Программа
«Коррекция тревожности у детей школьного возраста»
Выполнила: педагог – психолог
Евдокимова И.В.
Введение
Актуальность
Проблема детской тревожности, как основы эмоциональных расстройств, в настоящее время является междисциплинарной. Она относится не только к области детской психиатрии, но и к сфере интересов возрастной, педагогической, медицинской психологии. Уже само понятие «тревога» используется в различных значениях, что порождает неопределенность его трактовки на семантическом уровне. Тревогу рассматривают и в качестве преходящего психического состояния, возникающего под воздействием стрессогенных факторов Дельгадо, Мэй Р, Лазарус Р, Спилберг Ч, Фрейд А, В.С. Мухина, Хорни К.
Тревожность– сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия; временное психическое состояние, возникающее под влияние стрессовых факторов (А.М.Прихожан); внутреннее переживание опасения и нарушения покоя, вызываемое возможными и вероятными неприятностями или задержкой приятного и желаемого (Н.Д.Левитов); ощущение неконкретной неопределенной угрозы, неясного чувства опасности (Б.Кочубей, Е. Новикова); свойство личности, характеризующееся относительно устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему «Я» в различных ситуациях и реагировать на эти ситуации усилением состояния тревоги(В.М. Астанов).
Цель программы: нивелирование уровня тревожности у детей школьного возраста.
Объект исследования: отрицательное эмоциональное состояние.
Предмет исследования: тревожность у детей школьного возраста.
Методологическая основа:
Системный подход предполагает структурирование изучаемого явления. Когнитивный: расширение у детей школьного возраста знаний о тревожности.
Эмоциональный: получение поддержки со стороны экспериментатора и группы; обучение эмпатийному переживанию, более точному пониманию и вербализации собственных чувств, эмоциональных состояний; сочувствию персонажам вызывающие тревожность.
Поведенческий: моделирование новых форм поведения; выработка и закрепление способов поведения; повышение уверенности в своих силах, способствующих созданию адекватной самооценки; приобретение навыков свободного общения.
Деятельностный подход предусматривает структурирование изучаемого явления и составление алгоритма воздействующих явлений.
I когнитивный |
1 агглютинация |
II эмоциональный |
2 реконструкция |
III поведенческий |
3 типизация |
Алгоритм: I 1; I 2; I 3; II 1; II 2; II 3; III 1; III 2; III 3.
Техники:
- Парадоксальная интеграция
- Усиление отрицательных эмоций
- Дискредитация объектов тревожности
- Преобразование стереотипов оценки
Личностно-ориентированный подход предполагает гуманное отношение к испытуемым, веру в положительный исход событий, учет собственности личности, темперамента, характера, степень утомления, уровень знаний, учет места, температуру проведения, а так же сложности.
Гипотеза заключается в коррекции тревожности у детей школьного возраста будет происходить наиболее эффективно при условии использования в коррекционной работе специально разработанного комплекса игр и занятий, направленная на снижение тревожности. Методологическии позиции: являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание школьного детства как особого периода в становлении личности. Теория личности З. Фрейд. А также исследование ряда работ авторов, которые изучали семью и семейные отношения: Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин,
А.В.Петровский, А.И.Захаров, И.М.Балинский, В.Н.Мясищев и другие.
Концепция в программе мы опирались на теории отрицательных эмоциональных состояний.
Система образующие механизмы формирующих воздействий :
(тревожность, неуверенность, страхи) Задачи :
1. Нивелирование отрицательных эмоциональных состояние у дошкольников;
2. Обучение детей новым формам поведения для противостояния тревожности в жизни;
3. Развитие у детей эмоциональной сферы.
Принципы исследования:
Принцип деятельности – коррекционно - развивающая работа проводится в форме активной деятельности.
Принцип интегративного подхода – проведение каузальной и симптоматической коррекции их взаимодействии. Принцип постепенности – от простого к сложному.
Принцип многообразия экспериментального материала – использование в работе разнообразный материал.
Принцип вариативности творческих решений .
Принцип структурирования .
Принцип уважения личности ребенка.
