МКДОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»
С. ЯРАГКАЗМАЛЯР МАГАРАМКЕНТСКИЙ РАЙОН
ПРОГРАММА РАБОТЫ КРУЖКА:
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Джаруллаева М.Г.
2019 – 2020 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии детей. Развитие мелкой моторики рук ребёнка – одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных и учебных действий.
Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» для тренировки пальцев рук ребёнка. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики: Я. Коменской, М. Монтессори, Е. И. Тихеевой, Е. А. Янушко были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Цель: Создание условий для развития мелкой моторики у детей раннего возраста через массаж, пальчиковые игры, игры и эксперименты с тестом.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
2. Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
3. Способствовать снятию эмоционального напряжения детей в период адаптации.
Отличительные особенности работы данного кружка:
Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом, направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоциональной сферы и мелкой моторики.
Занятия проводятся с подгруппой детей (4-5 человек, длительность 8-10 минут один раз в неделю, в пятницу в 16:00).
Каждое занятие содержит:
1. Массаж или Пальчиковая игра
2. Игры и упражнения с разнообразными материалами.
Чтобы дети не уставали сидя, в середине занятия рекомендуется физкультурная пауза.
Планируемый результат: К концу года дети умеют управлять своими действиями и концентрировать внимание, согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.
ПЛАН ЗАНЯТИЙ.
ОКТЯБРЬ
ЗАНЯТИЕ 1
Массаж: «Крутись, карандаш».
Цель: Сделать массаж ладоней ребенка. Развивать мелкую моторику пальцев.
Содержание: Раздать детям карандаши и предложить их покатать между ладошек по всей длине пальчиков.
«Карандаш я покачу, вправо-влево, как хочу!»
Игра: «Помоги Машеньке найти дорожку домой».
Цель: Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
Содержание: На иллюстрации провести пальчиком по дорожке, ведущей к домику.
ЗАНЯТИЕ 2
Массаж: «Покатай-покатай».
Содержание: Раздать детям ребристые карандаши. Поочередно ручками катать карандаш по столу.
«Карандаш я покачу, вправо-влево, как хочу!»
Пальчиковая игра: «Белка».
«Сидит белка на тележке, продает она орешки: Лисичке-сестричке, воробью, синичке, Мишке толстопятому, заиньке усатому».
ЗАНЯТИЕ 3
Массаж: «Не боюсь колючек».
Содержание: Раздать детям бигуди и предложить их потрогать. Обратить внимание на то, что бигуди на ощупь колючие. Покатать бигуди между ладошек по всей длине пальчиков.
Игра: «Спрячь в ладошке».
Цель: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Содержание: Раздать детям небольшие кусочки поролона и предложить спрятать их в ладошке так, чтобы поролона было не видно. Дети у кого поролона не видно оставляют его себе, у кого видно воспитатель забирает.
ЗАНЯТИЕ 4
Массаж: «Этот мячик не простой».
Содержание: Массаж пальчиков мячиком-ежиком.
«Этот мячик не простой весь колючий, вот такой. Меж ладошками кладем, им ладошки разотрем».
Игра: «Шлеп-шлеп».
Содержание: Раздать детям кусочки теста, предложить поиграть с тестом, размять его, «пошлепать» по нему пальчиками и ладошками.
НОЯБРЬ
ЗАНЯТИЕ 1
Массаж: «Орешек».
Содержание: Раздать детям грецкие орехи в скорлупе, дать потрогать, катаем орех между ладоней.
«Я орех в руках катаю, между пальчиков кручу, непременно каждый пальчик быть послушным научу».
Игра: «Спрячь и найди».
Содержание: В сухом бассейне с горохом предложить «зарыть», а затем отыскать орехи.
ЗАНЯТИЕ 2
Массаж: «Покатился шарик наш».
Содержание: Дать детям деревянные маленькие шарики, катаем между ладошек, затем по столу.
Игра: «Спрячь шарик».
Содержание: Раздать детям небольшие кусочки теста, предложить помять их, поиграть с ними, спрятать в тесто шарик, затем найти его.
ЗАНЯТИЕ 3
Массаж: «Этот мячик не простой» (см. Занятие 4, октябрь)
Игра: «Отпечатки».
Содержание: Раздать детям сплющенные с лепешку кусочки теста и колпачки от фломастеров, показать какие красивые отпечатки оставляют они на тесте, предложить действовать самостоятельно.
ЗАНЯТИЕ 4
Массаж: «Канат для пальчиков».
Содержание: Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании и с упором острым концом в стол.
Игра: «Чтобы мишке было теплее».
Цель: Учить мелко, рвать бумагу. Развивать мелкую моторику рук.
Содержание: Иллюстрация «Мишка в берлоге».
Медвежонок хочет спать, давайте закроем его берлогу маленькими снежинками?
ДЕКАБРЬ
ЗАНЯТИЕ 1
Массаж: «Орешек» (орехи фундук)
«Я верчу, кручу орех, чтобы стал круглее всех»
Игра: «Втыкалочки».
