Коррекционное групповое дефектологическое занятие по развитию ВПФ "Наш внутренний мир"
Оценка 4.8

Коррекционное групповое дефектологическое занятие по развитию ВПФ "Наш внутренний мир"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
дефектология
3 кл—5 кл
22.06.2024
Коррекционное групповое дефектологическое занятие по развитию  ВПФ "Наш внутренний мир"
Представлен конспект коррекциооного дефектологического занятия. Может быть полезно учителю-дефектологу для работы с детьми с ОВЗ, с умственной отсталостью. (интеллектуальными нарушениями) К занятию есть презентация и разработаны карточки с заданиями для детей.
Разработка дефектологического занятия.docx

Конспект коррекционно-развивающего дефектологического занятия по теме «Коррекция и развитие высших психических функций». «Наш внутренний мир»

 

Разработала и провела занятие

учитель-дефектолог Мокринская М. М.

 

Форма занятия: Групповое.

Тип занятия:  Коррекционно-развивающее.

Категория  обучающихся: дети с ОВЗ (3 и 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цели: Развитие и коррекция высших психических функций для повышение уровня обучаемости детей с ОВЗ.

Задачи:

- углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей.

- развитие и коррекции интеллектуальных способностей, мелкой моторики, пространственного восприятия, логического, словесно-логического мышления,  гибкости мышления, слуховой, зрительной и тактильной памяти, зрительного и слухового внимания, восприятия, воображения;

- обогащение чувственного познавательного опыта, развитие кинестетической чувствительности  рук, чувства координации и равновесия, общей чувствительности, умения расслабляться.

- воспитание мотивации к учению, сознательного отношения к занятиям,  привитие навыков культуры общения на занятии, самостоятельности и организованности.

Оборудование: презентация, листы в клетку для графического диктанта детям,  у детей – карандаши, образец корабля с флагом, шарфы, объёмные геометрические фигуры, аудиозапись с тихой музыкой, таблички с надписями (Королевство «Внутренний мир», внимание, память, речь, воображение, мышление), картинки (3 замка, 2 дворца), рабочие листы детям.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

 

1)Психологический настрой.

-  Ребята, давайте настроимся на работу. Повторяем за мной.

 

Мы – умные

Мы – дружные

Мы внимательные и старательные

Мы отлично учимся

Всё у нас получится.

 

- Посмотрите на меня и улыбнитесь.

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

- Посмотрите на наших гостей и улыбнитесь.

2)Коррекционная минутка.

- Сядет тот, кто услышит своё имя.

- Внимание, Оля, Настя, воображение.

- Память, Диана, Саша, речь.

- Внимание,  мышление,  Полина, Лена.

II. Сообщение темы и цели занятия.

1) Вступительная беседа (формирование мотивации)

 

- Какие еще слова, кроме имён, вы услышали?

-Внимание, память, речь, воображение, мышление, восприятие. (СЛОВА вывешиваю на доску)

-Вы уже догадались,  чем мы будем заниматься на занятии?

- Сегодня на занятии мы будем развивать наше внимание, память, речь, мышление, воображение, будем учиться думать.

-Для этого мы отправимся в путешествие в волшебное королевство под названием «Внутренний мир».(СЛАЙД 1)

- Внутренний мир находится внутри каждого человека и помогает ему думать, запоминать, быть внимательным. Жители этого королевства подготовили для вас задания.   Мы справимся с ними только в том случае, если вы будете внимательно слушать, смотреть, правильно отвечать на вопросы, хорошо думать, проявлять активность на занятии.  А чтобы  легко было нам работать, давайте подготовим наших помощников.

III. Основная часть.

1. Оздоровительные упражнения. Зрительно-двигательная гимнастика «Слева – справа» (способствует здоровье сбережению ребёнка и общему настрою на умственную деятельность)

Знают дети все на свете

Всё, что есть у человека.

Правая рука.

Левая рука.

Правая нога.

Левая нога.

Правый глаз.

Левый глаз.

