Для чего использует автор образы солнца и луны, как раскрывает эти понятия, насколько они соответствуют общепринятым представлениям? Эти вопросы стали основными в работе над темой «Космос в лирике Сергея Есенина».
Для достижения цели были выдвинуты задачи:
- Изучить художественную и научную литературу по теме;
- Выбрать стихотворения С. Есенина, в которых встречаются космические объекты, проанализировать и определить их значение;
- Выявить особенности художественного стиля в раскрытие этих образов;
- Определить влияние фольклорных традиций на творчество С. Есенина.
Предметом исследования стали стихи С. Есенина, в которых встречаются астрономические объекты.
Объект исследования – образ солнца, луны и звезды в стихах поэта.
Космос в поэзии Сергея Есенина.docx
МБОУ «Кадетская школа» г. Сосногорска
Космос в лирике Сергея Есенина
Работу выполнили
Коюшев Никита, Боровых Анна,
ученики 5 класса
МБОУ «Кадетская школа» г. Сосногорска
Руководитель работы Дмитриенко В.Н.,
учитель русского языка и литературы
Сосногорск
1 2017
Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Введение
Глава 1. «Образ СОЛНЦА, ЛУНЫ и ЗВЁЗД в
мифологии и фольклоре»
Глава 2. «Солнечные» стихи
Глава 3. «Лунные» стихи Сергея Есенина
Глава 4. «Звёздная» лирика
Заключение
Список литературы
Приложение №1
Приложение №2
с.3
с.4
с.7
с.9
с.13
с.15
с.16
с.17
с.19
Введение
2 В 1914 году в журнале «Мирок» за подписью «Аристон» было впервые напечатано
стихотворение Сергея Есенина «Берёза». Именно тогда в русскую поэзию ХХ века
пришёл человек, которому суждено было стать олицетворением русского человека. В
этом году, в год литературы, в нашей стране отмечается юбилей поэта – 120 лет.
Жизнь и творчество С. Есенина, сколько бы ни прошло десятилетий, всегда будет
вызывать интерес. Причин много. Одна из них в том, что поэзия С. Есенина вобрала в
себя черты фольклора. Материалом для стихов послужил реальный мир природы
(солнце, месяц, ветер, тучи, реки, деревья, цветы, многие породы птиц и т. д.), тот же
мир, который видели наши предки на протяжении многих сотен лет. Знакомясь со
стихами Сергея Есенина, мы обратили внимание, что они наполнены лаской
солнечных лучей, лунным светом и сиянием звёзд. Астрономических понятий так
много, что в критике С. Есенина называют и «лунным», и «солнечным», и «звёздным»
поэтом. Нас заинтересовал этот вопрос, и мы рассмотрели творчество поэта с точки
зрения астрономии. Для чего использует автор образы солнца и луны, как раскрывает
эти понятия, насколько они соответствуют общепринятым представлениям? Эти
вопросы стали основными в работе над темой «Космос в лирике Сергея Есенина».
Для достижения цели были выдвинуты задачи:
Изучить художественную и научную литературу по теме;
Выбрать стихотворения С. Есенина, в которых встречаются космические объекты,
проанализировать и определить их значение;
Выявить особенности художественного стиля в раскрытие этих образов;
Определить влияние фольклорных традиций на творчество С. Есенина.
Предметом исследования стали стихи С. Есенина, в которых встречаются
астрономические объекты.
Объект исследования – образ солнца, луны и звезды в стихах поэта.
В работе были использованы следующие методы: работа с научной литературой,
метод комплексного анализа текста, классификация, систематизация и сравнение.
3 Глава 1. «Образ СОЛНЦА, ЛУНЫ и ЗВЁЗД
в мифологии и фольклоре».
С давних времен астрономия была составной частью обучения. Связано это с
важным значением астрономических знаний для развития цивилизации. У астрономии
были две основные задачи: научить человека ориентироваться в пространстве и во
времени и задача определения места и роли человека во Вселенной. Поэтому в древней
мифологии, в фольклоре разных народов много легенд, мифов, сказок, в которых
герои ощущают себя на уровне Вселенной. В современной литературе также много
произведений, в которых герои обращают свое внимание на солнце, звезды и луну.
(ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
К сожалению, в современной школьной программе эту науку не изучают, но
восхитительный мир планет и звезд, окутанный загадками и тайнами, всегда будет
интересовать людей. Поэтому своей работой мы хотим познакомиться с космическими
объектами через знакомство с мифами, фольклорными произведениями, с поэзией
Сергея Есенина.
В мифах Солнце и Луна составляют неразрывное единство как муж и жена, брат
и сестра, мужчина и женщина, холод и жар, огонь и вода, жизнь и смерть. Во многих
пословицах эти два небесных тела упоминаются вместе «Месяц серебро, а красное
солнышко золото». (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
Солнце
Это и образ, несущий тепло и свет; и образ, олицетворяющий светлые, позитивные
силы. Издавна у разных народов Солнце было предметом поклонения. Солнце один из
двенадцати символов власти. В большинстве культур это основной
символ
созидательной энергии. Солнце часто воспринимается как само верховное божество
или как воплощение его всепроникающей власти. (10, с.279)
В качестве источника тепла Солнце представляет собой жизненную силу, страсть,
храбрость и вечную молодость. Как источник света оно символизирует знание,
интеллект.
Древние славяне верили в одушевленную природу и поклонялись Земле и Небу, Солнцу
и Ветру, рекам и лесам. Славяне довольно рано поняли, что основным источником жизни на
земле является солнце, дарующее свет и тепло. Поэтому, когда у них появились боги, среди
них оказалось сразу три воплощения солнца:
4 Хорс был божеством желтого солнечного света. От его имени произошли такие
слова, как «хор», «хороший», «хоровод», «хоромы».
Даждьбог – это бог белого света, податель благодатного солнечного тепла.
Считалось, что он разъезжает по небесам на колеснице, в которую запряжена четверка
белых крылатых коней с золотыми гривами. С собой Даждьбог постоянно возит
огненный щит, от которого и происходит солнечный свет.
Ярило бог весны, воплощение ее плодоносных сил. От него зависел ее
своевременный приход. Ярило был веселым и разгульным богом весенней страсти. Его
представляли необыкновенно красивым юношей, который, одевшись в белые одежды,
ездил на белоснежном коне. Когда Ярила сходит с коня и босыми ногами ступает по
полям – кругом расцветают цветы и поднимается золотистая рожь. (8)
Поклонение солнцу как высшей справедливости, как верховной власти отражено и
в пословицах: Солнца не закроешь, а правду не скроешь, Не всегда же ненастье,
проглянет и солнышко красно. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
Луна/ месяц
Луна в мировой мифологии знак богини Дианы, богини плодородия и
деторождения, всего живого. Затем её стали отождествлять с богиней Селеной,
олицетворяющей целомудрие, чистоту и святость. Ночное светило символизирует
изобилие, бессмертие, изменчивость, интуицию и эмоции. С фазами убывания и
пребывания луны древние соотносили все происходящие на Земле события. Луна и
человеческой судьбой. В некоторых традициях Луна указывает дорогу в загробный
мир или сама является местом посмертного жительства праведных душ. (10, с.248)
Литературоведы считают, что красота луны, непонятная и недостижимая, и
является причиной существования традиционного образа луны, символизирующего
грусть и одиночество. (5, с.277)
Нам кажется, что связь луны и одиночества объясняется временем суток. Луна
ночное светило. Ночью человек находится в одиночестве, наедине с мыслями,
окружённый тишиной, может думать, вспоминать. Ночное время – это время тайн,
скрытых от человеческого глаза, поэтому ночь связана с загадочным и потусторонним.
Луна проливает серебряный свет на тайны ночи. Поэтому часто можно встретить
образы луны в фольклорных произведениях и в произведениях известных русских и
зарубежных писателей. Но если для поэтов луна – это символ любви, то в фольклоре
5 же образ месяца и луны – это сравнение с укладом крестьянской жизни: Лай собак не
причинит беспокойства луне, Луна и над помойкой светит, Заходящее солнце на
восходящую луну криво смотрит.
Звезды
Звезда один из древнейших общечеловеческих символов, символ вечности, в
европейской традиции с XVIII столетия – символ высоких стремлений, с конца того же
столетия – эмблема счастья (выражение «родиться под счастливой звездой»).
В древнегреческой мифологии звезды – элемент небосвода, представляющий собой
воплощение земных животных, мифологических героев или их следов. (6, с.512)
В славянской мифологии звезды возникли «из риз Божиих»; персонажи русских
былин часто имеют волосы, по которым рассыпаны звезды.
