КРИТЕРИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Оценка 4.8

КРИТЕРИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Оценка 4.8
Домашняя работа
docx
логика +1
10 кл—11 кл +1
01.02.2021
КРИТЕРИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
КРИТЕРИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Задание 2 Ситуация Вы переведены из другого города и назначены новым руководителем не¬большой организации (20-100 человек - на Вашу фантазию). Вы планируете коллективное мероприятие с целью ускорения знакомства и улучшения контак¬та с коллективом. Рассматриваются несколько вариантов: - проведение корпоративного мероприятия в ресторане; - выезд на природу; - участие в общем психологическом тренинге; - выезд на выходные на турбазу. Важнейших критериев для данного мероприятия четыре: - стоимость; - соответствие интересам большинства сотрудников; - укрепление корпоративного духа; - укрепление здоровья. Задание Определить, используя метод Саати. лучший вариант коллективного мероприятия для Вашей организации. Принять управленческое решение. При выполнении задания все сравнения (кроме заданных по вариантам в таблицах 2 и 3) проведите на свое усмотрение, оставаясь в рамках здравого смысла и так, чтобы они не противоречили друг другу.
КРИТЕРИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.docx

КРИТЕРИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

 

Задание 2

 

Ситуация

Вы переведены из другого города и назначены новым руководителем не­большой организации (20-100 человек - на Вашу фантазию). Вы планируете коллективное мероприятие с целью ускорения знакомства и улучшения контак­та с коллективом. Рассматриваются несколько вариантов:

- проведение корпоративного мероприятия в ресторане;

- выезд на природу;

- участие в общем психологическом тренинге;

- выезд на выходные на турбазу.

Важнейших критериев для данного мероприятия четыре:

- стоимость;

- соответствие интересам большинства сотрудников;

- укрепление корпоративного духа;

- укрепление здоровья.

Задание

Определить, используя метод Саати. лучший вариант коллективного мероприятия для Вашей организации. Принять управленческое решение.

При выполнении задания все сравнения (кроме заданных по вариантам в таблицах 2 и 3) проведите на свое усмотрение, оставаясь в рамках здравого смысла и так, чтобы они не противоречили друг другу.


Таблица 2.

Фиксированные сравнения критериев по цели

Последняя цифра зачетной книжки

Сравнение критериев

8

Соответствие интересам немного важнее, чем стоимость

 

 

Таблица 3.

Фиксированные сравнения альтернатив по критериям

Предпоследняя цифра зачетной книжки

Сравнение альтернатив

 

1

Мероприятие в ресторане немного дороже, чем участие в психологическом тренинге

 

Подсказка: по стоимости дороже - это хуже, дешевле - лучше.

 

Решение:

1. Выделение проблемы. Определение цели.

Цель – ускорения знакомства и улучшения контак­та с коллективом.

2. Выделение основных критериев, обуславливающих достижение цели.

После коллективного обсуждения на совете директоров определены следующие критерии:

- стоимость;

- соответствие интересам большинства сотрудников;

- укрепление корпоративного духа;

- укрепление здоровья.

3. Выделение группы альтернатив, представляющих наибольший интерес.

После анализа предложений на рынке недвижимости выделены три наиболее интересных варианта:

- проведение корпоративного мероприятия в ресторане;

- выезд на природу;

- участие в общем психологическом тренинге;

- выезд на выходные на турбазу.

4. Построение матрицы попарных сравнений критериев по цели.

Путем коллективного обсуждения и, при необходимости, голосования сравниваются между собой критерии с точки зрения соответствия цели:

Составляется таблица качественного сравнения критериев (табл. 4). сравнения взаимны, то достаточно составить только ее часть, расположенную над главной диагональю:

 

Таблица 4.

Качественное сравнение критериев

 

стоимость

интересы

Корпоративный дух

здоровье

Стоимость

 

 

менее важно

менее важнее

менее важнее

Интересы

 

 

 

одинаково

важнее

Корпоративный дух

 

 

 

менее важнее

Здоровье

 

 

 

 

 

 

На основе таблицы качественного сравнения по таблице 1 строится таблица – матрица баллов (табл. 5). Под главной диагональю записываются числа, обратные к соответствующим числам над диагональю: аji = 1/aij.  На диагонали всегда ставятся единицы так как одинаковые критерии равны между собой.

 

Таблица 5.

Количественные баллы сравнения критериев

 

стоимость

интересы

Корпоративный дух

здоровье

Стоимость

 

1

1/3

1/5

1/3

Интересы

3

1

1

3

Корпоративный дух

5

1

1

1/3

Здоровье

3

1/3

3

1

 

5. Построение матриц попарных сравнений альтернатив по критериям.

Строим матрицы сравнения отдельных альтернатив по каждому из критериев.