Принцип сочетания групповых и индивидуальных форм работы. Концептуальное ядро экспериментального исследования:
Актуальность Цель Объект Предмет Гипотеза Философские подходы Теоретическая основа Принципы Методы исследования |
Особенности тревожности (общие, специфические, индивидуальные) Закономерности (многоуровневость, неравномерность, противоречивость, синхронность, синзетивность, вариативность) Механизмы Факторы |
Схема реализации формирующих воздействий
Блоки |
Циклы |
Диагностический |
Первый цикл(3 занятия): выявление уровня тревожности у детей; |
|
определение предмета тревожности вызывающий отрицательное эмоциональное состояние. |
Развивающий |
Второй цикл(3 занятия): дискредитация образа героев тревожности ; Третий цикл(3 занятия): снижение уровня тревожности, выработка у ребенка уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля; Четвертый цикл(2 занятия): выражение чувств и обучение соотнесению эмоциональных состояний с их рисуночными изображениями. |
Закрепляющий |
Пятый цикл(2 занятие): обучение новым формам поведения в появившейся ситуации; Шестой цикл(1 занятие): устранение объектов тревожности у детей. |
Блок семейной и педагогической коррекции (лекции для родителей и воспитателей): просветительская работа, консультационная работа, тренинговая работа. |
Коррекционная работа с детьми школьного возраста: Занятие с детьми длятся 25-30 минут, состоя из вводной, основной и заключительных частей.
Вводная часть включает два упражнения на снятие напряжения и установление благоприятной эмоциональной обстановки в группе, для стимулирования творческого воображения у детей; психогимнастические упражнения. Предполагающие нивелирование отрицательных эмоциональных состояний у дошкольников.
Основная часть занятия содержит задания на изучение у детей уровня тревожности и преодоление этого явления.
Первый цикл (3 занятия) включает упражнения, основаны на механизме вытеснения отрицательных эмоциональных состояний вызывающие тревожность у детей.
Второй цикл (3 занятия) предусматривает упражнения, построенные на механизме дискредитации героев, вызывающих тревожность.
Третий цикл (3 занятия) включает упражнения связанные наснижение уровня тревожности, выработка у ребенка уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля.
Четвертый цикл (2 занятия) включает упражнения, включают задания основаны на выражении чувств и обучению соотнесению эмоциональных состояний с их рисуночными изображениями.
Пятый цикл (2 занятия) включает занятия, связанные обучением новым формам поведения в появившейся ситуации.
Шестой цикл (1 занятие) содержит занятия, нацеленные на устранение объектов тревожности у детей.
Заключительная часть коррекционные занятия состоит из рефлексии и снятия напряжения.
Работа с родителями включает ряд блоков:
Первый блок (информационный) содержит информацию для родителей в уголке психолога, информационные стенды, лектории для родителей по темам: «Развитие эмоций у детей школьного возраста», «отрицательные эмоциональные состояния», «Причины возникновения тревожности» и другие.
Второй блок (просветительский) включает как индивидуальные беседы с родителями, дети которых показывают высокие уровни отрицательных эмоциональных состояний, так и групповые диспуты, круглые столы, миниконференции по тема «Причины возникновения тревожности», «Проявление тревожности у детей до школьного возраста» и прочее. Третий блок (профилактико-коррекционный), представляет собой элементы социально-психологического тренинга, который проводится как с группой родителей, так и совместно с родителями и с детьми.
Работа с педагогическим коллективом происходит в несколько этапов: Первый этап (просветительский) содержит информацию в уголке психолога, информационные стенды, выступления с докладами и результатами экспериментальной работы на педсоветах, круглых столах, информационных встречах, статьях в газете, лектории по проблемам: детских отрицательных эмоциональных состояниях, работы с детьми, имеющими высокий уровень тревожности и другое.
Второй этап (собственно профилактико-коррекционный) включает элементы социально-психологического тренинга, аутотренинга, проигрывание ролей, тематические гостиные.
Третий этап (взаимодействие специалистов) составляет разработку программы по преодолению детских отрицательных эмоциональных состояний.
Диагностический блок Первый цикл занятий.
Цель - выявление уровня тревожности у детей; определение предмета тревожности вызывающий отрицательное эмоциональное состояние.
Занятие первое.
Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня тревожности.
1. «Здороваемся по-разному».
- Здравствуйте, дети, вот мы с вами встретились. Давайте поздороваемся друг с другом, но, чтобы было интереснее, будем здороваться по-разному.
Скажите мне, как можно здороваться? А еще как? Молодцы!
А теперь мы будем здороваться друг с другом так:
-пожмите друг другу руки;
-поздоровайтесь лбами;
-поприветствуйте друг друга одними пальчиками (указательным и большим);
-поздоровайтесь носами; -похлопайте по плечу;
-погладьте друг друга.
2. Игра «Дракон кусает свой хвост».
- Испытуемые выстраиваются в шеренгу, берут за пояс друг друга. Первый игрок ( голова Дракона) должен поймать последнего игрока (свой хвост).
3. Упражнение "Апельсин (или лимон)"
- Ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите ребенка представить, что к его правой руке подкатился апельсин, пусть он возьмет апельсин в руку и начнет выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд).
«Разожми кулачок, откати апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая.., мягкая.., отдыхает...»
Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями — достаточно одного раза (с левой и правой рукой).
4. Упражнение "Черепаха"
- Упражнение делается лежа, лучше на боку или животе. Попросите ребенка представить, что он маленькая черепашка, которая лежит на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря — по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая... Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (ребенок сильно напрягает спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; и также напрягает шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь; 5-10 секунд). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5~10 секунд).
5. Упражнение «Улыбастики»
- Дети с закрытыми глазами выполняют задания: улыбнуться; улыбнуться и сказать «и-и-и» («хэ-хэ», «а-а-а»); застыть в улыбке.
6.Рефлексия.
- Дети, расскажите мне, пожалуйста, вам понравилось наше занятие? А что в нем вам понравилось больше всего? Что не понравилось? Что было самым интересным? Вы все молодцы, хорошо занимались.
Занятие второе.
Цель : преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение тревожности, снижение эмоционального напряжения.
1.«Необычное приветствие».
-Здравствуйте, дети! Помните, как мы с вами здоровались на прошлом занятии? А теперь давайте придумаем новые способы приветствий. Кто у нас придумает самое необычное приветствие? Можно, например, так, как в одном фильме – расставить руки в стороны присесть и сказать «Ку», можно попрыгать на одной ноге и покивать головой, или покрутиться вокруг себя на одной ноге, помогая другой и пр.
2.Упражнение "Смелые ребята"
- Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: "Бойтесь, меня бойтесь!"Дети отвечают : "Не боимся мы тебя!"Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается ( ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать ,летать по комнате.
3.«Разрывание бумаги».
- Эта игра способствует снижению напряжения, дает ребенку возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги.
Для работы нужна любая бумага или газеты. Не объясняя правил, социальный педагог начинает рвать бумагу, бросая ее в середину комнаты, и предлагает ребенку делать то же самое. Если ребенок не подключается к работе, его нельзя заставлять. Педагог продолжает разрывать бумагу, не обращая внимание на ребенка. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча становится большой, ребенку предлагается поиграть с кусочками.
Педагог начинает подбрасывать кусочки вверх, разбрасывает их по комнате.
Можно делать кучки и прыгать на них, можно обсыпать ими друг друга. Возможно, ребенок сможет предложить новые варианты использования этих кусочков.
К этому занятию можно подключать родителей ребенка, являющихся источником повышения тревожности у ребенка.
4.«Представь, что ты это можешь».
Вырабатывается уверенность ребенка в собственных силах.
Ребенку предлагается показать, как будто он умеет что-то сложное (завязывать шнурки). В воображаемой игровой ситуации ребенок чувствует себя более свободно и не опасается неудачи.
5.Игра "Тропинка".
- Дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке . По команде психолога по команде они преодолевают воображаемые препятствия. "Спокойно идём по тропинке … Вокруг кусты , деревья, зелёная травка… Вдруг на тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья.. Спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик. Переходим по мостику , держась за перила. Спокойно идём по тропинке… и т. д..
6.Рефлексия.
- Дети, расскажите мне, пожалуйста, вам понравилось наше занятие? А что в нем вам понравилось больше всего? Что не понравилось? Что было самым интересным? Вы все молодцы, хорошо занимались.
Занятие третье.
Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов. Материал к занятию: магнитофон , спокойная музыка; краски, ватман; песочница; мел.
1. Упражнение "Росточек под солнцем".
- Дети превращаются в маленький росточек ( сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.
Все движения выполняются под музыку.
2. Упражнение "Злые и добрые кошки".
- Чертим ручеёк . По обе стороны ручейка находятся злые кошки . Они дразнят друг друга , злятся друг на друга. По команде встают в центр ручейка и превращаются в добрых кошек ласкают друг друга, говорят ласковые слова. Далее анализируем возникшие чувства.
3. Игра "На что похоже моё настроение?
- "Дети по кругу при помощи сравнения говорят, на что похоже настроение. Начинает психолог : "Моё настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе".
4. Упражнение "Ласковый мелок».
- Дети разбиваются на пары . По очереди рисуют на спине друг другу различные предметы. Тот кому рисуют должен угадать , что нарисовано.
Анализируем чувства и ощущения.
5. Упражнение "Закончи предложение".
- Детям предлагается закончить предложение :
Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….; папы обычно боятся….
6. Рефлексия.
- Дети, расскажите мне, пожалуйста, вам понравилось наше занятие? А что в нем вам понравилось больше всего? Что не понравилось? Что было самым интересным? Вы все молодцы, хорошо занимались.
Развивающий блок
Второй цикл занятий: цель - дискредитация образа героев - тревожности . Третий цикл занятий: цель - снижение уровня тревожности, выработка у ребенка уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля; Четвертый цикл занятий: цель - выражение чувств и обучение соотнесению эмоциональных состояний с их рисуночными изображениями.
