Коррекционно-развивающее занятие: Противостояние стрессу.

  • docx
  • 03.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Противостояние стрессу.docx

Коррекционно-развивающее занятие: «Противостояние стрессу».

Цели: расширить репертуар поведенческих стратегий в стрессовых ситуациях, сформировать индивидуальные навыки управления стрессом.

Ход:

Добрый день! Ребята, как ваши дела? Сегодня мы с вами познакомимся с понятием «Стресс», как поступать в стрессовой ситуации, а также поговорим о способах преодоления стресса. Давайте поговорим как реагировать на критику? (ответы детей)

Хорошо, а как вы считаете, критика может повлиять и вызвать стрессовую ситуацию? (ответы детей). Конечно, может, поэтому нужно быть уверенным в себе и не поддаваться критике со стороны.

Стресс — это реакция организма при резких и сильных воздействиях на него. Когда человек испытывает тревогу, страх, напряжение, неуверенность, он бледнеет, краснеет, его пульс учащается, иногда может возникнуть дрожь и т.д.

Пример: как вы думаете, как будет себя вести человек после того, как попал в автомобильную аварию? (ответы детей)

Разные люди будут вести себя по-разному, одни будут кричать, реветь, метаться; другие замрут, остолбенеют, из них не выдавишь ни слова.

Какие признаки стресса вы знаете? (ответы детей)

Признаки стресса

         тревога,

         страх,

         напряжение,

         неуверенность,

         растерянность,

         подавленность,

         беззащитность,

         паника,

         бледность или краснота,

         учащение пульса,

         дрожь,

         потливость,

         сухость во рту,

         затруднение дыхания,

         расширение зрачков,

         мышечная скованность,

         трудности глотания,

     желудочный спазм.

 

Бывали ли вы в стрессовой ситуации? (ответы детей)

Упражнение «Ситуации, в которых я испытываю стресс»
Запишите 8-10 стрессогенных ситуаций, затем разделите эти ситуации на две группы: события, которые неподвластны контролю, и те, которые можно контролировать. Вопросы для обсуждения:
• Каких ситуаций больше?
• Какие ситуации можно контролировать? Приведите примеры.
• Как преодолеть стресс в ситуациях, неподвластных контролю?
 

Упражнение «Копилка проблем»

Цель: выявить наиболее значимые для подростков стрессовые ситуации, помочь им осознать и проанализировать эффективные и неэффективные способы решения этих ситуаций.

Для выполнения упражнения потребуется коробка средних размеров с отверстием для писем.

Напишите проблему, или стрессовую ситуацию, и отпустите в ящик.

Теперь каждый из вас вытянет листок наугад, и предложит свой способ решения проблемы. Остальные так же могут подключиться к обсуждению.

 На доске педагог пишет решения проблемы, затем группа определяет, какие решения эффективные, а какие нет.

Примерные ситуации: поругался с другом (подругой), поссорился с родителями, провалил экзамен, предложили попробовать незнакомое вещество, предложили попробовать пиво, проблемы с внешностью (прыщики на лице, лишний вес, худощавость и пр.).

В заключение выполнения данного упражнения подростки подводятся к выводу о том, что «Если у вас возникла какая-либо проблема, вы можете получить помощь в ее решении. Все проблемы решаемы».

Упражнение на двигательную активность
Используйте любую подвижную игру, например, «Паровозики», «Путаницу», «Поменяйтесь местами те, кто...» и т. п. Один из самых эффективных способов самозащиты - «выведение» стресса по мышечным каналам. Терапевтический эффект игр увеличивается от присутствия в них коммуникативного компонента, который тренирует навыки взаимодействия.

 

Дискуссия «Стресс – это хорошо или плохо»

Вы встречаетесь в жизни с разными ситуациями, которые вас заставляют думать о вашем поведении, анализировать свои действия.

Как вы считаете, стресс всегда приносит вред? А может, он нужен, нашему организму? (ответы детей).

