Межрайонный конкурс проектов
«О сколько нам открытий чудных, готовит просвещенья дух…»
краеведческий проект
«Герб моей семьи»
Выполнен ученицей 3 класса «А» муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Коряжмы» Василевской Ариной
Научный руководитель: учитель начальных классов муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7 города Коряжмы» Подсекина Татьяна Николаевна
2016 год
Оглавление
1. Введение. 3
2. Описание проекта. 4
2.1. История появления гербов. 4
2.2. Правила создания фамильного герба. 5
2.3. Создание и описание фамильного герба. 7
3. Заключение. 7
4. Список литературы.. 8
5. Приложение ……………………………………………………………………………………………………….9
1.1. Актуальность
На факультативе «Морянка»мы познакомились с гербами России, города Архангельска и Коряжмы.(Приложение 1)Герб - это отличительный знак государства, города или рода изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах. Меня заинтересовала эта тема. Дома от папы я узнала, что существует целая наука о гербах, которая называется – геральдика. В последнее время интерес к этой науке заметно вырос. Начинают появляться гербы рода и фамилии. Сегодня в России мало кто может похвастаться фамильным гербом, так как изначально он считался показателем принадлежности к дворянскому сословию.
1.2.Тема: «Герб моей семьи» мной была выбрана потому, что я хочу изучить законы геральдики и создать свой фамильный герб.
1.3. Цель: Познакомиться с историей появления и создания герба, его символикой и на основе полученных знаний создать макет герба своей семьи, учитывая его индивидуальность и уникальность.
1.4. Задачи:
§ изучить историю появления и создания герба, его символики;
§ сформулировать основные законы составления гербов;
§ разработать и создать макет фамильного герба семьи Василевских, учитывая его индивидуальность и уникальность.
§ подготовить презентацию, о проделанной работе.
1.5. Вид проекта: краеведческий
1.6. Конечный продукт:дополнительные знания по учебным предметам, а так же макет герба семьи Василевских, видеоролик.
Работа над проектом осуществлялась с 2014 по 2016 год и включала в себя следующие основные этапы:
I. Теоретический.Изучение и анализ специальной литературы о гербах. Формулирование основных правил составления гербов.
II. Технологический. Создание фамильного герба семьи Василевских. Разработка презентации, о проделанной работе.
III. Рефлексивный. Апробация проекта. Подготовка к защите, создание презентации о проделанной работе и видеоролика.
Немецкое слово «герб» – «Herbe» – означает «наследство», в нём отражены особенности политического развития, история, религиозные, а иногда даже и географическое положение, климатические и природные условия страны».
В Средние века в Европе из поколения в поколение стал передаваться наследственный знак – герб, рисунок на щите или личной печати знатных людей. Правда, что-то похожее на гербы было еще у вождей Древнего мира. Со временем появились герольды – особые люди, составлявшие гербы, объяснявшие разные рисунки и цвета в гербах.
На Руси еще тысячу лет назад, при князе Владимире Красном Солнышке, были родовые знаки князей – трезубцы и двузубцы. После Крещения Руси к ним добавились изображения святых – покровителей князей. С тех пор как русские земли разделились на отдельные княжества, печати и щиты местных правителей, а затем и монеты, выпускавшиеся в разных землях, стали обозначать символы исторических городов – Новгорода, Суздаля, Владимира, Рязани.
При Петре I созданная в России Герольдмейстерская комиссия стала утверждать гербы городов. В Российской империи свой герб получили почти все города – центры губерний или уездов. Сейчас составлены гербы почти всех городов России.
Существует целая наука – гербоведение. Она изучает гербы, их историю, происхождение, значение различных изображений, цвета. Учёные и художники работают над эскизами гербов, знамён, различных эмблем для армии, для лётчиков, пограничников.
Фамильный герб является принадлежностью всех членов рода. В нём отражаются заслуги первого гербовладельца перед Отечеством, его профессиональные качества, стремления, увлечения и интересы, учитываются события или легенды из истории рода, достижения предков и пожелания будущим поколениям. Иногда в гербе отражается фамилия гербовладельца, такой герб называется говорящим гербом.
В геральдике существуют определённые законы, которые касаются всех частей герба, начиная с формы и заканчивая фигурами, изображенными на нем.
1. Основу герба составляет щит, если он: треугольный – варяжский, норманнский; овальный – итальянский; квадратный с округлостью внизу – испанский; четырёхугольный с заострением внизу – французский; фигурный – немецкий.
