Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Творческая мастерская "Сударушка"

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Творческая мастерская "Сударушка"

Медиа
Образовательные программы
docx
Доп. образование детей
1 кл—7 кл
01.12.2019
Программа художественной направленности. расчитана на две недели. для занятий в творческой мастерской различными видами декоративно-прикладного творчества
Краткосрочная программа Букурова.docx

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

 «Дом детского творчества» муниципального образования

Староминский район

 

Принята на заседании                                          Утверждаю 
педагогического/методического совета             Директор МАУДО «ДДТ»

от «__ »    ______________       2019 г.              «___»______        2019 г.           

Протокол №_                                                        Приказ от____№ 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ


ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Творческая мастерская «Сударушка»

 

 

 Уровень программы: ознакомительный            

                                                       

 Срок реализации программы: 36 часов

                                                        

 Возрастная категория:  от 7 до 12 лет

 

 Вид программы:  авторская                      

 

 

Автор-составитель:

Букурова Елена Анатольевна –

 педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

ст-ца Староминская

2019 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

    Программа «Творческая мастерская «Сударушка» представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественного направления.

    Актуальность. Занятия курса позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: знакомство с разными видами декоративно-прикладного искусства (работа с бумагой, работа с пластилином, изонить).

    Новизна. На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника-оформителя, художника, скульптора. Учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения о выполнении той или иной работы, развивают художественный вкус.

    Педагогическая целесообразность. Программа развивает творческие способности, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, приобщает детей к продуктивной творческой жизни.

    Отличительные особенности. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

    Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

    Адресат программы. Учащиеся от 7 до 12 лет, которые проявляют интерес к искусству, кропотливой работе, обладают усидчивостью и аккуратностью.

    Уровень программы, объем и сроки. Программа ознакомительного уровня рассчитана на 36 часов и реализуется в течение двух недель.

    Формы обучения; объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, практическая работа творческого характера, методы взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра.

    Режим занятий. Пять дней в неделю по 3-4 часа в день с переменами на весёлый полдник.

     Особенности организации образовательного процесса. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

    Цели программы: воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного творчества.

    Задачи программы

    Предметные: расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного творчества; научить правильно использовать термины, формулировать определение понятий, используемых в опыте мастеров прикладного мастерства; развивать навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках; создавать предметы декоративно-прикладного творчества.

    Личностные: воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность; реализовать духовные, эстетические и творческие способности обучающихся, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление.

    Метапредметные: формировать у учащихся устойчивые систематические потребности к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания культуры.

Содержание программы

 

Учебный план

 

№ п/п

Название раздела,
темы

Количество часов

Формы
аттестации/
контроля

Всего

Теория

Практика

 

 

1.

Работа с бумагой

12

2

10

Готовое изделие, дневник наблюдений

2.

Лепка

12

2

10

Готовое изделие, дневник наблюдений

3.

Техника «изонить»

12

2

10

Готовое изделие, дневник наблюдений

 

  По реализации данной программы обучающиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративно-прикладному творчеству.

   Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, с картоном, работа с различными видами масс для лепки и т.д.) и направлена на овладение учащимися необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление различных полезных предметов для школы и дома.

Содержание разделено по видам обрабатываемых материалов.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

 

1.             Работа с бумагой. Данный раздел включает в себя:

Ø   аппликацию – летний натюрморт;

Ø   бумажную живопись – выполнение композиции на летнюю тематику;

Ø   оригами;

Ø   театр игрушек «Сказка о глупом мышонке», работа в технике оригами.

 

2.             Лепка. Данный раздел включает в себя:

Ø   пластилин: виды работы пластилином, рисуем пластилином;

Ø   аппликация из пластилина – корзина с цветами и фруктами;

Ø   рисунок жгутиками или шариками по пластилину, ёлочка;

Ø   объемная лепка, фантазийные фигурки.

 

3.             Техника «изонить». Данный раздел включает в себя:

Ø   заполнение простых фигур, окружности;

Ø   комбинации из углов и окружностей;

Ø   выполнение композиций: «рыбки», «одуванчики».

