психологическое благополучие, охрану и укрепление здоровья; воспитание чувств и накопления опыта поведения в обществе.

1.3. Программа составлена с учетом дидактических принципов:

·      индивидуального подхода,

·      наглядности и доступности,

·      сознательной и творческой активности.

Адресат программы

Она адресована детям 3-7 лет, а также педагогам, воспитателям, специалистам ГКУ СО «СРЦН «Огонёк». Она может быть использована в Центрах дополнительного образования и развития, участвующих в образовании дошкольников.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста заключаются в том, что в этот период начинает развиваться образное мышление. Накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребёнка формируются основные сенсорные эталоны. Дети замечают соответствие определенных видов деятельности людей и самого себя, эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Именно поэтому на занятиях по этикету следует чаще использовать произведения искусства, музыку-фон.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции дошкольника.

Возрастные возможности детей, уровень их культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. Они эмоционально откликаются на произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она помогает педагогу решать важнейшую проблему – пробудить в детях желание стать культурными, воспитанными людьми, научиться основным правилам поведения в типичных и не типичных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе.

Осмысленный подход позволит ребенку понять, что окружающим, обществу не всё равно, как человек ест, ходит, садится, разговаривает и, самое главное, как он поступает; ребенок сможет понять, что его поведение – не его личное дело, и, как мудро высказался Джонатан Свифт, «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».

Программа составлена с учетом знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей дошкольного возраста. Работа с детьми строится на сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

Обучающиеся знакомятся с правилами этикета; учатся как вести себя за столом, в гостях, в общественном месте. Они учатся различать посуду по назначению: кухонная, столовая, чайная, знакомятся с правилами сервировки стола, использованием столовых приборов.

1.4. Отличительные особенности построения программы

·      сочетание игровой технологии обучения с проблемно-поисковым методом в системно-деятельностном подходе;

·      в группе могут обучаться разновозрастные дети, в т.ч. и дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, а именно, по зрению;

·      широкое привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций, что позволяет развивать умения правильно оценивать те или иные поступки, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться ребенок;

·      направленность на детей, возраст которых наиболее восприимчив к усвоению правил и норм поведения, которые они искренне принимают из уст педагога, являющегося для них авторитетом.

Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее представлениях.

Задача взрослого – воспитать ребенка так, чтобы он в дальнейшем чувствовал себя комфортно в любых жизненных ситуациях, т.е., привить ему определенные этикетные нормы. Воспитанность человека полно и ярко проявляется в том, как он удовлетворяет свои обыденные, бытовые потребности так, чтобы это не мешало другим людям. Правила и нормы бытовой культуры во многом определяются эстетическими воззрениями общества, поэтому формирование развитого вкуса и эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни составляет важную задачу воспитания.

Исходя из возрастных особенностей дошкольников, теория и практика в программе интегрированы. Теоретические и практические методы (рассказ, разговор, дидактическая игра и другие) предполагают усвоение общепринятых норм поведения и развитие познавательных процессов в естественном для дошкольников процессе – игре.

Программа допускает варьирование форм и методов образовательного процесса и построена с учетом соблюдения преемственности между детским садом и начальной школой. Программа не дублирует основную образовательную программу, но отвечает требованиям ФГОС ДО и возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.

На занятиях дошкольники периодически ставятся перед проблемой нравственного выбора, необходимостью самоанализа своих совершённых или предполагаемых поступков. Успешному результату способствуют виды деятельности, используемые в процессе занятий: педагогические задачи, творческие задания, эксперименты, тесты, игровые ситуации, упражнения.

В ходе реализации программы учитываются возрастные особенности дошкольников, их индивидуальные особенности, существующие умения, в области этикета. Занятия ведутся в увлекательной форме, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни самих детей, фрагментами сказок, детских мультфильмов. Широко используются наглядные пособия: иллюстрации, записи

с детскими песнями, сказками.

Данный курс включён в учебный план программы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников и выпускников  ГКУ СО «СРЦН «Огонёк» «Уверенными шагами» и рассчитан на регулярную работу с детьми по приобщению их к основам этической культуры.

Форма обучения – очная.

Язык образования – русский.

Количество детей в группе – до 6 человек.

1.5. Сроки  реализации программы

Программа рассчитана на 1 учебный год.

Общее количество часов – 36.

В ее содержание входит 4 раздела: «Культура общения», «Природа и я», «Культура быта», «Культура приема пищи».

Основная форма организации образовательного процесса – занятие-практикум, а также могут быть экскурсии, сюжетно-ролевые игры, вечера развлечения, конкурсы и другие.

Режим занятий

Периодичность занятий – 1 раз в неделю, продолжительность занятий – 25-

30 минут, в зависимости от возраста обучающихся.

Время проведения занятий – вторая половина дня по расписанию дополнительного образования ГКУ СО «СРЦН «Огонёк».

1.6. Формы и методы реализации программы

Методы обучения

Словесные: беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, работа с книгой, рассказом, например, начинается разговор о происхождении слова «этикет» и трансформации его содержания с течением веков; объяснение является необходимым при толковании новых для детей понятий, предусмотренных данной программой.

С учетом возраста детей, для которых неприемлемы лекционные способы изложения материала, на занятиях по этике и культуре поведения наиболее эффективны беседы – это касается большинства занятий и, в первую очередь, тех, где рассматриваются темы, связанные с культурой поведения, культурой общения и т.д.

Наглядные: показ иллюстраций, видеофильмов, презентаций, схем, способов выполнения тех или иных действий, наборов сюжетных картинок по темам: «Поведение в транспорте», «Поведение за столом» и т.д., которые помогают детям лучше усвоить материал программы.

С помощью наглядных средств происходит усвоение детьми норм поведения, которые прививаются воспитанникам через проигрывание ситуации: как пройти на своё место в театре, как правильно сидеть за столом, как правильно ответить на телефонный звонок и т.д.

Практические: анализ различных ситуаций через упражнения, игры, конкурсы, охватывающие различные виды деятельности детей: сервировка стола, прием гостей способствуют, например, отработке навыков поведения. Через практику дети учатся делать комплименты, учатся составлять тексты поздравлений и т.д.

Игровые (занятие-игра, игровые упражнения, игры-путешествия, игры-соревнования, путаница, кроссворды), общение со сказочным персонажем.

Весь процесс обучения дошкольников носит практико-ориентированный характер, т.е. дети постоянно мотивируются на познания и приобретение навыков.

Основные приёмы, используемые на занятиях по этикету  с детьми 3-7 лет

Дети 3-5 лет

Дети 5-7 лет

1. Взаимодействие со сказочным персонажем

- подсказать, как себя вести;

- поиграть вместе с ним;

- помочь ему;

- подражать ему.

- помочь ему справиться с трудной ситуацией;

- найти ошибки в его поведении;

- научить его чему-либо.

2. Словесные приёмы

- рассказ взрослого из личного опыта;

- сказка познавательного содержания;

- вопросы;

- беседа.

- рассказ ребёнка из личного опыта;

- беседа;

- рассказ взрослого.

3. Игровые приёмы

- занятие-игра;

- игровые упражнения;

- дидактические игры;

- элементы сюжетно-ролевых игр;

- игры-путаницы.

