Кружок "Школа докторов природы"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 14.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа кружка рекомендуется для учащихся сельской школы с наличием пришкольного учебно-опытного участка.В программе предлагается авторская пояснительная записка, а также содержание с указанием тем,часов,видов деятельности учащихся в зависимости от времени года. Расписаны практические работы для учащихся школы с учетом их возраста.
Иконка файла материала школа докторов природы.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ № 31 пос.Светлая Заря. Биологический кружок «Школа докторов природы» Разработана для детей 10 ­15 лет                                            Учитель биологии Никонова О.В.Пояснительная записка "Наш   мир   так   же   сложен   и   уязвим,   как   паутина.   Коснитесь   одной паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины, ­ мы   оставляем   в   ней   зияющие   дыры.   Растениям   и   животным   некому писать, за них некому заступиться, кроме нас, людей, которые  вместе с ними населяют эту планету,  но не являются ее собственниками".  Джеральд Дарелл. На   сегодняшний   день   единственной   реально   объединяющей   все человечество   идеей,   не   зависящей   от   политических,   религиозных, экономических, культурных и других убеждений и мировоззрений, является экологическое   мировоззрение.   Это   обосновано   жизненно   важной необходимостью   объединения   усилий   для   спасения   от   реально   грозящей нашей планете опасности – глобальной экологической катастрофы. Из­за глобальных антропогенных преобразований  и загрязнений биосфера подошла к смертельно опасному критическому уровню – она начинает терять свои   основные   жизненные   функции   –   самоорганизацию   и   саморазвитие. Дальнейшая деградация неминуемо приведет к ее разрушению и гибели. В   связи   с   создавшейся   на   нашей   планете   критической   экологической ситуацией,       главная задача, стоящая перед человечеством – прекращение дальнейшей деградации биосферы за счет сохранения на Земле оставшихся природных экосистем и улучшения экологической обстановки в природно­ антропогенных и техногенных экосистемах. Это единственный путь спасения человечества и всего живого на земном шаре. Для   решения   этой   проблемы   главное   значение   имеет   личная ответственность   каждого   человека,   каждого   общества,   каждой   страны   и группы стран за благоприятное для жизни состояние окружающей среды, за 2мероприятия по ее оздоровлению. Сознательное самоограничение желаний и потребностей у человека и общества в целом не может проявиться без научно обоснованного   и   сформированного   самосознания   и   экологического мировоззрения, т.е. без наличия экологической культуры в самом широком значении этого понятия. Актуальность программы Формирование новой для человечества экологической культуры – трудная и длительная задача, связанная с необходимостью проведению планомерной, кропотливой и разносторонней работы по воспитанию личной и коллективной ответственности   за   «экологическую»   судьбу   своего   села,   города   района, страны и всей биосферы. Без   системы   непрерывного   экологического   воспитания,   образования   и просвещения населения нельзя решить данную проблему. Базовыми в данной системе   непрерывного   экологического   просвещения   должны   стать дошкольные и школьные учреждения, в которых закладывается мировоззрение и культура поведения подрастающего поколения, т.е. будущих творцов жизни. Именно   школьным   учреждениям   отводится   решающая   роль   в   деле формирования   общечеловеческой   культуры,   так   как   главная   цель   их деятельности   –   воспитание   полезного   для   общества   человека,   разумно сочетающего свои личные интересы с интересами общества и нацеленного на сохранение   благоприятной   жизни   окружающей   среды   для   себя   и   будущих поколений. Для   нормального   функционирования   системы   непрерывного   школьного экологического образования необходимы следующие условия: ● ●  наличие квалифицированных и заинтересованных педагогов;  наличие учебно­методической и материальной базы; 3●   преподавание   отдельного   учебного   курса   «Экология»   и   разумная «экологизация» отдельных школьных предметов; ● ●  сочетание разных видов классной и внеклассной работы;   экополитика,   проводимая   государственными   и   общественными учреждениями, а также органами и средствами массовой информации. Основная деятельность в области развития системы непрерывного школьного экологического образования отражена в программе работы кружка «Школа докторов   природы».   Данная   образовательная   программа   раскрывает возможные   пути   формирования   экологического   сознания   у   детей   во внеурочное   время.   Благодаря   возможностям   исследовательского   характера занятия,   ребенок   из   объекта   педагогической   деятельности   (“меня   учат”) превращается в её субъект (“я учусь”). В ходе работы педагог выступает в роли консультанта.  