Занятие четвертое.
Цель: нивелирование тревожности на материале комических произведений.
«Поздороваемся глазами».
1. - Здравствуйте, дети! Давайте сегодня здороваться одними глазами. Встаньте в круг и каждый по очереди поздоровается только взглядом с другим участником. Встретьтесь глазами улыбнитесь друг другу, пусть ваш взгляд будет добрым и приветливым. Молодцы!
2.Игра «Кошкин дом».
Материал : стул.
- на стуле сидит «Кошка» (один из детей, участвующих в игре), она по очереди приглашает к себе гостей, используя для этого считалочку. Каждый приглашенный садится на тот же стул. Задача «Кошки» - усадить всех детей на один стул так, чтобы никто не пал с него.
3.Игра «Замирай-ка».
- Дети берутся за руки, ходят по кругу, проговаривая дразнилку про БабуЯгу – одного из детей, стоящего в центре круга: Баба-Яга, Яга-Баба
Сидит не в ступе, а в тарелке с супом!
Проглотила ложку, испугалась кошки, Посчитала раз- два- три – Кто боится, тот замри!
По окончанию дразнилки дети принимают какую-нибудь позу. Ведущий (Баба-Яга) должен отметить, что кто из детей двигается, тот становится новой Бабой-Ягой.
4.Игра «Злюкины догонялки».
Материал: обруч.
- В центре круга кладется обруч. Один из детей (Злюка) садится в середину обруча, остальные дети ходят, сцепившись за руки вокруг него, приговаривая:
Тах-тах-тарарах, едет Злюка на волах, Сухарики в головах. Сухарики точатся, Злюке драться хочется.
Произнеся последнее слово, дети дотрагиваются до Злюки и убегают. Задача последнего – догнать последнего кого-нибудь из детей. Пойманный ребенок становится Злюкой и садится в середину обруча для того, чтобы продолжить игру.
5.Рисование на тему "Чего я боялся , когда был маленьким..".
Дети рисуют свои страхи, не показывая никому.
6.Рефлексия.
- Дети, расскажите мне, пожалуйста, вам понравилось наше занятие? А что в нем вам понравилось больше всего? Что не понравилось? Что было самым интересным? Вы все молодцы, хорошо занимались.
Занятие пятое.
Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.
Материалы к занятию : магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, подушка.
«Приветствие – ласковое имя».
1.- Здравствуйте, дети! Сегодня будем здороваться, и говорить ласковое имя. Встаньте в круг, и по порядку будем говорить своему соседу – «здравствуй» и называет его ласковое имя. Например, «Здравствуй, Олечка!», «Здравствуй, Ванюшка!» и т.д. Молодцы!
2.Упражнение "Петушиные бои"Дети разбиваются на пары – петушки. Они стоя на одной ноге дерутся подушками. При этом они стараются сделать так , что- бы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.
3.Упражнение "Расскажи свой страх".
Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая , что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают что они боялись . когда были маленькими.
4.Упражнение "Чужие рисунки".
Детям по очереди показывают рисунки "страхов",только что нарисованных , все вместе придумывают чего боялись эти дети и как им можно помочь.
5. Упражнение "Дом ужасов".
Детям предлагается нарисовать обитателей дома ужасов.
Все страхи и ужасы остаются в кабинете у психолога.
6. Рефлексия.
- Дети, расскажите мне, пожалуйста, вам понравилось наше занятие? А что в нем вам понравилось больше всего? Что не понравилось? Что было самым интересным? Вы все молодцы, хорошо занимались.
Занятие шестое.
Цель : преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски , альбомные листы, подушка, задорная музыка.
1. «Здороваемся по кругу»
- Здравствуйте, дети! Давайте сегодня поздороваемся беззвучно. Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Я передам свое приветствие, пожав руку. Кто почувствует мое рукопожатие, передаст свое приветствие следующему, так же пожав ему руку. Здороваемся до тех пор, пока рукопожатие не вернется ко мне с другой стороны. Молодцы!
2. Упражнение "Смелые ребята"Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: "Бойтесь, меня бойтесь!"Дети отвечают : "Не боимся мы тебя!"Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается ( ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать ,летать по комнате.
3. Упражнение "Страшная сказка по кругу"Дети и взрослый сочиняют вместе страшную сказку. Они говорят по очереди , по 1-2 предложения каждый. Сказка должна нагромоздить так много страшного , чтобы это страшное превратилось в смешное.
