КСП по литературному чтению Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" 3 класс

  • docx
  • 24.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ЛЧ ксп 28 Береги время. Е.Шварц «Сказка о потерянном времени».docx

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЛАН УРОКА № 28

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема урока:  Береги время. Е.Шварц «Сказка о потерянном времени».

Раздел

Время.

ФИО педагога

 

Дата:

 

Класс: 3

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока:

Береги  время. Е.Шварц «Сказка о потерянном времени».

Цели обучения в соответствии с учебной программой

3.1.3.1. прогнозировать развитие сюжета произведения по поступкам, характеристике героев и событиям

3.2.4.1 понимать и определять жанровые особенности народной и литературной сказки, рассказа, стихотворения, басни

3.3.2.1 писать творческие работы разных жанров, письмо герою/ сказки/ рассказы

Цель урока

учащиеся смогут прогнозировать развитие сюжета произведения по поступкам, характеристике героев и событиям; понимать и определять жанровые особенности народной и литературной сказки; писать творческие работы

 

Ход урока

Этап урока/Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

Создание положительного эмоционального настроя.

Учитель предлагает прослушать высказывания. Если ученики согласны с высказыванием, то надо хлопнуть в ладоши.

Здравствуйте, те кто любит читать!

Здравствуйте те, кто уверен в себе!

Здравствуйте те, кто любит учиться!

Здравствуйте те, кто ценит время!

Здравствуйте те, кто хочет узнать многое!

 

5-минутка чтения отработка техники чтения.

 

Актуализация знаний. Целеполагание.

Сегодня мы продолжим работать со сказкой Е.Шварца «Сказка о потерянном времени».

Чтобы понять, о чём "Сказка о потерянном времени", давайте узнаем, что хотел сказать Шварц об этом самом времени:

Учитель предлагает каждой группе объяснить выражение, привести примеры.

1. Оно, хоть и самое длинное, но и самое короткое в нашем мире.

2. Оно течет быстро и медленно.

3. Без него не происходит ни одна вещь на свете.

4. Время - наше сокровище, которое мы не ценим и тратим впустую.

5. Экономя время, мы сможем стать настоящими творцами, так как будем успевать развивать свою личность.

(Писатель хотел сказать нам, что люди учатся на своих ошибках, иногда цена за них непомерно велика. Поэтому стоит обдумывать свои поступки и делать полезные, нужные вещи, не распыляясь по мелочам.

Правильно распоряжаться своим временем крайне важно, иначе мы никогда ничего не успеем.)

 

Поставьте цель.

Привитие ценности: единство и солидарность.

 

Проверка домашнего задания.

ПРИЁМ «Верные и неверные утверждения».

- Я предлагаю поиграть в игру «Верно ли, что…»

Правила игры:

У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица.

Цифрами я указала № вопросов.

Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верно ли, что...».

Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

      +

_

+

_

+

+

 

Верно ли, что…

1 Дети, напрасно теряющие время, превращались в старичков.

2 Злые волшебники считали время на калькуляторе. (счёты)

3 Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро. (4)

4 Дом волшебников освещался керосиновой лампой.

5 Дом волшебников находился на опушке леса. (в лесной чаще)

6 До леса дети - старички доехали на троллейбусе. (трамвае)

7 Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича.

8 Часы в доме волшебников называли часики. (ходики)

9 Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону 77 раз.

10 Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.

- Какие вопросы вызвали затруднения?
- На все ли вопросы вы ответили верно, мы сейчас с вами узнаем.

Привитие ценности: единство и солидарность.

 

 

слушает учителя

 

 

 

 

 

 

(И) читает текст по карточке

 

 

 

(Г) объясняет значение выражения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(К) ставит цель 

 

 

 

 

(И) отвечает на вопросы   

 

 

хлопает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

словесная похвала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФО 1 до 10

самопроверка

слайд 1

 

 

 

 

 

 

 

 

карточка

 

 

 

 

 

слайд 2

карточка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середина урока

Работа по теме урока

Словарно-орфографическая работа.

- В сказке вам встретились незнакомые слова. Давайте узнаем их значения.

Окладистая (борода) - широкая и густая.

Керосиновая лампа - лампа, освещающая при помощи керосина.

Ходики - небольшие настенные часы упрощенного устройства с гирями.

Пола, полы - нижняя часть, раскрывающейся спереди одежды, например полы пальто.

 

- А теперь подберите синонимы к словам:

хмурый - угрюмый, невесёлый

сберечь - сохранить, спасти, сэкономить

- Подберите антонимы к словам:

состариться - помолодеть

трудиться - лениться, бездельничать

 

Работа с текстом.

- Учитель предлагает найти в тексте ответы и зачитать их.

- Кто был героями сказки?  (Петя Зубов - ученик 3 класса 14 школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица 3 класса, Наденька Соколова ученица 3 класса и ученик 2 клас-са Вася Зайцев).

