КОС Материаловедение

  • docx
  • 20.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КОС Материалоедение МА.docx

Министерство образования и науки Пермского края

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «КРАЕВОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

КОМПЛЕКТ

контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине

«Материаловедение»

основной образовательной программы

по профессии среднего профессионального образования

23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

 

Форма аттестации: дифференцированный зачет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Материаловедение» разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

 

        

Организация-разработчик:   государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение «Краевой политехнический колледж»

Разработчики:

Ландышева Н.А., преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ «Краевой политехнический колледж»

 

 

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе 	Николаев Э.Г.
«	»	2018 г.
СОГЛАСОВАНО

Председатель ЦМК      Ландышева Н.А.

Протокол №___ от «10» сентября 2018г.


1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций.

 

 

Результаты обучения: умения, знания, общие компетенции

Показатели оценки результата

Формы оценивания

Умения:

 

 

У1 использовать материалы в профессиональной деятельности;

- грамотное применение материалов в соответствии с видом выполняемых работ

Оценка практической деятельности

У2 определять основные свойства материалов по маркам;

- точность и техничность определения свойств материалов по маркам

Оценка практической деятельности

У3 выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения

- грамотный и обоснованный выбор материалов на основе анализа

Оценка практической деятельности

Знания

 

 

З1 основные свойства, классификация, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов;

- воспроизведение в устной и письменной форме основных характеристик материалов

Оценка мыслительных операций

З2 физические и химические свойства горючих и смазочных материалов;

- воспроизведение в устной и письменной форме свойств ГСМ

Оценка мыслительных операций

З3 области применения материалов;

- обоснование и описание в устной и письменной форме области применения материалов

Оценка мыслительных операций

З4 характеристики лакокрасочных покрытий автомобильных кузовов;

- воспроизведение в устной и письменной форме основных характеристик материалов

Оценка мыслительных операций

З5 требования к состоянию лакокрасочных покрытий

- обоснование и описание в устной и письменной форме требований к состоянию лакокрасочного покрытия

Оценка мыслительных операций


2. Контрольно-оценочные материалы для текущего контроля

2.1     Задания для текущего контроля Работа с модулями ФЦИОР (И, П, К)

Оцениваемые результаты обучения: У1-У3, З1-З5

 

Проверяемые темы:

Тема 1.1. Металлы

Тема 1.2. Сплавы

Тема 2.2. Деформация металлов

Тема 2.3. Механические свойства

Тема 2.4. Технологические и эксплуатационные свойства

Тема 2.5. Технологические пробы

Тема 3.1. Металлические конструкционные материалы

Тема 3.2. Неметаллические конструкционные материалы

Тема 4.1. Бензины. Дизельное топливо

Тема 4.2. Газообразное топливо

Тема 4.3. Смазочные масла

Тема 4.4. Технические жидкости

 

Тематика модулей ФЦИОР

Свойства металлов

Строение металлов

Термическая обработка металлов

Методы измерения параметров и свойств материалов

Механические и технологические свойства материалов

Использование синтетических полимерных материалов

Механические свойства материалов

Порошковые и композиционные материалы

Типовое задание

 

Условия выполнения заданий

 

Место проведения:

учебный кабинет

Оборудование:

ПК, выход в интернет

Инструменты:

Модули ФЦИОР

Расходные материалы:

 

Доступ к дополнительным инструкциям и справочным материалам:

ЭОР «Материаловедение» платформа Moodle ГАПОУ «Краевой политехнический колледж»

Норма времени:

45 минут

 

Критерии оценивания:

Каждый модуль имеет электронный журнал

 

Типовой журнал модуля ФЦИОР

 

Описание системы оценивания

5

4

3

2

1

95 -100%

80- 94%

70-84%

60-69%

менее 59%

 

2.2 Задания для текущего контроля Выполнение лабораторных работ

 

№ 2 Испытание материалов на твердость методами Роквелла и Бринелля

№ 5. Термическая обработка стали 45Х

 

Пример типового задания

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

 

Тема: Испытания материалов на твердость методами Бринелля и Роквелла

 

Цель работы: формирование практических навыков определения свойства материала с использованием методов определения твердости металлов по методу Бринелля и Роквелла.

Оборудование и материалы: приборы для определения твердости металлов по Бринеллю и Роквеллу; образцы из стали, цветных металлов и сплавов; электронаждак, штангельциркуль; напильник и шлифовальная бумага для зачистки образцов. 

 

Краткие теоретические сведения

 

Твердость – это свойство металла сопротивляться проникновению в него другого более твердого тела под действием нагрузки.

Определение твердости является наиболее широко распространенным методом испытания металлов, позволяющим в большинстве случаев без разрушения изделия и изготовления специальных образцов судить о качестве изделия.

Приборы для испытания на твердость просты, обладают высокой производительностью, не требуют работников высокой квалификации и могут использоваться непосредственно на рабочем месте.

Наиболее широко применяются следующие способы измерения твердости:

Вдавливанием стального шарика (метод Бринелля);

Вдавливанием алмазного конуса (метод Роквелла);

Вдавливанием четырехгранной алмазной пирамиды (метод Виккерса);

Вдавливанием четырехгранной алмазной пирамидки под небольшой нагрузкой (определение микротвердости методом Хрущова-Берковича).

