Министерство образования и науки Пермского края
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «КРАЕВОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КОМПЛЕКТ
контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине
«Инженерная графика»
основной профессиональной образовательной программы
по специальности среднего профессионального образования
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
Форма аттестации: дифференцированный зачет
2018
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Инженерная графика» разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Краевой политехнический колледж»
Разработчики:
Ландышева Н.А.., преподаватель ГАПОУ «Краевой политехнический колледж»;
СОГЛАСОВАНО
Председатель ЦМК ___________ Агзамова З.М.
Протокол № ___ от «___» _________ 2018 г.
|
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе _____________ Э.Г. Николаев
«___» ___________ 2018 г. |
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций.
Результаты обучения: умения, знания
|
Показатели оценки результата |
Формы оценивания |
Умения: |
||
У1. оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой; |
Выполнение и оформление чертежей в соответствии с правилами ЕСКД и с использованием современного программного обеспечения;
|
Оценка практической деятельности |
У2. выполнять изображения, разрезы и сечения на чертежах; |
Выполнение изображений, разрезов и сечений на чертежах в соответствии с правилами ЕСКД |
Оценка практической деятельности |
У3. выполнять деталирование сборочного чертежа |
Выполнение и оформление сборочного чертежа в соответствии с правилами ЕСКД |
Оценка практической деятельности |
У4. решать графические задачи |
Точность и грамотность ответов графических задач в соответствии с правилами ЕСКД |
Оценка практической деятельности |
У5. читать, интерпретировать и извлекать точные технические данные и инструкции из автомобильных инструкций/руководств (включая электрические монтажные схемы), в бумажном или электронном виде |
Точность и техничность при чтении чертежей и схем |
Оценка практической деятельности |
Знания |
||
З1. основные правила построения чертежей и схем |
Воспроизведение в устной и письменной форме правил построения чертежей и схем |
Оценка мыслительных операций |
З2. способы графического представления пространственных образов |
Обоснование применения способов графического представления пространственных образов |
Оценка мыслительных операций |
З3. возможности пакетов прикладных программ компьютерной графики в профессиональной деятельности; |
Обоснование необходимости использования возможностей пакетов прикладных программ компьютерной графики в профессиональной деятельности |
Оценка мыслительных операций |
З4. основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации |
Воспроизведение в устной и письменной форме основные положения конструкторской, технологической и другой нормативной документации |
Оценка мыслительных операций |
35. основы строительной графики |
Обоснование необходимости использования основ строительной графики |
Оценка мыслительных операций |
З6. кинематические, гидравлические, электрические и пневматические схемы |
Описание в устной и письменной форме кинематических, гидравлических, электрических, пневматических схем |
Оценка мыслительных операций |
2. Контрольно-оценочные материалы для текущего контроля
2.1 Задания для текущего контроля: решение модулей ФЦИОР
Оцениваемые результаты обучения: У1, У2, У4, У5, З1, З2, З4, З6
Проверяемые темы
Тема 1.1. Единая система конструкторской документации
Тема 1.2. Чертежные шрифты
Тема 1.3. Линии чертежа
Тема 1.4 Правила нанесения размеров
Темы модулей ФЦИОР
- Правила разработки и оформления конструкторской документации
- Правила оформления чертежа
- Форматы и масштабы
- Линии чертежа
- Разрезы и сечения
- Деталирование сборочного чертежа
- Выполнение чертежа детали Болт
- Выполнение чертежа детали Втулка
- Выполнение чертежа детали Пластина
- Выполнение чертежа детали Крышка
- Выполнение чертежа Сборка болтом
- Выполнение чертежа Сборка шпилькой
Типовое задание
Условия выполнения заданий
Место проведения: |
Учебный кабинет |
Оборудование: |
ПК |
Инструменты: |
Модули ФЦИОР, электронный носитель |
Расходные материалы: |
|
Доступ к дополнительным инструкциям и справочным материалам: |
ЭОР «Черчение» на платформе Moodle |
Норма времени: |
45 минут |
Критерии оценивания:
Описание системы оценивания:
Оценка |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
% |
95-100 |
85-94 |
75-84 |
74 и менее |
Задание не выполнено |
2.2 Задания для текущего контроля: Решение графических заданий
Задание 1 (5 баллов)
А. На рисунке 1, а (Приложение А) дан чертеж, содержащий три вида. Каждый из видов помечен цифрой. Назовите каждый из видов, данных на рисунке 1, а. Запишите их названия в тетради.
