Краеведческий материал, как средство развития мышления на уроках русского языка в начальных классах
Оценка 5

Краеведческий материал, как средство развития мышления на уроках русского языка в начальных классах

Оценка 5
Документация
DOC
русский язык
7 кл—11 кл
30.06.2020
Краеведческий материал, как средство развития мышления на уроках русского языка в начальных классах
Задания, которые содержат краеведческий материал, увлекают моих учеников, затрагивают струны их сердец, разжигают огонек любви к родному краю, помогают приобщиться к его истории, духовной культуре, вырасти активными гражданами России.
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАл.DOC

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на МО учителей начальных классов

«Краеведческий материал как средство развития мышления на уроках русского языка в начальных классах»

 

 

 

 

 

Выступление учителя начальных классов

Брыкаловой Натальи Ивановны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краеведческий материал как средство развития мышления на уроках русского языка в начальных классах

Региональный компонент играет значительную роль в расширении кругозора обучающихся, развития их интеллектуального потенциала. Основной целью включения такого материала в образовательный процесс является формирование устойчивого интереса к традициям малой родины, что способствует формированию патриотизма, высоких  нравственных качеств.

Курс русского языка содержит широкие возможности для привлечения краеведческого материала. Моя работа проводилась под  девизом: «Люблю тебя, мой край родной!».

Были реализованы следующие цели:

·          Пополнение знаний об истории Ставропольского края;

·          Ознакомление с его достопримечательностями;

·          Ознакомление с литературным наследием Ставрополья;

·          Расширение знаний  о   природных    объектах   Ставропольского края;

·          Осуществление межпредметной связи с курсами окружающего мира, литературного чтения.

На конкретных примерах хочу показать возможность применения материала регионального характера на уроках русского языка.

 

Минутка чистописания.

Традиционные упражнения в начертании и соединении заглавной и строчной букв можно насытить регионально значимой информацией. Каждая новая буква сопровождается кратким сообщение о населенном пункте или водоеме Ставропольского края. Такие упражнения способствуют не только отработке калиграфических навыков, но и спосрбствует запоминанию природных объектов края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один из самых любимых этапов этой работы – викторина «Путешествуем по родному краю». Она включает вопросы:

1.     Какой город является столицей Ставропольского края? (Ставрополь)

2.     Какие реки самые длинные в Ставропольском крае? (Терек, Кума, Кубань)

3.     В каком городе находится гора Машук? (Пятигорск)

4.     Какие города входят в состав Кавказских  Минеральных Вод? (Пятигорск, Минеральные воды, Ессентуки, Кисловодск, Железноводск)

5.     Какие озера-болота находятся вблизи города Ставрополя?  (Кравцово, Вшивое).

Ознакомление с героическим прошлым и настоящим Ставропольских городов, сел, поселков и станиц, особенностями наших водоемов, историей возникновения их названий  сопровождалось работой с физической картой Ставропольского края. Дети с увлечение отыскивали на карте пары однокоренных слов:

Левокумское-Кума (река);

Манычское – оз. Маныч;

Новоалександровск – с. Александровское

Кура(река) – с. Курское;

Солнечнолольск – п.Солнечный

 

Словарная работа.

   Для словарной работы используются загадки нашего Ставропольского писателя  А.Е.Екимцева.

  


Всех весной в лесу высоком,

На опушках и в глуши,

Я превкусным, сладким соком

Угощаю от души.

           Б Е Р Е З А

 

Сыт бывает только  летом

В дни, когда малину рвёт,

А полгода без обедов

И без завтрака живет.

           М Е Д В Е Д Ь


 


От охотников спасаясь,

Там я мчусь в знакомый лог:

Ноги задние бросаю

Впереди передних ног.

               З А Я Ц

 

 В  рань над полем, над болотом

Начинаю звонко петь.

И люблю я вертолетом

В синем воздухе висеть.

      Ж А В О Р О Н О К

 

Однородные члены предложения.

1. При изучении однородных членов предложения, эффективно используются пословицы народов, проживающих на территории Ставропольского края. Записать предложения правильно поставив знаки препинания. Какой связью соединены однородные члены? Прокомментируйте постановку запятых, выделите союзы. Какую черту характера описывает каждая пословица.

Казачье богатство – милее братства. (казачья)

Кто летом трудился (,)  тот осенью петь будет. (ногайская)

Наступил на землю русскую (,)  да оступился. (русская)

Дым Отечества лучше (,) чем огонь на чужбине. (греческая)

С умным иди камни таскать(,) с глупым не ходи даже кашу с маслом есть. (еврейская).

 

2. Спишите предложения. Поставьте знаки препинания. Расскажите о полезных ископаемых Ставропольского края.

