Департамент образования Администрации города Омска
Бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования города Омска
«Детский Эколого-биологический Центр»
|
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ
Возраст учащихся: 6-11 лет
Количество часов: 16
Автор-составитель: Бакаенко Татьяна Леонидовна, педагог дополнительного образования
Омск, 2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………...3
1.1. Актуальность, педагогическая целесообразность программы.……..3
1.2. Методы и формы организации занятий работы ..……………….…...5
1.3. Педагогические технологии, используемые в программе………......6
1.4. Условия реализации программы…………………….………………...6
1.5. Планируемые педагогические результаты……….…………………...6
2. Контроль результатов обучения по программе…………………………...7
2.1. Контрольно-оценочные средства……..……………………………….....7
3. Учебно-тематический план………….……………………………………...8
4. Содержание программы………………………………………………….....9
5.Кадровое обеспечение программы……………….………………………..11
6. Используемые ресурсы и список литературы………..…………………..11
7. Приложения ……………………….……………………………………….12
Приложение 1. Вопросы для входящей диагностики……………………...12
Приложение 2. Вопросы для итоговой диагностики…...…..………………14
Пояснительная записка
1.1. Актуальность, педагогическая целесообразность программы
В процессе освоения краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ребятам о зверятах» обучающиеся получают основные знания о разнообразии и содержании домашних животных, а также дополнительные знания об их значении для человека. Учатся правильному и осознанному выбору по приобретению домашнего животного, учитывая все факторы появления живого существа в доме. Знакомятся с особенностями содержания домашнего питомца.
Рядом с человеком с давних пор живут домашние животные – друзья и помощники. Практически у каждого в доме они есть. Городские дети мало знают или совсем не знают, как правильно их содержать.
Осознанный выбор домашнего животного очень важный человеческий фактор, который формирует ответственное отношение к тому, кого приручил.
В нашем быстром современном ритме жизни очень часто взрослым не хватает времени на уход и содержание домашнего питомца, поэтому заботу о кошках, собаках и других животных вполне могут взять на себя дети.
Программу можно использовать для обучения детей младшего школьного возраста, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.
Актуальность программы заключается в формировании у обучающихся навыков исследовательской деятельности, наблюдения, изучения и непосредственного общения с безопасными животными. Эта программа будет актуальна всегда, так как домашних животных человек заводит всегда.
Новизна программы состоит в предметно-исследовательском обучении, изучении домашних животных в реальных условиях, проведение наблюдений и исследований, общение с обитателями зоопарка БОУ ДО г. Омска «Детский ЭкоЦентр».
Цель программы: Формирование и развитие у обучающихся знаний и умений по содержанию домашних животных на основе изучения их биологии.
Задачи:
Образовательные:
· Знакомить учащихся с видами домашних животных.
· Формировать специальные умения и навыки по содержанию домашних животных.
· Обучать учащихся применять на практике полученные знания по уходу и кормлению домашних животных.
· Обучать учащихся работать с литературой, излагать собственные мысли, вести записи наблюдений и исследований, представлять свои достижения.
Воспитательные:
· Формировать у учащихся мировоззрение, нравственные представления, убеждения соответствующего поведения и деятельности в обществе по отношению к животным.
· Способствовать формированию активной жизненной позиции по охране бездомных животных.
Развивающие:
· Способствовать развитию деловых качеств: ответственность, самостоятельность, активность; развитию познавательных и творческих способностей.
· Развивать сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную, мотивационную сферы.
Программа «Ребятам о зверятах» соответствует положениям федерального государственного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения дополнительных общеобразовательных программ.
Принципы обучения:
· Принцип индивидуальности
· Принцип доступности
· Принцип гуманности
· Принцип результативности
Эколого-биологическая деятельность имеет практико-исследовательскую направленность. В отличии от традиционного обучения, работа строится на собственных наблюдениях, исследованиях, общении с безопасными животными.
Темы занятий можно использовать в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах «Домашний зоопарк», «Юный зоолог», других программ естественнонаучной направленности БОУ ДО г. Омска «Детский ЭкоЦентр».
Категория обучающихся по программе:
Возраст учащихся составляет 6-11 лет. Состав группы 12 человек (занятия проводятся в разновозрастных группах).
Психологические особенности возраста.
Младший школьный возраст – возраст формирования личности.
