Коррекционно - развивающая деятельность педагога - психолога
Оценка 4.6
Повышение квалификации +1
doc
психологическая работа +1
Детсад
05.05.2017
Коррекционно - развивающая деятельность педагога - психолога - это одно из основных направлений работы. В данном материале рассматриваются направления, формы, содержание, принципы и особенности организации групповой коррекционно - развивающей деятельности. Кроме того, представлена общая структура коррекционно - развивающего занятия с описанием ее этапов.
Коррекционно-развивающая работа.doc
Коррекционноразвивающая деятельность педагога – психолога.
Современная литература предлагает практическому психологу
большое разнообразие различных методических и содержательных
подходов к проведению коррекционной и развивающей работы с
детьми дошкольного возраста.
Следует напомнить, что коррекционноразвивающая работа –
основное направление работы педагога – психолога, а диагностика
служит основой для ее правильной организации.
Выделяют 2 направления развивающей работы с
дошкольниками:
1. собственно развивающую – направлена на создание
социально – психологических условий для целостного
психологического развития дошкольников и, как правило,
ориентирована на всех дошкольников
2. психокоррекционную – направлена на работу с проблемами
и личностного развития,
обучения, поведения, общения
выявленными у конкретных дошкольников.
Коррекционно – развивающая работа может осуществляться в
различных формах. Выбор конкретной формы зависит от характера
проблемы. Основные формы работы, которые педагог – психолог
осуществляет в детском саду это групповые и индивидуальные
психокоррекционные и развивающие занятия.
Далее рассмотрим групповую форму организации деятельности
в контексте предшкольной подготовки.
Прежде чем организовать коррекционноразвивающую работу по
данному направлению надо рассмотреть ее содержание.
Основное содержание коррекционноразвивающих групповых
занятий с дошкольниками
составляют игры и психотехнические
упражнения, направленные на целостное психологическое развитие
ребенка и решение конкретных психологических проблем. Вместе с тем еще одним необходимым элементом всех занятий
должны быть психотехники, направленные на развитие собственно
групповых структур и процессов, поддержание благоприятного
внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие
детского коллектива.
При организации коррекционно–развивающей работы
рекомендуется отталкиваться от системы психологопедагогических
требований и тем самым определиться в содержании работы с
будущими первоклассниками. (Битянова Марина Ростиславовна).
В целом, может быть предложен следующий принцип отбора
содержания для коррекционноразвивающей работы:
1. Выделение важнейших параметров психологопедагогического
статуса будущего первоклассника
2. Анализ требований к содержанию этих параметров
3. Разработка и подбор методических приемов, которые могут
быть использованы в коррекционноразвивающей работе и
описанных требований к ним
4. Подбор конкретных упражнений, соответствующих описанным
требованиям
Для того, чтобы коррекционноравзвивающая работа была
эффективной и значимой следует опираться на общую структуру
коррекционноразвивающего занятия.
Общая структура коррекционноразвивающего занятия
Коррекционноразвивающее занятие состоит из 3 частей:
1. Вводная
2. Основная
3. Завершающая
Остановимся подробнее на каждом из элементов занятия.
Часть 1. Вводная Цель – настроить детей на совместную работу, установить
эмоциональный контакт между всеми участниками, снизить
психоэмоциональное напряжение.
В вводной части занятия используются:
упражнения приветствия – важный момент работы с группой,
создавать атмосферу
позволяющий сплачивать детей,
группового сплочения и принятия
игры – разминки
являются средством воздействия на
эмоциональное состояние детей, уровень их активности.
Позволяет активизировать детей, поднять настроение.
Часть 2. Основная (рабочая)
Представляет
совокупность психотехнических
упражнений и приемов, направленных на решение задач данного
коррекционноразвивающего комплекса.
собой
Цель – развитие и частичная коррекция эмоционально –
личностной и познавательной сфер ребенка.
В основной части используются:
элементы сказкотерапии, импровизации;
игры на развитие навыков общения;
игры на развитие эмоционального мира ребенка;
игры на развитие познавательных процессов: восприятия,
памяти, внимания, воображения
игры на развитие мелкой моторики
рисование, лепка
Приоритет отдается многофункциональным техникам,
направленным одновременно и на развитие познавательных
процессов, и на формирование социальных навыков, и на
динамическое развитие группы. Важен также и порядок предъявления упражнений, и их общее
количество. Последовательность упражнений должна предполагать
чередование деятельностей, смену психофизического состояния
ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к
релаксационной технике. Упражнения должны располагаться в
порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Их
должно быть немного: 24 игры (упражнения). Желательно, чтобы
часть из них были разучены на прошлом занятии. Заканчивать эту
часть занятия также хорошо одной из любимых игр детей, созвучной
с темой текущей встречи.
Часть 3. Заключительная
Направлена на снижение мышечного напряжения, укрепления
сплоченности группы, закрепление положительных эмоциий от
работы на занятии.
Используются:
упражнения и игры на напряжение и расслабление
ритуал прощания, выход из сказки
рефлексия занятия
Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух
аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было
хорошо – плохо и почему), и в смысловом (почему это важно и почему
мы это делали).
Каждое занятие включает в себя процедуры, способствующие
саморегуляции детей:
Упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень
возбуждения, снимают напряжение)
Дыхательную гимнастику (действуют успокаивающе на нервную
систему).
Мимическую гимнастику (направлена на снятие общего
напряжения, играет большую роль в формировании
выразительной речи детей) Эти процедуры могут проводиться в любой части занятия, в
зависимости от ситуации.
Занятия с детьми всегда несут в себе массу неожиданностей и
сюрпризов, которые могут стать помехой в работе, а могут быть
использованы ведущим как материал для совместной деятельности
всех участников занятия. Важно, чтобы ведущий был искренним,
эмоциональноотзывчивым, артистичным, способным к импровизации
и владел навыками самоконтроля и саморегуляции.
Коррекционно - развивающая деятельность педагога - психолога
Коррекционно - развивающая деятельность педагога - психолога
Коррекционно - развивающая деятельность педагога - психолога
Коррекционно - развивающая деятельность педагога - психолога
Коррекционно - развивающая деятельность педагога - психолога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.