«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно – эстетическое развитие», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Веселые капельки » направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования - это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Творчество для детей - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе учит детей свободно выражать свой замысел, работать с разнообразными художественными,природными и бросовыми материалами, побуждает детей к творческим поискам и решениям. развивает уверенность в своих силах, способствует снятию детских страхов, развивает мелкую моторику рук, развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии, воспитывает уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Новизной и отличительной особенностью программы « Веселые капельки» является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель кружка:
- формировать у детей дошкольного возраста художественно -творческих способностей через задания с использованием в работе интересной и необычно й изобразительной техники, неизвестного материала,
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
- Показать возможность использования хорошо знакомых детям бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов.
- Развивать у детей творческие способности средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Образовательные:
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность в работе с художественными материалами.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы : рисование пальчиком, рисование ладошкой, оттиск печатками, штампами, рисование при помощи трафарета, рисование крупой.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Режим занятий:
Младшая группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия .В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в младшей группе -15 минут.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы
Ожидаемый результат:
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
-Расширению и обогащению художественного опыта.
-Формированию предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средств
Тематический план
№ |
Тема |
Теория |
Практика |
Всего часов |
1. |
« Красивые ягодки» |
|
1 |
1 |
2. |
«Мой любимый дождик» |
|
1 |
1 |
3. |
«Зернышки для цыплят» |
|
1 |
1 |
4. |
«Веселый мухомор» |
|
1 |
1 |
5. |
«Ягоды и яблочки» |
|
1 |
1 |
6. |
«Божьи коровки на лужайке» |
|
1 |
1 |
7. |
«Аквариум» |
|
1 |
1 |
8. |
«В нашем саду листопад» |
|
1 |
1 |
9. |
«Кисть рябинки» |
|
1 |
1 |
10. |
«Светофор» |
|
1 |
1 |
11. |
«Жили у бабуси два веселых гуся» |
|
1 |
1 |
12. |
«Я люблю свою лошадку» |
|
1 |
1 |
13. |
«Первый снег» |
|
1 |
1 |
14. |
«Снежинка» |
|
1 |
1 |
15. |
«Красивый свитер» |
|
1 |
1 |
16. |
«Маленькой елочке холодно зимой» |
|
1 |
1 |
17. |
«Ёлочка пушистая, нарядная» |
1 |
1 |
2 |
18. |
«Веселый снеговик» |
1 |
1 |
2 |
19. |
«Узоры на окнах» |
|
1 |
1 |
20. |
«Пушистый зайчонок» |
|
1 |
1 |
21. |
«Кораблик для папы» |
|
1 |
1 |
22. |
«Мои рукавички» |
|
1 |
1 |
23. |
«Мимоза для мамы» |
|
1 |
1 |
24. |
«Солнышко» |
|
1 |
1 |
25. |
«Весеннее дерево» |
|
1 |
1 |
26. |
«Красивая салфеточка» |
|
1 |
1 |
27. |
«Одуванчики» |
|
1 |
1 |
28. |
«Волшебные картинки» |
|
1 |
1 |
29. |
«Весенние листочки» |
|
1 |
1 |
30. |
«Шарики» |
|
1 |
1 |
31. |
«Гусеницы в траве» |
|
1 |
1 |
32. |
«Праздничный салют» |
|
1 |
1 |
33. |
«Красивые цветы» |
|
1 |
1 |
34. |
«Волшебное небо» |
|
1 |
1 |
Перспективное планирование работы кружка
Сентябрь
Неде- ля |
Тема |
Техника рисования |
Программное содержание |
Материал |
1. |
«Красивые ягодки» |
Рисование пальчиком |
Познакомить детей с техникой рисования пальцами. Учить рисовать предметы круглой формы. Развивать цветовосприятие. |
2 листа формата А3, миски с красной и желтой гуашью, салфетки, муляжи ягод, изображения ягод.
|
2. |
«Мой любимый дождик» |
Рисование пальчиком |
Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер(мелкий - капельками, сильный - линии ) |
Листы А4 на каждого ребенка, с наклейными тучками разной величины, синяя гуашь в тарелочках (мисочках), салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы |
3. |
«Зернышки для цыплят» |
Рисование пальчиком |
Учить детей наносить точечные рисунки пальцами. Развивать мелкую моторику рук. |
½ альбомного листа с нарисованным цыпленком, черная гуашь, салфетки. |
4. |
«Веселый мухомор»
|
Рисование пальчиком |
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. |
Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы, гуашь красная, алая, кисточки; белая гуашь в тарелочке (мисочке), салфетки, муляжи или иллюстрации мухоморов. |
Октябрь.
Неделя |
Тема |
Техника рисования |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
«Ягоды и яблочки» |
Оттиск печаткой из картофеля, оттиск пробкой |
Познакомить с нетрадиционной техникой печатания. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчест-во в дорисовывании предметов упражнять в расположении рисунка по всей плоскости листа. |
ягоды и яблоки, тарелка, листы бумаги овальные, квадратные, круглые (диаметр 16 см) пастельных тонов, печатки из картофеля круглой формы, пробки, мисочки с гуашью для печати и рисования пальчиками, салфетки, эскизы с изображениями натюрморта на тарелках разной формы, на подносе |
2. |
«Божьи коровки на лужайке»
|
|
Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точку на всю поверхность предмета; вызывать эмоциональ-ный отклик от рисова-ния; воспитывать аккуратность. |
Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, на каждого ребенка, черная гуашь в тарелочках (мисочках). |
3. |
«Аквариум» |
Рисование ладошкой. |
Познакомить с новой техникой рисования. Учить ребёнка вообр-ажать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цве-том. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату. |
лист формата А4 голубого цвета, разноцветная гуашь-желтая, зеленая, красная, салфетки, кисти, иллюстрации рыб. |
4. |
«В нашем саду листопад» |
Рисование пальчиками |
Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками; учить узнавать и называть цвета: жёлтый, красный, оранжевый; вызывать эмоциональный отклик от рисования; воспитывать аккуратность |
Искусственные ветки с листьями; тонированные альбомные листья с нарисованными деревьями; гуашь в тарелочках - жёлтого, красного, оранжевого цветов; влажные салфетки; музыкальное сопровождение. |
Ноябрь.
