Управление образования администрации города Прокопьевска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №1 имени Б.В. Волынова»
(МБОУ «Школа №1»)
Принята на заседании Утверждаю:
методического совета Директор МБОУ «Школа №1»
МБОУ «Школа №1» ____________Е.М. Пронякина
Протокол № __1 от « 30 » августа 2016 года «30» августа 2016 года
«Край родной»
Программа внеурочной деятельности учащихся
духовно-нравственной направленности
Автор - составитель:
Екимов Андрей Владимирович,
педагог дополнительного
образования
Прокопьевский ГО,
2016 год
Содержание
1. Пояснительная записка _______________________________________ 4
2. Общая характеристика программы______________________________ 6
3. Описание места программы в учебном плане_____________________ 7
4. Описание ценностных ориентиров содержания программы_________ 7
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты___________ 7
6. Содержание программы _______________________________________8
7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности ______________________________________________ 11
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса ________________________ 12
9. Планируемые результаты ____________________________________ 13
10. Приложения _______________________________________________ 14
1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся «Край родной» создана на основе Государственного стандарта основного общего образования, Постановления «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г. № 189 и письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Региональный компонент истории и географии – краеведение корнями уходит в Родиноведение. Краеведение – это не только познание родного края, города; это соприкосновение истории, географии, этнографии. Краеведение корнями уходит в Родиноведение, познание Родины во всех её проявлениях: истории, географии, культуры. Оно устанавливает связь времён, поколений, их преемственность. Благодаря этому, хранится человеческая память, воспитываются духовные ценности. В данном понятии краеведение объединяет все эти направления, понимается от ближнего к далёкому, от малой Родины к Родине – Отчизне. А подлинное краеведение – это, прежде всего краелюбие.
Есть множество различных городов: города – герои, курорты, столичные мегаполисы и малые провинциальные городки. Наш орденоносный город – шахтёрской славы, город – труженик. Изучая историю своего города, микрорайона, улицы, мы узнаём много нового, постигаем свои корни. У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость. С этими задачами прекрасно справляется школьный музей. Слово «музей» происходит от латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, выпускников и педагогов. В каждом из таких свидетельств отражается какая – то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества. Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трёх важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности.
Программа внеурочной деятельности «Край родной» является актуальной. Изучение истории родного края, города, школьного музея, народной культуры имеет большое значение в деле духовно - нравственного воспитания учащихся. Использование исторических, музейных и культурных ценностей способствует формированию активной и полноценной личности, воспитанию у учащихся любви к родному городу, школе, культуре, уважительного отношения к людям труда и достижениям предшествующих поколений.
Отличительные особенности программы.
Данная программа внеурочной деятельности направлена на изучение истории родного края, основ музейного дела, традиционной культуры, а также на развитие творческих способностей детей и подростков. Особенностью программы является то, что она строится на сочетании разных направлений образовательной деятельности: в процессе занятий учащиеся знакомятся с основными достижениями прокопчан, документацией и разделами школьного музея, народными праздниками.
Данная программа имеет цель: формирование у школьников основных духовно - нравственных качеств личности через изучение истории родного города, музейного дела.
Программа предусматривает решение ряда следующих задач:
Ø активно использовать навыки самостоятельной работы учащихся в поисковой, учебно-исследовательской деятельности,
Ø открывать новые, ещё не известные страницы из истории родного края и города,
Ø организация творческого досуга детей, привлечение их к участию в конкурсах городского, регионального, всероссийского уровней,
Ø выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных исследователей и экскурсоводов,
Цель обучения – создание условий для становления думающей, духовно богатой, эмоциональной и эрудированной личности обучающегося через приобщение к истории родного города, музейному делу, истокам народной культуры.
Задачи обучения:
обучающие:
Ø формирование навыков работы в школьном музее, знакомство с основными событиями в истории родного города, народной культурой;
Ø овладение умениями и навыками научного исследования;
Ø приобщение учащихся к самостоятельной творческой, исследовательской деятельности.