Форма письменного ответа:
Цифровое обозначение |
Наименование вида |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
Б. Из четырех наглядных изображений различных деталей, помещенных на рисунке 1,6, только одно является изображением детали, показанной на рисунке 1, а. Запишите в тетради номер этого наглядного изображения.
В. Какое направление взгляда, указанное стрелкой с буквой на рисунке 1, б, соответствует главному виду, виду слева, виду сверху, приведенным на рисунке 1, а.
Форма письменного ответа: Направление В соответствует главному виду.
Задание 2 (5 баллов)
А. Как называются виды, приведенные на рисунке 2, б-г (Приложение Б)? Запишите их названия в тетрадь.
Форма письменного ответа:
Цифровое обозначение |
Наименование вида |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
Б. Из трех чертежей на рисунке 2, б-г только на одном представлена деталь, соответствующая наглядному изображению на рисунке 2, а. Запишите в тетради его номер.
В. Какое направление взгляда, указанное стрелками с буквами на рисунке 2, а, соответствует главному виду, виду сверху, виду слева?
Форма письменного ответа: Направление... соответствует главному виду.
Задание 3 (6 баллов)
По наглядным изображениям предметов найдите их чертежи (рисунок 3, Приложение В). Запишите в тетради, какому наглядному изображению, обозначенному буквой, соответствует чертеж, обозначенный цифрой.
Форма письменного ответа: 1-А, 2-Б, …
Задание 4(11 баллов)
Какие буквенные обозначения поверхностей детали на рисунке соответствуют цифровым обозначениям этих же поверхностей на трех видах (рисунок 4, Приложение Г)?
Форма письменного ответа:
Поверхность |
Вид |
||
главный |
слева |
сверху |
|
А |
8 |
21 |
7 |
Б |
|
|
|
Задание 5(6 баллов)
На рисунке 5 Приложение Г, дан чертеж детали. Цифрами отмечены различные линии. Составьте в тетради таблицу и заполните ее.
Форма письменного ответа:
№ линии на рисунке 5 |
Наименование |
Назначение |
Толщина обводки |
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 6 (3 балла)
На рисунке 6 Приложение Д, даны примеры правильного и неправильного взаимного расположения линий. Сравните их. В чем ошибки примеров, помеченных цифрами 1, 2, 3?
Задание 7 (4 балла)
На рисунке 7 Приложение Д, слева показано, как правильно располагать центровые линии, а справа приведены ошибки, которые часто допускают учащиеся. В чем недостатки изображений, помеченных цифрами 1, 2, 3, 4? Заметьте, что если диаметр окружности на чертеже меньше 12 мм, то центровые линии проводят сплошными.
Задание 8 (3 балла)
Перепишите в тетрадь приведенные ниже размеры форматов. Справа проставьте обозначения этих форматов.
210 х 297 -
297 х 420 -
594 х 841 -
Задание 9 (7 баллов)
На рисунке 8 Приложение Е приведена основная надпись производственного чертежа.
Запишите в тетради: а) наименование изделия; б) материал, из которого надо сделать деталь; в) обозначение чертежа; г) массу детали; д) масштаб; е) литеру, присвоенную чертежу; ж) литеру изменения и номер документа.
Задание 10 (14 баллов)
Запишите в тетради, какие буквенные обозначения размеров на наглядном изображении (рисунок 9, а Приложение Е) соответствуют числовым размерам на трех видах (рисунок 9, б). Положение детали на рисунке 9, а и б дано различное.
Форма письменного ответа:
Буквенное обозначение |
Соответствующий числовой размер |
А |
|
Б |
|
Задание 11 (6 баллов)
На рисунках 10 и 11 Приложение Ж, даны примеры правильного и ошибочного расположений размерных линий. Запишите в тетради, какими буквами обозначены правильные чертежи. Определите ошибки, содержащиеся на остальных чертежах.
Задание 12 (4балла)
Запишите в тетради, на каком чертеже правильно записаны размерные числа, рисунок 12 Приложение Ж. В чем ошибки остальных чертежей?
