План-конспект Ковалентная связь
Цель: Углубить, обобщить и систематизировать основные понятия темы, совершенствовать навыки определения вида связи по формуле вещества, составления схемы образования различных видов связи.
Тип урока: комбинированный
Задачи:
- обучения: сформировать знания о ковалентной химической связи, научить писать структурные формулы.
- развития: развитие химического языка, логического мышления;
- воспитания: воспитывать умения работать самостоятельно и в группе, формирование эстетического чувства при аккуратном заполнении тетрадей.
Методы и приемы обучения: индивидуальный и фронтальный опрос, рассказ, объяснение, демонстрация.
Средства обучения: учебники, дидактические материалы
Ход урока
1. Организационный момент
– Здравствуйте! Присаживайтесь!
2. Актуализация знаний
На прошлом уроке мы изучали тему «Ионная химическая связь»
Давайте вспомним этот материал:
1. Назовите максимальное количество электронов на внешнем энергетическом электронном уровне у неметаллов.
-от 4 до 7
2. Какие типы химической связи вы еще помните?
-ковалентная, металлическая, водородная
3. Что такое ион?
- Ион— электрически заряженная неэлементарная частица (атом, молекула, свободный радикал), получаемая в процессе ионизации. Имеет положительный или отрицательный заряд, кратный заряду электрона.
4. Какую связь называют ионной?
- Химическую связь, возникающую между ионами, называют ионной.
5. Записать схему образования ионной связи оксида натрия
3. Изучение нового материала
Ковалентная химическая связь — это связь, возникающая между атомами за счет образования общих электронных пар.
Образование ковалентной связи можно объяснить тем, что у атомов химических элементов энергетически выгодной и устойчивой является электронная конфигурация внешнего электронного уровня из восьми электронов (для атома водорода из двух).
Такую конфигурацию атомы получают не путем отдачи или присоединения электронов, как в случае ионной связи, а посредством образования общих электронных пар. Механизм образования такой химической связи может быть обменный или донорно-акцепторный.
Обменный механизм действует, когда атомы образуют общие электронные пары за счет объединения неспаренных электронов.
Например:
Химическая связь возникает благодаря образованию общей электронной пары s-электронами атомов водорода (перекрыванию s-облаков).
2) НСl — хлороводород:
Химическая связь возникает за счет образования общей электронной пары из s- и р-электронов.
3) Сl2 — в молекуле хлора ковалентная связь образуется за счет непарных р-электронов:
4) N2 — в молекуле азота между атомами образуются три общие электронные пары:
Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи рассмотрим на классическом примере образования иона аммония NH+2:
Донор имеет электронную пару, акцептор — свободную атомную орбиталь , которую эта пара может занять. В ионе аммония все четыре связи с атомами водорода ковалентные: три образовались благодаря созданию общих электронных пар атомом азота и атомами водорода по обменному механизму, одна образовалась по донорно-акцепторному механизму. Все четыре связи N—Н в катионе аммония равноценны.
Аналогично по донорно-акцепторному механизму образуется связь в ионе метиламмония [CH3NH3]+:
Ковалентные связи классифицируют не только по механизму образования общих электронных пар, соединяющих атомы, но и по способу перекрывания электронных облаков, по числу общих электронных пар, а также по смещению их к одному из связанных атомов.
По способу перекрывания электронных облаков различают σ- и π-ковалентные связи.
В молекуле азота одна общая электронная пара образуется за счет σ-связи (электронная плотность находится в одной области, расположенной на линии, соединяющей ядра атомов; связь прочная).
Две другие общие электронные пары образуются за счет π-связей, т. е. бокового перекрывания р-облаков в двух областях; π-связь менее прочна, чем σ-связь.
В молекуле азота между атомами существует одна σ-связь и две π-связи, которые находятся во взаимно перпендикулярных плоскостях (так как взаимодействуют 3 неспаренных р-электрона каждого атома).
Следовательно, σ-связи могут образовываться за счет перекрывания электронных облаков:
По числу общих электронных пар, связывающих атом т. е. по кратности, различают ковалентные связи:
Ковалентная связь может быть неполярной и полярной. При неполярной ковалентной связи общие электронные пары не смещены ни к одному из атомов, так как эти атомы имеют одинаковую электроотрицательность (ЭО) — свойство оттягивать к себе валентные электроны от других атомов.
Ковалентную химическую связь, образующуюся между атомами с одинаковой электроотрицательностью, называют неполярной. |
Например:
т. е. посредством ковалентной неполярной связи образованы молекулы простых веществ — неметаллов.
Ковалентную химическую связь между атомами неметаллов, электроотрицательности которых различаются, называют полярной. |
Например, в молекуле аммиака NH3 азот — более электроотрицательный элемент, чем водород, поэтому общие электронные пары смещаются к его атому.
В метаноле СН3ОН:
Следует различать полярность молекулы и полярность связи. Полярность связи зависит от значений электроотрицательности связанных атомов, а полярность молекулы зависит и от полярности связи, и от геометрии молекулы. Например, связи в молекуле углекислого газа СO2 будут полярными, а молекула не будет полярной, так как имеет линейное строение
Молекула воды Н2O полярна, так как образована с помощью двух ковалентных полярных связей Н→O и имеет угловую форму. Валентный угол НОН составляет 104,5°, поэтому у атома кислорода с частичным отрицательным зарядом δ- и двумя неподеленными электронными парами формируется отрицательный полюс молекулы, а у атомов водорода с зарядом δ+ — положительный. Молекула воды — диполь.
Вещества с ковалентной связью характеризуются кристаллической решеткой двух типов:
Внутримолекулярная ковалентная связь прочная, но межмолекулярное взаимодействие очень слабое, вследствие чего молекулярная кристаллическая решетка непрочная.
4.Закрепление знаний
Выполняют задания у доски, объясняют механизм образования связи:
- одинарная связь: Н - Н,F - F
- двойная связь: О=О, S=S
- тройная связь: N=N, P=P
5.Рефлексия
Выставление оценок. Учащиеся высказывают личные впечатления об
уроке, об уровне выявленных знаний и умений. Благодарю за урок.
6.Домашнее задание
§4, вопрос 1,4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.