Тема: Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы у детей с ООП средствами арт-терапии в учебной деятельности.
Проблема детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений, в последние десятилетия является очень актуальной. Как показывают данные ООН, ВОЗ о положении детей в мире, исследования Л. О. Бадаляна, В. Е. Кагана, И. А. Шашковой, М. Раттера и других специалистов, масштабы неблагополучия, порождаемого современной школой и обществом, среди детей и подростков весьма значительны.
Создание системы психологического сопровождения и коррекционно-развивающего обучения в образовательных организациях призвано решить проблемы обучающихся, испытывающих различные трудности в процессе школьного обучения.
О необходимости корригирования познавательной деятельности детей с нарушениями в развитии написано и сказано достаточно много, и, конечно же, все мы осознаем важность и необходимость в подобной работе с данной категорией детей. Основываясь на свою практическую деятельность, можно говорить, о том, что развитие эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями в развитии имеет важное значение, и не уступает по важности коррекции познавательной сферы ребенка.
Под избыточной информацией, часто негативного содержания, эмоционально-личностная сфера ребенка испытывает и подвергается сильным нагрузкам, как губка, впитывая весь негатив окружающего мира. И поэтому часто на трудности в обучении в образовательном учреждении, на проблемы в общении со сверстниками ребенок с нарушениями в развитии, может отвечать различными эмоциональными реакциями – обидой, страхом, гневом, повышенной тревожностью, что свидетельствует о незрелости эмоционально-волевой сферы. Под «эмоциональной незрелостью» понимается крайняя изменчивость и неустойчивость эмоциональных реакций. Как показывает практика, эмоции влияют на все компоненты познания: воображение, ощущение, память, восприятие и мышление. Ребенок с эмоциями, например, радости, интереса, все вокруг себя воспринимает положительно, а ребенок с отрицательными эмоциями (страх, тревога, раздражительность), замечает вокруг себя только негативные события и тем самым усиливает свои отрицательные эмоции. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности ребенка. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.
Арт-терапия относится к психологическому воздействию и используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики человека. Главной целью арт-терапии является гармонизация личности.
Виды используемых на уроках арт-терапевтических техник:
Библиотерапия – лечение книгой.
Эстетотерапия – лечение красотой.
Танцотерапия – лечение движением: терапия танцем.
Музыкотерапия – лечение средствами музыки.
Изотерапия – лечение просматриванием иллюстраций художественных полотен великих мастеров кисти, рисование.
Психотерапия средствами театрального искусства и кино – это хорошо известные психодрама (спонтанная театральная постановка, которая связана с собственной жизнью малыша, включающая мыслительные, чувственные, телесные и духовные чувства);
кинотерапия (воздействие на личность ребёнка средствами киноискусства)
Куклотерапия - позволяет в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для ребёнка, воссоздать, проиграть травмирующую ситуацию и снять травмирующий фактор.
Сказкотерапия - наиболее эффективный способ коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя.
Песочная терапия - это обучение и познание. Имеющее коррекционную направленность, дающие в озможность скорректировать имеющиеся у ребёнка проблемы развития.
Цветотерапия- воздействие цвета. Цвет влияет на физиологические системы, активизируя или подавляя их деятельность. Цвет создает то или иное настроение, внушает определённые чувства и мысли, благодаря цвету достигается лечебный эффект.
Использование арт-терапии в специальном образовании предполагает две формы организации: индивидуальную и групповую. Однако, несмотря на различия, групповая и индивидуальная формы едины в том, что фокусом коррекционного воздействия в том и другом случаях является каждый ребенок, а не группа в целом. Форма организации определяется характером нарушений в развитии ребенка и коррекционными задачами. Если проблемы ребенка лежат в сфере эмоциональных отношений и эмоционального развития, более эффективно на начальном этапе использование индивидуальной формы арт-терапии; а когда трудности в развитии ребенка концентрируются вокруг социального приспособления, то предпочтительной является групповая форма работы. Актуальность приобретают и меры по совершенствованию существующих и созданию новых эффективных средств и методов, влияющих на эмоциональную сферу ребенка. Особый интерес вызывает использование в практической деятельности методов и средств арт-терапии, которые способствуют снятию эмоциональной напряженности, учат понимать эмоциональное состояние других людей, свободно выражать свои эмоции. Творческое использование различных арт-терапевтических методик направлено на обогащение практического творческого опыта школьников. Конечно же важно педагогу начинать урок с тренинга для создания комфортной среды на уроке. Активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха. С этой целью в начале урока могут использоваться различные приветствия:
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему… (дети хором) ПРИВЕТ!
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой… (дети хором) ПРИВЕТ!
При встрече, через много лет
Вы крикните друзьям… (дети хором) ПРИВЕТ!