 

Планируемые результаты

 

    Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приоб­ретается и закрепляется в процессе освоения учебного пред­мета: сформированность первоначальных представлений о роли декоративно-прикладного творчества в жизни человека, его роли в ду­ховно-нравственном развитии человека; сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в об­щении с искусством; овладение практическими умениями; понимание образной природы искусства; эстетическая оценка явлений природы, событий окружаю­щего мира; применение художественных умений, знаний и представле­ний в процессе выполнения художественно-творческих работ; способность использовать в художественно-творческой дея­тельности различные художественные материалы и худо­жественные техники; способность передавать в художественно-творческой дея­тельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу; умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду­манный художественный образ; освоение умений применять в творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.

    Личностные результаты отражаются в индивидуальных ка­чественных свойствах учащихся, которые они должны приоб­рести в процессе освоения материала кружковой работы декоративно-прикладного творчества: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других на­родов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни об­щества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в само­стоятельной практической творческой деятельности), ценнос­тей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоцио­нально-нравственной отзывчивости, понимания и сопережи­вания чувствам других людей; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим за­мыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную художест­венную деятельность и работу.

    Метапредметные результаты характеризуют уровень сфор­мированное универсальных способностей учащихся, прояв­ляющихся в познавательной и практической творческой дея­тельности: освоение способов решения проблем творческого и поиско­вого характера; овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно дейст­вовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной реф­лексии; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поис­ка дополнительного изобразительного материала, выполне­ние творческих проектов; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

 

Календарный учебный график

 

Работа с бумагой (12 часов)

 

 

Дата план

Дата факт

ТЕМА

Часы

Примечания

1

2

3

                            4

 

6

1

03.06.

2019 г.

 

Вводное занятие.

История создания бумаги.

Инструменты и материалы, применяемые в работе с бумагой. Техника безопасности при работе.

Аппликация – летний натюрморт.

Игры: «Шага по чужим стопам», «Замри!», «Шарик на ложке».

4

 

2

04.06.

2019 г.

 

Бумажная живопись – выполнение композиции на летнюю тематику. Викторина «Бумага – это чудо». Выставка работ. Игры: «Королевские забеги», «Мордашка на шаре».

4

 

3

05.06.

2019 г.

 

Беседа и презентация  «История возникновения оригами». Работа в технике оригами.  Изготовление фигурок: мышонок, Лиса, Кошка, Птичка. Раскраска игрушек. Театр игрушек «Сказка о глупом мышонке». Выставка работ. Игра «Лабиринт».

4

 

 

 

 

итого

12 ч.

 

 

Лепка (12 часов)

 

 

Дата план

Дата факт

ТЕМА

Часы

Примечания

1

2

3

                            4

 

6

1

06.06.

2019 г.

 

Вводное занятие.

Виды материалов для лепки.

Правила техники безопасности.

Инструменты и материалы для лепки.

Презентация «Пластилин: виды работы пластилином». Порядок работы.

Практическая работа: лепка простых элементов; создание фактуры поверхности; скрепление деталей между собой. Игра «Соедини сердечко и выполни задание».

4

 

2

07.06.

2019 г.

 

Беседа «Сочетаемые и несочетаемые цвета». Практическая работа «Аппликация из пластилина – корзина с цветами и фруктами». Выставка работ. Игры: «»Донеси монетку», «Зеркало».

4

 

3

10.06.

2019 г.

 

Практическая работа: рисунок жгутиками или шариками по пластилину; ёлочка. Игры: «Музыкальный ручеёк», «Рисунок вслепую». Практическая работа: объемная лепка, фантазийные фигурки.

4

 

 

 

 

итого

12 ч.

 

 

Техника «изонить» (12 часов)

 

 

Дата план

Дата факт

ТЕМА

Часы

Примечания

1

2

3

                            4

 

6

1

11.06.

2019 г.

 

Вводное занятие. Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Презентация «Изонить». Практическая работа: последовательность работы; заполнение простых фигур; заполнение углов. Игры «Море волнуется…», «Угадай действие».

4

 

2

13.06.

2019 г.

 

Практическая работа: комбинации из углов и окружностей. Конкурс «Сударушка 2019».

4

 

3

14.06.

2019 г.

 

Практическая работа: выполнение композиций «рыбки», «одуванчики».

Игры:  «Зелёный пазл», «Шарик в ладони».  Выставка работ.

4

 

 

 

 

итого

12 ч.