Неделя |
Тема |
Техника рисования |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
«Кисть рябинки» |
Рисование ватной палочкой |
Учить рисовать ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности. |
Квадратный лист цветной бумаги с нарисованной веточкой, зеленая и желтая, красная гуашь в тарелочках (мисочка), салфетки, ветка рябины. Или иллюстрация |
2. |
«Светофор» |
Рисование штампами (пробками) |
Продолжать знакомить с приемом печатания кругов одинаковой величины. Закреплять знания о светофоре, о последовательности цвета в изображении. Поддерживать интерес к рисованию. |
½ альбомного листа, гуашь красная, желтая, зеленая, макет светофора, Незнайка.
|
3. |
«Жили у бабуси два веселых гуся» |
Рисование ладошкой |
Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закреплять умение дополнять изображение деталями |
Листы бумаги А4 синего цвета, белая, серая, зеленая гуашь в тарелочке. Иллюстрации с птицами. |
4. |
«Я люблю свою лошадку»
|
Рисование тычком полусухой кистью |
Учить заполнять кон-тур животного спосо-бом тычка. Держать кисть вертикально. Расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. |
вырезанные из бумаги фигуры лошадки, жесткая кисть, гуашь коричневая, иллюстрации и изображения домашних животных.
|
Декабрь
Неделя |
Тема |
Техника рисования |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
«Первый снег»
|
Рисование пальчиками |
Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). |
Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки.
|
2. |
« Снежин-ка» |
Рисование крупой |
Познакомить с техникой рисования крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. |
лист бумаги с нарисованной снежинкой на каждого ребенка синего цвета; клей; кисти; манная крупа. Бумажные салфетки. |
3. |
«Красивый свитер» |
Рисование ватными палочками |
Закреплять технику рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор. |
: две куклы – мальчик и девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами, ватные палочки
|
4. |
«Маленькой ёлочке холодно зимой» |
Рисование пальчиками, оттиск печатками
|
Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить рисовать ёлочку. Воспитывать аккуратность |
маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, коричневая гуашь, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетка, картофель.
|
Январь
Неделя |
Тема |
Техника рисования |
Программное содержание |
Оборудование |
1-2. |
«Елочка пушистая, нарядная»
|
Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками
|
учить заполнять контур елки способом тычка. Держать кисть вертикально. Расширять знания о растениях. Продолжать знакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать пушистую елку, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. |
½ альбомного листа с нарисованным контуром елки, жесткая кисть, гуашь коричневая, зеленая, иллюстрации елок, зимнего леса.
|
3-4. |
«Весёлый снеговик»
|
Тычок жесткой полусухой кистью |
упражнять в технике тычка с помощью жесткой полусухой кисти. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. |
бумага тонированная с нарисованным контуром снеговика, белая гуашь, жесткая кисть, красный, черный маркер, мягкая игрушка снеговик.
|
Февраль
Неделя |
Тема |
Техника рисования |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
«Узоры на окнах» |
Раздувание капли трубочкой |
Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. |
½ альбомного листа, гуашь,салфетки. |
2. |
«Пушистый зайчонок» |
Рисование по трафарету |
Познакомить с техникой рисования с помощью трафарета. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. |
Цветная бумага голубого цвета, белая и черная гуашь, кисть, трафарет зайчика, салфетки. Поролоновый тампон. |
3. |
«Кораблик для папы» |
Печать поролоном по трафарету |
Познакомить с техникой печати по трафарету. Закреплять умение дорисовывать недостающие детали
|
Открытка, гуашь разного цвета, салфетки, трафарет |
4. |
«Мои рукавички»
|
Оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками
|
Цель: Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.
|
Оборудование: Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, гуашь в мисочках, салфетка |
Март
Неделя |
Тема |
Техника рисования |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
«Мимоза для мамы»
|
(рисование пальчиками)
|
Упражнять в рисовании пальчиками. Учить наносить отпечатки у основания стебля. Воспитывать аккуратность в работе, развивать чувство композиции |
открытки из цветной бумаги с нарисованной веточкой, ½ альбомного листа или картона с нарисованной веткой и листьями мимозы, гуашь желтая, салфетки, иллюстрации
|
2. |
«Солныш-ко»
|
( рисование ладошками)
|
Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечаток – лучики у солнца. Развивать цветовосприятие. |
½ альбомного листа с нарисованным посередине небольшим желтым кругом, гуашь желтого цвета, кисти, салфетки
|
3. |
«Весеннее дерево» |
Рисование пальчиком |
закрепить умение рисовать деревья краской. Упражнять в рисовании прямых линий. Закреплять умение дорисовывать листья (примакиванием) пальчиком. Развивать чувство композиции |
½ альбомного листа, гуашь черная, коричневая, зеленая в мисках, салфетки, образец.
|
4. |
«Красивая салфеточ-ка» |
Рисование ватной палочкой |
Учить детей составлять узор на бумаге квадратной формы. Развивать чувство композиции. |
Квадрат 20х20, гуашь разных цветов, салфетки, ватные палочки |
Апрель
Неделя |
Тема |
Техника рисования |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
«Одуван-чики»
|
рисование жесткой полусухой кистью
|
Упражнять в технике рисования тычком полусухой, жестко кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Воспитывать аккуратность. |
½ альбомного листа, гуашь зеленая, желтая, кисть, салфетки, изображение одуванчика |
2. |
«Волшеб-ные картинки»
|
рисование свечой
|
ознакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. |
Свеча, тушь синего цвета, листы плотной бумаги. Пол-листа бумаги с уже нанесёнными свечой рисунками.
|
3. |
«Весенние листочки» |
Оттиск листьями |
Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умения работать с техникой печати. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях.