Данная   программа   предназначена   для   занятий   с   детьми   среднего школьного возраста . Цель и задачи программы   Цель программы – создание условий для формирования экологической  культуры у школьников. Задачи программы: Обучающие :  Приобщать воспитуемых к природоохранной деятельности.   Освоение  основных теоретических понятий курса и формирование  практических умений и навыков практической экологии. Развивающие 4 Развивать   мотивацию   воспитуемых   к   охране   окружающей   среды   и пропаганде эколого­биологических знаний и навыков;  развитие познавательных способностей воспитуемых;   Формирование стремления к активной деятельности по улучшению и  сохранению природной среды.   Воспитание любви к природе и духовной потребности в общении с  природой.   Приобщение  детей к природоохранной деятельности. Занятия   должны   проводиться   в   светлом,   просторном,   хорошо проветриваемом помещении. Каждый ребенок должен быть обеспечен всеми необходимыми для работы инструментами, приборами, реактивами. Место проведения занятий ­ кабинет биологии: кабинет соответствует всем санитарным   нормам   и   противопожарной   безопасности.   Однако   возможны выходы на изучаемые объекты, экскурсии, акции по очистке территории и др. как во время занятий, так и в дополнительное время. Методическое обеспечение программы: При   реализации   программы   кружка   используются   различные   методы обучения:  словесные   (рассказ,   беседа   объяснительно   ­   иллюстративная, эвристическая)   побуждают  воспитуемых  к   поиску,   способствующей развитию их мышления;   практический, метод позволяет детям под руководством преподавателя применять свои знания и умения на практике;    исследовательский,   метод   позволяет   проявлять   воспитуемым самостоятельность в решении различных проблем, требующих умения анализировать условия, исходные данные, выдвигать предположения о путях   решения,   выдвигать   необходимый   путь,   применять   различные действия; 5 метод   информационной   поддержки;   для   получения   любых   знаний необходима постоянная информационная поддержка учителя и других источников (книги, справочники, энциклопедии, интернет и т.д.).  Использование   разнообразных   форм   и   методов   обучения   повышает продуктивность   занятий,   повышает   интерес   обучающихся   к   учебному процессу. Данная программа включает различные виды поисково ­ исследовательской, , теоретико­исследовательской, опытнической, экспериментальной работы.  Иллюстрационный и демонстрационный материал:    карта   Краснодарского   края   с   обозначением   мест   распространения карантинных растений и животных;  гербарный   материал   «Лишайники»,   «Водоросли»,   «Хвощи. Папоротники.   Мхи»,   «Голосеменные   растения»,   «Покрытосеменные растения»;   коллекции «Насекомые», «Раковины моллюсков».    иллюстрации   растений   и   животных,   обитающих   в   Краснодарском   крае раздаточный материал:   инструктивные карты проведения исследования;   карточки с заданиями;  гербарный материал, коллекции животных.  материалы для проверки освоения программы:   кроссворды;   ребусы;   чайнворды;   олимпиадные задания.  средства работы: 6  компьютер;    другие ТСО;   методические разработки;   литература, методические пособия;   объекты живой и неживой природы. При   проведении   занятий   необходимо   использовать   групповые   и индивидуальные   инструктивные   карты   проведения   исследований   в лаборатории   и   в   природе,   что   обеспечивает   индивидуальный   подход   к обучению,   приучает   детей   к   самостоятельной   работе,   стимулирует познавательную активность обучающихся. В   учебно­воспитательном   процессе   обязательным   компонентом являются   экскурсии   в   естественные   и   искусственные   экосистемы, краеведческие   музеи,   промышленные   предприятия.   Важную   роль   играют   и воспитательные   мероприятия, олимпиады, защиты исследовательских работ и проектов.    фестивали,   конференции,   конкурсы, Система диагностики результативности реализации программы Для   текущего   и   промежуточного   контроля   знаний   обучающихся   по итогам изучения каждой темы проводятся:  конференции, тематические игры. Контроль   знаний,   умений   и   навыков   также   может   проводиться   и   в занимательной   форме:   кроссворды,   лото,   кроссворды,   ребусы,   загадки, сканворды. Итоговый   контроль   приобретенных   знаний,   умений   и   навыков осуществляется   путем   проведения   олимпиад,   защиты   исследовательских проектов, результатов районных, и конференций. Предполагаемые результаты: Должны знать: 7­   возникновение   экологии   как   науки.   Основные   научные   направления   в экологии; ­ влияние деятельности человека на природные биоценозы; ­ общие законы зависимости организмов от факторов среды. Пути влияния организмов на среду обитания; ­ основные экологические факторы. Влияние их на живые организмы; ­ основные среды жизни. Приспособленность живых организмов к различным средам жизни; ­ биологические ритмы. Приспособленность растений и животных к ним; ­   историю   систематики.   