Рабочая программа по учебной дисциплине История
Оценка 4.8

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Оценка 4.8
Документация
doc
история
Взрослым
22.04.2018
Рабочая программа по учебной дисциплине История
Рабочая программа учебной дисциплины "История" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 09.02.05 «Прикладная информатика по отраслям» среднего профессионального образования (далее - СПО). Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ.doc
ГБПОУ  Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса Система менеджмента качества Нормативный документ ФГОС СПО ОПОП 09.02.05 УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ  «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» __________________________ Д.А. Мартынов «_____»  ______________ 2017 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Система менеджмента качества Версия № 2 ФГОС  СПО  ОПОП  ОГСЭ.03 ИСТОРИЯ в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2008 Введено с  «01» сентября 2017 г. НД Количество листов: 16 специальности (специальностей) среднего профессионального образования /профессии(профессий) начального профессионального образования                                       09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)»______  код, наименование специальности(ей) / профессии 2017 г. Информационные данные 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА – преподавателем В.Г Сафиной  2. Программа  соответствует МС ИСО 9001:2008, СТ ­ СТОТиС 06­12 в части требований  к построению, изложению, оформлению, обозначению организационными нормативными  документами системы менеджмента качества. 3. УПРАВЛЕНИЕ качеством выполнения программы в соответствии с требованиями СТ­ СТОТиС 06­12. 4. СРОК ПЕРЕСМОТРА –  ежегодно. 5.   РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА     является   интеллектуальной   собственностью   ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса» и не может быть полностью или частично   воспроизведено,   тиражировано   и   распространено   в   любом   виде   вне   ГБПОУ «Сахалинский   техникум   отраслевых   технологий   и   сервиса»   без   разрешения   высшего руководства ГБПОУ   «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса». Экз № 1 Экз № 2 Экз № 3 Экз № 4 ­ ЦМК ОСГ И ЕН циклов ­ ЦМК профессионального цикла  ­ Библиотека ­ Методический кабинет .  2 ОДОБРЕНА Предметно­цикловой комиссией  гуманитарных дисциплин Протокол № __от «__» ________  2017г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана   на   основе   Федерального государственного   образовательного   стандарта (далее   –   ФГОС)     по   специальности   «Прикладная   информатика   по   отраслям» среднего   профессионального   образования (далее ­ СПО)  Председатель предметно­цикловой  комиссии _______________ Л.И.Давыденко                     Заместитель директора по УР                 _______________ Л.С.Панькова Разработчик: Сафина В.Г, преподаватель, зам.директора по НМР  РЕЦЕНЗЕНТЫ:  _________________________________________________  ФИО, должность внутреннего рецензента  _________________________________________________  ФИО, должность,  место работы  внешнего рецензента с предприятия или организации 3 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА   И   СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 3  6  32 36 4 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения  программы История Программа   учебной   дисциплины   является   частью   основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной   программы:  дисциплина   входит   в   общеобразовательный цикл. 1.3.   Цели   и   задачи   учебной   дисциплины   –   требования   к   результатам освоения дисциплины: Примерная программа ориентирована на достижение следующих целей:  воспитание  гражданственности,   национальной   идентичности,   развитие мировоззренческих   убеждений   учащихся   на   основе   осмысления   ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций,   нравственных   и   социальных   установок,   идеологических доктрин;  развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению   к   окружающей   реальности,   соотносить   свои   взгляды   и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;  освоение  систематизированных   знаний   об   истории   человечества, формирование   целостного   представления   о   месте   и   роли   России   во всемирно­историческом процессе;  овладение  умениями   и   навыками   поиска, комплексного анализа исторической информации;   систематизации   и  формирование  исторического   мышления,   способности   рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять   различные   версии   и   оценки   исторических   событий   и личностей,   определять   собственное   отношение   к   дискуссионным проблемам прошлого и современности. Основу   программы   составляет   содержание,   согласованное   с требованиями   федерального   компонента   государственного   стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.  Особенность   изучения   истории   как   профильного   учебного   предмета заключается в увеличении глубины рассмотрения тем, входящих в базовое содержание,   в   увеличении   доли   самостоятельной   работы   обучающихся, различных   форм   творческой   работы   (подготовки   и   защиты   рефератов, проектов).  5 Основу   программы   составляет   содержание,   согласованное   с требованиями   федерального   компонента   государственного   стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. Содержание учебного материала для учреждений НПО и СПО структурировано по   проблемно­хронологическому   или   проблемному   принципу   с   учетом полученных обучающимися знаний и умений Так,   учебный   материал   по   истории   России   подается   в   контексте всемирной истории. Отказ от «изоляционизма» в изучении истории России позволяет   формировать   у   обучающегося   целостную   картину   мира,   глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Кроме того, предлагается интегрированное изложение   отечественной   и   зарубежной   истории,   преемственность   и сочетаемость   учебного   материала   «по   горизонтали».   Объектом   изучения являются основные ступени историко­цивилизационного  развития России и мира в целом.  Проводится   сравнительное   рассмотрение   отдельных   процессов   и явлений   отечественной   и   всеобщей   истории,   таких,   как   социально­ экономические   и   политические   отношения   в   странах   Европы   и   на   Руси   в раннее   Средневековье,   политическая   раздробленность   и   формирование централизованных   государств,   отношения   светской   и   церковной   властей, история   сословно­представительных   органов,   становление   абсолютизма, индустриализация и др. Раскрываются не только внутренние, но и внешние факторы,   влиявшие   на   развитие   страны.   Сравнительный   анализ   позволяет сопоставить   социальные,   экономические   и   ментальные   структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран. Особое  значение  придается роли  нашей  страны  в  контексте  мировой истории ХХ—XXI вв. Значительная часть материала посвящена роли географической среды и климата, путей и средств сообщения, особенностям организации поселений и жилищ,   одежды   и   питания,   то   есть   тому,   что   определяет   условия   жизни людей. Обращается внимание на формы организации общественной жизни (от семьи до государства) и «механизмы» их функционирования. Знакомство с религиозными   и  философскими  системами   осуществляется   с  точки   зрения «потребителя», то есть общества их исповедующего, показывается, как та или иная   религия   или   этическая   система   определяла   социальные   ценности общества. Важное значение придается освещению «диалога» цивилизаций, который представлен как одна из наиболее характерных черт всемирно­исторического процесса XIX—XXI вв. Подобный подход позволяет избежать дискретности и в изучении новейшей истории России. 6 В   результате   изучения   учебной   дисциплины   «История»   обучающийся должен              знать/понимать: основные   факты,   процессы   и   явления,   характеризующие   целостность отечественной и всемирной истории; периодизацию всемирной и отечественной истории; современные версии и трактовки важнейших проблем  отечественной и всемирной истории; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе; основные исторические термины и даты; уметь: анализировать   историческую   информацию,   представленную   в   разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать   в  исторической   информации   факты   и   мнения,  исторические описания и исторические объяснения; устанавливать   причинно­следственные   связи   между   явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; представлять   результаты   изучения   исторического   материала   в   формах конспекта, реферата, рецензии; использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической деятельности и повседневной жизни для: определения   собственной   позиции   по   отношению   к   явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования   навыков   исторического   анализа   при   критическом восприятии получаемой извне социальной информации; соотнесения   своих   действий   и   поступков   окружающих   с   исторически возникшими формами социального поведения; осознания   себя   как   представителя   исторически   сложившегося гражданского,   конфессионального   сообщества, гражданина России.   