Коррекции агрессивного поведения
у детей младшего и среднего школьного возраста
Гнев и агрессивное поведение — это необходимая человеку реакция. С точки зрения психологии, агрессия – это сила, с которой мы стремимся к осуществлению задуманного и преодолеваем препятствия на своем пути. Порой гнев выходит из-под контроля, причиняя вред, как самому человеку, так и тем, кто его окружает. В целом, детская агрессия и проявления гнева – нормальное явление, потому что ребенок еще не умеет выражать свое недовольство иначе.
В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний. Причин тому может быть множество. Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача воспитателя заключается в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.
Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда желание ребенка по какой-то причине не выполняется. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или ограничения со стороны взрослого.
Нередко встречаются такие ситуации, когда агрессивность ребенка является частью протеста против действий взрослых, принуждающих его к чему-либо. Большое значение для проявления агрессивности имеет популярность ребенка в группе сверстников. Не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремиться занять лидерское место в группе.
Агрессивность может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием. Впервые она возникает в той ситуации, которая является психотравмирующей и направлена против тех, кого ребенок считает причиной неприятных переживаний и конфликтов.
Я работаю воспитателем в Областном социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних с года открытия, в группе младшего школьного возраста.
Опыт работы в Центре и данные диагностики педагогов-психологов учреждения показывают, что у детей, поступающих в социально- реабилитационный центр, доминируют негативные эмоциональные состояния и поведенческие реакции, вплоть до агрессии. Работа в нашем Центре по коррекции детской агрессии ведётся совместно с психологом и социальным педагогом, работающими в реабилитационной группе. Педагогом –психологом проводится углубленная диагностика, одной из задач которой выступает выявление возможностей проявления, а также склонности к вербальной или физической агрессии.
На основании полученных данных, определяются основные направления комплексной коррекционной работы. Педагог-психолог реализует программу по коррекции агрессивного поведения, используя различные методы: (арт-терапия, пескотерапия, glass-art и т.д.). Социальный педагог проводит профилактические занятия, направленные на формирование культуры поведения и взаимодействия, повышение правовой компетентности воспитанников. Не менее важная роль, отводится воспитателю. Воспитатель сопровождает несовершеннолетнего весь период прохождения реабилитации, находясь рядом не только в будни, но и в вечернее, ночное время, праздничные дни.
С первых дней общения с ребенком воспитатели стараются расположить ребёнка к себе, Центру, создать атмосферу человеческого тепла, доброты и внимания. Воспитатели Центра в своей работе стремятся трезво оценивать перспективы каждого воспитанника, помогают детям. В нашем Центре создан особый уклад жизни (по модели семьи), и каждый ребёнок включается в систему неформальных тёплых отношений с первых минут перевода в реабилитационную группу из приемного отделения. В повседневном общении с каждым ребёнком или группой детей у воспитателя возникает множество частных задач, достижение которых помогает разрешению проблемы в целом. Как воспитатель, я стараюсь научить детей умению слушать и слышать другого. Убеждаю детей в необходимости мирного разрешения конфликта.
При чтении книг в группе, в беседах обращаю внимание детей на проявление человеческих эмоций и отношение к ним литературных героев. Ориентируясь на конкретную ситуацию, ненавязчиво веду уроки этики. Например, о том, как важно доброе слово, в котором нуждается каждый человек, что обида, нанесённая другому, не принесёт счастья обидчику.
Безусловно, если у ребенка замечены проявления агрессивности, необходимо тщательно анализировать ее причины, выявлять трудности, испытываемые ребенком, по возможности устранять их, а затем формировать у ребенка недостающие умения, навыки, а также установки в отношении других людей. Таков будет алгоритм работы с агрессивным ребенком.
Едва ли возможно просто устранить истинную агрессивность, за которой стоит направленность на разрушение. Но этой направленностью можно манипулировать, придавать ей социально приемлемые формы.
Так можно преобразовать действенную агрессию в вербальную, как менее опасную для окружающих. Вербальная агрессия (в виде замечания за проступки) - это вполне допустимая, социально разрешенная форма агрессии. Еще более приемлемой формой преобразования агрессии является возможность выхода сиюминутной агрессии. Для этого существуют несложные приемы: позволить ребенку яростно рвать бумагу, совершать безобидные разрешительные действия.
