«Кто такие птицы?» мероприятие для детей 6-7 летнего возраста
Оценка 4.7

«Кто такие птицы?» мероприятие для детей 6-7 летнего возраста

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
окружающий мир
1 кл
31.03.2017
«Кто такие птицы?» мероприятие для детей 6-7 летнего возраста
«Кто такие птицы?» Пояснительная записка Природа - это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. И.В.Гете Занятие построено на принципах развивающего обучения и направлено на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а так же на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет отдается не простому запоминанию, не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности педагога и детей.мероприятие для детей 6-7 летнего возраста
Открытое занятие Кто такие птицы.doc

Тема: «Кто такие птицы?»

 

Пояснительная записка

            Природа - это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.   

                                                                                                                     И.В.Гете

Занятие построено на принципах развивающего обучения и направлено на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а так же на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет отдается не простому запоминанию, не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности педагога и детей.   

Методическая разработка продолжает цикл занятий, представляющих программу обучения «Школа экологической грамотности». В разделе «Живая природа» дети знакомятся с разными группами животных, учатся различать их по свойственным только этим животным признакам.

Данная разработка рассчитана на детей в возрасте 6-7 лет. Поскольку дети этого возраста лучше осознают и запоминают в процессе игры, то все занятие построено с использованием различного игрового и занимательного материала: загадки, экологические сказки, викторина.

В процессе этого занятия дети усвоят отличительные признаки птиц, их значение в природе. Исходя из знаний, полученных на занятии, у детей сформируется свое отношение к птицам, а под влиянием педагога оно будет добрым, гуманным.

 

Цели:

- познакомить детей с понятием «птицы», особенностями строения птиц по отношению к другим животным, строением пера, его размерами, функциями, окраской, разнообразием птиц,

- выяснить, для чего птицы поют;

- развивать внимание и внимательность, интерес, любознательность;

- воспитывать доброе отношение к природе, любовь, желание заботиться о «братьях наших меньших»,

- воспитывать чувства сострадания и сопереживания.

Задачи:

-научить выделять птиц среди разнообразия других животных;

- научить отличать птиц от других животных по их признакам.

 

 

 

 

 

 

 

Используемые методы:

·        словесный: рассказы педагога и высказывания обучающихся;

·        наглядный: демонстрация методических таблиц на данную тему, иллюстрации и фотографии птиц с различным оперением

·        практический: изучение строения пера (практическая работа)

·         

Возраст обучающихся: 6-7лет, первый год обучения.

 

Оборудование:

1.     Карточка с изображением летучей мыши, бабочки, курицы;

2.     Карточка с изображением летящих гусей, голубей;

3.     Перья, разные по размеру, форме, цвету; ножницы;

4.     Рисунок пера и чернильницы;

5.     Фотографии птиц с ярким оперением;

6.     Иллюстрации птиц: воробья, соловья, сороки, вороны, дятла, скворца, аиста, гуся, павлина, пингвина, страуса.

 

Методические советы на подготовительный период:

1.     Заранее собрать коллекцию перьев различной формы, окраски, размера.

2.     Предварительный подбор иллюстраций и фотографий птиц, подбор загадок о птицах, которые соответствовали бы данным иллюстрациям и фотографиям.

3.     Предварительно подготовить  материал, необходимый для практической работы (перья, ножницы, стаканы с водой).

4.     Изготовить карточки с изображением летающих животных (курица, летучая мышь, бабочка).

 

План – конспект занятия:

1.     Оргмомент. Сообщение темы и целей занятия.

2.     Повторение пройденного материала.

3.     Введение в образовательный материал .

4.     Объяснение нового материала.

     а) знакомство с понятием «птицы»

     б) вывод

     в) сказка «Для чего птицы поют»

    г) практическая работа «Изучение строения пера», знакомство с разнообразием птиц с ярким оперением

5.Физкультминутка.

6.Закрепление изученного:

    а) викторина «Разнообразие птиц»

    б) игра «Птицы прилетели»

    в) игра – соревнование

7. Итог занятия.

 

Ход занятия:

1.    Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о том, кто живет в лесу.

2.    Повторение пройденного

- О ком мы говорили на прошлом занятии?