этнокультурного, 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины: 7 максимальной учебной нагрузки обучающегося 176 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часа; самостоятельной работы обучающегося 59 часа. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ДИСЦИПЛИНЫ Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе: Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе:       внеаудиторная работа         индивидуальные задания  Итоговая аттестация в форме                                                           экзамена Количество часов  176 117 59 19 40 8 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «История» Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения Наименование разделов и тем Введение 1 1 1 9 1 2 Историческое знание, его достоверность и источники. Концепции исторического развития.  Цивилизации, варианты их типологии. Факторы исторического развития: природно­ климатический, этнический, экономический, культурно­политический и др. История России:  познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и  европейской истории. Закономерности и особенности русской истории. Периодизация всемирной  истории, история и время. Общественная роль и функции истории. Раздел 1. ДРЕВНЕЙШАЯ СТАДИЯ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – 2 часа Природное   и   социальное   в   человеке   и   человеческом   сообществе   первобытной   эпохи. Выделение человека из животного мира. Проблема антропогенеза. Расселение людей по земному шару. Археологические памятники каменного века на территории России. Среда   обитания.   Начало   социальной   жизни.   Родовая   община.   Распределение   социальных функций   между   полами.  Мировоззрение   первобытного   человека.   Возникновение   религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения   земледелия   и   скотоводства   в   Старом   и   Новом   Свете.   Социальные   последствия перехода   от   присваивающего   хозяйства   к   производящему.   Появление   частной   собственности. Разложение   родового   строя.   Роль   племенной   верхушки.   Рабы   и   рабство.   Разделение   труда. Предпосылки возникновения цивилизации, протоцивилизации. Основные понятия: цивилизация, антропогенез, социальная жизнь, религия, мировоззрение, искусство,   культура,   неолитическая   революция,   присваивающее   хозяйство,   производящее хозяйство, частная собственность, родовой строй, рабство, разделение труда. Ранние Хронологические   и   географические   рамки   истории   Древнего   мира.  Традиционное 1 Раздел 2. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА – 4 часа цивилизации,   отличительные черты их общество:   специфика   социальных   связей,  экономической   жизни,  политических   отношений. Социальная   пирамида.   Основные   сословия   и   социальные   группы   в   древних   обществах.   Роль аристократии   и   жречества.   Категории   трудового   населения.   Политический   строй.   Типы государств древности. Общее и особенное в развитии древних цивилизаций. Ранние цивилизации: Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Доколумбова Америка. Материальная культура   и   экономика   ранних   цивилизаций.   Социальный   строй.   Политическая   и   военная организация. Идеология. Менталитет. Расцвет цивилизаций бронзового   века   и железный век Востока   Античная цивилизация Новоегипетская держава: экономика, общество, государство. Шедевры древнеегипетской культуры. Вавилон времен Хаммурапи. Хетты: индоевропейцы в Малой Азии. Эгейский мир эпохи бронзы. Минойская цивилизация на Крите, ее отличительные черты. Ахейские государства. Ассирийская военная держава и ее преемники в Передней Азии. Персидское «царство царств».  Древняя Индия. Империя Маурьев. Формирование древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и  Хань. Античная   цивилизация.   Становление   полисной   цивилизации   в   Греции:  географические   и социальные   предпосылки.  Сущность   греческого   полиса.   Великая   колонизация,  ее   причины, направления и последствия. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира. Греческая культура классической эпохи. Александр Македонский и эллинизм. Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный   аппарат   в   республиканском   и   императорском   Риме.  Особенности   римской культуры. Повседневная жизнь в эпоху Античности. Жилище,  одежда,  пища греков и римлян. Семья и семейный быт. Частная и общественная жизнь. Образование и воспитание. Роль женщины в античных обществах. Религиозные верования. Праздники, развлечения и зрелища. Менталитет людей Античной эпохи. и Религии Древнего мира   культурное наследие древних  цивилизаций Религии Древнего мира. Язычество на Востоке и на Западе. Мифологическое сознание и его специфические   черты.   «Осевое   время».  Возникновение   мировых   религий.   Буддизм   и   его распространение. Конфуцианство. Религия древних евреев. Раннее христианство. Культурное наследие древних цивилизаций. Роль древности в становлении современного мира.   Эстафета   культурных   достижений.   Восток   и   Запад.   Античность   и   европейская цивилизация. Основные   понятия:   Древний   мир,   традиционное   общество,   аристократия,   жречество, государство,   закон,   материальная   и   духовная   культура,   менталитет,   политический   строй, идеология,   каменный   век,   бронзовый   век,   железный   век,   полис,   демократия,   олигархия, колонизация, эллинизм, республика, монархия, империя, наука, философия, язычество, буддизм, 1 1 1 1 1 1 10 Особенности  развития цивилизаций Востока в Средние  века Китайско­ конфуцианская цивилизация Буддизм   на Востоке   в   Средние века Арабо­ мусульманская цивилизация конфуцианство, мировая религия, христианство, монотеизм, церковь. Раздел  3. ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА   В СРЕДНИЕ ВЕКА – 8 часов             Асинхронность развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологические  рамки периода для разных стран. Сохранение традиционных устоев в религиозно­культурной,  государственной, социальной, экономической жизни как главная черта восточных цивилизаций. Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и границы. Роль   исторических   традиций   для   китайского   Средневековья.   Преемственность государственных, общественных, культурно­этических и религиозных форм жизни. Роль   Конфуция   и   суть   конфуцианских   принципов   общественных   и   семейно­личных взаимоотношений. Влияние конфуцианства на развитие китайской цивилизации. Эпоха Тан. Нашествия на Китай в ІV—ХІІІ вв.: варварство и цивилизация. Характер монгольского владычества. Культура средневекового Китая и ее влияние культуры на соседние страны. Периодизация   средневековой   истории   Индии,   правящие   династии,   столицы,   границы. Индийское общество в Средние века.  Сущность буддизма. Священные места, связанные с Буддой. Этапы превращения буддизма в мировую религию. Особенности распространения буддизма в Китае. Проникновение буддизма в Японию и его роль как государственной религии. Знаменитые буддийские храмы и священные места на Востоке. Культура средневековой Индии.  Коран   как   религиозно­культурный   памятник. Возникновение   ислама.  Мухаммад. Обряды мусульман. Суть ислама как вероучения.  Особенности   государственного   и   общественного   строя   арабов.   Арабские   завоевания. Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу ХV в. Арабская культура. Достижения в области архитектуры. Знаменитые мечети.  Образование: медресе, университеты и наука. Достижения математиков, медиков,  астрономов. Авиценна. Арабские философы. Аверроэс. Поэзия и проза. Культура  повседневности. Становление западноевропейской средневековой Хронологические рамки западного Средневековья. Встреча античной цивилизации и варварского мира. Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. — V в. н.э.). 1 1 1 1 1 1 3 3 3 2 11 цивилизации Великое переселение народов и его исторические результаты. Процесс христианизации германских народов. Культурно­религиозная роль монастырей в раннее Средневековье, их религиозные, социальные и культурные функции. Исторические   итоги   раннесредневекового   периода.   Государства   Европы  VIII—XІ   вв. Политическая раздробленность и ее причины. Основные черты   и   этапы развития восточнохристианск ой  цивилизации           Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации Роль   античных   традиций   в   развитии   восточнохристианской   цивилизации.   Византийские государство,   церковь,   общество.   Особенности   отношений   земельной   собственности.   Город   и деревня:   высокий   уровень   развития.   Культура   и   православие.   Пути   и   этапы   распространения православия.   Внутренние   и   внешние   причины   гибели   Византии.  