4. Упражнение "На лесной полянке"Психолог предлагает детям представить , что они попали на залитую солнцем полянку . На неё со всех сторон сбежались и слетелись лесные жители – всевозможные букашки , таракашки Звучит музыка , дети превращаются в лесных жителей. Выполняют задания , соответственно каждому персонажу (кузнечику, бабочке, муравью и т. д.) 5. Упражнение "Я тебя не боюсь". Один ребёнок стоит перед психологом , остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит : "Я тебя не боюсь!"
6. Рефлексия.
- Дети, расскажите мне, пожалуйста, вам понравилось наше занятие? А что в нем вам понравилось больше всего? Что не понравилось? Что было самым интересным? Вы все молодцы, хорошо занимались.
Занятие седьмое.
Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.
1.«Здороваемся эмоциями».
- здравствуйте, дети! Давайте сегодня здороваться эмоциями. Встаньте в круг. Я передам какую-нибудь эмоцию и ко мне должна вернуться эта же эмоция (можно передавать радость, удивление, страх, злость, веселье, удовольствие). Молодцы!
2.Упражнение "За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д.". - Детям предлагается сказать за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.
3. Упражнение "Неопределённые фигуры".
- Психолог на доске рисует различные фигуры, ребята говорят на какие страшные существа они похожи.
4. Игра "Тропинка".
- Дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке . По команде психолога по команде они преодолевают воображаемые препятствия. "Спокойно идём по тропинке … Вокруг кусты , деревья, зелёная травка… Вдруг на тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья.. Спокойно идём по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик. Переходим по мостику , держась за перила. Спокойно идём по тропинке… и т. д..
5. Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему : "Волшебный лес".
- Психолог предлагает детям представить тот лес , по которому шли по тропинке . Далее обсуждаем что получилось , что удалось нарисовать вместе.
6. Рефлексия.
Занятие восьмое.
Цель: Формирование положительной "Я-концепции", самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.
Материалы к занятию : магнитофон , спокойная музыка, шкатулка, мяч, краски, альбомные листы, начало страшной сказки.
1. «Здороваемся разными приветствиями».
- Здравствуйте, дети! Давайте вспомним, какими словами можно здороваться и каждый поздоровается своим словом. Например, здравствуй, привет, салют, добрый день, приветствую, добрый вечер, здорова, здравия желаю и т. д.
2. Игра "Сказочная шкатулка".
- Психолог сообщает детям , что Фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои сказок . Далее он говорит : "Вспомните своих любимых сказочных героев и скажите какие они , чем они вам нравятся , как они выглядят. Далее с помощью волшебной полочки все дети превращаются в сказочных героев.
3. Упражнение "Конкурс боюсек".
- Дети по кругу передают мяч . Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно "Я….. этого не боюсь!"
4. Игра "Принц и принцесса".
- Дети стоят по кругу. В центр ставится стул – это трон . Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребёнок садится по желанию на трон. Остальные оказывают ему знаки внимания, говорят что-то хорошее.
5. Упражнение "Придумай весёлый конец".
- Психолог читает ребятам начало детской страшной сказки. Необходимо придумать смешное продолжение и окончание.
6. Рефлексия.
Занятие девятое.
Цель : снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия, 1. « Здороваемся комплиментами».
- Здравствуйте, дети! Встаньте в круг и поздоровайтесь друг с другом комплимнтом. Например, здравствуй, Аня, ты сегодня такая веселая и т. д.
2. Игра "Путаница".
- Выбирается один водящий . Остальные дети запутываются не расцепляя руки. Водящий должен распутать клубок.
3. Игра "Кораблик".
- Матрос – один из детей, остальные дети – кораблик в бушующем море.
Матрос , находящийся на корабле должен перекричать бурю : "Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!"4. Упражнение "Кони и всадники"Дети делятся на пары – один ребёнок превращается в "коня", другой во "всадника". "Коням"завязывают глаза , а всадники встают сзади , берут за локти и готовятся ими править. На скачках задача "коня"- бегать быстрее , а задача "всадника"– не допускать столкновения с другими конями .
4. «Рожицы».
- Дети, сейчас вы можете построить друг другу любые рожицы, но они должны быть добрыми, например, улыбнуться, сморщиться, показать зубки, свернуть губки трубочкой, нахмурить бровки. Молодцы!
Каждый ребёнок вспоминает , что он увидел во сне и рисует эту картинку.
5. Упражнение "Волшебники".
- Один из детей превращается в волшебника . Ему завязывают глаза и предлагают догадаться , кто будет к нему подходить ; он ощупывают кисти рук.
6. Рефлексия. Занятие десятое.
Цель: трансформация поведения героев-агрессоров, с целью изменения к ним эмоционального отношения.