Их полечим мы сейчас (точечный массаж БАТ вокруг глаз)

Справа ухо (массаж мочки уха)

Справа бок

Правое колено. (похлопаем ладошкой)

То же самое сейчас мы покажем слева.

Слева – ухо.

Слева – бок.

Левое колено.

Смотрим влево, смотрим вправо.

Снова влево, снова вправо,

Влево – вправо, влево – вправо.

Молодцы! Всё верно! Садитесь!

 

- Вспомним наши правила на занятии. Я начну, а вы продолжайте.

- Можно отвечать с места, но нужно поднять … руку.

- Отвечаем полным …ответом, предложением.

- Говорим по … одному.

- Слушаем друг друга…    внимательно.

2. Упражнения по коррекции и развитию внимания и воображения.

- Итак,  первое задание:

а) Игра «Исправь ошибки» (развитие и коррекция слухового внимания и воображения по методике О.Н.Яворской)

-Я буду читать двустишие, а вы внимательно слушать и мысленно рисовать картинку, может получиться что-то небывалое, необычное, найдите слово, которое нужно заменить и подберите правильное.

 

Пчёлка сок цветочный пьёт,

Из него готовят лёд (мёд)

 

Родник из под камня весело бьёт,

Птичка на дереве гнёздышко пьёт (вьёт)

 

На поляне весной

Вырос зуб молодой (дуб)

 

 

Тает снег, течёт ручей,

На ветвях полно врачей (грачей)

 

Сели в ложку и ай-да,

Покатили вдоль пруда (лодку).

 

Я рубашку сшила шишке,

Я сошью ему штанишки (мишке)

 

- Молодцы, внимательные ребята!

-Вот и второе задание.

б) Игра « Буквенное лото» (развитие зрительного внимания по Л.Ф. Тихомировой)

На столы выкладываются карточки

- Перед вами карточки с таблицами, найдите в таблице слова и прочитайте их, можно карандашом выделить слова.

о

р

д

о

с

к

а

т

к

п

а

р

т

а

п

ф

ш

т

о

л

м

е

л

с

у

т

е

т

р

а

д

ь

о

р

р

у

ч

к

а

т

ш

к

н

и

ж

к

а

р

п

т

о

ч

и

л

к

а

у

г

л

о

б

у

с

л

- Что вам помогло успешно выполнить эти задания?  (внимание)

- 1-й замок королевства называется внимание.

3. Упражнения по коррекции и развитию мышления.

-Наше путешествие продолжается. А сейчас мы с вами поплывем по морю.

- Чтобы покорить морской, простор нам нужен…, сейчас мы узнаем что, выполнив «Графический диктант»

а)Графический диктант (развитие пространственного восприятия, внимания и мелкой моторики по О. И. Крушельницкой)

-Что получилось? (корабль) Встаём, мысленно садимся на корабль и отправляемся в путь.

Встаём для выполнения психогимнастического  упражнения

в) Психогимнастика «Кораблик» (расслабление мышц рук, ног, корпуса, )

- Представьте себе, что вы на корабле, вас качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямитесь! Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох-пауза, выдох-пауза.

Стало палубу качать

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

Упражнение выполняется поочерёдно для каждой ноги. Обратить внимание на напряжённые и расслабленные мышцы ног.

Садимся за столы, дефектолог выкладывает карточки.

г) Упражнение « Установи закономерность»  - игра «Дорисуй в пустых клетках» (развитие мышления по Ж.М. Глозман)

-Перед нами кораблики из разных геометрических фигур.

-  Подумайте и нарисуйте кораблик в пустой клеточке. На доске есть названия частей корабля, которые вам нужно сравнить..

Дети выполняют задания. Проверяем, что получилось.

- Проверим что получилось! Какой корпус? Какой парус? Сколько вымпелов (флагов)? (на доске составляется кораблик)

- А сейчас перед вами узоры, которые используются на корабельных флажках. Догадайтесь, какой узор будет на флаге в пустой клетке? (прямоугольник)

-Вот мы и выполнили  следующее задание

д) «Найди слово» (развитие словесно-логического  мышления)

- Посмотрите на экран. Даны три слова, первое и второе слово находятся в определённой связи. Надо подумать, почему они связаны. Между третьим словом и одним из предложенных слов существуют такие же отношения. Необходимо найти четвертое слово. Нужно  составить предложение, используя эти слова.