Задание 13 (4балла)
Запишите в тетради, на каком чертеже, рисунок 13 Приложение Ж, правильно по отношению к вертикальным и наклонным размерным линиям нанесены размерные числа (на чертежах даны не все требуемые размеры). В чем ошибки остальных чертежей?
Задание 14 (4 балла)
На каком чертеже правильно нанесены величины диаметра и квадрата, рисунок 14 Приложение З? В чем ошибки остальных чертежей?
Задание 15 (4 балла)
На какой чертеж без ошибок рационально нанесены величины радиусов, диаметров, толщины детали и размеры, определяющие расположение отверстий, рисунок 15 Приложение З? В чем недостатки остальных чертежей?
Задание 16 (15 баллов)
Запишите в тетради номера примеров, рисунок 16 а Приложение И, в которых правильно расположены числовые значения предельных отклонений по отношению к числам, указывающим номинальные размеры. В чем ошибки остальных примеров? На рисунке 16, б слева записаны размеры с предельными отклонениями. Справа расположены числовые значения предельных размеров, но в иной последовательности. Подсчитайте предельные размеры.
Форма письменного ответа:
Порядковый номер размера с предельными отклонениями |
Буквенное обозначение соответствующих предельных размеров |
|
|
|
|
Задание 17 (9 баллов)
Проанализируйте чертеж на рисунке 18 Приложение К. Письменно ответьте на следующие вопросы:
1. Как называется деталь?
2. Из какого материала ее надо изготовить?
3. В каком масштабе выполнен чертеж?
4. Какие виды даны на чертеже?
5. Почему окружности диаметром 18 мм проведены на главном виде штриховыми линиями?
6. Какова шероховатость передней и задней поверхностей, расстояние между которыми 15 мм?
7. Какова шероховатость поверхности, отмеченной буквой в зеленом четырехугольнике?
8. С какой шероховатостью следует обработать отверстия ∅ 10? ∅ 18?
9. Какова шероховатость поверхностей, расстояние между которыми 134 мм?
Форма письменного ответа: тетрадь
Задание 18 (10 баллов)
На рисунке 17 а Приложение И, шероховатость поверхностей нанесена правильно. На рисунке 17, б из девяти случаев нанесения знаков шероховатости пять даны с ошибками. Запишите в тетради, в чем заключаются эти ошибки и как сделать правильно?
Форма письменного
ответа: обозначение нанесено с обратной стороны. Этот знак
надо повернуть на 180°.
Критерии оценивания
К заданию 1
A. Цифрой 1 обозначен главный вид, цифрой 2 - вид слева; цифрой 3 - вид сверху.
Б. Чертеж, соответствующий наглядному изображению, помечен цифрой 2 в кружке.
B. Направление В соответствует главному виду, направление А - виду слева, направление Б - виду сверху.
К заданию 2
А. Цифрой 1 обозначен главный вид, цифрой 2 - вид слева, цифрой 3 - вид сверху.
Б. Чертеж, соответствующий наглядному изображению, помечен цифрой 3 в кружке.
В. Направление Б соответствует главному виду, направление В - виду слева, направление А - сверху.
К заданию 3
Рисунку А соответствует чертеж 2, рисунку Б - чертеж 6, рисунку В - чертеж 5, рисунку Г - чертеж 5, рисунку Д - чертеж 4, рисунку Е - чертеж 7. (На остальную часть задания ответы не даны)
К заданию 4
К заданию 6
Пример 1: штриховые линии должны начинаться со штрихов, а осевая линия должна выходить за контур изображения: Пример 2: штрихи на углах должны встречаться. Пример 3: штрихи штриховых и штрихпунктирных линий должны пересекаться между собой и с основными линиями.
К заданию 7
Пример 1: центровые линии должны пересекаться в центре. Пример 2: центровые линии не выходят за пределы окружности. Пример 3: отсутствуют центровые линии. Пример 4: центровые линии выходят за пределы окружности более чем на 5 мм.
К заданию 11
Рис. 10. Правильный чертеж приведен на рис. 10, а. На рис. 10, б меньшие размеры нанесены дальше от изображений, чем большие, поэтому размерные линии пересекаются с выносными. На рис. 10, в осевые и основные линии используются в качестве размерных, что недопустимо. На рис. 10, г две размерные линии являются продолжением основных. Допущено пересечение размерной и выносной линии.