Существовало
представление, что звезды неразрывно связаны с судьбой человека. Звезд на небе
столько, сколько людей на Земле. С рождением человека «зажигается» новая звезда.
Она растет вместе с человеком, а затем падает на землю или гаснет, когда он умирает.
Если звезда человека «сильная», то он справляется со своими бедами, если «слабая»,
то и он слаб.
Звезды в славянской мифологии, в стародавние времена, звались совсем иначе, чем
теперь: Зоряница, Денница, Утренница, Светлусса, Красопаня (это, конечно, Венера).
Это были живые существа: все это множество зачаровывающих,
мерцающих, таинственных звезд, и чаще всего древний славянин представлял их
прекрасными девами, которые летают по небу, держа в руках свечечки, или лучинки.
Они танцуют, водят хороводы, играют в прятки: оттого меняются и узоры звезд на
небе. Все они служительницы богов: Утренницы и Денницы служат Зимцерле, богине
утренней зари, другие — богам ночи, тьмы. (11)
С течением времени воображению пахаря небо стало представляться светлым
теремом — со звездами вместо окон. Из этих окон смотрят на белый свет ангелы. С
падающими звездами (метеоритами) связано распространенное суеверие: при их виде
старые богобоязненные люди причитают свое «Аминь, аминь! Рассыпься!», а молодые
произносят заветные желания. Если успеть загадать желание, пока звезда падает, это
желание обязательно исполнится.
6 Фольклорные произведения рассматривают звезды, как детей солнца, которые
освещают путь, сравнивают их с зернами, разбросанными по небу. (5, с.169) Вторая функция
пословиц со звездами – быть образцом для сравнения: Хорошая книга ярче звездочки
светит. Малы детушки что часты звездочки: и светят, и радуют в темную ноченьку.
Многие из перечисленных черт свойственны Сергею Есенину, и мы рассмотрим их в своей
работе.
Глава 2. «Солнечные» стихи.
Одним из важных элементов картины мира является образ космоса. В
мифологии, фольклоре, в творчестве писателей во все времена присутствовали
космические объекты, которые формировали общую картину космического
пространства в языковой национальной картине мира.
Мы узнали, что образ космоса в поэзии начала ХХ века обозначен 82
единицами, которые объединяются в три тематические группы. «Общие
обозначения космического пространства»: вселенная, мир, мирозданье,
космос, галактика, солнечная система. «Небесные тела»: звезда, солнце, луна,
луч, закат, заря, Земля, планета, рассвет, созвездие, светило, комета, Венера и
др. «Небесная сфера»: небо, облако, туча, дождь, молния, гроза, гром, зарница,
радуга и т.д. (4)
В славянском фольклоре солнце является лицом Бога и наделяется
эпитетами «красный», «ясный», «светлый», подобные определения характерны и
для изображения месяца. Позитивный образ солнца в русской литературе
создается на основе фольклорного восприятия. Солнце символ красоты,
начала, отсутствие страха. По мнению поэтовсимволистов, солнце источник
жизни: «солнца лик животворящий» (К. Бальмонт); «И солнце… целовало лик
земли» (Н. Гумилёв)
Сергей Есенин создал свой собственный поэтический мир. Животные,
растения, явления природы все в нем очеловечивается. И солнце тоже.
Крестьянский поэт сравнения для солнца находит в крестьянской жизни. Он
7 считал, что люди, животные и растения – дети материприроды. Поэтому
подчиняются все одним законам.
В стихотворении «Восход солнца» используются олицетворения –
«загорелась зорька», «лучи рассыпались», «небеса расстилаются».
Есть в «Восходе солнца» еще две черты, характерные для поэзии С. Есенина.
Первая – опора на фольклор. В начале стихотворения чувствуется русская
народная песенность. Вторая – использование определенной цветовой гаммы. В
рассматриваемом тексте встречаются сразу три любимых есенинских цвета –
голубой, золотой и красный. В стихотворении «Марфа – посадница» солнце –
«сестра месяца» дарит земле жизнь, тепло и свет.
Не сестра месяца из темного болота
В жемчуге кокошник в небо запрокинула,
Ой, как выходила Марфа за ворота...