|
Лист черного цвета, гуашь красного, жёлтого, зелёного цветов |
4. |
«Шарики» |
Рисование мятой бумагой |
Познакомить детей с техникой рисования мятой бумагой. Развивать мелкую моторику рук, предварительно комкая её. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой |
Ватман, листы бумаги для комкания, гуашь различных цветов, мисочки для краски |
Май
Неделя |
Тема |
Техника рисования |
Программное содержание |
Оборудование |
1. |
«Гусеницы в траве»
|
Оттиск пробкой |
Совершенствовать технику оттиска пробкой (туловище гусеницы), не оставляя просветов между мазками. Дорисовывание недостающих деталей фломастерами (лапки, травка, солнышко). Развивать цветовосприятие. Воспитывать бережное отношение к природе; расширять знания о насекомых. |
½ альбомного листа, гуашь зеленого, желтого, красного цвета,
|
2. |
« Празднич-ный салют»
|
Рисование методом тычка |
Познакомить детей с праздником «День победа» и неотъемлемой частью празднования – салютом. Упражнять детей в рисовании методом тычка. Закрепить умение ритмично наносить точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. |
иллюстрации с изображением салюта; листы бумаги синего цвета; гуашь разных цветов в чашечках; салфетки. На листах бумаги нарисована пушка из которой выпускают большой праздничный салют. |
3. |
«Красивые цветы» |
рисование в технике печатания пробками (лепестки и серединка цветка) |
рисовать цветок в центре листа. Закреплять умение пользоваться фломастерами, дорисовывать простые детали (стебелёк, листочки, травка). Закрепить прием примакивания. Развивать чувство композиции. |
½ альбомного листа, гуашь зеленого, красного, желтого, синего цвета, печатки, тарелки, салфетки, кисти, образец готового цветка |
4. |
«Волшебное небо» |
Печать поролоном по трафарету |
Упражнять в технике печати по трафарету. формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Развивать цветовосприятие. |
Тонированная бумага, трафареты звезд, гуашь желтого цвета, салфетки. |
Сентябрь
Красивые ягодки
(кол.работа. Рисование тычков с помощью пальчиков)
Цель: Учить детей рисовать тычки с помощью пальчиков, расширять знания детей о ягодах, о цвете. Учить составлять изображение на всем листе. Развивать у детей интерес к рисованию.
Предв.работа: с/р игра «Покупка овощей и фруктов»
Оборудование: 2 листа формата А3, миски с красной и желтой гуашью, салфетки, муляжи ягод, изображения ягод.
Ход занятия:
1. Рассматривание ягод. Обратить внимание на форму (круглая), размер (большие, маленькие), цвет (желтые, красные, оранжевые).
Читает стихотворение Е.Седовой –
Маленькие ягодки,
спелые и вкусные,
по большой тарелочке
рассыпались как бусины.
Спросить, как можно нарисовать ягоды. Ребенок показывает способ получения изображения. Уточнить, что ягоды должны рассыпаться по всему листу.
2. Дети работают, воспитатель следит за аккуратностью. Спрашивает, какого цвета у него ягода.
3. Оценка детских работ, найти похожие ягоды. Прорисовать семена (фломастером коричневого цвета).
Мой любимый дождик
(коллективная работа. Рисование пальчиками)
Цель: развитие мелкой моторики детей посредством детского художественного творчества. Формировать умение создавать коллективное произведение в рисовании. Развивать умение с помощью рук формировать образное представление. Воспитывать усидчивость, настойчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
Предв.работа: наблюдения за дождем, рассматривание иллюстраций об осени.
Ход занятия:
1. чтение потешки «Дождик, дождик, пуще…»
2. Игра «Солнышко и дождик».
3. Педагог показывает, как набрать гуашь пальчиком и наносить мазки на бумагу. Отметить, что дождь идет на всем листе. По окончании работы пальчики вытираются мокрой салфеткой.
4. просмотр получившегося дождя. Спросить у детей, каким бывает дождь? Дается характеристика дождю: мелкий, сильный, теплый, холодный. Для чего нужен дождь? (поливает овощи, цветы, деревья и т.д.)
Весёлые мухоморы
(рисование пальчиками)
Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования пальцами. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпку гриба.
Предв.работа: Игра «Собери грибок в кузовок», рассматривание муляжей.
Оборудование: Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов, красная гуашь, кисти, миски с белой гуашью, салфетки, муляжи или иллюстрации грибов-мухоморов.
Ход занятия:
1. Спросить у детей, видели ли они грибы? Где они растут? Из каких частей состоят? (шляпка и ножка). Рассматривание муляжа или иллюстрации. Не все грибы можно есть, люди мухоморы не едят, а вот животные в лесу едят, например лоси. Нарисуем ему много мухоморов, он покормит своих лосят.
2. Показ работы: набирается красная гуашь, покрывается шляпка гриба. Как высохнет можно наносить белые точки-крапинки.
3. Работа детей. Дети покрывают шляпку красной гуашью. Игра с грибами. Дети наносят белые точки.
4. Оценка детских работ. Дети соглашаются подарить их лосю, чтобы сделать запасы на зиму для детенышей-лосят.
Октябрь
Ягоды и яблочки
(оттиск отпечатками из картофеля, оттиск пробкой или рисование пальчиками)
Цель: упражнять в комбинировании различных техник при изображении простейшего натюрморта, в расположении рисунка по всей плоскости листа.
Оборудование: ягоды и яблоки, тарелка, листы бумаги овальные, квадратные, круглые (диаметр 30 см) пастельных тонов, печатки из картофеля круглой формы, пробки, мисочки с гуашью для печати и рисования пальчиками, салфетки, эскизы с изображениями натюрморта на тарелках разной формы, на подносе, в корзине и т.д.
Ход занятия:
1. Рассматриваются ягоды и яблоки. Педагог обращает внимание детей на форму (круглая), размер (большие и маленькие), цвет (красный, синий, жёлтый, оранжевый).
Читает стихотворение Е.Седовой:
Маленькие ягодки,
Спелые и вкусные,
По большой тарелочке
Рассыпались, как бусины.
Яблочки румяные,
Круглые и гладкие,
Так и просят: «Скушай нас!
Мы такие сладкие!»
2. Дети изучают педагогические эскизы, выбирают понравившиеся и непонравившиеся. Воспитатель помогает определить, с помощью каких печаток можно сделать яблоки, ягодки. Кто-то из ребят показывает способ получения изображения. Уточняется, что ягодки и яблоки должны рассыпаться по всей тарелочке.
3. Дети выбирают, будут ли они печатать ягодки пробкой или рисовать пальчиками, пробуют разные краски. В это время повторяется стихотворение.