- Каких животных вы знаете?

3. Введение в новый материал

- О ком идет речь в загадке?

          Спозаранку скачут гости

          По заснеженным ветвям -

          Желтогрудые питомцы

          Прилетают в гости к нам.

- Кто это? (птицы)

- Так кто еще живет в лесу? (птицы)

4.Объяснение нового материала

   а) знакомство с понятием «птицы»

- Вот о них мы сегодня и поговорим. Кто такие птицы? (животные,  которые умеют летать)

- Кто изображен на рисунке? (летучая мышь, бабочка, курица)

- Что общего у этих животных? (есть крылья, умеют летать)

- Можно ли их отнести к одной группе? Кто из нарисованных животных птица? (курица – птица, у нее есть крылья, тело покрыто перьями, а у остальных животных перьев нет)

   б) вывод

-Сделайте вывод, кого мы называем птицами? (птицы – это животные, тела которых покрыты перьями)

   в) сказка «Для чего птицы поют?»

- От радости поют люди, а для птиц весеннее пение – очень важное дело. Поют только самцы. Весной возвратился домой маленький певун и немедленно во весь голос заявляет «Я здесь! Я прилетел, занял участок. Тут я буду охотиться на насекомых, растить птенцов, и никто не смеет по близости селиться, иначе получит взбучку.

   Своей песней птица устанавливает невидимую, но зато хорошо слышимую границу участка.

   И если рядом раздастся песня соперника – сородича, хозяин участка, распушив перья, кинется на него и прогонит. А другие птицы – пожалуйста! – селитесь хоть в двух шагах. Ведь у других птиц и корм другой, и материал для гнезда, так что с такими соседями спорить не о чем.

   Есть у птичьей песни и другое назначение. Будущий папа, подыскав хорошее место для гнезда, начинает звонкой песней звать маму своих будущих птенцов. Он как бы говорит: «Я тут. Я нашел отличное место для гнезда, здесь много корма. Лети скорее сюда. Мы вместе построим гнездо и будем растить наших птенцов.

   Услышит будущая птичья мама одну такую песню, другую, третью, и какая покажется ей самой прекрасной, на ту песню она и полетит.

   Но каждая птица поет весеннюю песню на свой лад. Серые вороны весной уже не каркают так пронзительно, голос их становится мягче, нежнее, в нем появляются такие звуки, словно каждой хочется выговорить что – то ласковое, да только не выходит.

   А дятел не умеет петь. Он только часто – часто стучит своим клювом по сухому суку.

   У кулика – бекаса клюв велик, а голос слаб, и песни нет. Нет хорошего голоса – не беда. Бекас изловчился петь хвостом. Взлетит над лесным болотцем, крылья подожмет, хвост распустит и пикирует. От этого встречный воздух гудит в перьях хвоста, получается такой звук, будто ягненок блеет: «Бе – е – е». Недаром бекаса прозвали «лесным барашком».

   Аисты тоже петь не умеют. Зато они трещат клювами. Никто так не может.

   А тетерева,  лесные петухи – косачи, выхваляясь своей красотой и удалью перед рябенькими тетерками, шипят. Да так громко шипят, будто туго надутый мяч проткнули. Прошипят, а потом подпрыгивают, пританцовывают, бормочут: «Гур – гур – гур». Послушаешь такую песню- кажется, будто котел бурлит. Бурлит – бурлит да и выплеснется, зашипит на горячей печке.

   Кончится весна, обзаведутся птицы семействами, тут и конец песням. Когда в гнезде пищат голодные малыши – не до песен. Надо корм добывать, к тому же песней можно выдать гнездо – привлечь хищников. Правда,  и летом слышны птичьи голоса, но это уже не звонкие, заливистые весенние песни, а покрикивание, чириканье, щебет – словом, обычная птичья перекличка да разговоры.

   г) практическая работа «Изучение строения пера»

(На столе лежат перья, разные по размеру, форме, цвету, ножницы.)

- Чем различаются перья? (размером, формой, цветом)

- Каждое перо имеет свой стержень, догадайтесь, где он находится, покажите его.

- А еще у него есть бородки. Где бородки? Покажите их.

