План урока
Раздел 5: Традиции празднования Нового года, Наурыза и Рождества
УРОК: L2 Русский язык Тема: Г4, Ч4 Праздник мира и добра |
Школа: НИШ ФМН г. Семей |
|
||||||||||||||||||||
Дата: 11-14.01.2017 |
Учитель: Ертуганова С.Б. |
|
||||||||||||||||||||
Класс: 7 класс L2 |
Количество присутствующих: |
Отсутствующих: |
|
|||||||||||||||||||
Цели обучения, которые помогают достичь данный урок |
Г4 Создание монологического высказывания Ч4 Владение разными видами чтения |
Ч7 |
||||||||||||||||||||
Цели урока |
Г4. создавать высказывание (описание, повествование, рассуждение) с опорой на ключевые слова или план; Ч4. владеть видами чтения, включая изучающее и выборочное чтение |
|
||||||||||||||||||||
Уровень мыслительных навыков |
Знание и применение (при создании ментальной карты), оценка (при работе над созданием высказывания, при оценивании ответа напарника), синтез при работе с текстом. |
|
||||||||||||||||||||
Критерии успеха |
|
|
||||||||||||||||||||
Привитие ценностей
|
Макро-концепты: разнообразие, глобальное осознание, толерантное отношение к представителям других национальностей. Микро-концепты: проявление уважения друг к другу через осознанное отношение к традициям и обычаям своего и других народов Привитие ценностей осуществляется посредством/через работу над видео текстом и групповую работу- создание ментальной карты; обучение всю жизнь – расширение кругозора учащихся. |
|
||||||||||||||||||||
Ожидаемые результаты |
Все учащиеся будут развивать языковые навыки в рамках темы «Традиции и обычаи: Наурыз». Учащиеся будут работать индивидуально, в парах, в группах; развивать навыки устной и письменной речи на основе текстов и аудиовизуального материала, пополняя словарный запас в контексте изучаемой темы. Все смогут создать монологическую речь |
|
||||||||||||||||||||
Большинство Будут соблюдать структуру текста –рассуждения; |
|
|||||||||||||||||||||
Некоторые предоставят индивидуальное понимание толерантности, эмпатии. |
|
|||||||||||||||||||||
Межпредметные связи |
В разделе прослеживаются межпредметные связи с дисциплинами: «Русская литература», «История Казахстана», «Искусство». Учащиеся будут опираться на свои знания по теории литературы, а также расширят свой кругозор по этой теме. |
|
||||||||||||||||||||
Языковые цели
|
Учащиеся смогут понимать и использовать: Конкретно-предметную лексику и терминологию: языковые навыки в рамках темы «Традиции и обычаи: Рождество». использовать сложные предложения, выражающие определительные, изъяснительные, временные, целевые, причинно-следственные отношения Набор фраз для диалога и письма: Я считаю, что… Как вы относитесь к данной теме? Как Вы объясните высказывание …. Насколько я Вас понял, Вы считаете, что… |
|
||||||||||||||||||||
Навыки использования ИКТ |
Навыки ИКТ используются в создании презентации и в работе с источниками информации |
|
||||||||||||||||||||
Предварительные знания
|
Раздел построен на знаниях и навыках, сформированных в предыдущих классах и разделах. Учащиеся умеют слушать, понимать и оценивать содержание аудиовизуальных материалов и различных текстов, читать и отвечать на вопросы по прочитанным текстам, создавать устные высказывания и собственные тексты; принимают участие в обсуждении различных тем. |
|
||||||||||||||||||||
План |
|
|||||||||||||||||||||
Запланированные сроки |
Запланированные мероприятия (замените содержимое колонок на запланированные мероприятия) |
Источники |
|
|||||||||||||||||||
Орг. момент 2 минут
Начало урока 3 минут |