4. Воспитатель беседует с каждым ребёнком, выполнившим рисунок. Спрашивает, какие он выбрал краски, каким способом рисовал. Называется самая полная тарелочка, самые яркие яблочки, самые разноцветные ягодки и т.д. Особо отмечаются работы, на которых выбраны для рисования не похожие друг на другие тарелка, поднос или корзина.
5.
Божьи коровки на лужайке
(рисование пальчиками)
Цель: упражнять в технике рисования пальцами. Закреплять умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков.
Предварительная работа: наблюдения за насекомыми, игры с насекомыми, чтение книг, рассматривание иллюстраций, игра «Собери целое из частей».
Оборудование: вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинах, салфетки, черная, зеленая гуашь в мисках.
Ход занятия: 1. Спросить, каких насекомых дети знают, какого они цвета? Дети рассматривают иллюстрации с божьими коровками, называют цвет, форму точек.
. Показ ан доске ребенком способа отпечатывания пальчиком черных точек.
3 Работы детей, в конце вытирают палец, набирают зеленую гуашь для изображения высокой, низкой травы.
6. 4. Выбирается самая красивая божья коровка. Чтение стихотворений:
7. Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.
8. Божья
коровка,
Улети на небо,
Там твои детки,
Кушают конфетки,
Всем по одной,
9. а тебе ни одной!
Аквариум
(коллективная работа. Рисование с помощью ладошки)
Цель: Познакомить с нетрадиционной техникой рисования ладошкой. Показать прием получения отпечатка ладони. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность.
Предв.работа: Игры с разными картинками-кубиками «Собери целое».
Оборудование: лист формата А4 голубого цвета, разноцветная гуашь-желтая, зеленая, красная, салфетки, кисти, иллюстрации рыб.
Ход занятия:
1. Педагог рассматривает иллюстрации с изображением аквариума, грунта, водорослей. Загадывает загадку: плещет в речке чистой, спинкой серебристой (рыбка). Читает стихотворение И.Токмаковой «Где спит рыбка»
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий — к конуре.
Белкин след ведёт к дуплу,
Мышкин — к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
2. Показать, как с помощью руки можно нарисовать рыбку. Затем как рисунок дополнить деталями, добавляя изображения водорослей.
3. Дети работают за столами, воспитатель помогает. Прорисовывание камней, водорослей.
4. Проводится пальчиковая гимнастика:
Жил да был один налим,
Два ерша дружили с ним,
Прилетали к ним 3 утки
По 4 раза в сутки
И учили их считать-
Раз, два, три, четыре, пять.
5. Анализ детских работ, выбор ярких, красивых рыбок.
Моя любимая чашка
(оттиск пробкой или печаткой из картофеля, рисование пальчиками)
Цель: продолжать знакомить с приемом печатания кругов различной величины, при помощи пальчика. Поддерживать интерес к рисованию. Учить пользоваться салфетками после рисования.
Оборудование: вырезанные из бумаги чашки, разноцветная гуашь в мисках, различные печатки, салфетки, выставка посуды.
Ход занятия: 1. Разыгрывается ситуация: в гости приходит кукла, плачет. Она рассказывает, что у неё дома много тарелок, ложек, а чашек мало. Ей нечем угостить гостей, некуда налить чай, молоко. Спрашивает: что пьют дети в садике? (какао, молоко, чай, сок, кефир, йогурт, кисель, компот)
2. Воспитатель предлагает детям помочь кукле: раскрасить чашки. Педагог показывает чередование рисования пальчиками и печатками из картофеля.
3. Дети работают, в ходе рисования корректируется нажим и количество набираемой краски.
4. В конце занятия кукла и дети рассматривают чашки. Кукла благодарит детей за красивые, яркие чашки.
ноябрь
Я люблю свою лошадку
(рисование с помощью тычков полусухой кистью)
Цель: учить заполнять контур животного способом тычка. Держать кисть вертикально.Расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.
Предварительная работа: чтение стихотворений о животных, подвижные игры, артикул. гимнастика, игра «Зоопарк».
Оборудование: вырезанные из бумаги фигуры лошадки, жесткая кисть, гуашь коричневая, иллюстрации и изображения домашних животных.
Ход занятия: 1. Воспитатель читает стихотворение А.Барто «Лошадка». Дети повторяют, цокают языком.
2. Показ способа изображения: опустить кисть в гуашь им ударять ею по бумаге, держа кисть вертикально. Заполнить весь лист. Получается имитация фактурности пушистой, гладкой поверхности.
3. Дети выполняют работу.
4. Играют в «лошадки» - скачут по коврику – одна нога впереди, другая сзади, в руках «вожжи». Цокают громко, тихо.
5. дополняют рисунок – рисуют глаза, копыта. Анализ работ.
Осенние листочки (изменить содержание)
(Рисование, используя приём примакивания)
Цель: Учить правильно держать кисточку, снимать лишнюю краску о край баночки; изображать листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге. Учить узнавать и правильно называть жёлтый цвет. Развивать эстетическое восприятие.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, игра «Солнышко и дождик», заучивание потешек, песен.
Оборудование: Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь жёлтая, рисунки с изображением солнышка, зеркало, зонтик.
Ход занятия: 1. Наблюдение из окна за солнцем. Почему оно всё меньше появляется на небе? Игра с зеркалом, показ солнечных зайчиков на стене, на потолке. Дети называют, где он находится. Чтение стихотворений о солнце.
2. Показ способа рисования солнца с лучами. Печаткой из картофеля наносится круг посередине листа. Далее пальцем наносятся «лучи».
3. Дети работают за столами.
4. Игра «Солнышко и дождик».
5. Оценка детских работ.
Солнышко лучистое, почему ты стало чаще прятаться?
(рисование ладошкой (всей кистью руки), оттиск печатками)
Цель: вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
Оборудование: листы голубой бумаги (50×50 см) с кругом жёлтого или оранжевого цвета посередине, гуашь (жёлтого, оранжевого, лимонного, красного цветов) в мисочках (для печати) и блюдечках (для рисования ладошкой), печатки из картофеля, салфетки, зонтик, эскизы с изображением солнышка разного цвета и техники выполнения.
