Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога в ДОУ на тему «Гнев».
Цель: развитие эмоционально – волевой сферы у дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить детей с эмоцией гнева
2. Обучить различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.
3. Формировать навыки адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.
4. Развивать коммуникативные умения и навыки.
Приветствие
- Здравствуйте, ребята. Как ваши дела? Какое у вас сегодня настроение?
Упражнение «Мое настроение».
Цель: определить с помощью ассоциаций состояние настроения участников группы.
Ход: по кругу ребята продолжают фразу: «Мое настроение похоже на…, а твое?»
Например, мое настроение похоже на пушистое белое облачко в спокойном синем небе, а твое?
Мотивационный этап
Психолог.
- Сегодня в гости к нам пришёл вот такой мальчик…
- Что мы можем о нём сказать?
- Какое у него настроение?
- Как вы думаете, почему он так злится?
- Когда человек сердится, злится, что он делает?
(Ответы детей.)
- Покажи, как выглядит твое лицо, когда ты сердишься?
Практический этап
Задание «Я сержусь, когда…»
Цель: соотносить эмоциональное состояние с ситуациями
Ребята, а вы когда-нибудь сердились?
Продолжите фразу: «Я сержусь, когда…»
Беседа.
- Как можно узнать разгневанного, злого человека?(Ответы детей.)
- (Брови у злого человека опущены и сведены вместе, глаза раскрыты, губы сжаты, зубы стиснуты. Кисти рук сжаты в кулаки, он может сильно размахивать руками или топать ногами, громко кричать).
— Как вы думаете, можно или нельзя гневаться, сердиться на других людей? На друзей? Почему? (Ответы детей.)
Я хочу открыть вам тайну: взрослые тоже злятся, но умеют это делать, не причиняя никому вреда. Хотите я научу вас сердиться и никого при этом не обижать.
Я надую воздушный шарик и буду держать его так, чтобы он не сдувался. Представьте себе, что шарик — это ваше тело, а воздух внутри шарика - это ваш гнев. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит.) Давайте отпустим шарик и проследим за ним (Шарик быстро перемещается из стороны в сторону.)
Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и с сердитым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого-нибудь.
Теперь надуем еще раз шарик и попробуем выпускать из него воздух маленькими порциями. Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается.)
А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять? (Он выходит из него. И этим гневом можно управлять.)
- Сегодня мы отправимся в страну Настроений, но для того, чтобы туда попасть, нам надо выполнить задание.
Психогимнастическое упражнение «Поход в зимний лес»
Психолог приглашает детей отправиться в страну Настроений, проходя через воображаемый зимний лес. Дети повторяют движения психолога: высоко поднимают ноги, шагая по сугробам, идут тихо на цыпочках, чтобы не разбудить спящего медведя, боком движутся по узкой тропинке, чтобы не провалиться в сугробы, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через речку, прыгают по следам птичек, отодвигают ветви деревьев.
В лесу ребята встречают Волка. (игрушка)
-Раньше, когда я злился – я дрался, кусался, кричал и никак не мог успокоиться. И со мной никто не хотел дружить. А мне так хотелось иметь друзей играть вместе с ними. И я решил научиться справляться со своей злостью.
-Хотите я расскажу, какие способы у меня есть?
(Да…)
Упражнение «Избавление от гнева»
Цель: формирование конструктивных способов выражения гнева
«Подушка-колотушка».
- Гнев можно выпустить, ударяя по «подушке-колотушке». По ней можно стучать когда сердишься. Давайте попробуем. (Проигрываем с детьми)
«Мешочек для крика».
-В него можно покричать когда сердишься или злишься. Или сердитые слова можно произнести в трубу. Попробуйте сделать это. (Дети выполняют задание.)
Упражнение «Ругаемся овощами».
Цель: работа с вербальной агрессией.
- Ребята, когда Волк злился, ему хотелось кричать и ругаться. Так он очень обижал своих близких и друзей. Но он придумал, как можно ругаться не обидными словами.
Ход: детям предлагается поругаться не плохими словами, а …овощами, фруктами, животными и д.р.! Например: «Ты – огурец!», «А ты – морковка!» и т.д.
