Коррекция мышления обучающихся с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности
Оценка 4.8

Коррекция мышления обучающихся с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
дефектология +1
Взрослым
26.11.2017
Коррекция мышления обучающихся с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности
В статье описываются особенности мыслительных процессов у детей с нарушением интеллекта. Отмечается актуальность и целесообразность, описывается характер направления коррекционной работы в специальной школе. Рассматривается роль двигательной активности и игры в коррекции мыслительной деятельности обучающихся в процессе внеклассной работы, внеурочных мероприятий.
Материал для публикации (Узанова А.Н.).docx
Коррекция мышления обучающихся с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности Умственная   отсталость   –   это   стойкое   нарушение   познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга. (5) Характерной   особенностью   дефекта   при   умственной   отсталости   является недоразвитие   не   только   познавательной,   но   и   других   сторон   психической деятельности,   т.е.   эмоционально   волевой   сферы,   речи,   моторики   и   всей личности ребенка. Особенности мыслительных  процессов умственно отсталых детей. Мышление – есть высшая форма окружающей действительности. Специальное обучение,   направленное   на   развитие   умственно   отсталых   детей, предусматривает в первую очередь формирования у них высших психических процессов,   особенно  –  мышления.  Это   важное   направление   коррекционной работы   теоретически   обоснованно   тем,   что   хотя   ребёнок­олигофрен своеобразен   во   всех   своих   проявлениях,   именно   дефектность   мышления обнаруживается у него особенно резко и, в свою очередь, затормаживает и затрудняет   познание   окружающего   мира.   Вместе   с   тем   доказано,   что мышление олигофрена, несомненно развивается. Формирование мыслительной деятельности   способствует   продвижению   умственно   отсталого   ребенка   в общем   развитии   и   тем   самым   создает   реальную   основу   для   социально­ трудовой адаптации выпускников вспомогательной школы.   Мышление   дает   возможность   познать   сущность   предметов   и   явлений. Благодаря мышлению становится возможным предвидеть результаты тех или иных действий, осуществлять творческую, целенаправленную деятельность. Актуальность коррекционной работы во вспомогательной школе Процесс   обучения   детей   с   отклонениями   в   развитии   имеет   существенную специфику. Она проявляется в более низком, чем в массовой школе, уровне сложности   учебного   материала,   в   замедленном   темпе   обучения,   меньшей плотности учебной нагрузки на занятиях для учащихся, преимущественном использовании наглядных методов обучения. Коррекционная работа ставит своей целью исправления присущих умственно отсталым детям недостатков путём применения специальных педагогических средств, стимулирующих компенсаторные процессы развития. Это позволяет ослабить или преодолеть дефекты ребёнка, воспитать новые положительные качества и тем самым продвинуть.   Эффективность   исправления   недостатков   развития,   присущих   умственно отсталым   школьникам,   зависит   от   правильной   постановки   всего   учебно­ воспитательного процесса в школе и от применения специфических приемов обучения. Научной основой новых подходов к проблеме коррекции дефектов умственно отсталых   школьников   являлась   теория   о   развитии   детей­олигофренов   под влиянием   обучения,   которая   разрабатывалась   Л.   С.   Выготским   и   его сотрудниками. На   основе   исследования   особенностей   умственно   отсталых   детей   Л.   С. Выготский показал, что у всех детей, в том числе и умственно отсталых, под воздействием среды (прежде всего, обучения) формируются сложные виды психической деятельности («психологические функции»). Развитие умственно отсталого ребенка, как и нормального, совершается главным образом за счет развития высших психических функций. Нарушение   интеллекта   у   ребенка   в   преобладающем   большинстве   случаев сочетается   с   аномальным   развитием   двигательной   сферы,   становление которой   неотделимо   от   познания   мира,   овладения   речью,   трудовыми навыками. Одной из главных причин, затрудняющих формирование у детей­ олигофренов двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации. (6) Роль   двигательной   активности   и   деятельности во внеклассной работе   игры   в   коррекции   мыслительной Для   детей­олигофренов     подвижные   игры   на   прогулке,   занятия   в танцевальных,  спортивных кружках  являются одним из средств устранения отклонений   в   их   двигательной   сфере.   Такие   занятия   позволяют   сочетать физическую   деятельность   с   умственной:   детям   необходимо   понять   задачи занятий, усвоить смысл указаний учителя, проанализировать, используя при этом   речь,   свои   действия.   Побуждения   учащихся   к   ответам   на   вопросы способствуют   осознанию   двигательных   действий   и   вместе   с   тем   развитию речи, кроме того, обогащению словарного запаса. Дружеский диалог, обмен репликами   между   взрослыми   и   детьми   создает   на   занятии   положительный эмоциональный фон.  Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребёнка. Психологической основой игры является господство чувств в душе ребёнка, свобода   их   выражения,   искренние   смех,   слезы,   восторг,   то   есть   та естественная эмоциональная сущность ребёнка, которая ищет выражения как физической, так и в психической сферах.  Однако,   несмотря   на   многочисленные   отклонения   во   всех   сферах жизнедеятельности,   умственно   отсталые   дети   способны   к   обучению   и развитию. Педагогические средства, принципы и методы носят в этом случае коррекционно­развивающий   характер   и   направлены   на   максимальное преодоление   (или   ослабление)   недостатков   познавательной,   эмоционально­ волевой и двигательной сфер с ориентацией на положительные возможности ребенка. Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных недостатков   является   двигательная   активность,   в   которой   ведущее   место принадлежит подвижной игре. К примеру, на танцевальном  кружке в младшей группе я использую игровые приёмы, а в старшей группе используются различные направления как йога и основы пилатоса. Данные упражнения способствуют развитию двигательной активности,   улучшают   общее   самочувствие   детей   и   настраивают   их   на творческую работу. Предлагаю примеры  подвижных игр для развития двигательной активности и коррекции мышления учащихся  во внеклассной деятельности. Л И Т Е Р А Т У Р А. 1 Воронковой. В.В. «Воспитание  и  обучение  детей  во  вспомогательной школе». 2 Гербцова.   Г.   И.       «Азбука     здоровья»,     программа     специальной (коррекционной)     школы     по     лечебной     физкультуре     для     детей     с нарушением  интеллекта  1­4 классы.  С­Петербург.  «Образование»  1994 г. 3 Кащенко В. П.  «Педагогическая коррекция» 4 Ковалько   В.   И.   Школа   физкультминуток   (1­4   классы):   Практические разработки   физкультминуток,   гимнастических   комплексов,   подвижных игр для младших школьников., ­ М.:ВАКО, 2005 – 208 с.   (Мастерская учителя). 5 Рубинштейн. С. Я.   « Психология   умственно   отсталого   школьника» Издательство  «Просвещение»  Москва  1970 г. 6 Сидоренко   А.   А,       Анухтина   Л.   М,         Блинова   Н.Г.     и     др. «Оздоровительная   работа   в   условиях   школы­интерната».   Кемерово 2001 г. 7 Савина   Л.   П.   «Пальчиковая   гимнастика   для   развития   речи дошкольников»: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 48с. 8 Синицына   Е.   И.   «Умные   пальчики».   Серия     «Через   игру   ­   к совершенству». М.: «Лист», 1998 г. – 144 с. 9 Саенко   Ю.В.   Специальная   психология:   Учебное   пособие.   –   М.; Академический Проект, 2006. – 182с. 10   Шапкова   А.   В.     «Подвижные     игры     для     детей     с     нарушением     в развитии».  Санкт­Петербург  «Детство­Пресс».  2002 г. – 160 стр. Приложение ПОДВИЖНЫЕ   ИГРЫ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ  С  ПРОБЛЕМАМИ ИНТЕЛЛЕКТА         Цель:   активизация  психических  процессов:  восприятие,  внимания,  памяти;  развитие  тактильных ощущений,    слухового  внимания,    умения     ориентироваться     в    пространстве;     активизация         речевой де6ятельности,  расширение  словаря  и  понятий  по  теме  «животные»,  развитие  и  умение  в  имитации звуков  и  движений.    Цель:      активизация     психических     процессов:     восприятие,     внимания,     памяти,   умения                              « Что  пропало»            ориентироваться  в  пространстве. Оптимальное количество игроков ­5 – 10 человек. Инвентарь: несколько предметов (игрушки, кегли, обручи, скакалка и др.).     Инструкция. На игровой площадке ведущий раскладывает 4­5 предметов. Дети в течение одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить. Затем по команде дети становятся спиной к игровой площадке, а ведущий в это время убирает из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибается меньшее количество раз.                                                                              Варианты 1 Увеличить количество предметов. 2 Уменьшить время запоминания предметов. 3 Убрать два предмета. Методические указания. Для игры следует подбирать такие предметы, которые хорошо знакомы детям.                              « Повтори,  не ошибись» Цель:  развитие   внимания,   быстроты   реакции;   накопление   количества   и   уточнение   смысла   слов обозначающих действие.   Количество игроков может быть любым. Инструкция. Дети стоят полукругом. Ведущий  медленно выполняет простые движения руками (вперед, вверх, в стороны, вниз). Дети должны выполнять те же движения, что и ведущий. Допустивший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним.                                                                Варианты 1 Простые   движения   можно   заменить     на   более   сложные,   включить   движения   ногами   и 2 3 туловищем, асимметричные движения (правая рука вверх, левая вперед) и т. д. Ведущий одновременно с показом движения называет имя одного из играющих, который и должен это движение повторить, а остальные игроки наблюдают. Ведущий поговаривает движение (руки вверх), а выполняет в этот момент другое действие (руки вниз).   