Автор Миних Мария Александровна
Коррупция и противодействие ей в мировой истории
План лекции
Вступление
§ 1. Определение понятия «коррупция»
§2. Развитие иностранного опыта законодательного регулирования, противодействия коррупции
§3 Правовая база международного взаимодействия, в сфере противодействия коррупции.
§4. Опыт борьбы с коррупцией в зарубежных странах и возможность ее использования в России
Вывод
Вопросы и задания по материалам лекции
Источники по теме
Вступление
Коррупция – это общее название ситуаций, когда должностное лицо получает какую–то противоправную выгоду, пользуясь своим служебным положением.
Международной борьбе с коррупцией серьезно мешают различия между правовыми системами разных стран в трактовке признаков уголовно наказуемого коррупционного правонарушения. Так, в одних странах (например, в Тайване) уголовная ответственность предусмотрена только за получение взятки, в других (Чили) – ситуация диаметрально противоположная: уголовным преступлением является дача взятки, а ее получение таковым не считается, если только чиновник не совершил иные злоупотребления.
Несмотря на указанные выше различия, многие страны в качестве наиболее простого, но эффективного инструмента противодействия коррупции часто выбирают реформы законодательства – это не только и не столько ужесточение наказаний за коррупционные правонарушения, сколько упрощение и уменьшение государственного контроля (уменьшение частоты проверок, понижение налогов) для снижения самих возможностей злоупотребления служебным положением.
Например, в целом ряде зарубежных государств (США, Франция, Нидерланды) разработан комплекс норм, направленных на предупреждение и пресечение коррупции в сфере государственного управления и в сфере государственной службы. Данные нормы основываются на признании и защите прав и свобод личности и четком исполнении государственными служащими своих должностных обязанностей.
В некоторых странах (Великобритания, Япония, Италия) существуют также своего рода этические кодексы или кодексы чести чиновников.
Рассмотрим все это подробнее в лекции.
§ 1. Определение понятия «коррупция»
В теории, разными учеными предлагаются разнообразные трактовки понятия Коррупция. В широком смысле коррупция определяется как использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими (например, депутатами) либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе, международных) своего статуса для незаконного получения каких–либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера) либо предоставление последним таких преимуществ [5, с. 1]. Некоторые специалисты, предлагают следующую формулировку: «Коррупция –это преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения» [6, с. 26].
В Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273–ФЗ, действующем на территории Российской Федерации, дано следующее определение: «Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» [1].
По существу, можно сказать, что определение термина коррупция в федеральном законе, попросту отсутствует, в законе просто дан перечень, в котором перечислены составы, которые подпадают под преступления, коррупционной направленности.
В последние годы уделяется большое внимание вопросу предотвращения коррупции, из–за масштабных негативных факторов. Все понимают, что избежать таких процессов возможно только при осуществлении твердых политических намерений и антикоррупционных глобальных мероприятий. По словам большого количества специалистов, анализирование зарубежной практики антикоррупционных программ поможет России сформировать целые комплексы по борьбе с коррупционными процессами [1].
§2. Развитие иностранного опыта законодательного регулирования, противодействия коррупции
Так как проблема коррупции носит международный характер, нельзя не обращать внимание на законодательное регулирование вопроса борьбы с коррупционными преступлениями, в различных государствах мира.
В законодательном регулировании борьбы с коррупцией в Японии, особое место занимают запреты в отношении политиков, государственных префектурных служащих. Запреты, в частности, касаются многочисленных мер, которые политически нейтрализуют японского государственного служащего в отношении частного бизнеса как во время службы, так и после ухода с должности. Хотелось бы также отметить, что в законодательстве Японии прописано, что лоббирование политиками интересов других лиц за вознаграждение является одним из видов коррупции [7. с. 175].
Японское государство поощряет осведомление подданными об обнаруженных ими фактах коррупции. Важным по нашему мнению, является тот факт, что законодатель Японии предусмотрел не только формы поощрения за осведомление государства о фактах коррупции, но и гарантировал правовую защиту для лиц, доводящих до компетентных структур сведения о фактах коррупции как в публичной сфере, так и в частных организациях издав Закон «О защите осведомителей» №122 от 18.06.2004 г. [9].
