Краткосрочный проект "Русская изба!"

  • Культурные мероприятия
  • doc
  • 07.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Проект для детей старшего дошкольного возраста
Иконка файла материала Проект Русская изба.doc

Проект

«Русская изба»

 

 

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель Коваленко Т. Н.                                 

 

 

 

 

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через исследование русской народной культуры

Введение:  Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства.   Известно, что основой   духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.

Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

Чтобы ввести дошкольников в мир русской культуры, мы решили создать проект «Русская изба». Проект этот представляет собой систему художественно – эстетического образования, основанную на духовно-нравственном развитии детей и направленную на пробуждение эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.

         Детей надо воспитывать так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

         Данный проект позволяет окружить и наполнить жизнь всех его участников красотой и добротой, обеспечить историческую преемственность поколений.

Характеристика проекта:

Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный

Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители.

Актуальность проекта:

     Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.

 Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.

И мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

     Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

      Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».

Цель проекта: Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание духовно-нравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине, приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа посредством знакомства с основами русской избы.

Задачи:

-   Формирование представлений о специфике традиционной русской избы, ее элементов. Познакомить детей с устройством русской избы;

-Воспитание интереса к народным традициям, обычаям через участие в народных праздниках;

-Ознакомление с прекрасными образами народного декоративно-прикладного искусства;

- Формирование у детей умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в театрализованной деятельности (игры-драматизации, игры с куклами, постановка художественных произведений, сказок). Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);

- Обеспечение полноценного физического развития через использование народных игр, досугов, спортивных развлечений.

-Формирование художественно-эстетической культуры во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.

-Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

-Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами;

- Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, ухват, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;

-Знакомство с русскими народными хороводными играми;

-Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;

-  Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

 Гипотеза.

Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.

Сроки реализации проекта: январь

Ожидаемые результаты: Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).

  Методы исследования.

Экскурсия в мини музей.

Беседы с детьми.

Чтение художественной литературы.

Рассматривание быта и посуды.

Заучивание потешек, прибауток, закличек.

Использование русских песен и танцев.

Проведение русских народных игр.

Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

Рассказ о народных обычаях и традициях.

План реализации проекта:

I Этап

Подготовительный:

Изучение литературы по данной теме; Составление перспективно – тематического плана;    Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;                      

Диагностика детей о русской культуре;                            

 Обогащение развивающей среды:

1.   создание в группе мини-музея «Народная кукла»:

·       Домотканые половики, кружевные салфетки, расшитый рушник;

·       Элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан, лапти).

2.   оформление книжного уголка «Русский фольклор» (сказки, потешки, прибаутки и т.д.).

3.   создание мини музея «Народные промыслы»

Методическое:

1.   подбор и разработка планов, конспектов занятий и консультаций;

 фотоальбомы «Русский национальный костюм», «Золотая хохлома», «Синь России», «Дымковская и Филимоновская игрушки», «Городецкие узоры», «Русские народные игры», «Народные праздники», «Персонажи русских сказок».

II Этап -Основной:

·       Проведение с детьми экскурсий в мини-музей, занятий, бесед, народных игр, развлечений;

·       Чтение русско-народных сказок;

·       заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок.

·       Проведение консультаций для родителей и педагогов;

·       Изготовление поделок с детьми «Роспись деревянных ложек»

·       Объявление конкурса для воспитанников и родителей на лучшую поделку «Ай, да умельцы!» (для участия в ярмарке «Масленица».

Цикл занятий:

1.   «Русская крестьянская изба».

Цель: Закрепление представлений детей о внутреннем убранстве избы, названии и назначении мебели.

2.   Экскурсия в «избу».

Цель: Дать понятие «красный угол».

3.   Комплексное занятие «Рассматривание посуды в избе».

Цель: Учить детей проявлять интерес к русскому быту.

4.   Изодеятельность:

Лепка «Предметы посуды»

Рисование, аппликация «Интерьер избы», «Народно-прикладное искусство»

Цель: Учить детей выразительно передавать образы объектов

традиционной русской культуры.

Знакомить детей с народно-прикладным искусством.

5.   Знакомство с художественной литературы:

Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки, сказки.

Цель: Познакомить детей с народным фольклором.

6.   Музыкальная деятельность:

Слушание народных песен (аудиозапись).

