Краткосрочный проект "Русская изба!"
Оценка 4.7

Краткосрочный проект "Русская изба!"

Оценка 4.7
Культурные мероприятия
doc
окружающий мир
5 кл—7 кл
07.02.2024
Краткосрочный проект "Русская изба!"
Проект для детей старшего дошкольного возраста
Проект Русская изба.doc

Проект

«Русская изба»

 

 

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель Коваленко Т. Н.                                 

 

 

 

 

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через исследование русской народной культуры

Введение:  Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства.   Известно, что основой   духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.

Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

Чтобы ввести дошкольников в мир русской культуры, мы решили создать проект «Русская изба». Проект этот представляет собой систему художественно – эстетического образования, основанную на духовно-нравственном развитии детей и направленную на пробуждение эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.

         Детей надо воспитывать так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

         Данный проект позволяет окружить и наполнить жизнь всех его участников красотой и добротой, обеспечить историческую преемственность поколений.

Характеристика проекта:

Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный

Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители.

Актуальность проекта:

     Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.

 Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.

И мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

     Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

      Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».

Цель проекта: Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание духовно-нравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине, приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа посредством знакомства с основами русской избы.

Задачи:

-   Формирование представлений о специфике традиционной русской избы, ее элементов. Познакомить детей с устройством русской избы;

-Воспитание интереса к народным традициям, обычаям через участие в народных праздниках;

-Ознакомление с прекрасными образами народного декоративно-прикладного искусства;

- Формирование у детей умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в театрализованной деятельности (игры-драматизации, игры с куклами, постановка художественных произведений, сказок). Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);

- Обеспечение полноценного физического развития через использование народных игр, досугов, спортивных развлечений.

-Формирование художественно-эстетической культуры во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.

-Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

-Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами;

- Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, ухват, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;

-Знакомство с русскими народными хороводными играми;

-Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;

-  Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

 Гипотеза.

Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.

Сроки реализации проекта: январь

Ожидаемые результаты: Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).

  Методы исследования.

Экскурсия в мини музей.

Беседы с детьми.

Чтение художественной литературы.

Рассматривание быта и посуды.

Заучивание потешек, прибауток, закличек.

Использование русских песен и танцев.

Проведение русских народных игр.

Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

Рассказ о народных обычаях и традициях.

План реализации проекта:

I Этап

Подготовительный:

Изучение литературы по данной теме; Составление перспективно – тематического плана;    Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;                      

Диагностика детей о русской культуре;                            

 Обогащение развивающей среды:

1.   создание в группе мини-музея «Народная кукла»:

·       Домотканые половики, кружевные салфетки, расшитый рушник;

·       Элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан, лапти).

2.   оформление книжного уголка «Русский фольклор» (сказки, потешки, прибаутки и т.д.).

3.   создание мини музея «Народные промыслы»

Методическое:

1.   подбор и разработка планов, конспектов занятий и консультаций;

 фотоальбомы «Русский национальный костюм», «Золотая хохлома», «Синь России», «Дымковская и Филимоновская игрушки», «Городецкие узоры», «Русские народные игры», «Народные праздники», «Персонажи русских сказок».

II Этап -Основной:

·       Проведение с детьми экскурсий в мини-музей, занятий, бесед, народных игр, развлечений;

·       Чтение русско-народных сказок;

·       заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок.

·       Проведение консультаций для родителей и педагогов;

·       Изготовление поделок с детьми «Роспись деревянных ложек»

·       Объявление конкурса для воспитанников и родителей на лучшую поделку «Ай, да умельцы!» (для участия в ярмарке «Масленица».

Цикл занятий:

1.   «Русская крестьянская изба».

Цель: Закрепление представлений детей о внутреннем убранстве избы, названии и назначении мебели.

2.   Экскурсия в «избу».

Цель: Дать понятие «красный угол».

3.   Комплексное занятие «Рассматривание посуды в избе».

Цель: Учить детей проявлять интерес к русскому быту.

4.   Изодеятельность:

Лепка «Предметы посуды»

Рисование, аппликация «Интерьер избы», «Народно-прикладное искусство»

Цель: Учить детей выразительно передавать образы объектов

традиционной русской культуры.

Знакомить детей с народно-прикладным искусством.

5.   Знакомство с художественной литературы:

Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки, сказки.

Цель: Познакомить детей с народным фольклором.

6.   Музыкальная деятельность:

Слушание народных песен (аудиозапись).

Пение знакомых колыбельных песен.

7.   Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом», «Дочки-матери».

Цель: Формирование умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой, «разворачивать» сюжет, объединяться в игре.

8.   Дидактические игры:

«Подбери мебель для избы», «Собери посуду».

9.   Подвижные игры: «Огуречик», «Репка», «Барашеньки», «Горшки», «Плетень».