В этом возрасте ведущей является учебная деятельность. На ее основе у младших школьников формируется словесно-логическое мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); меняются интересы, ценности ребенка, закладывается фундамент личности, формируются базовые социальные установки, привычки, развиваются многообразные отношения с окружающим миром. Приоритетным видом деятельности продолжает оставаться игра, в процессе которой реализуется потребность в новых впечатлениях, высокая познавательная активность и интерес ко всему окружающему миру, эмоциональность и непосредственность переживаний.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения.
В связи с этим данная программа предлагает учащимся обучение основам зоологических знаний и направлена на формирование у них навыка слушать и слышать не только окружающих людей, но и «меньших братьев» – животных.
Срок реализации программы: 16 учебных часов.
Формы и режим занятий: Форма обучения: – очная и дистанционная (в случае непредвиденных обстоятельств). На занятиях используются групповая, звеньевая и индивидуальная формы работы.
Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю в течение 8 дней по 2 академических часа в день (время занятий включает 40 минут учебного времени и обязательный 10 минутный перерыв).
1.2. Методы и формы организации занятий
Формы работы:
Групповые, фронтальные, индивидуальные.
Методы:
· словесные методы: объяснение, беседа, инструктаж, рассказ;
· наглядные методы: использование дидактического, раздаточного материала; презентация исследовательских работ; демонстрация фото и видеоматериала;
· аналитические методы: наблюдение, исследование, сравнение, тестирование;
· практические методы: отработка действий по уходу за животными, выполнение творческих заданий, учебно-исследовательских работ.
Реализовать программный материал помогает использование вариативного дидактического материала, научной, художественной и методической литературы. На занятиях используется занимательный материал: ребусы, кроссворды, чайнворды, пазлы, настольные игры, карточки, лото, загадки, стихи, которые развивают память, мышление.
В программе сделан акцент на практическую и исследовательскую деятельность, которая помогает обучающимся применять полученные знания в домашних условиях, в учебной деятельности.
1.3. Педагогические технологии, используемые в программе
На современном этапе развития образовательной системы появляются новые технологии и практико-ориентированные формы взаимодействия с обучающимися. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса, реализовать их творческие способности, воплощать имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. К таким формам организации образовательной деятельности относятся интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, использование проблемных ситуаций, экспериментирование, моделирование и многое другое.
- Технология проблемного обучения применяется с целью развития различных видов мышления и повышения интереса к программе, включения воспитанников в активный образовательный процесс, в котором они закрепляют общие и специальные компетентности, развивают творческие способности и качества личности.
- Технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения направлены на развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, самовыражения, самоорганизации каждого ребенка, что подтверждается при проведении самостоятельных исследований, презентаций. Результатом реализации данной технологии является приобретение детьми вышеуказанных качеств личности.
- Информационно-коммуникативные технологии.
В программе применяются дистанционные образовательные технологии – это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-коммуникационных средств и технологий при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
1.4. Условия реализации программы
Базой для проведения занятий являются: учебный кабинет, учебная база зоопарка, парковая территория учреждения. Повышенное внимание достигается на каждом занятии посредством объяснения нового материала. Практические методы занимают важное место в реализации программного материала.
1.5. Планируемые педагогические результаты
Личностные:
· развитие познавательных и творческих способностей в области биологии;
· сформированность экологического мышления, личностных качеств: ответственности и милосердия, трудолюбия, настойчивости, самостоятельности;
· приобретение осознанного отношения к домашним животным. Предметные:
· расширение знаний о видах и породах домашних животных их содержанию и уходу;
· сформированность экологической культуры, бережного отношения к домашним животным.
· сформированность практических навыков по работе с домашними животными.
Метапредметные:
· приобретение навыков работы со специальной и справочной литературой.
· умение применять на практике простые методики исследования;
· умение правильно оформлять практические и исследовательские работы.
·
2. Контроль результатов обучения по программе
Теоретическая проверка знаний учащихся проводится в виде аттестации, диагностики методом тестирования. В начале реализации программы – входящая аттестация, в конце реализации программы – итоговая аттестация. Диагностика проводится в начале и в конце краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Форма текущего контроля: карточки, кроссворды, ребусы, практическая работа, самостоятельная работа, опрос, беседа, семинар.
Мониторинг личностного развития учащегося проводится в конце реализации программы. Формы итогового контроля: тестирование.
В программе используются следующие методы контроля:
- методы устного контроля;
- методы письменного контроля;
- методы практического контроля;
- тестовый и рейтинговый контроль;
- педагогическое наблюдение.
Типы и формы тестовых заданий, применяемые в программе:
1. Задания закрытого типа с выбором одного правильного ответа.
