Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
история +1
Взрослым
24.06.2017
Основная идея программы — создание системы работы по становлению духовно-нравственных качеств ребенка через ознакомление с историко-литературным наследием родного края.
Данная программа направлена на детей, педагогов, библиотекарей.
Новизна программы состоит в вовлечении учащихся в исследовательскую деятельность, развитии потребности самостоятельно работать с различными источниками информации, участвовать в социальных проектах. Память об истории страны – залог нравственного здоровья общества. Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения. Приобщение ребенка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом, важно в духовно-нравственном воспитании личности. Работа поможет наиболее эффективно решать задачи нравственного и патриотического воспитания школьников.Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)
программа .doc
Номинация: методические разработки урочной и внеурочной деятельности по литературному и музыкальному краеведению
«Мое начало здесь»
Краеведческая программа с этнокультурным компонентом
«Родные истоки»
(программа дополнительного образования)
Составители программы:
Николаева И. Л. библиотекарь I категории отдела обслуживания учащихся 59 классов,
Государственное казенное учреждение культуры Волгоградской области «Волгоградская областная детская библиотека»
Кутепова В. В. учитель истории, Муниципальное образовательное учреждение средняя школа №6
Тел. 89047517505
Центрального района Волгограда
Тел. 89053977668
Волгоград, 2016 Краткая аннотация программы
Основная идея программы — создание системы работы по становлению духовнонравственных качеств ребенка через
ознакомление с историколитературным наследием родного края.
Данная программа направлена на детей, педагогов, библиотекарей.
Новизна программы состоит в вовлечении учащихся в исследовательскую деятельность, развитии потребности
самостоятельно работать с различными источниками информации, участвовать в социальных проектах. Память об
истории страны – залог нравственного здоровья общества. Воспитание любви к Родине является одной из главных
составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения. Приобщение ребенка к истокам народной культуры,
ознакомление с обрядами, традициями, бытом, важно в духовнонравственном воспитании личности. Работа поможет
наиболее эффективно решать задачи нравственного и патриотического воспитания школьников.
Программа реализуется через интерактивные формы работы с детьми (литературномузыкальные и поэтические гостиные,
краеведческие и исследовательские проекты, фольклорные экспедиции, виртуальные путешествия), создание предметно
пространственной среды в соответствии с требованиями данной программы.
В программе участвует учащиеся кадетского класса казачьей направленности, классный руководитель, библиотекарь. Направленность программы:
по содержанию является: краеведческой;
по функциональному назначению: учебнопознавательной;
по времени реализации: 2 года, 18 часов
Представленная программа построена на историколитературном краеведческом материале.
Выбор данного направления, вопервых, обусловлен тем, что краеведение реализует на практике такой принцип
государственной политики, как формирование духовнонравственной личности обучающихся, воспитанию патриотизма;
вовторых, история казачества является неотъемлемой частью истории нашей Родины, и возрождение духовных ценностей
нашего края осознаётся нами как историческая необходимость. Таким образом, данная программа отвечает основным
положениям ФГОС второго поколения на содержание образования, удовлетворяющее интерес к историческим корням и
духовной культуре родного края.
Личностные УУД: У ученика будут сформированы:
1. Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к истории Родины.
2. Устойчивый учебнопознавательный интерес к новым общим способам решения задач;
3. Адекватного понимания причин успешности/неуспешности деятельности
Регулятивные УУД:
1. Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
2. Планировать свои действия .
3. Обнаруживать и формулировать нравственную проблему. 4. Высказывать свою версию разрешения проблемы.
5. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные УУД:
1. Осуществлять поиск необходимой информации.
2. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
3. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.
4. Строить логическое рассуждение.
Коммуникативные УУД:
1. Оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
2. Слушать и понимать речь других людей.
3. Формулировать собственное мнение и позицию.
4. Договариваться и приходить к общему мнению.
Ценностные ориентиры содержания курса:
– патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России.
– гражданственность – закон и порядок.
– семья – любовь и верность, здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших.
– труд и творчество – уважение к труду.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную
деятельность детей. Новизна программы состоит в том, что обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, опираясь не
только на восприятие учебного материала, но и на возрастающую потребность самостоятельно работать с различными
источниками информации, участвовать в социальных проектах.
Актуальность: Память об истории страны – залог нравственного здоровья общества. Не случаен интерес юного
поколения к своим истокам, своим корням. Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих
нравственного воспитания подрастающего поколения. А воспитание любви к отчизне невозможно без привития интереса и
уважения к своей «малой родине», ее людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребенка к истокам народной
культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом, важно в духовнонравственном воспитании личности. Нельзя
прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла, не растворилась душа русского народа: тот народ, который не
помнит своих корней, перестает существовать как этническая единица. Работа в классе казачьей направленности поможет
наиболее эффективно решать задачи нравственного и патриотического воспитания школьников.