Рис. 11. Правильно размерные линии вынесены на рис. 11, б. На рис. 11, а большинство размерных линий расположены внутри изображения, хотя можно было разместить их вне контура изображения, как на рис. 11, б.
К заданию 12
Правильно записаны размерные числа на рис. 12, г. На рис. 12, а около размерных чисел указаны единицы измерения - миллиметры. Линейные размеры наносят в миллиметрах без указания единиц измерения. На рис. 12, б размерные числа проставлены не у середины размерных линий, а сбоку. На рис. 12, в все числа расположены под размерными линиями, а не над ними.
К заданию 13
Правильно нанесены размерные числа на рис. 13, в. На рис. 13, а числа 65, 18 и 19 перевернуты. На рис. 13, б числа 18 и 19 расположены не над линией, а под ней. Числа 20 и 25 нанесены так, что справа они не читаются; правильное расположение см. на рис. 13, е. На рис. 13, г числа 65, 18, 19 и 25 не перпендикулярны к размерным линиям.
К заданию 14
Обозначения диаметра и квадрата правильно нанесены на рис. 14, е. На рис. 14, а перед размерными числами пропущены знаки квадрата и диаметра. На рис. 14,б вместо размера ∅30 записано R15. Так делать нельзя. Нет знака квадрата. На рис. 14, г вместо ∅30 записано R30, что является ошибкой. В нанесении размера квадрата ошибки нет.
К заданию 15
Правильно выполнен рис. 15, а.
На рис. 15, б размер ∅10 повторен четыре раза. Рациональнее записать: 4 отв. ∅ 10 (см. рис. 15, а). Вместо буквы s перед цифрой 3 написано "Толщ.". На рис. 15, в перед числом 10 не нанесена запись "4 отв." и знак ∅ , а перед числом 15 нет буквы R. Пропущена буква s, поясняющая, что цифра 3 указывает толщину. На рис. 15, г четыре раза повторен размер R15 (достаточно одного размера R15). Размеры, координирующие положение отверстий, даны между их краями, а не между центрами.
К заданию 16
Рис. 16, а. Без ошибок сделаны примеры 1,3,6, 7. В примерах 2 и 4 величины предельных отклонений +0,1 и -0,2 следовало писать размером шрифта меньшим, чем цифры 31 и 33, и расположить соответственно наверху и внизу. В примере 5 цифру 0,3 следовало написать один раз и такой же величины, как цифра 32. В примерах 8 и 9 предельное отклонение 0,1 с минусом надо писать внизу, а 0,2 с плюсом наверху.
К заданию 17
Ответы на вопросы.
1. Деталь называется "Планка".
2. Деталь изготовляется из стали марки 45 ГОСТ 1050-74.
3. Масштаб чертежа 1 : 2.
4. На чертеже даны главный вид, вид сверху и вид слева.
5. Окружности диаметром 18 мм проведены на главном виде штриховыми линиями, потому что они находятся на обратной стороне детали и невидимы.
6. Передняя и задняя поверхности детали, расстояние между которыми 15 мм, должны иметь шероховатость Ra1,6.
7. Поверхность, отмеченная буквой а в зеленом квадрате, должна иметь шероховатость Rа3,2.
8. Отверстия диаметром 10 мм должны иметь шероховатость RаЗ,2, а диаметром 18 мм - Rа 12,5.
9. Боковые поверхности, расстояние между которыми равно 134 мм, должны иметь шероховатость Ra12,5.
К заданию 18
Обозначения и
нанесены
с обратной стороны. Эти знаки нужно повернуть на 180o. Обозначение
нанесено
2 раза на одной поверхности. Поскольку здесь цилиндрическая поверхность одна и
та же, то нужен лишь один знак. Расположенное в правом верхнем углу чертежа
обозначение
означает,
что все поверхности должны иметь одинаковую шероховатость. Однако шероховатость
части поверхностей указана на изображении. Поэтому в правом верхнем углу
чертежа следует записать
Описание системы оценивания:
Оценка |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
% |
95-100 |
85-94 |
75-84 |
74 и менее |
Задание не выполнено |
2.3 Задания для текущего контроля Практические работы
Задание 1: выполните чертеж детали в формате А3. Начертить заданные два вида, выполнить ступенчатый разрез, нанести штриховку. На третьем виде начертить только видимые линии. Выполнить полезные размеры и требуемые надписи.
