Критерии и показатели эффективности социальной политики социального государства
Оглавление
Введение.......................................................................................................... 3
1. Понятие социального государства............................................................... 5
2. Социальная политика социального государства........................................ 11
3. Критерии и показатели эффективности социальной политики социального
государства..................................................................................................... 18
Заключение.................................................................................................... 24
Список использованной литературы.............................................................. 25
Социальное государство представляет собой особый тип
высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальнойзащищенности всех граждан посредством активной деятельности государствапо регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целейи гармонизации отношений государственных институтов и общества.
Социальная политика государства - одно из направлений его деятельности по регулированию социально - экономических условий жизни общества.
Социальная эффективность - это соотношение затрат на проведение социальных мероприятий с полученными результатами. Поэтому обеспечение социальной сферы нельзя рассматривать с точки зрения размеров ее финансирования, необходимо оценивать эффективность распределения ресурсов. Это можно сделать с помощью системы статистических показателей, характеризующих количественные и качественные стороны социальных явлений и процессов. Вся система показателей социального развития может быть разбита на восемь разделов.
В настоящее время вопрос о социальной защищенности общества остро стоит во многих государствах, в том числе и в России,и является особенно актуален.
Целью выполнения контрольной работы является рассмотрение понятий социального государства, его признаков и функций, а также понятие социальной политики государства и критериев эффективности социальной политики социального государства.
Реализации цели осуществлялась путем решения следующих задач:
- исследование сущности социального государства и социальной политики в целом;
- описание критериев и показателей эффективности социальной политики социального государства, государственных минимальных социальных стандартов.
Контрольная работа состоит из введения, основной части,
заключения и списка использованной литературы.
Социальное государство — это более высокая ступень
государственности. Первое, что приходит на ум рядовому гражданину при упоминании термина «социальное государство», так это социальная защита таких категорий граждан, как пенсионеры, инвалиды, малоимущие. Мощная социальная защита возможна лишь тогда, когда имеется для этого необходимый материальный потенциал. Вот почему в ряду признаков социального государства на первое место следует поставить те из них, которые касаются граждан, создающих богатства общества, а именно трудоспособных.
Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX — начале XX вв. результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа — принцип свободы и принцип равенства.[1]
Процесс возникновения и становления социального государстваимеет долгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в трехосновных проявлениях и его можно анализировать на следующих трех соответствующих уровнях: на научном- как идею и ее развитие в целом ряде концепций, на нормативном – как конституционный принцип, закрепленный вОсновных законах все возрастающего числа стран, на эмпирическом- как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.
Идейная основа социального государства восходит к представлениямантичных мыслителей об идеальном государственном устройстве, обеспечивающем всеобщее благо для всех граждан, его практическое формирование отражает объективный процесс возрастания социальной роли государства врегулировании общественных отношений в индустриальном и постиндустриальном обществах.
Понятие “социальное государство”впервые было выдвинуто в серединеХIХ века знаменитым немецким государствоведом и экономистом Лоренцемфон Штейном (1815 - 1890),чья теория социального государства сложиласьпод влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин, врезультате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Он считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых исильных, что государство должно “осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условиеми следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве”. Социальное государство по Штейну,должно не только узаконить и охранять господствующих, но и сознательнослужить интересам народа.
Идея социальной государственности, сформировавшаяся в конце XIX начале XX вв. как результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда все острее сталопроявляться противоречие между двумя важнейшими принципами — принципом свободы и принципом реального равенства, является очередной ступенью эволюционного развития государственности. Понятие «социальноегосударство», введенное в науку Л. фон Штайном, содержит ряд принципиальных положений, ставших основой нового понимания государства.
Первая треть XX в. ознаменовалась принятием социальных законов иинкорпорированием в политику многих стран принципов социального государства. По сравнению с предшествующим периодом государство взяло насебя ответственность за благосостояние граждан, обеспечило доступностьсоциальной поддержки всем членам общества, создало государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, ввело бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, стало доминирующимсубъектом социальных функций в обществе.