Организационный момент Приветствие, создание положительной психологической атмосферы (коллоборативная среда). Деление
на группы (пары) «Собери цитату» (картинки):
Запись в тетрадях числа. Объявление цели обучения – выход на цели урока вместе с учащимися: Какие навыки мы будем развивать? Какие задания будем выполнять? Работа над мишенью цели. Самоопределение. |
Картинки и пазлы
Презентация учителя к уроку |
|
|||||||||||||||||||
Середина урока 10 +10 минут
|
«Ментальная карта о Наурызе» Задание для группы: создайте ментальную карту о Наурызе, используйте информацию в рассуждении на тему «Праздник мира и добра». Знакомство с критериями оценивания
Результаты работ «Ментальная карта о Наурызе» можно проверить через приём «Авторский стул». Подготовьте письменное монологическое высказывание с использованием ключевых слов на тему «Праздник мира и добра» (40-50 слов). Ф оценивание одноклассника Промежуточная рефлексия. Наурыз- это праздник мира и добра. Физминутка Uptown Funk - Just Dance 2016 - WORLD VIDEO CHALLENGE Работа с текстами Ч4 Владеет разными видами чтения, включая изучающее и выборочное чтение Тексты развешаны по стенам. По часовой стрелке ученики перемещаются и читают другие тексты, оставляя одного представителя для ознакомления и ответов на вопросы. Учащиеся в парах читают текст и выполняют ряд заданий: · Сформулируйте основную мысль текста. · C какой целью был написан текст? · Запишите, какие вопросы возникли при чтении текста. · Как вы предполагаете найти ответы на вопросы? · Объясните, как вы понимаете казахское выражение: «Одежда, словно белый снег Наурыза»? · Приведите примеры известных вам современных традиций праздника Наурыз. Ф вопрос и ответ / самооценивание
Дифференциация Более сильным учащимся учитель может предложить дополнительное задание по отрывку из текста. Работа с отрывком В новогодн__ ночь на самом почетном месте юрты заж__гались две лампады, чтобы было светло, когда в нее зайдет Наурыз. А всю посуду заполняли м_локом, айраном, шубатом, другими молочными продуктами, а также пшеном, просом, пшеницей и чистой ключевой водой. Смысл этих приготовлений прост – пусть в новом году будет изобилие молока, дождей, пусть будет щедрым ур_жай. Задание: 1. Подберите синоним к словам «лампада», «ключевой», «щедрый». 2. Найти предложения с однородными членами. 3. Вставить пропущенные буквы.
Ф взаимооценивание Работа над мишенью цели. Взаимооценивание. РЕФЛЕКСИЯ по проделанной работе Обратная связь «Лестница успеха» ___________________________________________________________________________
|
https://docs.google.com/viewerng/viewer?url=http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/05/19/ispolzovanie_priemov_tehnologii_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya_na_urokah.pptx мастер-класс по теме "Использование приёмов развития технологии критического мышления в обучении"http://uni-school.ru/VIP/aktivnye_metody_obuchenija.pdf Активные методы обучения
http://psihdocs.ru/primenenie-aktivnih-metodov-obucheniya-na-urokah-v-nachalenih.htmlПрименение активных методов обучения на уроках (для аргументированного ответа) Физминутка Uptown Funk - Just Dance 2016 - WORLD VIDEO CHALLENGE
http://maestrotext.com/metod-mentalnyih-kart-toni-byuzena.html метод ментальных карт
http://festival.1september.ru/articles/620454/ Праздник Наурыз в Казахстане
|
|
|||||||||||||||||||
Запланированные сроки |
Запланированные мероприятия (замените содержимое колонок на запланированные мероприятия) |
Источники |
|
|||||||||||||||||||
Конец урока 10 минут |
Рефлексия ДЗ.
