Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)
Оценка 4.6

Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
история +1
Взрослым
24.06.2017
Краеведческая программа с этнокультурным компонентом  «Родные истоки»  (программа дополнительного образования)
Основная идея программы — создание системы работы по становлению духовно-нравственных качеств ребенка через ознакомление с историко-литературным наследием родного края. Данная программа направлена на детей, педагогов, библиотекарей. Новизна программы состоит в вовлечении учащихся в исследовательскую деятельность, развитии потребности самостоятельно работать с различными источниками информации, участвовать в социальных проектах. Память об истории страны – залог нравственного здоровья общества. Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения. Приобщение ребенка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом, важно в духовно-нравственном воспитании личности. Работа поможет наиболее эффективно решать задачи нравственного и патриотического воспитания школьников.Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)
программа .doc
Номинация: методические разработки урочной и внеурочной деятельности по литературному и музыкальному краеведению «Мое начало здесь» Краеведческая программа с этнокультурным компонентом  «Родные истоки»  (программа дополнительного образования) Составители программы: Николаева И. Л. ­ библиотекарь I категории отдела обслуживания учащихся 5­9 классов, Государственное казенное учреждение культуры Волгоградской области «Волгоградская областная детская библиотека» Кутепова В. В. ­ учитель истории, Муниципальное образовательное учреждение средняя  школа №6  Тел. 8­904­751­75­05 Центрального района Волгограда Тел. 8­905­397­76­68 Волгоград, 2016 Краткая аннотация программы  Основная идея программы — создание системы работы по становлению духовно­нравственных качеств ребенка через  ознакомление с историко­литературным наследием родного края. Данная программа направлена на детей, педагогов, библиотекарей. Новизна программы состоит в вовлечении учащихся в исследовательскую деятельность, развитии потребности  самостоятельно работать с различными источниками информации, участвовать в социальных проектах. Память об  истории страны – залог нравственного здоровья общества. Воспитание любви к Родине является одной из главных  составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения. Приобщение ребенка к истокам народной культуры,  ознакомление с обрядами, традициями, бытом, важно в духовно­нравственном воспитании личности. Работа поможет  наиболее эффективно решать задачи нравственного и патриотического воспитания школьников. Программа реализуется через интерактивные формы работы с детьми (литературно­музыкальные и поэтические гостиные, краеведческие и исследовательские проекты, фольклорные экспедиции, виртуальные путешествия), создание предметно­ пространственной среды в соответствии с требованиями данной программы. В программе участвует учащиеся кадетского класса казачьей направленности, классный руководитель, библиотекарь. Направленность программы: по содержанию является: краеведческой; по функциональному назначению: учебно­познавательной; по времени реализации: 2 года, 18 часов Представленная программа построена на историко­литературном краеведческом материале.  Выбор данного направления, во­первых, обусловлен тем, что краеведение реализует на практике такой принцип  государственной политики, как формирование духовно­нравственной личности обучающихся, воспитанию патриотизма;  во­вторых, история казачества является неотъемлемой частью истории нашей Родины, и возрождение духовных ценностей нашего края осознаётся нами как историческая необходимость. Таким образом, данная программа отвечает основным  положениям ФГОС второго поколения на содержание образования, удовлетворяющее интерес к историческим корням и  духовной культуре родного края. Личностные УУД: У ученика будут сформированы:    1. Внутренняя позиция на уровне положительного отношения к истории Родины.    2. Устойчивый учебно­познавательный интерес  к новым общим способам решения задач;    3. Адекватного понимания причин успешности/неуспешности деятельности Регулятивные УУД:    1. Определять цель деятельности  с помощью учителя и самостоятельно.    2. Планировать свои действия .    3. Обнаруживать и формулировать нравственную проблему. 4. Высказывать свою версию разрешения проблемы.   5. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные УУД:    1. Осуществлять поиск необходимой информации.    2. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.    3. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.    4. Строить логическое рассуждение.  Коммуникативные УУД:    1.  Оформлять свою мысль в устной и письменной речи.    2. Слушать и понимать речь других людей.    3. Формулировать собственное мнение и позицию.    4. Договариваться и приходить к общему мнению.  