Краеведение "Истоки родной старины"

  • docx
  • 11.02.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Истоки родной старины. Путиводитель..docx

ИСТОКИ РОДНОЙ СТАРИНЫ

Выставка «Истоки родной старины» в КИЦ им. А.С. Пушкина посвящена предыстории г. Волхова и рассказывает о прошлом земли вокруг речных порогов, европейски известных со средних веков и затопленных после сооружения плотины Волховской ГЭС. Порожская земля обладает удивительной магией, она помнит многие исторические события и выдающихся личностей. Об этом свидетельствуют материалы выставки и ее подлинные экспонаты, которые позволяют ощутить седую старину берегов реки в черте г. Волхова и расширить знания об одной из интереснейших исторических уголков России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

в 1997 году мэр г. Волхова Н.М. Волчкова предложила создать в городе краеведческий музей, который бы отразил богатую историю земли вокруг Волховских порогов, затопленных в 1926 году после сооружения Волховской ГЭС.

Действительно, стоит только вспомнить, что эти речные пороги лежали на летописном пути «из варяг в греки», чтобы сразу почувствовать, какой стариной дышит вся местность, где расположен современный город Волхов.

Начался сбор материалов. Свой вклад в создании коллекции будущего музея внесли петербургские археологи С.Л. Кузьмин, И.И. Тарасов и М.А. Юшкова, директор музея истории г. Волхова О.А. Николаева, директор Новоладожского историко-краеведческого музея М.М. Сугоняева, волховские любители старины Н.Н. Рогожников, В.В. Копосов и С.Н. Кушнарев, местные краеведы Р.А. Бойцова и В.В. Астафьев, ставший автором тематико -экспозиционного плана. Художественный и технический проект разработал волховский художник В.В. Коровин, он же вместе с С.А. Михайловым, С.П. Рульковым и Ю.В. Астафьевым оформлял экспозицию.

Вся организационная работа легла на плечи Г.Н. Адамской, директора городского культурно-информационного центра, в стенах которого 22 июня 2005 года состоялось долгожданное открытие постоянной выставки, получившей название «Истоки старины».

Экспозиция выставки состоит из десяти разделов, в которых нашел отражение весь период существования Волховских порогов, а также дореволюционный быт местных крестьян и творчество современных волхоских краеведов, художников и мастеров прикладного искусства.

Знакомство с постоянно действующей выставкой напомнит о седой старине берегов реки в черте города Волхова и позволит расширить знания об одном из интереснейших исторических уголков нашей огромной России.

 

 

 

 

Раздел I

«Археология Волховской порожской земли»

Как и большинство городов, город Волхов возник на реке. более восьми тысячелетий назад эта река в нижнем течении проложила свое русло среди толщи твердых пород силурийского известняка, образовав каменные пороги. Высокие, почти вертикальные берега в этом районе содержат большое количество прекрасно сохранившихся остатков древнейших морских животных (трилобитов), возраст которых насчитывается около 500 миллионов лет.

Образцы этих представителей палеозойской фауны, найденные вблизи Волховской ГЭС, лежат под стеклом витрины рядом с силурийским известняком, из которого сложены берега Волхова.

Цепь поколений людей, живших на этой земле, берет свое начало 8 – 6 тысяч лет тому назад, о чем напоминает представленная в экспозиции книга ученого-геолога А.А. Иностранцева «Доисторический человек каменного века южного побережья Ладожского озера» (СПб., 1882г.).

В другой витрине лежат археологические находки, обнаруженные при раскопках на территории города Волхова.

В 1997 году на левом берегу Волхова, на красивом мысу в деревне Шкурина Горка археологи открыли уникальное по сохранности на всем Северо-Западе России жилище, которому 3500 лет. Посетители выставки могут увидеть найденные здесь костяные стрелы, кремниевые скребки и другие предметы древней культуры, демонстрирующие суровый быт охотников и рыболовов – современников Рамзеса и Тутанхомона.

В районе Волховских порогов археологами также обнаружены стоянки человека середины I-го тысячелетия до нашей эры. К рубежу эр люди уже плотно обжили эти края.

В середине VIII века в низовья Волхова приходят славяне, которые установили здесь своего рода контрольно-пропускные пункты для всех чужих, направлявшихся вверх по реке на юг. Одним из таких пунктов стала знаменитая Старая Ладога, другим – укрепленное поселение Новые Дубовики на правом берегу Волхова (ныне на этом месте стоит памятник «Героическим защитникам Волхова 1941 - 1944»). Это поселение находилось у начала речных порогов, преодолевавшихся волоком.

Некоторые ученые полагают, что Новые Дубовики являются племенным центром, надзиравшим за стратегически важным для славян участком водной дороги.

Со временем, в конце IXX вв., в жизни этого центра и его округи определенную роль начало играть торговое судоходство. В ту пору по Волхову стал проходить крупнейший евразийский торговый путь из стран Балтики на исламский Восток, а позднее и путь «из варяг в греки», схема которого представлена на стенде выставки в КИЦ.  В период движения торговых караванов Новые Дубовики были пунктом последней остановки перед трудным рубежом, местом перегрузки товаров и подготовки судов к дальнейшему переходу.  Еще одно складочное место для различных товаров вблизи порогов находилось на левом берегу, рядом с современной церковью Архангела Михаила.

Местное население было занято на проводке судов через опасные пороги, а также, как показали находки археологов, занималось рыболовством, животноводством и земледелием. Определенную роль играли ремесла и изготовление гончарной посуды.