Антикоррупционное законодательство Франции, направлено на борьбу с должностными преступлениями работников государственной власти, принимающими политические решения. В 1919 году, во Франции в Уголовный кодекс была включена статья, запрещающая государственным служащим в течение пяти лет после отставки работать в компании, в отношении которой они осуществляли контрольные функции, находясь на государственной службе. За нарушение данной нормы было предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до двух лет и штрафом. В последующие годы наказание по данной норме неоднократно ужесточали.
Французское законодательство уделяет больше внимания административным, а не уголовным мерам наказания [7, с. 177]. Французы довольно серьезно относятся к процессу отбора граждан на государственную службу, справедливо считая госслужбу одним из самым коррупциогенных видов трудовой деятельности. В 1995 году во Франции, был принят закон, по которому Счетная палата Французской Республики получила право контролировать процесс приема граждан на государственную службу. Целью указанного закона стало предотвращение «недолжного соединения личных финансовых интересов и исполнения должностных функций государственного служащего» [7, с. 177]. С целью борьбы с коррупцией французы одними из первых в 1988 году ввели обязанность министров и парламентариев декларировать свои доходы. Обратим внимание на опыт Французской республики, в плане того, что за коррупционные преступления, санкция должна носить административный характер, с полным возмещением ущерба государству. Необходимо отбирать у коррупционеров самое для них дорогое, то, ради чего они и совершают преступления коррупционной направленности т.е. денежные средства и иные блага. Тюремное заключение считаем малоэффективным средством исправления подобного рода преступников.
В США за различные виды коррупционных преступлений предусмотрены штрафы в тройном размере взятки или тюремный срок от 15 лет, а при отягчающих обстоятельствах лишение свободы сроком до 20 лет. Одно из направлений антикоррупционной стратегии США является профилактика в борьбе с коррупцией в системе государственной службы [4].
§3 Правовая база взаимодействия РФ с различными государствами, в сфере противодействия коррупции
Наше Государство принимает не малые усилия для решения проблемы коррупции начиная от законотворчества, заканчивая взаимодействием нашего государства с другими странами и международными организациями по вопросам борьбы с коррупции. Всего Российская Федерация, является стороной в 8–ми многосторонних международных конвенциях и договорах, касающихся вопросов борьбы с коррупцией, в том числе и образования межгосударственных советов по вопросам борьбы с коррупцией на разных уровнях, правовой помощи по уголовным делам, выдачи и передачи осужденных лиц в целом в рамках уголовного процесса [10].
В частности, Генеральной ассамблей Организации Объединенных Наций 31 октября 2003 года, была принята Конвенция против коррупции. К данной конвенции присоединилось 172 государства, в указанное число государств входит и Россия. Государства, подписавшие данную конвенцию, взяли на себя обязательства по внедрению антикоррупционных мер в области законодательства, государственных институтов и правоприменения.
Государствами–участниками Содружества Независимых Государств, было заключено Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции. Соглашение было заключено 25 октября 2013 г. К данному соглашению присоединилась и Российская Федерация. Как мы видим, в мире действует большое количество соглашений и структурных подразделений государственных, межгосударственных и межправительственных организаций, что свидетельствует о большом внимании со стороны мирового сообщества к проблеме коррупции, по крайней мере с точки зрения формирования правовой базы регулирования борьбы с коррупцией.
Нередки случаи, когда лица совершившие коррупционные деяния покидают пределы нашего государства и уезжают в страны, где очень трудно добиться их экстрадиции. Для решения проблем в экстрадиции, в мире действует механизм международного взаимодействия по уголовным делам.
Международное взаимодействие играет важную роль в борьбе с коррупцией, и является средством борьбы с ней. Для возвращения беглых из России преступников, в уголовно–процессуальном кодексе РФ прописан порядок международного взаимодействия в сфере уголовного судопроизводства.
Международное взаимодействие в указанной области, происходит на основе международных договоров о правовой помощи в уголовных делах и международных договоров о передаче осужденных для отбывания наказания в виде лишения свободы и выдачи. Всего Россия заключила 88 подобных двухсторонних договоров с 59–тью государствами мира [10]. Интересная деталь, в процессе подготовки лекции, нами находились, не точности (разница) между официальным перечнем действующих двусторонних договоров РФ и информацией на электронных правовых ресурсах например: «Консорциум Кодекс».
