Кружок "Занимательная математика"
Оценка 4.9

Кружок "Занимательная математика"

Оценка 4.9
Документация
doc
математика
1 кл
31.01.2024
Кружок "Занимательная математика"
Кружок "Занимательная математика"
Кружок 1А Занимательная математика.doc

Программа по внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

Пояснительная записка

 

 

         Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная

 математика» разработана для 1 класса на 2023-2024 учебный год, составлена на основе авторской программы О.А.Холодовой «Занимательная математика», курс «Заниматика» серия «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2020 г.

Направление курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» общеинтеллектуальное.

Актуальность курса определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Содержание курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.

Новизна данного курса определена ФГОС НОО.

Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребенком знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.

Данный курс позволит: ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими из рамки школьной программы; расширить целостное представление о проблеме данной науки; развить у детей математический образ мышления (краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической терминологии). Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общеинтеллектуальному развитию. Не менее важным фактором является стремление развить у учащихся   умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Задания, предлагаемые учащимся, соответствуют познавательным возможностям младших школьников и предоставляют им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Формы организации учеников на занятиях разнообразны: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Цель курса – развивать математический образ мышления.

Задачи:

Ø расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

Ø  расширять математические знания в области многозначных чисел;

Ø содействовать умелому использованию символики;

Ø учить правильно применять математическую терминологию;

Ø учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

Ø развивать умение отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

Ø развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся;

Ø формировать умение рассуждать как необходимый компонент логической грамотности;

Ø формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

Ø формировать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

Ø формировать пространственные представления и пространственное воображение;

Ø привлекать учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Принципы программы:

Ø Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Ø Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Ø Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Ø Практическая направленность

Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Ø Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Ø Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Основные виды деятельности учащихся:

Ø решение занимательных задач;

Ø оформление математических газет;

Ø участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

Ø знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

Ø проектная деятельность

Ø самостоятельная работа;

Ø работа в парах, в группах;

Ø творческие работы

Место курса в учебном плане:

Курс ориентирован на учащихся 1 - х классов (6 – 7 лет), рассчитан на 33 занятия (1 раз в неделю ).

 

Структура занятий:

1.     Орешки для ума (3 – 5 минут). Основная задача данного этапа – создание у ребят положительного эмоционального фона.

2.     Играй, да дело знай (10 – 15 минут). Тренировка психических процессов, лежащих в основе творческих способностей: памяти, внимания, воображения, мышления.

3.     Коррегирующая гимнастика для глаз (1 – 2 минуты).

4.     Смекай, решай, учись (15 – 20 минут). На этом этапе ребята учатся решать логические задачи занимательного характера.

5.     Загадки веселого карандаша (10 – 20 минут). Предлагаемый занимательный материал служит для развития внимания, наблюдательности, воображения, пространственных представлений, вычислительных навыков, координации движений и глазомера.

 

Методическое обеспечение программы

         Для проведения занятий предлагается:

1) Холодова О.А. Методическое пособие для 1 класса «Занимательная математика». – М.: Издательство РОСТ.2020г.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса в 1 классе является формирование следующих умений:

Ø Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.

Ø В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Межпредметными результатами изучения курса в 1 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД :

Ø Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Ø Проговаривать последовательность действий.

Ø Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

Ø Учиться работать по предложенному учителем плану.

Ø Учится отличать верно выполненное задание от неверного.

Ø Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ø Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Ø Делать предварительный отбор источников информации.

Ø Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

Ø Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Ø Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.

Коммуникативные УУД:

Ø Донести свою позицию до других.

Ø Слушать и понимать речь других.

Ø Читать и пересказывать текст.

Ø Учиться выполнять различные роли в группе.

Занятия должны помочь учащимся:

Ø усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

Ø помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

Ø формировать творческое мышление;

Ø способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Основное содержание курса.

 

№ ПП

                      Тема

Количество часов

1

ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ.УДИВИТЕЛЬНАЯ СТРАНА.

1

2

ГОРОД ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ

6

3

ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ ЧИСЕЛ

8

4

ГОРОД ЛОГИЧЕСКИХ РАССУЖДЕНИЙ

7

5

ГОРОД ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

6

6

ГОРОД   ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ   ПРЕВРАЩЕНИЙ

5

 

 

Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Удивительная страна

1

 

Тема 1. Город закономерностей

6

 

2

Аллея Признаков

1

 

3

Порядковый проспект

1

 

4

Улица Волшебного квадрата

1

 

5

В космической лаборатории

1

 

6

Художественная площадь

1

 

7

Испытание в городе Закономерностей

1

 

Тема 2. Город загадочных чисел

8

 

8

Улица Загадальная

1

 

9

Цифровой поезд

1

 

10

Числовая улица

1

 

11

Заколдованный переулок

1

 

12

Улица Магическая

1

 

13

Вычислительный поезд

1

 

14

Переулок Доминошек

1

 