Приобретение социальным государством правового обоснования (Г.Геллер) стало вехой в развитии представлений о государстве и его социальной сущности. Понятия справедливости, равенства, солидарности, прав иобязанностей личности и общества получили формальное закрепление, ставосновой дальнейшей эволюции государственных социальных функций.
Среди либеральных ученых взгляды Штейна разделял Фридрих Науманн. Его представления об активном вмешательстве государства в хозяйственные и социальные отношения стали традиционным существенным элементом раннего немецкого либерализма. Либералы ставили перед государством задачу не только защищать собственность и социальный порядок, но иматериально и морально поднять низшие классы через широкие социальныереформы.
Наиболее радикальную теоретическую основу
интервенционистскогосоциального государства выдвинул в 1879 г. немецкий экономист АдольфВагнер, сторонник государственного и христианского социализма, определявший свои воззрения как социально-правовые. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в “государство культуры ивсеобщего благоденствия”, огосударствление железных дорог, горных предприятий, банков и страховых организаций, интеграцию рабочего класса в государство и общество при отрицании политических и социальных революций”.[2]
Идеи социальных реформ через превращение буржуазного государствав народное, рассматривающее благосостояние всех граждан как свою главную задачу, традиционно пользовались широкой поддержкой в немецком рабочем движении, его различных обществах, союзах, политических и профсоюзных организациях. Социал-реформистского направления в вопросах государственного строительства придерживалось также и большинство вождейнемецкого рабочего класса.
Сильное давление снизу в пользу улучшения социально-
экономического положения трудящихся сочеталось в Германии с традицией реформ сверху. В результате во второй половине ХIХ - начале ХХ века встране был выработан и законодательно закреплен ряд мер государственногои общественного характера по защите социальных интересов низших классов. Так, например, в 1910 г. в Германии было введено обязательное пенсионное страхование. Борьба трудящихся за свои права, идеологические и научные дискуссии о путях социализации деятельности государства, постепенное введение мер государственного регулирования социальных отношений вэтот период имели место и в других
индустриальных странах и прежде всегов Англии и Франции.
Мощным толчком для дальнейшего развития теории и практики социального государства послужили мировой экономический кризис 1929 – 1933гг. и Вторая мировая война. “Новый курс” президента Ф.Рузвельта в СШАвключил в себя законодательное закрепление права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, общегосударственные мероприятияпо борьбе с безработицей, помощь фермерам, решительные шаги в направлении социального обеспечения, ликвидации детского труда и сокращения рабочего дня, введения пенсии по старости. Он представлял собой американский вариант интенсивного внедрения практики социального государства,предотвратил весьма вероятную социальную революцию, на многие десятилетия предопределил основные направления социальной политики американского государства.[3]
Особую роль в создании в западных странах социального государствасыграл так называемый “План Бевериджа”, представленный в конце 1942 г.британскому парламенту председателем одного из его комитетов УильямомБевериджем и начавший осуществляться лейбористским правительством с1945 г. План рассматривался его автором как часть “всеохватывающей политики социального прогресса” и предусматривал новую организацию всейсистемы социального обеспечения через расширение социального страхования вплоть до охвата им почти всех граждан государства, а также через гарантию единого национального среднего дохода, которого хватало бы на скромное поддержание жизни. Ядром плана была тесная связь социальнойполитики с государственной экономической политикой, нацеленной на обеспечение полной занятости. Предусматривались создание безвозмездной, доступной всем гражданам государственной системы здравоохранения, контрользаработной платы и цен, постепенное устранение частной собственности насредства производства и другие меры. План Бевериджа был использован всоциальной деятельности послевоенных правительств Бельгии, Дании и Нидерландов, при создании современной системы социального обеспеченияШвеции, являющейся лучшей в Европе, послужил моделью при обсуждениивопросов социально-политического развития и в послевоенной Германии.
После Второй мировой войны начался качественно новый этап в развитии социального государства - его возведение в конституционный принцип,его интерпретация как особого типа государства. Впервые социальное государство в качестве конституционного принципа было зафиксировано в статье 20 Конституции ФРГ 1949 года, провозгласившей Германию “демократическим и социальным федеративным государством”. Согласно ст.1 Конституции Пятой республики 1958 года, “Франция является неделимой, светской,социальной, демократической Республикой”.