Приведем ниже матрицы количественных баллов (табл. 6 – 9):

 

Таблица 6.

Количественные баллы сравнения альтернатив по стоимости

 

корпоративное мероприятия в ресторане

выезд на природу

участие в общем психологическом тренинге

выезд на выходные на турбазу

корпоративное мероприятия в ресторане

1

1/4

1/5

1/2

выезд на природу

4

1

1/3

2

участие в общем психологическом тренинге

5

3

1

3

выезд на выходные на турбазу

2

1/2

1/3

1

 

Таблица 7.

Количественные баллы сравнения альтернатив по интересам

 

корпоративное мероприятия в ресторане

выезд на природу

участие в общем психологическом тренинге

выезд на выходные на турбазу

Корпоративное мероприятия в ресторане

1

1/4

1/3

1/2

выезд на природу

4

1

1/2

1/3

участие в общем психологическом тренинге

3

2

1

2

выезд на выходные на турбазу

2

3

1/2

1

 

Таблица 8.

Количественные баллы сравнения альтернатив по укреплению корпоративного духа

 

корпоративное мероприятия в ресторане

выезд на природу

участие в общем психологическом тренинге

выезд на выходные на турбазу

Корпоративное мероприятия в ресторане

1

1/3

1/2

1/3

выезд на природу

3

1

1/4

1

участие в общем психологическом тренинге

2

4

1

4

выезд на выходные на турбазу

3

1

1/4

1

 

 

 

 

Таблица 9.

Количественные баллы сравнения альтернатив по укреплению здоровья

 

корпоративное мероприятия в ресторане

выезд на природу

участие в общем психологическом тренинге

выезд на выходные на турбазу

Корпоративное мероприятия в ресторане

1

1/3

1/2

1/3

выезд на природу

3

1

2

1

участие в общем психологическом тренинге

2

1/2

1

1/2

выезд на выходные на турбазу

3

1

2

1

 

6. Применение методики анализа полученных матриц.

С каждой из полученных матриц применяем последовательность действий, описанных ниже. (Все действия продемонстрируем на матрице сравнения критериев. С матрицами сравнения альтернатив все операции выполняются аналогично).

6.1. Проводим нормировку матрицы:

- находим сумму элементов каждого столбца Sj = a1j + a2j + …+ anj (см. табл. 10);

- делим все элементы матрицы на сумму элементов соответствующего столбца Aij = aij/Sj (см. табл. 11).

 

Таблица 10.

Определение сумм столбцов

 

стоимость

интересы

Корпоративный дух

здоровье

Стоимость

 

1

1/3=0,333

1/5=0,2

1/3=0,333

Интересы

3

1

1

3

Корпоративный дух

5

1

1

1/3=0,333

Здоровье

3

1/3=0,333

3

1

Cумма

12

2,666

5,2

4,666

 

Таблица 11.

Деление элементов на сумму соответствующего столбца

 

стоимость

интересы

Корпоративный дух

здоровье

Стоимость

 

1/12=0,083

0,333/2,666=

0,125

0,2/5,2=0,038

0,333/4,666=

0,071

Интересы

3/12=0,25

1/2,666=0,375

1/5,2=0,192

3/4,666=

0,643

Корпоративный дух

5/12=0,417

1/2,666=0,375

1/5,2=0,192

0,333/4,666=

0,071

Здоровье

3/12=0,25

0,333/2,666=

0,125

3/5,2=0,577

1/4,666=

0,214

 

6.2. Определяем веса строк. Для этого просто определяем среднее значение в каждой строке последней из полученных матриц (см. табл. 12).

 

Таблица 12.

Определение средних значений по строкам

 

стоимость

интересы

Корпоративный дух

здоровье

Среднее значение

Стоимость

0,083

0,125

0,038

0,071

0,079

Интересы

0,25

0,375

0,192

0,643

0,365

Корпоративный дух

0,417

0,375

0,192

0,071

0,264

Здоровье

0,25

0,125

0,577

0,214

0,292

 

Полученный в итоге столбец задает веса строк матрицы, – в данном случае – веса критериев с точки зрения поставленной цели.

Этот столбец называют весовым столбцом критериев по цели (см. табл. 13).

 

 

Таблица 13.

Весовой столбец критериев по цели

 

Вес в долях

Вес в процентах

Стоимость

0,079

7,9%

Интересы

0,365

36,5%

Корпоративный дух

0,264

26,4%

Здоровье

0,292

29,2%

 

6.3. Промежуточные выводы.

С точки зрения удовлетворения нашей цели наиболее весомым является соответствие интересам большинства сотрудников (36,5%), далее следует укрепление корпоративного духа  (26,4%), потом полезность для здоровья (22,4%). Стоимость имеет наименьший весовой коэффициент всего 7,9%.

