Кружок "Школа докторов природы"
Оценка 4.7

Кружок "Школа докторов природы"

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
биология
5 кл—9 кл
14.02.2019
Кружок "Школа докторов природы"
Рабочая программа кружка рекомендуется для учащихся сельской школы с наличием пришкольного учебно-опытного участка.В программе предлагается авторская пояснительная записка, а также содержание с указанием тем,часов,видов деятельности учащихся в зависимости от времени года. Расписаны практические работы для учащихся школы с учетом их возраста.
школа докторов природы.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ № 31 пос.Светлая Заря. Биологический кружок «Школа докторов природы» Разработана для детей 10 ­15 лет                                            Учитель биологии Никонова О.В. Пояснительная записка "Наш   мир   так   же   сложен   и   уязвим,   как   паутина.   Коснитесь   одной паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины, ­ мы   оставляем   в   ней   зияющие   дыры.   Растениям   и   животным   некому писать, за них некому заступиться, кроме нас, людей, которые  вместе с ними населяют эту планету,  но не являются ее собственниками".  Джеральд Дарелл. На   сегодняшний   день   единственной   реально   объединяющей   все человечество   идеей,   не   зависящей   от   политических,   религиозных, экономических, культурных и других убеждений и мировоззрений, является экологическое   мировоззрение.   Это   обосновано   жизненно   важной необходимостью   объединения   усилий   для   спасения   от   реально   грозящей нашей планете опасности – глобальной экологической катастрофы. Из­за глобальных антропогенных преобразований  и загрязнений биосфера подошла к смертельно опасному критическому уровню – она начинает терять свои   основные   жизненные   функции   –   самоорганизацию   и   саморазвитие. Дальнейшая деградация неминуемо приведет к ее разрушению и гибели. В   связи   с   создавшейся   на   нашей   планете   критической   экологической ситуацией,       главная задача, стоящая перед человечеством – прекращение дальнейшей деградации биосферы за счет сохранения на Земле оставшихся природных экосистем и улучшения экологической обстановки в природно­ антропогенных и техногенных экосистемах. Это единственный путь спасения человечества и всего живого на земном шаре. Для   решения   этой   проблемы   главное   значение   имеет   личная ответственность   каждого   человека,   каждого   общества,   каждой   страны   и группы стран за благоприятное для жизни состояние окружающей среды, за 2 мероприятия по ее оздоровлению. Сознательное самоограничение желаний и потребностей у человека и общества в целом не может проявиться без научно обоснованного   и   сформированного   самосознания   и   экологического мировоззрения, т.е. без наличия экологической культуры в самом широком значении этого понятия. Актуальность программы Формирование новой для человечества экологической культуры – трудная и длительная задача, связанная с необходимостью проведению планомерной, кропотливой и разносторонней работы по воспитанию личной и коллективной ответственности   за   «экологическую»   судьбу   своего   села,   города   района, страны и всей биосферы. Без   системы   непрерывного   экологического   воспитания,   образования   и просвещения населения нельзя решить данную проблему. Базовыми в данной системе   непрерывного   экологического   просвещения   должны   стать дошкольные и школьные учреждения, в которых закладывается мировоззрение и культура поведения подрастающего поколения, т.е. будущих творцов жизни. Именно   школьным   учреждениям   отводится   решающая   роль   в   деле формирования   общечеловеческой   культуры,   так   как   главная   цель   их деятельности   –   воспитание   полезного   для   общества   человека,   разумно сочетающего свои личные интересы с интересами общества и нацеленного на сохранение   благоприятной   жизни   окружающей   среды   для   себя   и   будущих поколений. Для   нормального   функционирования   системы   непрерывного   школьного экологического образования необходимы следующие условия: ● ●  наличие квалифицированных и заинтересованных педагогов;  наличие учебно­методической и материальной базы; 3 ●   преподавание   отдельного   учебного   курса   «Экология»   и   разумная «экологизация» отдельных школьных предметов; ● ●  сочетание разных видов классной и внеклассной работы;   экополитика,   проводимая   государственными   и   общественными учреждениями, а также органами и средствами массовой информации. Основная деятельность в области развития системы непрерывного школьного экологического образования отражена в программе работы кружка «Школа докторов   природы».   Данная   образовательная   программа   раскрывает возможные   пути   формирования   экологического   сознания   у   детей   во внеурочное   время.   Благодаря   возможностям   исследовательского   характера занятия,   ребенок   из   объекта   педагогической   деятельности   (“меня   учат”) превращается в её субъект (“я учусь”). В ходе работы педагог выступает в роли консультанта.  Данная   программа   предназначена   для   занятий   с   детьми   среднего школьного возраста . Цель и задачи программы   Цель программы – создание условий для формирования экологической  культуры у школьников. Задачи программы: Обучающие :  Приобщать воспитуемых к природоохранной деятельности.   