С переходом (после второй мировой войны) ряда государств к практическому воплощению идей социального государства содержание исследуемого понятия обогащается, исследователи рассматривают его как государство, в котором каждый имеет возможность обрести достойные условия жизни.
В несколько иных терминах положение о социальном государстве закреплено в Конституции Италии 1948 года. В соответствии со ст.2, “Республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека - как лица, так и как члена общественных объединений, в которых проявляется его личность, - и требует выполнения непреложных обязанностей, вытекающихиз политической, экономической и социальной солидарности”.
В последующие годы практика конституционного закрепления статусасоциального государства получила дальнейшее распространение. Послесвержения диктаторских режимов и установления демократии Испания провозгласила себя в 1978 г. правовым демократическим социальным государством, а Португалия в 1975 году - суверенной республикой, ставящей своей целью построение свободного, справедливого и солидарного общества.
Обязанности государства в области обеспечения благосостояния и социальных прав граждан установлены Конституцией Швеции 1974 года. Этутенденцию поддержал и ряд бывших социалистических стран Восточной Европы.
Конституционное закрепление обязательств государства перед гражданами в социальной сфере является достижением отнюдь не только европейских стран. Даже раньше, чем в ФРГ, в Конституции Японии 1947 г. в статье25 было провозглашено: “Во всех сферах жизни государство должно прилагать усилия для подъема и дальнейшего развития общественного благосостояния, социального обеспечения, а также народного здоровья.[4]
Государственная политика охватывает принципиально главные направления в развитии общества. Вместе с этим решаются стоящие перед различными отраслями общественной жизни конкретные задачи. В связи с этим существует оборонная и экологическая, внутренняя и внешняя, культурная и национальная, экономическая и социальная политика государства. Выделяют и сферу, связанную с вопросами политической системы. Специалисты часто применяют также и дробное деление, особо рассматривая техническую, аграрную, демографическую и прочие политические отрасли. В связи с тем, что все стороны и области жизни общества тесно взаимосвязаны, взаимодействуют и вышеуказанные направления. Это частое взаимопроникновение и переплетение обуславливает и достаточно условное разграничение.
Однако существует сфера, наиболее приближенная ко всей совокупности интересов и потребностей человека. Эта сфера обращена к социальной жизни населения – социальная политика государства. Под указанным определением следует понимать деятельность госаппарата, благотворительных фондов, общественных организаций, направленную на удовлетворение интересов и потребностей граждан. Социальная политика государства – понятие достаточно емкое. К ее объектам относят положение классов и групп, народностей и наций, семьи отдельно, человека в обществе, а также все аспекты благосостояния народа. Социальная политика государства в России ставит целью повысить качество и уровень жизни населения страны. Для этого проводится стимулирование хозяйственной и трудовой деятельности граждан, предоставляются условия всему трудоспособному обществу для возможности обеспечения человеком благосостояния своей семьи. Вместе с этим управление страны полностью сохраняет обязательства перед инвалидами, пенсионерами, нетрудоспособными гражданами, многодетными семьями.
Основные направления социальной политики государства выражаются в следующем:
• в создании и развитии необходимой инфраструктуры;
• в решении проблем защиты и охраны окружающей среды. В устранении проблем в сферах социальной защиты и занятости населения;
• в решении социально-демографических вопросов;
• в рациональном распределении доходов общества. Социальная политика государства находится на определяющей позиции при решении социально-экономических задач.