- игровые упражнения;

- игры с правилами;

- игры-соревнования;

- турниры;

- развлекательные игры типа «Поле чудес»;

- дидактические игры;

- игры-действия;

- игры-воображения;

- игры-путаницы;

- кроссворды.

4. Наглядные приёмы

- иллюстрации;

- видеоматериалы (диафильмы, мультфильмы, видеозаписи, презентации);

- фотографии.

- иллюстрации;

- схемы;

- видеоматериалы;

- продукты детской деятельности;

- фотографии;

- картинки-правила (разбор правил по картинкам).

5. Использование театра

- спектакли (кукольный, настольный, на фланелеграфе и т.д.);

- инсценировки в исполнении отдельных детей.

- этюды;

- сценки;

- спектакли (кукольный, настольный, на фланелеграфе и т.д.).

6. Художественное слово

(для всех) – стихи, сказки, загадки, рассказы, пословицы, басни.

7. Использование музыкального репертуара (для всех)

8. Практические действия детей

- самостоятельные действия с чайными и столовыми принадлежностями;

- изготовление рисунков, аппликаций для украшения праздничного стола;

- разбор проблемных ситуаций, происшедших с игрушками.

- сервировка стола по схеме, предложенной воспитателем;

- составление схемы сервировки стола;

- изготовление украшений для праздничного стола;

- творческая деятельность детей (складывание салфеток, украшение подарка, украшение стола и т.д.);

- разбор проблемных ситуаций из жизни группы.

9. Наблюдения  (для всех):

- за действиями взрослого;

- за действиями ребёнка.

10. Метод проектов

(проекты «Ёлочку губить не станем – сделаем ее сами!»;

 «Скатерти и салфетки – наши помощники»; «Наш друг – этикет»  и другие).

Формы проведения занятий:

·     беседа;

·     викторина;

·     занятие-игра;

·     игра-путешествие;

·     КВН;

·     мастер-класс;

·     наблюдение;

·     экскурсия.

1.8. Планируемые результаты

Результатом освоения программы обучающимися следует считать:

·     проявление интереса к культуре поведения в обществе,

·     развитие познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных действий,

·     приобретение основ компетенций, указанных в разделе «Цель и задачи»,

·     умение сотрудничать  – взаимодействовать в парах, индивидуально, в коллективе.

Программа считается освоенной, если:

·     ребенок расширил знания об этикете, о нормах поведения человека в обществе (на почте, в больнице, в общественном транспорте и т.д.), о различных способах преодоления и разрешения конфликтов;

·     усвоил основные понятия – этикет, культура, вежливость, тактичность, выдержанность, воспитанность, нравственность и т.д.;

·     смог приобрести представление о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком;

·     проявляет потребность выполнять правила этикета, поведения, культуры общения; умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми, у него наблюдается снижение агрессивности;

·     соблюдает правила поведения в ГКУ СО «СРЦН «Огонёк», дома и в общественных местах;

·     научился культурно вести себя в гостях, знать навыки приема гостей;

·     может анализировать свои поступки и соизмерять их с понятием «воспитанный», «культурный»; быть вежливыми в общении, тактичным, уважать интересы другого человека – сверстников и старших.

Таким образом, главным результатом освоения программы следует считать

скорректированное поведение (деятельность) ребенка по сравнению с тем, как он

пришел в начале учебного года.

Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

Культура общения.

«Что такое этикет? Этикет вчера, сегодня, завтра».

1

Вводное занятие.

Группа

Входная диагностика

2.

«Знакомство людей. Комплимент».

1

Занятие-игра

Группа

Наблюдение

3.

«Вежливые слова».

1

Развлечение

Группа

Наблюдение

4.

«Волшебные слова –

наши верные друзья». Вежливая просьба.

1

Занятие-практикум

Группа

Беседа с детьми

5.

«Кто я такой? Давайте познакомимся».

1

Беседа, сюжетно-ролевая игра

Группа

Наблюдение

6.

«Разговор с незнакомым

на улице»

1

Занятие-практикум

Группа

Игровые ситуации

7.

«Что такое хорошо

и что такое плохо».

1

Презентация

Группа

Анализ рассуждений детей

8.

«Поведение

в общественных местах».

1

Видеофильм

Группа

Беседа, игровые ситуации

9.

«Я поведу тебя в музей»

1

Интерактив-ная игровая программа

Городской музей

Наблюдение

10.

«Я здоровье сберегу,

сам себе я помогу!»

1

Беседа

Группа

Наблюдение

11.

«Зачем нужен друг?

Давай никогда не ссориться».

1

Путешествие по сказкам

Группа

Беседа с детьми

 

12.

«Давайте играть вместе.

Учимся мириться».

1

Занятие-практикум

Группа

Срезовые задания

13.

«Природа и мы».

1

Занятие-игра

Группа

Анализ рассуждений детей

14.

«Наш дом – природа».

1

Беседа

Группа

Срезовые задания

15.

«Наши братья меньшие».

1

Игра-путешествие

Группа

Наблюдение

16.

«Снегири на ветках».

1

Творческое занятие

лепка

Группа

Наблюдение

17.

«В гостях у Лесовичка. Растения нас лечат».

1

Развлечение

Группа

Игровые ситуации

18.

Культура быта. «Неразлуч-ные друзья есть на белом свете» (взрослые и дети).

1

Беседа

Группа

Наблюдение

19.

Интерактивная игровая программа «Что значит заботиться о малышах».

1

Экскурсия в библиотеку

 

Библиотека

Игровые ситуации

20.

«Письмо Мойдодыра».

1

Занятие-игра

Группа

Наблюдение

21.

«Здоровье – моё богатство».

1

Развлечение

Группа

Игровые ситуации

22.

Внешний вид.

«Как я выгляжу?»

1

Беседа, чтение худ. литературы

Группа

Анализ рассуждений детей

23.

«Учимся быть вежливыми».

1

Занятие-игра

Группа

Игровые ситуации

24.

«Мы едем, едем, едем!»

(Поведение в общественном транспорте).

1

Занятие-игра

Группа

Анализ рассуждений детей

25.

«Уроки для Незнайки».

1

Развлечение

Группа

Наблюдение

26.

«Телефонный этикет».

1

Беседа

Группа

Анализ рассуждений детей

27.

«У меня зазвонил телефон». (Вежливый разговор

по телефону).

1

Занятие-игра

Группа

Наблюдение

28.

«Письмо другу».

1

Занятие-игра

Группа

Игровые ситуации

29.

«Культура приема пищи.

Столовый этикет».

1

Презентация, дидактическая игра

Группа

Анализ рассуждений детей

30.

«Мальвина-воспитательница».

1

Занятие-практикум.

Группа

Наблюдение

31.

«Гости в дом – радость

в нём!»

1

Занятие-игра

Группа

Наблюдение

32.

«Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!»

1

Занятие-игра

Группа

Наблюдение

33.

«Мы идем в кафе».

1

Беседа с элементами игры

Группа

Наблюдение

34.

«Тропинка добрых дел».

 

1

Квест-игра

Группа

Срезовые задания

35.

«Праздники в нашей жизни».

1

Беседа с элементами игры

Группа

Срезовые задания

 

36.

Спортивный квест «Уроки этикета от феи Вежливости».

