Критериальное оценивание в начальной школе
как средство успешной реализации ФГОС
АННОТАЦИЯ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет развитие основ умения учиться как одну из важнейших задач образования. Почему? Ещё в древности философ Сократ отмечал, что научиться играть на флейте можно, только играя самому. Получается, невозможно чему-либо научить, можно только научиться, а научиться можно только в процессе деятельности.
Системно-деятельностный подход – методологическая основа нового стандарта и подразумевает реализацию его в начальной школе через использование инновационных технологий, в том числе и технологию оценивания. Эта технология позволяет учителю получить очень важную информацию о том, чему обучились ученики и в какой степени реализованы поставленные учебные цели. А сами ученики узнают, какого уровня они достигли и какой род знаний сейчас является наиболее ценным именно для них.
В своей педагогической деятельности я в большей степени опираюсь на технологию критериального оценивания Марины Александровны Пинской, которая адаптировала технологии британского профессора, исследователя и практика Дилана Уильяма к отечественной практике. Критериальное оценивание явилось эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика и сократить разрыв между наиболее успешными учениками и теми, кто испытывает затруднения в обучении.
Методическая разработка «Критериальное оценивание в начальной школе как средство успешной реализации ФГОС» может быть использована педагогами, студентами педагогических колледжей, родителями учащихся начальной школы.
ВВЕДЕНИЕ
Начальная школа – это особая образовательная область, где участники процесса не только взрослые, но и совсем маленькие ученики. Ребёнок пришёл в школу и нуждается в оценке буквально каждого своего усилия. Но как сделать, чтобы усилие совершалось не ради учительской оценки (да и отметки тоже)?
Впервые о необходимости самооценки писал ещё в XVIII веке русский просветитель Михайло Васильевич Ломоносов. Он считал, что свои успехи и прилежание каждому воспитаннику надо самому отмечать аббревиатурами, специальными записями. Известный русский и советский педагог-новатор, сторонник трудового воспитания Станислав Теофилович Шацкий предлагал вести учёт оценки деятельности, чтобы он был доступен детям.
Современному ученику не менее актуально уметь оценивать себя и понимать, как это сделать. Не секрет, что каждый труд требует достойной оценки, а для ученика труд – это его учёба. Однако важно, чтобы оценка давалась не только учителем, но и самим учеником, его одноклассниками.
Конечно, возможны сложности, риски.
1. Стереотип мышления.
Дошкольники приходят на подготовительные курсы уже с установкой «Вот учительница поставит двойку…».
2. Готовый перечень критериев.
Без предварительного коллективного обсуждения критериев снижается мотивация ученика.
3. Несоответствие критериев характеру работы.
Набор критериев не следует делать жёстким. Критерии должны быть конкретными и понятными младшему школьнику.
Самооценка в этом возрасте позволяет ребенку осознать и понять своё отношение к самому себе, оценить своё поведение по отношению к окружающим. Ребёнок начинает осознавать необходимость соблюдения определенных правил поведения в соответствии с общепринятыми социальными нормами.
В своей работе я хочу раскрыть специфику вовлечения современных учеников младших классов в процесс оценивания, практического процесса выработки критериев и показателей для самооценки самими учениками, поскольку наблюдаю положительный результат такой систематической деятельности в своём классе.
Изложенные рекомендации могут применяться как на уроках, так и во внеурочной деятельности и в воспитательной работе.
Цели критериального оценивания
1. Максимально рационально и эффективно создать условия для формирования системы само - и взаимооценивания таким образом, чтобы учащиеся начальных классов включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
2. Обеспечить качественное оценивание и развитие личности, готовой к эффективному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию и саморазвитию.
А это постоянный и длительный процесс, основанный на критериях и показателях как фундаменте справедливости, что особенно важно для младших школьников.
Задачи критериального оценивания:
1. Расширить возможности и функции оценивания в учебном процессе.
2. Создать условия для постоянного самосовершенствования ученика.
3. Предоставить объективную, непрерывную и достоверную информацию самому себе, учителю, родителям.
4. Сделать оценку более объективной и прозрачной как для ученика, так и для учителя.
5. Позволить ученику точно оценить границы своего знания.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
Критериальное оценивание – это своеобразный мостик, который связывает систему оценивания с целевыми установками любого предмета начального общего образования. Безусловно, учителю надо знать и учитывать основные принципы, на которых строится система оценивания.
Принципы системы оценивания:
• Оценивание является постоянным процессом.
• Оценивание может быть только критериальным.
• Критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
• Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
• Оценивать можно только то, чему учат.
Функции системы оценивания:
• Оценивание – это обратная связь.
Оно даёт учителю информацию о том, чему обучились ученики и в какой степени реализованы поставленные учебные цели.
• Оценивание – это навигатор.
Ученик узнаёт, какого уровня он достиг и какой род знаний именно для него является проблемным. И важно, что неудовлетворительные промежуточные результаты работы воспринимаются учениками как рекомендации для улучшения собственных результатов.
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНИВАНИЯ
Критериальное оценивание является основой практически всех оценочных методик. Так как основной формой организации обучения является урок, то именно на уроках учитель и учащиеся совместно вырабатывают критерии и показатели, с помощью которых ученики оценивают себя и товарища.
Основные пункты технологии оценивания, которым необходимо следовать:
1) сначала оценка работы должна быть предельно дифференцирована, чтобы каждое усилие ученика было оценено отдельно;
2) оценочные шкалы должны быть всё время разные, чтобы система
оценок не была привязана только к пяти-, десяти-, стобалльной шкале, а обладала гибкостью. «Цену» каждого задания, то есть максимальный балл, который можно получить за безупречное выполнение задания, учитель обсуждает вместе с детьми;
3) устанавливать предельно чёткие критерии оценки. Ученикам должна быть открыта «внутренняя кухня» оценивания. Тогда в более зрелом возрасте они самостоятельно и рационально переведут любую нестандартную оценочную шкалу в стандартную (пяти-, десяти- или стобалльную);
4) самооценка ребёнка должна предшествовать оценке учителя, лишь тогда оценочные отношения перестанут быть односторонними, своеобразной игрой в одни ворота.
В первом и втором классах удобно использовать наиболее простой инструмент – методику светофора. Пользуясь тремя цветными карандашами, ученик самостоятельно может оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при письменном выполнении задания или ответе на вопрос. Выбрав один из трёх цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или, чаще, классной работой. (Рисунок 1)
Красный цвет – сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно;
жёлтый – сигнал неуверенности: я не совсем в этом разобрался;
зелёный – сигнал благополучия: мне всё ясно, я с этим справился.
Рисунок 1
Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе сомневается, нуждается в помощи. Ученики просто и понятно могут себя оценить, а также спланировать, что ещё повторить, чтобы быть увереннее.
В третьем и четвёртом классах лучшим средством построения самооценки являются «линеечки», работу с которыми любят ученики. (Рисунок 2 и 3)
Рисунок 2.
Рисунок 3.
На рисунках 2 и 3 видно, что за полями ученики чертят отрезки, шкалы, вертикальные линии и обозначают аббревиатурой. Это критерии:
П – письменная работа (каллиграфия и грамотность)
А – аккуратность письменной работы;
У – устная работа;
Г – грамотность.
Каждый критерий – это совокупность отдельных показателей, отражающих конкретные характеристики вида деятельности. Качественными параметрами деятельности будут уровни:
- низкий,
- ниже среднего,
- средний,
- выше среднего,
- высокий.
Над линеечкой буквами (аббревиатурой) обозначают те критерии, которые важны для данной работы, темы урока и т.д. Учитель направляет учеников и вместе с ними обсуждает, что будет считаться высоким уровнем для устной, письменной, грамотной или аккуратной работы, что принять за высокий, средний или низкий уровни. Во время выполнения работы переносить результат на эту шкалу, отмечая его крестиком или точкой, совершенно не трудно. Это и будет самооценкой.
Например, так определяем показатели для работы, обозначенной буквой А (аккуратность письменной работы) на линеечке:
Высокий уровень: мне всё нравится, ошибок нет.
Выше среднего: мне нравится, но есть аккуратные исправления.
Средний: я старался, но есть ошибки.
Ниже среднего: мне не нравится, грязно, много ошибок.
Низкий: я сам не могу прочитать.
Чаще всего эти пять уровней я использую при самооценивании. Можно брать и три: высокий, средний, низкий.
Основой для успешной и продуктивной работы по самооцениванию является первый этап урока, на котором вводятся критерии оценивания. Способом введения показателей является обязательное общее обсуждение, в котором все учащиеся и учитель приходят к единому пониманию того, что будет оцениваться и как. Это вызывает трудности только несколько первых недель и для учителя, и для учеников. Наберитесь терпения и спокойно идите этим путём. Уверяю, вы будете приятно удивлены результатом. Навыки ученики приобретают довольно быстро, сами предлагают к любому виду деятельности конкретные критерии и показатели для оценивания.