«Здороваемся поглаживанием»
- Здравствуйте, дети! Сегодня поздороваемся поглаживанием. Погладьте того человека, с которым здороваетесь, по плечикам, по спинке, по ушкам, по голове. 2. «Котенок»
- Дети, представьте, что вам домой принесли котенка. Он испуган, ведь он первый раз в вашей квартире. Разбейтесь на пары, один будет изображать котенка, который впервые оказался у вас дома, а другой – тот, кому принесли котенка. Познакомьтесь со своим котенком, пожалейте его, успокойте, что бы он перестал бояться. Сейчас поменяйтесь ролями. 3. «Измени поведение предпочитаемого героя агрессора».
- Дети, придумайте, как можно изменить поведение героев из боевиков, которые вам нравятся, так, чтобы оно стало добрым, хорошим или смешным. Например, «Зубастик» превратился в игрушку, которая всем детям дарит подарки, Лорд Дарт станет добрым и помирится со своим сыном, солдатики будут защищать людей, а не нападать на них и т.д. расскажите нам по очереди. А сейчас представте, что вы стали актерами, играющими этих героев. Изобразите новое поведение своих героев, которое сами придумали.
Хорошо!.
4. «Олени»
- Представьте, что вы олени. Когда у оленей растут рога, им очень нравится бодаться. Упритесь лбами, руки за спину и бодайтесь легонько.
5. Рефлексия.
Занятие одиннадцатое.
Цель: Формировать понятие, что все люди не похожи друг на друга, они разные; Воспитывать умение общаться друг с другом, смотреть в лицо и глаза друг другу; Повышать самооценку детей.
Нивелировать тревожность.
1.«Здороваемся разными приветствиями».
- Здравствуйте, дети! Давайте вспомним, какими словами можно здороваться и каждый поздоровается своим словом. Например, здравствуй, привет, салют, добрый день, приветствую, добрый вечер, здорова, здравия желаю и т. д.
2.Игра « Трамвайчик»
- Дети встают друг за другом. Руки кладут на плечи. Психолог: « Сегодня мы отправляемся в путешествие по городу на трамвае. Первый – это водитель, а все остальные – вагончики.
На красный сигнал ( показывается красная карточка)- трамвай стоит, на желтый(показывается желтая карточка) – начинает двигаться медленно, а на зеленый( показывается зеленая карточка)- едет быстро. Сигналы даются для водителя трамвая. Поэтому он должен «ехать» в соответствии с сигналом. Все остальные дети-«вагончики» должны почувствовать движение. Ведущий показывая красную карточку, говорит: «Стоп», при этом ребенок, который был водителем, переходит в конец «трамвая». Таким образом, каждый ребенок может быть и в роли ведущего и в роли ведомого.
3.Игра «Магазин зеркал»
- Описание. Психолог: « Представьте себе, что мы находимся в магазине зеркал.( Ведущий встает центр, а дети- « зеркала» - полукругом вокруг него) Туда вошел покупатель , на плече у которого сидела обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала им корчить рожицы. «Зеркала» отвечали ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из «зеркал» погрозили. Ведущий показывает разные движения . В роли «обезьянки» могут быть все желающие.
Игровая ситуация позволяет развивать наблюдательность и воображение, умение увидеть другого, а также видеть себя, как бы со стороны, действовать синхронно. Ребенок может быть в разных позициях: ведущего и ведомого, почувствовать себя в роли лидера, что дает возможность быть уверенней в своих силах, повышает самооценку, снижает тревожность.
4. Игра « Обезьянка и зеркало»
- Игра в парах. Один из участников – «Обезьянка», другой - « зеркало». «Обезьянка кривляется перед своим «Зеркалом», совершая различные движения. «Зеркало должно синхронно повторить движения «обезьянки»
5. Этюд «Спаси птенца»
- Психолог говорит о том, что в нашей помощи нуждаются многие животные, предлагает спасти маленького птенца: — Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, дайте птенцу тепло своего сердца и дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к нам! 6. Рефлексия.
Закрепляющий блок
Пятый цикл занятий: цель - обучение новым формам поведения в появившейся ситуации.
Шестой цикл занятий: цель - устранение объектов тревожности у детей.
Занятие двенадцатое.
Цель: выявление реальных страхов у детей, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников; формирование социального доверия; снятие страхов и тревожности повышение самооценки. Сплочение членов группы, развитие быстроты реакции у детей. Создание эмоционально-положительного заряда в группе.
1. «Здороваемся по кругу»
- Здравствуйте, дети! Давайте сегодня поздороваемся беззвучно. Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Я передам свое приветствие, пожав руку. Кто почувствует мое рукопожатие, передаст свое приветствие следующему, так же пожав ему руку. Здороваемся до тех пор, пока рукопожатие не вернется ко мне с другой стороны. Молодцы! 2.Комплекс «Музыкальная мозаика».