1

Итоговое занятие (диагностика)

Спортив-ный зал, игровая площадка

Итоговая диагностика

 

Условия реализации программы

Занятия по программе «Школа этикета» проводятся в групповой комнате, где сосредоточены наглядные пособия, библиотека, видеотека. Кроме того, занятия могут проводиться в музыкальном зале, в спортивном зале, а также за пределами ГКУ СО «СРЦН «Огонёк» (экскурсии) – в библиотеке, в музее, на почте.

В комплекс обеспечения программы входят и информационные ресурсы, положенные в основу обучения этикету, правилам хорошего тона, мультимедиа аппаратура.

1.9. Система отслеживания и оценивания результатов реализации программы

Формы контроля

С целью определения успешности освоения программы проводится мониторинг, который складывается из диагностики, систематических наблюдений

за успехами и достижениями детей, срезовых заданий, текущего контроля в процессе индивидуальной или групповой работы, индивидуальных и групповых

бесед с детьми и воспитателями, анализа достижений детей на конец учебного года.

Виды контроля

Время проведения

Цель проведения

Формы

контроля

Начальный или входной контроль

В начале учебного года

Определение уровня развития детей, их творческих способностей

Беседа, опрос, диагно-стика, педагогическое наблюдение.

Текущий контроль

В течение всего учебного года

 

Определение степени усвоения воспитан-никами материала. Определение готов-ности детей к восприятию нового мате-риала. Повышение заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обу-чение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения

Наблюдение, опрос, беседа, самоанализ, моделирование, игро-вые ситуации, зада-ния, игра-испытание, вопрос-ответ.

Промежуточный или рубежный контроль

По окончании изучения блока

Определение степени усвоения воспитанниками учебного материала. Определение результатов обучения.

Наблюдение, опрос, беседа, самоанализ, моделирование, игро-вые ситуации, зада-ния, игра-испытание, вопрос-ответ.

В конце учебного года

В конце учебного года

Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Получение сведений для совершенство-вания методов обучения.

Итоговое занятие, оп-рос, беседа, диагнос-тика, педагогическое наблюдение.

Форма подведения итогов программы – итоговое занятие. Оно является контрольным и служит показателем освоения детьми программы, а также сплачивает детский коллектив.

II. Диагностический этап

Способы определения результативности

Педагогическое наблюдение

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Культура поведения

за столом

Культурно-гигиенические навыки

Культура общения, речевой этикет

Поведение в природе

начало учебного года

конец года

начало учебного года

конец года

начало учебного года

конец года

начало учебного года

конец года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочные материалы

Диагностические карты, описание заданий для проверки усвоения программного материала (Приложение 1-7).

В процессе обучения используется входной, промежуточный и итоговый контроль. Методы контроля – наблюдение активности воспитанников на занятиях и в процессе различных видов деятельности, поведение в быту в ГКУ СО «СРЦН «Огонёк», беседа.

III. Учебный план модульной рабочей программы по формированию навыков социальных компетенций воспитанников ГКУ СО «СРЦН «Огонёк»

«Школа этикета»

 

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1 раздел. «Культура общения»

12

5

7

 

1.1

«Этикет от прошлого до наших дней. Знакомство людей».

2

1

1

Входная диагностика, наблюдение

1.2

«Вежливые слова».

2

1

1

Игра-занятие, беседа, наблюдение

1.3

«Ты и незнакомый человек».

2

1

1

Игра-занятие, беседа, наблюдение

1.4

«Хорошо и плохо – поведение в обществен-ных местах».

3

1

2

Беседа, анализ рассуждений детей, экскурсия в музей

1.5

«Человек заболел».

1

1

1

Беседа, наблюдение

1.6

«Мы играем».

2

1

Срезовые задания

2 раздел. «Природа и я».

5

2,5

2,5

 

2.1

«Природа и мы».

2

1

1

Игра-занятие,  вопрос-ответ, экскурсия в парк

2.2

«Наши братья меньшие».

2

1

1

Игра-путешествие,  вопрос-ответ, наблюдение

2.3

«В гостях у Лесовичка. Растения нас лечат».

1

0,5

0,5

Развлечение, настольный театр

3 раздел. «Культура быта».

11

5,5

5,5

 

3.1

«Взрослые и дети».

2

1

1

Наблюдение,

беседа с детьми

3.2

«Уроки Мойдодыра».

2

1

1

Игра-занятие, беседа, наблюдение

3.3

«Внешний вид. Ты и вещи».

2

1

1

Игра-занятие, беседа, наблюдение

3.4

«Общественный транспорт».

2

1

1

Беседа, презентация,

срезовые задания

3.5

«Телефонный этикет».

2

1

1

Занятие-практикум, срезовые задания

3.6

«Письмо».

1

0,5

0,5

Беседа с детьми

4 раздел.

«Культура приема пищи».

8

3

5

 

4.1

«Столовый этикет».

2

1

1

Занятие, презентация, дидактическая игра

4.2

«Прием гостей. Идем в гости. В кафе».

3

1

2

Беседа,

сюжетно-ролевая игра, наблюдение

4.3

«Праздники в нашей жизни».

2

1

1

Развлечение, срезовые задания, наблюдение

4.4

«Итоговое занятие».

1

1

Итоговая диагностика

Итого:

36

16

20

 

 

IV. Итоговый этап

ПОКАЗАТЕЛИ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ РЕБЕНКА

(дошкольный возраст)

1. Культура общения, речевой этикет:

1.     Здоровается без напоминания.

2.     Обращаясь с просьбой, четко ее излагает.

3.     Уместно употребляет слова «спасибо», «пожалуйста».

4.     Отзывается на просьбу другого ребенка.

5.     Охотно выполняет просьбу и поручение взрослых.

6.     Называет по имени отчеству воспитателей, няню.

7.     В общественном месте громко не разговаривает, не кричит, не шумит, не мешает другим.

2. Поведение в природе:

1.     Очень наблюдателен, стремиться узнать что-то новое.

2.     Имеет домашнего животного, ухаживает за ним.

3.     Оказывает посильную помощь в цветнике и на огороде.

4.     Бережно относится к насекомым.

5.     Не ломает ветки у деревьев.

3. Культурно-гигиенические навыки:

1.     Поддерживает опрятный вид.

2.     Одевается последовательно.

3.     Вещи складывает аккуратно, в определенном порядке.

4.     Следит за чистотой одежды и обуви.

5.     Предметы личной гигиены использует по назначению.

6.     Полотенце вешает на место.

7.     Умеет чистить зубы, полоскать рот после еды.

 

4. Культура поведения за столом:

1.     Сервирует правильно стол к обеду.

2.     Пищу берет понемногу, хорошо пережевывает, ест бесшумно.

3.     Не крошит хлеб, не проливает пищу.

4.     Пользуется столовыми приборами (вилкой, ложкой).

5.     Знает чайные принадлежности, умеет ими пользоваться.

6.     Умеет пользоваться бумажными салфетками.

V. Содержание программы

Раздел 1. «Культура общения» – 12ч.

Тема 1.1. «Этикет от прошлого до наших дней. Знакомство людей».

Проследить на достигнутом уровне логику развития этикета, замену отживших норм поведения новыми, диктуемыми новыми условиями времени. Обобщить полученные за год учащимися знания по этикету.

Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку, предупредительность и вежливость.