- Что случится, если подует ветерок? (перо улетит)

- Почему? (оно очень легкое)

- Внутри перо полое, пусто  (учитель режет перо и показывает детям)

- Оттого что перо внутри полое, пустое, оно очень легкое, поэтому птицам легко летать.

- Макните перо в стакан с водой. Оно намокло? (нет, капельки воды стекли в стакан)

- Перья защищают птицу от сырости и воды. Д ля чего птицам нужны большие перья? (чтобы летать)

- Для чего нужны птицам маленькие перья? (для тепла)

- Почему на рисунке перо показано рядом с чернильницей? (много лет назад, когда не было ручек, люди писали гусиными перьями)

- Рассмотрите окраску перьев, что вы можете сказать о них? (перья разного цвета, они украшают птицу)

- А теперь посмотрите, какую окраску имеют птицы. (просмотр

фотографий птиц с разноцветным оперением)

5.    Физкультминутка

          Утром встал гусак на лапки,

          Приготовился к зарядке.

          Повернулся влево, вправо,

          Приседанье сделал справно,

          Клювиком почистил пух,

          А потом за парту – плюх!

6. Закрепление изученного:

   а) викторина «Разнообразие птиц»

(за каждый правильный ответ учащийся получает перо)

Белобокая сорока прилетела издалека,

Не сказала, где была,

Но зато она, ребятки, очень хитрые загадки

На хвосте нам принесла.

          - Ищет целый день он крошки,

            Ест букашек, червячков,

            Зимовать не улетает,

            Под карнизом обитает  (воробей)

- Он серенький на вид,

 Но пеньем знаменит  (соловей)

         - Вертится, стрекочет,

           Весь день хлопочет   (сорока)

- Окраской -  сероватая,

  Повадкой – вороватая,

  Крикунья хрипловатая –

  Известная персона,

  Кто она?   (ворона)

           -Он в берете ярко – красном,

            В черной курточке атласной,

            Он на дереве сидит

            И стучит, стучит, стучит…   (дятел)

- Он прилетает каждый год

  Туда, где домик его ждет,

  Чужие песни петь умеет,

  А все же голос свой имеет   (скворец)

           - Это старый наш знакомый,

             Он живет на крыше дома –

             Длинноногий, длиннохвостый,

             Длинношеий, безголосый

             Он летает на охоту

            За лягушками в болото   (аист)

- Ей в ночь глухую не до сна.

  Промысел ведет она    (сова)

             -По лужку он важно ходит,

              Из воды сухим выходит,

              Носит красные ботинки,

              Дарит мягкие перинки   (гусь)

- Проживает в странах жарких,

  А в нежарких – в зоопарках.

  И спесив он, и хвастлив,

  Потому что хвост красив.   (павлин)

             - Скажите мне, какой чудак

               И днем, и ночью носит фрак?   (пингвин)

 

- И петь не поет, и летать не летает…

  За что же тогда его птицей считают?   (страус, пингвин)

 

-Летать пингвины, действительно, не могут. Их крылья со временем стали совсем маленькими, а тела очень крупными и тяжелыми. Пингвины – отличные пловцы, а маленькие крылышки служат, скорее, ластами, так как во время плавания вращаются почти винтообразно вокруг плечевого сустава. Питаются пингвины рыбой и морскими животными. Тела этих птиц густо покрыты перьями, так как плавают они в ледяной воде, а живут там, где льды никогда не тают.

- Страусы – очень крупные птицы: высотой до 2,7 метра, а весом более 50

Килограммов. Летать они не умеют, но бегают так же быстро, как лошади.

Разводятся прекрасно на страусиных фермах, предприимчивые хозяева даже иногда устраивают страусиные бега. Предпочетает растительную пищу, но не откажется и от мелких животных. Крылья маленькие, почти исчезли, служат, скорее, украшением.

   б) игра «Прилетели птицы»

-Я буду называть птиц, но если ошибусь, назову что – то другое, хлопайте в ладоши и стучите ногами.