Цель программы:
Воспитание чувства патриотизма учащихся к родному краю через изучение его истории, традиций, культуры и быта
донских казаков.
Задачи программы:
1. Изучить историю донского казачества.
2. Пробудить интерес к культуре родного края посредством изучения краеведческой литературы.
3. Привлечь учащихся к познавательной и исследовательской деятельности на примере культурных традиций казаков
Волгоградской области. Целевая группа: учащиеся кадетских классов с этнокультурным компонентом.
Основные принципы построения программы:
1. Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала;
2. Принцип интеграции и дифференциации обучения;
3. Принцип возрастания сложности (от простого к сложному).
Основные формы занятий: беседа, ролевые и деловые игры, встречи с интересными людьми, защита социальных
проектов, составление презентаций, экскурсии в музеи, конкурсы, викторины.
Отличительной особенностью данной программы заключается в том, что она является комплексной, так как содержит
информацию не только по истории казачества, но и казачьей культуры, народного творчества казаков, а также основы
православия.
Условия реализации программы:
Программа будет успешно реализована, если
-
-
будет выдан весь предусмотренный программой теоретический материал и проведено его закрепление на практике;
будут учитываться возрастные и личностные особенности учащихся;
Ожидаемые результаты:
1. Возрастет интерес учащихся к чтению краеведческой литературы.
2. Разовьется самостоятельность, кругозор учащихся, их познавательные интересы.
3. Окрепнет чувство патриотизма, любви к своей малой родине.
Итогом данной программы будет создание альбома, отражающего все этапы деятельности. Способы проверки:
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов, такие как викторины,
выполнение творческих заданий, участие обучающихся в конкурсах, мероприятиях, работа над проектами.
Учебнотематический план программы:
Содержание программы
Формы
реализации
Теоретичес
кие часы
Практические
часы
Название
занятия
«Великая
дорога
цивилизаций»
№
1
2
Предшественники казаков: булгары,
Познавательный
час.
хазары, печенеги, половцы. Первое
упоминание о казачестве. Дикое поле.
Кто такие казаки. Донские казаки.
Гимн донских казаков. История
написания гимна.
«Степь
колыбель
казачества»
Древние символы казачества: гуси
лебеди, степь, Дон, травы.
Литературно
музыкальная
Реки: Тихий Дон, Хопер. Песни и
стихи о Доне и Хопре.
гостиная.
Сроки
реализац
ии
январь
февраль
1
1
1
1 Травы: горькая полынь (емшан),
душистый чабрец (чобор) и др. Стихи
и песни о степи.
Дегустация чая из степных трав.
Казацкий чай: чабрец, шалфей, иван
чай. Степной чай: ромашка, душица,
степная мята.
3
«Слово тот
Донское казачество и его культура.
Краеведческий
2
2
март
груз, который в
пути не тянет, а
душу согревает»
Казачий фольклор, театр. Народные
сказки: диалогианекдоты, сказки
былички, апокрифы.
проект.
Инсценировка
сказки.
Казачьи легенды. Современные сказки
Мастеркласс
В. Весова, В. Когитина. Казачьи
песни: исторические, служивские,
(изготовление
куклы).
любовные. Обрядовые и календарные
праздники и песни. Народные игры и
забавы. Самобытные обычаи. Казачьи
праздники:
и
государственные
Фольклорная
экспедиция. православные.
4
«Дела их слава
Казачья слава. Знаменитые казаки.
Историко
оглашает»
Землепроходцы, покорители Сибири
(Т. Ермак и С. Разин). Защитники
патриотический
урок.
Отечества: атаман войска Донского,
генерал Матвей Платов; герой ВОВ,
полный
георгиевский кавалер
Константин Недорубов. Конструктор
оружия,
донской казак Федор
Токарев, Герой Соц. Труда (пистолет
ТТ).
кинематографа
Основоположник русского
Александр
Ханжонков, есаул.
5
«Слава тебе,
Господи, что мы
Казачьи поселения и хозяйство.
Курень. Усадьба. Станица. Хутор.
Ознакомительная
лекция.
казаки»
Хозяйство
земледелие.
Животноводство и коневодство.
и
Охота и рыбная ловля. Казачьи
ремесла и профессии. Народная
Исследовательско
краеведческий
проект.
апрель
1
май
1
1 6
«Волшебный
мир прошлого и
настоящего»
Виртуальное
путешествие.
медицина.
Одежда казаков. Мужской и женский
костюм. Головные уборы. Прически и
украшения. Пища и кухня казаков.
Воспитание мальчика и девочки.
