КСП урока на тему: "Закон радиоактивного распада". (9 класс, физика)
Оценка 5
Разработки уроков
doc
физика
9 кл
21.10.2018
Краткосрочное планирование урока физики на тему : "Закон радиоактивного распада".
Цель: раскрыть природу радиоактивного распада и его закономерности, вывести закон радиоактивного распада, показать его статистический характер.
Ожидаемый результат: Учащиеся должны:
А
Знать:
- сходства и отличия между распадом и делением атомных ядер;
- определение радиоактивного распада;
- понятие периода полураспада;
- закон радиоактивного распада.
В
Уметь:
- используя закон радиоактивного распада находить число нераспавшихся ядер.
С
- аргументировать статистический характер радиоактивного распада.Цель: раскрыть природу радиоактивного распада и его закономерности, вывести закон радиоактивного распада, показать его статистический характер.
Ожидаемый результат: Учащиеся должны:
А
Знать:
- сходства и отличия между распадом и делением атомных ядер;
- определение радиоактивного распада;
- понятие периода полураспада;
- закон радиоактивного распада.
В
Уметь:
- используя закон радиоактивного распада находить число нераспавшихся ядер.
С
- аргументировать статистический характер радиоактивного распада.
00000081-44941216.doc
«Утверждаю»
Директор
ОМШЛОД
Нуркешов Т.С.
Краткосрочное планирование
Город Павлодар
Школа Областная многопрофильная школа-лицей для одаренных детей
Группа 6
Тренер Идилуп А.Т.
Слушатель Ифандопуло Е.Г.
Учебный предмет физика
Класс 9Б
Дата проведения 11.05.2013
№ урока 1
Цель: раскрыть природу радиоактивного распада и его закономерности, вывести закон радиоактивного распада, показать его
статистический характер.
Тема урока: Закон радиоактивного распада.
Ожидаемый результат: Учащиеся должны:
А
Знать:
- сходства и отличия между распадом и делением атомных ядер;
- определение радиоактивного распада;
- понятие периода полураспада;
- закон радиоактивного распада.
В
Уметь:
- используя закон радиоактивного распада находить число нераспавшихся ядер.
С
- аргументировать статистический характер радиоактивного распада.
«___» _______2013 г. Деятельность учителя
Деятельность ученика
Вр
емя
Этап
ы
урок
а
Мотив
а-
цион-
ный
(10
мин.)
1. Игра-тренинг «Атомы и молекулы».
2. Вопрос.
Подает сигналы для выполнения тренинга.
Цель - выход на тему.
Как, по вашему мнению, наш тренинг может
быть связан с темой урока?
Цель – выход на тему урока.
3. Учитель раздает конфеты разных цветов и
предлагает по схеме на ИД найти частицу, цвет
которой соответствует цвету конфеты.
Цель - деление на группы.
4. Прием «Перепутанные логические
Цель - вызов уже имеющихся знаний по
изучаемому вопросу, активизация учащихся.
Предлагает обменяться результатами работы
между группами, проверить и оценить работу по
ключу.
цепочки».
5. Приём "Верные и неверные
утверждения"
Просьба к учащимся установить, верны ли
данные утверждения, обосновывая свой ответ.
Предлагает вернуться к данным утверждениям
оценить их достоверность, используя
полученную на уроке информацию после
знакомства с основной информацией.
Цель - мотивация для дальнейшей работы.
Опера
ционн
ый
этап
(20
мин.)
1. Работа с новым материалом.
Объясняет прием ИНСЕРТ (во время чтения
вы должны делать следующие пометки на
полях “V” - поставьте эту пометку на
полях, если то, что вы читаете,
соответствует тому, что вы знаете, или
думали, что знаете). Предлагает обсудить
содержание заполненных таблиц с
соседом по парте, а противоречия и
вопросы, сформулированные в таблицах,
обсудить в группе.
Цель - сохранение интереса к теме при
Ресурсы Оценив
а-ние
Оценка
ключу.
по
Карточки
заданиям
ИД
с
и.
Испо
льзуе
-мые
моду
ли
КМ
ИКТ
НП
ЛиУ
ОдО
ВО
1. Учащиеся выполняют
тренинг
(с закрытыми глазами свободно
передвигаются по классу, по
моей команде объединяются в
группы (молекулы), после чего,
открыв глаза, опять расходятся и
т.п.)