Для постройки домов применяют гранит кирпич бетон и другие материалы. Для приготовления кирпича и бетона нужны песок глина известь. Песок и глину добывают в природе. Для повышения урожайности растений вносят удобрения. Для этого используют  фосфориты каменные соли.

Найдите предложения, которые соответствуют схемам:

 


1)                 ,                ,             .

 


2)                 ,               ,                 и            .

 


3)                   и

Виды предложений по цели высказывания.

При  изучении данной темы, можно использовать цитаты из стихотворений Ставропольских поэтов, предложить обучающимся определить вид предложений по цели высказывания.

Есть в мире, южный город,

Частица Родины моей!

                                  (Г.С. Фатеев)

 

Светите, белые березы,       

Светите рощам и полям,                                              

Светите пашням и покосам,

И одиноким  журавлям!                                                                                                                                     

                                               (А.Е. Екимцев)

 

Много  было под конями ветра,                                    

Шли они в пустынях и лесах.                                     

Память о казачестве бессмертна,                              

Подвиги казачества в сердцах!                                                                                             

                                                          (В.В. Ходарев)        

 

Тут замахнулся я сачком

И замер вдруг над мотыльком

Ведь интересно: почему

Он сел сюда, под грушу?

                                           (Л.Ф.  Епанешников)

 

Склонение имен существительных.

 

1.     Прочитайте казачьи поверья. Обозначьте склонение имен существительных.

«За обедом свою порцию доедай: иначе объедок твой может доесть кто-то другой и завладеть твоею силой.»

« Чтобы в огороде было много огурцов, находят старую обувь и бросают на огуречную грядку, на которой брошенное должно лежать все лето.»

« Перед рыбалкой говорят: « Садись, ребята, чтобы рыбка садилась в сети». После этих слов рыбалка будет  успешной.»

2. Списать отрывки из рассказов Ставропольских писателей,  вставить безударное падежное окончание, определить падеж и склонение существительных.

Машук давно ушла, а Эльбрус все стоял на дорог(…)  и печально смотрел ей вслед.                                                                                                                                                    

                                                                             ( Легенда «Два верных стража»)

 

Виновник всех наших бед –Верховной Страж.  Это по его приказу сжигали книги на главной площад (…), убивали людей, не желавших подчиняться его вол(…).

                       (К.Г. Черный « Путешествие в страну запрещенных улыбок»)

 

Миф о космической погон (…)  жил во времена охотник (…)в.

                                                                 (С.П. Бойко «Красная Шапочка»)

 

Начал замечать Женя, что с ёжиком что-то непонятное делается: то он в газет (…) возится, шуршит бумаг (…)й,  то в  укромном  уголочк(…)  ямку себе выскребет.

                                                                                 (М.В. Усов «Напрасные страхи»)

 

Склонение имен прилагательных

 

1.     Вставить в пословицы подходящие по смыслу антонимы, характеризующие  определенный  признак.

                 

ого

 
              Смелость

На     …     ого      собака лает,

ого

 
а на    …               кусает.

 

                   Длина

У мудрого человека …..уши и …… язык.

 

               Громкость

Терек ….., а слава о нем …..

 

    2. Прочитать цитаты из стихотворений Ставропольских поэтов.  В каких случаях прилагательные употреблены в переносном   значении?  Выделить окончания, указать род и число прилагательных.

Опять на горке Кафедральной                                          

Стою у Вечного огня.                                                     

И все что было в прошлом, дальнем                                           

Волнует, трогает меня!  

                                          (Г.С. Фатеев)

 

 Светлеет грусть в душе, когда горят рябины

 И, кажется, весь  мир согрет осенним днем.

 Белеет на холмах наш Ставрополь старинный!

 Далеко-далеко, в просторе полевом. 

                                                     (В. Бутенко)  

 

Одних людей баюкают леса,                                                                                

Других моря, как нянечка качали.                                                                   

А я в глуши «медвежьей» родился,                                                                   

Где каждый день молитвою встречали.                                                                                                                                                                                                                                                         (Г.С. Фатеев)       

 

Пожелтела длинная трава,

А я в глуши «медвежьей» родился,                                                                                   

Понеслась листва, помчалась вскач                                                                                                      На болотный, журавлиный плач.                                                                                                                                                                   

                                                 (А.Е.Екимцев)                                                 

 

Глагол .

1. Прочитать  отрывок из рассказа М.В. Усова «Баба-птица на Маныче». В каком времени использует глаголы автор? Списать, изменив настоящее время на прошедшее. Выделить окончание глаголов, указать спряжение.