Дети   должны   выполнять   движение   по   показу   ведущего,   не   обращая   внимания   на   его сбивающие команды. 4 На каждое движение ведущий называет слово (например, ручка, самолет, мяч, воробей и т. д.).   только   те   движения,   которые   сопровождаются   названиями Дети   должны   выполнять   летающего предмета (воробей, самолет). Методические указания.  Во время игры ведущему необходимо следить за тем, чтобы все дети видели его одинаково хорошо.                             «Лохматый пес» Цель:  активизация   речевой   деятельности,   развитие   памяти   и   быстроты   реакции,   формирование способности имитировать животных (собаку). Количество игроков – 8­12 человек. Инструкция.  Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне. Другие дети медленно идут к нему, приговаривая:      Вот сидит лохматый пес, в лапки свой уткнувши нос.      Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит.      Подойдем к нему, разбудим и посмотрим,      Что же будет?      Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. Пес вскакивает, рычит, лает и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом». Методические указания.   Эта игра отличается большой интенсивностью, поэтому необходимо следить за тем, чтобы дети не перевозбудились.             ИГРЫ,   НАПРАВЛЕННЫЕ  НА  РЗВИТИЕ  МОТОРИКИ  МЕЛКИХ  МЫШЦ  КИСТИ. Со   становлением   речи   тесно   связанно   развитие   тонких   движений   пальцев   рук   и наоборот.  Для  усиления  педагогического  воздействия  целесообразно  сочетать  движение  пальцев  рук  с одновременным  рассказыванием  и  показом.   Цель:  развитие  у  детей  мелких  мышц  кисти,  устной  связной  речи;  памяти,  воображения,  быстроты  и координации движений  и  т.д.   Движение_____________                               « Замок» Цель:  развитие  у  детей  мелких  мышц  кисти,  устной  связной  речи;  памяти,  воображения, быстроты  и координации движений. Инструкция.   _Текст  __________                 ________   _________       На двери висит замок.                         Ритмичные быстрые соединения                                                                  пальцев рук в «замок».   Кто открыть его бы смог?                   Повторение движений.   Потянули,                                             пальцы сцеплены в «замок»,                                                                    Руки потянуть в одну, потом в                                                                   другую сторону.    Покрутили,                                          Движения кистями рук со сцепленными                                                                  пальцами от себя – к себе.     Постучали                                            Пальцы сцеплены, основаниями ладоней                                                                  постучать друг о друга.     И – открыли!                                        Пальцы расцепить, ладони в стороны.                                        «Утята» Цель:  развитие  у  детей  мелких  мышц  кисти,  устной  связной  речи;  памяти,  воображения, быстроты  и координации движений.    Раз­два – шли утята.   Три­ четыре – за водой,   А за ними плелся пятый,   Позади  бежал шестой.   А седьмой от них отстал.   А восьмой уже устал. А девятый всех догнал.   А десятый испугался –    Громко – громко запищал:   ­ ПИ­пи­пи – не пищи!   ­ Мы тут рядом, поищи!  Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого, а со звуков «Пи­пи­пи…» ­ ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.    ИГРЫ,  НАПРАВЛЕННЫЕ  НА  РАЗВИТИЕ  КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ,                   ФОРМИРОВАНИЕ  ЗРИТЕЛЬНО­ДВИГАТЕЛЬНОЙ  КООРДИНАЦИИ. Доказано,  чем  выше  двигательная  активность  ребёнка,  тем  интенсивнее  развивается  его  речь. С другой   стороны,   формирование   движений   происходит   при   участии   речи.   Речь   является   одним   из основных  элементов  в  двигательно­пространственных  упражнениях. Ритм  речи,  особенно  ритм  стихов, поговорок,  пословиц,  скороговорок,  потешек,      способствует  развитию  координации,  общей  и  тонкой моторики.  Движения  становятся  более  плавными,  выразительными,  ритмичными.   Выполнение     любого     физического     упражнения     предполагает     зрительный     контроль     за правильностью  выполняемого  действия  и  последующую  коррекцию  движения  в  случае  ошибки.  Этот вид  координационной  способности  принято  называть  зрительно­двигательной  координацией. Цель:  развитие     координации     движений,     общей     и     тонкой     моторики,     выразительности имитационных    жестов, ловкости,      глазомера, укрепление мышц ноги туловища,  тренировка    меткости, быстроты реакции. При  разучивании  текста  стихотворения:  развитие  слуховой,  речевой  и  двигательной памяти,  развитие  навыка  связной  устной  речи.                                 «Мы на карусели  сели» Цель:  развитие   координации   движений,   общей   и   тонкой   моторики,   выразительности   имитационных движений, воображения.  При разучивании текста стихотворения: развитие слуховой, речевой и двигательной памяти, развитие навыка связной устной речи. Играют четное количество детей (2­10).  Движения____________ ________Текст_____________                    ____                Мы на карусели сели,                                  Взявшись за руки, кружиться. Завертелись карусели,                                 То же.    Пересели на качели.                                                                                                                                               Вверх летели,                                                Взявшись за руки. Один игрок Вниз летели.                                                  Стоит, другой приседает, потом                                                                         наоборот. И теперь с тобой вдвоем                              То же. Мы на лодочке плывем. Ветер по морю гуляет,                                  Взявшись за руки, качаться вправо                                                                          ­ влево, вперед­назад. Ветер лодочку качает.                                  То же. Весла в руки мы берем,                                То же. Быстро к берегу гребем.                               Изображать, как гребут веслами. К берегу пристала лодка,                              То  же, немного быстрее. Мы на берег прыгнем ловко,                        Полуприсед,  руки назад. И поскачем на лужайке,                                Прыжок  вперед на двух ногах. Будто зайки, будто зайки.                             Руки согнуть перед  грудью (это                                                                          лапки), прыжки на двух ногах. Методические указания. Игра средней подвижности, дети играют в порах.        ИГРЫ,  НАПРАВЛЕННЫЕ  НА  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ФУНКЦИИ  ДЫХАНИЯ. Поскольку   звуки   речи   произносятся   на   выдохе,   необходимо   обучать   детей   правильному дыханию  с  акцентом  на  выдохе.                                    «Пёрышки»   Цель:  формирование  правильного   носового  дыхания. Количество игроков – 8­12 человек. Инвентарь: 2 веревки, 3­5 перышек. Инструкция. На две натянутые горизонтально веревки кладут перышки, каждое на расстоянии 10 см одно от другого. Дети играют стоя или сидя. Играющие делятся на две команды, располагаясь напротив (перышек) на расстоянии 50 см.       По сигналу ведущего первые игроки команд подходят к веревке с перышками и, сделав глубокий вдох носом, сильным выдохом сдувают вначале одно перышко, а затем последовательно и другие, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох, губы нужно свернуть узкой трубочкой и щеки надуть.    Выигрывает та команда, у которой перышки слетели быстрее. Вариант: увеличить расстояние между веревкой с перышками и игроками.     Методические указания. Игра малой интенсивности для детей 6­14 лет.                       «Подпрыгни  и  подуй  на  шарик» Цель:  улучшение  функции  дыхания, прыгучести,  ориентация в пространстве. Количество игроков – 5­15 человек. Инвентарь: воздушный шарик, веревка, на которой подвешивается шарик. Инструкция.  Чуть выше головы ребенка висит воздушный шарик. Дети сидят на скамейке или стоят. По сигналу ведущего ребенок подходят к шарику, подпрыгивает и дует на него, шарик отлетает.     Методические указания. Игра для детей 4­10 лет.                                                            «Охота» Цель: формирование правильного вдоха, ориентация в пространстве. Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи, варенье и т. д.)                                «Дышим глубже» Цель: формирование правильного дыхания и координации движения.           Носом – вдох, (Поднимание рук – на вдохе.)          А выдох – ртом, (Свободное опускание рук – на выдохе.)         Дышим глубже,         А потом –          Марш на месте,         Не спеша,         Коль погода хороша!                           «Что за праздничный парад» Цель: формирование правильного вдоха и выдоха.                   Что за праздничный парад, (Вдох)                   Здесь кругом шары летят, (Выдох)                   Флаги развиваются, (Вдох)                   Люди улыбаются. (Выдох) Воздух мягко набираем, (Вдох)                   Шарик красный надуваем, (Выдох)                   Пусть летит он к облакам, (Вдох)                   Помогу ему я сам!                           ИГРЫ,  НАПРАВЛЕННЫЕ  НА  ФОРМИРОВАНИЕ  ОСАНКИ. Нарушение     осанки     встречается     часто     и     имеет     серьёзные     последствия     для     организма: сдавливается  грудная  клетка,  что  и  приводит  к  затруднению  вентиляции   лёгких,  организм  испытывает не6достаток   кислорода,   учащаются   простудные   и   бронхолёгочные   заболевания,   страдают   и   другие внутренние     органы.     Существует     целый     ряд     специальных     игр     и     упражнений,     позволяющих откорректировать  эти  нарушения.     