Ценностные ориентиры содержания курса: –  патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу,  к России. –  гражданственность – закон и порядок. –  семья – любовь и верность, здоровье,  уважение к родителям, забота о старших и младших. –   труд и творчество – уважение к труду. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную  деятельность детей. Новизна программы  состоит в том, что обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, опираясь не только на восприятие учебного материала, но и на возрастающую потребность самостоятельно работать с различными источниками информации, участвовать в социальных проектах.  Актуальность:  Память   об   истории   страны   –   залог   нравственного   здоровья   общества.   Не   случаен   интерес   юного поколения   к   своим   истокам,   своим   корням.  Воспитание   любви   к   Родине   является   одной   из   главных   составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения. А воспитание любви к отчизне невозможно без привития интереса и уважения   к   своей   «малой   родине»,   ее   людям,   их   культуре,   творчеству.   Приобщение   ребенка   к   истокам   народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом, важно в духовно­нравственном воспитании личности. Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла, не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, перестает существовать как этническая единица. Работа в классе казачьей направленности поможет наиболее эффективно решать задачи нравственного и патриотического воспитания школьников. Цель программы:  Воспитание чувства патриотизма учащихся к родному краю через изучение его истории, традиций, культуры и быта донских казаков. Задачи программы: 1. Изучить историю донского казачества. 2. Пробудить интерес к  культуре родного края посредством изучения краеведческой литературы. 3. Привлечь учащихся к познавательной и   исследовательской деятельности на примере культурных традиций казаков Волгоградской области. Целевая группа: учащиеся кадетских классов с этнокультурным компонентом. Основные принципы построения программы: 1. Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала; 2. Принцип интеграции и дифференциации обучения; 3. Принцип возрастания сложности (от простого к сложному). Основные   формы   занятий:  беседа,  ролевые   и   деловые   игры,   встречи   с   интересными   людьми,   защита   социальных проектов, составление презентаций, экскурсии в музеи, конкурсы, викторины.  Отличительной особенностью данной программы заключается в том, что она является комплексной, так как содержит информацию не только по истории казачества, но и казачьей культуры, народного творчества казаков, а также основы православия. Условия реализации программы:  Программа будет успешно реализована, если - - будет выдан весь предусмотренный программой теоретический материал и проведено его закрепление на практике; будут учитываться возрастные и личностные особенности учащихся; Ожидаемые  результаты: 1. Возрастет интерес учащихся к чтению краеведческой литературы. 2. Разовьется самостоятельность, кругозор учащихся, их познавательные интересы. 3. Окрепнет чувство патриотизма, любви к своей малой родине. Итогом данной программы будет создание альбома, отражающего все этапы деятельности. Способы проверки:  Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов, такие как викторины,  выполнение творческих заданий, участие обучающихся в конкурсах, мероприятиях, работа над проектами. Учебно­тематический план программы: Содержание программы Формы реализации Теоретичес кие часы Практические часы Название занятия «Великая дорога цивилизаций» № 1 2 Предшественники   казаков:   булгары, Познавательный час. хазары,   печенеги,   половцы.   Первое упоминание о казачестве. Дикое поле. Кто   такие   казаки.   Донские   казаки. Гимн   донских   казаков.   История написания гимна.  «Степь ­ колыбель казачества» Древние   символы   казачества:   гуси­ лебеди, степь, Дон, травы.  Литературно­ музыкальная Реки:   Тихий   Дон,   Хопер.   Песни   и стихи о Доне и Хопре.  гостиная. Сроки реализац ии январь февраль 1 1 1 1 Травы:   горькая   полынь   (емшан), душистый чабрец (чобор) и др. Стихи и песни о степи. Дегустация   чая   из   степных   трав. Казацкий чай: чабрец, шалфей, иван­ чай.   Степной   чай:   ромашка,   душица, степная мята. 3 «Слово ­ тот Донское казачество и его культура. Краеведческий 2 2 март груз, который в пути не тянет, а душу согревает» Казачий   фольклор, театр. Народные сказки:   диалоги­анекдоты,   сказки   ­ былички, апокрифы. проект. Инсценировка сказки. Казачьи легенды. Современные сказки Мастер­класс В.   Весова,   В.   Когитина.   Казачьи песни:   исторические,   служивские, (изготовление куклы). любовные. Обрядовые и календарные праздники и песни. Народные игры и забавы. Самобытные обычаи. Казачьи праздники:   и государственные   Фольклорная экспедиция. православные. 