|
|
|
|||||||||||||||||||
Дополнительная информация |
|
|||||||||||||||||||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащихся? |
Метапредметные связи |
|
|||||||||||||||||||
Дифференциация может быть выражена в задании, в результате, в оказании поддержки, в выделенном времени, в использованных ресурсах. Дифференциация может быть использована на любой стадии урока. |
Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, что учащиеся выучили во время урока. |
Нужна ли Вам консультация другого учителя-предметника, чтобы разработать план урока? Не подвергаются ли здоровье и безопасность учащихся риску во время мероприятий на уроке? Разовьют ли учащиеся свои ИКТ навыки во время этого урока? Какие возможности существуют для развития ценностей НИШ во время данного урока? |
|
|||||||||||||||||||
Размышления
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Что учащиеся выучили сегодня? Какая атмосфера царила в классе? Сработало ли дифференциация, проводимая мной? Уложился(лась) ли я в сроки? Какие отступления были от плана урока и почему? |
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
|
||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1:
2:
Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1:
2:
Что я узнал(а) за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?
|
|
|||||||||||||||||||||
Приложение
Тексты для работы на уроке
1. Казахский праздник весеннего равноденствия Наурыз
В давние времена казахский народ жил в степях в юртах. В то время они не имели представления о существовании компасов, календарей, а тем более часов и определяли время по лунному, солнечному или восточному календарю. Наступление весны казахи определяли по солнцу, по проникновению теплых солнечных лучей в юрту сквозь ее верхнее отверстие. По используемому нами григорианскому календарю этот день обычно совпадал с 22 марта днем весеннего равноденствия. Поэтому казахи назвали месяц март Наурызом. Месяц Наурыз продолжается с 22 марта по 21 апреля. Само слово наурыз восходит к древнеиранскому сочетанию двух слов: ноу новый плюс роуз день.
Слово Наурыз в казахском языке имеет несколько значений:
Если в этот день рождались мальчики, их называли по традиции Наурызбаями или Наурызбеками, а девочек - просто Наурыз или Наурызгуль. Если в Наурыз выпадал снег, это считалось добрым знаком. Даже девичью красоту в казахских легендах сравнивают с белым снегом Наурыза, поскольку в марте месяце обычно идет мягкий пушистый снег с особенной белизной. Традиционное приветствие в этот день, рукопожатие двумя руками обязательно с чередованием объятий через оба плеча. Наурыз, день обновления природы и соответственно у людей это , праздник обновления и очищения от грязи тела, одежды, дома, очищения от зла, ненависти, грехов. В этот день открывают и вычищают источники, родники, водоемы, колодцы. В Наурыз прекращались войны между враждующими.
2.Наурыз, праздник единения.По мифологическим представлениям казахов накануне этого дня по земле ходит счастье, поэтому эта ночь называется ночью счастья. Древние тюрки , предки казахов к началу этого праздника также одевались в новые одежды, белые рубашки и платья, подправляли усы и бороду, обязательно сбривали волосы. Существует казахское выражение Одежда , словно белый снег Наурыза. Когда Новый год в ночь Счастья перешагивает в дом через порог, казахи на почетном месте зажигали две свечи, приговаривая: Одна лучина не станет светом. Если Новый год войдет в чистейший дом, этот дом будет свободен от болезней и зла. Поэтому накануне праздника люди наводили идеальную чистоту и порядок в доме. Они наполняли всю пустую посуду продуктами и водой из священного источника, веря, что если будет обильно в доме в Новый год, так и будет до следующего года.
Существует также немало ритуалов праздника, направленных на единение и чистоту. Например, в этот день молодые девушки готовят для парней специальные угощения, а парни в свою очередь дарят девушкам зеркала, гребенки, ароматные жидкости, символизирующие чистоту, молодость, красоту.
Наурыз, праздник единения. В этот день готовят главное угощение праздника Наурыз коже – специальноепраздничное блюдо из семи продуктов. Смешивают в нем свежую голову барана с вяленым мясом с прошлого года, добавляя свеженадоенное молоко. Это представляет собой символ начала нового года и прощание со старым годом. Праздник Наурыз символизирует равенство людей, свободу и демократию. Молодые стараются больше общаться с многоопытными в жизненных делах старшими. Наурыз - день равенства мужчин и женщин, детей и стариков, богатых и бедных; праздник уважения к старшему, любви к младшему.