- Звучит плавная музыка, под эту музыку движения детей мягкие, текучие, переходящие одно в другое; под импульсивную музыку 3.Беседа «Мне страшно».
- Психолог начинает рассказывать о своих страхах: « Когда я была маленькой, как вы, то …..».
Затем задается вопрос: «А у вас такое бывало?», «А кто еще боится чего-то, расскажите!» Дети по желанию рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Психолог каждый раз просит поднять руки тех, у кого было что-то похожее. Ведущий должен следить, чтобы сюжеты не повторялись. Обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев, и т. д.
4.Игра « Слепой и поводырь»
Дети делятся на пары. Один- «слепой», другой – «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия созданы заранее (стулья, столы, кегли, кубики и т. п. )
У «слепого» завязаны глаза. «Поводырь» должен провести «слепого» так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняются ролями. Можно менять маршрут.
5.Рефлексия.
Занятие тринадцатое.
Цель: Формирование социального доверия; снятие страхов и тревожности повышение самооценки. 1. «Здороваемся по-разному».
- Здравствуйте, дети, вот мы с вами встретились. Давайте поздороваемся друг с другом, но, чтобы было интереснее, будем здороваться по-разному.
Скажите мне, как можно здороваться? А еще как? Молодцы!
2. Игра "За что меня любит мама"
- Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама.
Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил то, что сказали другие. При затруднении дети могут ему помочь.
После этого нужно обсудить с детьми, приятно ли им было, что другие дети запомнили эту информацию. Дети обычно сами делают вывод, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.
На первых порах дети, чтобы показаться значимыми, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть. 3. Игра "Скульптура"
- Эта игра учит детей владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение.
Дети разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из "глины" скульптуру:
- ребенка, который ничего не боится;
- ребенка, который всем доволен;
- ребенка, который выполнил сложное задание и т.д.
Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут - сами дети. Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры.
После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет.
4. Упражнение «Избавление от тревог»
Процедура: Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день... Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит вам... Оно ярче тысяч солнц... Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно! 5.«Чувства»
Материал: кубики с нарисованными на них лицами, изображающими различные чувства (радость, злость, печаль, веселье, обида и т.д.) - Педагог знакомит ребенка с чувствами на изображениях. Затем просит ребенка показывать кубик и называть чувство. Не обязательно, чтобы было названо именно то, чувство, которое было закреплено за изображением. Потом ребенок берет любой кубик, называет чувство и строит из них башню. Усложняя, педагог просит ребенка не только называть чувство и строить, но и рассказывать, когда ребенок сам испытывал это чувство (в какой ситуации).
6. Рефлексия.
Занятие четырнадцатое
Цель: нивелировать тревожность.
1.«Поздороваемся глазами».
- Здравствуйте, дети! Давайте сегодня здороваться одними глазами. Встаньте в круг и каждый по очереди поздоровается только взглядом с другим участником. Встретьтесь глазами улыбнитесь друг другу, пусть ваш взгляд будет добрым и приветливым. Молодцы!
2.Игра «Дракон кусает свой хвост».
- Испытуемые выстраиваются в шеренгу, берут за пояс друг друга. Первый игрок ( голова Дракона) должен поймать последнего игрока (свой хвост).
3.Рисование на тему: «Нарисуй свой страх»
- Дети рассаживаются за столами и рисуют. Звучит тихая музыка. Затем ведущий просит детей по желанию рассказать: что страшное он изобразил, предлагает оставить рисунки со страхами в кабинете у психолога на ночь, а дома подумать и на следующем занятии рассказать: появился ли страх опять, как можно с ним справиться.
4.Упражнение "Росточек под солнцем".
- Дети превращаются в маленький росточек ( сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.
Все движения выполняются под музыку.
5. Рефлексия.
Лекция для родителей и воспитателей.
- Здравствуйте, дорогие родители и воспитатели! Я бы хотела рассказать вам о тревожности у детей.
Тревожность– сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия; временное психическое состояние, возникающее под влияние стрессовых факторов (А.М.Прихожан); внутреннее переживание опасения и нарушения покоя, вызываемое возможными и вероятными неприятностями или задержкой приятного и желаемого (Н.Д.Левитов); ощущение неконкретной неопределенной угрозы, неясного чувства опасности (Б.Кочубей, Е. Новикова); свойство личности, характеризующееся относительно устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему «Я» в различных ситуациях и реагировать на эти ситуации усилением состояния тревоги(В.М. Астанов).
Изучением тревожности занимались многие известные психологи. Такие как Зигмунд Фрейд, Карэн Хорни, Анна Фрейд, Дж. Тейлор, А. Прихожан, Ролло Мэй.
