ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Календарно-тематическое планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования 2015 года, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской Программы основного общего образования по биологии для 9-го класса «Введение в общую биологию» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой, полностью отражающей содержание
Согласно учебному плану МБОУ Октябрьской СОШ №35на изучение биологии отводится 2 часа в неделю (68 часов в году).
В КТП нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В 9-ом классе предусмотрено изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учётом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 1-11 классов, как в отношении контролируемого объёма содержаний, так и в отношении проверяемых видов деятельности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы: термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.
Результаты обучения, которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе «Требования к уровню подготовки учащихся». Представленная в программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Календарно-тематическое планирование ориентировано на использование учебника:
А.А. Коменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию» в 9-м классе. Учебник для общеобразовательных учебных заведений.
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Д/з & |
Прим. дата. |
Факт. дата. |
Корректировка |
||||||
1 |
Введение. Биология – наука о жизни. |
1 |
1 |
|
|
|
||||||
2 |
Методы исследования в биологии. |
1 |
2 |
|
|
|
||||||
3 |
Сущность жизни и свойство живого. |
1 |
3 |
|
|
|
||||||
4 |
Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень. Молекулярный уровень: общая характеристика. |
1 |
1.1 |
|
|
|
||||||
5 |
Углеводы. Липиды. |
1 |
1.2 1.3 |
|
|
|
||||||
6 |
Состав и строение белков. |
1 |
1.4 |
|
|
|
||||||
7 |
Функции белков. |
1 |
1.5 |
|
|
|
||||||
8 |
Нуклеиновые кислоты. |
1 |
1.6 |
|
|
|
||||||
9 |
АТФ и другие органические вещества. |
1 |
1.7 |
|
|
|
||||||
10 |
Биологические катализаторы. |
1 |
1.8 |
|
|
|
||||||
11 |
Вирусы. |
1 |
1.9 |
|
|
|
||||||
12 |
Клеточный уровень. Основные положения клеточной теории. |
1 |
2.1 |
|
|
|
||||||
13 |
Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. |
1 |
2.2 |
|
|
|
||||||
14 |
Ядро. |
1 |
2.3 |
|
|
|
||||||
15 |
Органоиды цитоплазмы. |
1 |
2.4-2.5 |
|
|
|
||||||
16 |
Органоиды цитоплазмы (продолжение). |
1 |
2.6 |
|
|
|
||||||
17 |
Различия в строении эукариот и прокариот. Л/р Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом. |
1 |
2.7 |
|
|
|
||||||
18 |
Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Л/ р Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках» |
1 |
2.8 |
|
|
|
||||||
19 |
Энергетический обмен в клетке. |
1 |
2-9. |
|
|
|
||||||
20 |
Питание клетки. |
1 |
2.10, 2.12. |
|
|
|
||||||
21 |
Фотосинтез и хемосинтез. |
1 |
2.11 |
|
|
|
||||||
22 |
Синтез белков. |
1 |
2.13 |
|
|
|
||||||
23 |
Деление клетки. Митоз |
1 |
2.14 |
|
|
|
||||||
24 |
Организменный уровень. Бесполое размножение. |
1 |
3.1 |
|
|
|
||||||
25 |
Половое размножение организмов. |
1 |
3.2 |
|
|
|
||||||
25 |
Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. |
1 |
3.3-3.4 |
|
|
|
||||||
26 |
Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Л/ р: Выявление изменчивости организмов.
