Коррекционно-развивающее занятие: «Противостояние стрессу».
Цели: расширить репертуар поведенческих стратегий в стрессовых
ситуациях, сформировать индивидуальные навыки управления стрессом.
Ход:
Добрый день! Ребята, как ваши дела? Сегодня мы с вами познакомимся с понятием «Стресс», как поступать в стрессовой ситуации, а также поговорим о способах преодоления стресса. Давайте поговорим как реагировать на критику? (ответы детей)
Хорошо, а как вы считаете, критика может повлиять и вызвать стрессовую ситуацию? (ответы детей). Конечно, может, поэтому нужно быть уверенным в себе и не поддаваться критике со стороны.
Стресс — это реакция организма при резких и сильных воздействиях на него. Когда человек испытывает тревогу, страх, напряжение, неуверенность, он бледнеет, краснеет, его пульс учащается, иногда может возникнуть дрожь и т.д.
Пример: как вы думаете, как будет себя вести человек после того, как попал в автомобильную аварию? (ответы детей)
Разные люди будут вести себя по-разному, одни будут кричать, реветь, метаться; другие замрут, остолбенеют, из них не выдавишь ни слова.
Какие признаки стресса вы знаете? (ответы детей)
Признаки стресса
• тревога,
• страх,
• напряжение,
• неуверенность,
• растерянность,
• подавленность,
• беззащитность,
• паника,
• бледность или краснота,
• учащение пульса,
• дрожь,
• потливость,
• сухость во рту,
• затруднение дыхания,
• расширение зрачков,
• мышечная скованность,
• трудности глотания,
• желудочный спазм.
Бывали ли вы в стрессовой ситуации? (ответы детей)
Упражнение «Ситуации, в которых я испытываю стресс»
Запишите 8-10 стрессогенных ситуаций, затем разделите эти
ситуации на две группы: события, которые неподвластны контролю, и те, которые
можно контролировать. Вопросы для обсуждения:
• Каких ситуаций больше?
• Какие ситуации можно контролировать? Приведите примеры.
• Как преодолеть стресс в ситуациях, неподвластных контролю?
Упражнение «Копилка проблем»
Цель: выявить наиболее значимые для подростков стрессовые ситуации, помочь им осознать и проанализировать эффективные и неэффективные способы решения этих ситуаций.
Для выполнения упражнения потребуется коробка средних размеров с отверстием для писем.
Напишите проблему, или стрессовую ситуацию, и отпустите в ящик.
Теперь каждый из вас вытянет листок наугад, и предложит свой способ решения проблемы. Остальные так же могут подключиться к обсуждению.
На доске педагог пишет решения проблемы, затем группа определяет, какие решения эффективные, а какие нет.
Примерные ситуации: поругался с другом (подругой), поссорился с родителями, провалил экзамен, предложили попробовать незнакомое вещество, предложили попробовать пиво, проблемы с внешностью (прыщики на лице, лишний вес, худощавость и пр.).
В заключение выполнения данного упражнения подростки подводятся к выводу о том, что «Если у вас возникла какая-либо проблема, вы можете получить помощь в ее решении. Все проблемы решаемы».
Упражнение на двигательную активность
Используйте любую подвижную игру, например, «Паровозики»,
«Путаницу», «Поменяйтесь местами те, кто...» и т. п. Один из самых эффективных
способов самозащиты - «выведение» стресса по мышечным каналам. Терапевтический
эффект игр увеличивается от присутствия в них коммуникативного компонента,
который тренирует навыки взаимодействия.
Дискуссия «Стресс – это хорошо или плохо»
Вы встречаетесь в жизни с разными ситуациями, которые вас заставляют думать о вашем поведении, анализировать свои действия.
Как вы считаете, стресс всегда приносит вред? А может, он нужен, нашему организму? (ответы детей).
Во время стресса в организме человека вырабатывается гормон адреналина – особое вещество, которое заставляет наши мышцы двигаться быстрее. Активное действие – это единственный способ выход из стресса, способ справиться с ним.
Отмечено, что не столько события (стрессоры) сами по себе определяют подверженность человека стрессу, сколько реакция человека на эти события: «Мир не такой, какой он есть, а такой, каким мы его видим». А. Шопенгауэр.
Например: Причиной стресса не может быть сама контрольная работа, а вот твоя неподготовленность может.
У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний.
Сейчас мы с вами проведем два упражнения, которые помогают в стрессовой ситуации.
Упражнение «Лимон»
Помогает совладать с сильным волнением или беспокойством. Представите, что у вас в руках лимон, который следует сжать как можно сильнее, выдавив сок до последней капли. Далее нужно стряхнуть капли с руки. Упражнение повторяйте три раза.
На физическом уровне для противостояния стрессу человеку обязательно нужно больше витаминов.
Упражнение «Визуализация».
Если Ваше отчаяние и напряжение очень велико, вы можете попытаться ослабить его с помощью воображения.
1. Представьте, что ваши неприятности вы упаковали в мешок и положили на платформу поезда. Поезд поехал и увез Ваши несчастья.
2. Ваше эмоциональное напряжение – это туго надутый шар. Огромный шар. Он буквально распирает вас изнутри. В своем воображении проткните шар иголкой. Он лопнул. С ним вместе «лопнуло» и ваше напряжение, ваше отчаяние.
Поделитесь как можно снять стресс? Какие способы вы знаете? Как вы с ним боретесь? (ответы детей)
Обобщение
Способы борьбы со стрессом:
- сделать несколько глубоких вдохов,
- вырабатывайте у себя убеждения, что только вы сами отвечаете за своё эмоциональное и физическое благополучие;
- заняться любым отвлекающим действием,
- попробовать отнестись к сложившейся ситуации с юмором,
- мысленно проиграть предстоящую ситуацию заранее,
- поговорить и посоветоваться с близкими по данной проблеме,
- покричать, петь очень громко,
- посмотреть комедийный фильм,
- пойти в парк, «пообщаться» с природой,
- покататься на горке,
- попросить, чтобы сделали массаж,
- принять контрастный душ или ванну,
- поспать,
- заняться спортом,
- погладить кошку, посмотреть на рыбок.
-использовать метод мышечного расслабления с закрытыми глазами, в состоянии лежа или сидя.
Нужно быть оптимистом (человек, который видит больше положительных моментов в жизни…)
Знайте: источником стресса является не событие само по себе, а ваше восприятие;
Смотрите на жизнь в более светлых тонах (не надо омрачать происходящее);
Регулярно занимайтесь физической культурой и спортом;
Ставьте перед собой посильные задачи (с чем вы реально можете справиться);
Нужно радоваться жизни, получать радость от каждого дня;
Соблюдать рациональное питание (витамины, объем, режим питания 3-х разовое);
Соблюдать режим дня (вовремя ложиться спать, отдыхать и работать чередуя);
Отказаться от вредных привычек (не употреблять алкоголь, наркотики, не курить).
Итак, Стрессовое состояние является сигналом, оповещением, что следует остановиться, применить метод снятия напряжения и избавиться от негативных переживаний.
Если сознание человека не может нейтрализовать негативные переживания, они переходят на подсознание, а затем на телесный уровень, провоцируя возникновение заболевания.
После выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из неё.
Рефлексия
Наше занятие подходит к концу. Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу нашей встречи. Продолжите, пожалуйста фразу «Мне сегодня……»
Участники высказываются, что сегодня им понравилось, было ли им интересно, полезно.
Желаю вам успехов и удачи в жизни.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.