Развивающие:
Ø развитие интереса к истории Прокопьевска, школьному музею, народной культуре и вовлечение их в богатый духовно-нравственный современный мир;
Ø развитие творческих способностей и навыков учащихся
Воспитательные:
Ø воспитание интереса к родному краю, городу, школьному музею;
Ø создание сплоченного коллектива для развития отношений дружбы и соревновательности среди учащихся;
Сроки реализации программы: программа рассчитана на год обучения.
Внеурочная деятельность учащихся не оценивается.
Основные формы оценки внеурочной деятельности учащихся: наблюдение, викторины, тесты, участие в конкурсах, защита проектов.
2. Общая характеристика программы
Программа внеурочной деятельности учащихся «Край родной» комплексная, темы взаимосвязаны друг с другом. Она является гуманитарной, познавательной, развивающей и обучающей по характеру.
Формы и режим занятий.
Основными формами внеурочной деятельности учащихся являются теоретические и практические дела: беседы, лекции, диспуты, обобщающие занятия, занятие – диалог, экскурсии в музее, конкурсы, викторины, тестирование, работа с документами, анализ документов, создание и защита проектов, экскурсии. Предусматривается посещение Городского музея истории народного образования. Научно-исследовательской продукцией по итогам занятий могут быть публикации на сайте исторического музея школы №1, выступления на краеведческих чтениях, научно-практической конференции.
3. Описание места программы в учебном плане
Всего за учебный год – 34 часа. Объем информации выдается с учетом возрастных особенностей детей. Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительностью 45 минут.
4. Описание ценностных ориентиров содержания программы
Программа внеурочной деятельности учащихся «Край родной» способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию целостно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности, гуманизма, развитию широких познавательных интересов, творчества.
Учащиеся должны:
Ø иметь представления об основных понятиях: «краеведение» и «школьный музей»
Ø знать особенности развития родного города, школьного музея, ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;
Ø владеть основными элементами исторического анализа событий и основами исследовательской работы в сфере музейного дела;
Ø уметь читать историческую литературу, ориентироваться разделах исторического музея, в многообразии народных праздниках, обычаях; использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; находить на карте свой регион и родной город.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития учащихся на основе формирования общих учебных умений обеспечивает высокую эффективность возможности саморазвития учащихся.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Учащиеся получат возможность научиться систематизировать информацию. Приобретут умения анализировать основные понятия, использовать полученные знания на практике.
Личностные результаты:
- формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, коммуникативной компетентности в процессе творческой, игровой и образовательной деятельности;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Метапредметные результаты:
регулятивные
- умение ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в игровой и познавательной деятельности;
коммуникативные
- умение слушать, владеть приёмами рационального запоминания,
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
- умение работать в группе;
познавательные
- смысловое чтение;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы; анализировать, сравнивать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, выявлять закономерности;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач.
Предметные результаты:
- умение использовать термины «краеведение», «музей», «инвентарная книга», «книга поступлений», «культура» и др.; понимание различий между употреблением некоторых из этих терминов в обыденной речи и в научном контексте;
- знание основных исторических событий в летописи родного города, методов музееведения, документацию школьного музея, разрешение противоречий, мозговой штурм, контрольные вопросы.
6. Содержание программы
Формы организации: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, парные, коллективные (выполнение творческих заданий, ролевые игры, свободная творческая дискуссия, теоретические занятия, практическая работа, работа со справочной литературой, проект, экскурсии).
Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.
Тема №1-4: Вводное занятие.
Вводная беседа. Цели и задачи, планирование работы на четверть, полугодие, учебный год.
Заселение Кузнецкого края, первые остроги. Города: Кузнецк, Мариинск.
Освоение земли Кузнецкой в начале 17 века, основание Кузнецка. Главные остроги земли Кузнецкой.
Первые поселения на территории Прокопьевска: Зеньково, Прокопьевское. Происхождение названия «Прокопьевск». Первое упоминание о деревни Монастырская. Начало организации разработки каменного угля под Кузнецком. Томский железоделательный завод. Первое упоминание об углях у деревни Монастырской. Начало добычи угля для нужд Томского железоделательного завода. Начало исследования угольных пластов по реке Аба. Создание Прокопьевской волости. Рост населения территории в 1704 – 1911 годах. Создание АО «Копикуз». Исследование месторождений угля в 1915 -16 годах, Лутугин Л.И., Яворский В.И.