Соприкосновение   разных цивилизаций в пределах Византийской империи. Социально­экономические  особенности периода.  Складывание  средневековых  классов и  Отношения   собственности.   Феод.   Вассальные   связи.   Начало   формирования сословий. «феодальной лестницы». Аграрный характер средневековой цивилизации. Феномен средневекового города. Основные формы государственной власти. Сословно­представительные монархии. Церковь и светские власти, церковь и общество. Социальные   конфликты   в   Средние   века:   ереси,   крестьянские   восстания,   народные движения. Представления   о   мире   и   человеке   в   Средние   века.  Природа,  Бог,  космос   и   чудо   в средневековой картине мира. Христианское пространство и время. Дуализм духовной жизни Средневековья. Идея двух Градов. Представления об аде, рае. Идея чистилища. Социально­ нравственные качества человека. Повседневная жизнь в эпоху Средневековья. 1 1 3 3   Запад и Восток   в   эпоху расцвета Средневековья:  особенности развития контактов   и Средиземноморье   как   главный   ареал   цивилизационных   контактов.   Крестовые   походы. Встреча восточнохристианской, мусульманской и западнохристианской  цивилизаций. Взаимное влияние в материальной жизни, науке, культуре. Запад   и   цивилизации   Дальнего   Востока.   Прямые   и   опосредованные   контакты. Представления Востока о Западе, Запада о Востоке. Путешественники и миссионеры ХIII— ХV вв. Основные понятия:  Средние  века,  аграрная экономика,  Великое  переселение  народов, православие, католицизм, христианизация, монастырь, ереси, феод, вассальные связи, сословно­ 1 3 12 представительная монархия, дуализм, аскетизм, крестовый поход, кочевники, варварство, ислам, исламизация, мусульманство, медресе, университет, традиционные устои.  Раздел  4. ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVII ВЕКА – 22 часа Восточная Европа:   природная среда и человек Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей. Выделение языковых семей. Индоевропейская языковая общность. Древнеевропейские диалекты и языки индоиранской группы в Восточной Европе. Племена и народы Восточной Европы в древности Заселение   Восточной   Европы.   Племена   и   народы   Северного   Причерноморья   в  I тысячелетии до н. э. Споры о происхождении и прародине славян.  Славяне и Великое переселение народов (IV—VI  вв.). Его  причины.  Германские  и  славянские  племена   в Европе.  Распад   славянской общности. Основные пути миграции славян. Готы. Гунны. Тюрки. Аварский и Хазарский каганаты. Финно­угорские племена. Византия и  народы Восточной Европы. Заселение славянами Балканского полуострова. Империя и  славянство: мир цивилизации и мир варваров. Восточные славяне   в  VII—VIII вв. Быт   и   хозяйство   восточных   славян.   Жилище.   Одежда.   Формы   хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды. Формирование основ государственности восточных славян Предпосылки   образования   государства   у   восточных   славян.   Разложение   первобытно­ общинного строя. Формирование союзов племен. Славяне в Восточной Европе. Особенности ее хозяйственного   освоения.   Первые   славянские   государства   Европы  (Первое   Болгарское царство, Великоморавская держава, Польша). Крещение южных и западных славян. Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники: происхождение и социальный статус. Карта Восточной Европы к началу IX в. Рождение Киевской Руси Крещение Племенные   союзы   восточных   славян.   Общественный   строй.   Князья   и   их   дружины. Свободные и несвободные.  Религия и мифологические представления о природе и человеке. Хозяйство и быт, повседневная жизнь. «Путь из  варяг в греки».  Споры о происхождении  и роли варягов.  Точки зрения на 1 1 1 1 1 3 2 3 13 Руси Русь   и   ее соседи   в  XI–начале XII вв. Древняя   Русь контексте в всемирной истории   природу государственности на Руси. Первые   русские   князья   и   их   деятельность:   военные   походы   и   реформы.   Дань   и данничество. Этнополитические   особенности   Древней   Руси.   Военные,   дипломатические   и   торговые контакты   Руси   и   Византии   в   IX–X   вв.   Владимир   Святой.   Введение   христианства.   Культурно­ историческое   значение   христианизации.  Синтез   язычества   и   православия   как   особенность культуры и мировоззрения Древней Руси. Взаимоотношения   Руси   и   Византии   в   XI–XII   вв.  Роль   православия   в   формировании самосознания  русского  средневекового  общества,  его  влияние  на  мировосприятие   и этику русского человека Русь   и   кочевые   народы   южнорусских   степей:   военное   противостояние,   этническое   и культурное   взаимовлияние.  Русь   в   системе   культурно­политических   контактов   между Западом и Востоком. Право   в   Древней   Руси.   Ярослав   Мудрый.   «Русская   правда».   Власть   и   собственность. Основные   категории   населения.   Князь   и   боярство.   Знатные   и   простолюдины.   Свободные   и несвободные. Город и горожане. Истоки русской культуры. Значение христианства в становлении национальной культуры. Устное   народное   творчество.   Славянская   письменность.   Древнерусская   литература. Архитектура. Живопись. Складывание местных культурных центров. Сходное   и   различное   в   экономических,  социальных,  политических   и   культурных тенденциях в развитии Западной и Восточной Европы. Древняя   Русь   эпоху в политической раздробленности Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности. Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие. Владимиро­Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство. Галицко­Волынское   княжество.   Земледелие,   города   и   ремесло.   Роль   боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком.  Борьба Руси с Общественно­экономический   строй   монгольских   племен.   Образование   державы 2 иноземными завоевателями Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь. Образование   Золотой   Орды,   ее   социально­экономическое   и   политическое   устройство. 2 3 1 2 3 2 3 14 Русь   на   пути к возрождению От   Руси   к России Политическое  и  культурное   значение  распространения   ислама.  Русь   под  властью   Золотой Орды. Прибалтика в начале XIII  в. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена.   Борьба   народов   Прибалтики   и   Руси   против   крестоносцев.   Разгром   шведов   на   Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский: политика подчинения Орде и противодействия католицизму.  Объединение литовских земель и становление литовского государства. Русские земли   в   составе   Великого   княжества   Литовского.  Распространение   католицизма   на территории Литвы. Политическая   и   конфессиональная   карта   Восточной   Европы   в  XIV–XV  вв. Восстановление   экономического   уровня   после   нашествия   монголо­татар.   Земледелие   и землевладение. Формы собственности и категории населения. Князь и его приближенные. Роль боярства.   Формирование   дворянства.   Город   и   ремесло.   Церковь   и   духовенство.  Роль монастырей в хозяйственном освоении Северо­Восточной Руси. Русь   и   Золотая   Орда   в   XIV   в.   Борьба   за   великое   княжение.   Экономическое   и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и ее значение. Церковь   в   период   объединения   Руси.   Перенос   митрополии   в   Москву.   Митрополит Алексей и Сергий Радонежский. Флорентийская уния. Обособление   западных   территорий   Руси.   Великое   княжество   Литовское   и   Польша. Борьба Руси, Литвы и Орды за политическое господство в Восточной Европе. Особое положение  Новгородской республики. «Вольности» новгородские. Еретические движения. «Стригольники» и «жидовствующие». Отношения с Москвой. Социальная структура русского общества.  Соотношение социальных,  экономических, внутри­   и   внешнеполитических   факторов,  единство   культуры.  Характер   и   особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства.  Предпосылки   централизации.   Политический   строй.   Судебник   1497   г.   Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. Церковь и великокняжеская власть. Иосифляне и нестяжатели. Церковно­политическая теория «Москва — третий Рим» и ее роль в противостоянии распространению   западных   идей.  Вклад   православной   церкви   в   укрепление   единого государства. 2 3 2 3 15 Россия в царствование   Ивана Грозного   Смута в России   начала  XVII в.   Россия в середине   и   второй половине XVII в.   Территория и население России в XVI в. Категории населения. Власть и собственность, 2 3 закон и право. Города. Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно­представительной монархии   в   России.   Судебник   1550   г.   Церковь   и   государство.   Стоглавый   собор.   Военные преобразования. Опричнина   и   причины   ее   введения.   Опричный   террор.   Социально­экономические   и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Экономическое положение и социально­политические противоречия в русском обществе конца XVI в. Мнения историков о сущности опричнины. Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского   ханств.   