Краткосрочное планирование урока русского языка в 9 классе

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Краткосрочное планирование урока русского языка в 9 классе по теме: "Развитие речи. Изложение №1 в научно-популярном стиле. Задачи: логически стройно и последовательно изложить содержание научно-популярной статьи, передать стилистические и лексические особенности научно-популярного текста, формировать умение составлять сложный план к изложению
Иконка файла материала КСП русс 9 24 09 18 развитие речи.docx
1четверть Тема урока: Цель Основные ключевые идеи: Вид деятельности Вводная часть Создание коллаборативной среды. «Утро прохладное, но оно не мешает  мне…»  Запланированная рассадка  по парам  учащихся  Проверка д/з: упр.59 ( 60) Стадия вызова.  Что такое изложение?  Чем отличается изложение научно­ популярного стиля от других видов  изложений? Целеполагание Основная часть  Отбор материала учащимися через  работу с текстом изложения Учитель: Чурилова Л.А. День: 24.09.18г. Класс: 9  Изложение№1 в научно­популярном стиле. Создать условия для написания изложения текста научно­популярного стиля   Задачи:  1) логически стройно и последовательно изложить содержание научно­популярной статьи; передать  стилистические и лексические  особенности научно­популярного текста; формировать умение составить сложный план к изложению; 2)  способствовать развитию у учащихся познавательных компетенций и языковых компетенций; развитию самостоятельности; 3) способствовать формированию прочных основ здорового образа жизни; выработки потребности в укреплении собственного здоровья,  бережного отношения к нему. Содействовать воспитанию умения взаимодействовать при работе в парах сменного состава Ученики должны: ­ знать основные разряды именных частей речи ­ уметь выполнять морфологически разбор, разбор по составу ­формировать умения анализировать, сравнивать, оценивать объективно, делать выводы. время 3 мин Д.ученика Настраиваются на продуктивную работу, таблицы Рассаживаются в пары для дальнейшей работы Д. учителя Организует учащихся. Пожелания.  Рассадка в пары  Слушает, дает возможность дополнить,   исправить ошибки ученикам.  Выборочная в течение урока Сдают тетради для проверки дз 4 мин 2 мин 10мин Сообщение темы урока Предлагает вспомнить  виды и части   изложения Какие цели предлагаете поставить на  данный урок?  Помогает определить проблему и  направляет деятельность учащихся,  более успешным­ в индивидуальном  режиме Работа с иллюстрациями. Учащиеся вспоминают части слова, выявляют проблему, над которой будут работать в  течение урока (как писать изложение на заданную тему) Ученики ставят цель ­ Внимательно рассмотрите иллюстрации. О чем они вам рассказали? ­ Какую  новую для себя информацию получили? Что  уже было вам известно? 5. Первичное прослушивание текста статьи Р. Кайдуловой,  Л.Томиловской «Дела  сердечные». ­ Прослушайте текст и запишите в какой последовательности даны 5 правил здорового  сердца Первичное закрепление  Методика «Каждый учит каждого». 8 мин Объясняет порядок выполнения задания  Подводит учащихся к пониманию  ситуации Объясняет задание группам:  1.Записывают 5 правил здорового сердца  2.Составляют план изложения  3. Составление сложного плана (самостоятельно)   I.  Сердце – самое  совершенное  устройство природы.  II. Заболевания  сердечно­сосудистой системы           1.Факторы  риска            2. Профилактика:                а) контроль за артериальным  давлением;                б) рациональное питание;Изложение научно­популярного стиля             Сердце ­ одно из самых совершенных устройств, созданное природой. За одно сокращение сердце выбрасывает в кровоток около 80 миллилитров крови, за минуту – 5­6 литров, а за сутки ­ около 10  тонн крови. И это при том, что само сердце весит около 300 грамм. Заболевания  сердечно­сосудистой системы –ишемическая болезнь сердца и артериальная гипертония ­  остаются основными  причинами инвалидности и смертности. Официально признано, что факторами риска являются стресс, курение, избыточная масса тела, гиподинамия, нарушение  углеводного обмена. Профилактика является ключевой задачей  в проблеме артериальной гипертензии. Если артериальное давление повышается, то,  соблюдая простые, но важные для здоровья правила, можно помочь самому себе. Необходимо регулярно контролировать  артериальное давление, пройти обследование, определить риск осложнений. Рациональное питание дает возможность предупредить и уменьшить риск осложнений сердечно­сосудистых