План-конспект занятия по развитию мелкой моторике рук
Тема: «Грибы, листья». Пластилинография «Дары осени»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук через действия с предметами развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции; формировать умение обследовать предметы на ощупь; развивать быстроту мышления.
Задачи:
1.Учить детей передавать при помощи пластилина дары осени (грибы, листья).
2. Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени.
3. Продолжать знакомить детей с натюрмортом. Учить оформлять композицию из разных объектов, объединенных единым содержанием.
4. Закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости.
5. Воспитывать чувство любви к красоте родной природы, воспитывать усидчивость
Материал для занятия: белый картон (размер А4) с силуэтами кленового, дубового листьев, рябиновой грозди с листьями, грибы, набор пластилина, стека, салфетка для рук,
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный этап.
Дефектолог: Еще недавно стояло теплое лето, все кругом было зеленым. А сейчас наступила разноцветная осень.
Осень в парке
Ходит
осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый — осинке,
Бусы красные — рябинке,
Зонтик жёлтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам.
(И. Винокуров)
Дефектолог: - Осень – настоящая художница, она разукрашивает природу в яркие цвета. У вас на столах лежат осенние листочки, назовите с каких они деревьев. Каким цветом раскрасила их осень?
- Ответы детей.
Дефектолог: - А чем еще нас радует осень, кроме яркого убранства деревьев?
Дети: Грибами, фруктами, овощами и ягодами.
II. Основная часть.
· Загадки про дары осени:
Весь Антошка — Шляпка да ножка.
Дождь пойдёт — Он подрастёт. (Гриб)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Жёлудь)
Висят на ветке
золотые монетки. (Осенние листья)
Дефектолог:- Так красиво осенью, что сразу захотелось пойти погулять по лесным тропинкам.
· Физкультурная пауза «Осень пришла»:
Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание с деревьев)
Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась (развести руки)
Что так много всего уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)
· Практическая часть.
Дефектолог: - Сейчас красиво, но скоро все листочки опадут и наступит поздняя и хмурая осень. А чтобы нам запомнить эту красоту, предлагаю сделать картину из даров осени при помощи пластилина. Мы его назовем «Дары осени», что мы изобразим на нем?
Ответы детей: желуди, листья дуба, клена, грибы.
Инструктаж по выполнению работы
Этапы выполнения работы
1. Начнем мы свою работу с выполнения кленового листа. У вас есть на картоне силуэт листика клена. Вам нужно взять разные кусочки пластилина и разглаживать от края к центру, как будто вы художники и рисуете красками.
2. Из пластилина желтого цвета раскатать тонкие колбаски и выложить ими контур дубового листа, а затем заполнить тем же цветом внутри силуэта, сгладить
Поверхность пальчиками.
3. Раскатать две тонкие колбаски черного (коричневого) цвета и выложить
из одной длинную веточку рябины. Другую колбаску разделить стекой на равные
части и выложить из них под основной веточкой силуэт грозди.
4. Раскатать колбаску красного цвета, стекой разделить на мелкие части, из которых скатать шарики — ягоды, прикрепить на веточку-гроздь.
5. зеленую (или любого другого цвета) колбаску, разделить на столбики и выложить из них сложный листик рябины (у каждого листика имеется пара, и
только один верхний листик пары не имеет).
6. Раскатать столбик белого цвета — ножку гриба, раскатать шарик из красного (коричневого) пластилина, пальчиками сплющить нижнюю часть — это шляпка, надеть на ножку. Выбрать место для гриба на натюрморте и слегка прижать его к основе.
7. Желуди выполнить по той же технологии, что и гриб, только меньшего размера.
8. Стекой нарисовать прожилки на листиках.
· Пальчиковая гимнастика в процессе работы:
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибаем пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать.
(Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Листья берёзы,
(Загибаем пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
(«Шагаем» по столу средним и указательным пальцем)
III. Заключительная часть.
Дефектолог: - Посмотрите ребята, какие у нас яркие и красивые получились картины. Вам понравилось их делать? Что больше всего понравилось делать? Ваши осенние картины будут радовать вас и ваших близких очень долгое время и напоминать о красоте осенней природы, о прогулках осенью.
Игра «С какого дерева листочек»
Собрать разбросанные листья, вырезанные из цветной бумаги (кленовые, дубовые и другие, наклеить их на деревья. В конце игры определить, кто справился с заданием быстрее.
Приложение 1.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.