3.В праздник Наурыз в полдень, на установленном месте у селения резали быка и варили из его мяса блюдо бель-котерер, что означает выпрямляющий стан, поскольку бык считался одним из самых сильных животных, и пища из него давала людям силу и выносливость. После этого начинались игры Айкыш-уйкыш, что в переводе означает Навстречу друг другу, и Аударыспек, во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла. Праздник Наурыз не обходился без спортивной борьбы, участвовать в которой могли девушки. Девушка вызвала джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если победит она, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые ее желания. И в таких случаях Наурыз превращался в свадебные торжества.
По существующей традиции в этот день мудрые старейшины – аксакалы дарят обществу слова благословения. Они специально готовятся, чтобы их слова западали в души людей, и они надолго запомнили их. Эти добрые пожелания традиционно заканчиваются древними словами: Пусть будет благополучным народ! Пусть будет много светлого молока! Пусть этот день принесет обилие! Пусть все зло и все черные дела провалятся сквозь землю! Пусть духи предков всегда поддерживают нас! День заканчивался представлением, где два акына в стихотворной форме состязались в песнях. Их состязания прекращались с заходом солнца за горизонт, когда добро побеждает зло. Затем разжигали костер и люди с зажженными от него факелами обходили все окрестности селения, пели и плясали, тем самым завершая праздник весеннего обновления и равноденствия.
4. Древнейший природный праздник
Наурыз, древнейший природный праздник, который в современном мире отмечают многие народы. О том, когда началось его празднование, нет исторических сведений , так глубоки его корни. По народному календарю казахов до большевистского переворота 1917 года в России Наурыз праздновался как Новый Год. Эта традиция существовала до 1926 года. Во время религиозных гонений в СССР Наурыз был запрещен советской властью, которая по невежеству своему считала его религиозным и националистическим праздником.
Это не религиозный праздник, как руководство советской власти вбивало в голову народу, он и не национальный праздник в узком смысле слова. Талибы Афганистана, запрещая этот праздник, признают его неисламским , нерелигиозным. Этот праздник возник в те далекие времена, когда еще не было современных религий и национальностей. Великий поэт и ученый Омар Хайям (полное его имя Гияс ад Дин Абу аль Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям) в одиннадцатом веке в годы правления султана Джалал ад Дина Малик шаха ибн Али Арслана Сельджука создал новый календарь, названный именем султана , Летоисчисление Малики. В основу этого календаря было положено природное начало года, день, когда солнце вступает в созвездие Овна, первый день после весеннего равноденствия. Таким образом, месяцы этого летоисчисления были настоящими солнечными месяцами. По этому календарю средняя продолжительность года равна 365,2400 суткам. Отклонение от истинного солнечного года составляет всего 0,0002 суток. Таким образом, ошибка в один день накапливается за 5000 лет. Для сравнения , по календарю, которым сегодня пользуются во всем мире, средняя продолжительность года равна 365,2425 суткам, при этом отклонение от истинного года равно 0,0003 суткам, а ошибка в один день накапливается за 3333 года (газета Поиск номер 36. 5-11 сентября 1998 г.). Возникшие значительно позднее религии заимствовали у народа лучшие традиции и духовное богатство, присущие этому празднику, чтобы пропагандировать свою новую веру.
5.Наурыз - праздник интернациональный, о чем люди уже забыли. Помимо предков казахов, тюрков, праздновали его иранцы, древние греки, согдийцы, буряты, бирманцы и другие народы. Известно, что англичане праздновали очень близкую дату , 26 марта как Новый год до восемнадцатого века. С завоеванием территории казахов и других тюркских народов арабами и введением ислама праздник Наурыз был использован арабскими правителями и мусульманским духовенством в целях распространения ислама, для поднятия его авторитета, а также для пропаганды арабской культуры. Наурыз был назван праздником в честь пророка Али, а благотворительные угощения, приносимые казахами 22 марта, считали жертвоприношением в честь дня рождения пророка Мухаммеда.
