Урок 32
краткие страдательные причастия
Цели: познакомить учащихся с краткими страдательными причастиями; рассказать о синтаксической роли кратких страдательных причастий в предложении; формировать орфографические умения и навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Тестирование.
1) От какого глагола нельзя образовать действительное причастие?
а) строить;
б) кормят;
в) гонишься;
г) выйти.
2) От какого глагола нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени?
а) усиливать;
б) получить;
в) увлекаться;
г) решать.
3) Найдите слово, в котором пишется буква и:
а) слыш..мый;
б) исполня..мый;
в) рису..мый;
г) реша..мый.
4) Найдите слово, в котором пишется буква я:
а) трепещ..щий;
б) сража..щийся;
в) прос..щийся;
г) пряч..щийся.
5) Найдите слово, в котором пишется буква ю:
а) жажд..щий;
б) стро..щийся;
в) дыш..щего;
г) стел..щийся.
6) Найдите четвертое «лишнее»:
а) жаждущий;
б) борющийся;
в) заросший;
г) строящийся.
7) Найдите «четвертое лишнее»:
а) поднятое;
б) прожженный;
в) прочитанный;
г) сгораемый.
2. Взаимопроверка.
3. В упражнении 109 назовите причастия, укажите их синтаксическую роль.
III. Синтаксический разбор предложения.
Вся комната янтарным блеском озарена.
– Выпишите сказуемое озарена.
– От какого глагола образовано данное причастие?
– Вспомните, сколько н нужно писать в кратких прилагательных.
– Перестройте полные прилагательные в краткие:
красный, туманный, опасный, длинный, прекрасный, великолепный.
(Вывод: в кратких прилагательных пишется столько же н, сколько и в полных.)
IV. Объяснение новой темы.
Запись на доске:
Луговые |, кидают свои цветные тени на ближайшие капельки хрустальной влаги. |
Луговые цветы просвечены солнцем. |
– Каким членом предложения являются полные причастия?
– А краткие? Как изменяются краткие причастия?
– Сколько н пишется в полных и кратких причастиях?
Вывод (на доске и в тетрадях):
Полные причастия относятся к существительному, являются в предложении определением. Изменяются по родам, числам, падежам. |
Краткие причастия являются в предложении сказуемым. Изменяются по числам; а в единственном числе – по родам. |
2. Чтение § 15 (с. 40).
V. Закрепление.
1. Выборочный диктант.
Из диктуемых предложений выберите причастия краткой формы, запишите их в столбик.
1) Был воздух на цветах настоян, и все деревья спали стоя. 2) Густая роща в зареве заката вечернею водой отражена. 3) Занавешено утро дождем. 4) Облака развешаны, как плакаты. 5) Всесоюзный хлеб державы убран, взвешен на весах. 6) У нас дела затеяны, у нас поля засеяны. Что посеем – вырастет. Едим хлеб не из милости.
– К кратким причастиям через черточку запишите полные, от которых они образованы. Подчеркните гласные перед н в полных и кратких причастиях.
2. Синтаксический разбор предложения.
С листвой прогнившей, желто-черной трава лесная перемешана.
– Подчеркните грамматическую основу предложения. Чем она выражена?
– Найдите еще причастие в этом предложении, выпишите его вместе с определяемым словом, укажите грамматические признаки этого причастия.
3. Выполнение упражнения 87.
– Образуйте формы кратких причастий, поставьте ударение. Составьте два предложения со страдательными причастиями женского рода.
4. Составьте предложения со следующими фразеологизмами (по вариантам):
I вариант: на лбу написано;
Иван, родства не помнящий;
уму непостижимо.
II вариант: заколдованный круг;
путь усеян розами;
корабли сожжены.
5. Выполнение упражнения 89 (свободный диктант).
– Подчеркните в своих пересказах причастия и причастные обороты как члены предложения.
VI. Подведение итогов урока.
– Как образуются краткие причастия?
– Как краткие страдательные причастия изменяются?
– Чем являются в предложении?
& Домашнее задание: упражнение 88; § 15 (с. 40); сделать карточки с буквами:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.