О ключевой роли поселений у Волховских порогов, как хозяев на этом участке реки, напоминали «пирамиды Северной Руси» - огромные погребальные насыпи (сопки), сооруженные здесь из земли во времена правления князя Олега, преемника Рюрика. Самая большая сопка (высотой 50,5 м и диаметром около 32 м) находилась на левом берегу Волхова, чуть южнее современной платины ГЭС. В 1886 году ее исследовал известный русский археолог Н.Е. Брандербург, предполагавший найти здесь могилу Олега Вещего. На стенде выставки посетители могут увидеть графическое изображение внешнего вида и разрез этой сопки, а также другие иллюстративные материалв, связанные с научными археологическими изысканиями на территории вокруг Волховских порогов.

В разные годы их проводили петербургские археологи: А.А. Спицин (в 1914г.), Г.П. Гроздилов и Н.Н. Гурина (в 1952г.), Е.Н. Носов (в 1972г.), С.Л. Кузьмин (в 1997 и 1998гг.), В.И. Тимофеев (в 1998г.), И.И. Тарасов (в 2002г.), М.А. Юшкова (в 2002 и 2003гг.). Их находки позволили заглянуть в начальные века истории земли, на которой стоит город Волхов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел II

«Порожская земля в XII XV вв.»

В 1136 году земля вокруг Волховских порогов вошла в состав новгородской феодальной республики, возникшей с распадом Киевской Руси. Ее столица Великий Новгород, благодаря внешней торговли, стал одним из самых крупных и богатых городов мира.

Отчалив от новгородской пристаней, русские торговые суда спускались вниз по Волхову, плыли бурным озером Нево (Ладожским) в Балтийское море к острову Готланд, городу Любек, берегам Швеции или Дании.

Особенно выросло значение Новгорода, как центра морской торговли со странами Западной и Северной Европы, после вступления его в Ганзейский союз – торговое объединение прибалтийских городов. Летом из этих городов шли на судах заморские «гости» (богатые купцы), везя в Новгород дорогие ткани, металл, золотые и серебряные украшения, вина. В России они охотно скупали лен, пеньку, воск, мед, кожи и меха. В грамотах о торговле Великого Новгорода с Готландом, Любеком и другими немецкими городами, заключенных в XIIIXIV вв., говорится о найме лоцманов для сопровождения иностранных судов в двух районах: по Неве и по Волхову от Ладоги до Новгорода; кроме того, в особой статье еще прибавлено: «Когда немцы и готландцы придут по Волхову к порогу, то должны требовать пороговых лоцманов безотлагательно, и принимать добрых людей на свои корабли…»

Об этом говорится в двух печатных источниках, представленных в витрине выставки: в книге П.Х. Спасского «История торговли и промышленности в России, выпуск 1 (СПб., 1910г.) и в сборнике документов «Памятники истории Великого Новгорода и Пскова» (Л., 1935г.)».

пройдя Волховские пороги, заморские купцы делали остановку в селении Гостиное Поле (впоследствии Гостинополье), где они платили проезжую пошлину, заключали с новгородцами первые сделки и вели торговлю с местным населением.

Примерно в XIII века большая часть земель вокруг Волховских порогов принадлежала новгородским архиепископам.

В октябре 1477 года великий князь Московский Иван III выступил в поход к Волхову, приняв решение: «вечевому колоколу в Новгороде не бытии, посаднику не бытии, а государство нам свое - держати». Это означало подчинение Великого Новгорода Москве.

В январе 1478 года Иван III конфисковал у новгородского архиепископа Феофила десять волостей, среди которых, как сообщает летопись, были «Порог Ладожский и земля Порожская по обе стороны Волхова…». Речь, по-видимому, шла о группе поселений, расположенных вокруг Волховских порогов. Перейдя в личную собственность Московского великого князя, эта земля стала управляться дворцовым приказчиком и получила название «Государева Порожская волость». Владыка же Феофил за сопротивление изъятию в московскую казну монастырских ценностей был заточен в обитель, где вскоре и умер.

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел III

«Порожская волость в XVIXVIII вв.»

После присоединения Великого Новгорода к Московскому княжеству значение волховского торгового пути упало, движение судов по реке резко сократилось. Волхов стал границей между Водской и Обонежской пятинами новгородских земель. Цнтром Порожской волости становится Михайловский погост, который в результате проведенной в 1500 – 1501 гг. административно-территориальной реформы был из Новгородского уезда передан к городу Ладоге.

В писцовых книгах за 1582 – 1583 годы встречается первое упоминание о селе Петропавловском, деревнях Пороги и Дубовики, которые впоследствии вошли в черту города Волхова.

Будучи дворцовым владением Ивана Грозного, Порожская волость не подвергалась разорению в разгул опричного террора, поэтому в 1570 году к церкви Архангела Михаила на Михайловском погосте сбегались, спасаясь от «государева правежа», крестьяне из Ладоги и всех окрестных селений.

В конце XVI  столетия мимо Волховских порогов стала проходить сухопутная дорога из Великого Новгорода к русской крепости Орешек, находившейся у истока Невы. Это произошло потому, что прежняя дорога пришла в негодность из-за «великих грязей». Но вскоре наступило Смутное время, и путь к Неве и Балтийскому морю для русских оказался закрыт.

В начале XVIII  века новгородские земли включая Порожскую волость, были оккупированы иностранными войском во главе с шведским генералом Я. Делагарди. Великий Новгород заключил с ним договор, в котором было сказано: «Ив Новгородской земле, и под Ладогою… сел и деревень не воевать и в полон людей, которые прямят к Московскому государству, не имати, и не бити, и не грабити…». Несмотря на это соглашение, чужеземцы довели этот край до полного разорения. Для защиты мирного населения от банд наемников стали строить острожки – небольшие военные укрепления с гарнизоном солдат. Письменные источники того времени свидетельствуют о нескольких военных столкновениях   в районе Волховских порогов. Самый крупный бой произошел в 1611 году у стен Гостинопольского острожка между отрядами русских воинов и французских мушкетеров.