10.            Праздники: «Святки», «Масленица».

III Этап – Заключительный:

·       Диагностика полученных знаний детей;

·        Анализ полученных данных;

·       Презентация мини-музея «Русская изба»,

·       Презентация «Русская изба – горница»

·         Мероприятие: развлечение «Масленица»

 Выставка поделок «Ай, да умельцы!»

 Тематический план работы по проекту:

Тема: Знакомство с бытом русского народа, национальным костюмом.

Форма работы: Беседа «Русская изба»;

Цель: Сформировать представление об облике русской избы. Закрепить знания об элементах украшения избы (крыльцо, наличник, лобовая доска, ставни).

Форма работы: Первое посещение мини-музея «Русская изба»;

Цель: Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.

Форма работы: Чтение сказок «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Терёшечка», «Жихарка»;

Цель: Развивать внимание, память детей, учить внимательно слушать и пере Форма работы: Музейное занятие «Русская печь»;

Цель: Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому.

Форма работы: Музейное занятие «Посиделки у самовара»;

Цель: Дать детям возможность взглянуть на чудо-самовар  по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей  страны.

Форма работы: Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве;

Цель: Изучение малых фольклорных форм.

Форма работы: Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.

Цель: Расширять и обогащать словарный запас детей.

Форма работы: Аппликация «Русская изба»;

Цель: Закрепить знания детей о многообразии предметов домашнего обихода.

Форма работы: Занятие «Бабушкин сундучок»

Рассматривание фотоальбома «Русский национальный костюм»;

Цель: Ознакомление детей с русскими национальными костюмами: историей, внешним видом, назначением, изготовлением. Расширять словарь детей названиями одежды, ее элементами.

Форма работы: Проведение русских народных игр;

Цель: Знакомство с русскими хороводными играми, с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов.

Форма работы: Ознакомление с образцами вышивки и кружев;

Цель: Знакомство с вышивкой и вязанием кружевных изделий.

Беседа «Мини – музей»

Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.

Образовательные: Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного  русского быта.

Обогатить словарь детей новыми словами (ухват, чугунок, печь, прялка, лапти, самовар, люлька).

Развивающие:  Развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых ситуаций и народных игр.

Развивать интерес к русскому фольклору.

Воспитательные:  Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, бережное

отношение к старинным вещам.

Методы: игровые, словесные, практические, наглядные.

Приемы :рассказ, вопросы , дополнения, худ. слово.

Наглядные средства обучения: предметы старинного русского быта( печь, чугунок, ухват, самовар, прялка); клубок, шкатулка, лента для

проведения народной игры.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок. Разучивание русских народных игр и песен.

Ход занятия:

Игра с лентой (в группе).

Вышел Ваня погулять

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать

Кому ленточку отдать.

Поклонись, поклонись

Да за ленточку держись!

В. Ребята, вам нравится играть в старинные русские игры? А в старину было еще много интересного. Хотите вы отправиться в путешествие в старину? А поможет нам в этом волшебный клубочек. Давайте скажем ему волшебные слова!

Ты катись, катись клубок,

С овражка на мосток

Только сильно не спеши

Путь-дорожку укажи!

А мы пойдем за ним! ( выходят за клубком).

В. Вот мы и пришли! Догадались, ребята, куда мы с вами попали?

Д. В русскую избу.

В. Правильно. Давным  –давно люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. Сегодня мы узнаем, как жили - поживали

наши прабабушки и прадедушки, чем занимались. Смотрите нас

встречают хозяйка и хозяин, и малы детушки их выглядывают. Раньше

в старину, входя в избу, люди здоровались вот так: делали низкий поклон. Давайте и  мы поздороваемся с хозяевами избы ( делают низкий поклон).

А теперь проходите, пожалуйста, и присаживайтесь поближе к печи.

В. Ребята, а на чем сидят хозяева? Что это?

Д. Печка.

В.В каждой избе была печка. Она занимала довольно много места, почти пол-избы.

В.А как вы думаете, для чего нужна печка?

Д.Чтобы еду готовить, чтобы тепло было в доме от нее, чтобы спать на ней.

В.Да, печку топили дровами, чтобы в избе тепло было. А еще в русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля,

Где, там в печке уголек

Кашу сварит....

Д. Чугунок.

В. Чугунок был незаменим в хозяйстве. Был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т. к. сделан из чугуна. Чугун-это особый вид металла, который мог бы выдержать любой огонь, и никогда не бился.

В. А как же можно достать чугунок из печки? Ведь он там сильно нагревался.

Вот про него загадка.

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает.

Что схватит - отдает, А сам в угол идет.

Д. Ухват.