Основание Прокопьевского рудника. Установление советской власти в селе Прокопьевском. Гражданская война в 1918 -19 годах. Восстановление советской власти: основание партийной ячейки, избрание сельского и волостного Советов. Рождение первой комсомольской ячейки и пионерского отряда. Рождение народного образования в 1920 г. Первые штольни в Прокопьевске. Объявление «ударной стройкой» в РСФСР железной дороги Кольчугино - Прокопьевский рудник. Преобразование села в рабочий посёлок, избрание поселкового Совета. Перевод Прокопьевского рудника в ведение АИК «Кузбасс». Введение в строй первой шахты №2. начало строительства шахты №3 и «Поварниха». Первая в поселке «Белая больница». Начало работы шахты № 3-3 Бис. Нарком просвещения А.В. Луначарский в Прокопьевске. Закладка крупнейшей в СССР шахты «Коксовая №1 им. Сталина».
Постановление ВЦИК о преобразовании рабочего посёлка в город Прокопьевск 10 мая 1931 г. Постановление ВЦИК о переименовании рабочего посёлка в связи с преобразованием в город.
Открытие Горного техникума, средней образцовой школы № 1, Горпромуча. Строительство объектов социально – культурного назначения в 1933 – 40 годах: звуковой кинотеатр, ДК им. Артема, водопровод, Зенковский парк, трамвай, автобусное сообщение. Соратники В.И. Ленина в Прокопьевске Орджоникидзе Г. К., Калинин М. И. в 1933 – 1934 годах. Введение в строй новых шахт в 1935 – 1940 годах.
Темы №5-33. - Школьный музей
Понятие об историко-культурном наследии. Формы бытования наследия.
Творческое сочинение учащихся «Наследие, которым я дорожу»
Функции школьного музея.
Способы документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения объектов наследия.
Школьный музей. Профиль и название музея. Формы организации, актив школьного музея.
Документы школьного музея. Работа с инвентарной книгой и книгой поступления.
Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Обеспечение сохранности находок.
Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в архивах.
Организация учёта и обеспечения сохранности краеведческих материалов - одна из основных научных задач комплектования фондов школьного музея.
Шифровка музейных предметов. Структура и состав собрания школьного музея: основной вспомогательный фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.
Формы работы в школьном музее
Понятие о культурном наследии.
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: инвентарная книга, книга поступления, коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Экспозиция школьного музея. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Репетиции экскурсий.
Наш исторический музей.
Исторический музей, его разделы. История создания музея в школе. Музей «Космос».
4 раздела музея, их создание.
Более 40 выпускников школы ушли на фронты ВОВ. Землянский Георгий, Зильбернштейн Соломон и другие, подвиг их бессмертен.
Начало освоения космического пространства, первый спутник, животные в космосе. Юрий Гагарин. От Г.С. Титова до Пацаева В.И., краткое описание полетов.
Детские годы Бориса Валентиновича Волынова, учёба в школе №1, Сталинградское училище, Академия Жуковского, полеты 16-18 января 1969 и в июле – августе 1976 годов. Приезды в родной город в 1969-2017 годах.
Образцовая средняя школа №1. Мужская средняя школа №1, средняя школа №1, общество «Юный историк», учителя мужской средней школы. Кабинетная система, эпоха А.М. Карповой. Школа в конце ХХ века. Школа сегодня. Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы. Выдающиеся выпускники школы разных лет: Конторович А.Э., Кузнецов В.И., Малаховский В.С, Христофоров В.Л., Янкин Н.В и многие другие. Заслуженные учителя школы РФ: Семенова Л.В., Коноплина К.П., Берсенева А.Д. Шнырева Е.В., Елькин М.Г., Усанов В.Н., Карпова А.М., Щербицкая Э.В., Богомазова А.Т.Тест «Наш исторический музей»
Работа над проектом новой экспозиции музея «Мой школьный музей».
Итоговое занятие, 1 час.