4 «Дела их слава Казачья   слава.   Знаменитые   казаки. Историко­ оглашает» Землепроходцы,   покорители   Сибири (Т.   Ермак   и   С.   Разин).   Защитники патриотический урок. Отечества:   атаман   войска   Донского, генерал   Матвей   Платов;   герой   ВОВ, полный   георгиевский   кавалер Константин   Недорубов.  Конструктор оружия,   донской   казак   Федор Токарев, Герой Соц. Труда (пистолет ТТ). кинематографа   Основоположник   русского   Александр ­   Ханжонков, есаул. 5 «Слава тебе, Господи, что мы Казачьи   поселения   и   хозяйство. Курень.   Усадьба.   Станица.   Хутор. Ознакомительная лекция. казаки» Хозяйство земледелие. Животноводство   и   коневодство. и     Охота   и   рыбная   ловля.   Казачьи ремесла   и   профессии.   Народная Исследовательско­ краеведческий проект. апрель 1 май 1 1 6 «Волшебный мир прошлого и настоящего» Виртуальное путешествие. медицина. Одежда казаков. Мужской и женский костюм. Головные уборы. Прически и украшения.   Пища   и   кухня   казаков. Воспитание   мальчика   и   девочки. Казаки в Волгоградской области.  Казачьи музеи и памятники  Волгограда и области. Памятник  казаку­воину. (Кумылженский   район). Памятник основателю  поселения Средняя Ахтуба Степану  Разину.  Памятник Российскому казачеству  (Волгоград). Чернышковский казачий музей. Музей истории донских казаков.  Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова.  1 сентябрь 7 «Покрова Пресвятой Богородицы» История   праздника,   традиции. Театрализованный Значение   праздника   для   казаков. История   создания   храма   Покрова Пресвятой Богородицы  на Нерли.  праздник 8 «Царицынские байки» Музыкально­драматический   казачий театр. Здание театра, легенды о нем. Творческий портрет театра. История театра. Уникальность театра. Посещение   театра.   Традиции   театра. Репертуар   театра.   Артисты,   роли, спектакли.  9 «Споемте, Самодеятельные и профессиональные Музыкальный час братцы казаки» песенно­танцевальные Волгоградской области.    коллективы 1 1 1 октябрь октябрь ноябрь 1 1 Казачьи   ансамбли   Волгоградской области:   «Лазоревый   цветок», «Казачий   курень»   и   др.   Ансамбли песни   и   пляски   «Казачья   воля», «Хопер». казачьей   Ансамбль   песни     старинной «Станица» Фольклорные   фестивали   казачьей   «Станица», культуры   «Казачок», «Казачий   круг».   Конкурсы   «Донская красавица»,   «Мы   ­   внуки   деда Ермака»   Н.   Туроверов,   Н.   Келин,   Л. Поэтическая Щипахина,   Александр   Серафимович, Борис Лащилин, Иван Кандауров, М. Шолохов. Евгений    Историк   и   писатель Наши Чемякин.   гостиная. Творческие портреты.  1 декабрь 10 «Писатели и поэты Дона» современники. Рекомендуемая литература: 1. Авторские дополнительные образовательные программы по краеведению. Под редакцией Горбовой М.А. – Волгоград: Изд­ во ВГИПК РО, 2004   2.   Абакумов, Ю. К вопросу о происхождения казачества / Ю. Н.Абакумов // Преподавание истории в школе. – 2000. – № 6. – С.22­24. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.  Аннинский, Л. Квадратура казачьего круга / Лев Аннинский // Родина. – 2004. – № 5. – С. 148.    Алмазов, Б. Казаки / Б. А. Алмазов, В. Т. Новиков, А. П. Манжола. – Санкт­Петербург: Золотой век; Диамант, 1999. – 88с. – (Иллюстрированная история Отечества).   Безотосный, В. Кто такие казаки / В. Безотосный // Родина. – 2004. – № 5. – С. 7­13.     Кандауров,   И.   Донские   казаки:   литературно­историческая   хроника   их   жизни,   подвигов   и   трагедии   /   И.   М. Кандауров. – Волгоград: Станица­2, 2003. – 368 с.   Картины былого Тихого Дона: краткий очерк истории войска Донского. Т. 1. – Москва: Граница, 1992. – 256 с. – (Стражи порубежья).   Келин, Н. Степные песни: [подборка стихов] / Н. Келин // Отчий край. – 1996. – № 4. – С. 76­80.  Песни донских казаков: [сборник песен] / сост. Б. П. Екимов. – Волгоград: Нижне­Волжское книжное издательство, 1982. – 256 с. 10.  Проект Чемякина: [беседа с историком­краеведом Е. А. Чемякиным по поводу создания казачьей энциклопедии] / вел беседу В. Весов // Казачий кругъ. – 2013. – № 28 (июль). – С. 1, 2. 11.   Споемте, братцы казаки: сборник казачьих песен Волгоградской области. – Волгоград: Волгоградская областная организация Союза журналистов России, 1994. – 54 с. 12.    Степь   да   степь…:   степь  в  русской   поэзии  XIX­XX  века:   стихотворения  /  сост.  Б.  П.  Гучков. –  Волгоград: Издатель, 2010. – 336 с. 13.  Сценарии народных календарных праздников/авт. – сост. Л. А. Овчаренко. – Волгоград: Учитель, 2009. 14.  Традиционная культура казаков. Традиции и современность. Методическое пособие (сборник) – сост.Ю. И. Фудько. – Волгоград, 2010. 15.  Шишов, А. Сто великих казаков / А. В. Шишов. – Москва: Вече, 2007. – 480с. – (100 великих). 16.  Фалалеев, А. Заказ на образование: [казачий компонент в программах образовательных учреждений Волгоградской области] / А. В. Фалалеев // Казачий кругъ. – 2012. – №.35 (сент.). – С. 6.

Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)

Краеведческая программа с этнокультурным компонентом  «Родные истоки»  (программа дополнительного образования)

Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)

Краеведческая программа с этнокультурным компонентом  «Родные истоки»  (программа дополнительного образования)

Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)

Краеведческая программа с этнокультурным компонентом  «Родные истоки»  (программа дополнительного образования)

Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)

Краеведческая программа с этнокультурным компонентом  «Родные истоки»  (программа дополнительного образования)

Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)

Краеведческая программа с этнокультурным компонентом  «Родные истоки»  (программа дополнительного образования)

Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)

Краеведческая программа с этнокультурным компонентом  «Родные истоки»  (программа дополнительного образования)

Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)

Краеведческая программа с этнокультурным компонентом  «Родные истоки»  (программа дополнительного образования)

Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)

Краеведческая программа с этнокультурным компонентом  «Родные истоки»  (программа дополнительного образования)

Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)

Краеведческая программа с этнокультурным компонентом  «Родные истоки»  (программа дополнительного образования)

Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)

Краеведческая программа с этнокультурным компонентом  «Родные истоки»  (программа дополнительного образования)

Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)

Краеведческая программа с этнокультурным компонентом  «Родные истоки»  (программа дополнительного образования)

Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)

Краеведческая программа с этнокультурным компонентом  «Родные истоки»  (программа дополнительного образования)

Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)

Краеведческая программа с этнокультурным компонентом  «Родные истоки»  (программа дополнительного образования)

Краеведческая программа с этнокультурным компонентом «Родные истоки» (программа дополнительного образования)

Краеведческая программа с этнокультурным компонентом  «Родные истоки»  (программа дополнительного образования)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2017