Крылатые слова. Фразеологизмы.
Оценка 4.8

Крылатые слова. Фразеологизмы.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл—11 кл
06.02.2020
Крылатые слова.   Фразеологизмы.
Крылатые выражения – это меткие, образные выражения, высказывания из произве-дений художественной литературы, высказывания известных писателей, поэтов, драматургов, ученых, философов и т.д., которые актуальны в любое время.
фразеолог.docx

03.10.19г    русский язык   10 класс

Тема: Крылатые слова.   Фразеологизмы.

Цели:  -        общеобразовательная:

·        Повторение и обобщение материала по таким разделам русского языка, как лексика, фразеология, работа по закреплению понятий: фразеологизмы, крылатые слова.

- развивающая:                               

·        сравнивать, обобщать, классифицировать, работать со словарями;

- воспитывающая:

·        - самостоятельность, умение сопереживать за товарища;

·        - формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску

 

Ход урока.

1.      Орг. момент

2.  Фронтальный опрос (повторение, домашнее задание)

Надеюсь, что гонять лодыря и сидеть сложа руки мы на уроке не будем, а вспомним,

–  Какая наука изучает словарный состав языка?
–  Что такое лексическое значение слова?
–  Сколько значений может иметь слово? Как они называются, приведите пример.
–  Какие слова называются омонимами?
–  Какие слова называются синонимами?
–- Что обозначает слово «фразеология»?

(Фразис – «выражение»,   логос – «учение»).

- Что такое фразеология?

        (Особый раздел лингвистической науки).

- Термином «фразеология» что еще называют?

                        (Весь состав таких выражений в языке)

Крылатые выражения – это меткие, образные выражения,  высказывания из произведений художественной литературы, высказывания известных  писателей, поэтов, драматургов, ученых, философов и т.д., которые актуальны в любое время.

3.  Объяснение новой темы. Слово учителя.

1. Фразеологизм –  это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. Фразеологизм –  это средство выразительности языка, они делают нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой.

 В отличие от свободного словосочетания у фразеологизма лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а всё словосочетание в целом, поэтому основные признаки фразеологизмов: устойчивость, воспроизводимость, целостность значения. Фразеологизм начинается там, где заканчивается смысловая самостоятельность его составных частей.

В предложении фразеологизм является одним членом предложения.

2. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому часто его можно заменить одним словом, например:

зарубить на носу – запомнить;

 как в воду глядеть – предвидеть,

 тьма кромешная – очень темно.

3. Происхождение фразеологизмов.

Играть первую скрипку (быть главным, ведущим из речи музыкантов)

через час по чайной ложке (очень долго – из речи медиков)

Выражения из книжного языка:

Свежо предание, а верится с трудом

Счастливые часов не наблюдают

И дым отечества нам сладок и приятен

А судьи кто? ( Грибоедов «Горе от ума»)

Учитель: фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой, но это в том случае, если мы правильно их используем в речи. На что нужно обратить внимание, чтобы не допустить речевых ошибок.

Задание №1.

– Какое значение имеет фразеологизм?

Море по колено – ничто не страшно.
Мухи не обидит – кроткий человек.
Как две капли воды – очень похожи друг на друга.
Витать в облаках – мечтать.
Водить за нос – обманывать.
Сесть на шею – быть обузой для другого человека.

– Где мы можем найти значение фразеологизмов?

Задание №2.

Давайте вспомним лексическое значение следующих фразеологических сочетаний:

вопрос жизни и смерти  –               дело исключительной важности

кожа да кости –                              худой

комар носа не подточит –              не к чему придраться

куриная память -                              плохая

на всех парусах –                              быстро

перемывать косточки –                  обсуждать

хоть кровь из носу –                         обязательно

рукой подать –                                  близко

глас вопиющего в пустыне -           напрасный, тщетный призыв

стреляный воробей –                        очень опытный человек

как рыба в воде –                              уверенно

ни рыба ни мясо –                              безликий, безвольный человек

обвести вокруг пальца –                    обмануть

кот наплакал -                                    очень мало

седьмая вода на киселе –                    дальний родственник

гонять лодыря –                                 бездельничать.

Задание №3.

Найдите четвертый лишний фразеологизм, объясните свой выбор:

Слово в слово                                      Вилами на воде писано

Тютелька в тютельку                           Комар носа не подточит

Ответ: лишний фразеологизм - «вилами на воде писано», т.к. обозначает «неизвестно, будет так или нет», остальные имеют значение «точно».

4. Закрепление материала.

5. Итог урока.

6. Рефлексия

Учитель: Выразите свое отношение к уроку, используя фразеологизм (Все сегодня работали засучив рукава).

7. Домашнее задание: стр 16, упр 20


 

Тема: Крылатые слова. Фразеологизмы

Тема: Крылатые слова. Фразеологизмы

Выражения из книжного языка:

Выражения из книжного языка:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2020