Вхождение   башкирских   земель   в   состав   России.   Укрепление   позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество. Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558–1583 гг.). Образование Речи Посполитой (1569 г.). Поражение и территориальные потери России. Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства. Предпосылки Смуты в России.  Династический вопрос. Борис Годунов и его политика. 2 Учреждение патриаршества. Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор   1613   г.   и   начало   правления   Романовых.   Окончание   гражданской   войны.  Причины   и условия становления сословно­представительной монархии и ее особенности в России. Территория   и   население.   Формы   землепользования.   Города.   Ремесла.   Торговля. Политика   протекционизма.   Внутренний   рынок.  Рост   влияния   и   значения   дворянства. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания середины XVII столетия. Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и земских соборов. Характер и особенности российского самодержавия. Реформы   Никона   и   церковный   раскол.   Культурное   и   политическое   значение. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. 2 3 3 16 Основные   направления   внешней   политики   России.   Присоединение   Левобережной Украины.   Войны   со   Швецией   и   Турцией.   Освоение   Сибири   и   Дальнего   Востока.  Характер российской колонизации. Русская культура в ХIII–ХVII вв. Литература,   живопись,   архитектура.   Религиозные   споры.   Публицистика.   «Домострой». Социальная роль женщины. Быт и нравы. «Обмирщение» русской культуры в XVII в. Расширение культурных   связей   с   Западной   Европой.   Создание   школ.   Славяно­греко­латинская   академия. Новые жанры в литературе. Симеон Полоцкий. Протопоп Аввакум. 1 3 Основные понятия: индоевропейская общность, крещение, племенные союзы, вече, князь, дружина, дань, данничество, боярство, национальная культура, раздробленность, междоусобицы, иго,   экспансия,   основы   национального   самосознания,   уния,   митрополит,   патриарх, объединительный   процесс,   централизованное   государство,   Судебник,   крепостное   право, приказный строй, Боярская дума, помещики, дворяне, иосифляне, нестяжатели, царь, опричнина, террор, самодержавие, казачество, гражданская война, раскол, крестьянская война. Раздел  5. ИСТОКИ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVI–XVIII ВВ. – 11 часов Модернизаци я   как   процесс перехода от традиционного к индустриальному  обществу   Новации в характере мышления,  ценностных  ориентирах в эпоху  Возрождения и  Реформации Запад и Восток в XVI–XVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия —  «мост» между Западом и Востоком. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и  его содержательная сторона. Понятие «Новое время». Относительность периодизации  мировой истории. Различия в периодизации с точки зрения формационного и  цивилизационного подходов. Социальный   смысл   феномена   Возрождения.   Гуманизм.   Эразм   Роттердамский. Героизация   человеческой   личности   и   культ   творчества.   Торжество   индивидуальности   и индивидуализма.  Европа в период Реформации и Контрреформации.  Ориентация человека на активную   жизненную   позицию   и   пробуждение   критического   мышления   в   ходе   обновления западного   христианства.   Высшее   оправдание   повседневного   труда   в   качестве   богоугодной деятельности.   Готовность   человека   нового   типа   к   познанию,   освоению   и   покорению окружающего мира. Великие геогра Причины   и   предпосылки   Великих   географических   открытий.  Освоение   «ближней 1 1 1 2 1 1 17 фическ ие откры тия   и начало европе йской  колониальной экспансии Государство и   власть   в   эпоху перехода к индустриальной цивилизации   Эволюция   системы межд ународ ных отнош ений  в   раннее   Новое время Атлантики». Каравеллы.  Роль  Испании  и Португалии  в  развитии  мореплавания.  Великие географические открытия. Карта мира. Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние   на   развитие   модернизирующейся   цивилизации   Запада.   Формирование   нового пространственного восприятия мира. Образование   централизованных   государств.   Империи   и   национальные   государства. Абсолютизм. Сходство и различия абсолютных монархий в России и Западной Европе. Судьбы сословно­представительных   институтов   в   условиях   абсолютизма.  Английская   революция XVII  в. и ее значение для Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России. Две «концепции Европы». Франциск I и Карл V. Угроза со стороны Турции. Священная лига.   «Непобедимая   армада».   Первая   общеевропейская   война   —   Тридцатилетняя. Вестфальский мир 1648 г. Складывание «европейского концерта» и распределение «ролей» между государствами. Вступление в «европейский концерт» Российской империи. Возникновение постоянных армий. Войны религиозные, династические, торговые. Дипломатия. Система коалиций. Участие России в общеевропейских конфликтах — войнах за Польское и Австрийское наследство, в Семилетней войне. «Османский фактор» европейской политики; вклад России в борьбу с турецкой угрозой. Научная     и революция изменения в образе   жизни   в раннее   Новое время Основные   научные   открытия   и   технические   изобретения.   Появление экспериментальной науки. Научная революция в Европе. Леонардо да Винчи, Андреас Везалий, Николай   Коперник.   Процесс   профессионализации.   Новый   этап   в   развитии   исторического сознания. Николо Макиавелли,  Жан Боден. Углубление разрыва между наукой и Церковью, между научным и религиозным сознанием. Культура повседневности. Повышение качества жизни,  принцип   самообеспечения,  изменения   в   обыденном   сознании.   Складывание   новой системы ценностей. Европа   XVII   в.: XVII век эпоха всеобщего европейского кризиса. Синхронность кризисных ситуаций в 1 1 1 1 1 1 3 2 18 в   новации хозяйствовании, образе жизни и   социальных норм ах разных   странах.   Процесс   модернизации   западного   мира.  Зарождение   нового   хозяйственного уклада в экономике. Урбанизация. Новое в облике городов и жилищ. Размывание сословного строя и стремление зафиксировать внешние черты сословной принадлежности.  Секуляризация общественного сознания. Поиски основ толерантности. От религиозной нетерпимости к толерантности «юридического мировоззрения Век Просвещения Понятие   «Просвещение»   и   его   содержание.   Теория   естественного   равенства. «Общественный договор». «Народный суверенитет». Культ Разума. Идея прогресса. Пути,  способы   и   степень   распространения   идей   Просвещения.   Особенности Просвещения во Франции, Германии, Англии и России. Просвещение и власть, «просвещенный абсолютизм». Просветительские идеи в литературе и искусстве. Технический прогресс   и   Великий промышленный переворот Технические   изобретения   и   изменение   отношения   к   ним   в   обществе.   Изобретатели   и предприниматели.   Работающие   машины.   Паровой   двигатель.   От   мануфактуры   к   фабрике. Развитие   транспортно­коммуникационной   системы.   Начало   промышленного   переворота   в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни. Изменения в социальном составе общества. Революции XVIII в. и их значение для утверждения индустриальн ого общества Война   за   независимость   североамериканских   колоний   и   попытка   реализации просветительских   идеалов.   Образование   США.   Влияние   североамериканских   событий   на европейское общество. Французская   революция  XVIII  в.   Политические   режимы   периода   Революции. Конституции. Феномен Террора. Культурные новшества периода Революции. Споры историков о социально­экономических и политических последствиях революций XVIII в. Возникновение политической культуры индустриального общества. Основные   понятия:   модернизация,   Новое   время,   Возрождение,   индивидуализм, Реформация,  Контрреформация,  Великие  географические  открытия, колониальная  экспансия, абсолютизм,   революция,   коалиция,   гражданская   война,   протекционизм,   специализация, внутренний рынок, общественно­политическая мысль, кризис, урбанизация, научная революция, секуляризация,   общественное   сознание,   толерантность,   барокко,   классицизм,   Просвещение, «общественный договор», «народный суверенитет», прогресс, сентиментализм, промышленный переворот, мануфактура, фабрика, конституция, политический режим. 1 1 2 3 2 3 19 Раздел 6. РОССИЯ В ХVIII ВЕКЕ – 7 часов Россия   в реформ период Петра I   Внутренняя и внешняя   политика преемников Петра I   (1725–1762 гг.) Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России. Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей. Социально­экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство». Культурный   переворот   петровского   времени.  Просвещение   и   наука.   Архитектура   и градостроительство.   Искусство.   Реформа   быта.  Восприятие   «преображенной   России» современниками. Причины   дворцовых   переворотов.   Екатерина  I.   Верховный   Тайный   совет.   