7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
№ п/п |
Тема |
Кол-во час |
Виды деятельности |
1 |
Вводное занятие |
1 |
Беседа с учащимися |
2 |
Из истории заселения земли Кузнецкой |
1 |
Беседа с учащимися. |
3 |
Первые остроги и города Кузнецкого края. |
1 |
Беседа с учащимися, |
4 |
Первые поселения на территории Прокопьевска: Зеньково, Прокопьевское, Усяты. |
1 |
Диалог, презентация. Работа в парах. |
5 |
Наследие в школьном музее. |
1 |
Беседа с учащимися, диалог, презентация, мини – сочинения, рассуждения, практическая работа, ролевые игры, экскурсия в музее, творческая работа, работа в парах. |
6 |
Функции школьного музея. |
1 |
|
7 |
Организация школьного музея. |
1 |
|
8 |
Комплектование фондов школьного музея. |
1 |
|
9 |
Учёт и хранение краеведческих материалов. |
1 |
|
10 |
Инвентарная книга и книга поступлений. |
1 |
|
11 |
Фонды школьного музея. |
1 |
|
12 |
Формы работы в школьном музее |
1 |
|
13 |
Учёт и описание музейных предметов |
1 |
|
14 |
Экспозиция школьного музея |
1 |
|
15 |
Разделы исторического музея |
1 |
Беседы с учащимися, диалог, презентации, практическая работа с музейными предметами, мини - исследования, и т.д.
|
16 |
«Жемчужина Кузбасса» |
1 |
|
17 |
«Они сражались за нашу Родину» |
1 |
|
18 |
«Сын планеты Земля» |
1 |
|
19 |
«Из истории школы» |
1 |
|
20 |
Выпускники школы – участники Великой Отечественной войны. |
1 |
|
21 |
Из истории освоения космоса. |
1 |
|
22 |
Первая десятка космонавтов |
1 |
|
23 |
Б.В. Волынов – наша гордость! |
1 |
|
24 |
Из истории школы №1 |
1 |
|
25 |
Ими гордится школа. |
1 |
|
26 |
Учителями славится Россиия… |
1 |
|
27 |
«Наш музей» |
1 |
Тест |
28 |
Проектная деятельность и музей. |
1 |
Работа над проектом «Мой школьный музей» |
29 |
Подготовка к созданию проекта. |
1 |
|
30 |
Работа над проектом |
3 |
|
31 |
|||
32 |
|||
33 |
Завершение проекта |
1 |
|
34 |
Итоговое занятие |
1 |
Защита проектов |
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Материально – технические: ноутбук, принтер, телевизор, DVD.
Приёмы и методы:
● словесные – рассказ, объяснение нового материала;
● наглядные – демонстрация иллюстративного материала;
●практические – выполнение заданий по написанию учебно-исследовательских материалов и оформления проектов.
Дидактические материалы:
в качестве дидактических материалов при реализации программы используются:
■ пособия по истории родного города, музееведения, народной культуре,
■ иллюстративный материал, методическая литература,
■ Интернет – ресурсы.
Литература для учителя
1. Ермолаев Ю.А. и др. Народные подвижные игры. [Текст] / Ю.А. Ермолаев и др – М., 1990.
2. Зыков И.В. Календарь природы Кемеровской области. [Текст] / И.В. Зыков – Кемерово, 1960.
3. Зыков И.В. Очеркт природы Кузбасса. [Текст] / И.В. Зыков – Кемерово, 1956.
4. Кацюба Д.В., Николаев Р.В. Этнография народов Сибири. [Текст] / Д.В. Кацюба, . Р.В. Николаев – Кемерово, 1994.
5. Кузнецкие акты. Выпуск 1-2. [Текст] / - Кемерово, 2000.
6. Кузнецкие акты. Выпуск 3. [Текст] / - Кемерово, 2006.
7. Победа была за нами. [Текст] / - Прокопьевск,1995.
8. Сорокин М. Земля Кузнецкая. [Текст] / М. Сорокин – Кемерово, 1992.
9. Шуранов Н. Прокопьевск. [Текст] / Н. Шуранов – Кемерово, 1964.
Литература для учащихся
Банкевич Г.В. Прокопьевский завод шахтной автоматики. [Текст] / Г.В. Банкевич – Кемерово, 1984.
Бугров А.Н. География Прокопьевского района. [Текст] / А.Н. Бугров - Прокопьевск, 1999.
Давыдов В.Н. Шахта «Центральная». [Текст] / В.Н. Давыдов -Прокопьевск, 1998.