 

          Прилетели птицы:

          Голуби, синицы,

          Мухи и стрижи…

-Что неправильно? (мухи – это насекомые)

          Прилетели птицы:

          Голуби, синицы,

          Аисты, вороны,

          Галки, макароны…

- Что неправильно?   (макароны -  не птицы)

          Прилетели птицы:

          Голуби, куницы…

- Что неправильно?   (куницы – звери)

          Прилетели птицы:

          Голуби, синицы,

          Страусы, чижи…

- Что неправильно?   (страусы не летают)

          Прилетели птицы:

          Голуби, синицы,

          Гаички, стрижи,

          Аисты, кукушки,

          Даже совы – сплюшки…

- Не гаечки, а птицы гаички, не плюшки, а совы – сплюшки.

          Прилетели птицы:

          Голуби, синицы,

          Чибисы, чижи,

          Галки и стрижи,

          Комары, кукушки…

 - Что неправильно?   (комары – насекомые)

               Прилетели птицы:

               Голуби, синицы, галки и стрижи,

              Чибисы, чижи, аисты, кукушки,

              Даже совы – сплюшки, лебеди, скворцы…

              Все вы молодцы!

   в) игра -  соревнование

(по очереди говорим название птиц, на ком остановились – тот проиграл)

7.Итог занятия.

- Молодцы, птиц знаете много. Какой отличительный признак у птиц? (тело покрыто перьями)

- Умнички! Так держать! Вы очень хорошо работали, справились со всеми заданиями, думаю, что знания, полученные на сегодняшнем занятии вам обязательно пригодятся.

- Занятие окончено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические советы организаторам:

Данное занятие лучше проводить в кабинете, предназначенном для занятий. Столы расставляют по усмотрению педагога.

 Все предполагаемое оформление занятия – методические таблицы, фотовыставка расположены на стендах для демонстраций.

Материал, предназначенный для практической работы, лучше всего разложить непосредственно перед работой.

 

Методические советы на период ближайшего последействия:

          На следующем  занятии обязательно повторить признаки птиц

     Данное занятие – лишь первый шаг к знакомству с птицами. Позднее мы будем говорить о перелетных птицах и зимующих, а затем несколько практических занятий можно посвятить изготовлению кормушек. Сначала из готовых кормушек можно сделать выставку. Дети внимательно рассматривают готовые образцы, отмечают достоинства и недостатки изделия, а затем вместе с педагогом развешивают их во дворе. Будет очень хорошо, если одну – две кормушки будет хорошо видно из окна кабинета, где проходят занятия.

   

Список литературы:

«Окружающий мир» Е. П. Фефилова

«Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет» Т. М. Бондаренко

«Экологический праздник для детей» Л. П. Молодова

«Почемучка» А. Алексин, С. Михалков

«Игровые экологические занятия с детьми» Л.П. Молодова

«35 суббот + каникулы», сценарии школьных праздников Н.И. Панфилова

 

 

         

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» г. Губкина

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка открытого занятия:

«Кто такие птицы?»

 

 

Объединение «Школа экологической грамотности»

1 год обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела

педагог дополнительного

образования

Гапченко

Светлана Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г.Губкин – 2009 год.


Тема: «Кто такие птицы?» Пояснительная записка

Тема: «Кто такие птицы?» Пояснительная записка

Используемые методы: · словесный: рассказы педагога и высказывания обучающихся; · наглядный: демонстрация методических таблиц на данную тему, иллюстрации и фотографии птиц с различным оперением ·…

Используемые методы: · словесный: рассказы педагога и высказывания обучающихся; · наглядный: демонстрация методических таблиц на данную тему, иллюстрации и фотографии птиц с различным оперением ·…

Ход занятия: 1. Оргмомент

Ход занятия: 1. Оргмомент

Лети скорее сюда. Мы вместе построим гнездо и будем растить наших птенцов

Лети скорее сюда. Мы вместе построим гнездо и будем растить наших птенцов

Почему на рисунке перо показано рядом с чернильницей? (много лет назад, когда не было ручек, люди писали гусиными перьями) -

Почему на рисунке перо показано рядом с чернильницей? (много лет назад, когда не было ручек, люди писали гусиными перьями) -

Длинношеий, безголосый

Длинношеий, безголосый

Прилетели птицы: Голуби, куницы… -

Прилетели птицы: Голуби, куницы… -

Методические советы организаторам:

Методические советы организаторам:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» г

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017