Проект
«Русская изба»
Воспитатель Коваленко Т. Н.
Воспитание духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через исследование русской народной культуры
Введение: Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.
Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.
Чтобы ввести дошкольников в мир русской культуры, мы решили создать проект «Русская изба». Проект этот представляет собой систему художественно – эстетического образования, основанную на духовно-нравственном развитии детей и направленную на пробуждение эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.
Детей надо воспитывать так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
Данный проект позволяет окружить и наполнить жизнь всех его участников красотой и добротой, обеспечить историческую преемственность поколений.
Характеристика проекта:
Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный
Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители.
Актуальность проекта:
Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.
Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.
Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.
И мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».
Цель проекта: Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание духовно-нравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине, приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа посредством знакомства с основами русской избы.
Задачи:
- Формирование представлений о специфике традиционной русской избы, ее элементов. Познакомить детей с устройством русской избы;
-Воспитание интереса к народным традициям, обычаям через участие в народных праздниках;
-Ознакомление с прекрасными образами народного декоративно-прикладного искусства;
- Формирование у детей умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в театрализованной деятельности (игры-драматизации, игры с куклами, постановка художественных произведений, сказок). Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);
- Обеспечение полноценного физического развития через использование народных игр, досугов, спортивных развлечений.
-Формирование художественно-эстетической культуры во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.
-Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
-Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами;
- Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, ухват, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;
-Знакомство с русскими народными хороводными играми;
-Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;
- Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
Гипотеза.
Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.
Сроки реализации проекта: январь
Ожидаемые результаты: Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).
Методы исследования.
Экскурсия в мини музей.
Беседы с детьми.
Чтение художественной литературы.
Рассматривание быта и посуды.
Заучивание потешек, прибауток, закличек.
Использование русских песен и танцев.
Проведение русских народных игр.
Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
Рассказ о народных обычаях и традициях.
План реализации проекта:
I Этап
Подготовительный:
Изучение литературы по данной теме; Составление перспективно – тематического плана; Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;
Диагностика детей о русской культуре;
Обогащение развивающей среды:
1. создание в группе мини-музея «Народная кукла»:
· Домотканые половики, кружевные салфетки, расшитый рушник;
· Элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан, лапти).
2. оформление книжного уголка «Русский фольклор» (сказки, потешки, прибаутки и т.д.).
3. создание мини музея «Народные промыслы»
Методическое:
1. подбор и разработка планов, конспектов занятий и консультаций;
фотоальбомы «Русский национальный костюм», «Золотая хохлома», «Синь России», «Дымковская и Филимоновская игрушки», «Городецкие узоры», «Русские народные игры», «Народные праздники», «Персонажи русских сказок».
II Этап -Основной:
· Проведение с детьми экскурсий в мини-музей, занятий, бесед, народных игр, развлечений;
· Чтение русско-народных сказок;
· заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок.
· Проведение консультаций для родителей и педагогов;
· Изготовление поделок с детьми «Роспись деревянных ложек»
· Объявление конкурса для воспитанников и родителей на лучшую поделку «Ай, да умельцы!» (для участия в ярмарке «Масленица».
Цикл занятий:
1. «Русская крестьянская изба».
Цель: Закрепление представлений детей о внутреннем убранстве избы, названии и назначении мебели.
2. Экскурсия в «избу».
Цель: Дать понятие «красный угол».
3. Комплексное занятие «Рассматривание посуды в избе».
Цель: Учить детей проявлять интерес к русскому быту.
4. Изодеятельность:
Лепка «Предметы посуды»
Рисование, аппликация «Интерьер избы», «Народно-прикладное искусство»
Цель: Учить детей выразительно передавать образы объектов
традиционной русской культуры.
Знакомить детей с народно-прикладным искусством.
5. Знакомство с художественной литературы:
Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки, сказки.
Цель: Познакомить детей с народным фольклором.
6. Музыкальная деятельность:
Слушание народных песен (аудиозапись).
Пение знакомых колыбельных песен.
7. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом», «Дочки-матери».
Цель: Формирование умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой, «разворачивать» сюжет, объединяться в игре.