 

С поздней весны живут эти диковинные птицы у рыбаков. Привыкают к людям. На речных плесах день-деньской, а завидят лодку – сейчас же заторопятся домой, к рыбачьей стоянке. Знают: и на их долю достанется улов. Кокой же пеликан откажется от свежей рыбки! Он же заядлый рыбоед. По длинному клюву с кожаным мешком, куда пеликан рыбу складывает, догадаться можно.

 

2.     Восстановительный диктант.

Выпишите из предложения глаголы. По ним нужно будет восстановить текст. Запишите его так, как запомнили. Озаглавьте текст.

 

Ранним летом расцветает степная природа. С утра до вечера не умолкает в степи, рощах и садах птичий хор. Воздух звенит от громких до тихих звуков. Птичьему хору аккомпанируют кузнечики, пчелы, шмели, мухи и мошки. Воздух наполняет аромат степных трав.

 

3. Прочитать  цитаты из стихотворений  Ставропольских  поэтов.   В каких случаях глаголы употреблены  в переносном смысле?    Определить  время и число глаголов.

Не раз вокруг поля дымили,                  

Жестокий враг дома крушил.

Да только грозы не сломили

Твоих людей, твоей души.

                                         (Г.С. Фатеев)

           

Твоими, Ставрополь, глазами

Глядит Россия на Кавказ.

                                      (Г.С. Фатеев)

 

 Загорелся желтый свет.

 Нам пока что ходу нет.

                                             (Г.С. Фатеев)

 

Мое Ставрополье! Цветы твои  сроду не вянут                                                                    

Прохладные росы в лугах выпадают к утру…

                                                                (В.И. Сляднева)

    

 Тихой песней  новою шелестит ручей.

                                                          (В.В. Ходарев)

     

    Сколько бед в дорогах повстречали!

    Те, кто шел на Юг,  Урал, Сибирь…

                                                          (В.В. Ходарев)

              

  И  на тропинках всех влюбленных

  Пусть льется  ваш неяркий свет.

                                                          (А.Е. Екимцев)

 

 

Контроль

1. Контрольное списывание текста.

 Списать текст, вставляя пропущенные буквы, озаглавить его.

 

Лето  было на исход (..). Он  совсем стал  д(..) машн(..)м. Кошка и то перестала дичиться невиданн(..)го   зв (..)рька в колючей шу (..)ке. Его вын(..)сут  во двор, он с озабоченным видом пройдется туда-сюда, обнюхивая травинки, а там, глядишь, покатил к дверям. Ёж (..)к и бегает вдоль порожка, по-своему соображая, как же ему перемахнуть через препятствие, как войти в комн (..)ту. В таком случа(..) на выручку  приходили жильцы: осторожно поддадут  носком б(..)тинка – ёж и перевалился через порожек. И комн(..)та, видать, оказалась по ежин(..)му вкусу.

 

2. Изложение.

          Для изложения,  я использую рассказ Ставропольской    писательницы Г.Н. Пухальской  «Прощеное воскресенье».

 

Однажды – это было незадолго до Масленицы- соседские ребята, отчаянные сорванцы, решили забраться в сарай.

Там отец Василий , кроме дров и угля , хранил завернутые в бумагу антоновские  яблоки, присылаемые ему родителями откуда – то  из средней России.  Это было своеобразное лакомство, и священник, видимо, приберегал их к Пасхальным праздникам. Мысль совершить набег на сарай пришла в голову Эдику, сыну хозяйки, которая сдавала флигель семье священника.  Он видел, как отец Василий принес ящик, распаковал его и, аккуратно завернув каждое яблоко , сложил их на полку в сарае.

 

Подобного рода задания увлекают моих учеников, затрагивают струны их сердец, разжигают огонек любви к родному краю, помогают приобщиться к его истории, духовной культуре, вырасти активными гражданами России.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11

Краеведческий материал как средство развития мышления на уроках русского языка в начальных классах

Краеведческий материал как средство развития мышления на уроках русского языка в начальных классах

Один из самых любимых этапов этой работы – викторина «Путешествуем по родному краю»

Один из самых любимых этапов этой работы – викторина «Путешествуем по родному краю»

Ноги задние бросаю Впереди передних ног

Ноги задние бросаю Впереди передних ног

Виды предложений по цели высказывания

Виды предложений по цели высказывания

Списать отрывки из рассказов Ставропольских писателей, вставить безударное падежное окончание, определить падеж и склонение существительных

Списать отрывки из рассказов Ставропольских писателей, вставить безударное падежное окончание, определить падеж и склонение существительных

И все что было в прошлом, дальнем

И все что было в прошлом, дальнем

Птичьему хору аккомпанируют кузнечики, пчелы, шмели, мухи и мошки

Птичьему хору аккомпанируют кузнечики, пчелы, шмели, мухи и мошки

Лето было на исход (..). Он совсем стал д(

Лето было на исход (..). Он совсем стал д(
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2020