Ход занятия:
1. Педагог приглашает детей поиграть с солнышком, читает потешку «Солнышко-вёдрышко»:
Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети-обогрей
Телят да ягнят,
Ещё маленьких ребят.
Показывает эскизы с изображением солнышка, выполненные в различных изобразительных техниках.
2. Вводится название «лучик», используется наглядно-действенный приём «погладь пальчиком лучики». Педагог знакомит с понятием красный, жёлтый, оранжевый цвет, «тёплые оттенки». Демонстрирует разные способы создания изображения, выполняя лучики оттисками печатки из картофеля или ладошки.
3. Дети выбирают технику, которая больше подходит к игре с солнышком. При затруднениях педагог показывает способ создания изображения индивидуально.
4. Дети рассматривают получившиеся работы, выбирают самое разноцветное солнышко, самое весёлое, самое румяное и т.д. Играют в игру «Солнышко и дождик», для которой используются детские рисунки: если педагог показывает картинку с изображением солнышка, ребята «гуляют на полянке», если открывает зонтик – все прячутся под зонтик от дождя.
Рябиновая кисть (изменить способ рисования)
(рисование пальчиками)
Цель: Учить детей рисовать тычки с помощью пальчиков, расширять знания детей о ягодах, о цвете. Учить составлять изображение на концах кисти. Развивать у детей интерес к рисованию.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций.
Оборудование: ½ альбомного листа с нарисованной заранее рябиновой кистью, миски с оранжевой, красной гуашью, салфетки, кисть рябины (папье-маше).
Ход занятия: 1. Педагог показывает детям изображение рябины, спрашивает что это? Рябину едят птицы, они слетаются стаей и клюют её. А чем они клюют? Какого цвета ягоды рябины? Давайте попробуем нарисовать много ягод. Показывает, как набирать краску и наносить мазки на концах кисти рябины.
2. Ребята выполняют самостоятельно работу. Педагог следит, чтобы рисовали аккуратно, не сливая ягоды, рисуя свободно их расположив.
3. Читает стихотворение
Свиристели.
К нам с ветрами прилетели
Стаи ярких свиристелей.
Прилетели свиристели,
Песню севера запели.
Пусть метель, как старый мельник,
Белит сосны, белит ельник
-Много ягод свиристелям
Заготовил можжевельник…
Есть крушина, есть калина,
А в колхозе, у овина,
Стынет в инее рябина.
Как пришла пора метелей,
Налетели свиристели.
Заскрипели, засвистели…
Все до ягодки поели. (А. Барто)
4.Рассматривание готовых работ, выставка в раздевалке.
Светофор
(оттиск печаткой из картофеля)
Цель: продолжать знакомить с приемом печатания кругов одинаковой величины. Закреплять знания о светофоре, о последовательности цвета в изображении. Поддерживать интерес к рисованию. Учить пользоваться салфетками после рисования.
Оборудование: ½ альбомного листа, гуашь красная, желтая, зеленая, макет светофора, Незнайка.
Ход занятия: 1. Незнайка играет с мячом на дороге, приглашает детей поиграть с ним. Дети говорят, что играть на дороге нельзя. Играть можно во дворе. А по дороге едут машины и могут сбить Незнайку. Водители смотрят на сигнал светофора. Люди переходят только тогда, когда загорается зеленый свет. Но Незнайка и его друзья не знаю правил поведения на дороге. Дети решают нарисовать светофоры и подарить их Незнайке, чтобы он раздал их друзьям.
2. Педагог показывает последовательность нанесения отпечатков цветов при помощи картофеля. Ребенок показывает на доске.
3. Дети самостоятельно работают, затем читают стихи о светофоре.
И.Гурина . Малышкин светофор.
Светофор нас в гости ждет.
Освещает переход.
Загорелся красный глаз:
Задержать он хочет нас.
Если красный – нет пути.
Красный свет – нельзя идти.
Желтый свет – не очень строгий:
Жди, нам нет пока дороги.
Ярко-желтый глаз горит:
Все движение стоит!
Наконец, зеленый глаз
Открывает путь для нас.
Полосатый переход
Пешеходов юных ждет!
4.Рассматривают полученные светофоры, дарят их Незнайке и его друзьям.
Красивый свитер (рисование ватными палочками)
Цель: знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор.
Оборудование: две куклы – мальчик и девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами.
Ход занятия:
1. Разыгрывается ситуация: в гости к детям приходят куклы мальчик и девочка. Они рассказывают о том, что в магазине одежды продаются свитера совсем неинтересные, без рисунка, а им бы хотелось носить яркие, разноцветные.
2. Педагог предлагает детям помочь мальчику и девочке украсить свитера для друзей. Показывает на двух – трёх образцах возможные чередования цвета при рисовании пальчиками, отмечает наиболее яркие варианты. При показе у детей уточняются названия тех или иных цветов. В процессе деятельности корректируются нажим и количество набираемой краски.
3. В конце занятия детские работы рассматриваются вместе с куклами. Мальчик и девочка благодарят за красивые свитера.
Декабрь
Первый снег
(Рисование пальчиками)
Цель: Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки).
Предварительная работа: наблюдения за снегом, чтение стихотворений, отгадывание загадок.
Оборудование: Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки.
Ход занятия: 1. Загадать загадку о снеге. Показ иллюстраций с изображением снега, картин о зиме.
2. Показать детям, как наносить пальчиком снег на тонированной бумаге.
3. Дети рисуют самостоятельно. Воспитатель следит, напоминает, как убирать лишнюю гуашь о край мисочки.
4. Рассматривание красивых, аккуратных рисунков. Чтение стихотворения о зиме.
Маленькой ёлочке холодно зимой.
(Рисование пальчиками, оттиск печатками)
Цель: Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить рисовать ёлочку. Воспитывать аккуратность.
Предварительная работа: рассматривание елок на прогулке (высокие, низкие), есть ствол, ветки, иголки, заучивание песен о елке, о Новом годе.
Оборудование: маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, коричневая гуашь, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетка, картофель.
