Критерии сформированности культурной идентичности младших школьников
Проведено исследование, направленное на выявление уровня сформированности культурной идентичности учащихся младшего школьного возраста путём исследования когнитивного, коннотативного, аксиологического и поведенческого компонентов культурной идентичности младших школьников. В исследовании приняло участие 20 учеников первого класса.
При исследовании, направленном на определение когнитивного уровня, входящего в структуру культурной идентичности, использовалась Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста (автор Никишина В.Б.) Целью применения являлось изучение уровня умственного развития детей младшего школьного возраста. Методика включает в себя 4 субтеста, включающих в себя вербальные задания.
Применение методики определения уровня умственного развития учащихся младшего школьного возраста показал уровень следующих способностей:
- отличать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний респондента;
- проводить обобщения и отвлечения, а также выделять существенные признаки предметов;
- обобщения и отвлечения, а также выделения существенных признаков предметов и явлений;
- устанавливать логические связи и отношения между понятиями;
- обобщать.
Интерпретация результатов выявило большую разницу в умственном развитии учащихся, одни ученики имели очень высокие показатели, другие же – крайне низкие. На данном этапе эксперимента можно сделать вывод, что повышение умственного развития школьников будет эффективно лишь в условиях индивидуализации.
На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были определены следующие уровни успешности нормально развивающихся детей:
Таблица 1. Уровень умственного развития учащихся младшего школьного возраста
Уровни успешности |
1 уровень 32 балла и более |
2 уровень 31,5—26 баллов |
3 уровень 25,5—20 баллов |
4 уровень 19,5 и менее |
% учащихся |
23 % |
30% |
27% |
20% |
При анализе коннотативной составляющей культурной идентичности была использована Методика Сюжетные картинки (автор Дерманова И. Б.), которая позволит определить степень эмоционального отношения к нравственным нормам. При индивидуальном исследовании в протоколе фиксировались эмоциональные реакции детей, а также его объяснения по поводу происходящего события, зафиксированного в рисунке. Особое внимание уделялось адекватности эмоциональных реакций ребёнка на моральные нормы, что позволило выявить личное отношение к нормам.
Таблица 2. Уровень эмоционального отношения к нравственным нормам.
Уровни эмоционального отношения к нравственным нормам |
1 уровень
|
2 уровень
|
3 уровень
|
4 уровень
|
5 уровень |
% учащихся |
18% |
28% |
24% |
18% |
12% |
Данное исследование показало, что лишь небольшая часть детей способны не только способны выбрать модель поведения высокого морального уровня, но и обосновать его. Большинство учащихся либо интуитивно выбирают положительные нравственные поступки, либо дают социально ожидаемый ответ. Небольшая часть респондентов делает выбор, вообще не обосновывая его.
Эмоциональное отношение к нравственным нормам является значительной личностной характеристикой младших школьников. Зафиксировав результаты, педагогам можно использовать данные показатели как ресурс для развития человека.
Аксиологический аспект культурной идентичности исследовался при использовании Методики Рокича, которая была адаптирована мною для учащихся младшего школьного возраста. Применение методики позволило выявить предпочтения терминальных и инструментальных ценностей у учащихся. Структура ценностей большинства респондентов носит сходный характер. Наиболее значимыми для них являются семья, друзья, развлечения, исполнительность, жизнерадостность. Данное исследование позволяет сделать вывод как о предпочтениях детей, так и о дефицитах, которые следует восполнить.
Таблица 3. Уровень предпочтений терминальных и инструметальных ценностей младших школьников
Ценности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
Терминальные % |
0 |
0 |
4 |
0 |
2 |
0 |
6 |
0 |
0 |
3 |
1 |
2 |
22 |
0 |
58 |
1 |
1 |
0 |
Инструментальные % |
1 |
0 |
0 |
36 |
54 |
0 |
2 |
0 |
5 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Поведенческий аспект идентичности исследовался при использовании Методики Ш. Чхартишвили, исследующую мобилизацию воли у учащихся.
Таблица 4. Уровень мобилизации воли младших школьников
Уровни мобилизации воли у учащихся |
1 уровень
|
2 уровень
|
3 уровень
|
4 уровень
|
5 уровень |
% учащихся |
22% |
27% |
21% |
22% |
8% |
Данная методика позволила выявить уровень мобилизации воли учащихся, как актуализация его ресурсов. Воля позволяет человеку сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, достижении цели и во многом определяет поведение и деятельность человека.