Содержание: Слепить из теста пирожок и предложить украсить его. Втыкать в него можно разные предметы: колпачки от фломастеров, пуговки, зерна и т. д.
ЗАНЯТИЕ 2
Массаж: «Покатай» (еловая шишка):
«Шишки с ёлки есть у нас, покатаем их сейчас».
Игра: «Чудесный мешочек».
Содержание: Мешочек с новогодними подарками для белочки, ежика, зайки (морковка, грибок, яблочко). Предложить достать на ощупь и угостить зверушек.
ЗАНЯТИЕ 3
Массаж: «Зернышко» (фасоль).
«Мы катаем, мы катаем фасолевые зернышки, будут ловкими у нас пальчики, ладошечки».
Игра: «Угостим петушка».
Содержание: Тарелочки с фасолью и горохом, петушок. Предложить детям разобрать зерна и угостить петушка горошком.
ЗАНЯТИЕ 4
Массаж: «Тесто».
Содержание: В глубокую емкость насыпаны крупы – фасоль, горох, гречка или смесь (сухой бассейн). Ребёнок запускает руки в «сухой бассейн» и имитирует замешивание теста, приговаривая:
«Мы тесто месили, мы тесто месили: нас тщательно всё помесить попросили, но сколько ни месим и сколько ни мнём, комочки опять и опять достаём».
Игра: «Не просыпь».
Содержание: Сухой бассейн с крупой, ложки, тарелочки. Дети аккуратно зачерпывают крупу ложкой и переносят в тарелочки.
ЯНВАРЬ
ЗАНЯТИЕ 1
Массаж: «Не боюсь колючек» (массаж пальцев и ладоней зубной щеткой или массажной щеткой для волос):
«Гладила мама-ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат!»
Игра: «Ежик колючий».
Содержание: Комочки теста – это ежики, но у них нет иголок. Предложить втыкать в тесто спички, мелкие веточки, макароны, зерна овса.
ЗАНЯТИЕ 2
Массаж: «Шишка».
Содержание: положить сосновую шишку на середину ладони одной руки и сжимать и разжимать пальцы руки. Затем сменить руку и проделать движения аналогично:
«Если, как Мишутка, сильным хочешь стать, надо в ручке шишку сильно-сильно сжать».
Игра: «Белки шутят».
Содержание: перебрасывание шишек друг другу.
«Белки шутят, белки играют: шишки, как мячики, деткам кидают. С белками весело мы поиграем, все шишки руками ловко поймаем. Если упали, скорей подберем и снова бросать их белкам начнем». Можно забрасывать шишки в небольшую корзиночку.
ФЕВРАЛЬ
ЗАНЯТИЕ 1
Массаж: «Прищепка».
Содержание: бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.
«Кусается сильно котенок – глупыш, он думает: это не палец, а мышь.
– Но я же играю с тобою малыш! – А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!
Игра: «Солнышко».
Содержание: Круги из картона желтого цвета, прищепки желтого цвета. Дети дополняют солнышко лучиками, надевая прищепки на картонные круги.
ЗАНЯТИЕ 2
Массаж: «Губка».
Содержание: губку для мытья посуды сжимаем и разжимаем поочередно правой и левой рукой.
«Эта ручка правая, эта ручка левая. Я на губку нажимаю, я зарядку делаю».
Игра: «Отожми губку».
Содержание: Тазик с теплой водой, поролоновые губки. Дети опускают губки в тазик, наполняя их водой, затем отжимают их, наблюдая, как из губки вытекает вода.
ЗАНЯТИЕ 3
Массаж: «Орешки» (фундук).
Содержание: катаем орешек по столу ладошкой прямыми и круговыми движениями.
Игра: «Один – много».
Содержание: Спрячьте в кусок теста несколько предметов, например, орешки в скорлупе так, чтобы их кусочки были видны из теста. Предложите малышу достать их: «один орешек, два орешка, три орешка! Много орешков!»
ЗАНЯТИЕ 4
Массаж: «Пуговки».
Содержание: в емкость насыпаны пуговки разного цвета и размера. Дети перемешивают их руками, ощупывают, зажимают в ладошке (спрячь и покажи пуговку).
Игровое упражнение: «Пуговку в петельку».
Содержание: работа с «пуговичными тренажерами»
МАРТ
ЗАНЯТИЕ 1
Массаж: «Дровишки».
Содержание: раздать детям карандаши и предложить покатать их по столу ладошками.
Игра: «Пуговичная мозаика».
Содержание: Раздать детям картинки, пустые кружочки в изображении предложить закрыть пуговками.
ЗАНЯТИЕ 2
Массаж: «Не боюсь колючек» (см. Занятие 3, октябрь).
Игра: «Заборчик для зверушки».
Содержание: Раздать детям шарики из теста. Предложить сплющить шарик в лепешку, в центр ее поместить игрушку (от «Киндер Сюрприз»). В тесто втыкать колпачки от фломастеров так, чтобы вокруг зверушки получился заборчик.
