Кризис 7 лет
Оценка 4.8

Кризис 7 лет

Оценка 4.8
doc
14.05.2020
Кризис 7 лет
кризис 7 лет.doc

Кризис 7 лет

 

Старший дошкольный возраст

– это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник.

При переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. В этот период появляются специфические для данного возраста особенности:

- нарочитость,

- нелепость,

- искусственность поведения,

- паясничанье,

- вертлявость,

- клоунада.

Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Конечно, детям любого возраста свойственно шутить, передразнивать, подражать животным, говорить глупости и это даже кажется смешным. И напротив, данное поведение ребенка в кризис 7 лет, вызывает не улыбку, а осуждение.

Такие особенности поведения свидетельствуют об «утрате детской непосредственности».

Поведение ребенка до 7  лет можно условно описать схемой:

«захотел – сделал»

Его поведение понятно и легко «читается» окружающими.

 

Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента. Его поведение становится осознанным:

«захотел – осознал – сделал».

 

Это только начало формирования способности к анализу своих переживаний и отношений.

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является:

- осознание своего социального «Я»,

- формирование внутренней социальной позиции.

В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность.

Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности, которое и находит свое выражение в негативной симптоматике кризиса семи лет:

- негативизм,

- упрямство,

- строптивость и др.

 

Психологи выявили связь кризиса 7 лет и успешности адаптации детей к школе.

Оказалось, что дошкольники, в поведении которых до поступления в школу замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньше трудностей, чем те дети, у которых кризис 7 лет до школы никак не проявлялся.

На основании опроса родителей и воспитателей в одной из подготовительных групп детского сада было установлено, что большинство детей проявляют негативную симптоматику кризиса 7 лет.

Родители этих детей отметили, что «ребенок вдруг испортился»,  «всегда был послушный, а сейчас словно подменили», «капризничает, голос повышает, дерзит», «кривляется», «все требования надо повторять по двадцать раз» и т.п.

Наблюдения за этими детьми показали, что они очень подвижны, легко начинают и бросают начатое дело или игру, постоянно пытаются себя занять чем-то полезным, требуют к себе внимания взрослых. Они часто спрашивают о школе, предпочитают учебные занятия игре.

Воспитатель характеризовал их как «очень активных, нуждающихся в контроле, неусидчивых, непослушных, почемучек».

 

Другие дети, по мнению родителей, послушны, бесконфликтны, в их поведении нет заметных изменений.

Они практически не выражают  недовольства, не возражают взрослым, много играют, предпочитая игру чтению, занятиям, помощи родителям и воспитателям. Это типичные дошкольники, тихие, послушные, проявляющие инициативу только в игре.

Повторное обследование детей после поступления в школу показало, что у дошкольников, демонстрировавших признаки кризиса в подготовительной группе детского сада, с началом обучения в школе негативная симптоматика, как правило, исчезает.

Родители этих детей отмечают, что трудности в воспитании для них «пройденный этап» и с поступлением в школу ребенок изменился к лучшему, «все стало на свои места».

Напротив, многие дети, внешне благополучные в дошкольный период, с приходом в первый класс переживали кризисный период.

Их родители отмечали, что с поступлением в школу у ребенка появилось негативное поведение: «все время передразнивает, кривляется, огрызается», «дерзит», «грубит» и т.п. Учителя отмечают, что эти дети малоактивны на уроке, «не интересуются учебой», «играют под партой, носят в школу игрушки».

 

Какие выводы можно сделать, рассматривая старший дошкольный возраст как кризисный или переходный период развития?

 

Первое. Кризисы развития неизбежны и в определенное время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, а у других бурно и очень болезненно.

 

Второе. Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребенок стал старше и готов к более серьезной деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими.

 

Третье. Главное в кризисе развития не его негативный характер (как уже говорилось, трудности в воспитании могут быть почти незаметны), а изменения в детском самосознании – формирование внутренней социальной позиции.

 

Четвертое. Проявление кризиса в 6-7 летнем возрасте говорит о социальной готовности ребенка к обучению в школе.

 

Давно замечено, что кризисы развития в наиболее яркой форме проявляются в семье. Это происходит потому, что образовательные учреждения работают по определенным программам, в которых учитываются возрастные изменения детской психики. Семья в этом отношении более консервативна, родители склонны опекать своих «малышей», невзирая на их возраст. Нередки расхождения мнений воспитателей и родителей в оценке поведения детей 6 – 7-летнего возраста: мамы жалуются на упрямство и своеволие ребенка, а воспитатель характеризует его как самостоятельного и ответственного, которому можно поручить серьезное дело.