заболеваний,  сохранить здоровье и привлекательную внешность, долго оставаться молодым и физически активным. Желательно приниматьпищу не реже 4­5 раз вдень в одно и то же время, не переедая перед сном. В рацион питания следует ввести  продукты,  содержащие соли  калия( кабачков, фасоли, кураги, изюма, морской капусты) и магния (каш и орехов). Надо ограничить  потребление  поваренной соли, жирных сортов мяса, майонеза, шоколада, алкогольных напитков. Огромное значение для психоэмоциональной разгрузки имеет полноценный  сон. Ни для кого не секрет, что вредные привычки – алкоголь и курение – несовместимы со здоровьем. Бесспорную пользу больному  принесут оздоровительная ходьба, пребывание на природе, туризм. Самое главное – чаще улыбаться, радоваться каждому дню, и болезнь непременно отступит.          Именные части речи, их общие и отличительные признаки                                                                         Приложение 1 Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение. Особенности этих  частей речи изучает морфология. Именные части речи — это самостоятельные (имеющие значение), изменяемые (склоняемые) части речи, являются членами предложения. Имя существительное занимает одно из главных мест в нашей речи. Все, что существует в мире, названо словом — именем  существительным. Имена существительные обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что? (юноша, кошка, вьюга,решение, Москва,  синева, волнение). Предметом в грамматике называется все то, о чем можно спросить кто это? что это?, например: кто это? — человек; что это? — учебник. Имена существительные делятся на группы в зависимости от лексического значения:  1) конкретные — называют предметы окружающего мира (живой или неживой природы): дом, картина, телевизор; мальчик, собака,  снегирь, дуб; 2) вещественные — называют вещества: золото, нефть, газ, соль, полиэтилен;3) отвлеченные — называют явления, воспринимаемые мысленно: свойства, качества: белизна, доброта, глупость; действия: бег, изменение,  толкотня; состояния: радость, сон, лень; явления природы: вьюга, радуга; общественные явления: парад, реформа; 4) собирательные — называют множество одинаковых предметов как одно целое: листва, детвора. Имена существительные, обозначающие обобщенные названия однородных предметов (явлений), называются нарицательными, например:  река, гора, город, доброта, восстание, синица. Имена существительные, обозначающие названия единичных (отдельных) предметов,  называются собственными, например: Михаил Васильевич Ломоносов, Юрий Долгорукий, кот Маркиз, Европа, Арбат. Имена  существительные делятся на одушевленные (волжанин, плотник, медвежонок) и неодушевленные (дом, газета, Мещёра). Деление на одушевленные и неодушевленные имена существительные не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на  живое и неживое, например, названия растений, слова народ, детвора, стая, молодежь относятся к неодушевленным, а слова кукла,  мертвец, покойник, туз, валет, козырь (карточные термины) — к одушевленным. Имена существительные относятся к мужскому (мужчина, дом, тигр), женскому (сестра, изба, тигрица), среднему (поколение, впечатление, отчество) роду. Обычно определить род имен существительных нетрудно, но есть группа слов, у которых правильно определить род можно, только обратившись к словарю: лебедь — мужской род; шампунь — мужской род; шасси — средний род; мозоль — женский род. Некоторые существительные мужского рода, обозначающие профессию, род занятий, могут употребляться для обозначения лиц как  мужского, так и женского пола (адвокат, геолог, продавец). Иноязычные существительные чаще относятся к среднему роду (кафе, меню, ателье); к мужскому роду относятся существительные,  называющие лиц мужского пола или животных (маэстро, кенгуру); к женскому — существительные, называющие лиц женского пола (мисс,  мадам, фрау, леди). Род географических названий определяется родом соотносимых нарицательных существительных (Тбилиси — город — мужской род). В зависимости от принадлежности к роду имена существительные относятся к 1­му склонению (мужской, женский род с окончаниями ­а,­я, слова общего рода — егоз®); ко 2­му склонению (мужской род с нулевым окончанием, средний род с окончаниями ­о, ­е); к 3­му  склонению (женский род с нулевым окончанием), например: гостиниц®, Бан@ — 1­е склонение, дел\о±, гвоздь^ — 2­е склонение,  молодежь^}, чуткость^] — 3­е склонение. Итак, имена существительные имеют конкретное лексическое и