Измерение твердости вдавливание стального шарика (метод Бринелля)

По методу Бринелля твердость металла определяют вдавливанием в испытуемый образец (изделие) закаленного стального шарика (рис. 1, а) диаметром 10, 5 или 2,5 мм под действием заданной нагрузки в течении определенного времени и выражают числом твердости НВ, полученный путем деления приложенной нагрузки Р в кг на поверхность образовавшегося на образце отпечатка шарика (шарового сегмента) F в мм:

 

,  [кг / мм2 ]

-      

где Р - нагрузка в кг; D - диаметр шарика в мм; d - диаметр отпечатка шарика в мм.


Диаметр шарика, нагрузку и длительность выдержки под нагрузкой выбирают   в зависимости от твердости и толщины образца (табл. 1). Чем тверже металл, тем меньше диаметр отпечатка и тем выше число твердости по Бринеллю. Диаметр отпечатка измеряется при помощи специальной лупы, имеющей шкалу с ценой деления 0,1 мм или 0,05мм. При диаметре шарика 10 мм и нагрузке 3000 кг   твердость обозначается цифрами перед символом HB, например, 250 HB, что означает твердость по Бринеллю 250 кг / мм2. Во избежание сложных вычислений числа твердости для каждого отпечатка на практике используются готовыми таблицами.

Таблица 1

Матери-ал

Интервал твердости в числах Бринелля

Минимальная толщина испытуемого образца, мм

Соотношение между нагрузкой Р и диаметром шарика D

Диаметр шарика D, мм

Нагрузка Р, кг

Выдержка под нагрузкой, сек

Черные металлы

140-450

От 6 до 3

Р=30D2

10

3000

10

От 4 до 2

5

750

Менее 2

2,5

187,5

Черные металлы

Менее 140

Более 6

Р=10D2

10

1000

10

От 6 до 3

5

250

Менее 3

2,5

62,5

Цветные металлы

Более 130

От 6 до 3

Р=30D2

10

3000

30

От 4 до 2

5

750

Менее 2

2,5

187,5

Цветные металлы

35-130

0т 9 до 5

Р=10D2

10

1000

30

От 6 до 3

5

250

Менее3

2,5

62,5

Цветные металлы

8-35

Более 6

Р=2,5D2

10

250

60

От 6 до 3

5

62,6

Менее3

2,5

15,6

 

 

Между числами твердости по Бринеллю и пределом прочности σв металлов существует следующая приближенная зависимость:

,

где к - коэффициент, определяемый по таблицы.

 

Сталь легированная

0,34

Сталь углеродистая

0,36

Алюминий отожженный

0,4

Дуралюминий

0,37

Медь холоднокатаная

0,35

Медь отожженная

0,48

 

Наиболее распространенными стандартными условиями при испытании твердости являются: нагрузка 3000 кг, диаметр шарика 10 мм и длительность выдержки 10 сек.

Для определения твердости по Бринеллю используются твердомером типа ТЭМП-4 , показанного на рисунке 2.

-     https://www.geo-ndt.ru/images/all/3/7/big/img_5.jpg

Рисунок 2 - Динамический твердомер ТЭМП-4

 

Контроль твердости металла портативными твердомерами. Твердометрия. Твердомеры для металлов.

В данном разделе сайта представлены портативные твердомеры - приборы для неразрушающего контроля твердости металла, резины и др. материалов.

Портативные твердомеры применяются в в полевых или цеховых условиях, когда нельзя использовать стационарный твердомер.

По принципу действия переносные твердомеры разделяются на ультразвуковые и динамические.

Ультразвуковой твердомер использует UCI метод (Ultrasonic Contact Impedance — ультразвуковой контактный импеданс).

Динамический твердомер - метод Либа (Leeb), при котором отношение скорости отскока к скорости падения индентора с твердосплавным наконечником зависит от твердости испытуемого материала.

Существуют также универсальные комбинированные твердомеры, которые совмещают в себе и ультразвуковой и динамический методы измерения твердости металлов.

Также в нашем каталоге представлены твердомеры резины, пластика и других материалов.

По методам измерения твердости металлов твердомеры разделяют на следующие типы: твердомер Роквелла (HRC), твердомер Бринелля (HB), твердомер Супер-Роквелла (HRA, HRB, HRC), твердомер Шора (HSD) и твердомер Виккерса (HV).

В большинство современных портативных твердомеров могут быть одновременно записаны шкалы твердости Бринелля, Роквелла, Виккерса, Супер-Роквелла и Шора.

Недостатки метода Бринелля:

-     невозможность испытания материалов, имеющих твердость более 450 НВ, так как шарик будет деформироваться и показания будут неточными;

-     невозможность испытания твердости тонкого поверхностного слоя и пластин (менее 1-2 мм), так как шарик будет продавливать тонкий слой материала;

-     после испытания остаются заметные следы на поверхности изделия.

-     Измерение твердости вдавливанием алмазного конуса или стального шарика (метод Роквелла)

-    


По методу Роквелла твердость металлов определяют вдавливанием в испытуемый образец (изделие) стального шарика диаметром 1,588 мм при нагрузке 100 кг или алмазного конуса с углом при вершине 1200 при нагрузке 60 и 150 кг. Схема определения твердости по Роквеллу приведена на рисунке 3.