Тема 1.2. «Вежливые слова».

Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Мимика и жесты, усиливающие просьбу. Вежливая просьба в различных ситуациях.

Тема 1.3. «Ты и незнакомый человек».

Умение обратиться к незнакомому человеку на улице с вопросом, просьбой. Формы привлечения внимания, типовые вопросы, формы извинения, просьбы, благодарности. Опасные взрослые. Действия в опасных ситуациях. Научись говорить громко: «Я вас не знаю!»

Тема 1.4. «Хорошо и плохо – поведение в общественных местах».

Общение с людьми различных профессий: билетером, экскурсоводом в музее, посетителями музея, кинотеатра, театра, цирка. Способы выражения своих эмоций. Поведение в детской поликлинике, детской библиотеке, парикмахерской. Умение соблюдать дисциплину; неуместные капризы.

Тема 1.5. «Человек заболел».

Формы проявления заботы о человеке. Добрые слова и поступки, беседы у постели больного, соблюдение правил гигиены. Инфекционные заболевания и пути их распространения. Поведение больного, соблюдение режима, терпеливость и выдержка.

Тема 1.6. «Мы играем».

Понятие об опасных играх. Предупредительное отношение к товарищу, опасность травматизма в игре. Игра как фактор духовного и физического развития.

Раздел 2 «Природа и я» – 3 часа.

Тема 2.1. «Будь природе другом».

Познакомить детей с основными правилами поведения в природе, показать взаимосвязь живых организмов леса между собой; развивать любознательность, наблюдательность, мышление, память, самостоятельность суждений; воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру, любовь к родному краю.

Тема 2.2. «Братья наши меньшие».

Ответственность принятия решения завести животное. Уход за животным. Для чего человек приручил животных. Выбор кличек различным животным. Рассказ о своем любимце. Животное не может быть подарено без согласования с будущим владельцем.

Тема 2.3. «В гостях у Лесовичка. Растения нас лечат».

Познакомить детей с лекарственными растениями. Закрепить знания о лекарственных растениях. Воспитывать коллективизм, умение вместе веселиться, воспитывать дружелюбие, контактность у детей.

Раздел 3. «Культура быта» – 11 ч.

Тема 3.1. «Взрослые и дети».

Этические нормы поведения детей по отношению к взрослым, возможный выбор тем для беседы, формы общения, умения не вмешиваться в разговор взрослых, тон, умение внимательно выслушивать взрослых.

Тема 3.2. «Уроки Мойдодыра».

Закреплять умение чистить зубы, заправлять кровать, содержать вещи в чистоте и определенном порядке. Воспитывать устойчивую привычку к соблюдению культурно-гигиенических навыков. Развивать у детей социально-значимые потребности, потребность к нормам человеческого общежития, формировать уверенность в своих возможностях.

Тема 3.3. «Внешний вид. Ты и вещи».

Этические нормы, предъявляемые к одежде и прическе, соответствие одежды определенной ситуации. Вещи, их цена и ценность. Поведение в магазине при покупке, примерке, умение быть сдержанным. Бережливость, аккуратность. Понятие о вкусе, красоте, моде, стиле.

Тема 3.4. «Общественный транспорт».

Виды общественного транспорта. Правила безопасности и тактичного поведения в общественном транспорте в различных ситуациях.

Тема 3.5. «Телефонный этикет».

Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Значение сигналов телефона, построение разговора по телефону. Ситуации: ты звонишь другу, подруге, родителям на работу. К телефону просят сестру, брата, маму, папу, ошиблись номером. Телефон на улице, его назначение. Продолжительность разговора.

Тема 3.6. «Письмо».

История письма. Письмо и технические средства связи. Традиционные формы построения письма, аккуратность и разборчивость написания. Ответ на письмо, своевременность ответа. Чужое письмо.

Раздел 4. «Культура приема пищи» – 8ч.

Тема 4.1. «Столовый этикет».

Сервировка стола, ее разновидности. Правила поведения за столом.

Тема 4.2. «Прием гостей. Идем в гости. В кафе».

Приглашение в гости, способы приглашения, благодарность за приглашение,

формы извинения в случае отказа, этические нормы поведения хозяина и гостей,

представление гостей друг другу, правила поведения за столом, церемония угощения, беседа за столом, гостеприимство.

Тема 4.3. «Праздники в нашей жизни».

Какое событие может быть праздником. Поздравление по поводу различных

дат. Выбор и вручение подарка. Вкус и чувство меры. Организация и проведение празднований.

Тема 4.4. Итоговое занятие.

Подведение итогов по занятиям этикета, определения уровня усвоения учащимися этических норм поведения и умения применять их в разных ситуациях.

Возможно проведение занятия в форме соревнования между командами, конкурса,

викторины.

VI. Методическое обеспечение программы

Методические материалы

Перечень учебно-методического обеспечения:

·     специальная, справочная и методическая литература;

·     набор наглядных пособий по темам программы;

·     методические разработки и памятки по правилам поведения и общения;

·     конспекты занятий по отдельным темам, подборки текстов сказок, рассказов, стихотворений и их инсценировок для рассмотрения, анализа и разыгрывания ситуаций, связанных с поведением и общением дома, ГКУ СО «СРЦН «Огонёк», в гостях, библиотеке, театре, музее, в транспорте, на улице и т.д.;

·     подборка слайдовых презентаций, видео фильмов по темам программы;

·     детские работы по отдельным темам программы: рассказы, рисунки, отзывы об увиденном, анализ своих (чужих) поступков.

VII. Список литературы и электронных ресурсов

Основная литература для педагога:

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Авторские сценарии внеурочных занятий на темы этикета. – М.: Планета, 2011.

2. Беспалова О.Н. Методика обучения детей дошкольного возраста правилам хорошего тона. – Волгоград: Скит, 1994.

3. Мирошниченко И.В. Демонстрационный материал «Уроки вежливости» – М.: Планета, 2013.

4. Шорыгина Т.А. Беседы об этикете с детьми. – М.: ТЦ Сфера, 2014.

Дополнительная литература для педагога:

1. Агафонова И.Н. Уроки общения. – СПб.: Ривьера, 2003.

2. Безгина О.Ю. Речевой этикет. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

3. Белая В.Г. Ребенок за столом. – М.: Сфера, 2006.

4. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: ЛИТУР, 2002.

5. Гангнус Л.В. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 2001.

6. Дорохов А.Л. Как себя вести – М.: Педагогика, 2005.

7. Есина Л.Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. – М.: Просвещение, 2008.

8. Жеребцова О.Л. Уроки этикета: Практическое руководство. – М.: Ниола-Пресс, 2008;

9. Иванова В.В. Девчоночьи секреты. – М.: Лабиринт, 1998.

10. Крижон Э.А. Как вести себя. – Братислава: Обзор, 1999.

11. Куликова И.П. Методика обучения дошкольников правилам современного этикета. – М.: Мозаика, 2010.

12. Курочкина И.Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете. – М.: Просвещение, 2007.

13. Ладыженская Т.А. Речевые уроки. – М.: Просвещение, 1995.

14. Меремьянина О.Р. Развитие социальных навыков детей 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2012.

15. Метенова Н.М. Уроки вежливости. – М.: Мой Мир, 2000.

16. Мирошниченко С. Хорошие манеры. – М.: Мой Мир, 2007.

17. Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Детство-пресс, 2003.

18. Пашкевич Т.Д. Социально-эмоциональное воспитание детей. – СПб.: Детство-пресс, 2007.

19. Пегеева Л.А. Этикет. – Чебоксары: Клио, 2002; Пегеева Л.А. Этикет. – Чебоксары: Клио, 2002.

20. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

21. Рукавчук Л. Энциклопедия этикета.– СПб: Экспресс,1996.

22. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. – М.: Сфера, 2010.

23. Шипицына Л.М. Азбука общения. – С.-Пб.: Детство-Пресс, 2000.

Дополнительная литература для детей:

1. Монахова И.А. Этикет для девочек. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011.

2. Снегирева А.Л. Этикет для юных леди. – Москва: РИПОЛ, 2003.

3. Шорыгина Т.А. Безопасные сказки, Добрые сказки, Эстетические сказки, Общительные сказки, Познавательные сказки. – М.: Книголюб, 2004.

 


Приложение 1

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

по программе «Школа этикета»

 

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Культура общения, речевой этикет

 

Поведение

в природе

Культурно-гигиенические навыки

Культура поведения

за столом

Итого

начало учебного года

конец года

начало учебного года

конец года

начало учебного года

конец года

начало учебного года

конец года

начало учебного года

конец года

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Диагностика достижений обучающихся по программе «Школа этикета»

№ п/п

Фамилия

имя ребенка

Параметры диагностики

Особенности характера, общения  

Умение здороваться и прощаться

Умение обращаться к людям

Выражение благодарности

Культура диалога

Умение оказывать, прини-

мать помощь

Умение разре-шать спорные ситуации

Умение оде-ваться, следить

за собой

начало уч. г.

конец

 уч. г.

начало уч. г.

конец

 уч. г.

начало уч. г.

конец

 уч. г.

начало уч. г.

конец

 уч. г.

начало уч. г.

конец

 уч. г.

начало уч. г.

конец

 уч. г.

начало уч. г.

конец

 уч. г.

начало уч. г.

конец

 уч. г.

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сроки диагностики: Входная диагностика – сентябрь, итоговая диагностика – май.

По итогам мониторинга педагог может сделать выводы:

– программа освоена (*);

– программа освоена в полном объеме (+).

Целевые ориентиры по параметрам диагностики:

– здоровается громко, обращаясь ко всем; прощается громко, обращаясь ко всем; часто обращается к воспитателю и детям с просьбами, предложениями, рассказами; говорит четко, внятно, громко;

– тон обращения спокойный, добродушный, доверчивый; благодарит всегда и всех, глядя в глаза и с готовностью (сам); не перебивает разговора старших и детей; предлагает помощь часто, доброжелательно и с готовностью; с благодарностью принимает помощь от взрослых и детей.


Приложение 3

Модульная рабочая программа по формированию навыков социальных компетенций воспитанников ГКУ СО «СРЦН «Огонёк»

в рамках программы по подготовке к самостоятельной жизни воспитанников и выпускников ГКУ СО «СРЦН «Огонёк»

«Уверенными шагами».

 

Направление: «Этические нормы жизни как регулятор поведения людей».

Воспитатель Катышева С.А.

Критерии сформированности ЗУН по модульной рабочей программе по формированию навыков социальных компетенций воспитанников ГКУ СО «СРЦН «Огонёк». Возраст от 3 до 13 лет.

 

ПОКАЗАТЕЛИ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ РЕБЕНКА

(дошкольный возраст)

1. Культура общения, речевой этикет:

1.       Здоровается без напоминания.

2.       Обращаясь с просьбой, четко ее излагает.

3.       Уместно употребляет слова «спасибо», «пожалуйста».

4.       Отзывается на просьбу другого ребенка.

5.       Охотно выполняет просьбу и поручение взрослых.

6.       Называет по имени отчеству воспитателей, няню.

7.       В общественном месте громко не разговаривает, не кричит, не шумит, не мешает другим.

2. Поведение в природе:

8.            Очень наблюдателен, стремиться узнать что-то новое.

9.            Имеет домашнего животного, ухаживает за ним.

10.        Оказывает посильную помощь в цветнике и на огороде.

11.        Бережно относится к насекомым.

12.        Не ломает ветки у деревьев.

3. Культурно-гигиенические навыки:

13.        Поддерживает опрятный вид.

14.        Одевается последовательно.

15.        Вещи складывает аккуратно, в определенном порядке.

16.        Следит за чистотой одежды и обуви.

17.        Предметы личной гигиены использует по назначению.

18.        Полотенце вешает на место.

19.        Умеет чистить зубы, полоскать рот после еды.

4. Культура поведения за столом:

20.        Сервирует правильно стол к обеду.

21.        Пищу берет понемногу, хорошо пережевывает, ест бесшумно.

22.        Не крошит хлеб, не проливает пищу.

23.        Пользуется столовыми приборами (вилкой, ложкой).

24.        Знает чайные принадлежности, умеет ими пользоваться.

25.        Умеет пользоваться бумажными салфетками.

Приложение 4

1. Результаты реализации модульной рабочей программы «Школа этикета» по формированию навыков социальных компетенций воспитанников ГКУ СО «СРЦН «Огонёк».

Возраст от 3 до 13 лет.

2. Модуль: «Этические нормы жизни как регулятор поведения людей».

3. Воспитатель: Катышева С.А.

4. Воспитанник:

5. Срок реализации программы: с 01.09.2021г. по 31.05.2022г.

6. Мониторинг сформированных знаний и умений по программе

Критерий формируемых знаний и умений

05.09.21г. – начало программы

05.12.21г. – 

срезовая

05.03.22г. –

срезовая

15.05.22г.

конец программы

Культура общения, речевой этикет

 

 

 

 

Поведение в природе

 

 

 

 

 

Культурно-гигиенические навыки

 

 

 

 

Культура поведения за столом

 

 

 

 

Диагностика ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результативность реализации модуля программы

(график)

Высокий

уровень

Знаний

и умений

 

Средний

уровень

 

Низкий

уровень

 

Крайне

Низкий

Уровень               Культура общения,              Поведение              Культурно-                      Культура

                   речевой этикет                   в природе            гигиенические                 поведения

                                                                                                           навыки                           за столом


Приложение 5

Карта диагностики воспитанности ребенка

старшего дошкольного возраста

№ п/п

Параметры

Описание

Начало уч.г.

Конец

уч.г.

1.

Особенности характера, общения ребенка

 

 

 

2.

Умение здороваться и прощаться

 

 

 

3.

Умение обращаться к людям

 

 

 

4.

Выражение благодарности

 

 

 

5.

Культура диалога

 

 

 

6.

Умение оказывать и принимать помощь

 

 

 

7.

Умение разрешать спорные ситуации

 

 

 

8.

Умение одеваться, следить за своим внешним видом

 

 

 

 

Целевые ориентиры ФГОС ДО

служат основой для оценки качества достижений обучающихся

Описание: ............................................................................................................................................... (Дается в произвольной форме)

 

Рекомендации: .......................................................................................................................................(Даются в произвольной форме)

 

 


Приложение 6

Консультация для воспитателей «Поговорим о хороших манерах»

 

О речевом этикете написано много достаточно учебных и методических пособий. Практически во всех дошкольных учреждениях проводятся занятия по этикету, почти во всех семьях читают детские сказки, из которых дети в увлекательной форме узнают о том, какая речь считается вежливой, получают первичные сведения о речевых этикетных нормах. Между тем в нашем социуме и, что особенно печально, в педагогическом общении становиться всё более актуальной проблема утраты «хороших манер», снижения уровня речевой культуры, недостаточного осознания ответственности за сказанное слово.

