КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА КАК ФОРМА
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Болтенкова В.А., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Сорокинская ООШ» Старооскольского городского округа
Важным принципом отбора сведений об окружающем мире для детей младшего школьного возраста является краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми близкого, доступного им материала. Использование в работе с детьми краеведческого материала соответствует возрастным особенностям школьников, их конкретно-образному, наглядному мышлению.
Основными задачами, которые решаются в ходе занятий по ознакомлению младших школьников с родной страной, являются:
- расширение и углубление представлений и понятий детей о Родине;
- воспитание чувства любви и привязанности к родному краю, стране, уважения и гордости за свой народ, его историю, культуру;
- развитие интереса, потребности в обществоведческих сведениях, эмоционально-положительного отношения к окружающему;
- формирование стремления и готовности отразить полученные знания в деятельности.
Основными формами ознакомления детей младшего школьного возраста с явлениями общественной жизни являются занятия, экскурсии, целевые прогулки, игры-занятия. Экскурсии и целевые прогулки следует чаще использовать при ознакомлении школьников с родным городом (селом). Ценность этих форм работы определяется не только тем, что дети имеют возможность непосредственно знакомиться с городом(селом), но и тем, что на основе возникающих в результате их проведения конкретных представлений у ребят впоследствии легче формируются знания о республике и стране.
Занятия в форме игры - одни из самых любимых детьми видов занятий. Они интересны младшим школьникам, приносят им радость, потому что в ходе таких занятий дети действуют непосредственно, свободно. Ценность их заключается и в том, что знания, полученные в процессе таких занятий, легко переносятся детьми в творческие игры.
Система работы по краеведению с младшими школьниками обусловливает необходимость руководства творческой деятельности детей с целью формирования у них предпосылок для активного отношения к окружающему миру.
С целью создания единой системы по краеведению детей младшего дошкольного возраста, наряду с игровой, необходимо широко использовать также возможности изобразительной деятельности ребят этого возраста. Значение изобразительной деятельности в краеведении определяется возможностями её в усилении и углублении нравственных переживаний ребёнка в процессе создания рисунка.
При ознакомлении детей с трудом взрослых важно руководствоваться принципом перехода от простого, близкого к более далёкому, сложному (труд работников школы, родителей, людей в ближайшем окружении, характерные виды труда людей города, края, других республик).
Краеведение начинается с познания малой родины, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье. Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение».
В толковом словаре В.И. Даля: «Краеведение - это совокупность знаний (исторических, географических и т.п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности - природы, хозяйства, истории, быта людей - преимущественно местными школами».
Без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование человека культуры.
Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического воспитания подрастающего поколения. Любой школьник, интересующийся краеведением, может выбрать себе занятие по душе. Различают следующие направления краеведческой работы: географическое, художественное, историческое, литературное, экологическое.
Географическое краеведение изучает климатические особенности местности и их динамику, лесные и степные массивы, холмы, овраги, отдельные деревья, курганы, фрагменты ландшафта и морских акваторий, степные курганы, отдельные горы и барханы, почвы, животный мир, ручьи и родники.
Объектом художественного краеведческого поиска могут стать скульптура, архитектура, художественные ремесла, устное народное творчество, музыкальный фольклор, резьба по дереву, искусство танца и т.п.
Предметом внимания краеведов-историков является история городов, поселков, отдельных зданий, выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов и явлений, население
В педагогической науке целью литературного краеведения является выявление двух зависимостей: как тот или иной город (село) сформировали личность писателя (поэта) и как этот писатель отразил в своем творчестве ту или иную местность.
Основными источниками краеведческой информации являются:
- периодическая печать (газеты, журналы, альманахи);
- художественная литература (но нужно помнить, что не каждый писатель-художник достоверно отражает действительность);
- архивные фонды;
- фонды музеев;
- всякого рода планы и карты;
- материальные следы культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры);
- материалы статистики;
- устные свидетельства старожилов.
Основные принципы краеведческой работы:
- системный подход;
- предельная достоверность фактов;
- синхронность отдельных направлений поиска (например, искусство или природу края нельзя рассматривать исторического контекста).
Формы краеведческой работы - урочная и внеурочная, как активная (сам поиск, туризм, полевая работа) и пассивная (отработка полевых материалов, экскурсионное обслуживание в школьных музеях). Внеурочная краеведческая работа - это поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы, олимпиады, пленэр (живописные этюды с натуры).
Конечным результатом серьезной краеведческой работы является школьный музей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.