При испытании сначала прикладывают предварительную нагрузку Р0, равную 10 кг, а затем нормальную Р, равную 60, 100 или 150 кг (ГОСТ 9013-59). Разность глубин проникновения шарика или алмаза под нагрузками Р0 и Р (h-h0) характеризует твердость. Чем меньше эта разность, тем тверже испытуемый материал, и, наоборот, чем больше эта разность, тем мягче материал.

Числа твердости по Роквеллу обозначают HR и вычисляют по формуле.

-    

где h0 - глубина внедрения в мм наконечника под действием предварительной нагрузки Р0; h – глубина внедрения наконечника под действием общей нагрузки; К – постоянная величина; для шарика К=0,26 и для конуса К=0,2; С - цена деления циферблата индикатора прибора, соответствующая углублению наконечника на 0,002 мм.

Таким образом, твердость по Роквеллу выражается в условных единицах.


На практике числа твердости по Роквеллу обычно не вычисляют по приведенной выше формуле, а отсчитывают по шкале индикатора прибора типа ТК непосредственно в процессе испытания.

Нулевое деление черной шкалы совпадает с начальным положением стрелки. Красная шкала смещена относительно нулевого деления черной шкалы на 30 делений в направлении, противоположном движению стрелки индикатора при внедрении наконечником. Следовательно, начальное деление красной шкалы совпадает с делением 30 на циферблате индикатора. Это смещение сделано по той причине, что глубина вдавливания шарика часто превышает 0,2 мм, и тогда стрелка при вдавливании делала бы поворот более чем на 100 делений, т.е. значение твердости могли бы получаться отрицательными. Большая стрелка служит для указания твердости, а малая – для контроля величины предварительного нагружения.

Твердость на приборе ТК можно измерить:

Алмазным конусом с общей нагрузкой 150 кг (предварительная – 10 кг и основная 140 кг). Значение твердости определяют по черной шкале С и обозначают НRC. Эта шкала применяется для испытания закаленных сталей, обладающих твердостью до 67HRC , и для определения твердости тонких поверхностных слоев толщиной более 0,5 мм;

Алмазным конусом с общей нагрузкой 60 кг (предварительная – 10 кг и основная 50 кг). Значение твердости определяют по черной шкале С и обозначают HRA. Эта шкала применяется для испытания сверхтвердых сплавов (например, карбидов вольфрама), тонкого листового материала и для измерения твердости тонких поверхностных слоев (0,3-0,5 мм) или тонких пластинок;

Стальным шариком 1/16 дюйма с общей нагрузкой 100 кг (предварительная – 10 кг и основная 90 кг). Значение твердости определяют по красной шкале В и обозначают HRB. Шкала. В служит для испытаний металлов средней твердости и для испытаний изделий толщиной от 0,8 до 2 мм.

На основании опытных работ установлена связь между числами твердости по Роквеллу (при HRC>20) и по Бринеллю         

НВ≈10·HRC

К достоинствам метода Роквелла следует отнести высокую производительность, простоту обслуживания, точность измерения и сохранение качественной поверхности после испытаний. Не рекомендуется применять этот метод для определения твердости неоднородных по структуре сплавов (чугуна), для испытания криволинейных поверхностей с радиусом кривизны менее 5 мм и для испытания, деталей которые под действием нагрузки могут деформироваться.

 

Порядок выполнения работы

 

1.   Измерение твердости методом Бринелля

2.   Изучить работу твердомера типа ТШ.

3.   Подготовить образцы к испытанию (поверхность образца должна быть плоской и чистой от загрязнений и окалины. Толщина образца – не менее десятикратной глубины отпечатка).

4.   Выбрать в зависимости от заданных условий испытания и типа образца диаметр шарика, нагрузку и время выдержки под нагрузкой.

5.   Закрепить шариковый наконечник в шпинделе установочным винтом.

6.   Поместить на подвеску требуемое для испытания количество сменных грузов.

7.   Установить упор на нужную продолжительность выдержки и закрепить стопорным винтом.

8.   Установить на столик (испытания круглых образцов производят с помощью специальной подставки) испытуемый образец и вращением маховика поднять его к шариковому наконечнику, оказывая предварительную нагрузку на образец порядка 100 кг. Нагрузка должна быть приложена в направлении, перпендикулярном к плоскости образца. Центр отпечатка должен находиться от края образца на расстоянии не менее диаметра шарика, а от центра соседнего отпечатка – на расстоянии не менее двух диаметров шарика.

9.   Нажать на пусковую кнопку, приводя в движение электродвигатель и передать нагрузку на образец.

10.                 После окончания испытания опустить столик, снять образец и измерить диаметр отпечатка в двух взаимно перпендикулярных направлениях при помощи лупы. Диаметр отпечатка измеряют с точностью до 0,05 мм при испытании шариком диаметром 10 и 5 мм и с точностью до 0,01 мм при испытании шариком диаметром 2,5 мм.

11.                 По величине диаметра отпечатка рассчитать число твердости НВ.   

12.                 Повторить эксперимент 3 раза.

13.                 Определить среднее число твердости НВ.

14.                 По полученным числам твердости определить величины предела прочности, пользуясь имеющимися соотношениями между НВ  и σв.

15.                 Результаты испытаний внести в протокол.