В одном из первых стихотворений «Поет зима – аукает» (1910 г.) автор
одушевляет все: зиму, лес, метелицу, вьюгу, пташек. Смена погоды не
пугает воробьев, которые, прижавшись друг к другу, не только спасаются от
холода, но и сладко дремлют под завывания ветра. И даже видят сны, в которых
на смену лютой зиме приходит «в улыбках солнца ясная красавицавесна». (6, с.18)
Природа в крестьянской жизни – часть повседневного быта, а потому
солнце у Есенина тележное колесо, облака коровы, поливающие поля своим
молоком. И мы ощущаем в этих образах поэзию деревенской жизни, красоту
людей труда. Есенин вырос среди раздолья среднерусской природы, и она
научила его «любить на этом свете все, что душу облекает в плоть». Ранние стихи
поэта признание в любви к родной природе, стремление раствориться в ней:
Ныне солнце, как кошка,
С небесной вербы
Лапкою золотою
Трогает мои волоса.
8 Анализируя литературу, посвященную изучению «солнечных мотивов» Сергея
Есенина, мы выяснили, что в его стихах солнце встречается более 90 раз. (4)
Конечно, он не единственный поэт, восхищающийся этим светилом, но для него
солнце наряду с другими космическими объектами, животными, растениями –
это мир природы, в котором всё взаимосвязано.
«Солнца луч золотой
Бросил искру свою
И своей теплотой
Согрел душу мою»
Глава 3. «Лунные» стихи Сергея Есенина.
Лирика С. Есенина, по его собственным словам, «жива одной большой любовью
– любовью к родине». (5, с.16) В поисках новых возможностей русского языка поэт
обращается к мифологии, ищет «способ оживить мёртвые слова» и обогащает
поэтическую речь живым народным словом. В стихах присутствуют мифологические,
а также космические мотивы. Пожалуй, Сергей Есенин – самый лунный в русской
литературе поэт, месяц (луна) упоминается в 52 стихотворениях.
Месяц – одни из самых любимых есенинских образов, который он описывает
такими нежными сравнениями как «жеребёнок», «щенок», «ягнёночек кудрявый»:
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Как отмечает М.Н.Эпштейн, «в ранних стихах до 1920 г., преобладает «месяц»
(18 из 20), в поздних – луна (16 из 21)» (10, 248 с.). На наш взгляд, это объясняется
тем, что в раннем творчестве поэта больше фольклорного начала, чем в зрелом (месяц
более близок фольклору, это сказочный персонаж).
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
МЕСЯЦ. Интересно, что в образе месяца Есенин подчеркивает его форму,
внешний облик:
За темной прядью перелесиц, Время – мельница с крылом
В неколебимой синеве,
Опускает за селом
9 Месяц маятником в рожь
Ягненочек кудрявый – месяц
Гуляет в голубой траве /1916 Лить часов незримый дождь/1917
Тихо тихо в божничном углу,
Месяц месит кутью на полу/1917г.
В этом стихотворении «месяц» и «кутья» взаимосвязаны древними поверьями.
Месяц в народных представлениях ассоциируется с загробным миром, а кутья
блюдо, которое готовят для поминок умерших людей.
Образ месяц сравнивается с домашними животными и атрибутами крестьянского
быта. Очень трогателен образ «братьев наших меньших» в стихотворении « Песнь о
собаке».
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Здесь мы видим использование этого образа как домашнего животного.
Показался месяц над хатой
Одним из её щенков.
Месяц – это и коровакормилица, и главное богатство любой крестьянской
семьи конь. (Жёлтые поводья / Месяц уронил… Жёлтый месяц жеребёнком /
Запрягался в наши сани).
Наблюдается перекличка следующих строк с фольклором: Месяц рогом
облако бодает, / В голубой купается пыли… Чистит месяц в соломенной крыше
/обоймлённые синью рога… Ягнёночек – кудрявый месяц / Гуляет в голубой траве.
Бытовым атрибутам можно отнести образ месяца в следующих отрывках: На
рассвете он завтра промчится / Шапку – месяц пригнув под кустом. Не знаю, светит
ли луна / Иль месяц обронил подкову.
Духом крестьянской избы, тёплым, только что испеченным, душистым хлебом
веет от этого образа месяца: Тихотихо в божничном углу / Месяц месит кутью на
полу.