Однако без нормального развития отрасли невозможно эффективно решать поставленные вопросы. Социальная сфера относится к области жизнедеятельности общества, в которой при распределении духовных и материальных услуг и благ, прежде всего, реализуется государственная деятельность, затем религиозных и общественных организаций, благотворительных фондов. В современной ситуации возрастает необходимость в повышении эффективности социально-экономической деятельности государственного аппарата страны, концентрации усилий власти на решении наиболее острых проблем, разработке новых механизмов реализации деятельности. Таким образом, возможно обеспечение наиболее рационального использования материальных и финансовых ресурсов. К стратегическим целям социальной политики следует относить:
• достижение значительного улучшения условий жизни и
материального положения граждан;
• обеспечение населения эффективной занятостью, улучшение конкурентоспособности и качества рабочей силы;
• переориентацию социальной сферы на решение вопросов семьи, обеспечение социальных гарантий и прав молодежи, женщин, детей;
• гарантию защиты конституционных прав населения в сфере культуры, здоровья, образования, социальной защиты, обеспечение граждан жильем;
• повышение в стране демографической ситуации;
• значительное улучшение в сфере социальной инфраструктуры. [5]
В социальной сфере господствующее положение занимает государственный сектор (в отличие от экономики, где главные функции выполняют рыночные структуры). В зависимости от величины
государственного сектора в той или иной стране социальная политика имеет свои особенности. На практике это выражается в разных масштабах социальной политики государства. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределенной деятельности государства. Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.
Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.
Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения является социальное страхование. Социальное страхование распространяется на лиц, имевших в течение какого то времени постоянную работу и потерявших доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Система социального страхования компенсирует этой части населения потерю дохода из фонда социального страхования.
Источником фонда социального страхования являются взносы самих застрахованных, а также отчисления фирм и государства. Соотношение между этими источниками финансирования социального страхования в различных странах различно. Например, во Франции доля взносов застрахованных работников составляет в фонде социального страхования - 22%, предприятий - 59%, государства - 17%.
Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профессиональная подготовка, служба занятости) опираются на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные предприятия, государство участвует в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность населению.
Экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный бюджет. Изымая часть доходов населения в виде налогов, частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам. При этом практикуется
дифференцированный подход, как к налогообложению, так и к социальным выплатам лицам, находящимся в различном материальном положении. В результате социальной политики государства смягчаются различия в уровне доходов, так как происходит перераспределение личных доходов от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным и нетрудоспособным (пенсионерам, больным, инвалидам).
В социальной политике государства особо выделялось социальное развитие так называемых проблемных регионов, имеющих особые условия, требующих социальной поддержки со стороны всего государства. В их числе депрессированные регионы, территории, попавшие в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и технологических катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов, а также районы, имеющие значительную безработицу и особо низкие реальные
доходы населения, принимающие большие потоки беженцев и вынужденных переселенцев. Как правило, таким регионам, территориям предоставляется особый статус и оказывается помощь в рамках федеральных программ. Главное - оказывалось содействие в выходе из создавшегося положения за счет внутреннего развития. Этим районам предоставлялись дополнительные меры по социальной поддержке населения, проводилась дифференциация занятости, строились объекты социальной инфраструктуры и жилья.[6]
Социальной политикой занимаются все структуры, все ветви государственной власти. Основные позиции по государственной социальной политике определяются Президентом Российской Федерации. При Президенте создан Совет по социальной политике. По статусу это консультативный орган, который информирует главу государства о процессах, происходящих в социальной сфере, разрабатывает предложения о стратегии социальной политики, формировании приоритетных направлений ее развития. При Президенте России действуют координационные комитеты по делам инвалидов, физической культуре и спорту, комиссия по вопросам женщин, семьи, детей.
Все эти структуры непосредственно занимались вопросами социальной политики государства, готовили Президенту соответствующие предложения и рекомендации, в том числе и проекты российских законов. Социальное законодательство принимается парламентом - Федеральным Собранием Российской Федерации. В Государственной Думе имеются комитеты, занимающиеся социальными вопросами, - по труду и социальной поддержке; охране здоровья; образованию, культуре и науке; делам женщин, семьи и молодежи. В Совете Федерации Федерального Собрания имеются комитеты по социальной политике, вопросам науки, культуры и образования.
На федеральном уровне субъектами социальной политики являются федеральные органы исполнительной власти: министерства здравоохранения и медицинской промышленности; общего и профессионального образования; труда и социального развития; государственные комитеты по физической культуре и туризму; по дела молодежи, санитарно-эпидемиологического надзора; федеральные службы занятости, миграционная. В субъектах Российской Федерации государственную социальную политику осуществляют органы представительной и исполнительной власти. В субъектах Федерации принимаются законы и правовые акты по вопросам социальной политики субъектов Федерации. В структуре органов законодательной власти существуют комитеты, комиссии по различным направлениям социальной политики. Исполнительная власть субъектов Российской Федерации в виде президентов, правительств, администраций, органов государственного управления реализует социальную политику с учетом местных условий и возможностей.