Ход занятия: 1. Дети рассматривают изображение ели. Беседа о предстоящем празднике. Дети называют части дерева. Поют песню о ёлке. «Маленькой елочке холодно зимой…»
2. Показ способа рисования: пальцем набирается коричневая гуашь, проводиться линия сверху вниз – это ствол, от ствола идут ветки вниз – зеленой гуашью. После вытирания пальца набирается белая гуашь, наносится снег. Можно украсить ёлку – повесить разноцветные шары – печаткой из картофеля.
3. Дети выполняют работу.
4. Организация детских работ.
Январь
Елочка пушистая, нарядная
(тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками)
Цель: учить заполнять контур елки способом тычка. Держать кисть вертикально. Расширять знания о растениях. Продолжать знакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать пушистую елку, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.
Предварительная работа: чтение стихотворений о растениях, подвижные игры, чтение стихотворений о елке.
Оборудование: ½ альбомного листа с нарисованным контуром елки, жесткая кисть, гуашь коричневая, зеленая, иллюстрации елок, зимнего леса.
Ход занятия: 1. Воспитатель читает стихотворение «Елочка» А.Твардовский
- Елочка, елка,
Колкая иголка,
Где ты выросла?
- В лесу.
- Что ты видела?
- Лису.
- Что в лесу?
- Морозы. Голые березы,
Волки да медведи
- Вот и все соседи.
- А у нас под Новый год,
Каждый песенку поет.
2. Показ способа изображения: опустить кисть в гуашь им ударять ею по бумаге, держа кисть вертикально. Заполнить весь лист. Получается имитация фактурности пушистой, гладкой поверхности.
3. Дети выполняют работу.
4. Поют песню «Маленькой елочке холодно зимой».
5. Анализ работ.
Весёлый снеговичок
(тычок с помощью жесткой полусухой кистью)
Цель: упражнять в технике тычка с помощью жесткой полусухой кисти. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.
Предварительная работа: игры со снегом, наблюдения за лепкой снеговика старших детей, заучивание стихотворения.
Оборудование: бумага тонированная с нарисованным контуром снеговика, белая гуашь, жесткая кисть, красный, черный маркеры, мягкая игрушка снеговик.
Ход занятия: 1. Обратить внимание на снег, что можно из него слепить. Читает стихотворение Е. Седовой:
Первый снег идёт кругом –
Снегом землю замело.
Из пушистого снежка
Я слеплю снеговика
С длинным-длинным носом,
Назову Морозом.
Сделал я огромный ком
И ещё один потом,
Глазки – уголёчки,
Беленькие щёчки,
А потом морковку
Прикрепил неловко –
Это будет красный нос.
Вот и вышел мой Мороз.
В руку дам ему метлу,
Не замёрзнет на ветру.
Мой хороший снеговик
Сразу же к зиме привык.
2. спросить, как можно нарисовать снеговика. Педагог показывает способ изображения.
3. дети выполняют работы.
4. Читают стихотворение
Я ребята снеговик
К снегу, холоду привык
Вы меня слепили ловко
Вместо носа, тут морковка,
Уголечки вместо глаз
Шапкой служит старый таз.
Потом подходят к снеговикам, дорисовывают глаза, нос.
5.Просмотр детских работ, дети дают имена снеговикам, находят больших и маленьких, самых весёлых, толстых, смешных, неуклюжих, непохожих на другие.
Февраль
Красивое дерево
(рисование сангиной)
Цель: Закрепит умение рисовать деревья сангиной. Упражнять в рисовании прямых линий со средним нажимом на палочку сангины, чтобы линия была хорошо видна и чтобы мелок не сломался.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, игры «Узнай, с какого дерева лист?», «Чьи детки?», «К дереву беги»
Оборудование: ½ альбомного листа, тарелки с углем, салфетки.
Ход занятия: 1. Отгадывание загадки: «весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает» (дерево). Дети рассматривают иллюстрации с изображением дерева зимой. Называют части дерева.
2. Предложить способы рисования дерева углем. 1-2 ребенка показывают на доске.
3. Самостоятельная работа детей.
4. Оценка детских работ.
Любимые сказочные животные
(тычок жесткой полусухой кистью)
Цель: Упражнять в технике тычка жесткой полусухой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.
Оборудование: ½ альбомного листа с нарисованным контуром, кисти, гуашь разного цвета.
Ход занятия: 1. Воспитатель загадывает детям загадки о животных.
2. Дети выбирают изображение животных, определяют какого цвета её шерсть, отмечают пушистость. Показать, как с помощью кисти и гуаши показать её «шубу».
3. Дети самостоятельно выполняют работы.
Пальчиковая гимнастика:
Сидит белка на тележке
(спину выпрямите, голову поднимите, руки прижмите к груди, как лапочки).
Продаёт она орешки:
Лисичке - сестричке
(правой рукой загибайте по очереди пальцы на левой руке),
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в зобок
(погладьте себя по шее),
Кому в платок
(протяните вперед обе ладони),
Кому в лапочку
(протяните вперед одну
сложенную чашечкой ладонь).
4.Дети дорисовывают глаза, усы.
5. Рассматривание детских работ с нахождением в рисунках положительных моментов.
Мои рукавички
(Оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками)
Цель: Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность.
Оборудование: Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, гуашь в мисочках, выставка рукавички, салфетка.
Предварительная работа: рассматривание рукавичек, чтение сказки «Рукавичка».
Ход занятия: 1. В гости пришла кукла Катя, показывает детям свои рукавички. Дети отмечают цвет, форму рисунка. Просит детей нарисовать много варежек для неё и её подружек.
2. Педагог показывает, как можно нанести узор при помощи отпечатков картофелем, пальцем. Отметить использование следующего цвета после вытирания салфеткой.
3. Работы детей.
4. Игра «Догони варежку» - один из детей старается отнять варежку. Дети передают по кругу друг другу.
5. Рассматривание детских работ, похвала от куклы Кати.
Март
Мимоза для мамы
(рисование пальчиками)
Цель: Упражнять в рисовании пальчиками. Учить наносить отпечатки у основания стебля. Воспитывать аккуратность в работе, развивать чувство композиции.
Предварительная работа: чтение стихотворений, заучивание песен, беседы о празднике, с/р.игры «Дочки-матери»
Оборудование: открытки из цветной бумаги с нарисованной веточкой, ½ альбомного листа или картона с нарисованной веткой и листьями мимозы, гуашь желтая, салфетки, иллюстрации.