 

 

 

Условия реализации программы

 

Материально – техническое обеспечение программы.

Инструменты и приспособления: карандаш, линейка, ластик, бумага белая и цветная, картон, нож канцелярский, ножницы, шило, иголка швейная, нитки для вышивания, пластилин, клей ПВА.

Оборудование: компьютер, столы, стулья, шкафы для инструментов и литературы.
Материалы и т.п. обеспечивается за счет средств родителей. Изготовленные изделия остаются у учащихся. 

 

Формы аттестации

 

Промежуточная (через 18 часов занятий): готовая работа, дневник наблюдений, журнал посещаемости.

Итоговая (в конце прохождения программы - через 36 часов): аналитическая справка, перечень готовых работ, журнал посещаемости.

 

Оценочные материалы

 

Индивидуальная карта диагностики  обучающегося в объединении

 

Название объединения                                                               Ф.И.О. педагога

Фамилия, имя, ребёнка

Возраст

Год обучения в объединении

 

Результат программы

 

Показатели

диагностики

Методики

диагностики

Шкала оценки

Кол-во баллов

Уровень освоения программы

Обучение

Теоретические и практические ЗУН

 

П Практическая творческая

д  деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие

Особенности личностной сферы. Творческие способности

 

Интеграция личности в социуме.

Коммуникативные способности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитание

Профессиональная направленность

 

Нравственные,

гражданско-патриотические,

волевые качества личности

 

 

 

 

 

Методы для определения положения личности в коллективе

 

Методика «Атмосфера в группе»

Для младших школьников и подростков. Замерить психологическую атмосферу в группе, т. е. динамичную составляющую психологического климата, можно с помощью несложной методики, в которой приводятся десять противоположных по смыслу пар слов. Испытуемый должен поставить крестик под черточкой между каждой из пар, причем черточки задающие дистанцию между парами, кодируются по пятибалльной шкале слева направо по схеме:

 5 4 3 2 1.Чем выше суммарный балл, тем выше уровень психологической удовлетворённости отношениями в группе.

Результативность:

От 0 до 30 баллов– низкий уровень;

От 30 до 40 – средний уровень;

От 40 до 50- высокий уровень.

 

Дружелюбие  -  -  -  -  -  Враждебность

Согласие  -  -  -  -  -  Несогласие

Удовлетворённость  -  -  -  -  -  Неудовлетворённость

Увлечённость  -  -  -  -  -  Равнодушие

Продуктивность  -  -  -  -  -  Непродуктивность

Теплота  -  -  -  -  -  Холодность

Сотрудничество  -  -  -  -  -  Отсутствие сотрудничества

Взаимная поддержка  -  -  -  -  -  Недоброжелательность

Занимательность  -  -  -  -  -  Скука

Успешность  -  -  -  -  -  Неуспешность

 

Методика цветописи Лутошкина Л. Н.

Для учащихся 7-9 лет  и подростков. Определение уровня эмоциональной удовлетворённости отношениями в коллективе. Детям предлагают выбрать, с каким цветом у них ассоциируется пребывание в данном коллективе, ситуативное настроение и т. д.

При этом используются следующие цвета: красный – восторженное настроение, оранжевый –  радостное (высокий уровень); жёлтый – светлое, приятное, зелёный –  спокойное, уравновешенное (средний уровень); фиолетовый – тревожное,  напряжённое, чёрный – уныние, полное разочарование (низкий уровень). 

 

Методические материалы

 

В основу программы положены следующие принципы обучения:

тематический принцип планирования учебного материала, который отвечает задачам нравственного и эстетического воспитания обучающихся, учитывает их интересы и возрастные особенности;

принцип доступности;

принцип систематичности и последовательности формирования умений, знаний и навыков;

принцип наглядности;

принцип сочетания различных методов, форм и средств обучения;

принцип прочности и осознанности, приобретенных знаний.

В основу программы положены следующие технологии: технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития технология педагогической мастерской, здоровьесберегающая технология.

Формы организации учебного занятия:
беседа, вернисаж, выставка, игра, конкурс, мастер-класс, посиделки, практическое занятие, спектакль, творческая мастерская.

Тематика и формы методических материалов по программе: обучающая  литература по темам,  презентации по темам: «Работа с бумагой». «Лепка», «Техника изонить».