Кацюба Д.В. История Кузбасса. [Текст] / Д.В. Кацюба - Кемерово, 1983.
Медведев В.А. Прокопьевск на рубеже веков. [Текст] / В.А. Медведев - Новосибирск, 2002.
Автор коллектив. Победа была за нами. [Текст] / Авторский коллектив -Прокопьевск, 1995.
Шуранов Н.В. Прокопьевск. [Текст] / Н.В. Шуранов - Кемерово, 1964.
Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории [Текст] / А.Ф. Родин, Ю.Е. Соколовский - М., 1974.
Туманов В.Е. Школьный музей [Текст] / В.Е. Туманов - М., 2002.
9.Планируемые результаты:
Ø создание образовательного пространства, способствующего самопознанию мира, самовоспитания личности;
Ø проникновение уважением к истории родного города, школьного музея;
Ø получение представления о многообразии народной культуры;
Ø приобретение ими социально - значимых умений и навыков.
Результативность обучения определяется качеством выполнения итоговых и зачетных заданий, которые предполагают:
Таким образом, программа внеурочной деятельности «Край родной» предполагает осуществление трёх социально-культурных функций:
1. Совершенствование форм и методов обучения и воспитания учащихся средствами краеведения и музееведения.
2. Организация деятельности школьного музея как научно-исследовательского, учебно – воспитательного и досугового центра.
3. Организация участия учащихся школы в краеведческом движении родного города.
Приложения:
Дидактический материал
«Жемчужина Кузбасса»
Прокопьевск – «Жемчужина Кузбасса». Расположен в долине реки Аба. Территория города – 213,4 кв. км. Население – 198 тыс. чел. Прокопьевск – третий по населению город Кемеровской области.
Основан как поселение Прокопьево в июле 1650 г. выходцами из европейской части России, предположительно с города Великий Устюг. В 1911 года село Прокопьевское – центр одноименной волости. Насчитывало 611 дворов.
12 октября 1917 г. начинается промышленное освоение рудника. Добытые первые пуды угля занесены в «подневную книгу».
В 1925 г. начинается строительство первых шахт. Строятся шахты № 3-3 бис, № 5-6 имени Ворошилова. В 1928 г. рудник получил статус рабочего поселка.
В 1929 г. начинается строительство самой крупной шахты в Советском Союзе – шахты Коксовая имени Сталина. Предполагаемая добыча угля- 3,5 млн. тонн в год. Растет население рабочего поселка.
10 мая 1931 года Прокопьевск получает статус города. Население выросло до 45 тыс. чел.
Строятся новые шахты, первые заводы, административные и жилые здания. Большинство из них – деревянные дома и каркасно-засыпные бараки. Прокладываются тротуары, закладываются парки и скверы.
В 1933 г. построен первый в Западной Сибири звуковой кинотеатр имени Роберта Эйхе (позже Н. Островского).
Осенью 1933 г. от реки Томь был проложен водопровод, протяженностью 34 км. В 1934 г. открыт городской стадион «Угольщик».
В 1935 г. Прокопьевск занял первое место в России по благоустройству города. В 1934 г. появились первые два автобуса, по маршруту вокзал – улица Фасадная.
А в 1935 г. нашем городе пущен первый трамвай. Строятся детские сады, школы, больницы. Открываются техникумы и училища. В декабре 1932 г. на Тыргане появился горный техникум, позже открывается медицинское училище.
С 1935 г. разработан проект застройки нового города – «Углеграда» на безугольной зоне – Тыргане. Строятся первые улицы – НКВД, Советов.
В 1939 г. Прокопьевск – это крупный город не только Новосибирской области, но и всей Западной Сибири с населением 107,2 тысяч чел.
В 1941 г. в городе было 13 шахт, с годовой добычей 7 млн. тонн угля.
Школьный музей:
Школа № 1 - старейшее образовательное учреждение Прокопьевска. 4 октября 1932 года Образцовая средняя школа №1 гостеприимно распахнула двери.
Двухэтажное, светлое, просторное здание школы выглядело по тому времени величественно. Фундамент и стены, сложенные из камня, поражали воображение учеников не случайно: большинство имеющихся школ были засыпными, в лучшем случае – деревянными.
