Рабочая программа кружка рекомендуется для учащихся сельской школы с наличием пришкольного учебно-опытного участка.В программе предлагается авторская пояснительная записка, а также содержание с указанием тем,часов,видов деятельности учащихся в зависимости от времени года. Расписаны практические работы для учащихся школы с учетом их возраста.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
СОШ № 31
пос.Светлая Заря.
Биологический кружок
«Школа докторов природы»
Разработана для детей 10 15 лет
Учитель биологии Никонова О.В.Пояснительная записка
"Наш мир так же сложен и уязвим, как паутина. Коснитесь одной
паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины,
мы оставляем в ней зияющие дыры. Растениям и животным некому
писать, за них некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с
ними населяют эту планету, но не являются ее собственниками".
Джеральд Дарелл.
На сегодняшний день единственной реально объединяющей все
человечество идеей, не зависящей от политических, религиозных,
экономических, культурных и других убеждений и мировоззрений, является
экологическое мировоззрение.
Это обосновано жизненно важной
необходимостью объединения усилий для спасения от реально грозящей
нашей планете опасности – глобальной экологической катастрофы.
Изза глобальных антропогенных преобразований и загрязнений биосфера
подошла к смертельно опасному критическому уровню – она начинает терять
свои основные жизненные функции – самоорганизацию и саморазвитие.
Дальнейшая деградация неминуемо приведет к ее разрушению и гибели.
В связи с создавшейся на нашей планете критической экологической
ситуацией, главная задача, стоящая перед человечеством – прекращение
дальнейшей деградации биосферы за счет сохранения на Земле оставшихся
природных экосистем и улучшения экологической обстановки в природно
антропогенных и техногенных экосистемах. Это единственный путь спасения
человечества и всего живого на земном шаре.
Для решения этой проблемы главное значение имеет личная
ответственность каждого человека, каждого общества, каждой страны и
группы стран за благоприятное для жизни состояние окружающей среды, за
2мероприятия по ее оздоровлению. Сознательное самоограничение желаний и
потребностей у человека и общества в целом не может проявиться без научно
обоснованного и сформированного самосознания и экологического
мировоззрения, т.е. без наличия экологической культуры в самом широком
значении этого понятия.
Актуальность программы
Формирование новой для человечества экологической культуры – трудная
и длительная задача, связанная с необходимостью проведению планомерной,
кропотливой и разносторонней работы по воспитанию личной и коллективной
ответственности за «экологическую» судьбу своего села, города района,
страны и всей биосферы.
Без системы непрерывного экологического воспитания, образования и
просвещения населения нельзя решить данную проблему. Базовыми в данной
системе непрерывного экологического просвещения должны стать
дошкольные и школьные учреждения, в которых закладывается мировоззрение
и культура поведения подрастающего поколения, т.е. будущих творцов жизни.
Именно школьным учреждениям отводится решающая роль в деле
формирования общечеловеческой культуры, так как главная цель их
деятельности – воспитание полезного для общества человека, разумно
сочетающего свои личные интересы с интересами общества и нацеленного на
сохранение благоприятной жизни окружающей среды для себя и будущих
поколений.
Для нормального функционирования системы непрерывного школьного
экологического образования необходимы следующие условия:
●
●
наличие квалифицированных и заинтересованных педагогов;
наличие учебнометодической и материальной базы;
3●
преподавание отдельного учебного курса «Экология» и разумная
«экологизация» отдельных школьных предметов;
●
●
сочетание разных видов классной и внеклассной работы;
экополитика, проводимая государственными и общественными
учреждениями, а также органами и средствами массовой информации.
Основная деятельность в области развития системы непрерывного школьного
экологического образования отражена в программе работы кружка «Школа
докторов природы». Данная образовательная программа раскрывает
возможные пути формирования экологического сознания у детей во
внеурочное время. Благодаря возможностям исследовательского характера
занятия, ребенок из объекта педагогической деятельности (“меня учат”)
превращается в её субъект (“я учусь”). В ходе работы педагог выступает в
роли консультанта.
Данная программа предназначена для занятий с детьми среднего
школьного возраста .
Цель и задачи программы
Цель программы – создание условий для формирования экологической
культуры у школьников.
Задачи программы:
Обучающие :
Приобщать воспитуемых к природоохранной деятельности.
Освоение основных теоретических понятий курса и формирование
практических умений и навыков практической экологии.
