Ковалентная полярная и неполярная химические связи
Оценка 4.6

Ковалентная полярная и неполярная химические связи

Оценка 4.6
docx
06.09.2022
Ковалентная полярная и неполярная химические связи
ков.связь 11кл..docx

План-конспект Ковалентная связь

Цель: Углубить, обобщить и систематизировать основные понятия темы, совершенствовать навыки определения вида связи по формуле вещества, составления схемы образования различных видов связи.

Тип урока: комбинированный

Задачи:

- обучения: сформировать знания о ковалентной химической связи, научить писать структурные формулы.

- развития: развитие химического языка, логического мышления;

- воспитания: воспитывать умения работать самостоятельно и в группе, формирование эстетического чувства при аккуратном заполнении тетрадей.

Методы и приемы обучения: индивидуальный и фронтальный опрос, рассказ, объяснение, демонстрация.

Средства обучения: учебники, дидактические материалы

Ход урока

1. Организационный момент

– Здравствуйте! Присаживайтесь!

 

2. Актуализация знаний

 

На прошлом уроке мы изучали тему «Ионная химическая связь»

Давайте вспомним этот материал:

1.       Назовите максимальное количество электронов на внешнем энергетическом электронном уровне у неметаллов.

-от 4 до 7

2.       Какие типы химической связи вы еще помните?

-ковалентная, металлическая, водородная

3.       Что такое ион?

- Ион— электрически заряженная неэлементарная частица (атом, молекула, свободный радикал), получаемая в процессе ионизации. Имеет положительный или отрицательный заряд, кратный заряду электрона.

4. Какую связь называют ионной?

- Химическую связь, возникающую между ионами, называют ионной.

5. Записать схему образования ионной связи оксида натрияhttps://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5627bfdb527f7/konspiekt-uroka-kovalientnaia-khimichieskaia-sviaz_3.png

3. Изучение нового материала

Ковалентная химическая связь — это связь, возникающая между атомами за счет образования общих электронных пар.

 

Образование ковалентной связи можно объяснить тем, что у атомов химических элементов энергетически выгодной и устойчивой является электронная конфигурация внешнего электронного уровня из восьми электронов (для атома водорода из двух).

Такую конфигурацию атомы получают не путем отдачи или присоединения электронов, как в случае ионной связи, а посредством образования общих электронных пар. Механизм образования такой химической связи может быть обменный или донорно-акцепторный.

Обменный механизм действует, когда атомы образуют общие электронные пары за счет объединения неспаренных электронов.

Например:

http://tepka.ru/himiya_11/0045.jpg

Химическая связь возникает благодаря образованию общей электронной пары s-электронами атомов водорода (перекрыванию s-облаков).

http://tepka.ru/himiya_11/0045-1.jpg

2) НСl — хлороводород:

http://tepka.ru/himiya_11/0046.jpg

Химическая связь возникает за счет образования общей электронной пары из s- и р-электронов.

http://tepka.ru/himiya_11/0046-1.jpg

3) Сl2 — в молекуле хлора ковалентная связь образуется за счет непарных р-электронов:

http://tepka.ru/himiya_11/0046-2.jpg

4) N2 — в молекуле азота между атомами образуются три общие электронные пары:

http://tepka.ru/himiya_11/0046-3.jpg

Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи рассмотрим на классическом примере образования иона аммония NH+2:

http://tepka.ru/himiya_11/0046-4.jpg

Донор имеет электронную пару, акцептор — свободную атомную орбиталь http://tepka.ru/himiya_11/0047.jpg, которую эта пара может занять. В ионе аммония все четыре связи с атомами водорода ковалентные: три образовались благодаря созданию общих электронных пар атомом азота и атомами водорода по обменному механизму, одна образовалась по донорно-акцепторному механизму. Все четыре связи N—Н в катионе аммония равноценны.

Аналогично по донорно-акцепторному механизму образуется связь в ионе метиламмония [CH3NH3]+:

http://tepka.ru/himiya_11/0047-1.jpg

Ковалентные связи классифицируют не только по механизму образования общих электронных пар, соединяющих атомы, но и по способу перекрывания электронных облаков, по числу общих электронных пар, а также по смещению их к одному из связанных атомов.

По способу перекрывания электронных облаков различают σ- и π-ковалентные связи.