После Столбовского мира (1617г.) Ладожский уезд, куда входит Порожская волость, был возведен в воеводство, которое продолжалось до начала XVIII века, а по Волхову пролег торговый путь между Новгородом и шведскими городами Канцы (Ниеншанц) и Стокгольмом.

 В конце лета 1702 года Волховские пороги стали свидетелями большого маневра русских войск перед штурмом бывшей русской крепости Орешек, переименованной шведами в Нотебург. Тогда сподвижник Петра I князь А.И. Репин двинул из Новгорода по Волхову один армейский полк и два батальона гвардейцев Преображенского полка, а речная флотилия из 500 лодок, сделанных новгородцами, приняла на себя палатки, штурмовые лестницы, шанцевый инструмент, артиллерию и доставила их в Ладогу – место сосредоточения основных сил перед походом на Нотебург.

Переправа через опасные речные пороги не обошлась, по-видимому, без потерь. В 1951 году местные жители нашли на дне Волхова около деревни Плеханово ствол пушки XVIIвека и передали его в Артиллерийский музей города Ленинграда.

Возможно, со временем эта пушка займет достойное место в экспозиции выставки в г. Волхове.

С основанием Санкт-Петербурга и устройством Вышневолоцкой водной системы река Волхов почти на сто лет становится частью единственной транспортной артерии, питающей новую столицу России железом уральских промышленников Демидовых, хлебом Поволжья и другими необходимыми товарами. С берегов Волхова в устье Невы спускались баржи с лесом, дровами и сеном. не случайно у гранитных постаментов Ростральных колонн в Петербурге наряду аллегорическим изображением великих русских рек Волги, Нева и Днепр представлен и Волхов.

Указом от 6 (17) августа 1762 года императрица Екатерина II «за отличную службу, верность и усердие» пожаловала своему придворному гардеробмейстеру В.Г.  Шкурину «в Ладожском уезде в Порожской волости шестьсот четырнадцать душ… с землями, со всеми угодьями и рыбными ловлями, в вечное и потомственно-наследное владение».

В течении XVIII столетия Порожская волость входила в состав Ингерманландской губернии, переименованной в 1710 году в Санкт-петербургскую, затем (с 1727 года) – в состав Новгородской губернии, а с 1781 года стала частью Новоладожского уезда Санкт-Петербургской губернии.

Данный раздел выставки иллюстрируют представленные на стендах плоскостные материалы, а в витринах – найденные в р. Волхове подлинные предметы материальной культуры.

Среди них – изображение стрельцов в 1613 году и русского гостиного двора в Стокгольме (середина XVII В.), схема погостов Ладожского уезда, выдержка из текста именного указа Петра I от 8 мая 1719 года «Об устройстве бечевника от Ладоги по рекам Волхову и Мсте», подлинные мундштуки петровской эпохи, атрибуты верхнего платья (пряжка и пуговицы) XVIII столетия, медные монеты времен царствования императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II.

 

 

 

Раздел IV

«Район Волховских порогов в XIX – начале XX вв.»

В подаренной В. Г. Шкурину Порожской волости ему принадлежали деревни Дубовики, Званка, Стуглево, Заполек, Кикино, Быльчино, Валим, Бор, Пороги, Шкурина Горка, Вельцы и село Петропавловское. Почти все они в настоящее время входят в черту города Волхова.

После смерти В.Г. Шкурина этими землями владел его сын Сергей, а затем внук А.С. Шкурин, участник Бородинского сражения, впоследствии – генерал-лейтенант. В войне с Наполеоном принимала участие и крестьяне Порожской волости. Они входили в состав 5-й дружины Санкт-Петербургского ополчения и особенно отличились в бою за взятие города Польша.

От А.С. Шкурина право владения землями и рыбной ловлей в районе Волховских порогов перешло к его дочерям, Екатерине и Александре. Первая стала женой вице-адмирала П.А. фон Моллера, сына морского министра России, а вторая вышла замуж за полковник лейб-гвардии Конного полка К.П. Чичерина, сына героя Отечественной войны 1812 г., генерала П.А. Чичерина. По сведениям 1860 года им принадлежало 1610 крепостных крестьян.

Еще во времена Олега вещего, на рубеже IX и X веков, в Ладоге была возведена первая каменная крепость, положившая начало добычи на берегах Волхова строительного камня – известняковой плиты. Эта добыча продолжилась в XIIXIII столетиях, когда в той же знаменитой Ладоге один за другим были сооружены шесть каменных храмов и новые оборонительные сооружения. Но особенно большой спрос на волховскую плиту возник, начиная с XVIII века.

Ниже деревни Дубовики до сих пор видны следы каменоломен, где добывали плиту, из которой природа выложила крутые берега Волхова. Волхоская известняковая плита конкурировала с путиловской и шла в Санкт – Петербург, где использовалась в качестве основного строительного камня для устройства фундаментов, цоколей, лестниц, пандусов и парапетов Зимнего и Строгановского дворцов, а также большинства храмов, особняков и других зданий в центре столицы России.

Из Волховской плиты в 1822 году стали делать известь, получившую название гидравлической. «Известь сия, - сообщал журнал «Отечественные записки», - делается без всякой примеси из обожженной известняковой плиты, добываемой из левого берега Волхова близ села Михаила Архангела, повыше Старой Ладоги. Сие важное открытие сделано по направлению генерал-лейтенанта Бетанкура». Впервые в России эта гидравлическая известь, «которая в воде твердеет и превращается в камень», была применена на строительстве каменных шлюзов и подъемного моста в г. Шлиссельбурге. Исследовав практику изготовления вяжущих веществ из волховской извести, профессор М.С. Волков в 1830 году опубликовал руководство под названием «Изложение правил составления известковых растворов и цементов», которое получило широкое распространение.

Впоследствии волховская известь шла на постройку новгородского и бронницкого мостов на железной дороги Петербург – Москва, а также первого постоянного моста через Неву в северной столице России и мокрого дока в Кронштадте.

