Результатами работы любого учителя являются:
знания, умения и навыки;
воспитанность;
здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние наших учащихся.
А материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать), – это дети, которые никогда не станут снова детьми. И учителя (как врачи, дающие клятву Гиппократа) не имеют возможности допускать ошибки. Ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно. А чтобы избежать ошибок очень важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и неуспешности работы. В связи с этим педагоги должны понять, какие критерии определяют успешность работы учителя и какие факторы влияют на это. Условно все критерии можно разделить на три группы:
педагогические;
психологические;
личностные.
«Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он
обретает право учить», – писал В. М. Лизинский.
Учителя в формулу «знания – умения – навыки» не загонишь. Инструмента,
которым можно измерить благородство души, неповторимые частицы
творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные
диалоги с самим собой, нет. И задача этого педсовета не оценить того или
иного учителя, а в процессе обсуждения выявить, что нужно для того, чтобы
учитель работал успешно и качественно.
Результатами работы любого учителя являются:
знания, умения и навыки;
воспитанность;
здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние наших учащихся.
А материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно
сказать), – это дети, которые никогда не станут снова детьми. И учителя (как
врачи, дающие клятву Гиппократа) не имеют возможности допускать ошибки.
Ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно. А чтобы избежать
ошибок очень важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять
причины успешности и неуспешности работы. В связи с этим педагоги
должны понять, какие критерии определяют успешность работы учителя и
какие факторы влияют на это. Условно все критерии можно разделить на три
группы:
педагогические;
психологические;
личностные.
Теоретические выступления по критериям успешности учителя
Педагогические критерии успешности учителя
О работе учителя, вопервых, судят по конечному результату, поэтому
первый критерий – это уровень обученности наших учеников. Уровень
обученности отслеживается достаточно часто в течение учебного года: по
отдельным темам, в конце учебной четверти (триместра), по итогам
окружных, городских контрольных работ. Результаты таких наблюдений
регулярно доводятся до сведения учителей, поэтому каждый учитель знаком
с предложенным критерием не понаслышке.
Второй критерий – уровень сформированности общеучебных умений и
навыков.
Это:учебноинформационные умения (работа с письменными и устными текстами,
с источниками информации);
учебнологические умения (умения анализировать, устанавливать причинно
следственные связи, сравнивать, обобщать и т.п.);
учебноуправленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать
алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля и т. п.).
Третий критерий – состояние исследовательской работы и работы по
самообразованию. «Учитель – это человек, который учится всю жизнь».
Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его
самообразование, целью которого является овладение учителями
теоретических сведений о различных методах и формах преподавания.
Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность
применения тех или иных теоретических знаний.
Четвертый критерий – образование педагогов и nовышение квалификации.
Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества
преподавания.
Пятый критерий – способность к самоанализу, рефлексии. Учителя,
безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти
размышления можно разделить на два вида:
1) размышления, претворенные в действие (то есть придумал и сделал);
2) размышление по поводу совершенных действий (то есть анализ
совершенного) – рефлексия.
Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть
занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества,
соответствующие современным направлениям работы в образовании.
Шестой критерий – инновационная деятельность.
Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более
высоком, современном уровне, способствует развитию школы.
Психологические критерии успешности учителя
«Настоящее образование, – писал в свое время Добролюбов, это такое
образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему
окружающему».Ушинский писал, что «недостаточно понять слова, недостаточно понять даже
мысли и чувства, в них заключенные; нужно, чтобы эти мысли и эти чувства
стали внутренне определяющими личность».
Рассмотрим вопрос об успешности учения, его зависимости от того смысла,
который имеет для ребенка изучаемое им.
Первый критерий – интерес, мотивация.
Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и
тем лучше запоминается. Если успешность зависит от интереса, то чем же
определяется самый интерес? Нередко интересы связывают с эмоциями.
«Что интересует моих учеников? Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что
узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно
сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше всего – создать такую
атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся
естественным образом.
Как сохранить и поддержать любознательность ребенка? Всем хорошо
известно, что по мере школьного обучения дети теряют любопытство,
становятся менее любознательными. Это один из самых тревожных
показателей школьного неблагополучия.
Я часто думаю о том, что изза некоторых странных обстоятельств школа
делает все возможное, чтобы забить в детях живое, естественное
любопытство, поиск необычного в мире, в котором они живут».
Второй критерий – сознательное обучение.
Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного
понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок
понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом
общества, что учиться – долг ребенка. Конечно, первоклассник или
второклассник знает, зачем он учится. Но разве это заставляет его
внимательно слушать учителя и тщательно выполнять домашние задания?
Нет, это не так. Реально его побуждают учиться другие мотивы: может быть,
он просто хочет научиться читать, писать и считать; может, он хочет получать
пятерки; может быть, он хочет поддержать свою репутацию в семье, в классе,
в глазах учителя. Значит, недостаточно, чтобы ребенок усвоил объективное
значение данного учебного предмета, нужно, чтобы он соответственным
образом и внутренне отнесся к изучаемому: нужно воспитать у него
требуемое отношение к учению.
Формальное преподавание – это и есть такое преподавание, при котором
учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания,которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим
знаниям.
«Науку, – писал Герцен, – надобно прожить, чтобы не формально усвоить ее».