16.                 Протокол испытания на твердость по методу Бринеля

 

Матери-ал и толщина образца, мм

Диа-метр шарика D, мм

Нагруз-ка Р, кг

Диа-метр отпечат-ка d, мм

Число твердо-сти НВ

Среднее число твердости НВ

Предел прочности σв, кг/мм2

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

3.

 

 

Измерение твердости методом Роквелла

Изучить работу твердомера типа ТК.

Подготовить образцы к испытанию (поверхность образца должна быть плоской и чистой от загрязнений и окалины. Толщина образца – не менее восьмикратной глубины отпечатка).

Выбрать в зависимости от заданных условий испытания и типа образца наконечник.

Закрепить наконечник в шпинделе установочным винтом.

Подобрать грузы соответственно выбранному наконечнику и применительно к шкале, по которой предполагается вести испытания и подвесить их.

Установить на столик (испытания круглых образцов производят с помощью специальной подставки) испытуемый образец и вращением маховика поднять его до соприкосновения с наконечником, а затем дальнейшим вращением маховика произвести предварительное нагружение до тех пор, пока малая стрелка индикатора не совпадет с красной точкой на шкале, а большая стрелка не примет вертикальное положение. Если малая стрелка индикатора перейдет за красную точку, то необходимо выбрать на испытуемой поверхности другую точку и испытание начать сначала; затем повернуть ободок индикатора до совпадения нуля черной шкалы с большой стрелкой.

Привести в движение механизм основного нагружения. В это время большая стрелка поворачивается против часовой стрелки и принимает некоторое положение. После секундной выдержки снять основную нагрузку возвращением рукоятки в начальное положение (притягивают ее к себе). Большая стрелка при этом вращается по часовой стрелке и занимает нужное положение.

Отсчитать числа твердости по шкале индикатора. В случае применения алмазного наконечника отсчет производить по наружной черной шкале С, при шариковом наконечнике – по внутренней красной шкале В. Опустить столик вращением маховика и снять образец.

Повторить эксперимент 3 раза.

Определить среднее число твердости НR.

Перевести полученную твердость по Роквеллу HR в твердость по Бринелю НВ.

Результаты испытаний внести в протокол.

Протокол испытания на твердость по методу Роквелла.

 

№ исп

Материал и толщина образца, мм

Наконечник

Нагрузка Р, кг

Шкала

Число твердости НR

Среднее число твердости HR

Твердость по Бринелю НВ

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

3.

 

 

Вопросы для контроля

Что такое твердость?

Какие существуют методы измерения твердости?

Как определяется твердость по методу Бринелля?

Каким образом производится выбор диаметра шарика при измерении твердости по методу Бринелля?

Какова зависимость между числами твердости НВ и пределом прочности металлов σв?

Недостатки метода Бринелля.

Как определяется твердость по методу Роквелла?

Каким образом производится выбор наконечника при измерении твердости по методу Роквелла?

Достоинства метода Роквелла по сравнению с методом         Бринелля.

Какова зависимость между числами твердости HRC и НВ?

Условия выполнения заданий

Место проведения:

Слесарная лаборатория

Оборудование:

ПК

Инструменты:

Тетрадь, ручка, линейка, карандаш, твердомер, штангенциркуль, муфельная печь (Виртуальная лаборатория)

Расходные материалы:

Бумага формата А4

Доступ к дополнительным инструкциям и справочным материалам:

ЭОР «Материаловедение» платформа Moodle ГАПОУ «Краевой политехнический колледж»

Норма времени:

90 минут

 

Критерии оценивания:

Отметки

5

5

5

5

20

Критерии

Полнота объема ЛР

Соответствие структуры отчета МР ЛР

Точность и техничность проводимый измерений

Самостоятельная аргументация выводов

Всего

 

Описание системы оценивания

5

4

3

2

1

90 -100%

75- 89%

60-74%

59% и менее

Задание не выполнено

 

 2.3 Задания для текущего контроля Практические задания Прочитай марки стали

Решение практического задания учитывается при постановке зачётной оценки по итогам прохождения курса.

 

Типовое задание: Прочитай марки стали, заполнив таблицу

Марка

Наименование

Химический состав

У10А

Инструментальная высококачественная сталь

Углерода 1 %

 

Условия выполнения заданий

Место проведения:

Учебный кабинет

Оборудование:

ПК

Инструменты:

Практическая работа «Прочитай марки стали» ЭОР «Материаловедение» платформа Moodle ГАПОУ «Краевой политехнический колледж»

 

Расходные материалы:

Писчая бумага

Доступ к дополнительным инструкциям и справочным материалам:

Справочник «Центральный металлический портал РФ»

Норма времени:

45 минут

 

Описание системы оценивания

5

4

3

2

1

90 -100%

75- 89%

60-74%

59% и менее

Задание не выполнено

 

2.4 Задания для текущего контроля Проведение семинара

 

Темы докладов:

«Современная дорожно-техника и полимеры»,

«Область применения пластмасс в ДСМ»,

«Область применения и способы переработки композиционных материалов с неметаллической матрицей в ДСМ»,

«Применение резиновых материалов в ДСМ»,

«А нужны ли клеи и герметики в ДСМ»,

«Современные технологии покраски ДСМ»,

«ДРЕВЕСИНА – зачем она в ДСМ»,

«Какую роль играет герметизация в ДСМ»

 

Условия выполнения заданий

Место проведения:

Учебный кабинет

Оборудование:

ПК, проектор, экран

Инструменты:

Презентация, наглядный материал

Расходные материалы:

Доклад, CD диск

Доступ к дополнительным инструкциям и справочным материалам:

«Материаловедение» учебник для студентов, О.С. Моряков

ЭОР «Материаловедение» платформа Moodle ГАПОУ «Краевой политехнический колледж»

 

Норма времени:

90 минут

 

Критерии оценки доклада:

Написание доклада учитывается при постановке зачётной оценки по итогам прохождения курса. Доклад оценивается следующим образом.