Вблизи Волховских порогов производили и стекло.

В экспозиции выставки представлены фрагменты стеклянной посуды (бутылочные клейма), обнаруженные на берегу Волхова возле деревни Симанково, где во второй половине XIX века работал бутылочный завод. Любопытно, что из 30 рабочих этого завода большинство составляли мекленбургские немцы.

Район Волховских порогов был одним из самых населенных в Новоладожском уезде. Он находился на территории Михайловской волости, центром которой было село Михаила Архангела.

В начале XX века здесь размещались волостное правление, постоялый двор, почта, училище для девочек и для мальчиков, православная церковь во имя Архангела Михаила, часовня, школа, трактир, три торговые точки.

Современники, посещая Волховские пороги в конце XIX – начале XX веков, отмечали зажиточность местного населения.

Утопая в зелени садов, села и деревни здесь отличались добротными, в основном двухэтажными, с балконами домами и крепкими хозяйственными постройками.

Наиболее богатыми были усадьбы местных купцов Ильинских, Весниных и рыбопромышленника М. Набокова.

Как свидетельствуют статистические данные того времени, уровень денежных доходов припорожских крестья был самым высоким в Новоладожском уезде и в полтора раза превышал средний доход по уезду. Его главным источником были занятие рыболовством и судовой промысел, который заключался в обслуживании проходивших через пороги барж, лодок и плотов (выгрузка, погрузка дров, лоцманство, тяга судов лошадьми).

Часть крестьян занимались извозом: мимо порогов, по левому берегу Волхова, издревле проходила дорога из Великого Новгорода в Ладогу. Некоторые из местных жителей стали железнодорожниками, когда в 1902 – 1905 гг. чуть ниже Волховских порогов пролегла железная дорога Санкт – Петербург – Вологда и появилась станция Званка. Тогда же через р. Волхов по проекту крупного ученого Л.Д. Проскурякова построили железнодорожный мост (он простоял ровно сто лет и в 2005 году был разобран). В 1908 году началось строительство железной дороги на Чудово, в 1913 г. – на Мурманск через Петрозаводск. Оно закончилось к 1918 году, благодаря чему находившаяся недалеко от порогов железнодорожная станция Званка приобрела значение очень важного железнодорожного узла на Северо-Западе России.

Знакомясь с этим разделом выставки, посетители могут увидеть портреты представителей дворянских родов Шкуриных, Моллеров и Чичериных, содержание некоторых императорских указов, имеющих отношение к Волховским порогам, статистику промыслов крестьянского населения Новоладожского уезда, подлинные образцы бумажных денежных знаков дореволюционной России, схему железно дороги Санкт-Петербург – Вологда и уникальный альбом начала XX века с чертежами моста через реку Волхов на этой магистрали.

14 августа 1917 года через этот мост проследовал состав из девяти вагонов, в одном из которых находился Николай II и его семья. Поезд шел под японским флагом на максимальной скорости, увозя бывшего царя в Тобольск, в ссылку. Это был предпоследний маршрут последнего императора России…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел V

«Предшественники инженера Графтио»

В самом конце XIX века авторитетнейший энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона сообщал, что «есть предположение утилизировать силу Волховских порогов для надобностей Петербурга».

Первым, кто проявил интерес к этой проблеме, был русский предприниматель, инженер-механик В.Ф. Добротворский. обследовав пороги Волхова, он предложил проект объединения всех трех источников для снабжения северной столицы дешевой электроэнергией. С этой целью он в 1897 году учредил «Санкт-Петербургское общество электропередач сил водопадов».

На Волхове инженер Добротворский выбрал единственное место, где можно сконцентрировать наибольшее падение реки, а именно ниже порогов у деревни Дубовики. Именно здесь он предлагал соорудить плотину, судоходный шлюз и гидроэлектростанцию мощностью 37500 лошадиных сил (около 23000 киловатт). Подобного проекта, который одновременно и улучшат судоходство на порогах, и утилизировал их водную энергию, в то время не было ни в Европе, ни в Америке. Однако, проект инженера В.Ф. Добротворского не нашел поддержки и остался невостребованным.

Но его идея не была забыта. Ряд русских инженеров и ученых, в том числе В.Е. Тимонов, С.П. Максимов, К.П. Литовченко и др., старались привлечь к ней внимание. Так, например, профессор Петербургского института инженеров путей сообщения С.П. Максимов в 1905 году написал книгу «К вопросу о гидроэлектрических установках», в которой Волховским порогам было уделено первостепенное значение. «Оборудование порогов Волхова, - отмечал автор книги, - требует громадных средств, но это дело есть дело государственной важности и не должно быть откладываемо». Но государство было обременено войной с Японией. Отдельные предприниматели (Ф.Н. Гефдинг, С.Е. Палашковский и др.) обращались в МПС России с ходатайством о предоставлении им долгосрочной концессии на право использования энергии Волховских порогов и постройки гидроэлектрической установки. Но их попытки были отклонены, главным образом, из-за отсутствия в России законодательной базы по этому вопросу и слабой технической разработки проектов.

В 1908 году Министерство путей сообщения создало «Комиссию по электрогидравлической описи водных сил России», которую возглавил профессор Г.К. Мерчинг. В следующем году на исследования в районе Волховских порогов были выделены немалые по тем временам деньги – 20,5 тысяч рублей. На заседании Комиссии было заявлено, что «члены Государственной Думы относятся к вопросу об утилизации энергии с большим вниманием, а на работы по изысканиям реки Волхов смотрят как на образцовые».

В 1910 – 1912 годах инженер Е.А. Палицын на основании новых изыскательских работ на р. Волхове разработал подробный проект шлюзования волховских порогов. Публикую в открытой печати финансово-коммерческие сведения об этом проекте, Е.А. Палицын делал вывод, что «эксплуатация энергии порогов, как движущей силы, с излишком может окупить все расходы, связанные с устройством беспрерывного глубокого водного пути от берегов Ильменя по Волхову в Санкт-Петербург».