2. Задания на установление соответствия.
3. Задания со свободными развернутыми ответами.
2.1. Контрольно-оценочные средства
Определение результативности реализации образовательной программы:
- анализ результатов входящей диагностики компетентностей обучающихся (Приложение 1);
- подведение итогов по программе «Ребятам о зверятах» (Приложение 2);
3. Учебно-тематический план
№
|
Наименование темы занятия |
Кол-во часов |
|
Формы контроля |
|||
1. |
Вводное занятие. Наука зоология, её цели и задачи. Кто такие животные? Значение животных для человека. Входящая диагностика. Приложение 1 |
2 |
Беседа, устный опрос, письменный тест
|
2. |
Общая характеристика и классификация царства животных. Животные зоопарка БОУ ДО г. Омска «Детский ЭкоЦентр». |
2 |
Устный опрос, рассказ, беседа, экскурсия по зоопарку |
3. |
История одомашнивания животных. Происхождение и классификация пород собак. |
2 |
Беседа, демонстрация слайдов |
4. |
Собака и человек. Особенности содержания и воспитания собак. |
2 |
Беседа, демонстрация слайдов и видеоматериалов, устный опрос, наблюдение |
5. |
Дикие и домашние кошачьи. Происхождение основных пород кошек. |
2 |
Беседа, демонстрация презентаций и видеоматериалов, наблюдение, устный опрос
|
6. |
Особенности содержания и воспитания кошек: уход, кормление, рацион питания. Профилактические мероприятия. Гигиена |
2 |
Устный опрос, беседа, практические задания, выполнение исследования |
7. |
Дикие и домашние грызуны и зайцеобразные. Содержание и уход, кормление, рацион питания. |
2 |
Устный опрос, беседа, практические задания, наблюдение |
8. |
Итоговое занятие. Защита проектов по теме. Итоговое тестирование. |
2 |
Представление результатов исследований, тестирования |
ВСЕГО ЧАСОВ |
16 |
|
Содержание программы
Занятие 1.
Тема: Вводное занятие. Наука зоология, её цели и задачи. Кто такие животные? Значение животных для человека.
Входящая диагностика.
Наука зоология, её цели и задачи. Правила техники безопасности при работе с животными. Значение животных для человека. Проведение входящей диагностики (Приложение 1).
Методы и формы организации учебной деятельности: проблемно-поисковая беседа, инструктаж, выполнение творческих и практических заданий, письменный тест.
Занятие 2.
Тема: Общая характеристика и классификация царства животных. Животные зоопарка БОУ ДО г. Омска «Детский ЭкоЦентр».
Общая характеристика и классификация царства животных. Экологические группы животных. Экскурсия по зоопарку БОУ ДО г. Омска «Детский ЭкоЦентр». Наблюдение за поведением животных.
Методы и формы организации учебной деятельности: устный опрос, рассказ, беседа, экскурсия, наблюдение.
Занятие 3.
Тема: История одомашнивания животных. Происхождение и классификация пород собак.
История одомашнивания животных: собачьи, кошачьи, грызуны. Происхождение пород собак. Подготовка исследовательских проектов по теме «Как тебе живётся, друг?».
Методы и формы организации учебной деятельности: устный опрос, беседа, демонстрация слайдов и видеоматериалов.
Занятие 4.
Тема: Собака и человек. Особенности содержания и воспитания собак.
Особенности содержания собак. Место собаки в доме. Воспитание собаки. Корма для собак. Правила содержания собак в городе. Проблемы появления бездомных собак.
Практикум, 1 ч. Ознакомление с необходимым инвентарём и оборудованием. Приготовление кормов и кормосмесей. Наблюдение, подготовка исследовательских проектов.
Методы и формы организации учебной деятельности: беседа, демонстрация слайдов и видеоматериалов, устный опрос, наблюдение за собаками, проектная деятельность.
Занятие 5.
Тема: Дикие и домашние кошачьи. Происхождение основных пород кошек. Дикие кошачьи. История приручения и происхождение основных пород кошек. Разнообразие пород современных кошек. Викторина «Знатоки кошек». Подготовка исследовательских проектов о кошках «Как тебе живётся, друг?»
Методы и формы организации учебной деятельности: беседа, демонстрация слайдов и видеоматериалов, устный опрос, викторина, проектная.
Занятие 6.
Тема: Особенности содержания и воспитания кошек: уход, кормление, рацион питания. Профилактические мероприятия. Гигиена
Особенности содержания кошек. Правила содержания. Выбор котёнка и уход за ним. Особенности поведение кошек. Воспитание кошки. Беседа с ветеринарным врачом.
