КРАЕВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
5 кл—11 кл
22.03.2017
В данном докладе представлена методика внедрения краеведения в учебно- воспитательный процесс. От класса к классу с опорой на федеральную школьную программу происходит знакомство с творчеством местных писателей и поэтов. В каждом классе при изучении тем основной программы включается краеведческий материал.
Она состоит из следующих разделов:
• поэты и писатели Ивановской области;
• классики русской литературы и наш регион;
• поэты, писатели и художники Заволжского края.
КРАЕВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ.docx
КРАЕВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННЫХ И
ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ
(из опыта работы)
Любить Отечество велят природа, Бог.
А знать его – вот честь, достоинство и долг.
Владимир Раевский.
Эти блестящие строки были избраны в качестве девиза для основанного в
1820 году известным литератором, впоследствии художником Павлом
Петровичем Свиньиным журнала "Отечественные записки". Но как актуальны
эти слова сегодня, в наше время. Когда, чего греха таить, мы в суете будней
забываем то, о чем забывать права не имеем о прошлом: героическом и
трагическом, легендарном и прекрасном.
На современном этапе развития общего и среднего образования особую
актуальность приобретает краеведческая работа. Она способствует не
только повышению качества обучения, но и укреплению связи обучения с
жизнью, позволяет осуществить социокультурологический подход к
воспитанию.
Русская педагогическая мысль еще в 19 веке почувствовала насущную
необходимость изучения отечественной истории, культуры, литературы. Так
Евгений Алексеевич Звягинцев обосновал метод "локализации" широкого
использования местного материала на всех этапах обучения и воспитания
при изучении различных предметов. Старая школа не приняла этой
методики.
История неумолима, и на современном этапе развития общества мы
пришли к выводу, что без воспитания любви к Родине, без знаний по истории,
культуре своего народа нет цивилизованного будущего.
Над включением краеведения в преподавание учебных дисциплин я
работаю около 20ти лет. За это время у меня сложился определенный
алгоритм внедрения регионального компонента в учебновоспитательный
процесс. На первом этапе это была «Программа по народоведению». Она
предполагала углубленное изучение основ традиционной русской культуры и
при этом устанавливалась взаимосвязь с другими предметами школьного
курса.
Сейчас это методическая работа по краеведению (в частности по
литературе, русскому языку и развитию речи). Она состоит из следующих
разделов:
• поэты и писатели Ивановской области;
• классики русской литературы и наш регион;
• поэты, писатели и художники Заволжского края.
В своей работе я опиралась, в первую очередь, на программу курса "Литературное краеведение", составленную Васильевой Н.В. и Моисеевой
Е.В., а также на краеведческий материал, касающийся непосредственно
нашего района.
Очень важно знать выдающиеся имена области в целом, но не менее
важно, на мой взгляд, знать известных, талантливых людей своего города,
деревни, села.
В процессе знакомства с культурой родного края учащиеся открывают
для себя, сколь богата духовно именно та земля, на которой они живут, как
разнообразна культурная жизнь в краю их отцов, дедов.
В своей практике я использую уроки разных типов, как традиционные, так
и интегрированные. Но больше всего меня привлекает интеграция. Несомненно,
что интегрированные уроки дают большую возможность для привлечения
краеведческого материала. Благодаря таким урокам в сознании учеников
формируется более объективная и всесторонняя картина мира, связанная с
привычной для них средой (деревня, город), где они получают первые жизненные
впечатления.
На уроках литературы я использую как элементы краеведения,
включая для сравнения или сопоставления при изучении определённой темы
краеведческий материал, так и провожу уроки полностью на местном
материале.
Уроки внеклассного чтения с использованием местного материала имеют
много общего с обычными занятиями литературой. Небольшие художественные
произведения читаем в классе, например, басни, стихи и рассказы для детей В.П.
Кужлевой. Крупные тексты учащиеся предварительно читают дома. Например,
прозу В. Шумилина. К беседе школьники готовят пересказы понравившихся
эпизодов, заучивают по собственному выбору отрывки из текста, составляют
устные рассказы о полюбившихся героях. Обсуждение книги проходит обычно в
форме живой беседы, сопровождаемой чтением законченных отрывков.
В ряде случаев чтение и разбор художественных произведений
предваряются кратким знакомством учащихся с биографией писателя и с
особенностями изображенной в рассказе или повести жизни. С интересом
слушают школьники сообщение учителя о том, как было написано произведение,
какие жизненные факты в нем отражены.
Возможны беседы по внеклассному чтению на месте описанных в книге
событий. В этом случае художественный текст воспринимается особенно живо и
остро.
В отдельных случаях прочитанные детьми произведения уместно обсудить
в присутствии автора. Такой урокбеседа явится для школьников большим
праздником. Ведь они видят и слышат писателя, разговаривают с ним о книге.
В отличие от читательской конференции с участием автора уроки
внеклассного чтения обычно не требуют заранее подготовленных
развернутых выступлений учащихся. Это именно живая беседа о
прочитанном, помогающая участникам высказывать свои мысли о книге, описанных в ней событиях и людях.
Так интересно проходили встречи с местной поэтессой Кужлевой В.П.,
которая неоднократно выступала перед учениками школ, училища, вела
переписку с целым рядом известных писателей и поэтов. Её стихи регулярно
появлялись на страницах местной газеты «Авангард», печатались в центральных
газетах и журналах, звучали по радио. К 80летию поэтессы в школе проходил
поэтический фестиваль конкурс «Назло всем бедам», на котором присутствовали
люди, хорошо знакомые с ней и её творчеством.
