Программа по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная
математика» разработана для 1 класса на 2023-2024 учебный год, составлена на основе авторской программы О.А.Холодовой «Занимательная математика», курс «Заниматика» серия «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2020 г.
Направление курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» общеинтеллектуальное.
Актуальность курса определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Содержание курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.
Новизна данного курса определена ФГОС НОО.
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребенком знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.
Данный курс позволит: ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими из рамки школьной программы; расширить целостное представление о проблеме данной науки; развить у детей математический образ мышления (краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической терминологии). Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общеинтеллектуальному развитию. Не менее важным фактором является стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Задания, предлагаемые учащимся, соответствуют познавательным возможностям младших школьников и предоставляют им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Формы организации учеников на занятиях разнообразны: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Цель курса – развивать математический образ мышления.
Задачи:
Ø расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
Ø расширять математические знания в области многозначных чисел;
Ø содействовать умелому использованию символики;
Ø учить правильно применять математическую терминологию;
Ø учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
Ø развивать умение отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
Ø развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся;
Ø формировать умение рассуждать как необходимый компонент логической грамотности;
Ø формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
Ø формировать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
Ø формировать пространственные представления и пространственное воображение;
Ø привлекать учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Принципы программы:
Ø Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Ø Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Ø Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Ø Практическая направленность
Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Ø Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Ø Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Основные виды деятельности учащихся:
Ø решение занимательных задач;
Ø оформление математических газет;
Ø участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
Ø знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
Ø проектная деятельность
Ø самостоятельная работа;
Ø работа в парах, в группах;
Ø творческие работы
Место курса в учебном плане:
Курс ориентирован на учащихся 1 - х классов (6 – 7 лет), рассчитан на 33 занятия (1 раз в неделю ).
Структура занятий:
1. Орешки для ума (3 – 5 минут). Основная задача данного этапа – создание у ребят положительного эмоционального фона.
2. Играй, да дело знай (10 – 15 минут). Тренировка психических процессов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления.
3. Коррегирующая гимнастика для глаз (1 – 2 минуты).
4. Смекай, решай, учись (15 – 20 минут). На этом этапе ребята учатся решать логические задачи занимательного характера.
5. Загадки веселого карандаша (10 – 20 минут). Предлагаемый занимательный материал служит для развития внимания, наблюдательности, воображения, пространственных представлений, вычислительных навыков, координации движений и глазомера.
Методическое обеспечение программы
Для проведения занятий предлагается:
1) Холодова О.А. Методическое пособие для 1 класса «Занимательная математика». – М.: Издательство РОСТ.2020г.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса в 1 классе является формирование следующих умений:
Ø Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
Ø В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Межпредметными результатами изучения курса в 1 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД :
Ø Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Ø Проговаривать последовательность действий.
Ø Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
Ø Учиться работать по предложенному учителем плану.
Ø Учится отличать верно выполненное задание от неверного.
Ø Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ø Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Ø Делать предварительный отбор источников информации.
Ø Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
Ø Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Ø Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.
Коммуникативные УУД:
Ø Донести свою позицию до других.
Ø Слушать и понимать речь других.
Ø Читать и пересказывать текст.
Ø Учиться выполнять различные роли в группе.
Занятия должны помочь учащимся:
Ø усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
Ø помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
Ø формировать творческое мышление;
Ø способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Основное содержание курса.