Новая школа манила светлыми классами, спортивным и актовым залом, коридоры и лестницы были застланы ковровыми дорожками. Первая школа изначально создавалась как образцово - показательная, учиться в ней считалось большой честью.
В 1930-е годы Образцовая школа №1 – центр культурной жизни Прокопьевска, в актовом зале проходили все городские массовые мероприятия, пионерские слёты, конференции.
Самым запоминающимся событием 1930-х годов стал Первый городской Интернациональный слет, который прошёл в октябре 1933 года.
На нем присутствовали пионеры из Германии и Чехословакии. Это были дети иностранных рабочих, приехавших по договору на строительство шахт в Прокопьевск. Почётными гостями на этом слёте были иностранцы из Испании, Австралии, Германии и Дании.
С 1944 по 1954 годы – школа была мужской.
В 1949 г. в школе начал работу учитель истории Михаил Георгиевич Елькин, который создал общество «Юный историк». Организовал археологические экспедиции, отчеты о которых направлялись в Академию наук СССР. Всего учащимися школы было сделано 5 научных открытий.
Как итог 5 декабря 1953 года состоялось торжественное открытие первого в городе школьного краеведческого музея. В 1957 году музей краеведения стал городскими, в 1961 году по решению Министерства культуры РСФСР был образован городской краеведческий музей.
Карпова Александра Михайловна 48 лет отработала в школе № 1, из них 19 директором. Александра Михайловна была опытным, чутким, инициативным и одновременно требовательным педагогом и руководителем, она организовала работоспособный, сплоченный творческий коллектив. При её непосредственном содействии в школе был открыт музей «Космос», который долгое время являлся лучшим в городе и области. Более 15 лет возглавляла городской женский совет.
В фондах музея представлены её фотографии 1950 - 1960 - х. годов, отчеты о работе школы за 1964 г., партийный билет, членские билеты обществ «Знания» и Общества любителей книги. Поздравление от министра просвещения РСФСР Данилова по случаю присвоения почётного звания «Заслуженный учитель», поздравление с днем рождения от Главы города Прокопьевска, диплом о присвоении звания «Человек года- 2001».
Школу № 1 окончили выдающиеся люди, которые своим талантом, трудолюбием, желанием постигать неизведанное доказали, что человек может осуществить все свои задуманные мечты, среди которых:
Конторович Алексей Эмильевич – учёный с мировым именем, лауреат премии «Глобальная энергия». Окончил школу с золотой медалью в 1951 году. Доктор геолого-минералогических наук (1968 г.), профессор с 1971 г., с 1981 г. – профессор Новосибирского государственного университета. Академик Академии Наук СССР с 1991 года. Является действительным членом Международной академии минеральных ресурсов, Международной академии топливно-энергетического комплекса, Международной академии Северного форума. Заслуженный геолог России, Почётный работник газовой промышленности, Почётный нефтяник, лауреат Государственной премии РФ, премии «Глобальная Энергия», Почетный гражданин Кемеровской области и города Прокопьевска, награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степени.
Ему принадлежат фундаментальные работы в области геохимии осадочных пород, нефти и газа, широкие обобщения и разработки по проблемам формирования месторождений нефти и газа.
Он внес значительный вклад в разработку теории образования нефти, в экономику нефтегазового комплекса, в научное обоснование и открытие нефтегазоносных провинций.
Под его руководством защитили диссертации свыше 80 чел., более 30 чел. стали докторами наук. Его ученики избраны членами РАН, а научная школа академика Конторовича признана в России и за рубежом. Алексей Эмильевич - автор более 1000 научных трудов, 55 монографий, 25 нефтегеологических карт, 4 авторских свидетельств, 5 патентов на изобретения.
4 октября 2013 года на фасаде здания школы №1 была открыта мемориальная доска в честь Алексея Эмильевича.