В.Смотрите, как я ставлю чугунок в печь. А теперь давайте вы попробуете достать из печи.

Д. Достают.

В. А еще на печке спали. Там было тепло. Видите подушка у них здесь лежит.

В. Ребята, а посмотрите дров- то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами,  чтобы было, чем печку топит. (имитируют движения).

За дровами в лес пойдем

И пилу с собой возьмем,

Вместе пилим мы бревно

Очень толстое оно,

Чтоб дрова пролезли в печку

Их разрубим на дощечки.

Молодцы, ребята! Вот сколько дров нарубили.

В. Ой, ребята! Кто -то здесь плачет. Как выдумаете, кто там?

Д. Ребенок.

В. (Достаю). Посмотрите, какой он. Раньше, в старину, ребята, не было кроваток,  колясок и малышей укачивали в люльках.. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. А как успокоить малыша?

Д.Покачать, спеть колыбельную.

В.(поют колыбельную).

Баю – баю - баиньки

Я скатаю валенки,

Я скатаю валенки

Небольшие, маленьки

Вовоньке по ноженьке,

Бегать по дороженьке.

Вот, молодцы, ребята!

В. Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими  руками. Как выдумаете, они трудились, чем занимались?

Д. Ответы детей.

В. Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель

( шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон  шерсти. Женщины пряли пряжу да приговаривали:

-Ты помощница моя, прялочка родная,

Напряди ты пряжи мне, что не видно края.

В. А для чего пряжа нужна была?

Д. Чтобы вязать носки, одежду.

В. Хозяин плел лапти. Такая обувь была в старину. Ткали половики.

Шили и вышивали одежду. Даже игрушки делали сами. Посмотрите, какие куклы. Их делали только из ткани без ниток, иголок и ножниц. У каждой куклы свое название.

Эта кукла веснянка. С ней встречали весну. Это травница. Посмотрите, она пахнет целебными травами. Эта кукла отдарок на подарок. Ее дарили взамен на подарок.

В. А эта кукла называется кормилица. Люди в старину много работали, но любили и повеселиться, поводить хороводы, попеть песни. А вы хотите поиграть?

Игра

 Дети встают в круг.

Бабушка кисель варила

На горушечке,

Для Андрюшечки.

Летел, летел соколок

Через бабушкин порог.

Вот он крыльями забил,

Бабушкин кисель разлил.

Вот и нету киселька

В черепушечке, у старушечки

На горушечке.

Бабка плачет: Ай-ай-ай!

Не плачь, бабка, не рыдай!

Чтоб ты стала весела

Мы наварим киселя. Вот столько!

В. Но делу время -а потехе час!

А еще в каждой избе был «красный угол». Красный - значит, главный, красивый! В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на столе стоял

Выпуская жаркий пар  Древний чайник... (Д.Самовар).

Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар -был символом семейного уюта и дружеского общения. Вместо шкафа в избе стоял сундук. Заглянем туда!

Кажется, какая -то шкатулка стоит на печке. Как же я ее сразу не заметила. Вам интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим!

Да здесь

Игра « Что стало – что было».

Я называю, что стало, а вы - что было.

В.Кастрюля.  Д. Чугунок.

В. Плита. Д.Печь.

В. Туфли. Д.Лапти.

В. Чайник. Д. Самовар.

В.Шкаф. Д.Сундук.

В. Дом.  Д.Изба.

В: Ну как вам, ребята, понравилось в русской избе? Еще придем?

Хорошо. Пусть хозяева отдыхают.

А мы возьмем клубочек и скажем: 1,2,3, В нашу группу попади

 


Проект «Русская изба»

Проект «Русская изба»

Введение: Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства

Введение: Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства

Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою

Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою

И мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою

И мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою

Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами; -

Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами; -

Изучение литературы по данной теме;

Изучение литературы по данной теме;

Цель: Закрепление представлений детей о внутреннем убранстве избы, названии и назначении мебели

Цель: Закрепление представлений детей о внутреннем убранстве избы, названии и назначении мебели

Презентация мини-музея «Русская изба», ·

Презентация мини-музея «Русская изба», ·

Цель: Закрепить знания детей о многообразии предметов домашнего обихода

Цель: Закрепить знания детей о многообразии предметов домашнего обихода

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок

В.В каждой избе была печка. Она занимала довольно много места, почти пол-избы

В.В каждой избе была печка. Она занимала довольно много места, почти пол-избы

Вместе пилим мы бревно Очень толстое оно,

Вместе пилим мы бревно Очень толстое оно,

Шили и вышивали одежду. Даже игрушки делали сами

Шили и вышивали одежду. Даже игрушки делали сами

Да, любили люди из самовара чай попить

Да, любили люди из самовара чай попить
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2024