Птица - гнездо

Человек - ???

Люди, рабочий,  птенец, дом, разумный

 

Холодное - горячее

Движение - ???

Взаимодействие, покой, мяч, трамвай, идти

 

Слагаемые - сумма

Множители - ???

Разность, делитель, произведение, умножение, вычитание

 

Молния - свет

Солнце - ???

Жара, трава, жажда, дождь, река.

 

Роза - цветок

Газ - ???

Дыхание, кислород, горение, прозрачный, твёрдый.

 

- Молодцы! Потрудились хорошо, немножко отдохнём. Встаём и повторяем за мной, но будьте внимательны в конце четверостишья я задам вам вопрос.

е) Физминутка (развитие сообразительности и внимания)

Мы 7 раз в ладоши хлопнем,

8 раз ногами топнем,

Прибавляем 2 к 7,

Сколько мы присесть должны? (9 раз)

Дети выполняют физминутку стоя.

- Какие внутренние качества человека вам помогли выполнять задания?

Открываем второй дворец – мышление, третий дворец - речь

4. Упражнения по коррекции и развитию памяти.

а) Развиваем слуховую память. Игра «Запомни и назови»

- Это задание  для тренировки слуховой памяти. Поработаем в паре. На этот раз вам предлагаются ряды из трех слов, которые вам должен произнести напарник. После этого он называет лишь первое слово в каждом ряду, вы же произносите два остальных:

Листья – ствол – дерево.

Кастрюля – чайник – кухня.

 

ГРОЗА – ТУЧА - ДОЖДЬ

ПРЯЖА - НИТКА - СВИТЕР;

СИРЕНЬ - ВАЗА - ЦВЕТЫ;

РЕЛЬСЫ - ШПАЛЫ - ПОЕЗД;

МУКА - ТЕСТО - БУЛКА;

ОКНО - КРЫША - ДОМ;

МАЛЫШ - ВЗРОСЛЫЙ - СТАРИК;

ДЕТИ - МАМА - ПАПА.

б) Игра «Называем предметы» с завязанными глазами  (развитие тактильной памяти по Ю. В. Останковой)

-А у нас следующее задание, необходимо с закрытыми глазами, на ощупь назвать геометрическую фигуру.

Ребята друг другу завязывают глаза шарфами, дефектолог раздаёт по 1  предмету каждому, для определения на ощупь, затем среди множества  предметов они находят «свой».

В) Упражнение на развитие зрительной памяти.  Игра «Нарисуй маршрут» (по Сухомлиновой)

Запомни маршрут из черных клеток, нарисуй его.

- Выполнять эти задания вам помогла память, следующий замок -  замок памяти.

5. Упражнения по коррекции и развитию воображения.

- В конце пути мы немножко утомились. Устраиваемся удобно, закрываем глаза.

Дети устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.

а) Релаксация « Полёт птицы» (снятие усталости по Э. Джекобсону)

-Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и зверей. Давайте  сейчас  попробуем превратиться в птицу. Полетаем над землёй, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нём такое же лёгкое, гибкое, как в воде. Одна из самых красивых птиц – лебедь, белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Да, именно такая шея у лебедя! Выпрямите спины, расправьте плечи. Вы прекрасны! Давайте подышим, как птицы. Вдох, выдох. После вдоха, говорите про себя: «Я – лебедь!», потом выдохните. Вдох – «Я – лебедь!»- выдох (3 раза). Хорошо! Шея лебедя вытянута, напряжена, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки-крылья, шире, плавно… Молодцы! Согните чуть-чуть в коленях ноги, напрягите их и …резко выпрямите…Глубокий вдох…и….о, чудо! Мы взлетели… Вдох-выдох(3 раза). Можете свободно взмахнуть крыльями. Тело, как пушинка, лёгкое, вы совсем его не чувствуете. Как радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада…тишина…покой…Вдох-выдох (3 раза). Под ногами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нём себя. Какая красивая, гордая птица! Вдох-выдох. Вы плавно летите, вам нравится и совсем не страшно. Спустимся пониже, ещё ниже.…Вот уже совсем близко поле, лес, дом, люди.…И вот ноги легко коснулись земли.…Вытяните шейку, расправьте плечи, опустите крылья. Замечательный был полет! Открываем глазки. Встаём, садимся на места.