8. Дидактические игры:
«Подбери мебель для избы», «Собери посуду».
9. Подвижные игры: «Огуречик», «Репка», «Барашеньки», «Горшки», «Плетень».
10. Праздники: «Святки», «Масленица».
III Этап – Заключительный:
· Диагностика полученных знаний детей;
· Анализ полученных данных;
· Презентация мини-музея «Русская изба»,
· Презентация «Русская изба – горница»
· Мероприятие: развлечение «Масленица»
Выставка поделок «Ай, да умельцы!»
Тематический план работы по проекту:
Тема: Знакомство с бытом русского народа, национальным костюмом.
Форма работы: Беседа «Русская изба»;
Цель: Сформировать представление об облике русской избы. Закрепить знания об элементах украшения избы (крыльцо, наличник, лобовая доска, ставни).
Форма работы: Первое посещение мини-музея «Русская изба»;
Цель: Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
Форма работы: Чтение сказок «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Терёшечка», «Жихарка»;
Цель: Развивать внимание, память детей, учить внимательно слушать и пере Форма работы: Музейное занятие «Русская печь»;
Цель: Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому.
Форма работы: Музейное занятие «Посиделки у самовара»;
Цель: Дать детям возможность взглянуть на чудо-самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны.
Форма работы: Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве;
Цель: Изучение малых фольклорных форм.
Форма работы: Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.
Цель: Расширять и обогащать словарный запас детей.
Форма работы: Аппликация «Русская изба»;
Цель: Закрепить знания детей о многообразии предметов домашнего обихода.
Форма работы: Занятие «Бабушкин сундучок»
Рассматривание фотоальбома «Русский национальный костюм»;
Цель: Ознакомление детей с русскими национальными костюмами: историей, внешним видом, назначением, изготовлением. Расширять словарь детей названиями одежды, ее элементами.
Форма работы: Проведение русских народных игр;
Цель: Знакомство с русскими хороводными играми, с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов.
Форма работы: Ознакомление с образцами вышивки и кружев;
Цель: Знакомство с вышивкой и вязанием кружевных изделий.
Беседа «Мини – музей»
Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.
Образовательные: Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта.
Обогатить словарь детей новыми словами (ухват, чугунок, печь, прялка, лапти, самовар, люлька).
Развивающие: Развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых ситуаций и народных игр.
Развивать интерес к русскому фольклору.
Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, бережное
отношение к старинным вещам.
Методы: игровые, словесные, практические, наглядные.
Приемы :рассказ, вопросы , дополнения, худ. слово.
Наглядные средства обучения: предметы старинного русского быта( печь, чугунок, ухват, самовар, прялка); клубок, шкатулка, лента для
проведения народной игры.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок. Разучивание русских народных игр и песен.
Ход занятия:
Игра с лентой (в группе).
Вышел Ваня погулять
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать.
Поклонись, поклонись
Да за ленточку держись!
В. Ребята, вам нравится играть в старинные русские игры? А в старину было еще много интересного. Хотите вы отправиться в путешествие в старину? А поможет нам в этом волшебный клубочек. Давайте скажем ему волшебные слова!
Ты катись, катись клубок,
С овражка на мосток
Только сильно не спеши
Путь-дорожку укажи!
А мы пойдем за ним! ( выходят за клубком).
В. Вот мы и пришли! Догадались, ребята, куда мы с вами попали?
Д. В русскую избу.
В. Правильно. Давным –давно люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. Сегодня мы узнаем, как жили - поживали
наши прабабушки и прадедушки, чем занимались. Смотрите нас
встречают хозяйка и хозяин, и малы детушки их выглядывают. Раньше
в старину, входя в избу, люди здоровались вот так: делали низкий поклон. Давайте и мы поздороваемся с хозяевами избы ( делают низкий поклон).
А теперь проходите, пожалуйста, и присаживайтесь поближе к печи.
В. Ребята, а на чем сидят хозяева? Что это?
Д. Печка.
В.В каждой избе была печка. Она занимала довольно много места, почти пол-избы.
В.А как вы думаете, для чего нужна печка?