При защитной агрессии специалистами рекомендуется, прежде всего, работа по обучению средствам общения и снижение тревожности, чему способствует теплая эмоциональная атмосфера, душевный комфорт, так как за защитной агрессией стоит ощущение небезопасности, угрозы внешнего мира. В своей работе стараюсь придерживаться рекомендаций психолога, по предупреждению детской агрессии использую различные формы и методы работы, один из них - сказкотерапия. Погружаясь в мир сказок, поступков сказочных героев, ребенок узнает переживаемые им самим события. А победа добра (светлого начала) обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, что способствует угасанию гнева, злости, коррекции агрессивного поведения. С детьми мы учим правила воспитанных людей:
- тело человека неприкосновенно, никто не имеет права посягать на него;
- власть моих кулаков заканчивается около носа моего соседа;
- хочешь сказать плохое слово. Скажи: « Шоколадка».
Для достижения максимального эффекта, чтобы дети осознавали свои эмоциональные состояния, распознавали, сравнивали и видели эмоции не только в себе, но и в других людях, целесообразно провести работу, основным содержанием которой является разделение понятий: мысли, чувства и поведение. Иными словами, чтобы изменить собственное поведение, ребенку необходимо научиться управлять своими негативными мыслями и перестроить их на более позитивный лад, а также осознать свои чувства и развить способность сочувствовать друг другу. Если же дети не будут уметь распознавать эти три компонента, то коррекционная работа будет сопряжена со значительными трудностями.
Если ребенок не знает, что его чувства отличаются от его мыслей, то он не сможет осмыслить их или описать. Если ребенок не видит, что его мысли предшествуют его действиям и оказывают на них сильное влияние, то он не сможет изменить свои мысли, чтобы научиться управлять агрессией.
Дети в группе могут сильно различаться по своему когнитивному развитию. Даже дети одного возраста различаются по уровню понимания, не говоря уже о различиях в физическом, социальном, эмоциональном и образовательном развитии. Поэтому важно объяснить детям различие между мыслями, чувствами и поведением. Несмотря на то, что дети сталкиваются с этими понятиями, они обычно не увязывают их с собственной жизнью и не видят возможности работать с ними и таким путем самосовершенствоваться, усваивая способы конструктивного выражения негативных чувств.
Работа по коррекции агрессивного поведения всегда носит комплексный характер: это и работа с ребенком-агрессором и с воспитанниками всей реабилитационной группы.
Важно дать понять воспитанникам группы, что разделяете их опасения физического насилия со стороны агрессивного ребенка и не допустите этого. Воспитатель должен определить, является ли угроза агрессии внутренним побуждением ребенка, или она вызвана внешними воздействиями, например, вашей реакцией на его поведение.
Если вы замечаете в поведении ребенка скрытую агрессивность или явные проявления гнева, вы можете предложить ему физические упражнения, чтобы научить его выражать свою агрессию более подходящим способом, например, наносить удары по боксерской груше, швырять мяч в корзину, передать свой гнев в рисунке или пластилиновой композиции. Подобная активность поможет ребенку осознать собственную агрессивность, особенно она полезна для детей, подавляющих свои агрессивные чувства.
Не препятствуйте проявлению агрессии. Дайте каждому ребенку возможность выразить свои эмоции. Попросите детей по кругу завершить предложение: «Сегодня я был, сердит, потому что...», это поможет детям понять, что ярость — нормальная человеческая эмоция. Применяйте в работе с детьми игры, позволяющие в приемлемой форме выплеснуть негативные эмоции, накопившийся у агрессивного ребенка. Не подавляйте естественные проявления гнева. Позвольте детям выразить свои чувства, даже если они вам неприятны.
Будьте более реалистичными в отношениях с детьми. Попробуйте понять, что мир подростка сильно отличается от нашего - слишком много вокруг взрослых, которые пытаются их контролировать. Многие дети приходят в группу скептически настроенными, подозрительными и уверенными, что все взрослые «против них».
Многие дети не готовы делиться своими переживаниями и работать над собой и проявляют свою агрессию снова и снова. Такие дети нуждаются в заботе и любви, в постепенном включении в работу. Служите им примером, принимая их такими, какие они есть, со всей их агрессией, негативными чувствами и поведением. Помогите им увидеть, что причиной этого является их страх и обида. Объясните им, что они имеют право быть агрессивными, но должны научиться управлять своими чувствами и поведением. Плохо, когда они обижают других только из-за того, что кто-то обидел их.
Коррекционная работа по профилактике агрессивного поведения с подростками имеет свои особенности. Основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести».
Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей. Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.
Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – «времени праздного существования и безделья» за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.