Развивающие
4 Развивать мотивацию воспитуемых к охране окружающей среды и
пропаганде экологобиологических знаний и навыков;
развитие познавательных способностей воспитуемых;
Формирование стремления к активной деятельности по улучшению и
сохранению природной среды.
Воспитание любви к природе и духовной потребности в общении с
природой.
Приобщение детей к природоохранной деятельности.
Занятия должны проводиться в светлом, просторном, хорошо
проветриваемом помещении. Каждый ребенок должен быть обеспечен всеми
необходимыми для работы инструментами, приборами, реактивами.
Место проведения занятий кабинет биологии: кабинет соответствует всем
санитарным нормам и противопожарной безопасности. Однако возможны
выходы на изучаемые объекты, экскурсии, акции по очистке территории и др.
как во время занятий, так и в дополнительное время.
Методическое обеспечение программы:
При реализации программы кружка используются различные методы
обучения:
словесные (рассказ, беседа объяснительно иллюстративная,
эвристическая) побуждают воспитуемых к поиску, способствующей
развитию их мышления;
практический, метод позволяет детям под руководством преподавателя
применять свои знания и умения на практике;
исследовательский,
метод позволяет проявлять воспитуемым
самостоятельность в решении различных проблем, требующих умения
анализировать условия, исходные данные, выдвигать предположения о
путях решения, выдвигать необходимый путь, применять различные
действия;
5 метод информационной поддержки; для получения любых знаний
необходима постоянная информационная поддержка учителя и других
источников (книги, справочники, энциклопедии, интернет и т.д.).
Использование разнообразных форм и методов обучения повышает
продуктивность занятий, повышает интерес обучающихся к учебному
процессу.
Данная программа включает различные виды поисково исследовательской, ,
теоретикоисследовательской, опытнической, экспериментальной работы.
Иллюстрационный и демонстрационный материал:
карта Краснодарского края с обозначением мест распространения
карантинных растений и животных;
гербарный материал «Лишайники»,
«Водоросли»,
«Хвощи.
Папоротники. Мхи», «Голосеменные растения», «Покрытосеменные
растения»;
коллекции «Насекомые», «Раковины моллюсков».
иллюстрации растений и животных, обитающих в Краснодарском крае
раздаточный материал:
инструктивные карты проведения исследования;
карточки с заданиями;
гербарный материал, коллекции животных.
материалы для проверки освоения программы:
кроссворды;
ребусы;
чайнворды;
олимпиадные задания.
средства работы:
6 компьютер;
другие ТСО;
методические разработки;
литература, методические пособия;
объекты живой и неживой природы.
При проведении занятий необходимо использовать групповые и
индивидуальные инструктивные карты проведения исследований в
лаборатории и в природе, что обеспечивает индивидуальный подход к
обучению, приучает детей к самостоятельной работе, стимулирует
познавательную активность обучающихся.
В учебновоспитательном процессе обязательным компонентом
являются экскурсии в естественные и искусственные экосистемы,
краеведческие музеи, промышленные предприятия. Важную роль играют и
воспитательные мероприятия,
олимпиады, защиты исследовательских работ и проектов.
фестивали,
конференции,
конкурсы,
Система диагностики результативности реализации программы
Для текущего и промежуточного контроля знаний обучающихся по
итогам изучения каждой темы проводятся: конференции, тематические игры.
Контроль знаний, умений и навыков также может проводиться и в
занимательной форме: кроссворды, лото, кроссворды, ребусы, загадки,
сканворды.
Итоговый контроль приобретенных знаний, умений и навыков
осуществляется путем проведения олимпиад, защиты исследовательских
проектов, результатов районных, и конференций.
Предполагаемые результаты:
Должны знать:
7 возникновение экологии как науки. Основные научные направления в
экологии;
влияние деятельности человека на природные биоценозы;
общие законы зависимости организмов от факторов среды. Пути влияния
организмов на среду обитания;
основные экологические факторы. Влияние их на живые организмы;
основные среды жизни. Приспособленность живых организмов к различным
средам жизни;
биологические ритмы. Приспособленность растений и животных к ним;
историю систематики. Основные единицы систематики. типы
взаимоотношений между организмами в сообществе;
понятие популяции в биологии. Взаимодействие особей в популяции.
