Цель коучинга: показать необходимость использования на уроках заданий по формированию функциональной грамотности учащихся, способствовать повышению педагогической практики учителя. Педагоги через решение заданий должны понять необходимость использования на своих уроках заданий по формированию функциональной грамотности учащихся. На коучинге также представлена оценка образовательных достижений учащихся Казахстана в рамках международных исследований PISА, TIMSS.
План коучинга по ФГ.docx
Тема:
Общие цели:
Ожидаемый результат:
Ключевые идеи:
Ресурсы:
Этапы занятия
1.Приветствие.
Деление на группы.
2. Разминка на развитие
мышления
Краткосрочный план коучинг – занятия
Функциональная грамотность: актуальность, проблемы, перспективы
показать необходимость использования на уроках заданий по формированию функциональной грамотности
учащихся, способствовать повышению педагогической практики учителя.
участники смогут через решение заданий, понять необходимость использования на своих уроках заданий по
формированию функциональной грамотности учащихся.
Функциональная грамотность. PISА, TIMSS.
Презентация: «Развитие функциональной грамотности в школе. Оценка образовательных достижений
обучающихся в рамках международных исследований», задания PISA.
Время
2 мин
Действия коуча и действия участников коучинг – занятия.
Создание коллаборативной среды, деление на группы «по цветам» (розовый, салатовый и т.п.).
Задания на развитие мышления
1) Какое число скрыто под автомобилем?
2) Куда едет автобус?
Показать ответы
1. 87, просто переверните фото.
2. Ответ 1, потому что она является эталоном, ибо остальные фигуры ее модификации,
изменена либо форма, либо цвет, либо рамка.
3. При том, что автобус едет вперед и движется по правой стороне, как принято, он движется
влево. Потому что двери не видно.
Подробнее: https://cepia.ru/razvitiemishleniya 3.Введение в тему коучинга.
7 мин
Прием «Мозговой штурм»
1. Когда появился термин «функциональная грамотность»?
(Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. ЮНЕСКО наряду с понятиями
«грамотность» и «минимальная грамотность».)
2. Как определяют понятия «грамотность» и « минимальная грамотность»?
( Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами.
Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения.)
3. Как определяют термин «функциональная грамотность»? (Функциональная
грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и
максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от
элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять
простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия,
функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков,
обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных
отношений, который считается минимально необходимым для осуществления
жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Функционально грамотная
личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с
общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки
функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и
умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми
компетенциями)
4. Какие формы функциональной грамотности существуют?
(1.Общая грамотность: написать..., считать..., отвечать на вопросы...
2.Компьютерная грамотность: находить и отбирать..., пользоваться, анализировать...
3.Информационная грамотность: оказать..., обратиться..., заботиться...
4.Коммуникативная грамотность: работать..., расположить..., не поддаваться...
5.Грамотность при овладении иностранными языками: перевести..., рассказать...,
общаться
6.Бытовая грамотность: выбирать..., планировать..., использовать..
7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях: оказать..., обратиться..., заботиться.
8.Общественнополитическая грамотность: отстаивать, объяснять, анализировать.)
5. Каковы отличительные черты функциональной грамотности? (Функциональная грамотность:
является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма
направлена на решение бытовых проблем
обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной
ситуации
связана с решением стандартных
используется в качестве оценки.)
6. Как проявляется недостаток функциональной грамотности? (Функцион льная
аа
аа
негр мотность — неспособность человека читать и писать на уровне, необходимом для
выполнения простейших общественных задач; в частности, это выражается в неумении
читать инструкции, в неумении находить нужную в деятельности информацию. Понятие
появилось в 90е годы XX века. По мнению Татьяны Дмитриевны Жуковой, президента
Ассоциации школьных библиотек России, именно функциональная неграмотность
является причиной многих техногенных катастроф[1].Функционально неграмотным
(малограмотным) считается лицо, в значительной мере утратившее навыки чтения и
письма и неспособное к восприятию короткого и несложного текста, имеющего
отношение к повседневной жизни. Функционально неграмотных и малограмотных следует
отличать от людей, не умеющих читать и писать («неграмотных»; их число, согласно
мировой статистике, постоянно снижается и составляет в развитых странах не более 0,5
% населения). Причиной появления функциональной неграмотности могут быть такие
обстоятельства, как исключение из школы, долгие болезни. Функционально неграмотные
люди культурно ограничены (в той или иной степени), характеризуются слабой учёбой в
школе, негативным отношением к культурным учреждениям, вытекающим из неумения
понимать их репертуар и боязни быть осмеянными в связи с этим[2]. C 90х годов в
России началось снижение грамотности населения. В 2003 году Международный институт
чтения провёл исследование по качеству чтения и функциональной грамотности, в
котором учащиеся России заняли 32е место из 40 стран. Сегодня в России лишь каждый
третий выпускник 11х классов понимает содержание научных и литературных текстов.
Это явление вызвано учебными программами направленными не на понимание
прочитанного, а на звуковое воспроизведение[3].( Из ВИКИПЕДИИ)
7. В каких предметных областях различные международные исследования (PISA, TIMSS, PIRLS) проверяют уровень сформированности функциональной
грамотности?
8. На сколько уровней можно подразделить грамотность чтения?
9. Что характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального
чтения?
10. Сколько раз Казахстан принимал участие в данных международных
исследованиях?
Формы функциональной грамотности:
1. Общая грамотность.
2. Компьютерная грамотность.
3. Информационная грамотность.
4. Коммуникативная грамотность.
5. Грамотность при овладении иностранными языками.
6. Бытовая грамотность.
7. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуация.
8. Общественнополитическая грамотность.
4. Просмотр презентации:
«Развитие функциональной
грамотности в школе. Оценка
образовательных достижений
обучающихся в рамках
международных исследований».
5. Работа в группах: логические
задания PISA.
8 мин
12 мин
Коуч предлагает ознакомиться участникам коучинг занятия с презентацией, затем с
участниками коучинг –занятия ведется обсуждение:
Назовите области исследования PISА?
Как вы считаете, почему исследуются три области: грамотность чтения, математическая и
естественнонаучная грамотность?
Как вы считаете, почему результаты исследований казахстанских учащихся низкие?
Участникам предлагается ознакомиться с примерами заданий на проверку грамотности чтения
(задания конкурсаисследования «Почитайка») и попробовать решить одно из них.
Легко ли было вам решить эти задания?
Как вы считаете, почему не сразу удалось решить?
Чему способствуют такие задания?
Как вы считаете можно ли такие задания использовать на ваших занятиях?
6. Рефлексия.
5 мин
Участники коучингзанятия пишут рефлексию: «Две звезды, одно пожелание».
Два положительных момента, одно пожелание.
Спасибо за внимание! До встречи!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.