Варианты заданий
Вариант
1 |
Вариант
2 |
Вариант
3 |
Вариант
4 |
Вариант
5 |
Вариант
6 |
Вариант
7 |
Вариант
8 |
Вариант
9 |
Вариант
10 |
Вариант
11 |
Вариант
12 |
Вариант
13 |
Вариант
14 |
Вариант
15 |
Вариант
16 |
Вариант
17 |
Вариант
18 |
Вариант
19 |
Вариант
20 |
Пример выполнения задания
Задание 2
Построить третий вид. Выполнить вид с разрезом на двух изображениях. Нанести размеры.
Варианты заданий.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант
3 |
Вариант
4 |
Вариант
5 |
Вариант
6 |
Вариант
7 |
Вариант
8 |
Вариант
9 |
Вариант
10 |
Вариант
11 |
Вариант
12 |
Вариант
13 |
Вариант
14 |
Вариант
15 |
Вариант
16 |
Вариант
17 |
Вариант
18 |
Вариант 19 |
Вариант 20 |
Пример выполнения задания
Задание 3
Выполнить чертеж детали в программе КОМПАС. Работа должны содержать: 3D-модель детали, 2D-чертеж детали (вариант в соответствии со списком в журнале)
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
Вариант 4 |
Вариант 5 |
Вариант 6 |
Вариант 7 |
Вариант 8 |
Вариант 9 |
Вариант 10 |
Вариант 11 |
Вариант 12 |
Вариант 13 |
Вариант 14 |
Вариант 15 |
Вариант 16 |
Вариант 17 |
Вариант 18 |
Вариант 19 |
Вариант 20 |
Вариант 21 |
Вариант 22 |
Вариант 23 |
Вариант 24 |
Вариант 25 |
Вариант 26 |
Вариант 27 |
Вариант 28 |
Вариант 29 |
Вариант 30 |
Условия выполнения заданий
Место проведения: |
ГАПОУ «Краевой политехнический колледж» |
Оборудование: |
ПК |
Инструменты: |
Карандаши, циркуль, линейка 50 мм, треугольники, эл. накопитель, программа КОМПАС- график |
Расходные материалы: |
Формат А3 |
Доступ к дополнительным инструкциям и справочным материалам: |
ЭОР «Черчение» платформа Moodle ГАПОУ «Краевой политехнический колледж» |
Норма времени: |
120 минут |
Пример типового задания
Практическая работа
Тема: Шрифты
Цель: закрепить практический опыт выполнения надписей чертежным шрифтом с применением правил ЕСКД
Задание: оформить титульный лист альбома графических работ
Инструкция:
1. Проработать модули ФЦИОР «Шрифты»
2. Разметить лист формата А3 в соответствии со следующими параметрами:
- расстояние между основаниями строк шрифтом № 5 – 12 мм
- расстояние между основаниями строк шрифтом № 10 – 16 мм
- расстояние между надписями - 70 мм
3. Выполнить надпись в соответствии с образцом Приложение А
Форма контроля: оценка оформления титульного листа альбома графических работ
Критерии оценивания:
6 баллов |
1 балл |
1 балл |
5 баллов |
5 баллов |
18 баллов |
Параметры шрифта в соответствии с ГОСТ: |
Соответствие выбора формата листа заданию |
Соответствие расположение листа (альбом) содержанию задания |
Линии букв четкие |
Лист формата не измят |
Итого |
- высота букв - расстояние между буквами - расстояние между словами - расстояние между основаниями строк - начертание букв - толщина линии букв |
Каждая ошибка 0,5 балла
Система оценивания:
Оценка |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Коэффициент |
0,9-1 |
0,85-0,89 |
0,75-0,84 |
0,6-0,74 |
Менее 0,59 |
2.4 Задания для текущего контроля Чтение чертежей и схем
Оцениваемые результаты обучения: У5, З6
Задание 1. Прочитать чертеж детали, используя опорный и справочный материал
Инструкция:
1. Внимательно прочитайте задание
2. Проанализируйте предложенный чертеж
3. Опишите чертеж по плану в тетради
Условия выполнения заданий
Место проведения: |
ГАПОУ «Краевой политехнический колледж» |
Оборудование: |
ПК |
Инструменты: |
Карандаши, циркуль, линейка 50 мм, треугольники, эл. накопитель, программа КОМПАС- график |
Расходные материалы: |
Формат А3 |
Доступ к дополнительным инструкциям и справочным материалам: |
ЭОР «Черчение» платформа Moodle ГАПОУ «Краевой политехнический колледж», руководство по эксплуатации |
Норма времени: |
20 минут |
Критерии оценивания:
Пример чтения чертежа детали "Вал".