Договоры, которые в официально опубликованном перечне действующих двусторонних договоров РФ, размещенном на сайте Министерства Юстиции РФ, указаны как договоры, не вступившие в силу, на указанном электронном правовом портале указаны как действующие. Такая документальная (электронная) неточность, на наш взгляд не способствует правоприменительной практике.
Стороны руководствуются при международном взаимодействии по уголовным делам принципом взаимности. Соблюдая все нормы международного права и уважая нормы национальных законодательств, все государства мира борются с преступностью, в том числе с преступлениями коррупционной направленности консолидируя свои усилия и возможности. Однако, в сфере международного взаимодействия есть также ряд проблем, на которые мы постараемся обратить Ваше внимание. Вопрос о международном сотрудничестве, на уровне национального (российского) законодательства, регулируется нормами и Федерального закона «О противодействии коррупции». В статье 4–ой указанного ФЗ, дан перечень целей международного сотрудничества по вопросам борьбы с коррупции. В указанный перечень входит, например: установление лиц подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения.
§4. Опыт борьбы с коррупцией в зарубежных странах и возможность ее использования в России
Следует выделить страны, в которые достигли успехов в реализации антикоррупционных программ: Финляндия, Швеция, Дания, Австралия, Канада, Нидерланды, Сингапур, Швейцария, Люксембург, Великобритания, Германия, Израиль, Франция, США [2].
Эти странны очень различаются по характеру программ противодействия коррупции: от имеющегося законодательства, до моральных устоев работников и их контроля. Одной из первых, по реализации антикоррупционной деятельности начало правительство Сингапура, и довольно в короткие сроки добилось успеха в этом. Их стратегия была направленна на определенные цели: жесткая регламентация полномочий чиновников, методы упрощения бюрократической системы, оздоровление морально–психологического положения и этического порядка. Сформировались новые антикоррупционные акты, с учетом того, что власть пользуется высоким авторитетом, начали активно функционировать различные Бюро по борьбе с коррупционными процессами.
Широко применяема стала система штрафов, лишения свободы, конфискаций, увольнений и др. Так же в зону риска попали не только сами взяточники, но и их семьи и родственники (ставилось под сомнение их светлое и успешное будущее). Нельзя оставить без внимания и политику государства Израиля в антикоррупционной составляющей. В Израиле с коррупцией борются самыми жестокими методами. Причем, невзирая на должности и заслуги взяточников. Есть две основные статьи, по которым судят коррупционеров. Первая – это взятка. А вторая – это нарушение общественного доверия. Когда невозможно доказать, что человек брал взятку, не поймали его на том, что он брал деньги, но можно доказать, что он своими действиями нанес ущерб государству ради выгоды. Или даже без выгоды, но нарушил то доверие, которым мы облекаем власть имущих – то такой человек идет под суд.
Совершенно противоположной антикоррупционной политикой обладают Нидерланды. Правительство государства решило сделать опор на создание уважительных взаимоотношений с чиновниками. Суть их программы: регулирование деятельности людей, которые находятся на постах и подвергаются коррупционному риску; антикоррупционная культура; создание той обстановки, при которой человеку просто не выгодно совершать коррупционные сделки и т.д.
Борьба с коррупцией в США составляет некое сочетание и пресечения коррупционной деятельности (уголовная ответственность, уголовно–правовая ответственность) и просто преодоления коррупционных процессов (мирным способом). В США был принят Кодекс этики правительственной службы в 1958 г. в виде резолюции Конгресса, в которой было закреплено, что каждое лицо, находящееся на правительственной службе, должно:
1. ставить преданность моральным принципам и государству выше преданности лицам, партии или государственным органам;
2. исполнять Конституцию, законы США, постановления органов власти и никогда не поддерживать тех, кто уклоняется от их исполнения; работать весь трудовой день за установленную плату, прилагая необходимые усилия и мысли для выполнения своих обязанностей;
3. находить и применять наиболее эффективные и экономичные способы решения поставленных задач; никогда не прибегать к дискриминации, предоставляя кому–либо специальные блага или привилегии как за вознаграждение, так и без него, не принимать для себя и своей семьи блага или подарки при обстоятельствах, которые могут быть истолкованы как воздействие на исполнение должностных обязанностей;
4. не давать никаких обещаний, касающихся должностных обязанностей, поскольку государственный служащий не может выступать как частное лицо при исполнении государственной должности; не вступать ни прямо, ни косвенно в коммерческие отношения с правительством, если это противоречит добросовестному исполнению должностных обязанностей;
5. никогда не использовать конфиденциальную и служебную информацию для извлечения личной выгоды;
6. вскрывать случаи коррупции при их обнаружении; соблюдать эти принципы, сознавая, что государственная должность является выражением общественного доверия [3].