Практикум, 1 ч. Знакомство с необходимым инвентарём и оборудованием для ухода за кошкой. Уход за шерстью кошек.
Методы и формы организации учебной деятельности: устный опрос, беседа, проектная.
Занятие 7.
Тема: Дикие и домашние грызуны и зайцеобразные. Содержание и уход, кормление, рацион питания.
Разнообразие грызунов и зайцеобразных, их распространение. Основные виды, содержащиеся в домашних условиях. Особенности поведения и содержания в домашних условиях. Выработка условных рефлексов у грызунов.
Практикум: Уход за животными. Заготовка и приготовление кормов. Исследовательская работа.
Методы и формы организации учебной деятельности: рассказ, беседа, наблюдение, проектная.
Занятие 8.
Тема: Итоговое занятие. Защита проектов по теме. Итоговое тестирование.
Защита исследовательских проектов по теме «Как тебе живётся, друг?» Проведение итогового тестирования (Приложение 2).
Методы и формы организации учебной деятельности: проектная, выполнение письменного задания - тестирование.
5.Кадровое обеспечение программы
Учебные занятия по программе проводит педагог дополнительного образования естественнонаучной направленности.
6. Используемые ресурсы и список литературы
А.Нормативно-правовая база
1. Концепция дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р.
2. О направлении информации (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» [Текст]: Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 [Электронный ресурс] / Городской методический центр: Москва. URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty/3242-ot-18-11-2015-trebovaniya-k-programmav-dop.html
3. Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» [Текст]: постановление главного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 [Электронный ресурс] / Российская газета; главный редактор В.А. Фронин: ФГБУ «Редакция «Российской газеты», опубликован 3 октября 2014. URL: https://rg.ru/2014/10/03/sanpin-dok.html.
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 года N 1008.
5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
6. Устав БОУ ДО г. Омска «Детский ЭкоЦентр».
Б.Список литературы для педагога
1. Брэм А.Я. Жизнь животных. Под ред-й Никольского А.М. Том 3. – М.: Изд-во «Терра», 1992. – 496 с.
2. Константинов В.М., Наумов С.П., Шаталова С.П. Зоология позвоночных. – М.: Изд-во Академия, 2012. – 448 с.
3. Красная книга Омской области. – Омск, Изд-во ОмГПУ, 2015. – 650 с.
4. Лернер Г.И. Уроки зоологии. Тесты, вопросы, задачи. – М.: Лист, 1998.
5. Малькова М.Г., Сидоров Г.Н. и др. Животные Омской области. Млекопитающие. ООО «Издатель-Полиграфист», Омск, 2011. – 270 с.
6. Новоселова Т.А. Домашний зоопарк – Ростов н/Д: «Феникс», 2011. –256 с.
7. Стреха Е.А. Познание окружающего мира: животные. Пособие для педагогов. Изд-во Аверсэв, РБ, Минск, 2018. - 128 с.
8. Бианки В.В. Рассказы о природе. АСЕ, М., 2020. - 148 с.
В.Список литературы для обучающихся
1. Алексеев В.А. “300 вопросов и ответов о животных”. – М., 2015 – 240 с.
2. Дарелл Дж. Зоопарк в моем багаже. - М., Мысль, 2011 – 277 с.
3. Животные. Большая иллюстрированная энциклопедия, Бойчуков Ю.Д., М., Книжный клуб семейного досуга, 2008 – 448 с.
4. Животные: Справочник школьника, Модестова Т.В., М., Литера, 2005 – 96 с.
5. Самусенко Э.Г. Друзья нашего дома. Минск, Полымя, 2001 – 270 с.
6. Рублёв С. Животный мир России. Энциклопедия для детей, М., Владис, 2018, 128 с.
7. Энциклопедия для детей. Биология. - М., «Аванта+», 2011 – 589 с.
8. Мамин-Сибиряк Д.Н. Лесная сказка. Лучшие рассказы о живой природе. АСТ, – М., 2016 – 103 с.
9. Носов Е.И., Житков Б.С. Рассказы о животных. - АСТ, М.,2018 - 66 с.
Г. Интернет-ресурсы
1.Млекопитающие – Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://go.mail.ru/search?r
2.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/
7. Приложения
Приложение 1
Вопросы для входящей диагностики
Входящая диагностика проводится в форме тестирования. Вопросы входящей диагностики предназначены для определения уровня первоначально имеющихся представлений обучающихся в области биологии.