И в учении то же; чтобы не формально усвоить, нужно не «отбыть» обучение,
а «прожить» его: нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело
жизненный смысл для учащегося.
Третий критерий – взаимоотношения в системе «учитель – ученик».
В процессе становления учебной деятельности формируются не только
познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения.
Учебные взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной
процесса обучения и обусловливают как характер мотиваций учебной
деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий
учащихся.
Ситуация сотрудничества ученика с учителем и другими учащимися
обеспечивает реализацию всего богатства межличностных отношений по мере
того, как ученик усваивает новое предметное содержание. Формы
сотрудничества: от совместного, разделенного с учителем действия, далее – к
подражанию и самообучению.
С первых этапов обучения взаимодействие и сотрудничество учителя с
учеником должно быть построено на уровне смыслополагающих и
целеполагающих действий. Только такой порядок поможет преодолеть
объектную логику освоения деятельности, принуждающую ученика к рутине
зубрежки, к нетворческому учебному труду, обусловленному движением от
элементарного, операционнотехнического уровня ко все более высоким
уровням функционирования деятельности.
Четвертый критерий – учет индивидуальных особенностей ученика.
Учет особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и
организации учебной деятельности. Воспитание внимания, как и воспитание
вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя. К числу
наиболее важных качеств учителя относят внимательность и
наблюдательность учителя. Учитель не должен спрашивать учеников – поняли
его или нет, а должен читать это по их лицам и понимать:
как на уроке создана установка быть внимательным;
как использованы внешние особенности наглядного материала для
привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование и пр.);
как организована смена видов деятельности на уроке;
как учитываются возрастные особенности внимания школьников;
как организована активность учащихся на уроке;как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие
недостатки внимания.
Известно, что между учениками существуют значительные различия в
показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко
запоминают образный материал, другие – эмоциональный, третьи –
вербальный, четвертые – движения. Эти различия проявляются в успешности
учебной деятельности, и учитель должен учитывать их в своей работе. Так,
нельзя подходить с одними требованиями к оценке успехов учеников по
разным дисциплинам. Высокие вербальные способности помогают в
заучивании текстов (стихотворений, иностранных слов, географических
названий и т. д.).
Если урок предполагает заучивание какоголибо материала, то время,
отводимое на заучивание какоголибо материала, должно быть
индивидуальным. Нужно ориентироваться на детей с более низкими
способностями, а для учеников с высокими способностями должны быть
предусмотрены дополнительные задания. В противном случае мы
сталкиваемся с ситуацией, когда часть учеников выключаются из активной
работы, у них возникает чувство неудовлетворенности, теряется интерес к
уроку.
Установлено, что объем запоминания не связан линейной зависимостью с
прочностью сохранения. Как известно, все люди делятся на 4 группы:
быстро запоминающие и медленно забывающие;
быстро запоминающие и быстро забывающие;
медленно запоминающие и медленно забывающие;
медленно запоминающие и быстро забывающие.
Например, учитель после объяснения материала очень часто переходит к
повторению и опросу по этому материалу. За активную работу ученики
получают отметки. Кто будет в этой ситуации находиться в более выгодных
условиях? Нетрудно ответить – ученики, способные быстро запоминать
материал. Но хорошо, если они его прочно усвоили, а если он скоро
забудется?
Профессиональноличностные критерии успешности учителя
Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность
в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя
выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом
оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик
учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально
значима.Такие качества структурировались в работах Ю. К. Бабанского, В. А.
Сластенина, Н. В. Кузьминой и др.
Из многочисленных существующих диагностических методик мы выделили
такие качества личности учителя, которые, на наш взгляд, оказывают
существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.
1. Эмоциональность
В состав этого качества входит:
– интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;
– адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;
– доброжелательность реакции учителя на возбуждение;
– уверенность в своих педагогических мыслях и действиях,
– удовлетворенность от результата своего труда.
2. Выразительность речи
Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и
убедительность речи учителя.
За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд
важных педагогических задач.
К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску
голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское
свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся.
Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности
необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные
упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики,
образности действует правило «ТРИ О»:
Общение – с хорошей литературой, искусством, природой.
Общение – с интересными людьми, любовь, дружба.
Общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества,
размышлений.
3. Творческое начало личностиУчитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю»
биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать,
делать самому, экспериментировать ежедневно. Но если это выполнять без
творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных
суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни вне
предметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с
ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!»
Одностишие: Я и творить, и натворить умею (В. М. Лизинский).
4. Организаторские способности
Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания
хорошего ученического коллектива.
Одностишие: Я горы вмиг с ребятами сверну (еще бы знать, зачем).
Планировать могу, могу и делать (В. М. Лизинский).
5. Чувство юмора
Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в
карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.
В. А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора
воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не
понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и
это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит
выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями
можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором относиться к причине
противостояния, обращать все в шутку.
Одностишие: Мне юмор в детстве подмешали в молоко (В. М. Лизинский).
6. Настойчивость, дисциплинированность
Два эти качества характеризуют развитие воли учителя.
Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленные цели
и доводить принятые решения до конца.
Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения
общественным правилам.
Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и
организация труда, и отношения с администрацией, родителями и учащимися,
и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.