Московские казахи всенародный Праздник Наурыз вернули себе и начали отмечать его с 1990 г. со времени создания в столице казахских общественных организаций. Уже существует определенные традиции.Устраиваются народные игры с качелями алтыбакан, соревнования борцов, состязания акынов-импровизаторов, песнопения, детские игры и т. д. в разных местах и помещениях. В России казахи отмечают Наурыз в тех регионах, где они проживают компактно. Кроме того, в Москве регулярно отмечают Наурыз азербайджанцы, курды, уйгуры и др. Наурыз вечный праздник единства природы и человека, он установлен не людьми, не политическими или религиозными деятелями, партиями или властями, а изначально дан человеку и определен самой Природой и отражает взаимоотношение и суть Матери Природы и человека как ее дитя. Он в представлении казахов -Праздник праздников. Он не подвержен изменениям политики, идеологии, расовых, религиозных и других представлений, разъединяющих человечество.
Вполне возможно, что когда жители нашего общего дома планеты Земля поймут изначальную истину о том, что все люди прежде всего дети единой Матери Природы, этот праздник станет всеобщим.
6. Наурызмейрамы
Наурызмейрамы — праздник весеннего обновления в Казахстане. Он возник у народов Востока задолго до принятия мусульманства, поэтому лишен религиозной обрядности и направленности. По восточному календарю Наурыз - начало нового года, совпадает с днем весеннего равноденствия.
Для казахов этот праздник является символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы. В старину до прихода Наурыза люди приводили свои дома и хозяйство в порядок, в честь праздника сажали деревья, цветы. Считалось, что если Наурыз входит в чистый дом к хорошему хозяину, то болезни, неудачи, невзгоды обходят его стороной.
«Наурыз» означает «рождение весны». Это наиболее важный и древний фестиваль восточных народов. Собственно говоря, это Новый Год согласно древнему восточному календарю. У него есть и другое название, Улыс Куны («Первый день Нового Года») или УлыстынУлы Куны («Великий день народа»). Считается, что щедрое празднование праздника Наурыз принесет в дом изобилие и успех на целый год. Эти убеждения объясняют изобилие праздничных ритуалов и обычаев.
С приходом праздника казахи одеваются в праздничные одежды, ходят друг к другу в гости и обмениваются поздравлениями и пожеланиями благополучия в наступающем году.Празднования сопровождаются повсеместным весельем, играми, лошадиными скачками и другими увеселениями. Главным ритуальным блюдом этого праздника является наурыз-коже, который должен состоять из 7 ингредиентов, символизирующих 7 элементов жизни: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки (рис, кукуруза или пшеница) и молоко. Эти ингредиенты символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественную защиту.
Когда казахи празднуют Наурыз, наличие цифры «7» является обязательным — она заключает в себе 7 дней недели - временные единицы бесконечности вселенной: напротив аксакала (белобородый, старик) должны быть поставлены 7 чаш с наурыз-коже. Каждый должен посетить 7 домов и пригласить 7 гостей.
7. «КоктемТуды» («С рождением весны») — так казахи поздравляют друг друга на улицах, в парках, скверах и на стадионах с праздником Наурыз. Тысячи людей наблюдают за острыми соревнованиями слова акынов, за состязаниями в национальных видах спорта — казахшакурес, тогузкумалак, лошадиные скачки (Кыз-Куу и байга). Разнообразные представления и театральные сценки, представляющие национальные традиции и ритуалы, привлекают людей и учат их уважать свою культуру и родную землю, стремиться к сохранению мира и взаимопонимания между различными национальностями Казахстана.
Ближе к вечеру начинается айтыс — словесное состязание акынов в сопровождении домбры. В нем могут участвовать мужчины и женщины, пожилые и молодые. Продолжается айтыс до рассвета. Побеждает тот, кто лучше прославлял Добро!
В разгар праздника молодежь собирается у качелей — алтыбакан. Все поют песни, танцуют, веселятся и играют в национальные игры.
В Казахстане Наурыз не праздновался всенародно с 1926 года по 1988 год. С 2001 года Наурыз объявлен государственным праздником, а с 2009 года праздник отмечается 3 дня подряд, начиная с 21 марта. Эти три дня в Казахстане объявлены нерабочими.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.