Малаховский Владислав Степанович – «легенда российской математики» выпускник 1948 года. Окончив школу с отличием, поступил в Томский университет. По окончании – остался работать на кафедре. Сначала ассистентом, потом доцентом и профессором, а позже его назначили заведующим кафедрой алгебры и теории чисел. В 1968 году переехал на работу в Калининградский университет и до 1990-х годов являлся там заведующим кафедрой высшей алгебры и геометрии. Одновременно 13 лет работал деканом математического факультета. Неоднократно выезжал в научные командировки за границу: в Англию, Индию, Италию, Венгрию, Польшу, Болгарию. Выступал на международном симпозиуме в Великобритании по математике. Его приглашали для работы в ООН по отделу Африки.
С 1957 года его основное научное направление – дифференциальная геометрия многообразий фигур. По этому направлению опубликовано свыше 100 научных работ. Его труды неоднократно переводились и издавались в США.
Владислав Степанович создал новое научное направление - дифференциальную геометрию многообразий фигур.
Он автор более чем 250 работ. За последние 10 лет им опубликованы несколько монографий, 5 учебных пособий, 50 научных статей.
Владислав Степанович подготовил 19 кандидатов физико-математических наук
В фондах музея хранятся: научная диссертация «Дифференциальная геометрия», брошюры, монографии «Числа знакомые и незнакомые», «Избранные главы истории математики», «Аналитическая Геометрия», «Избранные задачи элементарной математики».
Наш выпускник школы Борис Волынов родился 18 декабря 1934 года в городе Иркутске, но его детство и юность прошли в городе Прокопьевске.
Он - выпускник 1952 года мужской средней школы № 1. В 1955 году окончил Сталинградское военное авиационное училище лётчиков. 3 года был летчиком.
7 марта 1960 года приказом Главкома ВВС зачислен в отряд космонавтов (1-й набор). Порядковый номер 14. Позывной «Байкал-1».
Количество полетов – два. Первый полет – 15-18 января 1969 г. в качестве командира космического корабля «Союз-5». Экипаж корабля «Союз-5»: бортинженер - Алексей Станиславович Елисеев, инженер-исследователь – Евгений Васильевич Хрунонов.
Борис Валентинович был участником первой в мире стыковки двух кораблей «Союз-4» и «Союз-5». Продолжительность полета 3 суток 52 минуты.
В 11 часов 20 минут 16 января 1969 года была осуществлена стыковка двух пилотируемых космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5».
Таким образом, на орбите Земли начала функционировать первая в мире экспериментальная космическая станция, состоящая из двух кабин космонавтов, двух орбитальных отсеков для научных исследований, отдыха космонавтов и двух приборно-агрегатных отсеков. Орбитальная станция продолжала полёт до 15 часов 55 минут 16 января, и в это время была произведена расстыковка кораблей «Союз-4» и «Союз-5». Корабль «Союз-4» с космонавтами В.А.Шаталовым, Е.В. Хруновым и А.С. Елисеевым приземлился 17 января, в 9 часов 53 минуты. Корабль «Союз-5» с космонавтом Б.В. Волыновым – 18 января.
15 января 1969 года решением Президиума Городского Совета депутатов трудящихся Борису Валентиновичу Волынову присвоено звание «Почётный гражданин города Прокопьевска».
Второй поёт – 6 июля – 24 августа 1976 года в качестве командира космического корабля «Союз – 21». Продолжительность полета 49 суток 6 часов 23 минуты.
Была получена обширная научная информация о физических характеристиках атмосферы Земли и Солнца. Большое внимание было уделено исследованиям земной поверхности, проведению комплексной съёмки обширных районов Советского Союза.
С августа 1976 года Борис Валентинович – дважды Герой Советского Союза, с января 2010 года – Герой Кузбасса.
Он награжден: двумя медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (1969, 1976 год); двумя орденами Ленина (1969, 1976 год), орденом Красной Звезды (1961 год) и многими другими.
В фондах музея хранятся: земля и полынь с места гибели космонавтов космического корабля «Союз-11», а также значки и марки на космическую тему. Редкие экземпляры газеты «Шахтёрская правда», освещавшей приезды Бориса Валентиновича в родной Прокопьевск в 1969, 1976 годах и книгу «Четверо на орбите», в которой детально освещен полёт 1969 года.
А также уникальные фотографии Бориса Валентиновича на отдыхе с Юрием Алексеевичем Гагариным, с семьей, эмблема Центра подготовки космонавтов, «космическая еда».