Блок № 1. «Мир млекопитающих»
1. Как называется наука о животных?
а) герпетология
б) энтомология
в) орнитология
в) зоология
2. Какое первое животное, одомашненное человеком?
а) коза
б) кошка
в) собака
г) лошадь
3. Какой характерный признак класса млекопитающих?
а) постоянная температура тела
б) выкармливания детёнышей молоком
в) питание растительной пищей
г) дыхание атмосферным воздухом
4. Какое животное НЕ относится к классу млекопитающих?
а) летучая мышь
б) синий кит
в) ящерица
г) утконос
5. Для чего животным маскировочная окраска?
а) для красоты
б) быть менее заметными для хищников
в) чтобы животные различались друг от друга
6. У каких зверей резцы растут в течение всей жизни?
а) у ежа, кошки, волка
б) у бобра, зайца, белки
в) у дикого кабана, лошади, осла
7. Зачем оленю рога?
а) оружие в турнирных поединках самцов
б) для обороны от хищников
в) используют при добыче пищи
8. Какой зверь самый быстрый?
а) лошадь
б) газель
в) гепард
9. Какой зверь самый мелкий?
а) мышь-малютка
б) землеройка
в) домовая мышь
10. Какой зверь самый колючий?
а) ёж
б) ехидна
в) дикобраз
Приложение 2
Вопросы для итоговой диагностики
Часть 1.
Задания с выбором одного верного ответа из четырех
1. Наука, которая изучает животных – это:
а) орнитология
б) энтомология
в) зоология
г) вирусология
2. Выкармливают молоком своих детёнышей млекопитающие:
а) все
б) большинство видов
в) только травоядные
г) только ведущие наземный образ жизни
3. Первое животное, одомашненное человеком:
а) кошка
б) коза
в) лошадь
г) собака
4. Какие предметы относятся к основным для ухода и содержания собаки?
а) миска, подстилка, поводок
б) нарядный костюм
в) щётки
г) расчёски
5. С какого возраста необходимо начинать домашнее воспитание щенка?
а) с 6 месяцев
б) с момента приобретения
в) с 2 лет
г) с 1 месяца
6. Сколько котят чаще всего в помёте?
а) 10 - 15
б) 2 - 6
в) 13
г) 1
7. В каком случае кошка виляет хвостом?
а) когда сердится
б) когда встречает хозяина
в) когда ест
8. О какой погоде предупреждает кошка, сворачиваясь во сне в клубок?
а) к ветру
б) к дождю
в) к теплу
г) к холоду
9. Какие корма составляют основу питания грызунов?
а) зерно, сено, овощи
б) ветки и солома
в) фрукты и ягоды
г) насекомые
10. Как можно помочь бездомным животным?
а) давать им еду
б) помещать в приют для животных
в) взять домой
г) все ответы верны
Правильные ответы подчёркнуты
Система оценки части 1:
9-10 правильных ответов – «отлично»;
7-8 правильных ответов – «хорошо»;
6 правильных ответов – «удовлетворительно».
Часть 2.
Задания на установление соответствия
1. Установите соответствие между левым и правым столбцами. Ответы занесите в таблицу.
Представители: Отряды:
1.кролик А) зайцеобразные
2.бобр Б) грызуны
3.волк В) кошачьи
4.рысь Г) собачьи
5.хомяк
6.заяц
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
А |
Б |
Г |
В |
Б |
А |
2. Установите соответствие между представителями и отрядом
Представители Отряды
А) такса 1) Грызуны
Б) хомяк 2) Кошачьи
В) сибирский кот 3) Собачьи
Г) мышь
Д) рысь
Е) бульдог
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
Часть 4.
Задание с развёрнутым ответом
1. Дайте развернутый ответ на вопрос.
1. Летучие мыши и совы являются животными, ведущими ночной образ жизни. Объясните, каким образом они ориентируются в окружающей среде?
Ответ: Летучие мыши «видят ушами». Ведь они обладают таким удивительным свойством как эхолокация. Животные испускают ультразвуковые волны, которые отражаются от предметов и через эхо возвращаются назад. У совы большие глаза. Они глубоко посажены, поэтому она не может вертеть ими из стороны в сторону. Зато у нее очень гибкая шея, и она может поворачивать голову в одну сторону на 210-270 градусов. Само глазное яблоко необычной формы. Снаружи оно выглядит круглым, но внутри расширяется подобно подзорной трубе, поэтому сова очень хорошо видит вдаль, но плохо различает близкие предметы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.