Сравнение месяца с вороном усиливает тревогу: ( Месяц, словно жёлтый
ворон, / Кружит, вьется над землей.). Традиционно в литературе черный ворон символ
беды. Но есенинский желтый воронмесяц гораздо тревожней. Холодом веет от таких
строк:( Снежная замять дробиться и колется / Сверху озябшая светит луна…).
Часто образ месяца встречаются в стихах, где С.Есенин размышляет о конце
жизненного пути. Невеселы такие раздумья. Только месяц будет оплакивать поэта: (…
Слезу обронит месяц / На мой завьялый труп.).
10 Месяц становится символ разухабистой жизни человека:
А когда ночью светит месяц,
Когда светит… черт знает как!
Я иду, головою свесясь,
Переулком в знакомый кабак.
11 ЛУНА. В образе луны поэт больше описывает свет, который она излучает, и то
чувство, которое оно внушает лирическому герою:
В деревянные крылья окна Золото холодное
луны,
Вместе с рамами в тонкие шторы Запах олеандра и левкоя.
Вяжет взбалмошная
Хорошо бродить среди покоя
луна
На полу кружевные узоры. Голубой и ласковой страны.
1925 1925
влезает через раму, Синий туман. Снеговое раздолье,
Ах,
луна
Свет такой, хоть выколи глаза… Тонкий лимонный
свет.
лунный
Ставил я на пиковую даму, Сердцу приятно с тихою болью
А сыграл бубнового туза1925. Чтонибудь вспомнить из ранних лет. 1925
Луна вносит в душу лирического героя печаль, тоску и отчаяние, уносит его в мир
воспоминаний об ушедшей юности («Тонкий лимонный лунный свет.// Сердцу приятно
с тихою болью// Чтонибудь вспомнить из ранних лет»).
Есенинская луна всегда в движении. Это не шар, вознесённый в небо и
наводящий на мир сон. Это обязательно чтото живое, одухотворённое.
Луна золотою порошею
Осыпала даль деревень.
Красочно звучит сравнение, раскрывая сложность образа луны.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Сравнения, используемые Есениным, рисуют одухотворённый, гармоничный
пейзаж. Приглядитесь к отражению лунного диска в колышущейся воде. Оно,
действительно, напоминает лягушку. Только поэт может увидеть красоту такого,
казалось бы, прозаического образа, как лягушка.
На бугре берёзасвечка / В лунных перьях серебра.
Лунные перья – это тонкие веточки березы, которые ночью напоминают перья птиц.
Но особое очарование в следующем ночном пейзаже.
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеёк лишь журчит.
Своим блеском луна
Всё вокруг серебрит.
А в другом стихотворении луна сравнивается с хлебной ковригой:
12 Ковригой хлебною под сводом / Надломлена твоя луна. Эти строчки
напоминают загадку про месяц (Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка).
Есть у С. Есенина стихотворение «Колоб», посвященное созданию луны. Божья мать
печет лунуколоб для забавы сына. Когда сын роняет колоб с небес, он становится
ночным чудом для людей, чтобы им было не так одиноко и грустно ночью.
На земле все люди человеки, Чада.
Хоть одну им малую забаву. Надо.
В этих стихотворениях луна – неотъемлемый символ красоты и одухотворённости
ночного пейзажа, русской природы. Именно этот образ создают умиротворение в
природе и передает гармонию в душе человека.
Особенно часто образ луны используется для передачи психологического
состояния лирического героя. Часто это состояние тревоги, одиночества: (Какая ночь!
Я не могу. / Не спится мне. Такая лунность… Подымайте же, лунные лапы, / Мою
грусть в небеса ведром... Неуютная жидкая лунность…). Авторский неологизм
«лунность» создает отвлеченный образ какойто вселенской тоски. Эпитеты неуютная
и жидкая помогают почувствовать это подавленное эмоциональное состояние
лирического героя.
Необычно использование в стихотворении С.Есенина луны как символа
времени, отсчитывающей земные часы жизни человека: ( …И луны часы деревянные /
Прохрипят мой двенадцатый час.).
Есть в стихотворениях и луна – символ влюбленных:
…И луна, напрягая все силы,
Хочет так, чтобы каждый дрожал
От щемящего слова «милый».
Так, поразному используя образ луны / месяца, как символ крестьянского
уклада жизни, близкого и понятного с детства самому автору, С.Есенин передает
душевное состояние лирического героя, помогает почувствовать неопределенность и
трагизм его положения.