В Канаде коррупционные правонарушения имеют характер самых тяжелых преступлений против общества (иногда приравниваются к измене). Ответственность в Канаде несет не только получатель взятки, но и взяткодатель. Так как подобные правонарушения приравниваются к государственной измене, то и наказание весьма серьезное, оно включает: тюремный срок до 14 лет и лишение депутатской деятельности без возможности восстановления и работы в подобных сферах.
Опыт Китая в борьбе с коррупцией так же интересен. Хотя не назвать эту страну успешной в сфере антикоррупционной деятельности, но здесь преобладает другая опора: многовековые культурные традиции народа. Партийные организации и государственное управление отвечают за антикоррупционную деятельность [4]. Народные суды занимаются исключительно коррупционными делами [5]. Согласно действующим нормам, оговариваемым в УК, в отношении пойманных на коррупции чиновников и партийных функционеров практически любого уровня приговоры жесткие – либо огромные тюремные сроки или же смертная казнь. Со временем изменилась технология самой казни – вместо расстрелов ввелись более "гуманные" смертные инъекции. Двухлетняя отсрочка исполнения приговора означает возможность замены смертной казни на пожизненное заключение – с учетом примерного поведения и искреннего раскаяния осужденного. И всегда это сопровождается конфискацией имущества [6].
По словам исследователей, схожий характер с коррупцией России имеет Франция. Встречаются такие прецеденты в сферах: расходования денежных средств государственного бюджета, муниципальная государственная служба, взаимоотношения между предпринимателями и органами власти. Функции борьбы с расточительством и казнокрадством чиновников во Франции традиционно занимались Госсовет, Счётная палата и Генеральная инспекция финансов. Однако для полноценной борьбы со взяточничеством необходимо было либо изменить функции этих структур, либо создавать новые. В результате, начиная с 90–х годов, были созданы четыре государственных организации, ответственных за противодействие коррупционной деятельности: центральный орган по противодействию коррупции, учреждение по борьбе с отмыванием денег, комиссия по этике, контрольная инспекция [7].
Подводя итог сделаю выводы: все страны считают необходимым повышение уровня честности и профессионализма служащих. Исследование зарубежного опыта борьбы с коррупцией показывает, что очень важен хорошо отлаженный механизм правового обеспечения, информационно–разъяснительного обеспечения, и организации кадров в политике противостояния коррупции.
На основе опыта стран с успешной антикоррупционной политикой можно выявить список наиболее важных мер пресечения коррупции:
- создание отлаженной системы государственных органов; организация профессионального правительственного общества, способного принимать антикоррупционные решения;
- создание твердой правовой стратегии и прочного антикоррупционного законодательства;
- внедрение кодексов этики и нравственных устоев;
- отслеживание профессионализма служащих;
- исключение возможности преследования частных интересов;
- повышение уровня прозрачности управленческих процессов; усиление контроля и отчетности;
- уменьшение монополизма власти;
- организация материального стимула, зарплата должна обесценивать доходы от взяток;
- зарубежный опыт может быть адаптирован и применен в реализации Российской антикоррупционной компании [8].
Это затрагивает такие сферы как: развитие правовых и законодательных противодействий коррупции; устранение коррупциогенных факторов и соблюдения требований к служащим, а также разработка системы мониторинга коррупционных правонарушений в целях принятия мер.
Вывод
Подводя итог сделаю выводы: все страны считают необходимым повышение уровня честности и профессионализма служащих. Исследование зарубежного опыта борьбы с коррупцией показывает, что очень важен хорошо отлаженный механизм правового обеспечения, информационно–разъяснительного обеспечения, и организации кадров в политике противостояния коррупции.