Действия 6.1 – 6.3 повторяем для всех матриц попарного сравнения альтернатив по критериям. Получаем следующие результаты (табл. 14 – 17):

 

Таблица 14.

Весовой столбец альтернатив по стоимости

 

Вес в долях

Вес в процентах

корпоративное мероприятие в ресторане

0,08

8%

выезд на природу

0,258

25,8%

общий психологический тренинг

0,512

51,2%

выезд на турбазу

0,15

15%

 

Таблица 15.

Весовой столбец альтернатив по интересам

 

Вес в долях

Вес в процентах

корпоративное мероприятие в ресторане

0,103

10,3%

выезд на природу

0,215

21,5%

общий психологический тренинг

0,393

39,3%

выезд на турбазу

0,289

28,9%

 

Таблица 16.

Весовой столбец альтернатив по укреплению корпоративного духа

 

Вес в долях

Вес в процентах

корпоративное мероприятие в ресторане

0,116

11,6%

выезд на природу

0,194

19,4%

общий психологический тренинг

0,496

49,6%

выезд на турбазу

0,194

19,4%

 

Таблица 17.

Весовой столбец альтернатив по укреплению здоровья

 

Вес в долях

Вес в процентах

корпоративное мероприятие в ресторане

0,11

11%

выезд на природу

0,351

35,1%

общий психологический тренинг

0,188

18,8%

выезд на турбазу

0,351

35,1%

 

7. Определение весов альтернатив по системе иерархии.

7.1. Столбцы весов в долях альтернатив по критериям объединяем в общую матрицу весов альтернатив по всем критериям (табл. 18).

 

Таблица 18.

Матрица весов альтернатив по всем критериям

 

стоимость

интересы

Корпоративный дух

здоровье

корпоративное мероприятие в ресторане

0,08

0,103

0,116

0,11

выезд на природу

0,258

0,215

0,194

0,351

общий психологический тренинг

0,512

0,393

0,496

0,188

выезд на турбазу

0,15

0,289

0,194

0,351

 

 

7.2. Умножаем полученную матрицу на столбец весов критериев по цели матрично (по правилу строка на столбец):

 

 =

 

В результате получаем веса альтернатив с точки зрения достижения поставленной цели (табл. 19). Как следует из таблицы, участие в общем психологическом тренинге является наиболее привлекательной для поставленной цели.

 

 

Таблица 19.

Матрица веса альтернатив с точки зрения достижения поставленной цели

 

Вес в долях

Вес в процентах

корпоративное мероприятие в ресторане

0,107

10,7%

выезд на природу

0,253

25,3%

общий психологический тренинг

0,37

37%

выезд на турбазу

0,27

27%

 

Управленческое решение: участие в общем психологическом тренинге.


 

Скачано с www.znanio.ru

КРИТЕРИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ

КРИТЕРИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ

Таблица 2. Фиксированные сравнения критериев по цели

Таблица 2. Фиксированные сравнения критериев по цели

После анализа предложений на рынке недвижимости выделены три наиболее интересных варианта: - проведение корпоративного мероприятия в ресторане; - выезд на природу; - участие в общем…

После анализа предложений на рынке недвижимости выделены три наиболее интересных варианта: - проведение корпоративного мероприятия в ресторане; - выезд на природу; - участие в общем…

Таблица 5. Количественные баллы сравнения критериев стоимость интересы

Таблица 5. Количественные баллы сравнения критериев стоимость интересы

Таблица 7. Количественные баллы сравнения альтернатив по интересам корпоративное мероприятия в ресторане выезд на природу участие в общем психологическом тренинге выезд на выходные на турбазу

Таблица 7. Количественные баллы сравнения альтернатив по интересам корпоративное мероприятия в ресторане выезд на природу участие в общем психологическом тренинге выезд на выходные на турбазу

Таблица 9. Количественные баллы сравнения альтернатив по укреплению здоровья корпоративное мероприятия в ресторане выезд на природу участие в общем психологическом тренинге выезд на выходные на…

Таблица 9. Количественные баллы сравнения альтернатив по укреплению здоровья корпоративное мероприятия в ресторане выезд на природу участие в общем психологическом тренинге выезд на выходные на…

Корпоративный дух 5 1 1 1/3=0,333

Корпоративный дух 5 1 1 1/3=0,333

Таблица 13. Весовой столбец критериев по цели

Таблица 13. Весовой столбец критериев по цели

Таблица 15. Весовой столбец альтернатив по интересам

Таблица 15. Весовой столбец альтернатив по интересам

Определение весов альтернатив по системе иерархии

Определение весов альтернатив по системе иерархии

Таблица 19. Матрица веса альтернатив с точки зрения достижения поставленной цели

Таблица 19. Матрица веса альтернатив с точки зрения достижения поставленной цели
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2021