№ ПП |
Тема |
Количество часов |
1 |
ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ.УДИВИТЕЛЬНАЯ СТРАНА. |
1 |
2 |
ГОРОД ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ |
6 |
3 |
ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ ЧИСЕЛ |
8 |
4 |
ГОРОД ЛОГИЧЕСКИХ РАССУЖДЕНИЙ |
7 |
5 |
ГОРОД ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ |
6 |
6 |
ГОРОД ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕВРАЩЕНИЙ |
5 |
Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
№ занятия |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Удивительная страна |
1 |
|
Тема 1. Город закономерностей |
6 |
|
|
2 |
Аллея Признаков |
1 |
|
3 |
Порядковый проспект |
1 |
|
4 |
Улица Волшебного квадрата |
1 |
|
5 |
В космической лаборатории |
1 |
|
6 |
Художественная площадь |
1 |
|
7 |
Испытание в городе Закономерностей |
1 |
|
Тема 2. Город загадочных чисел |
8 |
|
|
8 |
Улица Загадальная |
1 |
|
9 |
Цифровой поезд |
1 |
|
10 |
Числовая улица |
1 |
|
11 |
Заколдованный переулок |
1 |
|
12 |
Улица Магическая |
1 |
|
13 |
Вычислительный поезд |
1 |
|
14 |
Переулок Доминошек |
1 |
|
15 |
Испытание в городе Загадочных чисел |
1 |
|
Тема 3. Город логических рассуждений |
7 |
|
|
16 |
Улица Высказываний |
1 |
|
17 |
Улица Правдолюбов |
1 |
|
18 |
Отрицательный переулок |
1 |
|
19,20,21 |
Проспект Логических задач |
3 |
|
22 |
Испытание в городе Логических рассуждений |
1 |
|
Тема 4. Город занимательных задач |
6 |
|
|
23 |
Улица Величинская |
1 |
|
24 |
Временной переулок |
1 |
|
25 |
Улица Сказочная |
1 |
|
26 |
Хитровский переулок |
1 |
|
27 |
Смекалистая улица |
1 |
|
28 |
Испытание в городе Занимательных задач |
1 |
|
Тема 5. Город геометрических превращений |
5 |
|
|
29 |
Фигурный проспект |
1 |
|
30 |
Зеркальный переулок |
1 |
|
31 |
Художественная улица |
1 |
|
32,33 |
Математический конкурс «Умники и умницы» |
2 |
|
Итого |
33 часа в год |
Ресурсное обеспечение реализации Программы
Материально-техническое:
Результат реализации программы во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования. Помещение для занятий светлое, сухое, теплое и по объему и размерам полезной площади соответствует числу занимающихся воспитанников.
Оборудование: столы; стулья; ноутбук, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
Размещение учебного оборудования, уровень освещённости соответствуют требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы.
1. 1.Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: Учитель, 2007
2. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 1 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
3. Белицкая Н. Г., А. О. Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 1-4 классы. –
М.: Айрис-пресс, 2008
4. Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс. Дрофа, 2008.
5. Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. М.: Айрис
– пресс, 2009
6. Дьячкова Г.Т. Математика: – 4 классы: олимпиадные задания. Волгоград: Учитель,
2011
7. Керова Г.В. «Нестандартные задачи по математике» М. ООО «ВАКО», 2010.
8. Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим математику с увлечением, 2011
9. Кэрролл.Л. Логическая игра. Просвещение, 2007.
10. Максимова Т.Н. Интеллектуальный марафон: 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 2010.
11. Малофеева Н. Развиваем интеллект. Лучшие логические игры. Эксмо, 2010.
12. Мищенкова Л.В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками. Феникс. Школа развития, 2008.
13. Никитина Т.Б. Как развить память у детей. АСТ-Пресс Книга, 2008.
14. Остер Григорий. Весёлые задачи. Издательство: Росмэн, 2008.
15. Пупышева О. Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2009
16. Савушкин С. Как решать задачки. Строим логические цепочки. Карапуз, 2010.
17. Удодова Н.И. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Волгоград: Учитель, 2008
18. Шадрина И. В. Обучение геометрии в начальных классах: Пособие для учителей, родителей, студентов вузов. Школьная Пресса, 2009.
19.О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. 1 класс. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига, 2020 г.
20.О. Холодова «Занимательная математика» 1 класс. Методическое пособие. Программа курса «Заниматика» М.: РОСТкнига,2020 г
1.Счетные палочки, геометрические фигуры из бумаги
2.Пазлы, разрезные картинки
3.Цветная бумага, карандаши, ластик, простой карандаш.
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school- collection.edu.ru/
2. Интернет учителю начальной школы http://mmc.rightside.ru/links/66- nachalka.html
3. Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru
4. Проект «Открытый класс» http://www.openclass.ru/pages/195
5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
6. Школа учителя http://www.tolstoy-school.ru/teach/teach.htm
Формы подведения итогов реализации программы.
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.