Основные   единицы   систематики.   ­   типы взаимоотношений между организмами в сообществе;  ­   понятие   популяции   в   биологии.   Взаимодействие   особей   в   популяции. Значение поведенческих взаимоотношений в жизни популяций; ­ состав и структуру сообщества, взаимосвязи организмов в сообществе; ­   причины   химического   загрязнения   среды   и   влияние   его   на   здоровье человека;      ­ причины влияния погоды и самочувствие человека; ­ влияние правильного питания на здоровье человека; ­  проблемы адаптации человека к окружающей среде Должны уметь: ­   проводить   наблюдения   за   приспособленностью   живых   организмов   к определенной среде обитания; ­ проводить определение различных видов животных и растений; ­ проводить простейшие исследования в природе. ­ типы взаимоотношений между организмами в сообществе;  ­ проводить исследования в природных биоценозах; ­ определять взаимосвязь между организмами в природе; 8­ виды антропогенного воздействия на окружающую среду. ­ определять источники загрязнения почвы, луга, водоема, воздуха; ­     исследовать   распространение   и   изучать   циклы   развития   насекомых   и растений, приносящих ущерб человеку. Учебно­тематическое планирование. № Тема Всего часов В том числе 1ч. 2 1 4 4 6 теория 1ч. 1 1 1 2 практика 1 1 3 3 4 Вводное занятие 1 2 История экологии.  3 4  Водоем осенью.  Основные среды жизни.  5  Биологические ритмы.  6 Принципы     классификации.  экологической 97 Исследование территории  экологической тропы. 8 Природа и человек  9 Итоговое занятие                                      2 1 1 7 4 1 9 5 2    Содержание программы. 1. Вводное занятие. (1 часа)  Знакомство с планом работы. Практическая работа:  Изготовление листовок.  2. История экологии. (2 часа) Изменение отношения человека к природе по мере развития человеческого  общества. Возникновение экологии как науки.  Взаимосвязь между экологией  и охраной природы.(1 час) Практическая работа:  Исследование биоценоза.(1 час) 3.Водоем осенью­(1 час)  Зарисовки с натуры.       4. Основные среды жизни. (4 часа) 10Водная, наземно­воздушная, почвенная среды жизни.  Живые организмы как среды жизни.  Приспособительные формы организмов к средам жизни.  Приспособительные ритмы жизни. Практическая работа: Приспособленность живых организмов к  различной среде обитания(1 час). Практическая работа:  Жизнь в расщелинах асфальта(1 час). Практическая работа: Изучение живых организмов, обитающих на  насыпи шоссе(1час).  Практическая работа: Многообразие обитателей почвы(1 час).  5. Биологические ритмы. (4 часа) Суточные, годичные ритмы в жизни живых организмов. Практическая работа: Суточные ритмы у растений (1час). Практическая работа: Суточные ритмы у животных (1 час). Практическая работа: Годовые ритмы у растений (1 час). Практическая работа: Годовые ритмы у  животных (1час). 6. Принципы экологической классификации. (6 часов) История систематики.  Систематика животных и растений.  Основные единицы систематики. Практическая работа:  Определение различных видов животных  (2 часа). Практическая работа:   Определение различных видов  растений    (2 часа). Практическая работа:  Наблюдения за различными видами животных 11(2 часа). 7.  Исследование территории экологической тропы(9 часов) Практическая работа: Исследование территории экологической тропы с целью определения особоохраняемых мест(2 часа).  Практическая работа: Источники  загрязнения почвы(2 часа)  Практическая работа: Источники загрязнения: воздуха(2 часа).  Практическая работа: Изучение загрязнения вод  ручья. ( 3часа) 8.Природа и человек (5 часов) Практическая работа: Влияние антропогенного воздействия на  окружающую среду на примере  сообщества ручья  (2 часа). Практическая работа: Изучение распространения и развития  насекомых  приносящих ущерб человеку(1 часа). Практическая работа: Изучение распространения и развития растений приносящих ущерб человеку(1 часа). Практическая работа: Изучение влияния природоохранной  деятельности человека на природные сообщества(1 часа). 4. Итоговые занятия (2часа) Литература 1. 2. Лабораторный практикум по экологии  Книга для учителя «Я иду на урок биологии» 3. Биология в школе №5, 1997.начно­теоретический и методический  журнал.­ школа Пресс.46­50 с. 4.  Экология Е. А. Криксунов М.: Дрофа 2001г­239с 5. М.А.Никонова. ­ М.: Просвещение, 1985.­127с., ил. 12Согласовано                                                      Протокол №1 заседания методического объединения учителей естественно­ математического цикла  МБОУ СОШ 31 От 28.08.2014года      _________Никонова О.В Согласовано                                      Зам. директора по УВР От 28.08.2014 г. ________Голунчеева М.В. 13Список учащихся Ф.И.О. учащегося Класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 14