На основе опыта стран с успешной антикоррупционной политикой можно выявить список наиболее важных мер пресечения коррупции:
- создание отлаженной системы государственных органов; организация профессионального правительственного общества, способного принимать антикоррупционные решения;
- создание твердой правовой стратегии и прочного антикоррупционного законодательства;
- внедрение кодексов этики и нравственных устоев;
- отслеживание профессионализма служащих;
- исключение возможности преследования частных интересов;
- повышение уровня прозрачности управленческих процессов; усиление контроля и отчетности;
- уменьшение монополизма власти;
- организация материального стимула, зарплата должна обесценивать доходы от взяток;
- зарубежный опыт может быть адаптирован и применен в реализации Российской антикоррупционной компании [8].
Подводя итоги, можно со всеми основаниями утверждать, что борьба против коррупции в мире ведется успешно и эффективно, хотя и остается ряд нерешенных проблем.
Вопросы и задания по материалам лекции
1. Дайте определение коррупции. Какие правонарушения включает в себя коррупция? В каком виде осуществляется незаконное получение выгоды? Что поможет России сформировать комплексы по борьбе с коррупционными процессами?
2. Что в законодательном регулировании борьбы с коррупцией в Японии, занимает особое место? Как в Японии относятся к осведомлению подданными об обнаружении ими фактов коррупции? В каком году в УК Франции была включена статья, запрещающая государственным служащим в течение пяти лет после отставки работать в компании, в отношении которой они осуществляли контрольные функции, находясь на государственной службе? В каком размере в США предусмотрены штрафы за взятку? Грозит ли тюремный срок гражданам США за взяточниство? Если да, то каким сроком и за что?
3. В каком году принята Конвенция против коррупции? К какому документу присоединилась и Российская Федерация в рамках противодействию коррупции? Каким принципом, при международном взаимодействии по уголовным делам, руководствуются стороны?
4. По скольким статьям судят коррупционеров в Израиле? Назовите их. В чем состоит суть программы по борьбе с коррупцией в Нидерландах? Какой кодекс принят в США 1958 г.? Составьте схему по обязанностям лиц, находящимся на правительственной службе. К чему приравнивается коррупция по законодательству Канады? Какова технология наказания за коррупцию в Китае? Что гарантирует осужденному за это преступление в Китае примерное поведение и искреннее раскаяние? Чем сопровождается осуждение коррупционера в Китае? В какой из европейских стран схожий характер с коррупцией России?
Источники по теме
1. Федеральный закон «О противодействии коррупции от 25.12.2008 г. №273–ФЗ [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс» // URL: http://www.consultant.ru/
2. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 8 мая 1918 года, (Документ утратил силу) [Электронный ресурс] // «КонсультантПлюс» // URL: http://www.consultant.ru/
3. Андрианов В.Д. Коррупция как глобальная проблема: история и современность: монография. - М, 2021. – 304 с.
4. Ахмедшин Н.Х. Поднебесная – судьба моя. Книга памяти. -М, 2019. – 275 с.
5. Бакланов П.А. Информационно-аналитический сборник по профилактике коррупционных правонарушений: сборник. – М, 2018. – 195 с.
6. Бочарников И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции [Электронный ресурс] // URL:https://nic–pnb.ru/articles/zarubezhnyj–opyt–protivodejstviya–korrupcii/
7. Воронцов С.А., Ляхов В.П. О дисциплинарной, административной и гражданско–правовой ответственности государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения. Официальный сайт Департамента государственной гражданской службы и кадровой политики Ханты–Мансийского автономного округа–Югры. [Электронный ресурс] // URL:https://depgs.admhmao.ru/antikorruptsionnaya–deyatel№st/dlya–svedeniya/129273/o–distsiplinar№y–administrativ№y–i–grazhdansko–pravovoy–otvetstven№sti–gosudarstvennykh–i–munitsi
8. Гриб В.Г. Противодействие коррупции. – М, 2019. – 192 с.
9. Козочкина И.Д. Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Гердии, Японии): сборник законодательных материалов. – М, 1998. – 144 с.
10. Кампос Э. Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления. – М, 2020. – 551 с.
11. Моисеев В.В. Международный опыт противодействия коррупции // Журнал среднерусский вестник общественных наук. 2020. с. 175–179 [Электронный ресурс] // URL:https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy–opyt–protivodeystviya–korruptsii–1
12. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.