ЗАНЯТИЕ 3
Пальчиковая игра: «Моя семья».
Вот дедушка, Вот бабушка, Вот папочка, Вот мамочка, Вот деточка моя, А вот и вся семья. Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.
Игра: «Угощение для всей семьи».
Содержание: Раздать детям комочки разноцветного теста, предложить отрывать маленькие кусочки - это будут конфетки - и складываем их на тарелочку. (Эта игра учит приему "отщипывание" - навыку отрывать кусочки теста от целого куска.)
ЗАНЯТИЕ 4
Пальчиковая игра: «Капуста».
«Мы капусту рубим-рубим, Мы морковку трем-трем, Мы капусту солим-солим, Мы капусту жмем-жмем».
Игра: «Покормим птичку».
Содержание: Раздать детям комочки теста, предложить отщипывать кусочки – это будут «крошки для птички».
АПРЕЛЬ
ЗАНЯТИЕ 1
Массаж: «Орешек».
Содержание: Раздать детям грецкие орехи в скорлупе, дать потрогать, катаем орех между ладоней:
«Я орех в руках катаю, между пальчиков кручу, непременно каждый пальчик быть послушным научу»
Игра: «Шлеп-шлеп».
Содержание: Раздать детям кусочки теста, предложить поиграть с тестом, размять его, «пошлепать» по нему пальчиками и ладошками.
ЗАНЯТИЕ 2
Массаж: «Канат для пальчиков».
Содержание: Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании и с упором острым концом в стол.
Игра: «Отпечатки».
Содержание: Раздать детям сплющенные с лепешку кусочки теста и колпачки от фломастеров, показать какие красивые отпечатки оставляют они на тесте, предложить действовать самостоятельно.
ЗАНЯТИЕ 3
Массаж: «Прищепка».
Содержание: бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.
«Кусается сильно котенок – глупыш, он думает: это не палец, а мышь.
– Но я же играю с тобою малыш! – А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!
Пальчиковая игра: «Белка»
«Сидит белка на тележке, продает она орешки: Лисичке-сестричке, воробью, синичке, Мишке толстопятому, заиньке усатому»
ЗАНЯТИЕ 4
Массаж: «Не боюсь колючек».
Содержание: Раздать детям бигуди и предложить их потрогать. Обратить внимание на то, что бигуди на ощупь колючие. Покатать бигуди между ладошек по всей длине пальчиков.
Игра: «Ежик колючий».
Содержание: Комочки теста – это ежики, но у них нет иголок. Предложить втыкать в тесто спички, мелкие веточки, макароны, зерна овса.
МАЙ
ЗАНЯТИЕ 1
Массаж: «Зернышко» (фасоль).
«Мы катаем, мы катаем фасолевые зернышки, будут ловкими у нас пальчики, ладошечки»
Игра: «Чудесный мешочек».
Содержание: Мешочек с новогодними подарками для белочки, ежика, зайки (морковка, грибок, яблочко). Предложить достать на ощупь и угостить зверушек.
ЗАНЯТИЕ 2
Массаж: «Не боюсь колючек».
Содержание: массаж пальцев и ладоней зубной щеткой или массажной щеткой для волос.
«Гладила мама-ежиха ежат: «Что за пригожие детки лежат!»
Игра: «Белки шутят» - перебрасывание шишек друг другу.
«Белки шутят, белки играют: шишки, как мячики, деткам кидают. С белками весело мы поиграем, все шишки руками ловко поймаем. Если упали, скорей подберем и снова бросать их белкам начнем» Можно забрасывать шишки в небольшую корзиночку.
ЗАНЯТИЕ 3
Массаж: «Покатай» (еловая шишка):
«Шишки с ёлки есть у нас, покатаем их сейчас»
Игра: «Не просыпь».
Содержание: Сухой бассейн с крупой, ложки, тарелочки, Дети аккуратно зачерпывают крупу ложкой и переносят в тарелочки.
ЗАНЯТИЕ 4
Массаж: «Крутись, карандаш».
Цель: Сделать массаж ладоней ребенка. Развивать мелкую моторику пальцев.
Содержание: Раздать детям карандаши и предложить их покатать между ладошек по всей длине пальчиков.
«Карандаш я покачу, вправо-влево, как хочу!»
Игра: «Один – много».
Содержание: Спрячьте в кусок теста несколько предметов, например, орешки в скорлупе так, чтобы их кусочки были видны из теста. Предложите малышу достать их: «один орешек, два орешка, три орешка! Много орешков!»
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. «Пальчиковые игры для детей» – О. С. Ермакова, 2009 г.
2. «Забавы для малышей» – М. Ю. Картушина, Москва «Творческий центр», 2007 г.
3. «Пальчиковые игры для малышей» – Д. А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.
4. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. 1-3 года - Е. А. Янушко, Владос, 2017 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.