Требования к докладу

Оценка

5

4

3

2

Соответствие содержания доклада заявленной тематике

+

+

+

+

Соответствие общим требованиям написания доклада

+

+

+

+/–

Отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических и иных ошибок

+

+/–

+/–

+/–

Чёткая композиция и структура, наличие содержания

+

+

+

+

Логичность и последовательность в изложении материала

+

+

+/-

+/-

Представленный в полном объёме список использованной литературы

+

+

+

+

Наличие ссылок на использованную литературу в тексте доклада

+

+

+

+

Способность к анализу и обобщению информационного материала, степень полноты обзора состояния вопроса

+

+

+/–

+/–

Обоснованность выводов

+

+

+/–

+/–

Самостоятельность изучения материала и анализа

+

+

+

+/–

Отсутствие фактов плагиата

+

+

+

+/–

Умение грамотно и уверенно представлять содержание материала доклада

+

+/–

+/–

+/–

Использование демонстративного материала

+

+/–

+/–

+/–

Умение пользоваться демонстративным материалом

+

+/–

+/–

+/–

Качество ответов на вопросы

+

+/–

+/–

+/–

Владение научным и специальным аппаратом

+

+/–

+/–

+/–

Представленная сводная таблица оценивания доклада требует некоторых пояснений:

При оценивании доклада 2 баллами он должен быть переделан в соответствии с полученными замечаниями и сдан на проверку заново не позднее срока окончания приёма докладов.

Не получив максимальный балл, студент имеет право с разрешения преподавателя доработать доклад, исправить замечания и вновь сдать доклад на проверку.

Описание системы оценивания

5

4

3

2

1

90 -100%

75- 89%

60-74%

59% и менее

Задание не выполнено

 

2.5 Задания для текущего контроля Ситуационные задачи

 

Задача 1 (по вариантам). Определить основные свойства стали: модуль упругости Е; относительное удлинение d; относительное сужение y; параметры прочностных свойств материала (пределы пропорциональности sпц, текучести s0,2, прочности sв) по заданной диаграмме (рисунок 4); твердость НВ; предел выносливости s-1.

 

Исходные данные:

№ варианта

l0,

мм

F0,

мм2

P,

Н

Dl×103, мм

F1,

мм2

l1,

мм

№ диаграммы

1

125

490

3090

3,7

392

150

I

2

100

320

1680

2,5

272

130

II

3

80

180

810

2,0

135

104

III

4

75

80

530

2,6

57

84

IV

5

50

50

360

1,7

35

56

V

6

40

30

190

1,6

24

50

VI

7

30

20

160

1,2

18

39

VII

8

25

12

82

1,0

10

35

VIII

9

20

10

72

0,6

7,5

24

IX

10

15

8

24

0,5

6,2

18

X

11

80

180

810

2,0

135

104

II

12

50

50

360

1,7

35

56

III

13

25

12

82

1,0

10

35

VI

14

15

8

24

0,5

6,2

18

VIII

15

125

490

3090

3,7

392

150

X

16

120

450

3000

3,5

352

145

I

17

110

350

1880

3,1

302

135

IV

18

95

220

1120

2,4

172

125

V

19

70

75

510

1,9

52

79

VII

20

65

70

430

1,8

47

74

IX

21

45

50

275

1,6

44

55

I

22

85

200

910

2,1

155

109

II

23

35

25

175

1,3

23

45

III

24

115

315

1980

3,3

267

140

IV

25

105

300

1780

3,0

252

135

V

26

60

60

400

1,8

45

66

VI

27

55

45

380

1,7

30

61

VII

28

110

320

1885

3,1

272

139

VIII

29

70

80

550

1,9

57

78

IX

30

90

300

1580

2,3

255

120

X

31

125

490

3090

3,7

392

150

I

32

100

320

1680

2,5

272

130

II

33

80

180

810

2,0

135

104

III

34

75

80

530

2,6

57

84

IV

35

50

50

360

1,7

35

56

V

36

40

30

190

1,6

24

50

VI

37

30

20

160

1,2

18

39

VII

38

25

12

82

1,0

10

35

VIII

Диаграммы раст

 

Рисунок 4 – Условные диаграммы растяжения материалов

(диаграммы I, IV, V, VII, VIII, IX – имеют выраженную площадку текучести, а у диаграмм II, III, VI, X – площадка текучести отсутствует)

Задача 2. Для разрушения на маятниковом копре стандартного образца стали сечением 1,0 ´ 1,0 см и длиной 5,5 см была затрачена работа А = 12,21кг×м. Удар произведен по надрезу в образце, глубина которого 0,2 см. Определить ударную вязкость стали.

Задача 3. Образец углеродистой стали испытывался на твердость на прессе Бринелля шариком D = 10 мм под нагрузкой Р = 3000 кгс. Получены три отпечатка с диаметрами 5,09 мм; 5,15 мм; 5,12 мм. Определить средние значения твердости и предела прочности.