Виды тревожности:
1.Ситуативная тревожность- это тревожность , порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может возникать у любого человека в преддверии возможных неприятностей. Ситуативная тревожность – внешнее поведение человека, которое не связано с наличием у него личностной тревожности, и она представляет из себя кратковременную эмоциональную реакцию, эмоциональное переживание, проявляется у многих людей в определенных ситуациях.
2.Личностная тревожность - стабильная личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности индивида к переживанию тревоги в самых различных жизненных ситуациях. Характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущениям угрозы, готовность воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.
3.Реалистическая тревожность-эмоциональный ответ на угрозу и понимание реальных опасностей внешнего мира (дикие животные). Реалистическая тревожность стихает , как только исчезает сама угроза, в целом помогает обеспечить самосохранение.
Уровни тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. При пониженном уровне тревожности субъект в серьезных обстоятельствах может проявить безалаберность и безответственность. Повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности и может привести к затруднению контактов субъекта с окружающим миром, к формированию заниженной самооценки, низкого уровня притязаний и мрачного пессимизма. Личности, относимые к категории высоко тревожных склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.
Механизмы формирования тревожности дошкольника.
С точки зрения исследователей, важное значение связи между конфликтом и тревогой заключается, что тревога приводит к появлению различных защитных механизмов. К ним относятся механизмы обеспечивающие избавление от тревоги посредством отказа от реальности или ее искажения, так же вытеснение, рационализация, обособление, проекция и др.
Б. Кочубей утверждает, что тревожность у детей вызывается внутренним конфликтом, столкновением в его душе двух противоречащих друг другу устремлений, когда что-то важное для него одновременно и притягивает, и отталкивает.
Факторы, стимулирующие появление детской тревожности. Появление детской тревожности детерминируются рядом внутренних и внешних факторов.
Внутренние факторы – это возраст, пол, национальность и другие. Как показали психологические исследования Б. Кочубея и Б. Новиковой, уровень тревожности и интенсивности ее переживания у мальчиков и девочек имеют относительные различия. Так, например в дошкольном возрасте мальчики несколько тревожнее девочек, в 9 – 11 лет показатели интенсивности переживаний у девочек и мальчиков выравниваются, после 12 лет общий уровень тревожности у девочек в целом более высокий, а у мальчиков намного ниже.
Внешние факторы. Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого является чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множество личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.
Причины детской тревожности.
В дошкольном возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому частые ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности, он склонен чувствовать себя виновным в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежды родителей и недостоин их любви.
Тревожность может порождаться внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера, что свидетельствует о повышенной чувствительности.
Зарубежные психологи к причинам, спобствующими возникновению тревожности, относят: комплекс неполноценности, противостоящий стремлению к совершенству; несовместимые невротические потребности, одновременно побуждающие индивида стремиться к другим людям, проявлять агрессивность по отношению к ним и желание быть от них независимым; конфликтующие требования сложных межличностных связей; факторы угрозы «Я» или угроза самооценке; потеря любви или объекта любви.
Отечественные ученые к причинам тревожности причисляют: страх перед неожиданными дробящимися объектами, авариями, неприятным явление природы, боязнь темноты и т. п. в раннем возрасте; феномен ролевой идентификации, когда тревожно боязливый способ поведения матери незаметно передается дочери и усваивается ей (А.И.Захаров); увеличение количества вербализованных и невербализованных оценок знаний детей, преимущественно отрицательного характера; расхождение в оценках , данных человеку самому себе и полученных им от значимых других (И.В.Дубровина); восприятие угрозы «Я-концепции» человека (К. Изгард).
Формы проявления тревожности.
Игротерапия – это универсальная форма коррекционных воздействий, обеспечивающая высокий уровень мотивации детей для участия в тренинговых занятиях и широкие возможности целенаправленного формирования различных форм психической деятельности.
Смехорелаксация – игры и упражнения, предполагающие тренировку мышц лица в улыбке. Оно проводится с целью снятия мышечного напряжения, обучение детей глубокому диафрагмальному дыханию, способствующему контролю за тревожным состоянием и тонизирующему эмоции детей. Имаготерапия – это лечение образами, позволяющими снять у детей страх и тревогу перед неизвестной процедурой тренинговых занятий; сгладить болезненные переживания детей, находящих с незнакомыми взрослыми, и создающее положительный эмоциональных фонд занятии.
Библиотерапия – метод коррекции эмоциональной сферы дошкольников литературными средствами комического содержания.
Музыкальная терапия - оказание помощи детям с высокой тревожностью в изживании их отрицательных переживаний музыкальными средствами.
- Всем спасибо за внимание! До свидание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.