 

При выявлении симптомов кризиса прежде всего важно мнение родителей. Для выявления данных симптомов родителям предлагается заполнить анкету «Оценка особенностей поведения ребенка 6 – 7-летнего возраста» (приложение 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как справиться с кризисом семи лет.

 

1.                                                Прежде всего нужно помнить, что кризисы – это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.

 

2.                                                Причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.

 

 

3.                                                Измените свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.

 

4.                                                Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а  убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.

 

 

5.                                                Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.

 

6.                                                Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

Напомним, симптомы кризиса говорят об изменениях в самосознании ребенка, формировании внутренней социальной позиции.

Главное при этом – не негативная симптоматика, а стремление ребенка к новой социальной роли и социально значимой деятельности.

Если закономерных изменений в развитии самосознания не происходит, это может свидетельствовать об отставании в социальном (личностном) развитии.

Разумеется, не всегда послушание и покладистость 6 – 7-летнего ребенка являются показателями задержки в развитии, это может быть проявлением флегматического типа темперамента либо результатом продуманного мудрого воспитания. Дети 6 – 7-летнего возраста с отставанием в личностном развитии характеризуются не критичностью в оценке себя и своих действий. Они считают себя самыми хорошими (красивыми, умными), в своих неудачах склонны обвинять окружающих или внешние обстоятельства и не осознают свои переживания и побуждения.

 

 

 

 

Приложение 1.

 

 

Анкета для родителей.

 

Оцените особенности поведения своего ребенка за последние полгода – год. Если данная особенность поведения свойственна ребенку и появилась недавно, соответствующий пункт оценивается в 2 балла; если указанные особенности появляются время от времени независимо от возраста – 1 балл; при их отсутствии ставится 0.

 

 

 

1.                                               В последнее время (полгода – год) очень сильно изменился, стал совершенно другим.____________

2.                                               Часто грубит, старается « переговорить» взрослого._____________

3.                                               Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами.____________

4.                                               Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большой неохотой._________

5.                                               Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу.___________

6.                                               Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми играм с малышами.____________

7.                                               Стал упрямым, во всем отстаивает свое мнение.____________

8.                                               Кривляется, паясничает, говорит писклявым голосом.____________

9.                                               Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу.

10.                                          Стремится подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сложите баллы__________

 

 

Анализ результатов

 

20 – 11 баллов – скорее всего, трудности в воспитании ребенка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть свое отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера;

10 – 6 баллов – негативные реакции ребенка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса;

5 – 0 баллов – для этого возраста ребенок слишком спокоен, необходимо приглядеться к нему по внимательней, может быть он отстает от сверстников в своем развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационный материал для родительского собрания  старшего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кризис 7-ми лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: ознакомить родителей  с особенностями кризиса 7-ми лет.

 

Задачи:

▫ показать связь кризиса 7-ми лет и успешности адаптации детей к школе.

▫ помочь родителям оценить особенности поведения их ребенка.

▫ помочь родителям справиться с кризисом 7-ми лет.


Старший дошкольный возраст – это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник

Старший дошкольный возраст – это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник

Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности, которое и находит свое выражение в негативной…

Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности, которое и находит свое выражение в негативной…

Какие выводы можно сделать, рассматривая старший дошкольный возраст как кризисный или переходный период развития?

Какие выводы можно сделать, рассматривая старший дошкольный возраст как кризисный или переходный период развития?

Прежде всего нужно помнить, что кризисы – это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни

Прежде всего нужно помнить, что кризисы – это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни

Приложение 1. Анкета для родителей

Приложение 1. Анкета для родителей

Анализ результатов 20 – 11 баллов – скорее всего, трудности в воспитании ребенка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть свое отношение к нему и систему требований,…

Анализ результатов 20 – 11 баллов – скорее всего, трудности в воспитании ребенка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть свое отношение к нему и систему требований,…

Информационный материал для родительского собрания старшего дошкольного возраста

Информационный материал для родительского собрания старшего дошкольного возраста

Цель : ознакомить родителей с особенностями кризиса 7-ми лет

Цель : ознакомить родителей с особенностями кризиса 7-ми лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020