1. Чертеж выполнен на формате А3. Деталь называется "Вал", изготовлена из материала Сталь 45 ГОСТ1050-74, масса детали 29 кг, масштаб изображений чертежа 1:1, шифр чертежа СПТУ ХХ ХХХХ ХХ7.
2. На чертеже изображен главный вид вала, два вынесенных сечения А-А и Б-Б, два выносных элемента Д и Г, выполненные в масштабе увеличения: Д- 4:1, Г- 2:1.
3. Вал имеет цилиндрический конец с резьбой, далее идет усеченный конус, затем еще 2 цилиндрических элемента. В детали есть шпоночная канавка, с двух сторон сняты фаски 1,6 мм под углом 45°.
4. Габаритные размеры детали: длина 300 мм, наибольший диаметр 45 мм. Чтобы деталь уместилась на формат применен разрыв.
5. Некоторые размеры даны с отклонениями:
Номинальный диаметр вала 28 мм, верхнее отклонение
+0,2 мм, нижее- 0, допуск размера 0,2 мм.
Номинальный размер 8 мм, верхнее отклонение +0,2 мм, нижее- 0, допуск размера 0,2 мм
Номинальный размер 5 мм, верхнее отклонение +0,2 мм, нижее- 0, допуск размера 0,2 мм
Номинальный размер 40 мм, верхнее отклонение 0 мм, нижее - 0,6, допуск размера 0,6 мм
Номинальный размер 8 мм, положение поля допуска Р, квалитет точности 9, верхнее отклонение 0 мм, нижее - 0,036 допуск размера 0,036 мм
45h8- Номинальный размер 45 мм, положение поля допуска h, квалитет точности 8.
Неуказанные отклонения размеров H14, h14, +- IT/2.
6. На чертеже на двух поверхностях указаны допуски на радиальное биение не более 0,02 мм по диаметру относительно базы В.
7. Шероховатость неуказанных поверхностей детали Ra6,3 мкм, но есть поверхности с другими параметрами шероховатости, указанными на чертеже, например, Rz25, Ra0,8 и Ra0,4.
8. В конце детали на цилиндрическом элементе нарезана резьба М30 х 1,5-6g- резьба метрическая цилиндрическая, наружный диаметр 30 мм, с мелким шагом 1,5 мм, правая, класс точности 6g.
Вся деталь подвергалась термической обработке до получения твердости 35- 40 по Роквеллу.
Баллы |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
30 |
Критерии |
Грамотное чтение основной надписи |
Точное определение кол-ва видов чертежа |
Точное описание элементов детали |
Точное определение размеров |
Точное определение требований шероховатости форм |
Точное определение требований к допускам форм |
Точная последовательность чтения чертежа |
|
Описание системы оценивания:
Оценка |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
% |
95-100 |
85-94 |
75-84 |
74 и менее |
Задание не выполнено |
Задание 2. Прочитать сборочный чертеж
Инструкция:
1. Внимательно прочитайте задание
2. Проанализируйте предложенный чертеж
3. Опишите чертеж по плану в тетради
Условия выполнения заданий
Место проведения: |
ГАПОУ «Краевой политехнический колледж» |
Оборудование: |
ПК |
Инструменты: |
Карандаши, циркуль, линейка 50 мм, треугольники, эл. накопитель, программа КОМПАС- график |
Расходные материалы: |
Формат А3 |
Доступ к дополнительным инструкциям и справочным материалам: |
ЭОР «Черчение» платформа Moodle ГАПОУ «Краевой политехнический колледж», руководство по эксплуатации |
Норма времени: |
30 минут |
Критерии оценивания:
1. На сборочном чертеже изображен вентиль угловой. Это название занесено в соответствующей графе основной надписи.
