Павлов Александр Константинович-
директор НИО АНИУ «МАПИ» имени академика А.К. Павлова (Российская Федерация, Северо-Западный регион,
республика Карелия, г. Петрозаводск)-
доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент,
академик МАН, заслуженный деятель науки
Pavlov Alexander Konstantinovich-
Director of NIO ANIU "MAPI" of a name of the academician A.K. Pavlov (Russian Federation, Northwest region,
the Republic of Karelia, Petrozavodsk) -
doctor of pedagogical sciences, professor, corresponding member,
academician of MAN, honored worker of science
КРАТКОЕ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПЕДАГОГИКИ
SHORT PHILOSOPHICAL AND PEDAGOGICAL JUSTIFICATION OF THE COMPETENCE-BASED FOCUSED PEDAGOGICS
Аннотация: в данной научной статье даётся краткое обоснование основных категорий компетентностно-ориентированной педагогики – воспитания и образования с философско-педагогических позиций.
Ключевые слова: филососко-педагогическая позиция, компетентностно-ориентированная педагогика, воспитание, образование, аксиология, гносеология, онтология, антропология, конкретно-исторический и национальный компоненты культуры, процесс становления личности, передача культурных ценностей, время, пространство.
Summary: in this scientific article short justification of the main categories of the competence-based focused pedagogics – education and education from philosophical and pedagogical positions is given.
Keywords: a filososko-pedagogical position, the competence-based focused pedagogics, education, education, an axiology, gnoseology, ontology, anthropology, concrete historical and national components of culture, process of formation of the personality, transfer of cultural values, time, space.
С
философско-педагогических позиций компетентностно-ориентированная педагогика –
это трактовка сущности воспитания и образования, их принципов и ценностей с
позиций аксиологии, гносеологии, онтологии, антропологии как взаимодействия
общечеловеческого, конкретно-исторического и национального компонентов
культуры в
процессе становления личности и передачи ей культурных ценностей. В
«Педагогическом энциклопедическом словаре» (2002 г.) мы нашли цитату В.В.
Розанова как подтверждение вышесказанному:
«Обсуждение самого образования, самого воспитания в ряду остальных
культурных факторов относится к вечным чертам человеческой природы и
постоянным задачам истории». Таким образом, особенности
компетентностно-ориентированной педагогики в её общекультурной, социальной
трактовке – это общая, вечная, конкретно-историческая категория.
Это, в определённой мере, позволяет выделить социальные функции компетентностно-ориентированной педагогики как теории и практики воспитания и обучения:
♦ Культурологическая — сохранение благодаря воспитанию и образованию накопленных культурных ценностей, их передача, обогащение и пополнение, через них человек входит в мир культуры и науки.
♦ Гуманистическая — выбор подрастающим поколением содержания передаваемой культуры, гуманность формируемых отношений человека к самому себе и другим людям — залог гуманизации всех сфер жизни человека и государства в целом.
♦ Духовного воспроизводства — накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны во всех типах и видах учебно-воспитательных и образовательных заведений.
♦ Профессионально-экономическая — создание возможностей для получения всеми слоями населения профессиональной подготовки и переквалификации в зависимости от изменений рынка труда.
♦ Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни — формирование у подрастающего поколения установок на создание семьи, рождение и воспитание детей, готовности и способности жить в браке.
Психолого-педагогические процессы компетентностно-ориентированной педагогики происходят во времени и пространстве. Время воспитания и образования человека, его социализация – это периоды его жизни. Время неравномерно и неоднородно по составляющим его частям и благоприятности (сензитивности). Пространство – это микро-, мезо- и макросреды. Различные сферы пространства, в котором развивается человек, тесно взаимосвязаны, нередко противоречивы.
Следовательно, воспитание и образование, как основные категории компетентностно-ориентированной педагогики, протекают во времени и пространстве.
Использованная литература
1. Айсмонтас Б. Б. Теория обучения: схемы и тесты. М., 2002.
2. Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М., 1983.
3. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
4. Большой психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряковой. М., СПб., 2004.
5. Бочкарев В. И. Директору школы о самоуправлении. М., 2001.
6. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. М., 2000.
7. Газман О. С. Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1995.
8. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М., 1986.
9. Зубов Н. К. Как руководить педагогами. М., 2003.
10. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. М., 2003.
11. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994.
12. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. М., 2004.
13. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике: междисциплинарный. М.-Ростов-на-Д., 2005.
14. Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования. М., 2005.
15. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации. М., 1998.
16. Краевский В. В. Общие основы педагогики. М., 2003.
17. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Ростов-на-Д., 1998.
18. Лизинский В. М. О методической работе в школе. М., 2002.
19. Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М., 1990.
20. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.
21. Положение детей в мире. Нью-Йорк, 1991.
22. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М., 2004.
23. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
24. Семейное воспитание: краткий словарь / Сост. И. В. Гребенников и Л. В. -Ковинько. М., 1990.
25. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., 2001.
26. Ситаров В. А. Дидактика. М., 2002.
27. Сластёнин В. А. и др. Педагогика. М., 2003.
28. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.
The used literature
1. Aysmontas B. B. Theory of training: schemes and tests. M, 2002.
2. Anikeeva N. P. To the teacher about psychological climate in collective. M, 1983.
3. Bern River. Development of the Ya-concept and education. M, 1986.
4. The big psychological dictionary / Under the editorship of V.P. Zinchenko, B.G. Meshchekryakova. M, SPb., 2004.
5. Bochkaryov V.I. To the principal about self-government. M, 2001.
6. Bychkov A. V. A method of projects at modern school. M, 2000.
7. Gazman O. S. An education humanization in modern conditions. M, 1995.
8. Gamezo M. V., Domashenko I. A. The atlas on psychology. M, 1986.
9. Zubov N.K. How to direct teachers. M, 2003.
10. Kodzhaspirova G. M. History of education and pedagogical thought: tablikets, schemes, basic abstracts. M, 2003.
11. Kodzhaspirova G. M. Culture of professional self-education of a pedagokg. M, 1994.
12. Kodzhaspirova G.M. Pedagogics: textbook. M, 2004.
13. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Yu. The dictionary on pedagogics: mezhdisktsiplinarny. M - Rostov-over., 2005.
14. Kodzhaspirova G. M., Petrov K. V. Technical means of training and metokdik of their use. M, 2005.
15. Convention on the Rights of the Child and legislation of the Russian Federation. M, 1998.
16. Krayevsky V. V. General fundamentals of pedagogics. M, 2003.
17. The short psychological dictionary / Edition - сост. L.A. Karpenko. Rostov-over., 1998.
18. Lizinsky V. M. About methodical work at school. M, 2002.
19. International protection of the rights and freedoms of the person: Сб. documents. M, 1990.
20. Pedagogical encyclopedic dictionary. M, 2002.
21. Position of children in the world. New York, 1991.
22. Polonsky V. M. Dictionary by training and pedagogics. M, 2004.
23. Selevko G.K. Modern educational technologies. M, 1998.
24. Family education: short dictionary / Sost. I.V. Grebennikov and L. V. - Kovinko. M, 1990.
25. Sinyagina N. Yu. Psychology and pedagogical correction of the child parental relations. M, 2001.
26. Sitarov V. A. Didactics. M, 2002.
27. Slastyonin V. A., etc. Pedagogics. M, 2003.
28. Friedman L. M., Kulagina I. Yu. Psychological reference book by the teacher. M, 1991.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.