- Какое несчастье их объединило? (Состарились бедные дети, и сами того не заметили - ведь, человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали себе злые волшебники. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята - старыми стариками).
- Кто первым обнаружил, что он уже не школьник, а старый, ничего в жизни не достигший и никому не нужный старик?
- Заметил ли Петя, что с ним случились перемены? (Всё произошло неожиданно.)
- Как герой воспринимает волшебство? (Огорчается, расстраивается, пугается.)
- Какие слова нам об этом говорят? Найдите в тексте.

(Какой я одинокий, несчастный старик!..).
- Сожалеет ли Петя о случившемся?

Динамическая пауза.

 

Работа по теме урока.

Ответьте на вопрос:

- Почему злые волшебники были уверены, что ребята не придут в лесной домик к 12 часам ночи?

- Одинаковым ли было поведение ребят?
- Найдите отрывки, где автор рассказывает о том, как Петя искал и находил остальных ребят, превращённых в стариков.

- Как вы думаете, почему злые волшебники выбрали именно этих детей, ведь в городе много других?
-
Что могло бы произойти, если бы все жители города были как эти дети, лодырями и прогульщиками? (Остановилась бы жизнь).

 

Работа в тетради.

- Запишите в два столбика: положительные и отрицательные герои.

 

(Г) Составление плана сказки: расставьте предложения так, чтобы получился план.

В лесном домике

 

Мальчик Петя Зубов

 

Опасение волшебников

 

«Бедный я старик! Несчастный я мальчик!»

 

Превращение мальчика в старика

 

Вежливые школьники

 

Обратное превращение

 

Где же они - дети - старики?

 

Превращённые отыскались

 

 

- Какие пункты остались?

- Предположите, как дальше будут развиваться события?

- Пересказ по плану.

Привитие ценности: единство и солидарность

 

ФО   Проверочная работа

Учитель предлагает ответить на вопросы по содержанию произведения.

 

Домашнее задание: краткий пересказ по плану.

 

(К) объясняет значение слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(К) подбирает синонимы, антонимы

 

 

 

 

 

 

(К) отвечает на вопросы, читает ответы из учебника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(К) выполняет движения

 

 

 

(К) отвечает на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(П) записывает героев сказки

 

 

(Г) расставляет последователь-ность действий, составляет план

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(К) отвечает на вопросы

 

 

 

(И, П) выполняет задания.

 

 

 

 

 

 

словесная похвала

 

 

 

 

 

 

 

словесная похвала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

словесная похвала

«Большой палец»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Большой палец»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

самопроверка

 

 

 

самопроверка

 

 

 

 

 

 

 

 

словесная похвала

 

 

 

 

 

 

 

 

ФО от 1 до 10

 

 

 

учебник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд 4

 

 

учебник

 

 

 

 

 

 

 

учебник  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://youtu.be/ZLRQzj22e1E

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд 5

тетрадь, учебник

 

 

 

слайд 6

карточка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

учебник, карточка

Конец урока

- Закончите предложения:

«Сегодня я узнал…».

«Мне было трудно...»

«Мне было интересно, потому что…».

«Теперь я знаю…».

«Теперь я буду…».

«Больше всего мне понравилось…».

«Я могу похвалить себя за то, что …».

 

учащиеся подводят  итог урока

 

 

слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

В лесном домике

 

Мальчик Петя Зубов

 

Опасение волшебников

 

«Бедный я старик! Несчастный я мальчик!»

 

Превращение мальчика в старика

 

Вежливые школьники

 

Обратное превращение

 

Где же они - дети - старики?

 

Превращённые отыскались

 

В лесном домике

 

Мальчик Петя Зубов

 

Опасение волшебников

 

«Бедный я старик! Несчастный я мальчик!»

 

Превращение мальчика в старика

 

Вежливые школьники

 

Обратное превращение

 

Где же они - дети - старики?

 

Превращённые отыскались

 

   


 

В лесном домике

 

Мальчик Петя Зубов

 

Опасение волшебников

 

«Бедный я старик! Несчастный я мальчик!»

 

Превращение мальчика в старика

 

Вежливые школьники

 

Обратное превращение

 

Где же они - дети - старики?

 

Превращённые отыскались

 

В лесном домике

 

Мальчик Петя Зубов

 

Опасение волшебников

 

«Бедный я старик! Несчастный я мальчик!»

 

Превращение мальчика в старика

 

Вежливые школьники

 

Обратное превращение

 

Где же они - дети - старики?

 

Превращённые отыскались

 

 

 

 


 

 

Фамилия  Имя ________________________________

Береги время. Е.Шварц «Сказка о потерянном времени».

 

 

 

Что ты хотел бы сказать Пете Зубову? Напиши.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1. Оно, хоть и самое длинное, но и самое короткое в нашем мире.

 

 

2. Оно течет быстро и медленно.

 

 

3. Без него не происходит ни одна вещь на свете.

 

 

4. Время - наше сокровище, которое мы не ценим и тратим впустую.

 

 

5. Экономя время, мы сможем стать настоящими творцами, так как будем успевать развивать свою личность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также