Цель:   формирование  правильной  осанки  укрепление  мышечного  «корсета» позвоночника,  развитие равновесия,  ловкости,  внимания,  координации  и  связной  устной  речи.                                   «Совушка» Цель:  формирование  стереотипа правильной  осанки, предупреждение нарушения осанки,  развитие связной устной  речи.   Количество игроков ­6­15 человек.   Инструкция.  Выбирается водящий – совушка. На площадке обозначается круг диаметром 1,5 метра – это гнездо совушки. В круге стоит совушка, принимая исходное положение: руки на пояс, локти назад, спина прямая.   Игроки   берутся   за   руки,   образуя   вокруг   совушки   большой   круг.   По   сигналу   дети   идут   боком приставными шагами и говорят:                                Ах  ты, совушка ­ сова,                               Ты большая голова,                                Ты на дереве сидишь,                                Ночь летаешь, днем ты спишь. Подается команда:                                 День наступает,                                 Все оживает! Дети, изображая мышек, встают на носки и бегают в различных направлениях, приближаясь к гнезду совушки. Затем  ведущий  говорит:                                  Ночь наступает,                                  Все засыпает! Мышки замирают на месте, приняв заранее  обусловленное положение правильной осанки. Совушка вылетает на охоту, зорко осматривает игроков и отправляет на скамейку тех, у кого осанка не правильная. Через 3­6 секунд дается команда «День!» ­ и игра продолжается.        Как только совушка поймает трех мышек, игра останавливается. Выбирается новая совушка, а бывшие игроки возвращаются в круг. В конце игры называются игроки, которые ни разу не попались совушке, и совушка, поймавшая  наибольшее количество мышек. Методические указания. Положения, принимаемые мышками в то время, когда совушка вылетает на охоту: «Силачи»: руки к плечам, пальцы в кулаки, лопатки сблизить. «пистолет»: полуприсед на правой ноге, левую вперед, руки на пояс, локти назад. «Флюгер»: полуприсед, руки в стороны ладонями вперед, спина прямая, колени развести, смотреть прямо. «Аист»: стоя на правой ноге, согнуть в колене левую, руки вверх ладонями наружу. 1 2 3 4                              «Ходим в шляпах» Цель:  формирование   правильной   осанки,   укрепление   мышечного   «корсета»   позвоночника,     развитие равновесия, ловкости, координации движений. Количество игроков может быть любым. Инвентарь:  «шляпа» для каждого игрока – мешочек с песком массой 200­500 г, дощечки, колесико от пирамиды. Инструкция.   Играющие   стоят. Детям кладут на голову легкий груз – «шляпу», проверив осанку детей (голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно лежат вдоль туловища), ведущий дает сигнал к ходьбе.  Дети должны ходить обычным шагом по площадке,  сохраняя правильную осанку. Выигрывает тот, у кого «шляпа» ни разу не упала и при этом он не нарушил осанку.                                 Варианты 1 Детям предлагается не ходить , а пританцовывать. 2 3 Пройти   по   гимнастической   скамейке   или   переступать   через   разные   предметы   на   полу   или   на  Пройти по извилистой линии, начерченной на полу мелом. площадке (кегли, кубики, небольшие игрушки, камешки, шишки и т. п.). Методические указания. Игра для детей 6­14 лет, нагрузка средняя.

Коррекция мышления обучающихся с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности

Коррекция мышления обучающихся с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности

Коррекция мышления обучающихся с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности

Коррекция мышления обучающихся с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности

Коррекция мышления обучающихся с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности

Коррекция мышления обучающихся с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности

Коррекция мышления обучающихся с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности

Коррекция мышления обучающихся с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности

Коррекция мышления обучающихся с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности

Коррекция мышления обучающихся с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности

Коррекция мышления обучающихся с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности

Коррекция мышления обучающихся с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности

Коррекция мышления обучающихся с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности

Коррекция мышления обучающихся с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности

Коррекция мышления обучающихся с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности

Коррекция мышления обучающихся с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности

Коррекция мышления обучающихся с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности

Коррекция мышления обучающихся с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности

Коррекция мышления обучающихся с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности

Коррекция мышления обучающихся с нарушением интеллекта во внеклассной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2017