Вероятно, не стоит повторять прописную истину о том, что любое общение, тем более с детьми, не допускают грубости, бестактности и что владение нормами

речевого этикета — одна из важнейших составляющих коммуникативной компетентности педагога. Однако задумаемся над вопросами: в совершенстве ли мы сами – педагоги, воспитатели, родители – владеем искусством вежливости? Каким образом умение этично, доброжелательно, уместно выражать свои мысли и чувства влияет на наши взаимоотношения с ребёнком? Справедливо ли утверждение В. Маяковского «Ласковое слово мастер дивных див».

В результате опроса печально-любопытным оказался тот факт, что 49% опрошенных предположили, что в одной из форм неофициального общения (в дружеской компании, дома с детьми) в отличии от официального, допустимо (и достаточно распространено) использование не этикетных, агрессивных, обидных формулировок (грубые требования, резкие обращения, угрозы) при отсутствии необходимых слов вежливости (пожалуйста, спасибо, извините).

Сравним ответы в каждой из ситуаций.

а) на работе с коллегами:

«Не могли бы вы меня выслушать»; «Будьте добры, потише, пожалуйста»; «Простите, пожалуйста, вы не могли бы не разговаривать? »; «Прошу тишины!»; «Извините, пожалуйста, что перебиваю: к сожалению я сейчас очень занята, но с удовольствием могла бы выслушать Вас чуть позже»; «Убедительно, прошу Вас, уважаемые коллеги, соблюдать тишину»;

б) в дружеской компании:

«Помолчите, пожалуйста!»; «Извини, но сейчас мне некогда тебя слушать»; «Давай-ка прервём сейчас этот разговор»; «Прости, но мне надоело об этом разговаривать». И ещё более грубо-фамильярные: «Ну, хватит уже болтать!»; «Ты уже всё сказал!»; «Всё, на этом закончим!»;

в) дома с детьми:

«Замолчи, пожалуйста!», «Закрой свой рот!», «Замолчи же ты, наконец!»; «Ты когда-нибудь умолкнешь или нет?»; «Прекрати сейчас же!»; «Я не хочу тебя слушать!»; «Хватит молоть чепуху!» и даже «Заткнись!»; «Заглохни!»; «Засохни!» и т.п. Некоторые формулировки заключали в себе прямые угрозы: «Перестань болтать, а то...» (пойдёшь в угол, ничего от меня не получишь, я тебе врежу как следует и т.п.)

Основная цель обращений – установление и поддержание контакта между собеседниками. Вежливое и уместное обращение является одним из этикетных способов демонстрации благожелательного, уважительного отношения к человеку. В связи с этим важно, с одной стороны, что бы ребёнок с раннего возраста усваивал общепринятые нормы употребления обращений; с другой – необходимо, чтобы обращение воспитателя к ребёнку было корректным, доброжелательным, не причиняющим психологического дискомфорта, не унижающим достоинства, не нарушающим гармонию общения в детском коллективе.

На этапе представления дошкольникам, знакомства с новой дошкольной группой воспитателю следует придерживаться официальной модели взаимоотношений, называя себя полным именем и отчеством, указывая себя полным именем и отчеством, указывая фамилию и далее настойчиво, последовательно, но корректно, тактично, негрубо, требуя от детей обращаться к себе на «Вы». Для этого можно использовать различные игровые формулировки – разъяснения, например: «Твоя мама ходит на работу, и ты, конечно, знаешь, что её там называют не Таня, а Татьяна Ивановна, а твоя работа – наш центр «Огонёк». Это тоже очень серьёзное дело, поэтому здесь надо по-особому разговаривать – на «Вы». Или: «Взрослые тоже играют в игры. Обращаться к разным людям на «Ты» и на «Вы» – это тоже такая игра. Давай я расскажу тебе её правила и т.п.

Часто возникает необходимость обратиться к детям с самыми разными просьбами: помочь накрыть на стол, выучить стихотворение, положить на место игрушку и т.п.

Кроме того, мы целенаправленно обучаем своих дошкольников вежливому выражению своих желаний, просьб, направляем их, напоминая о силе всем известного «волшебного слова». Однако всегда ли сами помним другие «магические приёмы» побуждения, учим ли своих воспитанников смягчать просьбы, делать их выполнение более желанным, приятным, комфортным для адресата?

Особую роль в педагогическом общении играет похвала, одобрение. К сожалению, достаточно часто эти формы положительно-оценочных высказываний носят обобщённо-формальный характер, произносятся механически, как бы по необходимости: украсила ёлку – «хорошо», вымыл руки перед едой – «умница», послушали сказку – «молодцы» и т.д. Очень важно, чтобы выражение одобрения, поощрения было искренним со стороны педагога, заслуженным со стороны ребёнка и разнообразным по форме. Такими формами могут быть не только традиционные «молодец», «умница», но и обращение к прошлым успехам детей (например, «В прошлый раз вы отлично поработали! Давайте сегодня будем лепить ещё лучше).

Речевой этикет устанавливает правила общения в самых различных, в том числе конфликтных, ситуациях. Поэтому важность хороших манер заключается также и в том, что они способствуют объединению участников общения, достижению взаимопонимания и согласия. Так, всегда ли мы приносим детям извинения за резкое замечание, несправедливый упрёк, ошибочную оценку.

Извиниться – значит признать собственную неправоту, попросить прощения у собеседника, выразить сожаление о своём неправильном суждении, грубом высказывании в его адрес и тем самым восстановить дружеские связи, вернуть расположение адресата, не допустить развития конфликта. Можно сказать, что извинение «меняет знак» конфликтной ситуации с отрицательного на положительный и определяет общую направленность, установку общения.

Речь педагога должна быть образцовой с точки зрения не только норм русского литературного языка (правильность постановки ударения, точность словоупотребления, знания грамматических правил), но и необходимых правил этикета. Соблюдение этих правил, грамотное и уместное употребление необходимых этикетных формул имеет большое воспитательное значение, поскольку слова педагога являются эталоном для детей, моделью речевого поведения.

Что такое этикет?

Заглянем в словарь: термин «этикет» (от французского еtiquettе) означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Этикет – это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.

В чем же состоит практическое значение этикета? Этикет позволяет людям без особых усилий пользоваться уже готовыми формами вежливости, принятой в данном обществе различными группами людей и на различных уровнях.

Этикет в наши дни (современный этикет) расписывает поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях приемах, церемониях, переговорах.

Ученые выделяют следующую классификацию подсистемы этикета:

Речевой, или вербальный этикет.

Речевой этикет определяет, какими словесными формулами лучше воспользоваться, если надо: поприветствовать, поздравить, поблагодарить, загладить вину, обратиться к кому-то с просьбой, пригласить куда-то, выразить соболезнования. К речевому этикету относят также теорию и практику аргументации – искусство вести беседу.

Мимика и жесты.

Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления. Скажем, общеизвестный и в целом позитивный жест, когда мы поднимаем вверх большой палец, у некоторых народов имеет тот же смысл, как если бы мы подняли не большой, а средний палец. Эти жесты могут иметь различную окраску: нейтральную, ритуально-торжественную, фамильярно-вульгарную. Свое отношение к собеседнику и теме беседы люди выражают также с помощью мимики, улыбки, направления взгляда.

Организация пространства в этикете (или этикетная проксемика).

Очень большое значение в этикете имеет взаимное расположение собеседников в пространстве. Каждый слышал о личном пространстве, что оно зависит от многих факторов: не только от личности и национальной принадлежности, но и от района проживания. Скажем, у сельских жителей оно гораздо больше, чем у горожан.

Необходимо знать, какое место в доме или за столом считается почетным (оно, как правило, имеет хозяина в лице главы семейства), какие позы допустимы в той или иной ситуации.

Этикетная атрибутика (или мир вещей в этикете).

К этикетной атрибутике относятся, прежде всего, одежда, украшения и головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки.

Под этикетом понимают обычно совокупность правил поведения, в которых, так или иначе, проявляется отношение человека к другим людям. Этикет необычайно сильно зависит от конкретной ситуации. Именно от ситуации зависит подбор наших слов, употребление жестов и мимических выражений. То, что мы обычно говорим друзьям-сослуживцам, боссу слышать не стоит (особенно, если разговор как раз о нем), поскольку есть большая вероятность быть неверно истолкованным – это естественно и понятно. Этикетные ситуации могут быть связаны с повседневным общением, с праздничными событиями, с совершением определенных ритуалов или с особыми обстоятельствами.

Современный мир требует от современного человека специфических навыков поведения и общения, когда он оказывается в определенных ситуациях. Бывает ли он за границей, вступает в отношения деловые и личные; присутствует на дипломатических приемах, презентациях или вернисажах. Современный человек в современном мире ведет такую жизнь, которая требует налаживать контакты с людьми, говорящими на иных языках и связанных с далекими, подчас экзотическими и непонятными, культурами. Это формирует новые требования к поведению и внешнему виду, языку. Требует скрупулезного изучения не только своей, но и иных культур.

Этикет больше напоминает не строгий черный костюм и галстук-бабочку Джеймса Бонда, а правила дорожного движения. К примеру, если Вы в комнате одни, то можете как угодно и что угодно говорить о том, «какие же они все...»

Можете кричать, плевать, ковырять в носу или есть яичницу руками. Главное, этим Вы никого не удивите и не обидите, никто не выскажет Вам своего мнения в ответ.

Вы ничего не нарушили, потому что действовали соответственно с правилами, допустимыми в Вашем Личном Обществе. Но как только рядом с вами появляется другой человек, необходимо считаться с его мнением, предпринимая то или иное действие.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

Часто встречаются люди, у которых стандарт поведения не один: на людях одно, дома же прямо противоположное (этакое раздвоение поведения – довольно низкое, но, увы, часто встречаемое явление). В присутствии коллег (на работе или корпоративной вечеринке), со знакомыми или теми, кого они называют друзьями (а уж тем более с начальством) такие индивиды приторно вежливы, предупредительны. Но зато дома, с близкими людьми, они грубы, жестоки и вспыльчивы словно порох (как правило, по самому малозначительному поводу).

Это говорит о невысокой культуре человека или, скорее, ее полном отсутствии и о плохом воспитании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Консультация для родителей «Учим этикету»

 

Конечно, всем родителям приятно, когда их чадо слывет воспитанным ребенком и ведет себя надлежащим образом. Чтобы юный джентльмен или маленькая леди не разочаровывали в ответственный момент и не заставляли краснеть за свое поведение, нужно позаботиться об их культурном воспитании.

Как привить ребенку хорошие манеры, и что такое детский этикет – разбираемся прямо сейчас.

С самого раннего детства, в возрасте до 1-го года, ребенок уже способен чутко улавливать интонации и реагировать на происходящее рядом. Кроха чихнул? Громко скажите ему: «Будь здоров, малыш!» Подавая ребенку бутылочку или пиалу с фруктовым пюре, не забывайте пожелать ему: «Приятного аппетита, мой хороший!» Беря игрушку из детской ручонки, поблагодарите малыша.

Слово за словом, ситуация за ситуацией – и ребенок постепенно привыкнет к атмосфере вежливости, такта и дружелюбия. Удивительно, но, едва освоив речь, он начнет говорить все услышанные им ранее «спасибо», «пока» и прочие вежливые слова, употребляя их сознательно и к месту.

Ребенка младшего дошкольного возраста (от 2 до 4-х лет) нужно постоянно мотивировать к демонстрации хороших манер, приучать к правилам хорошего тона. Идеальным вариантом будут сюжетные игры и забавные стихи на тему этикета. Можно инсценировать ситуации «в гостях», «в транспорте», «в детском саду», используя для этого игрушки ребенка. Пусть он посмеется над нелепостями, исправит поведение героев игры, научится хорошим манерам, принятым в том или ином случае.

Когда ребенок вступает в контакт с другими малышами (на площадке, в группе садика и т.д.), он порой начинает вести себя неадекватно: отнимать игрушки – свои и чужие, грубить или даже проявлять агрессию. Пытаясь защитить себя и свою собственность, малыш действует вопреки правилам хорошего тона.

Чтобы избежать таких ситуаций, или свести их количество к минимуму, нужно регулярно обучать ребенка правилам детского этикета. Объяснять все следует на доступном для конкретного возраста языке, подтверждать примерами, сопровождать красочными эпитетами и оценками той или иной формы поведения. Рассмотрим это на примере распространенных жизненных ситуаций.

Детский этикет в дружбе

·      Нельзя обзывать других детей и давать им прозвища, это обидно.

·      Будучи недовольным чьим-то поведением, не нужно оскорблять обидчика, достаточно поругаться на его поступок («ты гадко сделал, это нечестно!», но не «ты дурак!»).

·      С друзьями можно и нужно делиться игрушками.

·      Взяв чью-то вещь, необходимо обращаться с нею аккуратно, а потом вернуть владельцу.

·      Следует всегда здороваться и прощаться при встрече и расставании с товарищами.

·      Обидев кого-то намеренно или нечаянно, нужно попросить у того человека прощения и постараться помириться с ним (есть, кстати, немало считалок для примирения).

·      Нельзя дразнить более слабого и насмехаться над чужими неудачами – лучше предложить свою помощь.

·      Заболевшего товарища нужно почаще подбадривать своими телефонными звонками, а именинника – поздравлять.

·      Нельзя ябедничать понапрасну, однако о серьезных проступках следует уведомлять взрослых.

Детский этикет в гостях

·      Перед тем как пойти в гости, нужно позвонить человеку и предупредить о визите (следует почаще практиковать такое вместе с ребенком в реальности или в игровой форме).

·      Идя в гости, лучше прихватить с собой небольшой гостинец к чаю или подарок.

·      Вести себя в гостях нужно спокойно, не бегать по всей квартире, не кричать громко и не заглядывать по всем шкафам в поисках «чего-нибудь интересного».

·      Нельзя трогать вещи родителей своего приятеля или подруги.