Лунный спектр в стихах Есенина очень разнообразен, в таблице представлено
употребление цветовых эпитетов.
Табл.№1
Цвет
1 Желтый
Колво
12
13 2
3
4
5
6
Золотой
Белый
Рыжий
Серебряный, лимонный, янтарный
Алый, червонный, бледный, синий,
жемчужный
8
6
3
по 2
по 1
Поэт употребляет чистые, естественные краски, традиционные для древнерусской
живописи. Это чистые теплые краски, одухотворяющие образ луны / месяца.
Глава 4. «Звездная» лирика
Образы звезд в фольклорных и литературных произведениях доказывают, что
красота природы может находиться не только в привычном для нас земном мире, но и
в недостижимопрекрасном небе. Звездное небо во все времена остается спокойным и
благостным, чуждым всему, что так мрачно под ним. Небосвод не меняется,
продолжает поражать людей своей загадочностью, как он поражал Сергея Есенина. В
стихотворении «Звезды», написанном в 1911 году, юный поэт восхищается красотой
звезд, мысленно переносится к ним. Юноша поддаётся романтическому порыву, его
притягивает неизвестность, он надеется, что небесные светила помогут ему найти
верный путь в жизни, достигнуть небывалых высот. Обращаясь к «далеким звездам»,
Есенин испытывает умиление и восторг, отмечая: «Смотрите нежно так, сердце
ласкаете». В них он видит своих единомышленников, так как пока еще не успел
столкнуться с черствостью и равнодушием окружающего мира. (6, с.17)
Анализируя научную литературу и стихотворения Сергея Есенина, мы выяснили,
что образ звезды в стихах поэта встречается более 80 раз. (4) Почему? Звезда –
14 символ судьбы, у лирического героя она ассоциируется с жизнью, молодостью,
родиной.
О край разливов грозных
И тихих вешних сил,
Здесь по заре и звездам
Я школу проходил. / 1917
В стихах, воспевающих природу, все детали проникают друг в друга, переплетаются,
становятся единым целым.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Но чаще поэт наделяет этот образ традиционно фольклорными качествами:
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.
Деревенский житель воспринимает звезду как свечку в церкви:
Свечкой чисточетверговой
Над тобой горит звезда,
Галочья стая на крыше
Служит вечерню звезде.
Звезды у С. Есенина не просто деталь пейзажа они символ. Через них
соединяются времена, пространства, божественное и земное, главное символ жизни
человека. Вглядываясь в них, испытываешь жгучее ощущение неразгаданной тайны
мироздания и человека, который осознает могущество человеческого разума,
способного познать эти тайны.
Стихотворение «Гори, звезда моя, не падай» это раздумья поэта о жизни и
смерти, о месте человека в мире, о бренности и ценности человеческой жизни.
Для поэта важна каждая, пусть даже самая маленькая звездочка, потому что и она
освещает человеку его жизненный путь, служит для него символом вдохновения и
отдает дань вечной, незыблемой красоте нашего мира. (6, с.17)
15 Заключение.
Человек начинается с мечты. Мечта – это начало поступков, которые совершает
человек. За всю историю человечества не было более дерзкой мечты, чем мечта о
полете к звездам. Наверное, никогда человек не будет равнодушен к этому
загадочному и суровому космосу. Традиции в изображении космических тел, которые
сложились веками, нашли свое отражение в творчестве Сергея Есенина. По мнению
самого поэта, «стихи его не несут ни солнечного тепла, ни холодность лунного сияния.
Они лишь будят в душе потребность остановиться, осмотреться, услышать самого
себя» (1, с.7).
Анализируя творчество русского поэта Сергея Есенина, можно сделать следующие
выводы:
1. Традиционное фольклорное изображение солнца, луны и звезд отразилось и в
творчестве Сергея Есенина: красота природы может находиться не только в земном
мире, но и в недостижимопрекрасном небе.
2. Позитивный образ солнца поэт создает на основе фольклорного восприятия,
используя олицетворение и сравнение. В стихах Есенина С. солнце встречается более
90 раз.
3. К образу луны / месяца С. Есенин в своём творчестве обращается в 52
стихотворениях и поэмах более 150 раз и рассматривает как:
часть одухотворенной русской природы, символ красоты и умиротворения
ночного пейзажа и образ родного крестьянского дома;
образ домашнего животного или других атрибутов крестьянского быта;
символ, отражающий душевное состояние лирического героя, печаль, тоску и
отчаяние, уносящий его в мир воспоминаний об ушедшей юности.