Таким образом, можно выделить некоторые принципы общения с агрессивными подростками:
- быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка. Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;
- давать возможность выплеснуть свою агрессию приемлемыми способами выражения;
- обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей;
- развивать эмпатические чувства;
- расширять поведенческий репертуар ребенка. Знакомить со способами конструктивного выхода из конфликта;
- показывать личный пример эффективного поведения. Не допускать при ребенке вспышек гнева или нелестных высказываний о друзьях, знакомых;
- поддерживать стремление измениться в лучшую сторону, с учетом приобретенных навыков;
- поддерживать попытки детей брать ответственность за свои поступки на себя;
- быть последовательным в наказаниях ребенка (наказывать за конкретные поступки). Наказания не должны унижать. Ребенок должен чувствовать в каждый момент времени, что его любят, ценят и принимают;
- создавать условия для реализации личности подростка.
На практике я убедилась, что все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут носить разовый характер. Непоследовательность может привести к ухудшению поведения. Систематическая работа способствует позитивным изменениям в поведении ребенка и позволяет создать благоприятную основу его самосовершенствования.
Коррекционная работа особенно эффективна при работе специалистов в комплексе, о чём и свидетельствует положительная динамика в реабилитации большинства наших воспитанников.
В заключении хотелось - бы отметить, что формирование навыков правильного поведения, снятие агрессивного поведения, у воспитанников реабилитационного центра осуществляется посредством занятий по культуре поведения, в процессе индивидуальной работы с каждым ребёнком, а также посредством решения ситуационных задач. Это долговременный, непрерывный процесс, который в конце срока реабилитации конкретного ребёнка даёт ощутимый результат.
Коррекционно-реабилитационная работа по снятию детской агрессии у воспитанников реабилитационного центра в дальнейшем способствует: развитию творческих способностей, пробуждению социальной активности, воспитывает чувство собственного достоинства, стремление к самоопределению, формированию способности к выбору стойкой жизненной позиции, а не довольствование ролью пассивных потребителей льгот и жизни.
Игры для профилактики агрессии у детей
«Подушечные бои»
Цель: дать возможность в приемлемой форме выплеснуть гнев, накопившийся у агрессивного ребенка.
Ход игры. Для игры необходимы маленькие подушки. Играющие кидают друг в друга подушками, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела. Сюжетом игры может быть «Сражение двух племен» или «Вот тебе за…».
«Выбиваем пыль»
Цель: помочь снизить агрессивность ребенка.
Ход игры. Каждому участнику достается «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее «почистить».
«Воздушный шарик»
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Ход игры: Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
«Драка»
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и рук.
Ход игры: Ведущий говорит: «Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: «А может, не стоит драться?». Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!».
«Дудочка»
Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
Ход игры: Ведущий предлагает детям: «Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните все сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!».
«Ласковый мелок»
Цель: снятие мышечных зажимов, развитие тактильных ощущений.
Ход игры: Упражнение проводится в парах. Дети рисуют или пишут на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывают, что было изображено.
«Волны»
Цель: игра создает общность чувств, позволяет ощутить единство с другими людьми, их близость.
Ход игры: Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, когда они купались, в море волны и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. «Волны такие веселые, добрые! Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим. После такой тренировки взрослый предлагает всем детям по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, а волны по одной подбегают к нему и ласково поглаживают. Когда все волны погладят купальщика, он превращается в волну, а в море ныряет следующий.
«Врасти в землю»
Цель: снятие психо-эмоционального напряжения.
Ход игры: Ведущий дает инструкцию: «Попробуем сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожмем в кулачки, крепко стиснув зубы. Ты - могучее дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветра тебе не страшны. Это поза уверенного в себе человека».
«Гора с плеч»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Ход игры: Ведущий говорит ребенку: «Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти. Сделай это упражнение 5-6 раз, и тебе сразу же станет легче».
«Техника разрывания бумаги»
Цель: дать выход энергии и агрессивным импульсам.
Ход игры: Для работы необходимо иметь старые газеты и журналы, любую ненужную бумагу. Детям объясняется, что это упражнение позволит им освободиться от неприятной энергии и чувств. Затем ведущий начинает разрывать бумагу, показывает детям, как это лучше сделать. Дети присоединяются к ведущему и все вместе бросают бумагу в центр группы. Когда куча становится большой, се вместе принимаются энергично подбрасывать бумагу в воздух. Можно обсыпать друг друга кусочками бумаги.
Игра «Бумажные мячики»
Цель игры: дать возможность вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и напряжение.
Ход игры: Все участники делятся на две команды. Каждому дается лист бумаги, из которого играющие должны сделать бумажный мячик (скомкав лист бумаги). В центре круга ведущий чертит линию, которая отделяет одну команду от другой. Играющие в течение 2-3 минут бросают бумажные мячики на территорию другой команды. По сигналу ведущего: «Стоп!» игра заканчивается. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей на полу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.