Д.Чтобы еду готовить, чтобы тепло было в доме от нее, чтобы спать на ней.
В.Да, печку топили дровами, чтобы в избе тепло было. А еще в русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где, там в печке уголек
Кашу сварит....
Д. Чугунок.
В. Чугунок был незаменим в хозяйстве. Был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун-это особый вид металла, который мог бы выдержать любой огонь, и никогда не бился.
В. А как же можно достать чугунок из печки? Ведь он там сильно нагревался.
Вот про него загадка.
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает.
Что схватит - отдает, А сам в угол идет.
Д. Ухват.
В.Смотрите, как я ставлю чугунок в печь. А теперь давайте вы попробуете достать из печи.
Д. Достают.
В. А еще на печке спали. Там было тепло. Видите подушка у них здесь лежит.
В. Ребята, а посмотрите дров- то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами, чтобы было, чем печку топит. (имитируют движения).
За дровами в лес пойдем
И пилу с собой возьмем,
Вместе пилим мы бревно
Очень толстое оно,
Чтоб дрова пролезли в печку
Их разрубим на дощечки.
Молодцы, ребята! Вот сколько дров нарубили.
В. Ой, ребята! Кто -то здесь плачет. Как выдумаете, кто там?
Д. Ребенок.
В. (Достаю). Посмотрите, какой он. Раньше, в старину, ребята, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках.. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. А как успокоить малыша?
Д.Покачать, спеть колыбельную.
В.(поют колыбельную).
Баю – баю - баиньки
Я скатаю валенки,
Я скатаю валенки
Небольшие, маленьки
Вовоньке по ноженьке,
Бегать по дороженьке.
Вот, молодцы, ребята!
В. Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Как выдумаете, они трудились, чем занимались?
Д. Ответы детей.
В. Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель
( шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон шерсти. Женщины пряли пряжу да приговаривали:
-Ты помощница моя, прялочка родная,
Напряди ты пряжи мне, что не видно края.
В. А для чего пряжа нужна была?
Д. Чтобы вязать носки, одежду.
В. Хозяин плел лапти. Такая обувь была в старину. Ткали половики.
Шили и вышивали одежду. Даже игрушки делали сами. Посмотрите, какие куклы. Их делали только из ткани без ниток, иголок и ножниц. У каждой куклы свое название.
Эта кукла веснянка. С ней встречали весну. Это травница. Посмотрите, она пахнет целебными травами. Эта кукла отдарок на подарок. Ее дарили взамен на подарок.
В. А эта кукла называется кормилица. Люди в старину много работали, но любили и повеселиться, поводить хороводы, попеть песни. А вы хотите поиграть?
Игра
Дети встают в круг.
Бабушка кисель варила
На горушечке,
Для Андрюшечки.
Летел, летел соколок
Через бабушкин порог.
Вот он крыльями забил,
Бабушкин кисель разлил.
Вот и нету киселька
В черепушечке, у старушечки
На горушечке.
Бабка плачет: Ай-ай-ай!
Не плачь, бабка, не рыдай!
Чтоб ты стала весела
Мы наварим киселя. Вот столько!
В. Но делу время -а потехе час!
А еще в каждой избе был «красный угол». Красный - значит, главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял
Выпуская жаркий пар Древний чайник... (Д.Самовар).
Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар -был символом семейного уюта и дружеского общения. Вместо шкафа в избе стоял сундук. Заглянем туда!
Кажется, какая -то шкатулка стоит на печке. Как же я ее сразу не заметила. Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим!
Да здесь
Игра « Что стало – что было».
Я называю, что стало, а вы - что было.
В.Кастрюля. Д. Чугунок.
В. Плита. Д.Печь.
В. Туфли. Д.Лапти.
В. Чайник. Д. Самовар.
В.Шкаф. Д.Сундук.
В. Дом. Д.Изба.
В: Ну как вам, ребята, понравилось в русской избе? Еще придем?
Хорошо. Пусть хозяева отдыхают.
А мы возьмем клубочек и скажем: 1,2,3, В нашу группу попади
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.