4. Общепринятое значение звезды – символ судьбы, для С. Есенина (стихотворений
более 80) – символ молодости и родины.
5. Таким образом, рассмотрев лирику С. Есенина, мы видим, что поэт обращается к
космическим мотивам с тем, чтобы понять окружающий мир, осмыслить какието
события, почувствовать себя частью Вселенной.
16 Список литературы и Интернетресурсов
1) Бельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство Сергея Есенина. М.,
«Айрис», 1990 г. стр.218
2) Есенин С. Собрание сочинений в 2 томах. Т 2., М. Советская Россия. 1990г., 382
с.
3) Есенин С. Собрание сочинений в 2 томах. Т.1., М. Советская Россия. 1990г., 478
с.
4) К.ф.н., Биль О.Н. Белгородский государственный университет, Россия
Национальное своеобразие образа небесных светил в поэзии начала ХХ века
http://www.rusnauka.com/17_AVSN_2012/Philologia/7_112678.doc
17 5) Марченко А. М. Поэтический мир Есенина. М., 1972. 268 с.
6) Мешков Ю.А. «Радуница» С.Есенина// Литература в школе, 2006г., №11, стр.
1518
7) Неженец Н.И. Поэзия народных традиций. М.: Наука, 1988г.,208с.
8) Пословицы русского народа: Сборник В.И.Даля в 2х т., М.: Худож.литер.,
1984.
9) Солнце в славянской мифологии http://www.kakprosto.ru/kak875597solncev
slavyanskoymifologii#ixzz3ss5w7c5v
10)Энциклопедия символов/ сост. В.М.Рошаль. – М.:АСТ; СПб.: Сова,2006,1007с.
11)Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных
образов в русской поэзии:
Научн.попул. М.:
Высш.шк.,
1990.
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3545853
12)http://www.litsoul.ru/solits2301.html Луна в поэзии Есенина
ПРИЛОЖЕНИЕ
Пословицы со словами ЛУНА, СОЛНЦЕ, ЗВЁЗДЫ
Луна
1. Жизнь как луна: то полная, то на ущербе.
2. Заходящее солнце на восходящую луну криво смотрит.
3. Звезд много, луна одна.
4. Как молодой месяц: покажется, да опять и спрячется
5. Лай собак не причинит беспокойства луне.
6. Луна взошла — солнцу отдых.
7. Луна и над помойкой светит.
8. Не все греет, что светит: луна светла, да без тепла.
9. Не рад вор свету луны, а плохой человек не любит хорошего.
10. Не радуйся, променяв солнце на луну.
11. Палец, указывающий на луну, не есть луна.
12. Разве луна будет светить без солнца?
18 13. Рога луны остры и ярки к ведру; круты к морозу
14. Светла луна, да не как солнце.
15. Светло при луне, а при солнце светлее; хорошее хорошо, а лучшее еще лучше.
16. Сидишь с луной луной будешь, сидишь с черным котлом черным котлом и
будешь
17. Солнце и луна не для одного светят.
18. Хорош цветок в зеркале, да не возьмешь, близка луна, да не достанешь.
19. Хоть это и луна, но и у неё есть пороки.
20. Что делать дамбе, когда вода высохнет, что делать луне, когда ночь кончится.
21. Что для луны лай собаки.
22. Явился, как с луны свалился.
Солнце
солнцем, а человек — знанием.
1. Взойдет ясно солнышко, прощай, светел месяц.
2. Где солнце пригреет, там и вода примелеет.
3. Грело бы солнце, а месяц как хочет.
4. И сокол выше солнца не летает.
5. Как месяц ни свети, а все не солнышко.
6. Красно солнышко на белом свете черную землю греет.
7. Куда ни иди, везде одно и то же солнце светит.
8. Месяц — серебро, а красное солнышко — золото.
9. Мешком солнышка не поймаешь.
10. Мир освещается
11. На правду да на смерть — что на
12. На смерть, как на
13. На солнышко во все глаза не взглянешь.
14. На
15. Не всегда же ненастье, проглянет и красно солнышко.
16. Не заслонишь солнца рукавицей, не убьешь молодца небылицей.
солнце против летнего.
17. Не светит зимой
18. Не светит свеча против солнечного луча.