2. Вентиль предназначен для того, чтобы пропускать или задерживать жидкость.
3. Чертеж содержит шесть изображений: фронтальный разрез в соединении с частью главного вида, половину вида слева в соединении с половиной профильного разреза, половину вида сверху и половину горизонтального разреза, разрез В – В (неполное изображение), вид Б (неполное изображение) и вид Г.
Фронтальный, профильный и горизонтальный разрезы в сочетании с соответствующими видами даны для того, чтобы выявить внутреннее устройство всего изделия и отдельных деталей, его составляющих. Разрез В – В приведен на чертеже, чтобы показать расположение отверстии в нижнем фланце вентиля. Вид Г дан, чтобы пояснить форму детали 4 (клапан). Вид Б выполнен для того, чтобы показать устройство детали 7 (маховик), в частности количество и форму спиц в нем (см. надпись 5 спиц и наложенное сечение).
4. Изделие состоит из составных частей 18 наименований (1–18).
Так как некоторые детали (колонка, болты, гайки) в изделии используются в количестве больше одной, то полное количество составных частей – 32 (см. в спецификации графу Количество).
Деталь 2 называется Крышка, деталь 3 – Траверса, деталь 4 – Клапан, деталь 5 – Крышка сальника.
5. В вентиле используются стандартные изделия шести наименований, в том числе: шесть болтов М20, две гайки М12, одна гайка М16, шесть гаек М20, две гайки М24, одна шайба.
Детали Шпиндель спецификацией присвоена поз. 6. Найдя около главного изображения цифру 6, мы по концу линии- выноски, оканчивающейся точкой, определяем местонахождение детали в изделии. На чертеже шпиндель представлен на главном изображении, на профильной проекции, на половине вида сверху, соединенной с половиной горизонтального разреза. Сопоставив все данные на чертеже изображения шпинделя мы устанавливаем, что шпиндель имеет цилиндрическую ступенчатую форму. На одном конце его нарезана резьба под гайку М16 (см. спецификацию) и профрезерован призматический элемент квадратного сечения. Далее нарезана ходовая (трапецеидальная) резьба. Другой конец шпинделя заканчивается сферическим элементом, перед которым выточена канавка и содержится конический элемент.
Вращение шпинделя обеспечивает передвижение клапана (поз. 4).
Деталь Траверса (поз. 3) показана на главном изображении, профильной и горизонтальной проекциях. Сопоставив все три изображения траверсы, устанавливаем, что она имеет овальную внешнюю форму, конический элемент, отверстие с резьбой под шпиндель в два гладких отверстия под болты.
В таком же порядке рассматриваются другие детали.
Определив особенности конструкции, можно с помощью технологической карты правильно собрать изделие.
Баллы |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
30 |
Критерии |
Грамотное чтение основной надписи |
Точное определение кол-ва элементов чертежа |
Точное описание элементов детали |
Грамотное чтение спецификации |
Точное определение размеров |
Точная последовательность чтения чертежа |
|
Описание системы оценивания:
Оценка |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
% |
95-100 |
85-94 |
75-84 |
74 и менее |
Задание не выполнено |
3. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации
Дифференцированный зачет - Решение онлайн-теста
Оцениваемые результаты обучения: У1- У4, З1-З6
Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету
1. Как обозначают основные форматы чертежа? Приведите пример размеров сторон одного из основных форматов.
2. Как обозначают формат с размерами сторон 297х420 мм?
3. Как обозначают формат с размерами сторон 420х594 мм?
4. Как образуются дополнительные форматы и как производится их обозначение? (Например, приведите размеры сторон формата А4х7).
5. Что называется масштабом?
6. Какие масштабы изображении устанавливает стандарт?
7. Перечислите ряд масштабов увеличения и уменьшения.
8. Каково назначение и начертание сплошной тонкой линии с изломами?
9. Каково назначение и начертание :
-сплошной основной толстой линии,
-сплошной тонкой линии,
-штриховой линии,
-штрих-пунктирной линии,
-сплошной волнистой линии,
-разомкнутой линии.
10. Какими линиями оформляют внешнюю и внутреннюю рамки
формата?
11 .В зависимости от чего выбирают длину штрихов в
штриховых и штрих-пунктирных линиях?