Непосредственную работу по реализации социальной политики осуществляют органы местного самоуправления. В структуре представительных и исполнительных органов местного самоуправления имеются специальные подразделения, занимающиеся социальными вопросами. В социальной сфере действуют учреждения, организации, предприятия - социального обеспечения и социального страхования, здравоохранения, страхования, физической культуры, жилищно-
коммунального хозяйства, бытового обслуживания, торговли, общественного питания, пассажирского транспорта, связи в части предоставления услуг населению. Предприятия, учреждения, организации отраслей социальной инфраструктуры оказывают социальные услуги населению, удовлетворяют социальные потребности граждан.социальная политика компенсация россия
В качестве основополагающего признака современной российской модели социальной политики провозглашена в настоящее время умеренная либерализация в социальной сфере. Это означает: отказ от патернализма в социальной политике; разгосударствление социальной сферы; формирование рынка социальных услуг; появление нового субъекта в социальной политике - гражданина (раньше он был только объектом); заявительный принцип предоставления социальных услуг; переход от преимущественно социальной поддержки к преимущественно социальному страхованию (объем выплат ставится в зависимость от взносов); муниципализация социальной политики.
Проведение единой государственной политики в области социального обеспечения, образования, здравоохранения, культуры обеспечивает
Правительство Российской Федерации.[7]
Социальная эффективность - это соотношение затрат на проведение социальных мероприятий с полученными результатами. Поэтому обеспечение социальной сферы нельзя рассматривать с точки зрения размеров ее финансирования, необходимо оценивать эффективность распределения ресурсов. Это можно сделать с помощью системы статистических показателей, характеризующих количественные и качественные стороны социальных явлений и процессов. Вся система показателей социального развития может быть разбита на восемь разделов.
1. Социально-демографические (рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, миграция, численность семей и т.п.)
2. Социально-трудовые (состояние трудовых ресурсов, динамика занятости и безработицы, условия и оценка труда и т.п.)
3. Уровень и качество жизни населения (динамика реальных денежных доходов, потребления товаров, денежных сбережений, социальных пособий и т.п.).
4. Жилищное обеспечение населения (характеристика жилищного фонда по метражу, благоустройству, принадлежности и потребности в улучшении).
5. Здоровье населения и здравоохранение (динамика заболеваемости, характеристика причин смертности, инвалидности, медицинской инфраструктуры и кадрового обеспечения).
6. Народное образование, культура, информационные услуги (динамика количества обучающихся, характеристика инфраструктуры и кадрового потенциала).
7. Экономическая и социальная безопасность (затраты на обеспечение экологической безопасности и борьбу с преступностью, пороговые значения экологических показателей и показателей криминогенности).
8. Социально-психологическое самочувствие населения (социальная удовлетворенность, ущемленность, тревожность, конфликтность).
Основными социальными индикаторами являются величина прожиточного минимума, доля населения, находящегося за порогом бедности, величина поляризации доходов, доля получающих профессиональное образование, перечень и объем медицинских услуг, доступных всему населению, доля безработных, средняя продолжительность жизни, детская смертность, рождаемость и др.[8]
Специалистами ООН разработан Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).Он является интегральным показателем не только уровня жизни, но и экономики в целом. ИРЧП рассчитывается на основе показателей, характеризующих следующие аспекты жизни общества:
1. Физическое состояние людей, их долголетие (показатель – средняя ожидаемая продолжительность жизни).
2. Духовное и интеллектуальное развитие людей (показатель – уровень образования, то есть доля грамотных людей и удельный вес обучающейся молодежи).
3. Материальная обеспеченность людей, то есть реальные доходы на душу населения (показатель – ВВП на душу населения с поправкой на покупательную способность и равномерность распределения доходов в обществе).
В настоящее время ИРЧП исчисляется и измеряется практически для всех стран мира.