Наиболее значимые визиты прославленного земляка:
26-28 февраля 1969 года, после первого полёта Борис Валентинович, посетил родную школу, встретился с общественностью города.
В 1972 году - приезжал на встречу с одноклассниками по случаю 20-летия окончания средней школы.
20-22 октября 1976 года, после второго полёта в космос, вместе с Виктором Михайловичем Жолобовым посетил ПФЗ и шахту «Красногорская», побывал в родной школе.
19 октября 1982 года космонавт был гостем на 50-летнем юбилее школы. 19 мая 1983 г. – присутствовал на вручении городу высокой правительственной награды – Ордена Трудового Красного Знамени. 24 октября 1984 года присутствовал на открытии бронзового бюста на проспекте Гагарина, у остановки «Институтская». В сквере Борис Валентинович посадил дерево, побывал в родной школе.
21-23 апреля 2005 года, после длительного перерыва, Борис Валентинович по приглашению главы города Валерия Анатольевича Гаранина вновь приехал в Прокопьевск, а 22 апреля посетил родную школу.
23 августа 2006 года – снова побывал в школе на открытии нового музея, был гостем на городском торжественном собрании, посвященном 75-летию города и Дню шахтёра.
В августе 2008 года посетил Дворец детского творчества, где вместе с Конторовичем Алексеем Эмильевичем выступил перед учащимися города.
15 января 2010 года приехал в Прокопьевск, побывал в Соборе Рождества Иоанна Предтечи, культурно-выставочном центре «Вернисаж», где проходила уникальная выставка ярославских икон XVII- XVIII веков.
16 апреля и 24 августа 2011года вновь посетил родную школу, встречался со школьниками, участвовал в торжественных мероприятиях, посвященных 80-летнему юбилею города Прокопьевска.
25 августа 2012 года Борис Валентинович снова приехал в родной город, встречался с учащимися школы. Принял участие в торжественном открытии зала «Космос» в городском краеведческом музее.
С 2013 по 2015 годы Борис Валентинович Волынов ежегодно посещает родную школу, встречается с активистами, краеведами родного города.
22 августа 2013 года школе №1 было присвоено имя легендарного земляка, а в музее была заложена «временная» капсула с пожеланиями четы Волыновых и Конторовича, которая будет вскрыта в октябре 2032 года на 100 - летнем юбилее школы.
29 августа 2015 года Борис Валентинович и Тамара Фёдоровна Волыновы подарили музею уникальную книгу «Космос. Плёяда первых».
Инструментарий
Карточка «научных» достижений учащегося:
№ |
критерии |
|
1 |
Учебно-поисковая работа выполнялась: всегда |
|
регулярно |
|
|
редко |
|
|
2 |
Оформление учебно-исследовательской работы соответствует: всем требованиям |
|
частичное соответствие |
|
|
Не соответствует требованиям |
|
|
3 |
Анализ источников и использованной литературы выполняется: всегда |
|
регулярно |
|
|
редко |
|
|
никогда |
|
|
4 |
Ответственность при выполнении исследовательской работы: всегда самостоятелен/на |
|
нуждается в сопровождении и помощи |
|
|
Неорганизован/на |
|
|
5 |
Участие в научно-исследовательских конференциях, конкурсах постоянное |
|
регулярное |
|
|
частое |
|
|
редкое |
|
Тестовое задание
«Загадки и тайны земли Кузнецкой»
ФИ участника____________________________________________
1. Наш Прокопьевск назван в честь __________________________________________________________
2. Святой проживал в городе ___________________________________
3. Прокопий был очень скромным человеком, жил _________________________________________________________
4. В 1290 году он предвидел стихийное бедствие - ___________________________________________________________
5. Когда случилась буря, жители города стали искать спасения в __________________________________________________________
6. Память о Святом Прокопии была установлена в 1547 году в Москве______________________________________________________
7. Наш город находится в долине реки ____________________________
8. В центре города находилась сопка_____________________________
9. Первые шахты назывались ________________________________
10. Первые горняцкие профессии назывались_____________________________________________________________________________________________________________
11. По улицам Прокопьевска в далёкие 1930-е годы проехал первый _________________________________________________________
12. А также в городе находился _________________________________
Тестовое задание «Из истории Прокопьевска»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.