В молекуле азота одна общая электронная пара образуется за счет σ-связи (электронная плотность находится в одной области, расположенной на линии, соединяющей ядра атомов; связь прочная).

http://tepka.ru/himiya_11/0047-2.jpg

Две другие общие электронные пары образуются за счет π-связей, т. е. бокового перекрывания р-облаков в двух областях; π-связь менее прочна, чем σ-связь.

http://tepka.ru/himiya_11/0047-3.jpg

В молекуле азота между атомами существует одна σ-связь и две π-связи, которые находятся во взаимно перпендикулярных плоскостях (так как взаимодействуют 3 неспаренных р-электрона каждого атома).

Следовательно, σ-связи могут образовываться за счет перекрывания электронных облаков:

http://tepka.ru/himiya_11/0048.jpg

По числу общих электронных пар, связывающих атом т. е. по кратности, различают ковалентные связи:

http://tepka.ru/himiya_11/0048-2.jpg

Ковалентная связь может быть неполярной и полярной. При неполярной ковалентной связи общие электронные пары не смещены ни к одному из атомов, так как эти атомы имеют одинаковую электроотрицательность (ЭО) — свойство оттягивать к себе валентные электроны от других атомов.

Ковалентную химическую связь, образующуюся между атомами с одинаковой электроотрицательностью, называют неполярной.

Например:

http://tepka.ru/himiya_11/0049.jpg

т. е. посредством ковалентной неполярной связи образованы молекулы простых веществ — неметаллов.

Ковалентную химическую связь между атомами неметаллов, электроотрицательности которых различаются, называют полярной.

Например, в молекуле аммиака NH3 азот — более электроотрицательный элемент, чем водород, поэтому общие электронные пары смещаются к его атому.

http://tepka.ru/himiya_11/0049-1.jpg

В метаноле СН3ОН:

http://tepka.ru/himiya_11/0049-2.jpg

Следует различать полярность молекулы и полярность связи. Полярность связи зависит от значений электроотрицательности связанных атомов, а полярность молекулы зависит и от полярности связи, и от геометрии молекулы. Например, связи в молекуле углекислого газа СO2 будут полярными, а молекула не будет полярной, так как имеет линейное строение

http://tepka.ru/himiya_11/0049-3.jpg

Молекула воды Н2O полярна, так как образована с помощью двух ковалентных полярных связей Н→O и имеет угловую форму. Валентный угол НОН составляет 104,5°, поэтому у атома кислорода с частичным отрицательным зарядом δ- и двумя неподеленными электронными парами формируется отрицательный полюс молекулы, а у атомов водорода с зарядом δ+ — положительный. Молекула воды — диполь.

http://tepka.ru/himiya_11/0050.jpg

Вещества с ковалентной связью характеризуются кристаллической решеткой двух типов:

  • атомной — очень прочной (алмаз, графит, кварц Si02);
  • молекулярной — в обычных условиях это газы, легколетучие жидкости и твердые, но легкоплавкие или возгоняющиеся вещества (хлор Сl2, вода Н2O, иод I2, «сухой лед» СO2 и др.).

Внутримолекулярная ковалентная связь прочная, но межмолекулярное взаимодействие очень слабое, вследствие чего молекулярная кристаллическая решетка непрочная.

4.Закрепление знаний

Выполняют задания у доски, объясняют механизм образования связи:

 

- одинарная связь: Н - Н,F - F

 

- двойная связь: О=О, S=S

 

- тройная связь: N=N, P=P

 

5.Рефлексия

Выставление оценок. Учащиеся высказывают личные впечатления об

уроке, об уровне выявленных знаний и умений. Благодарю за урок.

6.Домашнее задание

§4, вопрос 1,4.


 

План-конспект Ковалентная связь

План-конспект Ковалентная связь

Изучение нового материала Ковалентная химическая связь — это связь, возникающая между атомами за счет образования общих электронных пар

Изучение нового материала Ковалентная химическая связь — это связь, возникающая между атомами за счет образования общих электронных пар

Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи рассмотрим на классическом примере образования иона аммония

Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи рассмотрим на классическом примере образования иона аммония

Следовательно, σ-связи могут образовываться за счет перекрывания электронных облаков:

Следовательно, σ-связи могут образовываться за счет перекрывания электронных облаков:

Следует различать полярность молекулы и полярность связи

Следует различать полярность молекулы и полярность связи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2022