Таким образом, комплексная диагностика учеников младшего школьного возраста выявило уровень структурных компонентов культурной идентичности, увидеть целостную картину внутреннего мира ребёнка. Все показатели использованных диагностик выступают в единстве. Анализируя полученные результаты, педагог способен выявить ресурсы и дефициты личности.
В ходе исследования было выявлено, что проблематика культурной идентичности учащихся младшего школьного возраста является очень актуальной для системы образования, так как именно идентичность, являясь сложнейшим феноменом, формирует внутренний мир человека, и, в высшем проявлении, служит его самореализации. Формирование культурной идентичности в современной школе происходит стихийно, Специалисты, работающие с детьми, не имеют достаточных знаний о данном феномене, и, вследствие этого, никак не отслеживают, как образом и при каких условиях формируется культурная идентичность.
В ходе эксперимента было определено в какой степени у учеников начальных классов сформированы когнитивный, коннотативный, аксиологический и поведенческий аспекты культурной идентичности. Анализ результатов исследования показал, что высокие, средние и низкие показатели во всех методиках очень близки. Это говорит о том, культурная идентичность является целостным многокомпонентным феноменом, который требует глубокого, детального исследования.
Вследствие эксперимента и анализа проблемы возникла потребность в применении особого тьюторского инструментария, использование которого позволит решить обозначенную проблему. Для этого необходимо как использование как уже известных методов и практик, так и создание новых.
В качестве метода, при помощи которого можно эффективно выявить ресурсы и дефициты личности мною используется Глубинное интервью. Использование данного метода помогает при составлении личностно-ресурсной карты, работа с которой эффективна. Открытые вопросы для данной методики необходимо составлять в соответствии с особенностями личности.
Создание тьюторской методики SWOT-анализа на основе качественных характеристик личности с целью сильных и слабых сторон личности, возможностей и внешних угроз.
Разработка и применение методик на основе ранее известных (Глубинное интервью и SWOT-анализ) будет способствовать становлению культурной идентичности учащихся младшего школьного возраста и будут являться показателями индивидуализации в образовательном процессе.
В ходе эксперимента была проведена и подтверждена гипотеза исследования о том, что становление культурной идентичности младших школьников во будет продуктивным при следующих условиях:
1. В качестве приоритетного звена в системе управления образовательным учреждением будет выступать создание условий индивидуализации для формирование всех структурных компонентов культурной идентичности;
2. Модель процесса становления культурной идентичности младшего школьника, основанная на применении разработанного тьюторского инструментария и предусматривающая создание в ходе коллективных и индивидуальных занятий (тьюториалов) индивидуальной образовательной траектории;
3. В образовательном учреждении необходимо развивать условия для индивидуализации, что будет способствовать становлению культурной идентичности младшего школьника.
В ходе прохождения учебной практики был проанализирован базовый феномен культурной идентичности, изучены публикации в различных периодических изданиях, проведен анализ уровня сформированности культурной идентичности младших школьников. Также прошли апробацию тьюторские методики на основе Глубинного интервью и SWOT-анализа, применяемых для создания личностно-ресурсной карты.
Практика способствовала закреплению компетенций, предусмотренных целями и задачами практики.
Список литературы:
1. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет наш мир. М, Весь мир, 2004. – С. 120.
2. Даниленко О. И. Проективная методика изучения художественных предпочтений: теоретические основы, описание и опыт применения. – Вестник СПбГУ. Выпуск 3. 2010. С. 248 – 250.
3. Китаева А. И. Связь читательских диспозиций и ценностных ориентаций личности. Вестник СПбГУ. 2008. Выпуск 2. С. 239 – 245.
4. Куренной В.А. Проблема персональной идентичности и способы её решения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.onlinetv.ru/video/2135/ (25.01.2019)
5. Нарочницкая Е.А., Национальный фактор в эпоху глобализации. Процессы глобализации: экономические, социальные и культурные аспекты. – М.: РАН ИНИОН 2000. С. 1301–34.
6. Панарина Н.Н. Глобализация: проблема влияния на культурную идентичность. Общество. Политика. Экономика. Право. № 3, 2011. С. 28-32.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.