2. Проводят параллель между
движением по классу и
движением атомов в молекуле.
3. Учащиеся рассаживаются
их
по
группам.
группах
4. В ходе обсуждения в
восстанавливают цепочки.
Проверяют задания, оценивают
правильность по ключу.
5. Фиксируют ответы в
тетрадях. Вспоминают, что
им известно по изучаемому
вопросу (делают
предположения).
1. Изучают новый
материал,
используя пометки на полях.
Обсуждают материал в парах,
обсуждают возникшие вопросы в
группе.
2. Выдвигают гипотезу,
заполняют таблицу,
проводят эксперимент,
НП
КМ
ИКТ
ТиО
ОдО
ЛиУ
вное
ние
Формати
оценива
учителя,
взаимоц
енивани
е групп
Карточки
с новым
материал
ом,
ИД,
с
монеты,
карточки
описание
м работы,
учебник Задание №1. «Перепутанные логические цепочки».
1 группа
2 группа
3 группа Радиоактивность: радиоактивный распад, деление ядер
атомов
Радиоактивный распад – это самопроизвольное превращение
ядер атомов,
сопровождающееся испусканием излучения,
которое получило название a- (альфа),)b- (бета) или g- (гамма)
излучения.
В настоящее время известны как естественные (природные,
существовавшие в природе изначально) радионуклиды - ЕРН
(радиоактивные элементы и изотопы), так и огромное количество
искусственных (техногенных) - получаемых в результате ядерных
реакций.
На активность радиоактивного вещества не оказывают влияние
внешние воздействия (повышение температуры, давления,
химические реакции)
Общее количество известных естественных радионуклидов
достигает 300. Но количество имеющих практическое значение,
играющих заметную роль в природе, среди них невелико - не
более десятка. Особенно огромное количество новых, не
имевшихся в природе радиоактивных изотопов и элементов,
появилось после создания атомных реакторов и испытаний
ядерных бомб. Радиоактивные (ядерные) превращения могут
быть естественными, самопроизвольными (спонтанными) и
искусственными,
Значение периода полураспада для разных веществ (и их
изотопов) колеблется в очень широких пределах - от миллионных
долей секунды до миллиардов лет.
Закон радиоактивного распада существенно отличается от
законов, изученных нами ранее. Этот закон описывает процессы,
происходящие в микромире и носит статистический характер.
Период полураспада - статистическая величина.
Причина - в том, что статистический, вероятностный характер
носят процессы внутри радиоактивных атомных ядер. Все ядра
одного радиоактивного изотопа совершенно одинаковы. Любое из
них с одинаковой вероятностью может распасться в любой
момент времени, и распад каждого ядра никаким образом не
влияет на распады других ядер. Распад ядра - случайное событие.
Предсказать, когда произойдет распад данного атома,
невозможно. Математически оценить можно лишь вероятность
распада атома (ядра) в конкретный момент времени.
Поскольку время существования отдельных ядер может
колебаться от долей секунды до миллиардов лет, имеет смысл
говорить о среднем времени жизни - среднем арифметическом
времен жизни большого количества атомов данного вида
(статистическая величина). По этой же причине не имеет смысла
говорить о периоде полураспада для одного атома, о законе
радиоактивного распада для малого числа атомов. Определенная
закономерность проявляется лишь для большого количества
ядер. При малом же их количестве неизбежными будут
отклонения от средних значений, чем меньше атомов, тем
отклонения будут заметнее.
Таким образом, на основе закона радиоактивного распада можно
утверждать только то, что за время, равное периоду полураспада
распадается в среднем (приблизительно) половина имеющихся
радиоактивных ядер. Чем больше атомов, тем точнее
выполняется закон.
Радиоактивность: радиоактивный распад, деление ядер
атомов
Радиоактивный распад – это самопроизвольное превращение
ядер атомов,
сопровождающееся испусканием излучения,
которое получило название a- (альфа),)b- (бета) или g- (гамма)
излучения.
В настоящее время известны как естественные (природные,
существовавшие в природе изначально) радионуклиды - ЕРН
(радиоактивные элементы и изотопы), так и огромное количество
искусственных (техногенных) - получаемых в результате ядерных
реакций.