19. Нельзя солнышку дважды в сутки землю обходить.
20. Одинаково
21. От солнца бегать, света не видать.
22. Плохой друг — что тень: в
солнце, во все глаза не взглянешь.
солнце светит, да не всех греет.
солнышке просвечивает.
солнце: во все глаза не взглянешь.
найдешь.
солнечный день не отвяжется, в ненастный — не
19 солнца, дороже золота.
солнышко взойдет, роса очи выест.
23. Пока
24. Правда яснее солнца, а ее со свечкой ищут
25. При солнышке тепло, при матери добро.
26. Родина краше
27. Солнца не закроешь, а правду не скроешь.
28. Солнце — сияет, а месяц светит.
29. Солнце выше ели, а мы еще не ели.
30. Солнце, воздух и вода — лучшие доктора.
31. Солнышко садится — лентяй веселится; солнышко всходит — лентяй с ума
сходит.
солнышко, улыбнется и скроется.
солнца не скрыть, войне мир не победить.
32. Солнышку моему сиятелю, свету моему совету, сахару белому.
33. Счастье — что
34. Тучам
35. Ученье — свет; ан светто разный бывает:
36. Хорош и лунный свет, когда солнца на небе нет.
37. Худо лето, когда солнца нету.
солнышко светит, и огарок свет дает.
Звёзды
1. Звёзды – дети солнца.
2. Малы детушки что часты звездочки: и светят, и радуют в темную ноченьку.
3. Много звезд на свете, да высоко, много золота в земле, да глубоко, а за пазухой
грош на всякое время хорош.
4. Не считай звезды, а гляди в ноги: ничего не найдешь, так хоть не упадешь.
5. Небо – терем божий; звёзды – окна, откуда ангелы смотрят.
6. Плохой ученик на потолке звезды считает.
7. Решетом звезды не ловят.
8. С неба звезд не хватает.
9. Сто звезд не равны одной луне.
10. Счастливые под счастливой звездой родятся.
11. Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.
12. У всякого первенец родится — во лбу светлый месяц, за ушами ясны звезды.
13. Хорошая книга ярче звездочки светит.
14. Чем ночь темней, тем ярче звезды.
20 ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Произведения художественной литературы,
в которых встречаются космические объекты
Луна, месяц
1) Беляев А. «Звезда КЭЦ»
2) Верн Ж. «Вокруг Луны»
3) Карлов Б. «Карлуша на Луне»
4) Кузмина М. «Как месяц молодой повис…»
5) Носов Н. «Незнайка на Луне»
6) Пушкин А.С. «Сказка о мёртвой царевне»
7) Пушкина А. «Приметы», «Бесы»
8) Циолковский К. «На Луне»
9) Шекспир В. «Ромео и Джульетта»
Солнце
1) Бальмонт К. «К солнцу»
2) Белый А. «Солнце»
3) Грин А. «Пропавшее солнце»
4) Левитан Е. «Тайны нашего солнышка»
5) Лермонтов М. «Как солнце зимнее прекрасно»
6) Маяковский В. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский
летом на даче»
7) Пушкина А. С. «Зимнее утро»
8) Фет А. «Среди звёзд»
Звёзды
21 1) Григорьев А. «Комета»
2) Маяковский в. «Послушайте!»
3) Пушкин А. «Сказка о царе Салтане», «К Чаадаеву»
4) Уайльд О. «Сказка о звездном мальчике»
5) Экзюпери «Маленький принц»
22
Космос в лирике Сергея Есенина
Космос в лирике Сергея Есенина
Космос в лирике Сергея Есенина
Космос в лирике Сергея Есенина
Космос в лирике Сергея Есенина
Космос в лирике Сергея Есенина
Космос в лирике Сергея Есенина
Космос в лирике Сергея Есенина
Космос в лирике Сергея Есенина
Космос в лирике Сергея Есенина
Космос в лирике Сергея Есенина
Космос в лирике Сергея Есенина
Космос в лирике Сергея Есенина
Космос в лирике Сергея Есенина
Космос в лирике Сергея Есенина
Космос в лирике Сергея Есенина
Космос в лирике Сергея Есенина
Космос в лирике Сергея Есенина
Космос в лирике Сергея Есенина
Космос в лирике Сергея Есенина
Космос в лирике Сергея Есенина
Космос в лирике Сергея Есенина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.