·      Если пригласили к столу, следует кушать аккуратно и поблагодарить за угощение.

Детский этикет за столом

·      Сидя за обеденным столом, нельзя укладывать на него локти и качаться на стуле.

·      Набирать пищу из общей посуды можно только специально предназначенными для этого столовыми приборами (ложка в салатнике, вилка на блюде с мясом).

·      Накладывать себе блюда нужно по чуть-чуть (вдруг что-нибудь не понравится).

·      Жевать нужно с закрытым ртом, с едой во рту не разговаривать.

·      Вытирать губы и руки нужно салфетками, а не одеждой или скатертью.

·      Куски торта и пирожные лучше есть ложечкой, а не брать в руку.

·      После еды нужно поблагодарить того, кто это приготовил или подал к столу.

 

Детей от пяти лет и старше можно обучить основам сервировки. Пусть ребенок потренируется сделать все сам или поможет маме:

·      стол покрывают скатертью или клеенкой;

·      напротив каждого стула на столе ставят плоскую тарелку (отступив 2 см от края столешницы); поверх нее – глубокую, для первого блюда; салфетку кладут на верхнюю тарелку;

·      ножи кладут с правой стороны от тарелок, повернув лезвиями к ним. Вилки располагают с левой стороны, острыми концами зубьев вверх. Ложки кладут параллельно краю столешницы, за тарелками, ручками в правую сторону;

·      стаканы ставят справа, наискосок от тарелок.

В большинстве семей столы накрывают проще, но лучше, чтобы ребенок был осведомлен о торжественном варианте сервировки и умел пользоваться ножом и вилкой.

Детский этикет в общении с взрослыми

·        Первыми здороваются младшие, и в любом случае, следует сразу же приветствовать знакомого при встрече, не дожидаясь его реплики.

·        Ко взрослым принято обращаться на «вы» и употреблять слова: «здравствуйте» и «до свидания» вместо «привет» и «пока» уместных с ровесниками и родственниками.

·        Мужчинам мальчикам нужно подавать правую ладонь для рукопожатия, без перчатки.

·        Целовать и обнимать при встрече можно только близких и хорошо знакомых людей, при обоюдном согласии.

·        Повторно встретив кого-то в течение дня, нужно снова поприветствовать его, употребив любое уместное из следующих словосочетаний: «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер» или «рад видеть тебя/вас снова» или просто кивнуть и улыбнуться.

Детский этикет в повседневной жизни.

Своим примером родители должны ежедневно воспитывать в ребенке вежливость и внимательное отношение к ближним. Для этого достаточно демонстрировать ему, например, как уступают место женщине в транспорте или пропускают вперед девочку на входе в помещение. И желательно всегда использовать в соответствующих ситуациях такие слова, как:

·     извини, прости;

·     спасибо, благодарю;

·     пожалуйста, будь добр;

·     будь здоров, приятного аппетита;

·     доброе утро, спокойной ночи и т.д.

Когда вежливые слова являются естественным и привычным фоном в повседневной жизни ребенка, его даже не придется специально к ним приучать. Он и сам переймет у старших членов семьи все вежливые выражения.


 

Министерство социально-демографической и семейной политики

Министерство социально-демографической и семейной политики

Содержание I . Пояснительная записка………………………………………………………

Содержание I . Пояснительная записка………………………………………………………

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения

Постановление Главного государственного санитарного врача

Постановление Главного государственного санитарного врача

Характеристика программы

Характеристика программы

Способствовать овладению основными формами логического мышления, операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

Способствовать овладению основными формами логического мышления, операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует вести себя в той или иной ситуации именно так, а…

У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует вести себя в той или иной ситуации именно так, а…

Исходя из возрастных особенностей дошкольников, теория и практика в программе интегрированы

Исходя из возрастных особенностей дошкольников, теория и практика в программе интегрированы

Формы и методы реализации программы

Формы и методы реализации программы

Поле чудес»; - дидактические игры; - игры-действия; - игры-воображения; - игры-путаницы; - кроссворды

Поле чудес»; - дидактические игры; - игры-действия; - игры-воображения; - игры-путаницы; - кроссворды

Метод проектов (проекты «Ёлочку губить не станем – сделаем ее сами!»; «Скатерти и салфетки – наши помощники»; «Наш друг – этикет» и другие)

Метод проектов (проекты «Ёлочку губить не станем – сделаем ее сами!»; «Скатерти и салфетки – наши помощники»; «Наш друг – этикет» и другие)

Комплекс организационно-педагогических условий

Комплекс организационно-педагогических условий

Письмо Мойдодыра». 1

Письмо Мойдодыра». 1

Система отслеживания и оценивания результатов реализации программы

Система отслеживания и оценивания результатов реализации программы

II . Диагностический этап

II . Диагностический этап

Человек заболел». 1 1 1

Человек заболел». 1 1 1

IV . Итоговый этап ПОКАЗАТЕЛИ

IV . Итоговый этап ПОКАЗАТЕЛИ

Правила поведения во время знакомства

Правила поведения во время знакомства

Раздел 3. «Культура быта» – 11 ч

Раздел 3. «Культура быта» – 11 ч

Какое событие может быть праздником

Какое событие может быть праздником

Иванова В.В. Девчоночьи секреты

Иванова В.В. Девчоночьи секреты

Приложение 1 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ

Приложение 1 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ

Приложение 2 Диагностика достижений обучающихся по программе «Школа этикета» № п/п

Приложение 2 Диагностика достижений обучающихся по программе «Школа этикета» № п/п

Приложение 3 Модульная рабочая программа по формированию навыков социальных компетенций воспитанников

Приложение 3 Модульная рабочая программа по формированию навыков социальных компетенций воспитанников

Приложение 4 1. Результаты реализации модульной рабочей программы «Школа этикета» по формированию навыков социальных компетенций воспитанников

Приложение 4 1. Результаты реализации модульной рабочей программы «Школа этикета» по формированию навыков социальных компетенций воспитанников

Приложение 5 Карта диагностики воспитанности ребенка старшего дошкольного возраста № п/п

Приложение 5 Карта диагностики воспитанности ребенка старшего дошкольного возраста № п/п

Приложение 6 Консультация для воспитателей «Поговорим о хороших манерах»

Приложение 6 Консультация для воспитателей «Поговорим о хороших манерах»

Перестань болтать, а то...» (пойдёшь в угол, ничего от меня не получишь, я тебе врежу как следует и т

Перестань болтать, а то...» (пойдёшь в угол, ничего от меня не получишь, я тебе врежу как следует и т

Так, всегда ли мы приносим детям извинения за резкое замечание, несправедливый упрёк, ошибочную оценку

Так, всегда ли мы приносим детям извинения за резкое замечание, несправедливый упрёк, ошибочную оценку

Организация пространства в этикете (или этикетная проксемика)

Организация пространства в этикете (или этикетная проксемика)

Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства

Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства

Приложение 7 Консультация для родителей «Учим этикету»

Приложение 7 Консультация для родителей «Учим этикету»

Следует всегда здороваться и прощаться при встрече и расставании с товарищами

Следует всегда здороваться и прощаться при встрече и расставании с товарищами

Вилки располагают с левой стороны, острыми концами зубьев вверх

Вилки располагают с левой стороны, острыми концами зубьев вверх
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2022