- Что вы почувствовали, что видели в полёте?

- Выполнить это задание вам помогло воображение. Перед нами дворец воображение.

VI. Итог. Рефлексия.

-Вот и подошло к концу наше путешествие по Королевству внутреннего мира. О каких дворцах и замках вы узнали, назовите их?

-А, чтобы узнать, как мы с вами потрудились,  Перед вами зашифрованное письмо, его нужно прочесть, а в помощь - алфавит.

1. Упражнение «Замените цифры буквами» (развитие гибкости мышления по Н.П. Локаловой)

1

а

2

б

3

в

4

г

5

д

6

е

7

ё

8

ж

9

з

10

и

11

й

12

к

13

л

14

м

15

н

16

о

17

п

17

р

19

с

20

т

21

у

22

ф

23

х

24

ц

25

ч

26

ш

27

щ

28

ъ

29

ы

30

ь

31

э

32

ю

33

я

 

 

 

 

 

 

 

16  20  13  10  25  15  16

От л и ч н о!

2Упражнение «Ласковая спинка» (развитие общей чувствительности по О. Фроловой)

- А теперь выполним упражнение «Ласковая спинка» На спине друг друга по очереди нарисуйте своё настроение, и каждый из вас попытайтесь отгадать, какое  настроение у соседа, если трудно угадать попробуйте сделать это на ладошке.

Хорошее настроение!

Хорошее настроение, но иногда мне было скучно!

Плохое настроение!     

           

             

Учащиеся называют фигуру настроение соседа.

- Молодцы! Спасибо за хорошую работу на уроке! Вам можно идти домой. Скажем друг другу «До свидания!»  и улыбнёмся.


 

Конспект коррекционно-развивающего дефектологического занятия по теме «Коррекция и развитие высших психических функций»

Конспект коррекционно-развивающего дефектологического занятия по теме «Коррекция и развитие высших психических функций»

I. Организационный момент. 1)Психологический настрой

I. Организационный момент. 1)Психологический настрой

III. Основная часть. 1. Оздоровительные упражнения

III. Основная часть. 1. Оздоровительные упражнения

Я буду читать двустишие, а вы внимательно слушать и мысленно рисовать картинку, может получиться что-то небывалое, необычное, найдите слово, которое нужно заменить и подберите правильное

Я буду читать двустишие, а вы внимательно слушать и мысленно рисовать картинку, может получиться что-то небывалое, необычное, найдите слово, которое нужно заменить и подберите правильное

Что вам помогло успешно выполнить эти задания? (внимание) - 1-й замок королевства называется внимание

Что вам помогло успешно выполнить эти задания? (внимание) - 1-й замок королевства называется внимание

Представьте себе, что вы на корабле, вас качает

Представьте себе, что вы на корабле, вас качает

Вот мы и выполнили следующее задание д) «Найди слово» (развитие словесно-логического мышления) -

Вот мы и выполнили следующее задание д) «Найди слово» (развитие словесно-логического мышления) -

Молодцы! Потрудились хорошо, немножко отдохнём

Молодцы! Потрудились хорошо, немножко отдохнём

А у нас следующее задание, необходимо с закрытыми глазами, на ощупь назвать геометрическую фигуру

А у нас следующее задание, необходимо с закрытыми глазами, на ощупь назвать геометрическую фигуру

Поднимите подбородок вверх. Да, именно такая шея у лебедя!

Поднимите подбородок вверх. Да, именно такая шея у лебедя!

От л и ч н о! 2 . Упражнение «Ласковая спинка» (развитие общей чувствительности по

От л и ч н о! 2 . Упражнение «Ласковая спинка» (развитие общей чувствительности по
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2024