Общественно – полезная деятельность:
кружок «Очень умелые ручки»
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка «Очень умелые ручки» составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов, введена в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общественно – полезной деятельности и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Программа рассчитана на детей 9 - 11 лет, реализуется за 1 год.
Количество обучающихся в группе - 12 человек.
Объём курса - 1 раз в неделю по 1 часу (всего 32 часа), время занятия не превышает 35 минут.
Цель: воспитание трудолюбия; приобретение общественно – организаторских умений, учиться отвечать не только за свою, но и за общую работу.
Задачи:
1. Воспитание трудолюбия, творческого отношение к учёбе как виду творческой деятельности, к результатам своего труда, труда других людей.
2. Умение видеть красоту природы, труда и творчества.
3. Развивать умения и навыки самообслуживания в школе и дома.
Место проведения занятий:
Рекомендуется проводить занятия в классной комнате, дома и за пределами школы (в зависимости от вида деятельности).
Пояснительная записка.
Кем бы ни стал впоследствии ученик трудовые знания и умения ему будут нужны на протяжении всей жизни, как и привычка делать все аккуратно и добросовестно ....
Школьный возраст - важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социализации, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период для детей, имеющих отклонения в умственном развитии. Поскольку большая часть из них в настоящее время не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит - до школы ребенок не получал квалифицированную коррекционную поддержку.
Важнейшая задача воспитания - подготовка ребенка к самостоятельной жизни. Нормально развивающийся ребенок многие социально значимые навыки и умения усваивает спонтанно, без специального обучения. Ребенок с нарушениями в развитии нуждается в особой помощи для подготовки к независимому жизнеустройству.
Недостатки познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сферы умственно отсталых детей во многом осложняют решение многих задач. Поэтому нужна специальная организация работы, предусматривающая, во-первых, более элементарный, чем в массовой школе, уровень содержания эстетического воспитания, во-вторых, рациональное использование разнообразных и отвечающих возможностям учащихся форм, методов и средств воспитания и обучения, в-третьих, коррекционно-направленный характер всех занятий. Такой организацией являются занятия в кружке - это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно, оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе.
Все занятия в программе выстроены в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят с одной стороны — игровой характер, а с другой — обучающий и развивающий.
Виды и содержания общественно полезной деятельности
1.Самообсуживание – дежурство в классе, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
2. Труд на пришкольном участке. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений. Охрана зеленых насаждений.
3. Разные трудовые операции. Сбор лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Изготовление игрушек и поделок. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.
Личностные результаты
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- Навыки сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми.
Результаты
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- Проговаривать последовательность деятельности;
- Учиться работать по предложенному учителем плану;
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности своей и товарищей.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию.
- Слушать и понимать речь других.
Прогнозируемые результаты.
- составлять план своей деятельности;
- обобщать, делать несложные выводы;
- определять последовательность событий при выполнении деятельности;
- получить первоначальные представления о роли труда в жизни человека;
- получить первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками;
- приобрести умения и навыки самообслуживания в школе и дома.
Тематическое планирование
№ |
Тема занятия |
Дата проведения |
«Добрые дела для моего класса» |
||
1 |
Знакомство с обязанностями дежурного в классе. Дежурство в классе. |
05.09 |
«Трудовые операции» |
||
2 |
Уборка территории школьного двора от бумажного мусора. |
12.09 |
3 |
Сбор природного материала. |
19.09 |
4 |
Самообслуживание уход за одеждой, обувью. |
26.09 |
«Добрые дела для моего класса» |
||
5 |
Уход за комнатными растениями в классе |
03.10 |
6 |
Ремонт книг в классной библиотеке |
10.10 |
7 |
Организация и уход за своим рабочим местом. |
17.10 |
8 |
Операция «Чистокласс» |
24.10 |
«Наши руки не знают скуки» |
||
9 |
Изготовление счётного материала для математики. |
14.11 |
10 |
Операция «Сувенир». Работа мастерской по изготовлению сувениров. |
21.11 |
11 |
Операция «Сувенир». Работа мастерской по изготовлению сувениров. |
28.11 |
«Добрые дела для моего класса» |
||
12 |
Уход за комнатными растениями в классе |
05.12 |
13 |
Операция «Чистокласс» |
12.12 |
«Наши руки не знают скуки» |
||
14 |
Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление ёлочных украшений. |
19.12 |
15 |
Работа мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление ёлочных украшений. |
26.12 |
16 |
Изготовление и развешивание кормушек для птиц. Подкормка птиц зимой. |
16.01 |
|
|
|
«Трудовые операции» |
||
17 |
Самообслуживание уход за одеждой, обувью. |
23.01 |
18 |
Работа с конструктором. |
30.01 |
«Добрые дела для моего класса» |
||
19 |
Уход за комнатными растениями в классе |
06.02 |
«Наши руки не знают скуки» |
||
20 |
Изготовление подарков к праздникам для мам, бабушек, пап, дедушек. |
20.02 |
21 |
Экскурсия в библиотеку. |
27.02 |
22 |
Изготовление подарков к праздникам для мам, бабушек, пап, дедушек. |
05.03 |
«Добрые дела для моего класса» |
||
23 |
Операция «Чистокласс» |
12.03 |
«Наши руки не знают скуки» |
||
24 |
Работа «Города Мастеров» сувениры-игрушки; изготовление кукол-дергунчиков. |
26.03 |
25 |
Работа «Города Мастеров» сувениры-игрушки; изготовление кукол-дергунчиков. |
02.04 |
«Добрые дела для моего класса» |
||
26 |
Ремонт книг в классной библиотеке |
09.04 |
«Трудовые операции» |
||
27 |
Уход за рассадой. Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений» |
16.04 |
28 |
Уход за рассадой. Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений» |
23.04 |
29 |
Экскурсия на почту. |
30.04 |
30 |
Выставки «Очень умелые ручки» |
07.05 |
31 |
Праздник труда. |
14.05 |
«Добрые дела для моего класса» |
||
32 |
Операция «Чистокласс» |
21.05 |
Список литературы.
1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с. – (Стандарты второго поколения)
2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
3 Изменения, которые вносятся в федеральный государственный образовательный стандарт начального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373. Утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 № 1241
4. Л.А.Болотина, А.П.Журавлева. Начальное техническое моделирование - М.: 2007 г.
5. .И. Дереклеева Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «Вако», 2007 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.