Задача 4. На сколько удлинится стержень длиной 4 м из стали с пределом текучести s0,2 = 285 МПа, если внутреннее напряжение s (s = P/F0) составит 0,62 от предела текучести.

При решении задачи необходимо воспользоваться формулой для определения модуля упругости. Значение модуля упругости принять из 1 задачи.

Задача 5. Растянутый элемент металлической балки в форме швеллера № 30 (F = 40,5 см2) изготовлен из стали Ст3. При какой нагрузке в данном элементе конструкции появятся остаточные деформации.

 

Пример решения задачи 1.

Определить основные свойства материалов: модуль упругости Е; относительное удлинение d; относительное сужение y; параметры прочностных свойств материала (пределы пропорциональности sпц, текучести sт (s0,2), прочности sв) по заданной диаграмме; твердость НВ, предел выносливости s-1.

Исходные данные:

l0,

мм

F0,

мм2

P,

Н

Dl×103, мм

F1,

мм2

l1,

мм

№ диаграммы

70

85

520

2,4

67

78

рисунок 1

Решение:

1. Определение модуля упругости:

.

2. Определение показателей пластичности:

- относительное удлинение ;

- относительное сужение .

3. Определение параметров прочности по диаграмме (см. рис. 1)

- предел пропорциональности характеризует конец прямолинейного участка диаграммы: sпц = 270 МПа, т.к. до этой точки график прямолинеен, далее он искривляется.

- поскольку на диаграмме нет явно выраженной площадки текучести, то определяем условный предел текучести s0,2. Для этого определим напряжение, соответствующее 1,0% деформации s1,0 =350 МПа, т.е.

270 < s0,2 < 350,

.

(Если диаграмма имеет площадку текучести, то необходимо определить предел текучести s0,2, значение которого соответствует горизонтальному прямолинейному участку диаграммы (площадке текучести).)

- прослеживая характер кривой при возрастании нагрузки, доходим до точки экстремума (наивысшая точка диаграммы), которая и характеризует предел прочности (временного сопротивления) – sв = 460 МПа.

4. Определение твердости: sв = (0,34 … 0,36)НВ;

sв = 0,35 × НВ Þ   НВ = sв /0,35 = 460 /0,35 = 1314 МПа.=131,4 кгс/мм2.

5. Определение предела выносливости: s-1=0,43sв=0,43×460 =197,8МПа.

Ответ. Е = 178,4× 103 МПа; d  = 11,4%; y  = 21,2%; sпц = 270 МПа;         s0,2 = 286 МПа; sв = 460 МПа; НВ = 131,4 кгс/мм2, s-1 = 197,8 МПа.

 

Справочные данные: 1 кгс/мм2 = 10 МПа.

 

Задача 6 (по вариантам). По данной марке сплава определить:

- к какой группе материалов относится;

- химический состав (по марке сплава);

- механические и физические свойства (дать описание буквенным обозначениям свойств). Необходимо выбрать для соответствующей марки сплава по таблицам, приведенным в справочных данных для этой работы.

 

Исходные данные:

№ вар.

марка сплава

№ вар.

марка сплава

№ вар.

марка сплава

1

АМц

14

ЛКС80-3-3 (мягкая)

27

БрКН1-3 (твердая)

2

Л90 (твердая)

15

БрКМц3-1 (твердая)

28

ЛА67-2,5 (мягкая)

3

БрОФ8-0,3 (твердая)

16

АМц

29

БрОФ4-0,25 (мягкая)

4

АМг5

17

ЛН65-5 (мягкая)

30

ЛМцЖ55-3-1 (мягкая)

5

ЛАЖ60-1-1 (мягкая)

18

БрОЦС4-4-2,5 (мягкая)

31

АМц

6

БрОЦ4-3 (мягкая)

19

АМг5

32

Л90 (твердая)

7

АМг3

20

Л70 (твердая)

33

БрОФ8-0,3 (твердая)

8

ЛС63-3 (твердая)

21

БрА7 (твердая)

34

АМг5

9

БрАЖН10-4-4 (твердая)

22

АМг2

35

ЛАЖ60-1-1 (мягкая)

10

АМг2

23

ЛС59-1(мягкая)

36

БрОЦ4-3 (мягкая)

11

ЛЖС58-1-1 (мягкая)

24

БрБ2 (мягкая)

37

АМг3

12

БрМц5 (мягкая)

25

АМг6

38

ЛС63-3 (твердая)

13

АМг6

26

ЛК80-3 (твердая)

 

 

 

Задача 7. Определить механические характеристики (твердость и предел прочности) и марку алюминиевого сплава, если при испытании на твердость по Бринеллю (D = 10 мм, Р = 250 кгс) средний диаметр отпечатка составляет d = 2,3 мм.

 

Задача 8. Определить механические характеристики (твердость и предел прочности) и марки латуни и бронзы, если при испытании на твердость по Бринеллю (D = 10 мм, Р = 1000 кгс) средний диаметр отпечатка составляет d = 4,2 мм.

 

Справочные данные.