Значение поведенческих взаимоотношений в жизни популяций;
состав и структуру сообщества, взаимосвязи организмов в сообществе;
причины химического загрязнения среды и влияние его на здоровье
человека;
причины влияния погоды и самочувствие человека;
влияние правильного питания на здоровье человека;
проблемы адаптации человека к окружающей среде
Должны уметь:
проводить наблюдения за приспособленностью живых организмов к
определенной среде обитания;
проводить определение различных видов животных и растений;
проводить простейшие исследования в природе.
типы взаимоотношений между организмами в сообществе;
проводить исследования в природных биоценозах;
определять взаимосвязь между организмами в природе;
8 виды антропогенного воздействия на окружающую среду.
определять источники загрязнения почвы, луга, водоема, воздуха;
исследовать распространение и изучать циклы развития насекомых и
растений, приносящих ущерб человеку.
Учебнотематическое планирование.
№
Тема
Всего часов
В том числе
1ч.
2
1
4
4
6
теория
1ч.
1
1
1
2
практика
1
1
3
3
4
Вводное занятие
1
2 История экологии.
3
4
Водоем осенью.
Основные среды жизни.
5 Биологические ритмы.
6
Принципы
классификации.
экологической
97 Исследование территории
экологической тропы.
8 Природа и человек
9 Итоговое занятие
2
1
1
7
4
1
9
5
2
Содержание программы.
1. Вводное занятие. (1 часа)
Знакомство с планом работы.
Практическая работа: Изготовление листовок.
2. История экологии. (2 часа)
Изменение отношения человека к природе по мере развития человеческого
общества. Возникновение экологии как науки. Взаимосвязь между экологией
и охраной природы.(1 час)
Практическая работа: Исследование биоценоза.(1 час)
3.Водоем осенью(1 час) Зарисовки с натуры.
4. Основные среды жизни. (4 часа)
10Водная, наземновоздушная, почвенная среды жизни.
Живые организмы как среды жизни.
Приспособительные формы организмов к средам жизни.
Приспособительные ритмы жизни.
Практическая работа: Приспособленность живых организмов к
различной среде обитания(1 час).
Практическая работа: Жизнь в расщелинах асфальта(1 час).
Практическая работа: Изучение живых организмов, обитающих на
насыпи шоссе(1час).
Практическая работа: Многообразие обитателей почвы(1 час).
5. Биологические ритмы. (4 часа)
Суточные, годичные ритмы в жизни живых организмов.
Практическая работа: Суточные ритмы у растений (1час).
Практическая работа: Суточные ритмы у животных (1 час).
Практическая работа: Годовые ритмы у растений (1 час).
Практическая работа: Годовые ритмы у животных (1час).
6. Принципы экологической классификации. (6 часов)
История систематики.
Систематика животных и растений.
Основные единицы систематики.
Практическая работа: Определение различных видов животных
(2 часа).
Практическая работа: Определение различных видов растений
(2 часа).
Практическая работа: Наблюдения за различными видами животных
11(2 часа).
7. Исследование территории экологической тропы(9 часов)
Практическая работа: Исследование территории экологической тропы
с целью определения особоохраняемых мест(2 часа).
Практическая работа: Источники загрязнения почвы(2 часа)
Практическая работа: Источники загрязнения: воздуха(2 часа).
Практическая работа: Изучение загрязнения вод ручья.
( 3часа)
8.Природа и человек (5 часов)
Практическая работа: Влияние антропогенного воздействия на
окружающую среду на примере сообщества ручья (2 часа).
Практическая работа: Изучение распространения и развития
насекомых
приносящих ущерб человеку(1 часа).
Практическая работа: Изучение распространения и развития растений
приносящих ущерб человеку(1 часа).
Практическая работа: Изучение влияния природоохранной
деятельности человека на природные сообщества(1 часа).
4. Итоговые занятия (2часа)
Литература
1.
2.
Лабораторный практикум по экологии
Книга для учителя «Я иду на урок биологии»
3.
Биология в школе №5, 1997.начнотеоретический и методический
журнал. школа Пресс.4650 с.
4.
Экология Е. А. Криксунов М.: Дрофа 2001г239с
5. М.А.Никонова. М.: Просвещение, 1985.127с., ил.
12Согласовано
Протокол №1 заседания
методического объединения
учителей естественно
математического цикла
МБОУ СОШ 31
От 28.08.2014года
_________Никонова О.В
Согласовано
Зам. директора по УВР
От 28.08.2014 г.
________Голунчеева М.В.
13Список учащихся
Ф.И.О. учащегося
Класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
14