Казаки в Волгоградской области.
Казачьи музеи и памятники
Волгограда и области. Памятник
казакувоину. (Кумылженский
район). Памятник основателю
поселения Средняя Ахтуба Степану
Разину.
Памятник Российскому казачеству
(Волгоград).
Чернышковский казачий музей. Музей
истории донских казаков.
Волгоградский музей изобразительных
искусств им. И. И. Машкова.
1
сентябрь 7
«Покрова
Пресвятой
Богородицы»
История праздника,
традиции.
Театрализованный
Значение праздника для казаков.
История создания храма Покрова
Пресвятой Богородицы на Нерли.
праздник
8
«Царицынские
байки»
Музыкальнодраматический казачий
театр. Здание театра, легенды о нем.
Творческий
портрет театра.
История театра. Уникальность театра.
Посещение театра. Традиции театра.
Репертуар театра. Артисты, роли,
спектакли.
9
«Споемте,
Самодеятельные и профессиональные
Музыкальный час
братцы казаки»
песеннотанцевальные
Волгоградской области.
коллективы
1
1
1
октябрь
октябрь
ноябрь
1
1
Казачьи ансамбли Волгоградской
области:
«Лазоревый цветок»,
«Казачий курень» и др. Ансамбли
песни и пляски «Казачья воля»,
«Хопер».
казачьей
Ансамбль
песни
старинной
«Станица» Фольклорные фестивали казачьей
«Станица»,
культуры «Казачок»,
«Казачий круг». Конкурсы «Донская
красавица», «Мы внуки деда
Ермака»
Н. Туроверов, Н. Келин, Л.
Поэтическая
Щипахина, Александр Серафимович,
Борис Лащилин, Иван Кандауров, М.
Шолохов.
Евгений
Историк и писатель
Наши
Чемякин.
гостиная.
Творческие
портреты.
1
декабрь
10
«Писатели и
поэты Дона»
современники.
Рекомендуемая литература:
1. Авторские дополнительные образовательные программы по краеведению. Под редакцией Горбовой М.А. – Волгоград: Изд
во ВГИПК РО, 2004
2.
Абакумов, Ю. К вопросу о происхождения казачества / Ю. Н.Абакумов // Преподавание истории в школе. – 2000.
– № 6. – С.2224. 3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Аннинский, Л. Квадратура казачьего круга / Лев Аннинский // Родина. – 2004. – № 5. – С. 148.
Алмазов, Б. Казаки / Б. А. Алмазов, В. Т. Новиков, А. П. Манжола. – СанктПетербург: Золотой век; Диамант,
1999. – 88с. – (Иллюстрированная история Отечества).
Безотосный, В. Кто такие казаки / В. Безотосный // Родина. – 2004. – № 5. – С. 713.
Кандауров, И. Донские казаки: литературноисторическая хроника их жизни, подвигов и трагедии / И. М.
Кандауров. – Волгоград: Станица2, 2003. – 368 с.
Картины былого Тихого Дона: краткий очерк истории войска Донского. Т. 1. – Москва: Граница, 1992. – 256 с. –
(Стражи порубежья).
Келин, Н. Степные песни: [подборка стихов] / Н. Келин // Отчий край. – 1996. – № 4. – С. 7680.
Песни донских казаков: [сборник песен] / сост. Б. П. Екимов. – Волгоград: НижнеВолжское книжное издательство,
1982. – 256 с.
10. Проект Чемякина: [беседа с историкомкраеведом Е. А. Чемякиным по поводу создания казачьей энциклопедии] /
вел беседу В. Весов // Казачий кругъ. – 2013. – № 28 (июль). – С. 1, 2.
11. Споемте, братцы казаки: сборник казачьих песен Волгоградской области. – Волгоград: Волгоградская областная
организация Союза журналистов России, 1994. – 54 с.
12. Степь да степь…: степь в русской поэзии XIXXX века: стихотворения / сост. Б. П. Гучков. – Волгоград:
Издатель, 2010. – 336 с.
13. Сценарии народных календарных праздников/авт. – сост. Л. А. Овчаренко. – Волгоград: Учитель, 2009.
14.
Традиционная культура казаков. Традиции и современность. Методическое пособие (сборник) – сост.Ю. И. Фудько. – Волгоград, 2010.
15. Шишов, А. Сто великих казаков / А. В. Шишов. – Москва: Вече, 2007. – 480с. – (100 великих).
16. Фалалеев, А. Заказ на образование: [казачий компонент в программах образовательных учреждений Волгоградской
области] / А. В. Фалалеев // Казачий кругъ. – 2012. – №.35 (сент.). – С. 6.
Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)
Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)
Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)
Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)
Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)
Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)
Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)
Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)
Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)
Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)
Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)
Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)
Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)
Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.