К 1914 году Г.Г. Кривошеин, Б.Ю. калинович и Г.О. Графтио создали поект гидроэлектростанции и шлюза на Волховских порогах. Основным автором проекта являлся Графтио, который впоследствии претворил его в жизнь, подвергнув тщательной доработке. Но произошло это после революции.

Когда плотина Волховской ГЭС подняла уровень воды в реке почти на 10 метров, грозные пороги навсегда канули в историю. Сегодня о них напоминает лишь одно название деревни Пороги, которые с декабря 1996 года входит в черту города Волхова.

В экспозиции этого раздела выставки представлены фотографии инженера В.Ф. Добротворского и эскиз рисунка к его проекту, а также портрет профессоров В.Е. тимонова, С.П. Максимова и Г.К. Мерчинга, эмблема инженера путей сообщения дореволюционной России и весь список действительных членов Собрания инженеров путей сообщения, составленный на 1 февраля 1910 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел VI

«Духовная жизнь вблизи порогов Волхова»

В археологических памятниках, найденных при раскопках древних курганов на берегах Волхова, были культовые предметы языческой поры – амулеты и руны. В 1998 году на территории прежней деревни Дубовики, на месте поселения IX века, археологи нашли камень – следовик, которому поклонялись местные жители.

После времен язычества на Порожскую землю постепенно приходит христианская культура. Вслед за городом Ладогой в районе Волховских порогов возникают православные монастыри и храмы.

Документальных сведений о времени основания мужского монастыря возле Гостинополья не существует. Известно, что в 1471 – 1475 гг. здесь был построен каменный храм обители в честь Николы Чудотворца, покровителя мореходов и всех странствующих. До наших дней этот храм, расписанный великолепными фресками, не дошел, но часть древних икон и рукописных книг, принадлежащих упраздненному в 1764 г. Николо - Гостинопольскому монастырю, сохранились. В настоящее время книги хранятся в фондах Российской национальной библиотеки, а иконы – в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и парижского Лувра.

непосредственно на этой территории, где возник город Волхов, с давних времен существовали три православных храма, давшие имена погостам: Михайловский, Ильинский и Петропавловский.

Священник церкви Архангела Михаила в 1884 году сообщал, что «приход церкви составляют близлижащие деревни, в том числе Борисова Гора, Званка, Дубовики, Шкурина Горка и Пороги. Всех прихожан 648 мужчин и 728 женщин. Грамотных около 200 человек обоего пола. В селе есть земская школа, а по деревням учат отставные солдаты. В большие праздники в церкви бывает до 300 человек и более. В Михайлов день, когда бывает ярмарка, собирается 400 человек. Сельские праздники следующие: в Михайловском селе – 8 и 29 ноября, в Званке – 20 июля, в Шкуриной Горке – Флора и Лавра, в Порогах – Покрова. В этих деревнях праздники сопровождаются крестными ходами». В 1915 году к церкви Архангела Михаила было приписано восемь часовен.

В приходе церкви Ильи Пророка проживало до 800 человек, часовни находились в д. Заполек, в д. Виковщине, а третья – между д. Быльчино и усадьбой Стуглево. Среди достопримечательностей Ильинской церкви была чудотворная икона Казанской Божьей Матери, с которой связаны предания об исцелении нескольких прихожан, преимущественно от болезни глаз.

С середины XIX века главными благотворителями этого храма стали местные купцы Ильинские, один из которых избирался городским головой Новой Ладоги и пожертвовал свои личные деньги на строительство в 1861 году придела и колокольни Георгиевской (Суворовской) церкви.

Кроме изображения приходских церквей посетители выставки могут увидеть отличные фотоснимки не существующих ныне деревянных часовен, стоящих в деревнях Симанково, Дубовики и селе Петропавловском.

эти снимки были сделаны в 1912 году во время экспедиции на берега Волхова известного русского ученого – археолога Н.И. Репникова.

В некоторых часовнях видны высокие поклонные деревянные кресты XVIII века с вырезанным на них текстом. На другом фото запечатлен большой каменный крест XVI века на постаменте из крупного булыжника, который стоял в деревне Порогои на самом берегу Волхова.

Кроме православного населения в районе Волховских порогов проживало большое число старообрядцев, чьи молельные дома находились в деревнях Бор и Пороги.

В приходе церкви Архангела Михаила старообрядцев, или, как их тогда называли раскольников, насчитывалось 570 человек.

На противоположном, правом берегу Волхова, напротив самого бурного и опасного места в порогах, с 1621 года стояла деревянная православная церковь во имя Апостола Петра и Павла. После капитального ремонта эта церковь в 1858 году была обращена в единоверческую, однако попытка объединить православных и староверов оказалась неудачной.

Интересно отметить, что в начале XIX века церковным старостой этого храма состоял С.Т. Трифонов, избиравшийся депутатом 3-й Государственной Думы (1907 – 1912 гг.).

При храмах работали церковно-приходские школы для детей. В селе Ильинском такая школа была открыта в 1852 году, в селе Петропавловском – в 1889 году. Кроме этого, в деревне Симанково и селе Ильинском работали земские школы, а в селе Михаила Архангела – начальное училище для девочек и мальчиков, которое финансировалось Министерством народного образования. Уровень грамотности населения был самым высоким в волости.

После 1917 года село Михаила Архангела было переименовано в Пролетарское, село Ильинское – в деревню Плеханово, а село Петропавловское  - деревню Халтурино. В 1930-е годы местные храмы закрыли. Деревянная церковь Петра и Павла до наших дней не сохранилась. В 1994 году на прежнем месте возродился в камне новый храм Архангела Михаила, в 2007 году начались богослужения в отремонтированной церкви Пророка Ильи, которая вновь стала главной доминантной на дороге между г. Волховом и Старой Ладогой.