Пение знакомых колыбельных песен.

7.   Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом», «Дочки-матери».

Цель: Формирование умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой, «разворачивать» сюжет, объединяться в игре.

8.   Дидактические игры:

«Подбери мебель для избы», «Собери посуду».

9.   Подвижные игры: «Огуречик», «Репка», «Барашеньки», «Горшки», «Плетень».

10.            Праздники: «Святки», «Масленица».

III Этап – Заключительный:

·       Диагностика полученных знаний детей;

·        Анализ полученных данных;

·       Презентация мини-музея «Русская изба»,

·       Презентация «Русская изба – горница»

·         Мероприятие: развлечение «Масленица»

 Выставка поделок «Ай, да умельцы!»

 Тематический план работы по проекту:

Тема: Знакомство с бытом русского народа, национальным костюмом.

Форма работы: Беседа «Русская изба»;

Цель: Сформировать представление об облике русской избы. Закрепить знания об элементах украшения избы (крыльцо, наличник, лобовая доска, ставни).

Форма работы: Первое посещение мини-музея «Русская изба»;

Цель: Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.

Форма работы: Чтение сказок «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Терёшечка», «Жихарка»;

Цель: Развивать внимание, память детей, учить внимательно слушать и пере Форма работы: Музейное занятие «Русская печь»;

Цель: Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому.

Форма работы: Музейное занятие «Посиделки у самовара»;

Цель: Дать детям возможность взглянуть на чудо-самовар  по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей  страны.

Форма работы: Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве;

Цель: Изучение малых фольклорных форм.

Форма работы: Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.

Цель: Расширять и обогащать словарный запас детей.

Форма работы: Аппликация «Русская изба»;

Цель: Закрепить знания детей о многообразии предметов домашнего обихода.

Форма работы: Занятие «Бабушкин сундучок»

Рассматривание фотоальбома «Русский национальный костюм»;

Цель: Ознакомление детей с русскими национальными костюмами: историей, внешним видом, назначением, изготовлением. Расширять словарь детей названиями одежды, ее элементами.

Форма работы: Проведение русских народных игр;

Цель: Знакомство с русскими хороводными играми, с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов.

Форма работы: Ознакомление с образцами вышивки и кружев;

Цель: Знакомство с вышивкой и вязанием кружевных изделий.

Беседа «Мини – музей»

Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.

Образовательные: Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного  русского быта.

Обогатить словарь детей новыми словами (ухват, чугунок, печь, прялка, лапти, самовар, люлька).

Развивающие:  Развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых ситуаций и народных игр.

Развивать интерес к русскому фольклору.

Воспитательные:  Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, бережное

отношение к старинным вещам.

Методы: игровые, словесные, практические, наглядные.

Приемы :рассказ, вопросы , дополнения, худ. слово.

Наглядные средства обучения: предметы старинного русского быта( печь, чугунок, ухват, самовар, прялка); клубок, шкатулка, лента для

проведения народной игры.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок. Разучивание русских народных игр и песен.

Ход занятия:

Игра с лентой (в группе).

Вышел Ваня погулять

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать

Кому ленточку отдать.

Поклонись, поклонись

Да за ленточку держись!

В. Ребята, вам нравится играть в старинные русские игры? А в старину было еще много интересного. Хотите вы отправиться в путешествие в старину? А поможет нам в этом волшебный клубочек. Давайте скажем ему волшебные слова!

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток

Только сильно не спеши

Путь-дорожку укажи!

А мы пойдем за ним! ( выходят за клубком).

В. Вот мы и пришли! Догадались, ребята, куда мы с вами попали?

Д. В русскую избу.

В. Правильно. Давным  –давно люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. Сегодня мы узнаем, как жили - поживали

наши прабабушки и прадедушки, чем занимались. Смотрите нас

встречают хозяйка и хозяин, и малы детушки их выглядывают. Раньше

в старину, входя в избу, люди здоровались вот так: делали низкий поклон. Давайте и  мы поздороваемся с хозяевами избы ( делают низкий поклон).

А теперь проходите, пожалуйста, и присаживайтесь поближе к печи.

В. Ребята, а на чем сидят хозяева? Что это?

Д. Печка.