Обзорные темы дают возможность знакомить школьников с
произведениями, созданными на местном материале и тематически близкими к
названным в программе. Так, например, в обзоре литературы периоды Великой
Отечественной войны рассказываю о деятельности писателейземляков в это
время, о ратных подвигах местных писателей, сражавшихся в партизанских
отрядах и в регулярных частях Советской Армии: о Н. Майорове, М. Дудине, А.
Лебедеве, В.Жукове.
Местный материал использую на уроках литературы в старших классах и
при изучении художественных произведений. При этом возможны два основных
пути его привлечения. Анализ художественного произведения может
сопровождаться осмыслением местных жизненных фактов, лежащих в его
основе. В другом случае местные факты привлекаются как жизненная аналогия
изображённым писателем явлениям действительности.
В выпускном классе (9ом, 11ом) возможны специальные уроки, обобщающие
представление школьников о литературе родного края. Тематика таких уроков
будет различной. В числе возможных тем могут быть названы и такие: «Родная
природа в изображении писателейземляков», «Немало у нас поэтов, «хороших и
разных», «Наш край в художественной литературе». «Молодое поколение
поэтов нашего края» и др. С интересом школьники воспринимают сборники
стихов молодых авторов «А я люблю свои места родные» и «Через порог
тысячелетия».
От класса к классу с опорой на федеральную школьную программу
происходит знакомство с творчеством местных писателей и поэтов. В каждом
классе при изучении тем основной программы включается краеведческий
материал.
Темы основной программы
1. Устное народное творчество.
2. Русские народные сказки.
3.И.А.Крылов.
басни.
Расцвет русской
4. Поэтический образ Родины.
5.Героическое прошлое России.
5 класс
Краеведческий материал
Земля Ивановская и русский фольклор.
Сказки, написанные учениками нашей
школы.
Басни, созданные Кужлевой В.П.
Злободневность басен, отражение в них
современной жизни.
Родная земля в лирике Заволжских поэтов.
Стихи местных поэтов о войне. Тема защиты природы в
4.
литературе нашего века.
Тема природы в творчестве местных поэтов.
Проблема эстетического воспитания школьников одна из основных.
Научить детей понимать красоту окружающего мира, научить их мыслить
художественными образами, понимать произведения искусства одна из
важных задач школы.
Поразному можно решить эту проблему. На мой взгляд, один из этих
путей ее решения это соприкосновение с творчеством художников, многие из
которых известны не только у нас, но и за пределами области. Это Машаров С.
В., Крылов В.В., Воскресенский A.M., Ярайкин Ю.М., Гусев Н. Л., Гусев А.Л.,
Пакалин Ю.М., Коренков Е.В., Минаев П.Н., Любимов А.Б., Бочков Е.В. и
другие.
Их картины или репродукции я использую на уроках русского языка и
развития речи, привлекая таким образом краеведческий материал. Это дает
возможность не только познакомиться с полотнами художников, их
биографиями, но и познать красоту родных мест через восприятие живописцев.
Помогает в работе и то, что в нашем небольшом провинциальной городке
существует картинная галерея, где регулярно выставляются работы
художников. В школьной библиотеке имеются прекрасные альбомы с
репродукциями картин местных живописцев, их биографиями. Во многих
кабинетах, коридорах школы висят картины, преподнесенные в дар любимой
школе художниками, окончившими её. Такой богатый материал было бы
непростительно не использовать на уроках.
Начиная с 5 по 9 класс при изучении определенных тем использую
5 КЛАСС
Краеведческий материал
Словесное рисование по одной из картин
С.В.Машарова (по вариантам) «Вечер
нареке». «Рожь».
Сочинение миниатюра по картине
С.В.Машарова «Зима».
Какой мы
видим лес на репродукции картины
И.И.Шишкина «Зима» и на картине
С.В.Машарова «Зима»?
Рассмотрите картину С.В.Машарова
«Голубой ключик». Какие эпитеты при
описании голубого ключика вы
используете?
работы заволжских художников.
Темы основной программы
«Художественный
Параграф15.
стиль».
Описание.
Параграф 18.
Упр.№169
Сочинение
миниатюра по картине
И.И.Шишкина «Зима»
Упр.№268.
Повторение.
вклейке
Рассмотрите
репродукцию
картины
И.И.Шишкина «Ручей в лесу».
Какие эпитеты вы употребили в
на
«Все мы очень много говорим о воспитании патриотизма, писал
М.И.Калинин, но ведь это воспитание начинается с углубленного познания своей родины». Облик знакомых мест, отраженный в сознании и чувствах
ребенка, постепенно вырастает в цельный образ родины.
Занятия краеведением способствуют лучшему пониманию связей между
литературой и жизнью, прививают вкус к художественному слову.
Преподаватель Солигалического педучилища Костромской области Л.М.
Белорусов, много лет отдавший краеведческой работе, пишет: «Я неизменно
наблюдал, как после привлечения на уроках краеведческого материала лица
учащихся сразу же оживляются, а пробудившийся интерес учащихся это уже
залог успеха в нашей работе».
Таким образом, краеведческий материал в системе и традиционных, и
интегрированных уроков способствует решению общих проблем гуманизации и
гуманитаризации образования. Основная задача, которая реализуется в процесс
преподавания краеведения осознание учащимися региональной культуры,
умение целостно воспринимать знаки этой культуры.
КРАЕВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ
КРАЕВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ
КРАЕВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ
КРАЕВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ
КРАЕВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.