«Коробочка злости».
-Представьте что мы на что-то рассердились, берем газету и комкаем, передавая ей свою злость, а потом бросаем её в коробочку для «злинок» и закрываем их там.
Можно устроить бой «Снежками».
- Вы почувствовали, как стало легко и весело! Мы с вами сердились, но никакого вреда никому не причинили.
«Сегодня идёт снег».
Постарайтесь сказать фразу: «Сегодня идёт снег» весело, грустно, сердито.
(Дети выполняют задание, психолог обращает внимание на мимику, части тела, в которых возникает напряжение и на интонацию.)
Упражнение «Снеговик» (выполняется под спокойную музыку)
Цель: развитие выразительности движений, воображения, снятие напряжения.
Однажды в стране Настроений выпал снег и жители снег слепили много снеговиков. Каждый из вас превратится в такого снеговичка. (По команде «Наступила весна!» снеговики начинают таять. Дети расслабляют свое тело и постепенно опускаются на пол).
Игра «Соня и Геркулес»
Цель: обучение навыкам расслабления и напряжения, развитие произвольного внимания.
Дети хаотично бегают по помещению. Взрослый произносит команды:
«соня» - дети перемещаются вяло, опустив голову и руки, шаркая ногами; «геркулес»- дети выпрямляются, ходят с согнутыми в локтях и поднятыми руками, демонстрируя свою мощь и силу, при этом сильно напрягая мышцы.
Команды меняются так быстро, чтобы дети расслаблялись и напрягались как можно чаще.
Психогимнастика. Упражнение «Король Боровик» (перед зеркалом)
Цель: выражение гнева
Шел Король-Боровик
Через лес, напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был Король-Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
Игра «Сердитый ёж»
- Ребята, в стране Настроений живёт сердитый ёж. Давайте с ним познакомимся и покажем, как он сердился.
Жил да был сердитый ёж,
Всех пугал иголками,
Он ни скем не дружил
И сидел под ёлкою.
- Ребята, а давайте ёжика научим расслабляться.
Если очень рассердился,
На кого-то разозлился –
Ручки сжать, глаза закрыть
И тихонько говорить:
«Я спокоен, не кричу,
И ногами не стучу.
И не буду я сердиться –
Злость совсем не пригодится!»
Дружно до пяти считаем,
Глазки тихо открываем.
«Раз, два, три, четыре пять», -
Нужно тихо всем сказать.
Вот пора уже нам встать,
Кулачки нам всем разжать,
(разжать кулаки, дунуть)
Их повыше поднимаем,
Злость мы в небо отпускаем!
Заключительная часть. Подведение итогов, рефлексия.
А теперь я предлагаю отправиться в мир фантазий, отдохнуть. Для этого нужно лечь на спину, закрыть глаза и внимательно слушать мой голос.
Звучит релаксационная музыка.
Глазки
закрываются,
Отдых начинается…
Чтоб расслабиться сегодня,
Дышим мы легко, свободно.
Вдох
и тихий-тихий выдох –
Мысли легкие сейчас.
Вдох и тихий-тихий выдох –
Тело словно в облаках.
Наши
ручки так устали,
Нам лепили, рисовали,
Пусть немножко отдохнут
И почувствуют уют…
Наши
ножки так устали,
Целый день они скакали,
Пусть немного отдохнут
И почувствуют уют…
Вдох
и тихий-тихий выдох –
Мысли легкие сейчас.
Вдох и тихий-тихий выдох –
Тело словно в облаках…
Так
приятно расслабляться,
Но пора всем просыпаться.
Хорошенько потянитесь!
И себе вы улыбнитесь!
Пошевелите руками, ногами, откройте глаза и медленно встаньте (Все выполняют)
А теперь расскажите мне каждый, что вы видели, когда витали в облаках? (Каждый рассказывает о своих ощущениях).
Психолог спрашивает, понравилось ли ребятам путешествие? Можно ли нам сердиться? Как можно сердиться, не причиняя никому вреда. (Ответы детей.)
Улыбнитесь друг другу, ведь вы замечательные ребята!
До новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.