В качестве инструмента управления социальным развитием при выработке социальной политики, распределении направляемых в социальную сферу ресурсов используются государственные минимальные социальные стандарты. Это законодательно установленный на определенный период уровень социальных гарантий, выраженный через социальные нормативы и отражающие важнейшие потребности человека. Они регламентируют приоритетные направления социальной политики.Важнейшими государственными социальными стандартами являются:
1. В сфере доходов населения – прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам.
2. В сфере оплаты труда – минимальный размер оплаты труда.
3. В области пенсионного обеспечения – минимальные размеры государственных пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий.
4. В области социальной защиты – государственные пособия граждан по безработице, семьям с детьми, социальные пособия в рамках адресной поддержки малоимущих.
5. В области образования – бесплатные услуги государственных и муниципальных образовательных учреждений.
6. В здравоохранении – услуги медицинской помощи, а также услуги санитарного и профилактического характера, в государственных лечебнопрофилактических учреждениях, перечень которых устанавливается законом.
7. В сфере культуры – перечень бесплатных и общедоступных услуг учреждений культуры и нормы обеспеченности ими населения.
8. В сфере жилищно-коммунального хозяйства набор и нормы услуг ЖКХ с использованием средств бюджетов всех уровней, социальная норма площади жилья и т.п.
Потребительская корзина – это минимальный набор продуктов питания непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его деятельности.
Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, он должен обеспечивать условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей на минимально допустимом уровне.
Уровень жизни – это показатель, характеризующий благосостояние людей, социальных групп и всего населения страны или региона. Он определяется текущими доходами, накопленным материальным имуществом, количеством социальных услуг, получаемых бесплатно, объемом и структурой расходов.
Качество жизни – комплексная характеристика уровня, а также объективных и субъективных условий жизни населения. Среди объективных факторов – экономическое, экологическое, географическое, политическое положение, уровень занятости, образования, социального обеспечения. Субъективные факторы – удовлетворенность человека работой и жизненными условиями, социальным статусом, финансовым положением семьи и семейными отношениями.
В качестве инструмента управления социальным развитием при выработке социальной политики, распределении направляемых в социальную сферу ресурсов используются государственные минимальные социальные стандарты. Это законодательно установленный на определенный период уровень социальных гарантий, выраженный через социальные нормативы и отражающие важнейшие потребности человека. Они регламентируют приоритетные направления социальной политики.Важнейшими государственными социальными стандартами являются:
В сфере доходов населения – прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам.
В сфере оплаты труда – минимальный размер оплаты труда.
В области пенсионного обеспечения – минимальные размеры государственных пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий.
В области социальной защиты – государственные пособия граждан по безработице, семьям с детьми, социальные пособия в рамках адресной поддержки малоимущих.
В области образования – бесплатные услуги государственных и муниципальных образовательных учреждений.
В здравоохранении – услуги медицинской помощи, а также услуги санитарного и профилактического характера, в государственных лечебнопрофилактических учреждениях, перечень которых устанавливается законом.
В сфере культуры – перечень бесплатных и общедоступных услуг учреждений культуры и нормы обеспеченности ими населения.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства набор и нормы услуг ЖКХ с использованием средств бюджетов всех уровней, социальная норма площади жилья и т.п.
Потребительская корзина – это минимальный набор продуктов питания непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его деятельности.
Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, он должен обеспечивать условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей на минимально допустимом уровне.
Уровень жизни – это показатель, характеризующий благосостояние людей, социальных групп и всего населения страны или региона. Он определяется текущими доходами, накопленным материальным имуществом, количеством социальных услуг, получаемых бесплатно, объемом и структурой расходов.
Качество жизни – комплексная характеристика уровня, а также объективных и субъективных условий жизни населения. Среди объективных факторов – экономическое, экологическое, географическое, политическое положение, уровень занятости, образования, социального обеспечения.