Знакомство с этим разделом выставки позволит посетителям увидеть некоторые атрибуты духовной жизни местного населения в дореволюционное время, в том числе богослужебные книги, нательные кресты, иконы и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел VII

«Знаменитые свидетели Волховских порогов»

Миновать Волховские пороги на пути из Ладоги в Новгород было невозможно.

Согласно летописи, здесь должны были проходить первые князья Древней Руси – легендарный Рюрик и Олег вещий. Князь Владимир Святославич («Креститель»), отец Ярослава Мудрого, проплывал Волховские пороги в 977 году, когда в период борьбы со старшим братом Ярополком бежал из Новгорода с Скандинавию и когда возвращался с варяжской подмогой.

В 1240 году из Новгорода в Ладогу пришел молодой князь Александр Невский, чтобы, пополнив свое войско, выиграть битву со шведами в устье Ижоры.

В 1634 году через Волховские пороги пролег путь к Новгороду голштинского посольства, в составе которого был Адам Олеарий, автор знаменитого «Описания путешествия в Московию», важнейшего источника по истории государственного устройства России и быта русского народа.

По преданию, Николо – Гостинопольский монастырь у Волховских порогов любил посещать сын Петра I царевич Алексей, который подарил этой обители церковную утварь и богослужебные книги. Не исключено, что на Волховских порогах побывал и сам Не исключено, что на Волховских порогах побывал и сам Петр Великий, заботясь об улучшении судоходства на этом трудном участке водного пути к Петербургу.

Дважды, в 1765 и 1785 гг., пороги Волхова посетила императрица Екатерина II. В первый раз она специально приезжала сюда из Новой Ладоги, чтобы с вершины самого большого кургана посмотреть на грозную водную преграду.

Второе посещение, теперь уже по воде, было связано с осмотром Вышневолоцкой системы. Флотилия императрицы проплыла по Волхову от Новгорода до Новой Ладоги. В свите Екатерины II находились князь Г.А. Потемкин, генерал-губернатор края Н.П. Архаров, послы Англии и Франции.

Все тридцать галер императорской флотилии были снабжены лоцманами и гребцами, одетыми в зеленые кафтаны с серебряными галунами, с красными кушаками и в шляпах с красными лентами. По прибытии в Новую Ладогу каждый из них получил от Государыни денежную награду.

В 1762 году Екатерина II поручила главное начальство над Волховскими порогами генерал – фельдмаршалу Б. – Х. фон Миниху. На следующий год он представил императрице проект улучшения судоходных условий в порогах, заключавшийся в устройстве пяти струенаправляющих полузапруд и углублении фарватера вдоль правого берега реки. Но претворить свои проект в жизнь Миних не смог, он был слишком стар для таких трудоемких дел.

После него внимание порогам Волхова уделил новгородский губернатор Я.Е. Сиверс, будущий граф и сенатор, неоднократно посещавший Новую Ладогу. Известно, что 16 ноября 1781 года именно ему, как «Главному директору» водной коммуникации, от которой зависело продовольственное снабжение столицы, императрица Екатерина II поручила расчистку Волховских порогов.

Неоднократно сюда приходил великий полководец А.В. Суворов. В 1764 – 1768 гг. он командовал Суздальским пехотным полком, с которым совершал из Новой Ладоги учебные марш-броски по берегу Волхова до деревни Вындин Остров. По свидетельству известного деятеля пушкинской эпохи графа Д.И. Хвостова, также посещавшего эти места, А.В. Суворов обязательно делал у порогов привал, чтобы вместе со своими офицерами половить здесь вкусного волховского сига.

В 1811 году путешествие по р. Волхову, начиная от Великого Новгорода, совершил главный директор путей сообщения России герцог Георг Ольденбургский – родоначальник русской ветви принцев Ольденбургских, прославившихся своей благотворительностью. Вместе с ним через Волховские пороги спустилась его жена, великая княгиня Екатерина Павловна – сестра императора Александра I.

Среди известных ученых, видевшие пороги Волхова, были русский путешественник, академик Н.Я. Озерецковский (в 1805г.) и польский этнограф, инициатор исследований славянских древностей З. Доленга - Ходаковский (в 1820г.).

В 1815 – 1820 гг. неоднократно приезжал к порогам, наблюдая за строительством церкви Архангела Михаила, предводитель дворянства Новоладожского уезда, знаток изобразительного искусства, коллекционер и меценат А.Р. Томилов. Будучи по природе очень скромным человеком, он не совершил ничего такого, что принесло бы ему известность или позволило сделать карьеру. Но он принадлежал к тем людям, по внутреннему облику которых узнается духовный уровень эпохи. «При внешней незаметности своей жизни, - отмечают искусствоведы, - Томилов создал вокруг себя особую нравственную атмосферу, дружественную среду, в которой легко дышалось и работалось многим талантливым русским людям». Его дом в Петербурге и в имении «Успанское», находившемся в Старой Ладоге, посещали выдающиеся художники – О. Кипренский, А. Венецианов, А. Орловский, В Боровиковский, А. Варнек, П. Заболотский, И. Айвазовский.

Из двух деятелей отечественной культуры Волховские пороги посещал основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский, который летом 1852 года совершил поездку из Новой Ладоги в село Мотохово, находящееся в 70 километрах от устья Волхова. По дороге он сделал остановку в селе Ильинском, где любовался архитектурной недавно построенного храма в честь Ильи Пророка.