Ход занятия: 1. Дети встречают солнышко под музыку. Им в подарок оно принесло букет мимозы. Дети повторяют название. Рассматривание иллюстрации. Спросить, какого они цвета? Сколько их? Какой формы? На что похожи?
2. Солнышко предлагает «одеть» голые веточки мимозы. Надо обмакнуть палец в гуашь, убрать лишнее и сделать отпечаток на листе бумаги.
3. Педагог следит за аккуратностью выполнения работ. После работы вытирают пальцы.
4. Отмечают красоту получившихся веток мимоз. Определяют, для кого сделали открытки. Каждый ребёнок показывает свою мимозу солнышку.
Солнышко
( рисование ладошками)
Цель: Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечаток – лучики у солнца. Развивать цветовосприятие.
Предварительная работа: Заучивание потешек, наблюдения на прогулке, игры.
Оборудование: ½ альбомного листа с нарисованным посередине небольшим желтым кругом, гуашь желтого цвета, кисти, салфетки.
Ход занятия6 1. В комнате появляется солнечный зайчик, он просит о помощи.
2. Дети готовы нарисовать много лучей у солнышка, чтобы стало светлее, теплее, снег быстрее растаял. Показ способа нанесения гуаши на ладонь и отпечатывания его на бумаге.
3. Работы детей.
4. Оценка работ. Чтение стихотворений
Смотрит солнышко
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки -
Очень рады солнышку.
Солнышко, солнце
Солнышко, солнце,
Выгляни в оконце,
Посвети немножко,
Дам тебе горошка!
Я и солнышко. Ольга Чусовитина
Солнышко в окошко светит мне с утра,
Значит, в детский садик мне идти пора.
Быстро умываюсь, чищу зубы сам,
За окном весёлый слышен птичий гам.
Радуются птички, что пришла весна,
Маленькая травка на земле видна.
С мамочкой за руку в садик я иду,
Солнце подмигнуло мне лишь одному,
Я глаза зажмурил и услышал вслед,
Как оно сказало: “Эй, малыш, привет!”
5. Игры с солнечным зайчиком.
Весеннее дерево
(рисование пальчиком, оттиск картофелем)
Цель: закрепить умение рисовать деревья краской. Упражнять в рисовании прямых линий. Закреплять умение дорисовывать листья (примакиванием) пальчиком. Развивать чувство композиции.
Предварительная работа: рассматривание иллюстрации, наблюдения на прогулке, рисование, игры.
Оборудование: ½ альбомного листа, гуашь черная, коричневая, зеленая в мисках, салфетки, образец.
Ход занятия: 1. Прилетает птичка – просит детей помочь ей. Наступила весна, а листьев на деревьях ещё нет, ей надо ухаживать за птенцами, носить корм в гнездо, а кот Васька всё время мешает. А когда на деревьях будут листья, кот Васька не будет лазать по деревьям – он боится шелеста листьев.
2. Показ способа рисования – проводится прямая линия – это ствол. От ствола идут ветки – наклонные линии, а на ветках короткие линии.
3. Игра с листьями.
4. Дети подходят к столам, набирают зеленую гуашь и отпечатками пальцев наносят «листья» на деревья.
5. Оценка детских работ. Птичка благодарит детей за помощь.
Апрель
Одуванчики
(рисование жесткой полусухой кистью)
Цель: Упражнять в технике рисования тычком полусухой, жестко кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Воспитывать аккуратность.
Оборудование: ½ альбомного листа, гуашь зеленая, желтая, кисть, салфетки, изображение одуванчика.
Ход занятия: 1. Воспитатель загадывает загадку:
Жёлтенький цветочек,
Так похож на солнце,
Что ему, наверное,
Солнце улыбнётся.
Но что же с ним случилось?
Наш цветок стал белым,
И его пушинки
Ветерок развеял.
(одуванчик)
Предлагает вспомнить, как выглядят одуванчики. Рассматривается букет, обращается внимание на форму листьев, цветов. Говорится о том, что название цветка произошло от слова «дуть» - как только цветок отцвёл, белые семена раздувает ветер.
2. Проводится игра «Как растёт одуванчик»: дети раскладывают карточки с нарисованными одуванчиками в порядке роста и созревания (бутон, полураспустившийся, распустившийся, пушистый), рассматривают их, указывают, правильно ли подобраны картинки. Определяют, какой вид одуванчика им больше нравится, и какой они хотели бы нарисовать. Объяснить, как нарисовать стебелек, лист – пальцем, цветок – кистью –тычком. При этом воспитатель читает стихотворение Е. Седовой:
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик,
Подрастёт – нарядится
В беленькое платьице.
Лёгкое. Воздушное,
Ветерку послушное.
3.Дети рисуют одуванчики, кто какие хочет (жёлтые, белые) тычкованием. По ходу выполнения педагог поощряет детей, которые использовали различные техники и изобразили полянку с одуванчиками разного вида и цвета.
4. Выставка детских работ.
Жили у бабуси два весёлых гуся
(рисование ладошкой)
Цель: продолжать использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать её краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями.
Предварительная работа: Рассматривание картины «Гусыня с гусятами» из серии «Домашние птицы». Рассматривание иллюстраций с изображением гусей. Разучивание песни «Жили у бабуси…»
Оборудование: Нарисованное заранее озеро, белая, серая, зелёная гуашь, кисти, красный и чёрный маркеры для рисования деталей.
Ход занятия: 1. Рассмотреть игрушку гуся , уточнить, чем гусята отличаются от других птиц, какого они цвета; клюв; лапки, на что похожи глазки. Вспомнить песню «Жили у бабуси…» Где он живет? Что они едят?
2. Показ способа рисования, в конце рисунок дополняется деталями: глаз, клюв, лапки.
3. Работы детей.
4. Игра «Волк и гуси».
5. Завершение работ, оценка работ.
Волшебные картинки
(рисование свечой)
Цель: ознакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской.
Оборудование: Свеча, тушь синего цвета, листы плотной бумаги. Пол-листа бумаги с уже нанесёнными свечой рисунками.