15

Испытание в городе Загадочных чисел

1

 

Тема 3. Город логических рассуждений

7

 

16

Улица Высказываний

1

 

17

Улица Правдолюбов

1

 

18

Отрицательный переулок

1

 

19,20,21

Проспект Логических задач

3

 

22

Испытание в городе Логических рассуждений

1

 

Тема 4. Город занимательных задач

6

 

23

Улица Величинская

1

 

24

Временной переулок

1

 

25

Улица Сказочная

1

 

26

Хитровский переулок

1

 

27

Смекалистая улица

1

 

28

Испытание в городе Занимательных задач

1

 

Тема 5. Город геометрических превращений

5

 

29

Фигурный проспект

1

 

30

Зеркальный переулок

1

 

31

Художественная улица

1

 

32,33

Математический конкурс «Умники и умницы»

2

 

Итого

33 часа в год

 

Ресурсное обеспечение реализации Программы

Материально-техническое:

Результат реализации программы во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования. Помещение для занятий светлое, сухое, теплое и по объему и размерам полезной площади соответствует числу занимающихся воспитанников.

Оборудование: столы; стулья; ноутбук, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Размещение   учебного оборудования,             уровень             освещённости соответствуют требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы.

 

 

Список литературы:

 

1.              1.Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: Учитель, 2007

2.              Белякова О. И. Занятия математического кружка. 1 4 классы. Волгоград: Учитель, 2008.

3.              Белицкая Н. Г., А. О. Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 1-4 классы.

М.: Айрис-пресс, 2008

4.              Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс. Дрофа, 2008.

5.              Гейдман Б.П., Мишарина И.Э. Подготовка к математической олимпиаде. М.: Айрис

пресс, 2009

6.              Дьячкова Г.Т. Математика: 4 классы: олимпиадные задания. Волгоград: Учитель,

2011

7.              Керова Г.В. «Нестандартные задачи по математике» М. ООО «ВАКО», 2010.

8.              Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим математику с увлечением, 2011

9.              Кэрролл.Л. Логическая игра. Просвещение, 2007.

10.          Максимова Т.Н. Интеллектуальный марафон: 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 2010.

11.          Малофеева Н. Развиваем интеллект. Лучшие логические игры. Эксмо, 2010.

12.          Мищенкова Л.В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками.   Феникс. Школа развития, 2008.

13.          Никитина Т.Б. Как развить память у детей. АСТ-Пресс Книга, 2008.

14.          Остер Григорий. Весёлые задачи. Издательство: Росмэн, 2008.

15.          Пупышева О. Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. М: ВАКО, 2009

16.          Савушкин С. Как решать задачки. Строим логические цепочки. Карапуз, 2010.

17.          Удодова Н.И. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Волгоград: Учитель, 2008

18.          Шадрина И. В. Обучение геометрии в начальных классах: Пособие для учителей, родителей, студентов вузов. Школьная Пресса, 2009.

19.О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. 1 класс. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига, 2020 г.

20.О. Холодова «Занимательная математика» 1 класс. Методическое пособие. Программа курса «Заниматика» М.: РОСТкнига,2020 г

Наглядно-дидактические пособия

1.Счетные палочки, геометрические фигуры из бумаги

2.Пазлы, разрезные картинки

3.Цветная бумага, карандаши, ластик, простой карандаш.

 

 

Интернет – ресурсы:

1.      Единая   коллекция  цифровых  образовательных ресурсов  http://school- collection.edu.ru/

2.      Интернет   учителю    начальной   школы    http://mmc.rightside.ru/links/66- nachalka.html

3.       Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru

4.       Проект «Открытый класс» http://www.openclass.ru/pages/195

5.       Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/

6.       Школа учителя http://www.tolstoy-school.ru/teach/teach.htm

 

Формы подведения итогов реализации программы.

 

Итоговый контроль осуществляется в формах:

-   тестирование;

-   практические работы;

-   творческие работы учащихся;

-   контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

 


Скачано с www.znanio.ru

Программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика»

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять

Принципы программы: Ø Актуальность

Принципы программы: Ø Актуальность

Основные виды деятельности учащихся: Ø решение занимательных задач; Ø оформление математических газет; Ø участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; Ø знакомство с научно-популярной литературой,…

Основные виды деятельности учащихся: Ø решение занимательных задач; Ø оформление математических газет; Ø участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; Ø знакомство с научно-популярной литературой,…

Холодова О.А. Методическое пособие для 1 класса «Занимательная математика»

Холодова О.А. Методическое пособие для 1 класса «Занимательная математика»

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры

Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» № занятия

Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» № занятия

Испытание в городе Логических рассуждений 1

Испытание в городе Логических рассуждений 1

Список литературы: 1. 1

Список литературы: 1. 1

Наглядно-дидактические пособия 1

Наглядно-дидактические пособия 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2024