В.В каждой избе была печка. Она занимала довольно много места, почти пол-избы.

В.А как вы думаете, для чего нужна печка?

Д.Чтобы еду готовить, чтобы тепло было в доме от нее, чтобы спать на ней.

В.Да, печку топили дровами, чтобы в избе тепло было. А еще в русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там в печке уголек

Кашу сварит....

Д. Чугунок.

В. Чугунок был незаменим в хозяйстве. Был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун-это особый вид металла, который мог бы выдержать любой огонь, и никогда не бился.

В. А как же можно достать чугунок из печки? Ведь он там сильно нагревался.

Вот про него загадка.

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает.

Что схватит - отдает, А сам в угол идет.

Д. Ухват.

В.Смотрите, как я ставлю чугунок в печь. А теперь давайте вы попробуете достать из печи.

Д. Достают.

В. А еще на печке спали. Там было тепло. Видите подушка у них здесь лежит.

В. Ребята, а посмотрите дров- то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами,  чтобы было, чем печку топит. (имитируют движения).

За дровами в лес пойдем

И пилу с собой возьмем,

Вместе пилим мы бревно

Очень толстое оно,

Чтоб дрова пролезли в печку

Их разрубим на дощечки.

Молодцы, ребята! Вот сколько дров нарубили.

В. Ой, ребята! Кто -то здесь плачет. Как выдумаете, кто там?

Д. Ребенок.

В. (Достаю). Посмотрите, какой он. Раньше, в старину, ребята, не было кроваток,  колясок и малышей укачивали в люльках.. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. А как успокоить малыша?

Д.Покачать, спеть колыбельную.

В.(поют колыбельную).

Баю – баю - баиньки

Я скатаю валенки,

Я скатаю валенки

Небольшие, маленьки

Вовоньке по ноженьке,

Бегать по дороженьке.

Вот, молодцы, ребята!

В. Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими  руками. Как выдумаете, они трудились, чем занимались?

Д. Ответы детей.

В. Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель

( шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон  шерсти. Женщины пряли пряжу да приговаривали:

-Ты помощница моя, прялочка родная,

Напряди ты пряжи мне, что не видно края.

В. А для чего пряжа нужна была?

Д. Чтобы вязать носки, одежду.

В. Хозяин плел лапти. Такая обувь была в старину. Ткали половики.

Шили и вышивали одежду. Даже игрушки делали сами. Посмотрите, какие куклы. Их делали только из ткани без ниток, иголок и ножниц. У каждой куклы свое название.

Эта кукла веснянка. С ней встречали весну. Это травница. Посмотрите, она пахнет целебными травами. Эта кукла отдарок на подарок. Ее дарили взамен на подарок.

В. А эта кукла называется кормилица. Люди в старину много работали, но любили и повеселиться, поводить хороводы, попеть песни. А вы хотите поиграть?

Игра

 Дети встают в круг.

Бабушка кисель варила

На горушечке,

Для Андрюшечки.

Летел, летел соколок

Через бабушкин порог.

Вот он крыльями забил,

Бабушкин кисель разлил.

Вот и нету киселька

В черепушечке, у старушечки

На горушечке.

Бабка плачет: Ай-ай-ай!

Не плачь, бабка, не рыдай!

Чтоб ты стала весела

Мы наварим киселя. Вот столько!

В. Но делу время -а потехе час!

А еще в каждой избе был «красный угол». Красный - значит, главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял

Выпуская жаркий пар  Древний чайник... (Д.Самовар).

Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар -был символом семейного уюта и дружеского общения. Вместо шкафа в избе стоял сундук. Заглянем туда!

Кажется, какая -то шкатулка стоит на печке. Как же я ее сразу не заметила. Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим!

Да здесь

Игра « Что стало – что было».

Я называю, что стало, а вы - что было.

В.Кастрюля.  Д. Чугунок.

В. Плита. Д.Печь.

В. Туфли. Д.Лапти.

В. Чайник. Д. Самовар.

В.Шкаф. Д.Сундук.

В. Дом.  Д.Изба.

В: Ну как вам, ребята, понравилось в русской избе? Еще придем?

Хорошо. Пусть хозяева отдыхают.

А мы возьмем клубочек и скажем: 1,2,3, В нашу группу попади