12. Какие размеры шрифтов устанавливает стандарт и каким параметром определяется размер шрифта?
13. Какое изображение предмета на чертеже принимают в качестве главного?
14. Какое изображение называют видом?
15. Как называют виды, получаемые на основных плоскостях проекций?
16. Какое изображение называют разрезом?
17. Как разделяют разрезы в зависимости от положения секущей плоскости относительно горизонтальной плоскости проекций?
18. В каком случае вертикальный разрез называют фронтальным, а в каком случае - профильным?
19. На месте каких видов принято располагать горизонтальные, фронтальные и профильные разрезы
20. Как разделяют разрезы в зависимости от числа секущих плоскостей?
21. Какой разрез называется местным? Как он отделяется от вида?
22. В каком случае для горизонтальных, фронтальныx и профильных разрезов не отмечают положение секущей плоскости и разрез надписью не сопровождается?
23. Какие линии являются разделяющими при соединении части вида и части соответствующего разреза?
24. Какое изображение называют сечением?
25. Как разделяют сечения, не входящие в состав разреза?
26. Какими линиями изображают контур наложенного сечения?
27. Как обозначают вынесенное сечение?
28. Каким образом обозначают несколько одинаковых сечений, относящихся к одному предмету, и сколько изображений вычерчивают при этом на чертеже?
30. В каких случаях сечение следует заменять разрезом?
31. Как показывают на разрезе тонкие стенки типа ребер
жесткости, если секущая плоскость направлена вдоль их длинной стороны?
32. Какие детали при продольном разрезе показывают не рассеченными?
33. Как изображают в разрезе отверстия, расположенные на
круглом фланце, когда они попадают в секущую плоскость?
34. Под каким углом проводят наклонные параллельные линии штриховки к оси изображения или к линиям рамки чертежа?
35. Как выбирают направление линии штриховки и расстояние между ними для разных изображений (разрезов, сечений) предмета?
36. Как следует наносить размерные и выносные линии при указании размеров: прямолинейного отрезка, угла, дуги окружности?
37. На сколько миллиметров должны выходить выносные линии за концы стрелок размерной линии?
38. Чему равно минимальное расстояние между размерной линией и линией контура?
39. Какие знаки наносят перед размерным числами радиуса. диаметра, сферы?
40. Как рекомендует стандарт располагать размерные числа при нескольких параллельно расположенных размерных линиях?
41. В каких случаях штрихпунктирные линии, применяемые
качестве центровых, следует заменять сплошными тонкими линиями?
42. Можно ли использовать линии контура, осевые, центровые и выносные линии в качестве размерных?
43. В каком случае размерную линию можно проводить с
обрывом?
44. Как наносят размеры нескольких одинаковых элементов
изделия? (Например, 4 отверстия диаметром 10 мм)?
Пример типового задания
Вопрос:
ГОСТ 2.317-69 ЕСКД рекомендует использовать точные либо приведенные прямоугольные аксонометрические проекции. На рисунке изображены оси и соответствующие им показатели искажения …
Ответы:
+ точной прямоугольной изометрии
− точной прямоугольной диметрии
− приведенной прямоугольной изометрии
− приведенной прямоугольной диметрии
Решение:
По ГОСТ 2.317-69 «Аксонометрические проекции» аксонометрические оси прямоугольной изометрии расположены следующим образом: ось O’z’ вертикально, углы между O’z’ и O’y’, а также O’z’ и O’x’ составляют 120°. Показатели искажения в точной прямоугольной изометрии по осям O’x’, O’y’, O’z’ соответственно равны: u = v = w = 0,82. В приведенной прямоугольной изометрии показатели искажения по осям O’x’, O’y’, O’z’ соответственно равны: u = v = w = 1.
Условия выполнения заданий
Место проведения: |
ГАПОУ «Краевой политехнический колледж» |
Оборудование: |
ПК |
Инструменты: |
Выход в интернет |
Расходные материалы: |
нет |
Доступ к дополнительным инструкциям и справочным материалам: |
ЭОР «Черчение» платформа Moodle ГАПОУ «Краевой политехнический колледж» |
Норма времени: |
40 минут |
Критерии оценивания
Описание системы оценивания:
Оценка |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
% |
95-100 |
85-94 |
75-84 |
74 и менее |
Задание не выполнено |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.