общее грамматическое значение (предмет), делятся на группы в  зависимости от значения, имеют постоянные морфологические признаки (собственное — нарицательное; одушевленное — неодушевленное; род, склонение). Имена прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? С помощью имен  прилагательных предмет можно охарактеризовать с различных точек зрения. Если имена прилагательные указывают на качество предмета,  которое может проявляться в большей или меньшей степени (умный — умнее (сравнительная степень) — самый умный (превосходнаястепень), их называют качественными. Качественные прилагательные дают характеристику предмета: румяный, добрый, большой, теплый. Имена прилагательные, указывающие, что определяемый ими предмет имеет отношение к другому предмету, называют относительными:  серебряный — имеет отношение к серебру, из серебра; московский — имеет отношение к Москве. Принадлежность предмета к какому­ либо лицу или животному определяют притяжательные имена прилагательные: мамино (платье), лисьи (следы), Петина (книга). Итак, имена прилагательные имеют конкретное лексическое и общее грамматическое значение (признак предмета) и постоянный признак  — разряд по значению (качественные, относительные, притяжательные). В русском языке есть немало слов, имеющих значение числа, счета, например: два, двойка, удвоить, удвоенный, удвоив. Но только слово два является именем числительным. Имя числительное — именная часть речи, которая обозначает число, количество предметов (два дня), их порядок при счете (второй  ученик) и отвечает на вопросы сколько? какой? который? (по счету). Имена числительные по значению делятся на количественные (отвечают на вопрос сколько? — пять, пятнадцать, двадцать пять, сто  двадцать пять) и порядковые (отвечают на вопрос какой? или который? — пятый, пятнадцатый, двадцать пятый). Количественные числительные могут обозначать целые числа (пять), дробные (одна пятая) или имеют собирательное значение (пятеро). Имена числительные бывают простыми (состоят из одного слова), сложными и составными (из двух и более слов): одиннадцать, пятьсот,  тысяча двести тридцать один.  Итак, имена числительные имеют конкретное лексическое и общее грамматическое значение (числа) и постоянные морфологические  признаки: бывают порядковыми и количественными, простыми, сложными и составными, целыми, дробными и собирательными (только  количественные). Местоимения — это слова, которые используются вместо имени, обозначают лица (я, ты, мы, вы, он, она, оно, они), указывают на  предметы, признаки предметов, количество предметов, не называя их конкретно (тот, этот, всякий, столько). От всех других именных  частей речи местоимения отличаются тем, что они сами по себе не имеют самостоятельного значения, но в речи, в тексте это значение  становится конкретным, потому что соотносится с конкретным лицом, предметом, признаком, количеством: На столе стояла ваза. Она  [ваза] была необыкновенной формы. Это случилось в городе, который [город] известен всем. По значению и грамматическим особенностям  выделяется девять разрядов местоимений: 1) личные (я, мы; ты, вы; он, она, оно; они); 2) возвратное (себя); 3) притяжательные (мой, твой,  наш, ваш, свой); 4) указательные (этот, тот, такой, таков, этакий, столько); 5) определительные (сам, самый, весь, всякий, каждый, иной); 6) относительные (кто, что, какой, каков, который, сколько, чей); 7) вопросительные (кто? что? какой? чей? который? сколько? где? когда?  куда? откуда? зачем? почему? каков?); 8) отрицательные (никто, ничто, ничей); 9) неопределенные (некто, нечто, кто­то, кто­нибудь, кто­ либо, кое­кто). Местоимения имеют морфологические признаки той части речи, с которой соотносятся. ВЫВОД: Итак, все именные части речи самостоятельны, имеют конкретное лексическое и общее грамматическое значение и постоянныеморфологические признаки (грамматические значения). Начальная форма для именных частей речи — именительный падеж, единственное число, мужской род (кроме имени существительного).  Непостоянные признаки также общие. Именные части речи изменяются по падежам, числам, родам (кроме имени существительного).  Докажем это, изменив последовательно всё слова в словосочетании, состоящем из именных частей речи. Для качественных имен прилагательных непостоянным признаком является изменение формы слова (полная или краткая), степени  сравнения (сравнительная и превосходная). Именные части речи в предложении выступают в роли главных или второстепенных членов.

Посмотрите также