И улыбнуться вам в ответ
От слова доброго… (дети хором) ПРИВЕТ!
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям… (дети хором) ПРИВЕТ!
Например, в начале занятия можно использовать различные игры на знакомство или упражнения для развития доверия и взаимопонимания в классе. Например, упражнения «Перышко» и «Как летит листочек», способствуют снизить напряжение, которое присутствует в начале занятия.
Использование нетрадиционных методов рисования можно:
1. Пальцевая живопись.
2. Печатка.
3. Монотипия. (оттиск)
4. Набрызг.
5. Скомканный лист.
6. Рисование на мокрой бумаге.
7. Волшебная нить.
8. Трафарет.
9. Рисование свечой.
10. Объёмная аппликация.
11. Точечный рисунок.
12. Кляксография.
Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на уроках по изо деятельности, но и на других уроках. Работая по этой методике, у детей повышается интерес к изобразительной деятельности, развивается воображение, эмоциональное восприятия, формируются нравственные представления и образы изображаемых предметов или явлений.
«Кляксография», которая способствует самовыражению ребенка. Возможно использование заданий «Рисование на заданную тему» («что вызывает положительные эмоции или отрицательные»). Также на занятиях можно использовать рисование по точкам, «дорисуй картинку», рисование основных геометрических фигур и используя их рисовать животных, растения или предметы (домик, котенка, дерево). А также можно использовать упражнение «Нарисуй свои эмоции в цвете», то есть задавать ребенку определенное настроение (радость-грусть, веселье-печаль, гнев-счастье и т.д.) или просить детей нарисовать то состояние, которое они испытывают в начале или в конце занятия.
При коррекции эмоционально-волевого развития данной категории детей будут полезны игры и упражнения, способствующие повышению самооценки, уверенности в себе, используя при этом следующие задания, «Я очень хороший», «Мышеловка», «Смелая мышка», «Зеркало» и другие. Также упражнения для тренировки навыка распознания эмоциональных состояний «Угадай эмоции», «Собери эмоции – разрезные картинки».
Также на занятиях по коррекции эмоционально-волевой сферы корригирующий эффект дают:
- упражнения на релаксацию («Задуй свечу», «Рот на замочке», «Лимон», «Дудочка», «Бубенчик», «Насос и мяч»);
-средства библиотерапии (обсуждение рассказов В. А. Осеевой «Синие листья», «Сыновья», Л. Н. Толстого «Два товарища»);
- средства музыкотерапии (произведения Л. В. Бетховена «Соната № 14» – часть 1, П. И. Чайковского «Симфония № 5 ми-минор», «Времена года», С. В. Рахманинов «Концерт № 2» начало 2-ойчасти, Ф. Шопен «Ноктюрн фа мажор», «Ноктюрн ре-бемоль мажор» и т.д.);
- психогимнастика (этюды М. И. Чистяковой, упражнения и игры, разработанные Н. Л. Кряжевой).
Эффективной формой символического отреагирования в младшем школьном возрасте является сказка, на терапевтическое значение которой указывал ряд исследователей.
Использую так же активные методы рефлексии.
Данные
виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия,
содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы
обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
На своих уроках наиболее часто я использую рефлексию настроения и эмоционального состояния.
Широко использую приём с различными цветовыми изображениями.
«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.
«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.
При построении и проведении уроков следует учитывать утомляемость обучающихся, поэтому рекомендуется в течение занятия менять виды деятельности, а также четко соблюдать время проведения занятия. На протяжении занятия педагог помогает детям выполнять упражнения, а также сам дает эмоциональные реакции на происходящее, поэтому постепенно ребенок учится не только реагировать и отзываться на происходящее, но и становится активным участником взаимодействия. Он знает, как адекватно выразить то, что происходит с ним, начинает различать свои состояния, оценивает чувства другого человека и на основе этой оценки устанавливает эмоциональный контакт, он оказывается способным «примерить» эмоциональные состояния другого на себя. Все это позволяет ребенку регулировать свои эмоции и выражать их таким образом, чтобы укрепить эмоциональный, коммуникативный и социальный контакты с окружающими и сохранить свое внутреннее равновесие. Осознание и понимание своих эмоциональных состояний приводит к успешному саморегулированию и значительно повышает адаптивные возможности ребенка.
При построении направленной работы по коррекции эмоционально-личностной сферы у детей с ООП педагогам рекомендуется придерживаться следующих линий психологического воздействия в психокоррекции тревожности ребенка:
- от сказок и рассказов к рисункам, играм («звук-образ-действие»);
- от наглядных, образных представлений событий с другими героями – к внутренним представлениям;
- от коротких динамических упражнений – к длительным, требующим произвольности в поведении;
- от пассивности, созерцательности – к активности, общей и вербальной;
- от стереотипности – к творческому поиску.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.