Субъективные факторы – удовлетворенность человека работой и жизненными условиями, социальным статусом, финансовым положением семьи и семейными отношениями.[9]
По вопросу об эффективности политики государства вообще и социальной политики - в частности, главная проблема состоит не столько в том, как увеличить меру социальной ответственности ее социальных субъектов и институтов, сколько в том, как согласовать приоритеты их основной деятельности таким образом, чтобы эти согласованные действия приносили реальный синергетический эффект. И чтобы при этом их активное продвижение к достижению собственных целей, сопровождалось бы продуктивной социальной политикой во всем российском обществе. При этом их цели и главные приоритеты, которыми они на самом деле руководствуются в своей практической деятельности, могут и не декларироваться ими публично, но должны определят их политику и линию социального поведения.[10]
Социальное государство представляет собой особый тип
высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности.
Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.
Социальная эффективность - это соотношение затрат на проведение социальных мероприятий с полученными результатами. Поэтому обеспечение социальной сферы нельзя рассматривать с точки зрения размеров ее финансирования, необходимо оценивать эффективность распределения ресурсов. Это можно сделать с помощью системы статистических показателей, характеризующих количественные и качественные стороны социальных явлений и процессов.
В качестве инструмента управления социальным развитием при выработке социальной политики, распределении направляемых в социальную сферу ресурсов используются государственные минимальные социальные стандарты.
В контрольной работе рассмотрены такие вопросы, как понятие социального государства, социальной политики, основные показатели и критерии эффективности социальной политики государства.
Таким образом, можно сделать вывод, что цели и задачи контрольной работы достигнуты.
1. Голубева Т.Б. Основы социального государства [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.Б. Голубева. — Электрон.текстовые данные. —
Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2015. — 172 c. — 978-5-
7996-1565-9. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66184.html
2. Гончаров Ю.М. Основы социального государства[Электронный ресурс]: учебное пособие /Гончаров Ю.М. – Барнаул: АлтГТУ, 2016. – 134 с.
URL: https://www.altstu.ru/media/f/Goncharov-OSG_1.pdf
3. Социальное государство: условия возникновения и этапы
развития. [Электронный ресурс].- URL: https://studfiles.net/preview/3000186/
4. Социальное государство.[Электронный ресурс].- URL:
https://businessman.ru/new-socialnoe-gosudarstvo-eto-socialnye-funkciigosudarstva.html
5. Социальная политика государства. [Электронный ресурс].- URL:
http://fb.ru/article/33412/sotsialnaya-politika-gosudarstva
6. Социальная политика государства. [Электронный ресурс].- URL: https://studwood.ru/631363/sotsiologiya/sotsialnaya_politika_gosudarstva
7. Критерии эффективности социальной политики социального государства. [Электронный ресурс].- URL: https://studfiles.net/preview/5272900/page:10/
8. Критерии эффективности социальной политики социального
государства.[Электронный ресурс].- URL: https://megalektsii.ru/s19994t8.html
9. Критерии эффективности социальной политики социального
государства. [Электронный ресурс].- URL: http://studopedya.ru/2-36334.html
[1] Социальное государство: условия возникновения и этапы развития. https://studfiles.net/preview/3000186/
[2] Социальное государство: условия возникновения и этапы развития. https://studfiles.net/preview/3000186/
[3] Социальное государство. https://businessman.ru/new-socialnoe-gosudarstvo-eto-socialnyefunkcii-gosudarstva.html
[4] Гончаров Ю.М. Основы социального государства: учебное пособие /Гончаров Ю.М. – Барнаул: АлтГТУ, 2016. – 134 с. https://www.altstu.ru/media/f/Goncharov-OSG_1.pdf
[5] Социальная политика государства. http://fb.ru/article/33412/sotsialnaya-politika-gosudarstva
[6] Социальная политика
https://studwood.ru/631363/sotsiologiya/sotsialnaya_politika_gosudarstva
[7] Социальная политика
https://studwood.ru/631363/sotsiologiya/sotsialnaya_politika_gosudarstva
[8] Критерии эффективности социальной политики социального https://studfiles.net/preview/5272900/page:10/
[9] Критерии эффективности социальной политики социального государства. https://megalektsii.ru/s19994t8.html
[10] Критерии эффективности социальной политики социального государства. http://studopedya.ru/2-36334.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.