Освоение  основных теоретических понятий курса и формирование  практических умений и навыков практической экологии. Развивающие 4  Развивать   мотивацию   воспитуемых   к   охране   окружающей   среды   и пропаганде эколого­биологических знаний и навыков;  развитие познавательных способностей воспитуемых;   Формирование стремления к активной деятельности по улучшению и  сохранению природной среды.   Воспитание любви к природе и духовной потребности в общении с  природой.   Приобщение  детей к природоохранной деятельности. Занятия   должны   проводиться   в   светлом,   просторном,   хорошо проветриваемом помещении. Каждый ребенок должен быть обеспечен всеми необходимыми для работы инструментами, приборами, реактивами. Место проведения занятий ­ кабинет биологии: кабинет соответствует всем санитарным   нормам   и   противопожарной   безопасности.   Однако   возможны выходы на изучаемые объекты, экскурсии, акции по очистке территории и др. как во время занятий, так и в дополнительное время. Методическое обеспечение программы: При   реализации   программы   кружка   используются   различные   методы обучения:  словесные   (рассказ,   беседа   объяснительно   ­   иллюстративная, эвристическая)   побуждают  воспитуемых  к   поиску,   способствующей развитию их мышления;   практический, метод позволяет детям под руководством преподавателя применять свои знания и умения на практике;    исследовательский,   метод   позволяет   проявлять   воспитуемым самостоятельность в решении различных проблем, требующих умения анализировать условия, исходные данные, выдвигать предположения о путях   решения,   выдвигать   необходимый   путь,   применять   различные действия; 5  метод   информационной   поддержки;   для   получения   любых   знаний необходима постоянная информационная поддержка учителя и других источников (книги, справочники, энциклопедии, интернет и т.д.).  Использование   разнообразных   форм   и   методов   обучения   повышает продуктивность   занятий,   повышает   интерес   обучающихся   к   учебному процессу. Данная программа включает различные виды поисково ­ исследовательской, , теоретико­исследовательской, опытнической, экспериментальной работы.  Иллюстрационный и демонстрационный материал:    карта   Краснодарского   края   с   обозначением   мест   распространения карантинных растений и животных;  гербарный   материал   «Лишайники»,   «Водоросли»,   «Хвощи. Папоротники.   Мхи»,   «Голосеменные   растения»,   «Покрытосеменные растения»;   коллекции «Насекомые», «Раковины моллюсков».    иллюстрации   растений   и   животных,   обитающих   в   Краснодарском   крае раздаточный материал:   инструктивные карты проведения исследования;   карточки с заданиями;  гербарный материал, коллекции животных.  материалы для проверки освоения программы:   кроссворды;   ребусы;   чайнворды;   олимпиадные задания.  средства работы: 6   компьютер;    другие ТСО;   методические разработки;   литература, методические пособия;   объекты живой и неживой природы. При   проведении   занятий   необходимо   использовать   групповые   и индивидуальные   инструктивные   карты   проведения   исследований   в лаборатории   и   в   природе,   что   обеспечивает   индивидуальный   подход   к обучению,   приучает   детей   к   самостоятельной   работе,   стимулирует познавательную активность обучающихся. В   учебно­воспитательном   процессе   обязательным   компонентом являются   экскурсии   в   естественные   и   искусственные   экосистемы, краеведческие   музеи,   промышленные   предприятия.   Важную   роль   играют   и воспитательные   мероприятия, олимпиады, защиты исследовательских работ и проектов.    фестивали,   конференции,   конкурсы, Система диагностики результативности реализации программы Для   текущего   и   промежуточного   контроля   знаний   обучающихся   по итогам изучения каждой темы проводятся:  конференции, тематические игры. Контроль   знаний,   умений   и   навыков   также   может   проводиться   и   в занимательной   форме:   кроссворды,   лото,   кроссворды,   ребусы,   загадки, сканворды. Итоговый   контроль   приобретенных   знаний,   умений   и   навыков осуществляется   путем   проведения   олимпиад,   защиты   исследовательских проектов, результатов районных, и конференций. Предполагаемые результаты: Должны знать: 7 ­   возникновение   экологии   как   науки.   Основные   научные   направления   в экологии; ­ влияние деятельности человека на природные биоценозы; ­ общие законы зависимости организмов от факторов среды. Пути влияния организмов на среду обитания; ­ основные экологические факторы. Влияние их на живые организмы; ­ основные среды жизни. Приспособленность живых организмов к различным средам жизни; ­ биологические ритмы. Приспособленность растений и животных к ним; ­   историю   систематики.   Основные   единицы   систематики.   ­   типы взаимоотношений между организмами в сообществе;  ­   понятие   популяции   в   биологии.   