На активность радиоактивного вещества не оказывают влияние
внешние воздействия (повышение температуры, давления,
химические реакции)
Общее количество известных естественных радионуклидов
достигает 300. Но количество имеющих практическое значение,
играющих заметную роль в природе, среди них невелико - не
более десятка. Особенно огромное количество новых, не
имевшихся в природе радиоактивных изотопов и элементов,
появилось после создания атомных реакторов и испытаний
ядерных бомб. Радиоактивные (ядерные) превращения могут
быть естественными, самопроизвольными (спонтанными) и
искусственными,
Значение периода полураспада для разных веществ (и их
изотопов) колеблется в очень широких пределах - от миллионных
долей секунды до миллиардов лет.
Закон радиоактивного распада существенно отличается от
законов, изученных нами ранее. Этот закон описывает процессы,
происходящие в микромире и носит статистический характер.
Период полураспада - статистическая величина.
Причина - в том, что статистический, вероятностный характер
носят процессы внутри радиоактивных атомных ядер. Все ядра
одного радиоактивного изотопа совершенно одинаковы. Любое из
них с одинаковой вероятностью может распасться в любой
момент времени, и распад каждого ядра никаким образом не
влияет на распады других ядер. Распад ядра - случайное событие. Предсказать, когда произойдет распад данного атома,
невозможно. Математически оценить можно лишь вероятность
распада атома (ядра) в конкретный момент времени.
Поскольку время существования отдельных ядер может
колебаться от долей секунды до миллиардов лет, имеет смысл
говорить о среднем времени жизни - среднем арифметическом
времен жизни большого количества атомов данного вида
(статистическая величина). По этой же причине не имеет смысла
говорить о периоде полураспада для одного атома, о законе
радиоактивного распада для малого числа атомов. Определенная
закономерность проявляется лишь для большого количества
ядер. При малом же их количестве неизбежными будут
отклонения от средних значений, чем меньше атомов, тем
отклонения будут заметнее.
Таким образом, на основе закона радиоактивного распада можно
утверждать только то, что за время, равное периоду полураспада
распадается в среднем (приблизительно) половина имеющихся
радиоактивных ядер. Чем больше атомов, тем точнее
выполняется закон.
Проведение эксперимента
1. Прочитайте условие эксперимента и заполните таблицу. Ваше предположение о
том, что произойдет
Что наблюдали
Результаты обсуждения
Эксперимент
Поместить в коробку не менее 30 одинаковых
монет. Встряхнуть их несколько раз и высыпьте
на стол с некоторой высоты. Монеты, выпавшие
тыльной стороной вверх (распавшиеся ядра)
положите в сторону, а остальные (не
распавшиеся) вновь встряхнуть и высыпать ядра
на стол, выпавшие тыльной стороной убрать, а
остальные подсчитать и снова повторить опыт 4
раза.
2. По результатам опыта постройте таблицу
Номер выбрасывания
Число монет,
выпавших тыльной
стороной (орлом)
1
2
3
4
3. Постройте график зависимости числа монет N (числа
нераспавшихся ядер) от номера Х выбрасывания.
4. Спикер от каждой группы проводит презентацию своего
эксперимента.
5. Исследуйте компьютерную модель радиоактивного распада.
Сравните ее со своим экспериментом.
6.
Сравните полученный график с графиком радиоактивного
распада на стр. 206. Рис. 153. Сделать вывод о характере и
границах применимости закона радиоактивного распада.
7. Вывести формулу закона радиоактивного распада (с
объяснением).
КСП урока на тему: "Закон радиоактивного распада". (9 класс, физика)
КСП урока на тему: "Закон радиоактивного распада". (9 класс, физика)
КСП урока на тему: "Закон радиоактивного распада". (9 класс, физика)
КСП урока на тему: "Закон радиоактивного распада". (9 класс, физика)
КСП урока на тему: "Закон радиоактивного распада". (9 класс, физика)
КСП урока на тему: "Закон радиоактивного распада". (9 класс, физика)
КСП урока на тему: "Закон радиоактивного распада". (9 класс, физика)
КСП урока на тему: "Закон радиоактивного распада". (9 класс, физика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.