|
1 |
3.5 |
|
|
|
||||||
27 |
Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. |
1 |
3.6 |
|
|
|
||||||
28 |
Дигибридное скрещивание. |
1 |
3.7 |
|
|
|
||||||
29 |
Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Перекрёст. |
1 |
3.8 |
|
|
|
||||||
30 |
Взаимодействие генов. |
1 |
3.9 |
|
|
|
||||||
31 |
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. |
1 |
3.10 |
|
|
|
||||||
32 |
Модификационная изменчивость. Норма реакций |
1 |
3.11 |
|
|
|
||||||
33 |
Мутационная изменчивость. |
1 |
3.12 |
|
|
|
||||||
34 |
Основы селекции. Работы Н.Н.Вавилова |
1 |
3.13 |
|
|
|
||||||
35 |
Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов. |
1 |
3.14 – 3.1 |
|
|
|
||||||
36 |
Обобщение по теме: «Организменный уровень». |
1 |
|
|
|
|
||||||
37 |
Популяционно-видовой уровень. Критерии вида. Л/р Изучение морфологического критерия вида. |
1 |
4.1 |
|
|
|
||||||
38 |
Популяции. Биологическая классификация. |
1 |
4.2 – 4.3 |
|
|
|
||||||
39 |
Экосистемный уровень Сообщество, экосистема, биогеоценоз. |
1 |
5.1 |
|
|
|
||||||
40 |
Состав и структура сообщества. |
1 |
5.2 |
|
|
|
||||||
41 |
Потоки вещества и энергии в экосистеме. |
1 |
5.3 |
|
|
|
||||||
42 |
Продуктивность сообщества. |
1 |
5.4 |
|
|
|
||||||
43 |
Саморазвитие экосистемы. |
1 |
5.5 |
|
|
|
||||||
44 |
Биосферный уровень. Биосфера. Среды жизни. |
1 |
6.1 |
|
|
|
||||||
45 |
Средообразующая деятельность организмов. |
1 |
6.2 |
|
|
|
||||||
46 |
Круговорот веществ в биосфере. |
1 |
6.3-4.1 |
|
|
|
||||||
47 |
Обобщение по темам: «Популяционно-видовой уровень. Экосистемный уровень. Биосферный уровень». |
1 |
|
|
|
|
||||||
48 |
Эволюция органического мира. Основы учения об эволюции. Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина. |
1 |
|
|
|
|
||||||
49 |
Изменчивость организмов. |
1 |
7.1 |
|
|
|
||||||
50 |
Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения. |
1 |
7.2 |
|
|
|
||||||
51 |
Борьба за существование и естественный отбор. |
1 |
7-3 |
|
|
|
||||||
52 |
Формы естественного отбора. |
1 |
7-4 |
|
|
|
||||||
53 |
Изолирующие механизмы. |
1 |
7-5 |
|
|
|
||||||
54 |
Видообразование. |
1 |
7-6 |
|
|
|
||||||
55 |
Макроэволюция. Основные закономерности эволюции. Л/р Изучение палеонтологических доказательств эволюции. |
1 |
7.8-7.9 |
|
|
|
||||||
56 |
Возникновение и развитие жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни на Земле. |
1 |
8.1-8.3 |
|
|
|
||||||
57 |
Основные этапы развития жизни на Земле. |
1 |
8.4 |
|
|
|
||||||
58 |
Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни. |
1 |
8.5 |
|
|
|
||||||
59 |
Развитие жизни в протерозое и палеозое. |
1 |
8.6 |
|
|
|
||||||
60 |
Развитие жизни в мезозое. |
1 |
8.7 |
|
|
|
||||||
61 |
Развитие жизни в кайнозое. |
1 |
8.8-8.1 |
|
|
|
||||||
62 |
Обобщение по разделу: «Эволюция органического мира». |
1 |
|
|
|
|
||||||
63 |
Основы экологии. Организм и среда обитания. Экологические факторы и условия среды. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. Экологические ресурсы. Л/р Строение растений в связи с условиями жизни. |
1 |
9.1-9.3 |
|
|
|
||||||
64 |
Адаптации организмов к различным условиям существования. Межвидовые отношения организмов. Л/ р Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума) |
1 |
9.4 |
|
|
|
||||||
65 |
Колебания численности организмов. Экологическая регуляция. |
1 |
9.5 |
|
|
|
||||||
66 |
Биосфера и человек. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. |
1 |
7.1-10.3 |
|
|
|
||||||
67 |
Обобщение по разделу: «Основы экологии». |
1 |
|
|
|
|
||||||
68 |
Повторение. Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. |
1 |
3.5 |
|
|
|
||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.