 

Механические и физические свойства деформируемых алюминиевых сплавов (ГОСТ 4784)

Марка

sв, МПа

d, %

y, %

НВ

g, г/см3

l, Вт/(м×°С)

a×106, 1/°С

АМц

128

23

70

30

2,73

188

24,0

АМг2

186

23

45

2,67

143

23,8

АМг3

186

15

50

2,67

147

23,8

АМГ5

255

22

65

2,65

117

24,3

АМг6

295

18

80

2,63

293

24,0

АД31

235

10

50

80

2,71

188

23,4

АД33

315

10

25

2,71

143

23,2

Д1*1

372

15

30

100

2,8

117

22,0

Д16*1

441

17

30

105

2,78

117

22,7

АК4*2

382-421

10

20-25

120

2,8

180

22,0

АК6*2

411

13

40

100

2,75

176

21,4

АК8*2

470

10

25

135

2,8

160

25,5

В95*2

451

8

12

150

2,8

117

3,6

*1 Для закаленного и естественно состаренного сплава.

*2 Для закаленного и искусственно состаренного сплава.

 

Механические и физические свойства литейных алюминиевых сплавов (ГОСТ 2685)

Марка

sв, МПа

d, %

НВ

g, г/см3

l, Вт/(м×°С)

a×106, 1/°С

Способы литья

АЛ1

206

1,0

95

2,78

168

22,3

З

АЛ2

147

2,0

50

2,64

176

21,1

З, К, Д

АЛ3

167

0,5

65

2,70

151

22,1

З, К, Д

АЛ4

196

1,5

70

2,65

159

21,7

З, К, Д

АЛ5

157

0,5

64

2,68

151

23,1

З, К, Д

АЛ6

147

1,0

45

2,70

146

22,9

З, К, Д

АЛ7

206

6,0

60

2,80

138

23,0

З

АЛ8

285

9,0

60

2,60

84

24,5

З, К, Д

АЛ9

206

2,0

60

2,66

151

23,0

З, К, Д

Способы литья: З – в песчаную форму; К – в кокиль; Д – под давлением.

 

Физические и механические свойства латуней

Марка

g, г/см3

l, Вт/(м×°С)

a×106, 1/°С

sв, МПа

d, %

НВ

Твердая

Мягкая

Твердая

Мягкая

Твердая

Мягкая

Латуни, обрабатываемые давлением (ГОСТ 15527)

Л96

8,85

243

17,0

412-470

216-235

1-3

45-55

130-145

50-60

Л90

8,78

180

17,1

432-510

235-275

2-4

45-55

130-145

50-60

Л80

8,66

144

18,8

600-667

295-343

2-5

45-55

140-150

55-65

Л70

8,61

124

18,9

618-686

295-343

3-6

50-60

150-165

55-65

Л63

8,44

108

20,5

667-735

372-441

2-4

40-50

150-160

60-70

ЛАЖ60-1-1

8,2

75

21,6

686-735

392-441

7-10

45-52

165-175

45-55

ЛАН59-3-9

8,4

84

19,0

638-735

441-540

7-11

40-50

175-185

110-120

ЛН-65-5

8,6

59

18,2

667-735

373-441

3-6

60-65

160-170

55-65

ЛМц58-2

8,4

71

21,2

667-735

373-441

5-7

38-45

170-180

80-90

ЛС63-3

8,5

118

20,5

540-638

295-392

3-6

40-50

135-245

45-55

ЛС64-2

8,5

118

20,3

570-658

314-373

4-6

55-65

140-150

50-60

ЛС59-1

8,5

105

20,6

588-686

295-392

4-6

40-50

150-160

70-80

ЛЖС58-1-1

8,4

108

20,4

638-735

344-441

2-5

35-45

160-170

75-85

ЛК80-3

8,2

88

17,0

569-638

274-333

3-5

53-60

170-190

95-105

ЛМш68-0,5

8,6

114

19,1

664-735

314-363

3-5

50-60

150-160

52-60

Литейные латуни (ГОСТ 17711)

ЛК80-3Л

8,5

84

17,0

245-490

14-20

100-110

ЛКС80-3-3

8,6

84

17,0

295-441

12-18

90-100

ЛАЖМц66-6-3-2

8,5

51

19,8

588-686

6-10

150-170

ЛА67-2,5

8,5

114

344-441

12-18

85-95

ЛМцЖ55-3-1

8,3

101

22

392-441

20-25

100-110

 

Бронзы, обрабатываемые давлением

Марка

g, г/см3

l, Вт/(м×°С)

a×106, 1/°С

sв, МПа

d, %

НВ

Твердая

Мягкая

Твердая

Мягкая

Твердая

Мягкая

Оловянные бронзы (ГОСТ 5017)

БрОФ8-0,3

8,6

42

17,0

980-1178

392-490

1-2

55-65

180-240

90-100

БрОФ7-0,2

8,6

42

17,0

884-1080

372-442

1-2

55-65

175-230

85-95

БрОФ6,5-0,4

8,7

71

17,1

686-786

295-442

7-10

60-70

170-220

70-90

БрОФ6,5-0,15

8,8

71

17,1

1686-786

295-372

7-10

45-50

170-210

55-70

БрОФ4-0,25

8,9

84

17,6

490-686

295-372

6-10

45-58

160-170

55-70

БрОЦ4-3

8,8

84

18,0

490-588

295-392

3-6

35-45

150-170

50-70

БрОЦС4-4-2,5

8,9

84

18,2

540-640

295-343

2-4

35-45

150-170

50-70

БрОЦС4-4-4

9,1

18,1

490-588

314-354

1-2

30-40

Безоловянные бронзы (ГОСТ 18175)