Петр  II. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина. Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально­экономическая политика Елизаветы  Петровны.  Участие   России  в   Семилетней  войне.   Правление   Петра  III.  Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II. Россия   во второй   половине XVIII в. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна  Оценка   личности Пугачева.   Характер   и   направленность   реформ   Екатерины   Великой. императрицы и итоги екатерининского царствования. Павел I — характеристика личности и основные направления его политики. Внешняя политика России во второй половине  XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи. Культура России  в середине  и во   второй   половине XVIII в. Русская культура в середине  XVIII  в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России. Быт   и   нравы,  повседневная   жизнь   различных   слоев   общества.  Итоги   развития   русской культуры в XVIII в. 2 1 2 2 Раздел 7. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ – 6 часов Различные Варианты   политического   переустройства   общества:   реформа   или   революция? 2 3 3 3 3 2 20 европейские   модели перехода от традиционного    к индустриальному обществу Становление гражд анског о общес тва Европейские   революции   середины  XIX  в.   Движения   за   реформы:   требования,   формы организации,   результативность.  Изменение   в   идеологических   и   правовых   основах государственности. Объединительные   процессы   в   Европе   и   Америке.   Объединение   Германии   и   Италии. Гражданская война в США. Славянское Возрождение и Россия. Торжество  «договорной»  теории. Конституционные  документы. Представительные органы. Расширение представительства. Возникновение идейно­политических течений. Консерватизм,  либерализм,  социализм: идейные   платформы   и   социальная   база.   Становление   партий   и   формы   партийной деятельности. Развитие   капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Социальный состав общества: старые и новые составляющие. Дворянство. Средний класс. Крестьянство. Пролетариат. Деревенское общество. Городское население: количественный рост, новый образ жизни, новые формы деятельности. Городская семья. Движение за эмансипацию женщин. Будни и праздники горожан. Особенности   жизни духовной нового времени Мировосприятие   человека   индустриального   общества.   Вера   в   прогресс   и   культ «положительных»   знаний.   Формирование   классической   научной   картины   мира.   Научные открытия:   количественная   и   качественная   характеристики.   Дарвин   и   дарвинизм.   История   — «муза века». Расцвет   книжной  культуры.   Развитие   образования:   университеты,   школы,  формы самообразования.  Художественные   стили:   романтизм,  реализм,  «исторические»   стили, импрессионизм. Основные   понятия:   гражданское   общество,   индустриальное   общество,   партия, консерватизм,   либерализм,   социализм,   «средний   класс»,   научная   картина   мира,   естественно­ научные знания, дарвинизм, романтизм, реализм, импрессионизм, художественный стиль. 1 1 2 Раздел  8. ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ ВОСТОКА – 3 часа Традиционные Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, 1 2 3 3 1 21 общества Востока в условиях европейской  сопротивление   и   подчинение.   Колониальное   соперничество   и   его   значение.   Создание колониальных империй, формы их организации. «Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской империи. колониальной экспансии Попытки модернизации   странах Востока «Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Проблема Суэцкого канала.   Попытки  модернизации   в  Османской   империи.  Япония:  от  самоизоляции  к  практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица». в Основные   понятия:   колониальная   империя, межцивилизационный диалог.   изоляция,   «восточный   вопрос», Раздел 9. РОССИЯ В ХIХ ВЕКЕ  ­ 13 часов Россия в первой  половине  XIX столетия   Территория   и   население   империи.   Особенности   российской   колонизации.   Роль географического   фактора   в   социально­экономическом   и   политическом   развитии   России. Национальный вопрос. Социальная   структура.   Дворянство.   Духовенство.   Городское   население.   Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями. Аристократическая культура и «культура безмолвствующего большинства». Властные   элиты:   идеология   и   практика.   Традиции   «просвещенного   абсолютизма»   и новые задачи государственного развития. Власть и реформы   в   первой половине XIX в.   Реформы   начала   царствования   Александра  I.   Проблема   соотношения   просвещения   и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. М.М. Сперанский и Н.М. Карамзин. Россия в 1815–1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. А.А.Аракчеев. Военные поселения. Общественное движение. Декабристы. Николай  I.   Смена   политических   приоритетов.   Роль   бюрократии.   Официальный национализм.   Консерватизм   в   государственно­правовой   и   идеологической   сферах.   Кризис идеологии самодержавия. Внешняя политика Александра  I  и Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г. Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма. Финская автономия и 2 1 2 2 1 3 2 3 22 польская Конституция. Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Николая I Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война. Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и влияние. Вхождение Закавказья в состав России. Россия  и  европейские  революции  1830–1831 гг., 1848–1849 гг.  Крымская   война   и   крах «Венской системы». Российский   феномен:   философия,   литература   и   литературная   критика   вместо Интеллектуа и   льная художественная жизнь России первой половины XIX в.   Россия в великих эпоху реформ   Александра II   политической борьбы. Политические идеалы: иллюзии и реальность. Общественно­политическая   борьба   и   поиск   национально­политической   идентичности. Славянофилы.   Западники.  Правительственная   идеология   и   рождение   теории   «официальной народности». Развитие   науки   и   техники   в   России   в   первой   половине   XIX   в.  Рост   национального самосознания.   Реформа   системы   образования.   Университеты   и   научные   общества. Правительственная политика в отношении образования. Открытия и технические изобретения. Литература и книгоиздание. Стили и направления в литературе:   сентиментализм,   романтизм,   реализм.   Музыкальная   культура.   Живопись:   от классицизма к романтизму и реализму. Архитектура. Театр. Место России в мировой художественной культуре Основные   понятия:   поликонфессиональность,   многонациональность,   аракчеевщина, военные   поселения,   общественное   движение,   декабристы,   национализм,   космополитизм, бюрократия,   геополитическое   положение,   легитимизм,   автономия,   западники,   славянофилы, национально­политическая идентичность, теория «официальной народности». Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного   права.   Судебная,   земская   и   военная   реформы.   Финансовые   преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение. Власть   и   общество.   Формы   общественного   движения.   Основные   направления общественной мысли. Либералы   и   консерваторы   власти.   Реакция   на   польское   восстание.   Особенности государственно­политического консерватизма второй половины XIX в. Российский либерализм. Социалистические   идеи   в   России.   Российские   радикалы:   от   нигилистов   к   бунтарям, пропагандистам   и   заговорщикам.   От   народнических   кружков   к   «Народной   воле». 1 2 3 3 23 Пореформенная Россия Россия   в системе международных отношений второй половины XIX в. Интеллектуа и   льная художественная жизнь пореформенной России Повседневная жизнь   населения России в XIX в. Правительственные репрессии и революционный террор. Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия Общество   и   государство.   Завершение   промышленного   переворота.   Общество   и   рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение   дворянства.   Расслоение   крестьянства.   Формирование   новых  социальных  слоев. Буржуазия и пролетариат. Феномен российской интеллигенции. Консервативный   курс   Александра  III.   Ограничение   реформ.   Ужесточение   цензуры.  Идеология   самодержавия.   К.П. Сословная   и   национальная   политика   правительства. Победоносцев и официальный консерватизм.  Общественное движение: спад и новый подъем.  Неолибералы и неонародники. Первые марксисты. Геополитические   интересы   империи   и   международные   противоречия.   Отмена   условий Парижского мира. «Союз трех императоров». Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско­турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования: училища, школы,  Женское   образование.   Книгоиздание.   Рост   национального гимназии,   университеты. самосознания народов империи. Развитие науки и техники.  Университеты и научные общества.  Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр. Крестьянство. Крестьянская община. Крестьянская семья и внутрисемейные отношения. Бытовой уклад. Менталитет крестьянства. Религиозные воззрения. Трудовая этика. Роль   городов   в   культурной   жизни   страны.   Городское   население.   Численность   и социальная   структура.   Городская   семья.   Повседневная   жизнь   русского   города.   Женская эмансипация. Столица и провинция. Пролетариат: быт, воззрения, психология. Формирование русской буржуазии. Духовенство. Правовое и материальное  положение. Иерархи и рядовое духовенство. Быт, нравы. Священнослужители и общество. Дворянство.   Права,   привилегии,   обязанности.   Столичное   и   поместное   дворянство. 2 1 1 1 2 2 3 3 24 Дворянская семья. Образование и карьера дворянина. Нравы и обычаи. Просвещенный дворянин и «дикий» помещик. Офицерство. Значение дворянской культуры в истории России. Чиновный мир. Высшая бюрократия и «маленький человек»: материальное положение и духовные запросы. Обычаи и нравы народов России. Основные   понятия:   крестьянская   реформа,   радикализм,   народничество,   репрессии, марксизм, менталитет.  Раздел 10. ОТ НОВОЙ ИСТОРИИ К НОВЕЙШЕЙ – 10  часов Международ ные   отношения   в начале XX в. Изменения в системе международных отношений на рубеже XIX—XX вв. Колониальные империи Великобритании и Франции. Возвышение Германии и США. Территориальная экспансия Японии.   Россия   в   системе   международных   отношений.  «Восточный   вопрос»   во   внешней политике Российской империи. Начало борьбы за передел мира. Испано­американская, англо­ бурская   и  русско­японская   войны.   Складывание   двух   противостоящих   друг   другу   военных блоков великих держав — Тройственного союза и Антанты. «Прекрасная западное эпоха»: общество   в   начале ХХ в.   Перемены   в   социальной   структуре   индустриально   развитых   стран.   Урбанизация. Снижение   доли   аграрного   населения.   Рост   экономического   веса   сферы   услуг.   Повышение образовательного уровня населения. Новшества в повседневной жизни. Изменения в положении рабочих. Профсоюзное движение.  Научно­технический прогре сс   на рубеж е  XIX– XX вв.  в Россия   начале XX в. Энергетическая   революция.   Новая   физика   и   распад   «неделимого   атома».   Расширение границ   познаваемого   мира.   Новые   скорости   информационных   потоков.   Транспорт   — кровеносная   система   индустриального   общества.   Достижения   естественных   наук.   Новые отношения науки и производства. Индустрия и среда обитания. Социальный и демографический состав российского общества. Быт и культура. Уровень  образования. Особенности формирования городского населения. Сельское население в период  модернизации. Миграционные процессы. Кризис сословного деления. Социальные стереотипы. Российская правовая система. Свод законов Российской империи. Особенности развития судебной системы. Уголовное, гражданское, процессуальное, семейное право. Роль  2 1 1 1 1 1 3 3 25 традиционного права в жизни общества. Правовая культура населения. Государство. Особенности российской монархии. Система министерств. Становление  российского парламентаризма. Государственная дума и Государственный совет. Региональная  структура управления. Местное самоуправление. Общественная жизнь. Либерализм и  консерватизм. Революция 1905–1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против  нее. Традиционализм и модернизм в левом движении: народнические и марксистские партии.  Экономические реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Степень готовности общества к  экономической модернизации по западным образцам. Россия в системе международных отношений. Проблемы догоняющей модернизации.  «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Русско­японская война. Военно­ политические блоки. Плюсы   и   минусы   российской   национальной   политики.   Русификация   и   «мягкая» колонизация.   Организация   общинного,  сословного,  городского   и   сельского   управления   у различных народов империи. Национальные элиты в системе государственного управления империи. Истоки   и   причины.   Особенности   военных   конфликтов   в  XX  в.:   техносфера   против человечества.   Тотальный   характер   войны.   Гибель   традиционных   военно­административных империй.   Версальская   система.  Первый   общий   кризис   либерализма.   Трансформация традиционных идеологий в тоталитарные. Влияние   войны   на   общество.   Изменения   в   социальной   структуре.   Диспропорции   в государственной системе, экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях.  Государство  и общественные  организации:  попытки взаимной  интеграции; замыслы   и   результат.   Изменение   правовой   системы.  Чрезвычайное   законодательство   и   его восприятие обществом. Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие.   Кризисы   Временного   правительства.   Причины   радикализации   общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат. Первая мировая война Россия в   мировой   Первой войне Февральская революция в России Приход большевиков   власти в России к Споры об Октябре 1917 г.: логическое развитие февральских событий или «заговор»?  Первые шаги советской власти. Трансформация дореволюционных идей большевиков:  государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы.  Становление новой правовой системы: от первых декретов до Конституции 1918 г. Государственное устройство. «Советская демократия» и партийные органы. Замена  конституционных органов власти чрезвычайными. Централизация власти. Однопартийная  1 1 1 2 2 3 3 3 26 система: от демократии внутри партии до «демократии» внутри руководства. Экономика. «Военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форсированная  модернизация? Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного  коммунизма». Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон.  Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Российская эмиграция. Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенции стран  Антанты. Изоляция Советской России. Коминтерн. «Экспорт революции». Советская Россия и  бывшие окраины Российской империи. Основные понятия: монополии, государственно­монополистический капитализм, социал­ демократия, феминизм, правовое государство, век масс, информационные потоки, социальные стереотипы,   военно­политический   блок,   национальная   политика,   техносфера,   тоталитарная идеология,   Учредительное   собрание,   «военный   коммунизм»,   интервенция,   однопартийная система, декрет, «экспорт революции». Раздел 11. МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ – 8 часов Страны   Европы   в 20­е   годы   ХХ в. Послевоенный кризис Запада. Социальные теории. Упадок консерватизма. Малые страны перед   необходимостью   ускоренной   модернизации.   Система   догоняющего   развития. Маргинализация масс. Возникновение фашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов. Стабилизация 1925–1929 гг. Запад в 30­е годы  ХХ в. Мировой   экономический   кризис   и   Великая   депрессия:   истоки,   развитие,   последствия. Военная конъюнктура и стихийная реструктуризация экономики ведущих мировых держав. НТП —   «локомотив   перепроизводства».   Различные   пути   преодоления   кризиса.  Кейнсианство   и компромиссная схема Рузвельта.  Крушение Веймарской республики и германский национал­ социализм. Тоталитаризм. Народы   Азии, Африк и   и Основы   функционирования   колониальных   систем   в   индустриальную   эпоху.  Первая мировая   война   и   процесс   «старения»   традиционных   военно­административных   империй. США   и   доктрина   «открытых   дверей».   Мандатная   система.   Китай:   путь   к   обретению 1 1 1 1 3 1 27 самостоятельности.   Антиколониальная   борьба   народов   Азии   и   Африки:   ненасилие   или вооруженное   сопротивление?  Латинская   Америка   на   путях   модернизации:   каудильизм   или демократия? Латин ской Амери ки   в первой полови не  XX в. Международ ные отношения в 20 —30­е годы ХХ в. Кризис   Версальско­Вашингтонской   системы.   Лига   Наций.   СССР   как   новый   фактор мировой политики.  Последствия  мирового экономического кризиса на международной арене. Возникновение   очагов   агрессии   в   Европе   и   Азии.   Американский   нейтралитет   и   бессилие европейских гарантов мира. Возникновение и консолидация реваншистского блока. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова—Рибентропа. Строительство социал изма   в СССР: модернизация   на почве тради ционал изма Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика (нэп): сущность и  направления. Диспропорция экономического и социально­правового статуса личности. Постепенный отход от идей «мировой революции. Приоритеты внутригосударственного  строительства. Образование СССР. Выбор путей объединения. Конституция СССР 1924 г.  Основные направления национально­государственного строительства. Централизация  государственного аппарата. Основные направления общественно­политического и государственного развития СССР в  20–30­е годы. Внутрипартийная борьба: дискуссии о путях социалистической модернизации  общества. Становление единоличной власти И.