Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО
Оценка 4.8

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
классное руководство
Взрослым
29.03.2017
Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО
Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС.docx
(слайд 1)Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО Во все периоды развития общества происходящие процессы требовали оценки.   Для   успешной   и   эффективной   деятельности   оценка   так   же необходима,   как   и   правильное   кровообращение   для   полноценного функционирования организма. Любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться,   нуждается   в   оценке.   Именно   поэтому   оценивание является   одним   из   важнейших   компонентов   практически   любой   модели обучения, главная цель которой – это ученик способный к самореализации, саморазвитию,   самоорганизации,   самоконтролю   и   самосовершенству, способный быть субъектом учебной деятельности. По новым федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной   ­ залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти   все   этапы   оценочной   деятельности,   для   того,   чтобы   осознать,   что нужно   оценивать,   как   оценивать,   зачем   оценивать,   какие   формы   оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение. (слайд 2)Можно выделить следующие этапы формирования оценочной  деятельности учащихся, вы их видите на слайде: 1 этап­1класс 2 этап­2 класс 3 этап­3,4 классы 4 этап­переход из начальной школы в основную (4 класс­II  полугодие,5класс­I полугодие) На первом этапе ученик должен научиться понимать и принимать  контроль учителя. Учитель должен: ­ ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и  навыков; ­ сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим  контроль и цель проведения того или иного контроля; ­ выставляя ту или иную оценку, объяснять её, исходя из критериев оценки. (слайд 3) При безотметочном обучении можно предложить следующие формы оценочной деятельности:  1 (слайд   4)  ­  «Лесенка» ­   ученики   на   ступеньках   лесенки   отмечают   как усвоили материал: нижняя ступенька ­ не понял, вторая ступенька ­ требуется небольшая   помощь   или   коррекция,   верхняя   ступенька   –   ребёнок   хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно; (слайд 5)  ­  «Волшебная линеечка» ­   на   полях   тетрадей   чертят   шкалы   и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше; (слайд   6)  ­  «Светофор» ­   оценивание   выполнения   заданий   с   помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.  (слайд 7) Знаковая символика  « ! » ­ отлично выполнил  «+» ­ хорошо  «?» ­ есть затруднения  «­» ­ не справился с работой  (слайд 8) «Солнышко»  В тетрадях 3 «лица»: одно улыбается, второе нейтральное, третье грустное.  После выполнения задания и сравнения с образцом ученик закрашивает то  лицо, которое соответствует выполненной работе.  При проверке учитель «зажигает лучики» и превращает в «солнышко» то  «лицо», которому, по его мнению, соответствует работа. На втором этапе ученик должен научиться наблюдать и анализировать  учебную деятельность своих товарищей. Учитель должен: ­ предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать  замечания по существу ответа, высказать свои соображения относительно  полученного результата, а также попытаться предложить другой вариант  ответа; ­ приучать учащихся контролировать деятельность учителя, стимулировать постановку вопросов учителю; ­ демонстрировать учащимся типичные ошибки для самоконтроля. Первый   и   второй   этап   формирования   оценочной   самостоятельности целесообразно развернуть в  I  –  II  классах. Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены, может служить 2 умение   учащихся   по   выработанным   критериям   произвести   оценку   своей работы, соотнести её с оценкой учителя. На третьем этапе ученик должен научиться осуществлять наблюдение  своей учебной деятельности, её самоанализ, самооценку и самокоррекцию. Учитель должен: ­ вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные результаты; ­ не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ; ­ не спешить с упрёками, не обвинять учащегося в стремлении завысить свою  оценку, если учащийся допускает ошибки в самооценке.   Третьему этапу можно посвятить третий   и четвёртый годы обучения. Данный этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную   программу   подготовки   к   аналогичной   работе   (определить объём и содержание требуемой дополнительной тренировки). (слайд 9)  На  уроке можно предложить следующие формы оценочной  деятельности: (слайд 10)  Вариант линеечки – пятиуровневая шкала.  Это три критерия: правильность,   аккуратность   и   оформление   работы.  (слайд   11)  Каждая линеечка помечается буквой «П», (слайд 12)  «А» или (слайд 13) «О»: П — правильность, А — аккуратность, О — оформление работы.  (слайд 14) «Подъём в гору»  Для отслеживания динамики развития техники чтения (критерий –  скорочтение) используется график в координатной плоскости, где ось  абсцисс – дата проверки, ось ординат – количество прочитанных слов за  единицу времени (мин)  На этапе рефлексии можно использовать следующие формы: (слайд 15,16) «Дерево»  У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики. В  конце дня или изучения новой темы дети прикрепляют их на дерево:  3 плоды –всё получилось;  цветок – получилось почти все;  зеленый листик – не все получилось, но я старался;  желтый листик – не мог справиться с заданием, еще нужно работать.  «Дерево Успеха». Ребёнок «срывает» красное яблочко, если считает, что всё  на уроке было понятно, или зелёное, если в чём­ либо затруднялся. (слайд 17) Неоконченные предложения (слайд 18) Оценочная лесенка  1.Работа получилась!  2.Получилась часть работы.  3.Работа не получилась…  (слайд 19,20,21) Различные листы самооценки (Слайд 22) Тетрадь «Что я знаю и умею». Такая тетрадь есть у каждого ученика. 4 Цель – видеть своё продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях. Это   позволяет  отследить   динамику   продвижения   учащихся   в   достижении предметных   и   метапредметных   результатов.   При   создании   данных   листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняются после проведения самостоятельных и контрольных работ. (Слайд   23)  Во   внеурочной   деятельности   можно   использовать следующие формы:  (Слайд 24)  Одна из форм для оценки творчества и инициативы ребёнка во всех сферах школьной жизни – это «Тетрадь открытий». В ней помещаются творческие   работы   ученика,   его   интересные   вопросы,   гипотезы,   версии, мнения, выводы о чём – либо.  (Слайд 25) Портфолио – это документ ученика, в котором отмечаются все индивидуальные   достижения   в   результате   многообразной   деятельности. Портфолио   должно   представить   отчет   по   процессу   образования школьника,   увидеть   картину   значимых  образовательных   результатов   в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком  образовательном   контексте,   продемонстрировать   его   спо­ собности практически применять приобретенные знания и умения. (Слайд 26) Лист  индивидуальных  достижений  обучающегося – таблица, которая   вкладывается   в   дневник   и   заполняется   учеником   в   течение недели. (Слайд 27) Карта самоотчёта при выполнении проектов (Слайд 28) Карта оценки групповой презентации  Дайте   ученикам   эту   форму,   когда   они   будут   смотреть   презентацию группы.  Попросите  их  посмотреть на приведённые ниже  характеристики  и дать свой отзыв на работу группы. Отметьте каждую характеристику:  5 + — отличная работа (трудно улучшить);  = — хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить);  ­  ­ слабая работа (многое нужно улучшить).  (Слайд 29) Карта самонаблюдения и самоконтроля Цифры в данной таблице означают номера уроков по расписанию. После каждого   урока  в  соответствующих  клетках   ученик   проставляет  +   или  –  в зависимости от того, согласен ты с утверждением или нет. Деятельность педагога должна быть направлена на формирование у  учащихся умений учиться, в том числе: ­ учить себя при самоконтроле, отслеживать выполнение своих действий,  своевременно обнаруживать ошибки и вносить необходимые коррективы; ­ определять границу своих знаний и незнаний; ­ делать содержательный запрос, чтобы проверить себя, к различным  источникам: к учебнику; к разным видам словарей; к памяткам, составленным самими же детьми; к товарищам; к учителю; к родителям.   (Слайд 30) Правила оценочной безопасности: 1.Не скупиться на похвалу (не обязательно словесную: часто бывает  достаточно улыбки, одобрительного кивка головой и т.д.).  2.Хвалить исполнителя, критиковать исполнение. 3.»На бочку дёгтя ­ ложку мёда». Даже в море неуспеха можно найти  островок успешности и закрепиться на нём. 4.Ставить перед ребёнком только конкретные цели. 5. «За двумя зайцами…». Не надо ставить перед первоклассниками несколько  задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть про точки в  6 Можно сделать следующие выводы: конце предложения, простите ему, если он забыл, как пишется заглавная  буква Д. 6. Формула «Опять ты не …» ­верный способ вырастить Неудачника. 7. Учитель, начни практику оценочной безопасности  с собственной  самооценки.     ­ за обучением самостоятельному оцениванию  учащихся­ будущее; ­происходит реальное развитие оценочных умений; ­снижается уровень общей и учебной тревожности; ­ осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату  обучения; ­ система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с  самим собой.                      В   процессе   формирования   оценочной   деятельности   младшего школьника   между   учителем   и   учеником   складываются   отношения сотрудничества, понимания. Оценка   не является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей. Ответственность за выставленную отметку несут обе стороны, это обоюдное решение. Таким образом, ученик становится равноправным участником процесса оценивания. В   ходе   совместной   деятельности   по   оцениванию   авторитет учителя   только   возрастает.   Учитель   становится   наставником,   экспертом, которого уважают дети и прислушиваются к его мнению.          7

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО

Критериальная основа оценочной деятельности ученика начальной школы в условиях ФГОС НОО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2017