Во время стресса в организме человека вырабатывается гормон адреналина – особое вещество, которое заставляет наши мышцы двигаться быстрее. Активное действие – это единственный способ выход из стресса, способ справиться с ним.

Отмечено, что не столько события (стрессоры) сами по себе определяют подверженность человека стрессу, сколько реакция человека на эти события: «Мир не такой, какой он есть, а такой, каким мы его видим». А. Шопенгауэр.

Например: Причиной стресса не может быть сама контрольная работа, а вот твоя неподготовленность может.

У человека, не научившегося управлять своей психикой и долгое время живущего в состоянии сильного стресса, увеличивается вероятность появления различных заболеваний.

Сейчас мы с вами проведем два упражнения, которые помогают в стрессовой ситуации.

Упражнение «Лимон»

Помогает совладать с сильным волнением или беспокойством. Представите, что у вас в руках лимон, который следует сжать как можно сильнее, выдавив сок до последней капли. Далее нужно стряхнуть капли с руки. Упражнение повторяйте три раза.

На физическом уровне для противостояния стрессу человеку обязательно нужно больше витаминов.

Упражнение «Визуализация».

Если Ваше отчаяние и напряжение очень велико, вы можете попытаться ослабить его с помощью воображения.

1. Представьте, что ваши неприятности вы упаковали в мешок и положили на платформу поезда. Поезд поехал и увез Ваши несчастья.

2. Ваше эмоциональное напряжение – это туго надутый шар. Огромный шар. Он буквально распирает вас изнутри. В своем воображении проткните шар иголкой. Он лопнул. С ним вместе «лопнуло» и ваше напряжение, ваше отчаяние.

Поделитесь как можно снять стресс? Какие способы вы знаете? Как вы с ним боретесь? (ответы детей)

Обобщение

Способы борьбы со стрессом:

- сделать несколько глубоких вдохов,

- вырабатывайте у себя убеждения, что только вы сами отвечаете за своё эмоциональное и физическое благополучие;

- заняться любым отвлекающим действием,

- попробовать отнестись к сложившейся ситуации с юмором,

- мысленно проиграть предстоящую ситуацию заранее,

- поговорить и посоветоваться с близкими по данной проблеме,

- покричать, петь очень громко,

- посмотреть комедийный фильм,

- пойти в парк, «пообщаться» с природой,

- покататься на горке,

- попросить, чтобы сделали массаж,

- принять контрастный душ или ванну,

- поспать,

- заняться спортом,

- погладить кошку, посмотреть на рыбок.

-использовать метод мышечного расслабления с закрытыми глазами, в состоянии лежа или сидя.

Нужно быть оптимистом (человек, который видит больше положительных моментов в жизни…)

Знайте: источником стресса является не событие само по себе, а ваше восприятие;

Смотрите на жизнь в более светлых тонах (не надо омрачать происходящее);

Регулярно занимайтесь физической культурой и спортом;

Ставьте перед собой посильные задачи (с чем вы реально можете справиться);

Нужно радоваться жизни, получать радость от каждого дня;

Соблюдать рациональное питание (витамины, объем, режим питания 3-х разовое);

Соблюдать режим дня (вовремя ложиться спать, отдыхать и работать чередуя);

Отказаться от вредных привычек (не употреблять алкоголь, наркотики, не курить).

 Итак, Стрессовое состояние является сигналом, оповещением, что следует остановиться, применить метод снятия напряжения и избавиться от негативных переживаний.

Если сознание человека не может нейтрализовать негативные переживания, они переходят на подсознание, а затем на телесный уровень, провоцируя возникновение заболевания.

     После выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из неё.

Рефлексия

Наше занятие подходит к концу. Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу нашей встречи. Продолжите, пожалуйста фразу «Мне сегодня……»

Участники высказываются, что сегодня им понравилось, было ли им интересно, полезно.

Желаю вам успехов и удачи в жизни.