2. При составлении гербов использовали определённый материал. Применяли:финифть (эмаль), металлы (золото и серебро), меха (горностаевый и беличий).
3. В геральдике используются цвета двух металлов – золота и серебра, и пять основных финифтей: лазурь (голубая), червлень (красная), чернь (чёрная), зелень (зелёная) и пурпур (фиолетовая). Эти цвета служили символами тех или иных достоинств. (Если невозможно было применить цвета, например, при нанесении герба на металлическую посуду, использовали их условное обозначение в виде штриховки.)
4. Символика цветов на гербах:красный – «мужество», «страсть»; голубой – «величие, красота, ясность»; зелёный – «изобилие, свобода, надежда»; пурпурный – «власть»; чёрный – «печаль, скромность», «постоянство»; серебро – «чистота и скромность», «благородство».
5. Изображений на щите было тем больше, чем богаче владелец и древнее его род. Символика изображений на щитах: лев – отвага, сила, гнев, великодушие; журавль – бдительность и осторожность; лилия – расцвет и успех; единорог – непобедимость; гриф – неустрашимость и свирепость; кошка – независимость; волк – злость, жадность; кабан – бесстрашие; петух – воинственность; павлин – хвастовство; розы – чистота, святость; ключи – открытость; конь — храбрости, быстроты; дуб — силы; оливковое дерево — мира; лавровая ветвь — победы и т. д.
6. Негеральдические фигуры делятся: естественные, искусственные и легендарные. К естественным фигурам относятся изображения живых существ (человек, звери, птицы и др.), небесных светил (солнце, луна, звезды) и стихий (огонь, вода). Все живые существа, согласно правилам геральдики, изображаются смотрящими в левую от зрителя сторону. К искусственным фигурам относятся изображения самых различных предмету созданных человеком — лук, меч, сабля, шпага, стрела, подкова и т. д. К легендарным фигурам относятся изображения существ, не имеющихся в природе, — дракон, двуглавый орел, единорог, пегас, гидра, птица Феникс и др.
Некоторые правила для составления герба:
·
Свободное
пространство на щите называется полем герба. Оно может быть как одноцветным,
так и многоцветным, поделенным на сектора.
Очень важное место в геральдике занимают цвета. Пурпурный используется
при составлении гербов для королевских семей; основное цветовое правило в
геральдике - не накладывать металл на металл и эмаль на эмаль.
· После выбора щита, его деления, а также цвета стоит приступить к прорисовке фигур. Герб можно дополнить лентой с девизом. Девизом может быть какой-нибудь краткий афоризм или фраза, имеющее особое значение для вашей семьи.
· Герб готов. Теперь нужно составить его словесное описание, так как одна и та же фигура в геральдике может иметь несколько значений. Изучив специальную литературу, узнав обозначение символов, я решила предложить членам моей семьи сообща создать фамильный герб.
· Герб семьи – это фамильная символика, нравственное родовое наследие. На нём обычно изображается то, чем гордится семья, её достижения и успехи, семейные традиции. Семейный герб должен рассказать обо всех членах нашей семьи. На нём нужно изобразить только самое нужное, самое главное!
Чтобы рассказать об истории создания, традициях и достижениях семьи Василевских мы создали видеоролик и презентацию. (Приложение 2)
В ходе работы над проектом были получены следующие основные результаты.
После изучения истории появления и создания герба, его символики,
были сформулированы основные правила составления гербов.
Руководствуясь правилами составления гербов, нам удалось разработать и создать фамильный герб семьи Василевских. Мы решили, что будем передавать герб из поколения в поколение.
Подготовлена презентация, о проделанной работе, создан видеоролик о моей семье.
Материалы проекта апробированы на уроках светской этики в 4-ых классах, на факультативе Морянка в 3 –их классах и на классных часах. Работа представлена на школьном конкурсе проектов. (1 место)
Таким образом, можно считать, что цель проекта выполнена, а задачи достигнуты.
1. Е.В.Пчелов «Государственные символы России герб, флаг, гимн» - Москва «Русское слово» 2002.- 234с.
2. И.В.Синова Герб, гимн, флаг России справочник школьника. С.П. издательский дом Литера, 2007.
3. Осипов Ю.С. Большая Российская Энциклопедия. М.: Большая Российская
Энциклопедия, 2004. – 657с.
4. Фрайер С.,Фергюсон Д.: Геральдика. Гербы-Символы - Фигуры. Издательство: АСТ,2009, - 169с.
5. http://geraldika.ru/
6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Щит-(геральдика)
7. В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М.:
Издательство « ЭКСМО». – 589 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.