БрА7

7,8

80

17,8

935-1000

432-490

2-4

65-75

200-220

65-75

БрАМц9-2

7,6

71

17,0

588-786

392-588

4-5

20-40

160-180

110-130

БрАЖ9-4

7,5

59

16,2

490-686

392-490

4-6

25-45

160-200

100-120

БрАЖН10-4-4

7,5

76

17,1

735-815

442-540

9-15

35-45

180-220

130-150

БрБ2

8,5

84

16,6

588-935

392-588

2-4

40-50

350

130-150

БрБНТ1,9

8,3

100

16,5

588-884

392-588

1-3

30-50

340

120-140

БрБНТ1,7

8,2

97

17,0

588-884

392-490

150-240

80-120

БрМц5

8,6

108

20,4

490-588

292-353

150-170

70-90

БрКМц3-1

8,4

46

18,0

638-735

343-392

6-8

50-60

150-170

70-90

БрКН1-3

8,8

18,0

490-588

392-442

6-8

25-30

150-200

80-100

 

Условия выполнения заданий

Место проведения:

Учебный кабинет

Оборудование:

 

Инструменты:

 

Расходные материалы:

Тетрадь, ручка, карандаш

Доступ к дополнительным инструкциям и справочным материалам:

«Материаловедение» учебник для студентов, О.С. Моряков

ЭОР «Материаловедение» платформа Moodle ГАПОУ «Краевой политехнический колледж»

 

Норма времени:

90 минут

 

Критерии оценивания:

5

5

5

5

20

Оформление задачи в соответствии с эталоном

Точность расчетов

Грамотное применение справочных материалов

Самостоятельная аргументация выводов

Всего

 

Описание системы оценивания

5

4

3

2

1

90 -100%

75- 89%

60-74%

59% и менее

Задание не выполнено

 

 

3. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации

Задания для промежуточной аттестации Тестовые задания

Оцениваемые результаты обучения: У1-У3, З1-З5

 

Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету

1.     Классификация материалов

2.     Атомно-кристаллическое строение металлов.

3.     Дефекты кристаллической решетки.

4.     Механические свойства металлов.

5.     Пластическая деформация. Возврат и рекристаллизация металлов.

6.     Диаграммы двухкомпонентных систем.

7.     Диаграмма состояния железо-углерод.

8.     Классификация и структура углеродистых сталей.

9.     Структура и классификация чугунов.

10. Конструкционные легированные стали.

11. Инструментальные легированные стали. Твердые сплавы

12. Стали с особыми физико-химическими свойствами.

13. Медные сплавы. Назначение, классификация, термообработка.

14. Алюминиевые сплавы. Назначение, классификация, термообработка.

15. Титановые сплавы. Назначение, классификация, термообработка

16. Классификация неметаллических материалов.

17. Термопласты. Строение. Классификация. Область применения.

18. Реактопласты. Строение. Классификация. Область применения.

19. Композиционные материалы. Строение. Классификация. Область применения.

20. Резины. Строение. Классификация. Область применения.

21. Классификация видов термообработки.

22. Отжиги первого рода

23. Отжиги второго рода.

24. Закалка и отпуск сталей.

25. Химико-термическая обработка.

26. Термомеханическая обработка.

27. Горюче смазочные материалы

28. Лакокрасочные материалы

Типовые задания

 

Задание 1 (20б). Из названных ниже свойств металлов выделите в цифровом порядке те, которые относятся к определенному классу свойств: химические, физические, механические, технологические.

1.     Удельный вес

2.     Упругость

3.     Коррозия

4.     Пластичность

5.     Литейные свойства

6.     Обрабатываемость режущими инструментами     

7.     Тепловое расширение

8.     Тепло- и электропроводность

9.     Вязкость                      

10.  Способность сопротивляться химическому воздействию

11.  Прочность

12.  Ковкость

13.  Твердость

14.  Цвет

15.  Способность сопротивляться электрохимическому воздействию

16.  Хрупкость

17.  Магнитность

18.  Плотность

19.  Свариваемость

20. Температура плавления

Задание 4 (18б). «Совершенно секретно!». Расшифруй марки:

 

1.   Л96 – латунь, содержание меди 96%

2.     БрОФ6,5-0,4 – деформируемая оловянистая бронза, содержащая 6,5% олова, 0,4% фосфора, а остальное (73,1%) – медь

3.     ЛМцЖ55-3-1 - латунь, содержащая 55% меди, 3% марганца, 1% железа, остальное (41%) – цинк.

4.     АЛ2 - Алюминиевый литейный сплав-силумин

5.  ЛЦ30А3 – латунь литейная, алюминиевая, цинка 30%, алюминия 3%

Условия выполнения заданий

Место проведения:

Учебный кабинет

Оборудование:

ПК

Инструменты:

 

Расходные материалы:

Писчая бумага

Доступ к дополнительным инструкциям и справочным материалам:

ЭОР «материаловедение» платформа Moodle ГАПОУ «Краевой политехнический колледж»

Норма времени:

40 минут

 

Описание системы оценивания

5

4

3

2

1

90 -100%

75- 89%

60-74%

59% и менее

Задание не выполнено

 


 

Скачано с www.znanio.ru