Не обошли стороной Волховский пороги и известные геологи. первый директор Русского Геологического Комитета Г.П. Гельмерсен в 1842 году исследовал месторождение медной руды между Гостинопольской пристанью и деревней Дубовики. Часто приезжал сюда со студентами Петербургского горного института профессор И.В. Мушкетов, основатель целой школы русских геологов. К числу его учеников принадлежит и посетивший пороги летом 1884 года будущий всемирно известный академик В.А. Обручев.

Наверняка Волховские пороги мог видеть художник – передвижник, академик живописи В.М. Максимов, чья родина, деревня Лопино, находилась на берегу Волхова всего в десяти километрах ниже порогов. Кроме того, художник приезжал в эти места, в Спасовщину, в 90-е годы позапрошлого века, когда княгиня М.К. Тенишева задумала, издать этнографический сборник Север и Максимов взялся помочь иллюстрациями быта старообрядцев и промыслов на р. Волхове.

В 1899 году за волховскими лоцманами наблюдал знаменитый художник и археолог Н.К. Рерих. «Сила течения в порогах громадна. Рулевого нередко снимают от руля в обмороке – таково сильно нервное и физическое напряжение», - напишет Рерих в своем замечательном очерке «По пути из варяг и греки».

Примерно в 15 километрах ниже порогов, на правом берегу Волхова, находилось имение члена Совета Государственного банка, тайного советника князя Н.И. Шаховского. Иногда к нему приезжал сын В.Н. Шаховской, министр торговли и промышленности России в 1915 – 1917 гг. До того, как стать министром, он с 1910 года возглавлял Управление водных путей, в обязанность которого входило улучшение судоходства в речных порогах путей их шлюзования.

 По словам князя В.Н. Шаховского, именно он выбрал в 1914 году проект инженера Г.О. Графтио для покорения Волховских порогов. «Он (Графтио), - вспоминал князь в эмиграции, - сделал все необходимые изыскания, составил прекрасный проект, но, к сожалению, наступила Первая мировая война и уже получить кредиты на новую работу было невозможно».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел VIII

«Судоходство и рыболовство на Волховских порогах»

как и большинство речных преград, Волховские пороги представляли последние остатки размытых водопадов. На 10-ти километровом участке от Готинопольской пристани до деревни Дубовики Волхов протекал по каменистому ложу, усыпанному валунами и обломками известняков. Из-за мелководья, быстроты течения и множества подводных камней река в этом месте представляла большое препятствие для судоходства. Баржи разбивались о встречные камни, поэтому для провода судов приходилось пользоваться услугами местных лоцманов, хорошо изучивших фарватер реки в порогах.

Баржи управлялись четырьмя потесями – огромными восьмиметровыми веслами, расположенными по концам судна. правою, переднею, управлял сам лоцман, на остальных трех стояли его помощники, называемые концевыми.

В уставе путей сообщения императорской России было написано: «При Волховских порогах состоят записные лоцманы… из крестьян окружных селений. Лоцманы препровождают суда через пороги на своем страхе и обязаны за всякую их гибель ответствовать».

Современники отмечали, что «опытность, ловкость, сила и сметливость тамошних лоцманов изумительны. Это искусство передается наследственно от отца к детям».

В навигацию, продолжавшуюся около 200 дней, через Волховские пороги ежегодно проходило до 6 тысяч барж. Основной поток грузов по Волхову шел на север, к Санкт-Петербургу. Баржи имели водоизмещение от 6000 до 7500 пудов. При низкой воде в порогах часть товара выгружалась на Гостинопольской пристани и перевозились через порог на больших лодках (паузках). Прибрежные жители содержали до 300 паузок, имеющих в длину 9, в ширину до 2 саженей. Пройдя Волховские пороги, баржи вновь нагружались у д. Дубовики или у д. Званки и продолжали путь к Новой Ладоге.

Кроме барж, через Волховские пороги ежегодно спускалось до 5 тысяч «гонок», то есть плотов из бревен.

При помощи конной тяги местные жители занимались взводом (подъемом) через пороги не только больших лодок, но и плывущих к Новгороду 100 – 150 крупных судов. Для их судовладельцев эта операция обходилась порой раз в пять дороже, чем весь остальной подъем до верховья Волхова. По словам очевидца, дело обстояло так потому, что на Волховских порогах цены не были фиксированными, а находились «в полной зависимости от числа свободных лошадей, количества судов, ожидающих взвода, и простого каприза местного населения, являющегося по своему географическому положению невольным монополистом этого промысла».

В 1860 году берега Волхова стали свидетелями перевозки в Новгород гранитных плит для памятника «Тысячелетие России». Вот что писали об этом современники: «Добытый на севере Ладожского озера гранит, 50000 пудов, был отправлен на галиотах в р. Волхов к Ладоге. Здесь его перегрузили на особо выстроенные суда, чтобы доставить в Новгород. Главное затруднение было в том, чтобы благополучно переправить камень через Волховские пороги. От устья Волхова до деревне Дубовики, где и начинаются пороги, суда с камнем отбуксировали пароходы. Далее пошла в ход лямка: запрягали под каждое судно до 60 лошадей, да употребили к тому в помощь человек двести народу, и лямка вывезла! Суда благополучно перешли пороги, а далее камень уже без затруднения был доставлен по Волхову в Новгород».

В 1857 году было образовано акционерное общество под названием «Пароходство по Волхову», учредителями которого стали местный помещик, вице-адмирал П.А. Моллер и шведский предприниматель Эммануил Нобель, отец будущего основателя всемирной известной Нобелевской премии. Вплоть до 1917 года это пароходство осуществляло буксирование судов и перевозку пассажиров выше и ниже Волховских порогов, в самих же порогах пароходы не ходили.

В 1906 году современник писал, что на Волховских порогах «сиги ловятся постоянно и притом отличаются наибольшим весом и лучшем вкусом. Поэтому жители ближайших селений ловлю сигов считают своим постоянным занятием».