В. Сталина. Культ личности. Переход от  революционной идеологии к традиционалистским принципам. Ритуализация  коммунистической идеологии. Борьба с инакомыслием. Массовые репрессии.  Городское и сельское население: быт, повседневность, социальные стереотипы.  Национально­культурная унификация населения. Рождение образа советского человека.  Развитие советской культуры. Развитие экономики СССР в конце 20–30­х годов. Форсированная модернизация. Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация. Соотношение традиционализма в  социальной жизни и модернизма в экономике. Успехи и недостатки экономического курса. Внешняя политика СССР в 20–30­е годы: от конфронтации к поиску контактов. Попытки  возврата к границам Российской империи: советско­финляндская война; присоединение  2 3 3 3 28 Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. «Культурная революция». Создание советской системы образования. Достижения и  потери в сфере науки и искусства. Основные понятия: догоняющее развитие, маргинализация, тоталитаризм, авторитарный режим, мировой экономический  кризис,  нацизм, кейнсианство, каудильизм,  реваншизм, новая экономическая   политика,   «мировая   революция»,   культ   личности,   индустриализация, коллективизация, традиционализм, «культурная революция». Раздел  12. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА – 5  часов  Вторая   мировая война: причины,   ход, значение Причины   и   ход.   «Странная   война».   Блицкриг   вермахта.   Изменения   в   системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд­лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт»   в   Европе.   Война   технологий.   Миропорядок   Ялты   и   Потсдама.   Возникновение биполярного мира. СССР   в   годы Великой Отечественной войны Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных, культурных и  социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Пропаганда и  контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов. Советская культура  и идеология в годы войны. Повседневная жизнь на фронте и в тылу. Население на  оккупированных территориях. Партизанское движение. Национальная политика. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских  людей в годы войны. Роль советского тыла. Государственный строй. Милитаризация аппарата. Управление экономикой в военное  время. Влияние довоенной модернизации экономики на ход военных действий. Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой  Отечественной войне.  Основные   понятия:   блицкриг,   антигитлеровская   коалиция,   биполярный   мир, партизанское движение, милитаризация, героизм, патриотизм. 2 3 3 3 29 «Холодная война» К «Общему рынку» и «госуд арству всеобщ его благод енстви я» Научно­ технический прогресс Страны Азии, Африки и Латинской Америки   Раздел 13. МИР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА  ­  5 часов Сверхдержавы:   США   и   СССР.   Обоюдная   заинтересованность   в   формировании   образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка  вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира. Распад   колониальной   системы.   Военно­политические   кризисы   в   рамках   «холодной  Крах  Информационные   войны.   Техногенная   цивилизация   «на   тропе   войны». войны». биполярного мира. Последствия «холодной войны». Европейская интеграция. «Государство благоденствия». Роль политических партий. Христианская   демократия.   Массовые   движения:   экологическое,  феминистское, молодежное,  антивоенное.   Мир   потребителей.   Культура   как   способ   стимуляции потребления. Новый взгляд на права человека Транспортная   революция.   Качественно   новый   уровень   энерговооруженности   общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное производство.   Индустрия   и   природа.   Формирование   новой   научной   картины     мира. Дегуманизация искусства. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в.     Вторая   мировая   война   —   кризис   метрополий.   Американский   «Великий   проект»   и «старые» империи. Советский антиколониализм. Разрушение колониального мифа. Исчерпание мандатных сроков в странах Ближнего Востока. Китай в числе победителей. Национально­ освободительная   борьба   в   японской   «сфере   сопроцветания»   и   ее   последствия   в   бассейне Тихого океана. Освобождение Индии. Ближневосточный конфликт. Страны Азии и Африки в системе   биполярного   мира.   Движение   неприсоединения.   Доктрины   третьего   пути.   Проблемы развивающихся стран. Латинская Америка. Социализм в Западном полушарии. Основные   понятия:   сверхдержава,   локальные   конфликты,   «холодная   война», информационная   война,   научно­технический   прогресс, интернационализация, «консервативная волна», экуменизм, биотехнология, экология, модернизм, технократизм,   национально­освободительная   борьба,   техногенная   цивилизация,   антиколониализм,   иррационализм, 1 1 1 2 3 2 3 1 30 движение неприсоединения. Раздел 14. СССР В 1945–1991 ГОДЫ  ­  8 часов Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития  экономики. Плюсы и минусы советской послевоенной модернизации. ГУЛАГ в системе  советской экономики. Противоречия между экономическим развитием государства и  положением индивида. Советский человек в послевоенный период. Быт, культура, образование. Восприятие  своей роли в обществе. Государство и личность. Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической  идеологии в систему традиционных ценностей. Национальная политика: появление элементов  государственного шовинизма и ксенофобии. Усиление этно­культурной унификации. Апогей  культа личности И.В. Сталина. Политические процессы. Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику. Советский Союз и «сталинизация» стран «народной демократии».  Позиция СССР в локальных конфликтах. Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки  преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Либерализация сверху. Концепция построения  коммунизма. Реформа государственного аппарата. Увеличение роли права в жизни общества. Культурная жизнь общества. «Оттепель». Литература, кинематограф. Расширение  культурных контактов с Западом. Роль периодических изданий. Советский человек периода  «Оттепели»: быт, повседневная жизнь, материальное положение, система ценностей. Экономические реформы 1950–1960­х годов, причины их неудач. Промышленность:  снижение темпов модернизации. Элементы волюнтаризма в сельскохозяйственном производстве. СССР   в послевоенный период: углубление традиционны х   начал   в советском обществе Советский   в   период Союз частичной либерализации режима Внешняя политика СССР. Социалистический лагерь. Конфликты из­за различий в  восприятии курса «десталинизации»: Венгрия, Польша, Китай, Албания. Либерализация внешней политики. Попытки диалога с Западом. Международные кризисы. СССР в конце Общественно­политическое развитие СССР. «Неосталинизм». Идеологизация режима.  2 3 2 2 3 2 31 1960­х   —   начале 1980­х годов СССР в период перестройки   Теория развитого социализма. Политическая апатия общества. Диссидентское и правозащитное движение. «Самиздат». Советский человек: быт, интересы, самоидентификация. Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких  технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки  модернизации: реформа А.Н. Косыгина. Снижение темпов развития по отношению к западным  странам. Ю.В. Андропов и попытка административного решения кризисных проблем. Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70­х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений   в   конце   70­х   —   начале   80­х   годов.   Война   в   Афганистане.   Заключительный   этап «холодной войны». Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма.  Попытки экономической модернизации. Первый этап реформ: ускорение экономического  развития. Причины неудач. Второй этап: реформирование политической системы. Углубление  экономических реформ. Сопротивление аппарата. Несовместимость либеральной экономики и  командно­административной системы. Третий этап: неуправляемый процесс реформирования.  Векторы реформирования «сверху» и «снизу». Движущие силы. Готовность общества к  переменам. Прагматизм и идеализм. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от  советского традиционализма в пользу западного либерализма.  Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф. СССР системе международных отношений. Окончание «холодной войны». Сближение с  США и Западной Европой. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане.  Конец биполярного мира. Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные  факторы, последствия. Основные понятия: наукоемкие технологии, волюнтаризм, идеологизация,  рентабельность, экстенсивное и интенсивное развитие, ротация кадров, разрядка. 2 3 Российская Федерация   Раздел   15. РОССИЯ И МИР НА РУБЕЖЕ ХХ–XХI ВЕКОВ ­  4 часа Становление новой российской государственно­правовой системы. Парламентская или  президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения на 2 3 32 властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма. Российское общество. Либеральные идеи и социальная инерция. Социальное  расслоение. Попытка компромисса между прозападной либеральной экономической  модернизацией и социально­политическим традиционализмом. Президентские выборы 2000 и  2004 гг. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и  политическую стабильность, укрепление национальной безопасности. Экономика.   Переход   к   рыночным   отношениям:   реформы   и   их   последствия.   Плюсы   и минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе. Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Индустриализм   «бежит»   на   Восток.  Проблемы   окружающей   среды.   Глобализм   и антиглобализм. Конфликты из­за ресурсов. Технологии будущего. Социальная дифференциация в   масштабе   планеты   и   рост   политических   рисков.   Новая   мировая   иерархия   и международный терроризм. Страны третьего мира.  Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и  Борьба   за   Рост   фундаменталистских   настроений. модернизационных   тенденций. перераспределение ролей в мировой экономике. Россия   в   мировых   интеграционных   процессах   и   формировании   современной международно­правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях. Основные понятия: постиндустриальное общество, интеграция,   одно­ и многополярный мир, глобализм, антиглобализм, терроризм. современном этапе Мир в ХХI в. Всего  Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 2 3 117  33 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально­техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «История». Оборудование учебного кабинета: ­ посадочные места по количеству обучающихся; ­ рабочее место преподавателя; ­ комплект учебно­наглядных пособий по электротехническому оборудованию; Технические средства обучения: ­ компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор. Мультимедийное оснащение кабинета: мультимедиа проектор, мультимедиа экран, доска для плакатов, схем, таблиц. Аудиторная мебель: столы, стулья для студентов – по количеству обучающихся, рабочее место для преподавателя.  3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень   рекомендуемых   учебных   изданий, дополнительной литературы   Интернет­ресурсов, Основные источники: Для обучающихся  Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2006. Богуславский В.В. Правители России: Биографический словарь. — М., 2006. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества. Хроника событий. — М., 2004. История. 11 класс. Тематический контроль. — М., 2004. Кишенкова. Сборник тестовых заданий. История России. Старшая школа. 10—11 кл. — М., 2006. История Государства Российского. Жизнеописания. Т. 1—9. — М., 1996—2001.  Для преподавателей  Анисимов Е. В. Юный град. Петербург времен Петра Великого. — СПб., 2003. Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. — М., 2002. Анисимов Е. В. Елизавета Петровна. — М., 2001. Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. — М., 2005. Война в Корее. — СПб., 2000. Волковский Н.Л. История информационных войн. — М., 2003. Галактионов М. Париж 1914. — М., 2001. Генифе П. Политика революционного террора 1789—1794. — М., 2003. Герцог Х. Арабо­израильские войны. — М., 2004. 34 Губер П. Мазарини. — М., 2000. Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. — М., 2002. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине История,   обеспечивает   организацию   и   проведение   промежуточной   аттестации   и текущего   контроля   индивидуальных   образовательных   достижений, демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий   контроль   проводится   преподавателем   в   процессе   проведения тестирования,   а   также   выполнения   обучающимися   индивидуальных   заданий, проектов, исследований. Обучение   учебной   дисциплине   завершается   аттестацией   в   форме   экзамена, которую проводит экзаменационная комиссия. Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатывается учреждением. Для   промежуточной   аттестации   и   текущего   контроля   образовательным учреждением   разрабатываются   комплекты   контрольно­измерительных   материалов, которые включают в себя задания и инструкции по их выполнению для учащихся и задания   с   эталоном   показателей   результатов   подготовки   для   педагога, предназначенные   для   определения   соответствия   (или   несоответствия) индивидуальных образовательных достижений обучающихся основным показателям подготовки. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Умения:  проводить поиск исторической информации в  источниках разного типа; критически анализировать источник  исторической информации (характеризовать  авторство источника, время, обстоятельства и  цели его создания); анализировать историческую информацию,  представленную в разных знаковых системах  (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный  ряд); различать в исторической информации факты и  мнения, исторические описания и исторические  объяснения;  структурировать и систематизировать  материал, содержательное ядро; дать краткую характеристику деятелям  вычленять его основное  Формы и методы контроля и оценки результатов обучения   Проект  Реферат Презентация Исследование Тест Доклад 35 Тест Тест Тест Решение задач Конспект, реферат, рецензия Тест Тест Тест Реферат Исследование Исследование внеаудиторная самостоятельная работа выполнение индивидуальных заданий прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и  отечественную историю; устанавливать причинно­следственные связи  между явлениями, пространственные и  временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;  определять историческое значение явлений и  событий прошлого; устанавливать связи между явлениями,  понятиями, фактами, делать обобщения, выводы; участвовать в дискуссиях по историческим  проблемам, формулировать собственную  позицию по обсуждаемым вопросам, используя  для аргументации исторические сведения; представлять результаты изучения  исторического материала в формах конспекта,  реферата, рецензии; Знания: основные факты, процессы и явления,  характеризующие целостность отечественной и  всемирной истории;  основные исторические термины и даты; периодизацию всемирной и отечественной  истории; современные версии и трактовки важнейших  проблем отечественной и всемирной истории; историческую обусловленность современных  общественных процессов; особенности исторического пути России, ее роль  в мировом сообществе; использовать приобретенные знания и  умения в практической деятельности и  повседневной жизни для: определения собственной позиции по отношению  к явлениям современной жизни, исходя из их  исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа  при критическом восприятии получаемой извне  социальной информации; соотнесения своих действий и поступков  окружающих с исторически возникшими  формами социального поведения; осознания себя как представителя исторически  сложившегося гражданского, этнокультурного,  конфессионального сообщества, гражданина  России. 36 Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего  контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица). Процент результативности  (правильных ответов) 90­100 80­89 70­79 Менее 70 Качественная оценка индивидуальных образовательных  достижений Балл (отметка) 5 4 3 2 Вербальный аналог Отлично Хорошо Удовлетворительно  Не удовлетворительно На   этапе   промежуточной   аттестации   по   медиане   качественных   оценок индивидуальных   образовательных   достижений   экзаменационной   комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результат освоения учебной дисциплины.                Разработчики:               Заместитель директора по НМР        В.Г. Сафина                 ГБПОУ «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»             Эксперты: ____________            ___________________          _________________________     (место работы)          (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия) ______________            ___________________          _________________________    (место работы)               (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия) 37 Лист согласования  Одобрено:  Согласовано: Заведующая библиотекой  Заместитель директора по УР Должность Кошелева Н.Н. Подпись «___»________20__г. Дата Должность Панькова Л.С. Ф.И.О. Подпись Ф.И.О. «____»________20__г . Дата Руководитель службы качества Должность  Заместитель директора по НМР Подпись «___»________20__г. Дата Ф.И.О. Сафина В.Г. 38 Лист регистрации изменений № изменения 1 Измененн ых 2 Номера листов Замененных Новых Аннулированных 3 4 5 Ф.И.О.  и подпись лица, внесшего изменения 6 Дата внесения изменений 7 Лист регистрации проверок № п/п 1 Дата  проверки 2 Ф.И.О. и должность  лица, выполнившего  проверку 3 Подпись лица, выполнившего проверку 4 Результаты проверки 5 39 Лист ознакомления № п/п 1 Ф.И.О. 2 Должность 3 Личная подпись 4 Дата 5 Примечан ия 6 40

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История

Рабочая программа по учебной дисциплине История
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2018