Дидактические материалы: раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, упражнения, трафареты, образцы изделий и т.п.

Алгоритм учебного занятия

1. Занятие сообщения и усвоения новых знаний.

2. Занятие повторения и обобщения полученных знаний.

3. Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков.

4.Занятие применения знаний, умений и навыков.

5. Комбинированное занятие.

 

1. Занятие сообщения и усвоения новых знаний.

Главная цель такого типа занятия – усвоение новых знаний, овладение теоретическим материа­лом.

Структура занятия состоит из следующих элементов:

- организационная часть;

- сообщение темы, цели, задач занятия;

- подготовка к изучению нового материала через повторение опорных знаний, мотивация учебной деятельности;

- изложение нового материала и его закрепление;

- подведение итогов занятия.

2. Занятие повторения и обобщения полученных знаний.

Без занятий повторения и обобщения полученных знаний и умений, называ­емых также занятиями обобщающего повторения, нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. Главная его цель – повторить учебный материал и обобщить полученные учащимися знания.

Структура этого типа занятия:

- организационная часть,

- постановка цели;

- обобщение и систематизация понятий, знаний;

- их применение при выполнении практических заданий, предложенных педагогом;

- анализ и оценка результатов работы, исправление ошибок.

- подведение итогов.

3. Занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Основная дидактическая цель такого типа занятия - закрепление знаний, выработка определенных умений и навыков.

Данный тип занятия состоит из основных элементов:

- организационная часть,

- сообщение темы, цели и задач занятия;

- повторение изученного материала, взаимосвязь с содержанием предстоящей практической работы;

- сообщение о предстоящей практической работе, инструкции по выполнению;

- самостоятельная практическая работа учащихся под руководством педагога;

- обобщение и оценка выполненной работы;

- подведение итогов занятия.

4. Занятие применения знаний, умений и навыков.

Главная его цель – применить знания, умения и навыки на практике. Основными элементами этого типа занятия являются:

- организационная часть;

- определение и разъяснение целей занятия;

- установление связи с ранее изученным материалом;

- инструктаж и самостоятельное выполнение учащимися практических заданий;

- оценка результатов выполненных заданий;

- подведение итогов.

5.Комбинированное занятие.

Комбинированное занятие – тип занятия, который характеризуется сочетанием различных целей и видов учебной работы при его проведении. Традиционная структура комбинированного занятия:

- организационная часть,

- ознакомление с темой занятия, постановка его целей и задач;

- проверка знаний учащихся по пройденному материалу и выполнение домашнего задания,

- изложение нового материала,

- закрепление  новых знаний, применение их на практике.

 

    Важное место в ходе занятия имеет этап релаксации или физкультминутка. Этап релаксации планируется, если деятельность детского объединения предполагает физическую нагрузку (хореографический, спортивный коллектив) или 2-х или 3-х часовое статичное положение учащихся (коллективы изобразительного, декоративно-прикладного и технического творчества). Педагог сам определяет место и время физкультурной паузы, обосновывая свой выбор спецификой деятельности детского объединения в целом и учебной деятельности детей на данном занятии в частности. С целью сохранения здоровья детей педагогу необходимо проводить целый комплекс мероприятий по повышению двигательной активности (например, пальчиковую гимнастику и общую ритмическую зарядку), упражнения для глаз, игры, например, «Послушаем тишину». Проведение релаксационных пауз повышает активность детей, увеличивает их физические ресурсы, помогает преодолеть усталость и способствует созданию здоровьесберегающей среды на занятии.

 

Список литературы

 

1. Дай Нгуен, «Мастер оригами» - Москва, издательство Эксмо, 2007.

2. Г.И. Долженкео3, «100 оригами» - Ярославль, издательство Академия холдинг, 2000.

3. С. Соколова, «Театр оригами» - Москва, издательство Эксмо, 2007.

4. Перевод с польского М. Прушковской, «Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов» - Москва, издательство Мой мир, 2006.

5. Стейси Морган, «Научитесь лепить подарки» - Минск, издательство Попури, 2003.

6. Н. Соколова-Кубай, «Узоры из бумаги» - Тверь, издательство Культура и традиции, 2006.

7. О. В. Леонова «Рисуем нитью» - Санкт-Петербург, издательство Литера, 2012.



 

 

 

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)