Взаимодействие   особей   в   популяции. Значение поведенческих взаимоотношений в жизни популяций; ­ состав и структуру сообщества, взаимосвязи организмов в сообществе; ­   причины   химического   загрязнения   среды   и   влияние   его   на   здоровье человека;      ­ причины влияния погоды и самочувствие человека; ­ влияние правильного питания на здоровье человека; ­  проблемы адаптации человека к окружающей среде Должны уметь: ­   проводить   наблюдения   за   приспособленностью   живых   организмов   к определенной среде обитания; ­ проводить определение различных видов животных и растений; ­ проводить простейшие исследования в природе. ­ типы взаимоотношений между организмами в сообществе;  ­ проводить исследования в природных биоценозах; ­ определять взаимосвязь между организмами в природе; 8 ­ виды антропогенного воздействия на окружающую среду. ­ определять источники загрязнения почвы, луга, водоема, воздуха; ­     исследовать   распространение   и   изучать   циклы   развития   насекомых   и растений, приносящих ущерб человеку. Учебно­тематическое планирование. № Тема Всего часов В том числе 1ч. 2 1 4 4 6 теория 1ч. 1 1 1 2 практика 1 1 3 3 4 Вводное занятие 1 2 История экологии.  3 4  Водоем осенью.  Основные среды жизни.  5  Биологические ритмы.  6 Принципы     классификации.  экологической 9 7 Исследование территории  экологической тропы. 8 Природа и человек  9 Итоговое занятие                                      2 1 1 7 4 1 9 5 2    Содержание программы. 1. Вводное занятие. (1 часа)  Знакомство с планом работы. Практическая работа:  Изготовление листовок.  2. История экологии. (2 часа) Изменение отношения человека к природе по мере развития человеческого  общества. Возникновение экологии как науки.  Взаимосвязь между экологией  и охраной природы.(1 час) Практическая работа:  Исследование биоценоза.(1 час) 3.Водоем осенью­(1 час)  Зарисовки с натуры.       4. Основные среды жизни. (4 часа) 10 Водная, наземно­воздушная, почвенная среды жизни.  Живые организмы как среды жизни.  Приспособительные формы организмов к средам жизни.  Приспособительные ритмы жизни. Практическая работа: Приспособленность живых организмов к  различной среде обитания(1 час). Практическая работа:  Жизнь в расщелинах асфальта(1 час). Практическая работа: Изучение живых организмов, обитающих на  насыпи шоссе(1час).  Практическая работа: Многообразие обитателей почвы(1 час).  5. Биологические ритмы. (4 часа) Суточные, годичные ритмы в жизни живых организмов. Практическая работа: Суточные ритмы у растений (1час). Практическая работа: Суточные ритмы у животных (1 час). Практическая работа: Годовые ритмы у растений (1 час). Практическая работа: Годовые ритмы у  животных (1час). 6. Принципы экологической классификации. (6 часов) История систематики.  Систематика животных и растений.  Основные единицы систематики. Практическая работа:  Определение различных видов животных  (2 часа). Практическая работа:   Определение различных видов  растений    (2 часа). Практическая работа:  Наблюдения за различными видами животных 11 (2 часа). 7.  Исследование территории экологической тропы(9 часов) Практическая работа: Исследование территории экологической тропы с целью определения особоохраняемых мест(2 часа).  Практическая работа: Источники  загрязнения почвы(2 часа)  Практическая работа: Источники загрязнения: воздуха(2 часа).  Практическая работа: Изучение загрязнения вод  ручья. ( 3часа) 8.Природа и человек (5 часов) Практическая работа: Влияние антропогенного воздействия на  окружающую среду на примере  сообщества ручья  (2 часа). Практическая работа: Изучение распространения и развития  насекомых  приносящих ущерб человеку(1 часа). Практическая работа: Изучение распространения и развития растений приносящих ущерб человеку(1 часа). Практическая работа: Изучение влияния природоохранной  деятельности человека на природные сообщества(1 часа). 4. Итоговые занятия (2часа) Литература 1. 2. Лабораторный практикум по экологии  Книга для учителя «Я иду на урок биологии» 3. Биология в школе №5, 1997.начно­теоретический и методический  журнал.­ школа Пресс.46­50 с. 4.  Экология Е. А. Криксунов М.: Дрофа 2001г­239с 5. М.А.Никонова. ­ М.: Просвещение, 1985.­127с., ил. 12 Согласовано                                                      Протокол №1 заседания методического объединения учителей естественно­ математического цикла  МБОУ СОШ 31 От 28.08.2014года      _________Никонова О.В Согласовано                                      Зам. директора по УВР От 28.08.2014 г. ________Голунчеева М.В. 13 Список учащихся Ф.И.О. учащегося Класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 14

Кружок "Школа докторов природы"

Кружок "Школа докторов природы"

Кружок "Школа докторов природы"

Кружок "Школа докторов природы"

Кружок "Школа докторов природы"

Кружок "Школа докторов природы"

Кружок "Школа докторов природы"

Кружок "Школа докторов природы"

Кружок "Школа докторов природы"

Кружок "Школа докторов природы"

Кружок "Школа докторов природы"

Кружок "Школа докторов природы"

Кружок "Школа докторов природы"

Кружок "Школа докторов природы"

Кружок "Школа докторов природы"

Кружок "Школа докторов природы"

Кружок "Школа докторов природы"

Кружок "Школа докторов природы"

Кружок "Школа докторов природы"

Кружок "Школа докторов природы"

Кружок "Школа докторов природы"

Кружок "Школа докторов природы"

Кружок "Школа докторов природы"

Кружок "Школа докторов природы"

Кружок "Школа докторов природы"

Кружок "Школа докторов природы"

Кружок "Школа докторов природы"

Кружок "Школа докторов природы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2019