Первое научное исследование волховского сига сделал ученый, член Русского Энтомологического общества К. Кесслер. Он же собрал ценные статистические сведения об уловах этой рыбы в Волховских порогах, которые опубликовал в 1864 году в книге «Описание рыб Санкт-Петербургской губернии».

Главный лов сигов производился напротив деревни Пороги. Река не только кормила рыбой, но и давала заработать на ней. Ежегодно на Волховских порогах вылавливали по несколько сотен тысяч сигов, большая часть которых шла на продажу в Петербурге.

ловили рыбу артелями, чередуясь: один день ловят крестьяне д. Пороги, на другой день – рыбаки из расположенного напротив села Петропавловского. Способ ловли сигов на порогах Волхова был прост, оригинален и не имел аналогов в России. рыбаки надевали на себя специальные кожаные комбинезоны, пропитанные дегтем, на ноги, к лаптям, крепили железные подковы с большими шипами, чтобы не скользить по каменистому дну. Войдя по пояс в реку, рыбаки при помощи сачков, прикрепленных к трехметровой палке, черпали воду и вылавливали рыбу из струящегося потока воды.

Второй способ ловли рыбы заключался в устройстве из плитняка специальных запруд – сиголовен.

Весь улов, как правило, сдавался скупщикам (прасолом), из которых самыми известными были М. Набоков и И. Абросимов.

Иллюстрацией к этому разделу экспозиции служат представленные на стендах рисунки и чертежи некоторых речных судов, карта лоции р. Волхова, статистические материалы о судоходстве и улове сигов на Волховских порогах, сведения о пароходстве на Волхове. Особый интерес у посетителей выставки вызовут предметы, лежащие в витрине. Это свинцовые пломбы от перевозимых по р. Волхову товаров и старинные принадлежности для рыбной ловли. Среди них есть уникальный экспонат – кованая железная подкова порожского рыбака, которой нет даже в коллекции Российского этнографического музея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел IX

«Реконструкция интерьера избы крестьянина»

Крестьянская усадьба включала в себя бревенчатую избу, хлев, огород позади дома, амбар, баню и сенной сарай. Добротность этих построек, предметы обстановки и утвари свидетельствовали о степени зажиточности крестьянской семьи.

В экспозицию выставки «Истоки родной старины» включена реконструкция жилого пространства рядовой крестьянской избы. Она не претендует на полноту информации, в нее включены лишь основные типичные для нашего края предметы крестьянского быта. Авторы реконструкции старались, прежде всего, дать по возможности более или менее обстоятельное представление о предметном мире избы крестьянина. Здесь показана планировка жилого пространства и те элементы, которые делают дом домом (пол, потолок, окно, дверь, русская печь), а также мебель и разнообразная утварь, характерные для бытового уклада жизни порожских крестьян.

Основное пространство избы занимает русская печь, расположенная у входа, слева от дверей. В углу стоит стол, над ним расположена божница с иконой. Вдоль стен идут лавки, над ними – прибиты к стене полки. На полу – домотканые половики.

Крестьянский дом трудно представить без многочисленной утвари – совокупности предметов, необходимых человеку в его обиходе. Посетители выставки увидят традиционный набор утвари – гончарную посуду, горшки, ушаты, шайки, ухват, самовар, чайные чашки с блюдцами, сахарницу, а также большой сундук – символ зажиточности семьи. Все предметы крестьянского быта – подлинные.

 

 

Раздел X

«Любя свое, живи своим»

В горде Волхове живут потомки порожских рыбаков и лоцманов, первых железнодорожников, строителей знаменитой Волховской ГЭС и первого в России алюминиевого завода. Многие волховчане проявляют интерес к прошлому, по крупицам собирают материалы о своей родословной. Богатая информация по истории города хранится в местных музеях, архивах и библиотеках.

В последнее десятилетие об истории Волховских порогов, горда Волхова и его людях написано несколько книг, авторами которых являются местные журналисты и краеведы Н. Курзанова, Н. Антонов, Г. Стерликова, Ю. Сяков, Г. самсоненко, Н. Карелин и В. Астафьев. Волхову посвящено много стихотворений поэтов-волховчан, среди них – О. Кравченко, Р. Шмурун, А. Цветаев, Е. Кириллова и др.

Изучают родной край волховские школьники и студенты. В работе детских и взрослых кружков и студии используется опыт старинных местных ремесел и обычаев.

Облик Волхова и его окрестностей нашел отражение в творчестве городских художников, таких как И. Гундоров, В. Чегодаев, Ю. Астафьев, В. Вербицкий, В. Коровин, В. Потихенский, А. Гайлис, Н. Рогожников, А. Чупраков, который стал автором герба и флага г. Волхова и Волховского района.

Очень широким был круг интересов волховского художника Ю.И. Никишкина: живопись, искусство, экслибрисы. Одна из живописных картин этого талантливого мастера, посвященная реке Волхову, находится в экспозиции выставки.

Как показали исследования сотрудника Государственного Русского музея М.А. Сорокиной, в ближайших к Волховским порогам деревнях Славково, Усадище и Верховина во второй половине XIX столетия находился один из ведущих центров прялочного промысла Санкт – Петербургской губернии. Художественная роспись на старых прялках – «золоченках» возродилась в творениях волховчанок, наших современниц, И. Щетининой, Л. Чичериной и Е. Салтыковой. От прялочной росписи они с успехом перешли к лаковым миниатюрам на пасхальных яйцах, брошах и шкатулках. Некоторые образцы  представлены на выставке.

Ныне волховская роспись по дереву известна далеко за пределами Ленинградской области.

В последние годы в г. Волхове стали регулярно проводится выставки местных художников и мастеров прикладного искусства, конкурсы и викторины по истории Волховской земли, краеведческие конференции и чтения. Их цель – привлечь интерес горожан к прошлому своей малой родины. Ведь не зная истории родного города, нельзя стать его настоящим патриотом.