Ход занятия: 1. Показать технику рисования свечой (волшебный дождик). Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесённым свечой рисунком и аккуратно закрашивает её.
2. Дети с педагогом идут на коврик . Игра «Солнышко и дождик».
3. Анализ работ, выставка в раздевалке.
Май
Гусеницы в траве
Цель: Совершенствовать технику пальчикового рисования (туловище гусеницы), не оставляя просветов между мазками. Дорисовывание недостающих деталей фломастерами (лапки, травка, солнышко). Развивать цветовосприятие. Воспитывать бережное отношение к природе; расширять знания о насекомых.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке.
Оборудование: ½ альбомного листа, гуашь зеленого, желтого, красного цвета,
салфетки, кисти.
Ход занятия: 1. Загадать загадку: зеленый ковер всю землю укрыл?
2. Показ способа рисования травки. Пальцем наносятся мазки зеленой гуашью по всей поверхности бумаги. Потом набирается гуашь другого цвета и при помощи пальца наносится отпечатки пальца – туловища гусеницы, без просветов между мазками.
3. Работы детей.
4. Чтение стихотворения или пальчиковая гимнастика:
Гусеничка маленькой была.
Гусеничка весело жила:
В понедельник ягода черничка
На обед досталась невеличке.
А во вторник – чистых две росинки
С листика, из самой серединки.
В среду ей под жёлтою ромашкой
Три смешные встретились букашки.
А в четверг – четыре гамачка,
А на них – четыре паучка.
В пятницу дивилась на грибочки:
Пять опяток на одном пенёчке.
А в субботу – на шмеля немножко,
Потому что был он шестиножка.
На лужайку вышла в воскресенье,
Где справляла муха день рожденья.
Семь жучков сидели там забавных,
С ними рядом восемь мошек славных
И на славу было угощенье –
Девять крошек сладкого печенья.
Или десять… Трудно сосчитать,
Если без оглядки уплетать!..
Звёздочка над лесом засияла.
Головой ромашка покачала:
«Ели-пили, пели-танцевали –
По домам, ребятки, не пора ли?»
То ли домик, то ли одеяло
Невеличка для себя связала.
Куколкой уснула неприметной –
Бабочкой проснулась разноцветной,
Крылышками лёгкими взмахнула,
Высоко над домиком вспорхнула
И в большое улетела лето…
Маленькая гусеничка, где ты?..
Гусеница.
- Гусеница, гусеница,
Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по
внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не
наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)
- Бабочкина дочка,
«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки
- По травинкам ползает,
То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»
- Кушает листочки:
И по другой стороне обратно.
- Ам!
Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь
скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого,
прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями.
- Ам!
- Ам!
- Ам!
- Ам!
- Поела
Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются…
- Спать захотела.
… одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как
яблоко.
- Проснулась –
Постепенно расправляем ладони…
- Бабочкой обернулась!
Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.
- Полетела, полетела, полетела!
Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле
правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка
летела вверх или вдаль.
6. Дорисовка глаз, лапок, оценка работ.
Разноцветные цветы
(рисование в технике печатания пробками (лепестки и серединка цветка)
Цель: Учить рисовать цветок в центре листа. Закреплять умение пользоваться фломастерами, дорисовывать простые детали (стебелёк, листочки, травка). Закрепить прием примакивания. Развивать чувство композиции.
Предварительная работа: рисование цветов, раскраски, наблюдения и уход за комнатными растениями, наблюдения на прогулке за тюльпанами.
Оборудование: ½ альбомного листа, гуашь зеленого, красного, желтого, синего цвета, печатки, тарелки, салфетки, кисти, образец готового цветка.
Ход занятия: 1. Воспитатель читает стихотворение
Н. Матвеева Прекрасный цветочек
На болоте среди
кочек
Вырос маленький цветочек,
Лепестки его - краса,
В них сияют небеса.
Ну а если дождь пролился,
В каждой капле отразился
Солнца луч на лепестках.
Кто увидит, скажет: "Ах!"
Пахнет нежным ароматом,
Солнце тешит его златом,
Богу радует он взор.
Не подумай: "Это сор".
Не сорви, чтоб расстоптать,
Пчёлке мёд он может дать,
Из таких вот мелочей
Красота Планеты всей!
Психологический этюд «Цветок»
Исходное положение – в приседе на ковре, голова опущена, ноги обхватить руками.
Наступила весна, пригрело ласковое солнышко. Появилась травка, а за ней – первые цветы. Подснежники, ветреница, мать-и-мачеха, одуванчики, ландыши… Все они живут на сказочной весенней полянке.
Просыпаются утром цветочки, радуются солнышку, тянутся к нему(поднять голову, открыть глаза, встать, потянуться). На листьях у цветов роса. Стряхивают они росу с листьев (встряхивающие движения кистями рук).
Увидели цветы друг друга, обрадовались, здороваются (улыбнуться, покивать головой).
Наступил день. С озера налетел легкий ветерок. Цветы закачали своими головками и зазвенели: «Дзынь, дзынь, дзынь!»
Поиграл ветерок с цветами и улетел. Захотелось цветочкам пить. Стали тянуться они корнями к воде (присесть). Напились воды и распустились еще больше (встать, руки развести вверх – в стороны).
Наступил вечер, и цветы стали засыпать (опустить голову). Наступила ночь, и они уснули (присесть, обхватить колени руками, закрыть глаза).
2. Ребята, а вы хотите нарисовать цветы? Детям показывают, как набрать печаткой желтую краску, сделать отпечаток посередине, это середина цветка. Другой печаткой набрать другую краску и вокруг желтой серединки сделать отпечатки – лепестки цветка.
3. Дети самостоятельно выполняют работу.
4. Физминутка :
Наши алые цветы Медленно разгибать пальцы из
Распускают лепестки. кулачков. Покачивание кистями рук
Ветерок чуть дышит, вправо - влево.Медленное сжимание
Лепестки колышет. пальцев в кулаки. Покачивание
Наши алые цветы кулачков вперед - назад.
Закрывают лепестки.
Головой качают,
Тихо засыпают.
5.Дети подходят к столам, дорисовывают стебель, лист, травку. Находят красивые, яркие цветы, организуют выставку работ.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.