Технологию критериального оценивания я использую и как классный руководитель во внеурочной деятельности.
Мой класс – это «Фабрика звёздочек» со своим уставом, оценкой успешности, системой поощрений и наказаний. На классном стенде и дети, и родители видят актив «Фабрики» (класса), рейтинг поведения каждого ученика, участие в общих делах класса и группы (ряда). Всё прозрачно, доступно и справедливо.
В первом классе критерии оценивания я предлагаю сама, выношу на обсуждение с учениками. Ребята быстро принимают такую игру и сами включаются в неё. Все четыре года обучения мы совместно ведём «Рейтинг поведения». В первом классе подводим итоги в первом полугодии в конце каждой недели, во втором полугодии уже в конце месяца: поощряю, намечаю с детьми планы на следующий этап. В конце учебного года вместе с родителями организуем классный праздник, во время которого ученики получают грамоты, «хвалёнки», и каждый обязательно уходит с какой-то наградой.
Со второго класса провожу открытым голосованием выборы в органы самоуправления. Согласно Уставу «Фабрика звёздочек» – это дружный коллектив с общими целями и задачами. Выборные должности- администрация фабрики – директор, его заместитель и бригадиры (командиры) каждой группы (ряда).
Ученики к этому времени уже сами умеют выстраивать рейтинги по разным показателям, постепенно включают в них учебные успехи. Систематическое анкетирование учащихся показывает их высокую заинтересованность в работе органов самоуправления. В беседах с родителями убеждаюсь, что и дома ребята с гордостью рассказывают о делах класса, о том какую должность кто занимает и что делает.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Очень важно, что именно систематическое использование технологии критериального оценивания даёт свои положительные результаты. Мониторинг, проведённый педагогом-психологом школы во 2-м, 3-м и 4-м классах показал, что интерес учащихся к учёбе из года в год растёт. Почему? Ученики увлечены процессом само- и взаимооценивания. Никто не станет спорить, что занятия с увлечением порождают сильные положительные эмоции, желание. У обучающихся появляется интерес к деятельности на уроках - самый сильный стимул к учению.
Ежегодно педагог-психолог школы Квитко И.И. проводит среди учащихся мониторинг, с целью изучения отношения школьников к учению вообще и к отдельным предметам. Автор методики анализа отношения школьников к учению педагог-психолог Любовь Балабкина.
На диаграмме 1 «Тип отношения к учению» представлены результаты мониторинга по учебным годам.
Тип отношения к учению
Диаграмма 1
Сравнивая результаты анкетирования, я делаю вывод, что активно-положительное отношение к учению растёт из года в год, а безразличное исчезло уже в 3 классе и больше не появлялось.
И как результат, в 2013 году 4 ученика стали победителями муниципальной акции «70 пятёрок – юбилею города», 7 учеников – школьной акции «45 пятёрок – 45-летию школы».
Качество знаний моих учеников не бывает ниже 70%. На уроки они идут с радостью, не боятся ошибок, умеют посоветовать и дать рекомендации друг другу, поддержать друг друга.
Результаты своего критериального оценивания ученики бережно складывают в Портфолио достижений, периодически просматривают, обсуждают, а также радуются своим успехам и успехам одноклассников.
Конечно, как и в любом деле, могут возникнуть трудности и риски, которые описаны выше в разделе Введение. Это и стереотип мышления, и готовый перечень критериев, и несоответствие критериев характеру работы. Но давайте вспомним восточную мудрость: «Дорогу осилит идущий», и пойдём вперёд рядом со своими любознательными учениками.
В заключение я хочу ещё раз обратить внимание на то, что правильно подготовленное и регулярно проводящееся критериальное оценивание и самооценивание учеников позволят нам, учителям, успешно реализовать те требования, которые предъявляет современный федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Формирование правильной, адекватной самооценки школьников является для педагога не менее важной задачей, чем воспитание грамотных и ответственных учеников.
Все согласятся с тем, что школа может и должна помочь своим питомцам стать людьми самостоятельными, в частности, способными самостоятельно оценивать себя и других.
Удачи и терпения, коллеги и родители.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Громова Т. Не оценивать, а мотивировать // Управление школой, 2005, № 22 (16-30 ноября), стр. 23 - 25.
2. Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания. Начальная школа. // Просвещение – 2013.
3. Уильям Д. Осуществляя формирующее оценивание (2011г.) // Образовательный портал http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79-genera-didactic-techniques/4507-2014-01-25-11-36-49.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.